Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: помещение, распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг. В детском саду новые требования и правила, к которым нужно также постепенно привыкать. Некоторые дети адаптируются очень легко – без слез бегут в группу. Играют, веселятся и не хотят уходить домой. Другие – никак не могут оторваться от мамы. Цепляются за нее, громко плачут и боятся заходить в группу. Какой будет адаптация в детском саду – зависит от родителей, воспитателей и самого ребенка.
Степени адаптации ребенка
Можно выделить три степени адаптации в детском саду: легкую, среднюю и тяжелую. Какая из них будет происходить с конкретным ребенком, зависит от многих факторов: отношений в семье, педагогических умений воспитателей, характерологических особенностей самого малыша.
Легкая
Легкая адаптация к детскому саду проходит в короткие сроки: в течение 2-4 недель малыш привыкает к садику, не боится туда идти и с радостью отправляется в группу. О такой степени адаптации можно судить по следующим признакам:
- малыш спокойно заходит в детский сад и группу, без плача и истерик;
- с радостью общается с воспитателями, не прячется от них, не боится смотреть им в глаза, может спокойно сказать им о своей потребности в данный момент;
- успешно контактирует с ребятами из группы;
- адекватно реагирует на словесные поощрения или порицания со стороны педагогов;
- если уже умеет говорить, то эмоционально рассказывает родителям о том, что сегодня происходило в садике.
Средняя
Средняя адаптация ребенка в детском саду затягивается на более длительное время – до полутора месяцев. Малыш при этом плачет или злится, когда идет в детский сад, не всегда хочет отправляться в группу, но тем не менее вливается в коллектив и новую жизнь, хоть и медленно. На такой уровень адаптации указывают признаки:
- ребенок мало ходит в сад и часто болеет;
- тяжело расстается с мамой, не хочет ее отпускать, плачет некоторое время после ее ухода из сада;
- через короткое время успокаивается и начинает играть с другими детьми;
- соблюдает распорядок учреждения;
- адекватно реагирует на положительные и отрицательные высказывания педагога о его поведении и действиях.
Тяжелая
Тяжелая адаптация в детском саду характерна детям с высокой чувствительностью, низким уровнем социализации или повышенной агрессивностью. Привыкание в этом случае может длиться от пары месяцев до нескольких лет, иногда малыш так и не приспосабливается к детскому учреждению и родителям приходится забирать его на домашнее воспитание. Такая степень адаптации встречается достаточно редко. Признаки, по которым можно ее определить:
- отсутствие контакта с воспитателями и сверстниками более, чем в течение двух месяцев;
- плач, ступор или агрессия длительное время после ухода родителей – более часа;
- отказ от принятия распорядка детского сада: не ест, не спит, не участвует в развивающей и образовательной деятельности, не играет с детьми;
- слезы, испуг или агрессия в ответ на слова педагогов.
Способы преодоления тяжелой адаптации заключаются в своевременном обращении к психологу, постоянном контакте с ребенком и воспитателями, установлении доверительных отношений с малышом. Иногда полезно взять паузу в посещении ДОУ на 1-2 месяца.
В зависимости от того, какая у ребенка степень адаптации к детскому саду, родителям и педагогам необходимо выстраивать свои пути взаимодействия с малышом: одного нужно просто поддержать, другого – подбодрить, третьего – пожалеть. Если взрослым удастся найти подходящую стратегию поведения, то в скором времени психологическая и физическая адаптация крохи к садику закончится, и он будет ходить туда боле спокойно.
Эмоциональный портрет ребенка в период адаптации
Отрицательные эмоции
Обычно отрицательные эмоции проявляются практически у всех детей, которые проходят адаптационный период. Как правило, ребенок выражает свое состояние палитрой плача: от хныканья до постоянного. Здесь может наблюдаться и «плач за компанию», которым малыш, почти адаптированный к детскому саду, поддерживает новичка, пришедшего в группу. Еще одно проявление – это депрессия: дети становятся подавленными и безучастными ко всему.
Страх
Отрицательным эмоциям обычно сопутствует страх. Вряд ли Вы сможете найти ребенка, который не испытывал бы его хотя бы один раз во время адаптации к детскому саду. Малыш боится незнакомой обстановки, встречи с воспитателями и новыми детьми, а главное – что родители забудут его, уйдя на работу.
Гнев
У ребенка на фоне стресса иногда проявляется гнев, прорывающийся наружу. Во время адаптационного периода в детсаду или школе малыши настолько ранимы, что поводом для гнева может стать все что угодно.
Положительные эмоции
Первые дни адаптация в детском саду или школе обычно проходят без проявления положительных эмоций: новая обстановка его попросту пугает, поэтому малыш часто из задорного весельчака превращается в крайне закрытого, немногословного и порой плаксивого ребенка. Чем легче ребенок адаптируется, тем быстрее на его лице вновь появится улыбка.
Социальные контакты
Коммуникабельность может помочь ребенку успешно адаптироваться в новом коллективе. Но в первые дни пребывания в детском саду или школе у некоторых детей утрачивается и это качество. Малыш бывает нелюдим, замкнут или проводит время в «гордом одиночестве». Как только ребенок сможет наладить контакт с группой, проблемы адаптации к детсаду или школе пойдут на убыль – это и будет главным шагом к завершению адаптационного процесса.
Познавательная деятельность
На фоне стрессовых реакций познавательная деятельность обычно снижается и угасает. Поэтому дети, впервые придя в сад, часто не интересуются игрушками, а, например, в первые дни в школе не хотят знакомиться со сверстниками и узнавать, что происходит вокруг.
Речь
В результате стресса адаптация ребенка в детском саду может сопровождаться регрессией речи. Словарный запас малыша уменьшается, и он вдруг опускается на несколько ступенек вниз, употребляя при разговоре только облегченные или младенческие слова. Такая речь является следствием тяжелой адаптации детей.
Виды адаптации детей
Виды адаптации в детском саду также бывают разные в зависимости от того, какую стратегию поведения избирает ребенок. Одни сначала долго плачут, а через пару недель с радостью идут в группу, другие – сначала с энтузиазмом включаются в занятия и игры, а через некоторое время – никак не могут отпустить маму из раздевалки. То, какая адаптация будет у конкретного крохи, зависит от его индивидуальных особенностей.
Активная
Адаптация к детскому саду этого вида встречается наиболее часто. Ребенок в первые две-три недели чувствует беспокойство: переживает, когда идет в сад, плачет при расставании с родителями, грустит о том, что завтра – снова нужно идти к ребятам. Но в скором времени слез становится меньше, малыш начинает чувствовать себя в безопасности, все более уверенно идет на контакт с воспитателями и ребятами.
Пассивная
Такая адаптация ребенка к детскому саду часто остается незамеченной родителями. Дело в том, что в садик малыш ходит практически без проблем: не закатывает истерик, не рыдает в раздевалке, не цепляется за маму. Но у него меняется то, что, казалось бы, и не относится к детскому саду: портится сон и аппетит, повышается утомляемость, капризность по вечерам. Эти симптомы проходят через несколько недель и состояние ребенка налаживается.
Отложенная
Адаптация ребенка в детском саду этого вида обычно сильно разочаровывает родителей. В первые 2-3 недели малыш, кажется, успешно идет в сад: не льет слезы, не отказывается от сна и еды, отлично контактирует с участниками образовательного процесса. Но однажды наступает день, когда ребенок ведет себя так, как вели себя на начальных этапах дети с активной адаптацией: рыдает, никак не отпускает маму, не хочет идти в садик, не желает общаться с педагогами и играть с детьми. Дальнейший процесс обычно проходит по типу активной адаптации детей к детскому саду.
Проваленная
Этот вид предполагает, что ребенок так и не смог привыкнуть, или период адаптации в детском саду затянулся на годы. Малыш не успокаивается с воспитателями и ребятами после ухода родителей, не соблюдает режим учреждения, не участвует в играх и занятиях, отказывается от еды и сна в детском саду. Это состояние чаще всего перетекает и в школу: первоклассник очень тяжело привыкает к новой роли.
От того, как прошла адаптация в детском саду, зависит дальнейшая жизнь ребенка. Это определяет, как он будет устанавливать контакты, взаимодействовать с людьми, будет ли он самостоятельным, уверенным в себе, или тревожным, безынициативным.
Отношения между малышами и воспитателями
В детском саду у детей могут возникать достаточно близкие отношения со взрослыми, не являющимися членами семьи, и родители часто боятся, что ребенок привяжется к воспитательнице сильнее, чем к ним. В действительности же нет фактов, свидетельствующих о возможности такого развития ситуации, если малыш испытывает к матери безопасную привязанность. Напротив, результаты нескольких исследований говорят о том, что родитель, как правило, остается для ребенка на первом месте, поэтому, если в комнате присутствуют и мать, и воспитательница, большинство малышей предпочтут быть возле мамы и общаться с ней.
Там, где для этого созданы все предпосылки, ребенок демонстрирует по отношению к педагогу те же признаки безопасной привязанности, которые характеризуют его благополучные отношения с родителями: при необходимости обращается к воспитательнице за утешением, чтобы быстро получить от нее поддержку, охотно проводит с ней время в играх и других занятиях. Сочувствие педагога часто оказывается особенно важным на этапе адаптации малыша к детскому саду. Когда же ребенок успевает немного привыкнуть к новым условиям, воспитатель может перенести акцент на игровую форму общения и направить свою поддержку главным образом на исследовательскую деятельность новичка и его взаимодействие с остальными детьми.
Факторы влияющие на адаптацию ребенка
Анализ адаптации ребенка к условиям детского сада показывает, что она зависит сразу от нескольких факторов. Чем благополучнее будет каждый из них, тем быстрее и легче малыш привыкнет к новым условиям.
Возраст ребенка
Адаптация к детскому саду детей раннего возраста происходит по-разному:
- В годовалом возрасте малыш очень сильно привязан к маме, не самостоятельный, иногда еще даже не умеет ходить. Эти крохи переносят разлуку очень тяжело, долго не могут успокоиться после маминого ухода. Имеют недостаточно сформированный иммунитет, поэтому болеют еще более часто, чем более старшие ребята.
- Адаптация к детскому саду в 2 года обычно проходит более успешно. Ребенок уже более самостоятельный, окружающий мир постепенно становится для него более интересным, чем мама. Поэтому чаще всего малыш быстро привыкает, включается в режим и взаимодействие с воспитателями.
- Адаптация к детскому саду в 3 года может быть разной в зависимости от того, пережил ли уже ребенок главный кризис этого возраста. Если этот период уже прошел или еще не успел начаться, то привыкание происходит легко и быстро: малышу интересен окружающий мир, постепенно формируется желание взаимодействовать со сверстниками, уже достаточно отделился от мамы. Если же привести ребенка в учреждение в период кризиса, то адаптация в детском саду в 3 года может затянуться, так как на внутреннее негативное состояние накладывается стресс, связанный с поступлением в садик.
Состояние здоровья
Как проходит адаптация в детском саду, зависит также от того, здоров ли малыш. Если у ребенка есть какие-либо соматические заболевания при поступлении в группу, то привыкать он будет сложнее: помимо стресса от незнакомой обстановки, он испытывает физическое недомогание.
Тяжелая адаптация ребенка в детском саду будет в том случае, если он имеет психические или неврологические нарушения – например, не переносит громких звуков или панически боится контактов с чужими людьми. Если у малыша есть какие-либо хронические заболевания или особенности развития, то об этом лучше сразу сообщить воспитателям, чтобы они могли создать для него подходящие условия.
Степень психологического развития
При слишком низкой или высокой степени психологического развития, могут возникнуть свои особенности адаптации ребенка в детском саду. В первом случае, малыш не будет успевать за обучающей программой детского сада, у него возникнут трудности с коммуникацией и взаимодействиями. Для ребят с серьезными психологическими проблемами в учреждении обычно составляется адаптированная образовательная программа с учетом его особенностей.
Одаренным детям часто бывает скучно со сверстниками, они не могут найти с ними общий язык, им неинтересно друг с другом взаимодействовать. Поэтому у детей с очень высоким уровнем психического развития происходит поздняя адаптация к садику, они долго приспосабливаются к непохожим на них детям.
Уровень социализации
Сколько длится адаптация ребенка к детскому саду, а также, какого вида она будет, зависит и от уровня социализации. Если малыш до поступления в учреждение очень мало общался с другими детьми и взрослыми, не оставался ни с кем, кроме мамы и папы, не посещал детских площадок, то привыкнуть к детскому саду ему будет сложнее. Большое количество других детей вокруг, недостаток внимания со стороны взрослых в детском саду могут привести его в состояние стресса.
Когда в садик приходит малыш, имеющий опыт взаимодействия с любыми детьми, легко идет с ними на контакт и умеет договариваться хотя бы на самом простом уровне, то его привыкание к садику, скорее всего, произойдет быстро и легко.
Состав семьи
Адаптация ребенка раннего возрастав детском саду иногда зависит от того, с кем живет ребенок. Сложнее всех обычно бывает тем малышам, которые являются единственным ребенком в семье или живут с одним родителем: у них очень крепкая психологическая связь, крохе очень трудно оставаться одному в незнакомом месте, в окружении чужих людей.
Дети, проживающие в больших семьях, где они привыкли оставаться с разными взрослыми, взаимодействовать с братьями и сестрами, в детский сад, скорее всего, пойдут без серьезных адаптационных проблем. Но бывает и иначе: слишком активный ребенок из маленькой семьи устает от одиночества и с радостью бежит в детский сад, а малыш, испытывающий недостаток внимания в многодетной семье, труднее привыкает к большой группе детей.
Темперамент ребенка
В зависимости от типа нервной деятельности, адаптация детей к условиям детского сада также будет проходить по-разному. Маленькие сангвиники быстро привыкают к учреждению, сверстникам и воспитателям, хороши идут на контакт, включаются в деятельность. Холерикам может быть труднее: они взрывные, могут часто конфликтовать, уживаются не со всеми ребятами. При этом, они отходчивые и к новым условиям также привыкают достаточно быстро. У флегматика может быть два варианта: или он сильно привык к дому и трудно адаптируется, или он равнодушно идет в детский сад, не сильно обращая внимания на изменения в его жизни. Тяжелая степень адаптации к детскому саду встречается чаще всего у меланхоликов: они все принимают близко к сердцу, их легко обидеть и расстроить.
Атмосфера в семье
Если ребенок идет в детский сад из благополучной семьи, в которой он чувствует себя нужным и любимым, то его адаптация проходит легче. Он быстро понимает, что родители уходят не навсегда, и обязательно его заберут, что они его защитят от любых невзгод и поддержат при неудачах.
Ребенок, проживающий в семье, в которой часто ссорятся, не замечают его, не прислушиваются к нему и друг к другу, постоянно критикуют и ругают, будет труднее привыкать к новым условиям. С одной стороны, в связи с низкой самооценкой, он будет переживать, что его, такого плохого, родители могут оставить здесь навсегда. С другой, он будет бояться критики в детском саду, неадекватно реагировать на замечания и испытывать трудности во взаимодействиях.
Условия успешной адаптации детей в ДОУ
Надежда Опритова
Условия успешной адаптации детей в ДОУ
При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду,таящую в себе много неизвестного:
• Четкий режим дня,
• отсутствие родителей,
• другой стиль общения,
• новые требования к поведению,
• постоянный контакт со сверстниками,
• новое помещение.
Все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т. д.
Адаптация -процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Выделяют 2 основных критерия успешной адаптации:
*внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость,
*внешняя адекватность поведения
(способность легко и точно выполнять новые требования)
.
Длительность периода адаптациизависит от многих причин:
— от особенностей нервной деятельности и возраста ребёнка;
— от состояния здоровья;
— от различий домашней обстановки и детского учреждения;
— от разницы в методах воспитания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.
Существует три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза или период дезадаптации. Она приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1месяц)
.
2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребёнка.
3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Этапы развития адаптации
1 этап подготовительный.
2 этап – основной.
3 этап – заключительный.
I.Подготовительный к адаптации этап:
Родители заранее знакомят ребенка с детским садом – с воспитателями и детьми, группой. Воспитатель ласково встречает нового малыша, показывает, какие интересные игрушки есть в группе.
Задача этого этапа –постепенно сформировать новые стереотипы в поведении ребенка: приучить к новым блюдам, самостоятельному засыпанию, одеванию и т. д.
II.Основной этап:
Первую неделю родители приводят малыша на завтрак и прогулку, на
1–2 часа, оставаясь с ним рядом.
Главная задача этого этапа – создание положительного образа воспитателя.
III.Заключительный этап:
Ребенок посещает детский сад по 3 ч. и более, затем его оставляют на сон. В первую очередь нормализуются настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь – сон. Ребенок привыкает к посещению детского сада в течение одного-двух месяцев.
Любая адаптацияидет на двух уровнях:
*Физическом
*Психологическом
На физическом уровне малышу надо привыкнуть:
*К новому режиму — определенному, заданному ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять просьбы)
;
*Необходимости самоограничений;
*Невозможности уединения;
*Новой пище, новым помещениям и т. д.
На психологическом уровне малышу стоит привыкнуть:
*К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы и т. д.)
;
*Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами;
*Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;
*Необходимости отстаивать свое личное пространство.
Чтобы процесс адаптации прошел более успешно, опираясь на положения ФГОС,ДОУ должно вести работу по трем направлениям:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
2. Работа с родителями;
3. Правильная организация пространственной предметно –развивающей среды: зона познавательной деятельности, художественная зона, конструктивно—игровая зона.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе:
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь, от умения и усилий сотрудников детского сада создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнет его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.
В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания,даже если они противоречат установленным в детском саду правилам: перед сном можно покачать ребенка, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку.
Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательное отношение к новой обстановке.
Важна изо-деятельность для детей в этот период, чтобы ребенок мог выплеснуть на бумагу свои чувства, т. к. 2-3-летние дети многие еще не говорят. Уголок рисования со свободным доступом детей к карандашам и бумаге решит эту проблему.
Организация пространственной предметно –развивающей среды: зона познавательной деятельности, художественная зона, конструктивно—игровая зона.
Согласно требований Федерального государственного образовательного стандарта, «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».
Особое внимание мы обращаем на безопасность и доступность развивающей среды. Все игрушки хранятся на полках, к которым дети имеют свободный доступ, могут их брать в любое время.
Необходимо иметь в группе спортивный уголок, художественно-эстетический.
Предметно-развивающая среда в нашем детском саду обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей раннего возраста в соответствии с их особенностями, охраной и укреплением здоровья, возможностью общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможностью для уединения.
Любой малыш испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие. Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки»
, в которых дети чувствуют себя комфортно. Наличие в группе уголка
«уединения»
. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
Должны быть игры на снятие эмоционального напряжения у детей в адаптационный период.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом, поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный альбом»
с фотографиями всех
детей группы и их родителей.
Работа с родителями
Необходимо условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду.
Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.
Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего,взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребёнок будет заниматься, во чтоиграть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребёнка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребёнок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Совместная работа воспитателя с родителями в период адаптации
Работа с педагогами памятка по организации педагогического процессав период адаптации ребенка к детскому саду
*В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого малыша с учетом рекомендации врача, психолога, ст. воспитателя, но постепенно все дети переводятся на общий режим.
*Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребёнка даже вредные и ни в коем случае не перевоспитывать его.
*Необходимо подготовить предметную развивающую среду, приближенную по содержанию к группе раннего возраста
*Взрослым следует организовать эмоционально насыщенное общение с детьми.
*Периодически включать спокойную не громкую музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательна.
*Лучшее лекарство от стресса-смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используя игрушки забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчик, лисичка, клоуны.
*Необходимо исключить однообразие жизни детей определить тематические дни.
*Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.
*Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребёнка и стараться во время понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.
*Непременное правило – не осуждать опыт ребенка никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.
*Ежедневная беседа с родителями об успехах ребенка.
Самая главная задача, которую должны решить работники детского сада и родители в период адаптации – сделать детский сад для ребенка желанным.
Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность.
И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!
Этапы адаптации ребенка к детскому саду
Можно выделить три этапа адаптации ребенка к детскому саду:
- Острый. Малыш пребывает в постоянном напряжении, испытывает беспокойство, плачет, капризничает, иногда даже закатывает настоящие истерики.
- Умеренный. Напряжение постепенно ослабевает, ребенок начинает более спокойно реагировать на расставание с родителями, быстрее успокаиваться после их ухода. Потихоньку налаживаются аппетит и сон.
- Компенсированный этап характеризуется стабилизацией состояния малыша. Он вливается в общение со сверстниками и воспитателями, начинает активно участвовать в играх и успешно учиться новому в стенах учреждения.
Полезные навыки для детсадовца
Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду? Один из самых важных моментов – это самостоятельность в как можно больших сферах его жизни. Чем больше малыш будет уметь делать, тем легче будет в саду и ему самому, и воспитателям.
- Самостоятельно одеваться и раздеваться, хотя бы частично. Если ребенок научен делать это с минимальной помощью, то ему не придется сидеть и ждать, когда его переоденут, никто не будет ругать его за несамостоятельность, он будет учиться нести ответственность за свои вещи.
- Самостоятельно есть. Умение держать ложку и доносить еду до рта малыш должен освоить до того, как пойдет в детский сад. Иначе он рискует оставаться голодным в течение всего дня или ему придется ждать, пока до него дойдет очередь и его покормят.
- Отказ от подгузников. Хорошо, если к поступлению в детский сад малыш может каким-либо словом сообщить взрослым о своей потребности сходить в туалет. В этом случае у него в шкафчике будет минимум мокрых штанишек к приходу родителей.
- Взаимодействовать с детьми и со взрослыми. Никого не бояться, не обижать, уметь договариваться на простом уровне. Общение в детском саду – неизбежно, а при отсутствии умений возникают серьезные проблемы с коммуникацией и адаптацией.
- Есть разную еду. Трудно привыкнуть к детсадовской пище тем детям, кто привык питаться только едой пюреобразной консистенции или полуфабрикатами.
Рекомендации для родителей как облегчить расставание с малышом
Информация для родителей про адаптацию к детскому саду часто располагается на стендах в раздевалке и выдается в виде памяток и буклетов. Будет хорошо, если родители подготовятся и настроят ребенка на новые условия жизни задолго до того, как он окажется на пороге группы.
Необходимые действия
- Придумать с малышом свой ритуал прощания, который будет вселять в него уверенность в том, что мама обязательно вернется. Это может быть любое простое действие: фраза «я тебя люблю», поцелуй в нос или крепкое рукопожатие. Всегда. Оставляя малыша с кем-либо из других взрослых, производить одно и то же действие, чтобы ребенок его запомнил. Прощаясь таким способом, ребенок будет более легко расставаться с мамой в раздевалке ДОУ.
- Примерно за полгода до того, как пойти в сад, начать привлекать к общению с ребенком других взрослых, чтобы у него появился опыт расставания с мамой и взаимодействия с другими взрослыми. Можно начать с их общения в присутствии мамы, а затем начать отлучаться на все более длительное время.
- Постепенно оставлять малыша одного в комнате, пока мама находится вне зоны его видимости. Иногда стоит предложить ему самостоятельно поиграть, без участия взрослых – этот навык также понадобится в детском саду.
- Стараться формировать положительную самооценку и представления крохи о себе: говорить ему, какой он умный, самостоятельный, веселый и общительный. При этом необходимо избегать высказываний о том, что ребенок нелюдимый, капризный или сердитый.
Ненужные действия
- Никогда не уходить от ребенка в тот момент, когда он отвлекся. В этой ситуации он сильно пугается, что мама исчезла неизвестно куда. В следующий раз он будет всеми силами стараться не отпустить маму от себя ни на шаг.
- Не пытаться оставить ребенка одного дома, отправившись даже в магазин, располагающийся в соседнем доме. Во-первых, это повысит у малыша уровень тревожности, а во-вторых, он и за несколько минут может попасть в опасность в собственной квартире.
- Не нужно каждый раз после расставания покупать малышу вкусное или игрушки: если у него закрепится понимание, что после разлуки его ждет что-то материальное, подобные покупки придется делать каждый день, когда ребенок пойдет в детский сад.
Советы от Комаровского для родителей по адаптации ребенка в садике
Про адаптацию ребенка раннего возраста в детском саду говорит и известный доктор. Евгений Олегович считает, что успешное привыкание в ДОУ – это одно из условий гармоничного развития ребенка. Он дает следующие советы родителям, касающиеся адаптации ребенка к детскому саду:
- Не выходить на работу в тот же день, когда ребенок первый раз идет в детский сад. Комаровский считает, что адаптация в детском саду пройдет лучше, если у мамы в запасе будет несколько недель для того, чтобы посидеть несколько дней с малышом в случае его недомогания, при этом не создавая себе проблем на работе.
- Привыкание к детскому саду лучше проходит зимой и летом, в межсезонные периоды более высокая вероятность отправиться на больничный, отходив в сад лишь несколько дней. В этом случае после болезни адаптация в детском саду, по мнению Комаровского, начнется заново.
- Обязательна подготовка иммунитета к столкновению с новыми вирусами и бактериями: закалять, есть свежие фрукты и овощи для витаминизации организма, чаще и дольше гулять.
- По совету Комаровского, адаптация в детском саду пройдет легче, если на ее начальных этапах снизить уровень требований к малышу: позволять ему немного больше, чем обычно, снисходительнее относиться к его капризам и просьбам.
Адаптация родителей в детском саду. Советы родителям
Прежде всего, уясните для себя – действительно ли детский сад необходим вашему ребенку? «Все водят, и мы будем», «Ему нужно общение», «Ну, зачем-то же он есть» и прочее – не причины. Психологи уже довольно давно говорят, что дошкольное учреждение – не обязательный этап развития ребенка. Он может прекрасно развиваться дома, общаться с детьми на детской площадке и в кружках, и в последующем – будет показывать прекрасные результаты в школе. Если вам уже пора выходить на работу – это другой вопрос.
Почему это так важно? Никто не может предугадать реакцию малыша на новые условия и новое окружение, в котором он окажется. Даже самые коммуникабельные дети могут испытывать трудности. Но когда нет четкой цели и понимания «зачем» со стороны родителей – это может отразиться на процессе адаптации в целом.
Что делать если адаптация к детскому саду уже началась
Правила адаптации ребенка в детском саду, если он уже начал туда ходить, также следует соблюдать для того, чтоб привыкание прошло как можно менее травматично для малыша. План адаптации ребенка в детском саду лучше составить заранее, предварительно обсудив его с педагогами и, при необходимости, с психологом.
Во-первых, нельзя приводить кроху в садик сразу на целый день. Лучше, если привыкание начнется с совместных прогулок: во время них малыш успеет познакомиться с воспитателем и ребятами на нейтральной территории, находясь рядом с мамой. Поняв, что воспитатель – это безопасный, знакомый для мамы человек, в группу к нему кроха пойдет легче. Отправившись в группу, начинать необходимо с двухчасового пребывания.
Постепенно время можно увеличивать, но не форсировать события. Это касается адаптации к детскому саду в любом возрасте – и в 2, и в 4 года. Во-вторых, важно проявлять искренний интерес к тому, что кроха делал в детском саду, как прошел его день. Даже если малышу 2 года, адаптация ребенка к детскому саду будет проходить легче, если он увидит, что мама действительно проявляет участие в его новой жизни.
В-третьих, регулярно поддерживать контакт с воспитателями, чтобы легко понимать, как проходит адаптация в детском саду. Они ведут специальные карты развития, по которым виден прогресс привыкания.
В-четвертых, особенно для тех детей, у которых есть проблемы адаптации к детскому саду, стоит ограничить на период привыкания сильные эмоциональные переживания, как отрицательные, так и положительные.
Родителям тоже приходится адаптироваться к саду: расставаться с малышом, который долгое время был только дома, контейнировать его эмоции, переживать за состояние ребенка. Чем спокойнее будут себя вести и чувствовать мамы и папы, тем скорее малыш почувствует себя в безопасности в стенах ДОУ.
Адаптация к условиям детского сада
Адаптация подразумевает под собой постепенное приспособление организма малыша к неизвестным для него условиям. Чем младше ребенок, тем больше времени ему необходимо для этого и тем более мягким должен быть сам процесс. Спокойствие, понимание механизмов адаптации и отсутствие спешки в этом вопросе поможет и ребенку, и родителям избежать многих проблем, в том числе со здоровьем маленького человека.
Есть общие правила периода адаптации, о которых вам непременно расскажут в детском саду воспитатели. Если обобщить, то ребенок должен пройти следующие этапы: сначала вместе с родным ему человеком присоединиться, например, к прогулке с детьми, затем познакомиться с обстановкой в группе, дальше ребенок остается один на непродолжительное время, позднее до обеда, и только потом остается на сон и на целый день. Количество дней на каждый этап регулирует педагог в зависимости от конкретно вашей ситуации.
Ошибочные действия по адаптации ребенка к детсаду: памятка родителям
Иногда мамы и папы, стремящиеся помочь своему малышу, допускают ошибки, которые делают адаптацию в детском саду сложной. Что не стоит предпринимать в этот сложный период?
- Сравнивать своего ребенка с другими, тем более – вслух. У всех детей разные уровни адаптации к детскому саду. Одни спокойно расстаются с родителями и играют, другие –плачут, не желая их отпускать. И тот, и другой вариант являются нормальными, поэтому нет смысла сравнивать. Этим можно лишь нанести ребенку обиду.
- Обманывать. По рекомендациям психологов, в период адаптации к детскому саду не стоит говорить ребенку, прощаясь, что мама лишь сходит в магазин на 5 минут, и вернется, если в планах оставить его на более длительное время. В этом случае родители подрывают доверие ребенка, он чувствует, что его предали.
- Наказывать детским садом, оставляя там на более длительное время за какой-либо проступок. Любовь к садику в этом случае будет только слабеть. Памятки родителям по адаптации обычно советуют, наоборот, говорить об учреждении только хорошее и убеждать малыша, что ходят туда только самые замечательные дети.
- Подкупать материальными предметами: игрушками или чем-то вкусным за то, что кроха побудет в саду. Есть риск, что в будущем ребенок будет шантажировать родителей, ежедневно требуя от них подкрепления.
Чего ни в коем случае делать нельзя?
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании в садике или дома при одном упоминании о необходимости идти в сад!
- Нельзя пугать детским садом.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке.
- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, а на самом деле заберете его только вечером.
Иногда достаточно сменить группы или воспитателя, и малыш начинает любить детский сад. Внимательно выбирайте человека, в чью группу будет ходить ваш кроха.
Адаптация в детском саду период тяжелый и для малыша, и для мамы. Как сделать его максимально простым для ребенка мы разобрались, а о том, как пережить адаптацию в садике маме, мы поговорим в следующий раз.
Личная практика с детьми, адаптирующимися к детскому саду
- Арсений пришел в садик в возрасте трех с половиной лет. Был очень привязан к маме, громко кричал по приходу в детский сад, лежал на полу и отказывался вставать – так было с первого дня. Мама через несколько дней после первого посещения, совершила главную ошибку: зашла в группу вместе с ним и стала с ним играть. Когда он отвлекся, быстро убежала из детского сада. Поняв, что мама пропала, Арсений стал заходиться в истерике: воспитатели никак не могли его успокоить, он бросал игрушки в детей, в педагогов, кричал, бил по полу руками и ногами. Педагогам пришлось обратиться к штатному психологу. Увидев нового человека в группе, малыш замер. Воспользовавшись моментом, его удалось разговорить. Он отвечал на простые вопросы: как его зовут, какая из игрушек ему нравится, что он любит делать. Мальчик был сильно напряжен физически и психологически, было видно, что ему трудно находиться в группе. Поэтому психолог отвел его в свой кабинет и постарался снять эмоциональное напряжение с помощью игр на песке, лепки и рисунка. Дополнительно были проведены консультации с педагогами и с мамой. Малыш ходил на занятия в течение 3 месяцев, на протяжении которых психолог сначала снимал эмоциональное напряжение, а потом проводил постепенную работу по адаптации его в группе.
- Была девочка Катя трех лет с неблагополучной обстановкой в семье: мама родила ее в 17 лет, а после этого, оставив малышку на бабушку, уехала в другой город. Катя видела ее не чаще, чем раз в полгода. Кроме Кати, на бабушкином попечении был дедушка без обеих ног. Женщина старалась для внучки изо всех сил. Относилась к ней с любовью, но внимания девочке, видимо, не хватало. В детский сад она с первого дня пошла очень спокойно: не плакала, сразу побежала играть с ребятами и игрушками, а когда бабушка пришла за ней через 2 часа, не хотела уходить. На следующий день малышка по своему желанию осталась на дневной сон. Через пару недель, в течение несколько дней она капризничала по приходу в садик, но быстро успокаивалась и, в конечном итоге, хорошо адаптировалась.
Формы адаптации к детскому саду зависят от многих факторов: состояние и личностные особенности ребенка, обстановка в семье, уровень социализации и многое другое. Родители могут помочь крохе тем, что заранее научат его самостоятельности, не будут торопить события в процессе привыкания. Если прислушиваться к воспитателям и другим педагогам ДОУ, а также слушать своего ребенка, то его адаптация пройдет легко и без сильного стресса.