Компетентность младенца, или как выглядит мир глазами малыша


Развитие восприятия у детей с рождения до года: первые познания мира

С первого дня жизни ребенка окружают всевозможные звуки, запахи, люди и предметы. Однако в течение первых несколько недель младенец лишь ощущает некоторые свойства действительности. При помощи восприятия ребенок познает мир, который его окружает и накапливает знания о нем и себе. Поэтому восприятие является основной и немаловажной функцией у младенцев. Визуальное восприятие является основой зрительной памяти, мышления и внимания. Для успешного освоения речи важную роль играет слуховое восприятие. Развитое пространственное восприятие поможет ребенку выработать адекватную самооценку и придаст уверенности в себе.

Ребенок от года до 2 лет: восприятие пространства и содержания

В этот период ребенок активно знакомится с пространством, так как к этому времени уже начинает ходить. Хотя характеристика предметов в пространстве у него все еще сливается с их содержанием . А начиная с 1 года 2 месяцев ребенок способен найти предмет по слову, если у него существует связь между этим словом и предметом. Например: «Подай мне кубик». И уже примерно к 1 году 8 месяцам многие слова приобретают обобщающее значение. Таким образом, дети начинают относить то или иное слово к нескольким предметам с разными признаками, а не к одному. Ребенок уже способен отличить новую для него игрушку и сортировать предметы не только по цвету и форме, но и по более сложным признакам, например, отделять игрушки собачки от кошек. Но для правильного выбора предмета по слову ребенку еще необходимо до 8 повторений.

О том, как дети познают окружающий мир

Ознакомление ребенка с окружающим миром и социальной действительностью – сложная и злободневная проблема. Как же познакомить с окружающим миром детей? Какое отношение к нему следует сформировать у маленького ребенка? C какими представлениями о мире познакомить? Что же ребенку необходимо знать из огромного количества информации об окружающем мире?

Важнейшими особенностями восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста являются наблюдательность и эмоциональность. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей. Мир они сначала чувствуют, а потом осознают и часто эмоциональные оценки опережают верные, объективно существующие.

Он может доверять вашим знаниям, полагаться на свой личный опыт, получать информацию из книг, идти путем экспериментов. Важно, чтобы как можно чаще у ребенка случались свои озарения и «эврика».

Все наслышаны о шестом чувстве – интуиции. Все дети – интуиты, потому что они живут чувствами, а не умом (пока что). Вы замечали, как безошибочно они определяют суть человека? Как правдивы и точны они в своих оценках? Их не обманешь ласковыми словами. Они верят своему сердцу, а не взрослым, запутанным смыслам.

Чем шире кругозор ребенка, тем легче ему будет идти по жизни. Видение мира каждого взрослого зарождается в раннем детстве. Со временем оно меняется, совершенствуется, усложняется (или наоборот упрощается). Наш тип мышления и мировоззрения во многом зависит от того, в какой среде мы росли, какое влияние на нас оказали наши родители. Об этом нужно помнить, когда мы сами становимся родителями… Самое главное, что они являются нерушимым авторитетом для своего крохи. Они же являются и главным примером для подражания. Именно по этой причине, малыши часто копируют и впоследствии воспроизводят поведение, манеры и речь своих родителей. По большей части это происходит на подсознательном уровне. Увиденное запечатлевается в их памяти и служит своеобразным поведенческим шаблоном.

Как будут взаимодействовать ребенок и окружающий мир, во многом зависит от семьи. Если дома спокойная, мирная обстановка, вокруг царят любовь и взаимоуважение, для ребенка это станет нормой поведения. И наоборот, грубое поведение малыша в коллективе – это результат напряженной обстановки дома.

Социум, конечно же, является неотъемлемой частью окружающего мира. Адаптируясь в социуме, дети привыкают к тому, что их окружают другие личности, c которыми нужно считаться. Адаптация детей в социуме происходит в три этапа:

1.Игры с детьми на улице. Такое знакомство с окружающим миром происходит в самом раннем возрасте, когда мамы выводят своих малышей на прогулку. Как правило, там , ребенок знакомиться со своими сверстниками, такими же малышами, и учиться общаться с ними, играть, развивает навыки взаимодействия.

2. Дошкольные учреждения. На этом этапе социальной адаптации, окружающий мир ребенка меняется. С ним рядом уже нет его мамы, которая раньше везде его сопровождала. Малыш учиться самостоятельно разрешать трудности, конфликтные ситуации.

3. Школа. Этот этап готовит подрастающего человека к вхождению во взрослую, самостоятельную жизнь.

Природа и наблюдение за животными могут многому научить маленького человека. Это один из важнейших способов знакомства с окружающим миром. Поэтому, детей нужно чаще выводить на прогулки, учить наблюдать за природными явлениями, любоваться ими, рассуждать об увиденном вместе.

Немаловажно также учит малышей бережно относиться к природе и ее богатствам. Самым маленьким детям, можно говорить о том, что все, что их окружает – живое, поэтому цветы, деревья, животных нельзя обижать.

Ребенок и окружающий мир, могут подружиться, а могут стать врагами на всю жизнь. Очень важно помочь маленькому человеку стать гармоничной частью окружающего мира. Поэтому, работать над кругозором ребенка, конечно же, нужно – и работать постоянно. Но информация, предоставляемая малышу, должна соответствовать возможностям его понимания; быть может, эта информация лишь чуть- чуть должна опережать возможности его интеллекта. Непознанное представляется ребенку загадочным, загадочное увлекает и понуждает интеллект работать актив­нее; работая же, интеллект развивается.

Наиболее близок пониманию ребенка младшего дошкольного возраста мир животных и растений. И это не случайно. Наши предки были частью природы, их окружали самые разные животные и растения; и пищу и одежду – все давало им близкое природное окружение (впрочем, жители сельской местности и ныне близки к природе в отличие от горожан), и современному ребенку на подсознательном уровне мир животных и растений кажется наиболее гармоничным и по-своему понятным.

С более внимательного ознакомления с миром животных и растений и следует начинать развивать кругозор малыша. Понятно, что немалое значение в этом деле имеют кино, телевидение, домашнее видео, и их возможности непременно следует использовать. Однако впечатления от непосредственного общения с животными и растениями стократ сильнее, а значит, и практическая польза от такого общения будет больше.

В связи с этим рекомендуется по возможности чаще устраивать для ребенка экскурсии в зоопарк, на различные выставки животных – в том числе и экзотических (к примеру, рептилий), посещать конкурсы домашних любимцев (кошек, собак, певчих птиц и т. д.); даже рядовое посещение зоомагазина, стены которого уставлены клетками, а то и просторными вивариями, подоконники – аквариумами, для малыша – событие из событий. Заочно ребенок со многими из животных знаком по маминым сказкам, по картинкам, по мультикам и познава­тельным телепередачам; знакомство с животными, реальными для него, – настоящий праздник!

Очень увлекательно и полезно для малыша и знакомство с миром растений. Погулять с бабушкой по огороду, с дедушкой по саду, выйти с мамой в поле, полное самых разных трав и цветов, ощутить запах полевых растений, услышать стрекот кузнечиков в траве и песни птиц, шум ветра в листве – для ребенка четырех-пяти лет лучшее времяпрепровождение; яркими впечатлениями, простейшими знаниями, полученными от таких прогулок, он будет пользоваться всю свою жизнь, поскольку впечатления, полученные после, уже не будут такими яркими, а знания, обретенные в более старшем возрасте, не будут столь волнующими… Если семья живет в большом горо­де, нужно почаще посещать с ребенком скверы и парки, ботанический сад, всевозможные выставки – цветов, кактусов, плодов и др.

Можно не сомневаться в том, что четырех-пятилетнему ребенку уже будет понятна, а значит, и интересна экспозиция краеведческого музея. Очень увлекательным для ребенка занятием будет сбор домашнего гербария, и малыш наверняка, затаив дыхание, станет расправлять цветочки и листочки, прикрывая разложенное на картоне растение тонкой бумагой и наблюдая, как старшие укладывают получившийся странный предмет под пресс. Собранными и удачно засушенными растениями можно украсить комнату ребенка, поместив их в рамки под стекло, и если ребенок поучаствует в этом, то будет невероятно доволен и горд.

Мама должна активно работать над кругозором ребенка – не только показывать ему животных и растения, но и рассказывать о них, рассказывать то, что знает сама; ребенку этого возраста достаточно и минимума знаний: где животные живут, что едят, как воспитывают своих детенышей; как растения называются, какую пользу могут принести человеку (декоративные, лекарственные, употребляемые в пищу и т.д.).

Если мама и другие домашние регулярно и неустанно занимаются с малышом, работают над его кругозором, то он в свои четыре-пять лет легко отличит волка от собаки, козу от овцы, сову от перепелки, аиста от журавля, ромашку от календулы, яблоню от груши, мать-и-мачеху от подорожника. И в жизни ему это пригодится.

Период от 2 до 3 лет: формирование стойких связей

К этому возрасту у ребенка накапливается определенный опыт, ему уже легче узнавать и различать предметы, которые его окружают. Связь между словом и предметом устанавливается намного быстрее. Уже с двух лет для выбора предмета по названию детям нужно всего 4 повторения. А чем ребенок становится старше, тем более стойкие связи образуются между словами и дифференцированием предметов. Так, в результате проводимых наблюдений было установлено, что к дошкольному возрасту, дети, воспринимая незнакомые объекты, самостоятельно способны находить их названия по сходству со знаковым предметом, например овал – лимон, яйцо.

К концу двухлетнего возраста ребенок способен правильно назвать знакомый ему предмет, однако при выделении некоторых признаков может игнорировать отдельные детали и ошибаться, например, назвать тигренка кошкой и, обобщая предметы по разным случайным признакам назвать их одним словом.

Развитие восприятия у детей 3-х лет

Дети уже воспринимают картинки с простым сюжетом и могут назвать каждый предмет, на изображении. Например, мальчик, цветок, машинка и прочее. Однако функциональные связи (человек-действие) дети начинают воспринимать только к концу дошкольного периода.

К 3 годам ребенок может воспринимать бесцветные и контурные предметы, которые ему знакомы. Хорошо воспринимают картинки с различными предметами, поэтому способны правильно подобрать пару в игре лото. Однако незнакомые предметы воспринимают еще только по узнаваемым чертам и второстепенным признакам, поэтому могут ошибаться.

К сожалению, многие ученые спорят относительно того являются ощущения и восприятие врожденными или социально обусловленными. Одни считают, что ребенок уже в утробе многое знает о мире. Другие указывают на важность активности ребенка, так как она влияет на его развитие. Хотя любой ребенок требует всего лишь внимания и заботы, а на активность своего малыша может повлиять любой родитель.

Прочитали: 5 049

Немного о восприятии

По роду своей деятельности я часто бывала в разных центрах и школах раннего развития (приводила туда на занятие воспитанников) и практически везде наблюдала такую картину. Преподаватель начинает занятия, включает музыку (песенку) и призывает малышей потанцевать. Она совершает некие движения, просит повторять их за ней. Кто-то из деток делает попытки копировать. Другие танцуют просто в такт музыке, не обращая внимания на преподавателя. Но всегда находились один-два малыша, которые просто стояли, прижавшись к маме, и наблюдали за действом. Или вовсе (кто пошустрей и самостоятельней), отправлялись исследовать комнату для занятий, полностью игнорируя призыв преподавателя и уговоры мамы присоединиться к всеобщему веселью. Ну не интересно малышу танцевать!

И так весь урок. Меняются задания, меняется активность детей, заинтересованных (или не заинтересованных) в том или ином действе. И дело не в том, стеснительный малыш или общительный, активный или спокойный. Ведь не желая танцевать или прыгать под музыку, он вполне быстро и четко выполняет задачи, связанные с магнитными досками, карточками, рисунками. Или ему легко даются задания, связанные с конструированием или с мелкой моторикой.

Родители, у которых детки ведут себя подобным образом – это вам первый звоночек. Обратите внимание не на характер ребенка (даже если малыш спокойный, ему вполне будет нравиться двигаться под музыку), а на его предпочтения в играх и занятиях.

В теории это звучит так…

Всех людей психологи давно разделили на три основные категории:

  • аудиалов – тех, кто хорошо воспринимает и усваивает информацию на слух;
  • кинестетиков – воспринимающих окружающую действительность посредством вкусовых и тактильных ощущений;
  • визуалов – лидирующим органом восприятия у которых является зрение.

Есть еще так называемые дискреты (у которых логическое восприятие информации), но их очень мало и среди взрослых, а уж среди детей-дошкольников так и вовсе почти нет.

Особенность лучше воспринимать информацию тем или иным органом дается нам от рождения. Но это не значит, что в мире существуют чистые (по своей природе) визуалы, чистые аудиалы или чистые кинестетики (все психологи вам скажут то же самое). Просто какая-то особенность восприятия у человека более развита по сравнению с другими.

Скажу банальность, известную всем. Ребенок начинает слышать звуки еще до рождения. Ощущать (тактильно) – сразу же, как родился. А вот зрение, хотя оно и развивается постепенно (в течение первого года) – играет в последующей нашей жизни даже большую роль, чем ощущения.

Если говорить в теории, то малыши-визуалы:

  • любят смотреть яркие, цветные картинки, мультики;
  • наблюдают за действиями других людей, работой, игрой, поведением животных, явлениями природы;
  • сами редко принимают участие в подвижных коллективных играх;
  • при общении со знакомыми людьми всегда смотрят в лицо и часто в глаза;
  • выражая эмоции или рассказывая о своих чувствах, используют термины, связанные с цветом или неактивным действием.


Дети-аудиалы:

  • обожают все, что связанно с музыкой и звуками (кричаще-пищащие, музыкальные игрушки);
  • любят слушать аудиосказки или просто, чтобы им читали вслух, легко при этом запоминая сюжет;
  • очень эмоциональны, когда о чем-то рассказывают и часто используют слова, связанные с движением;
  • не очень любят зрительный или тактильный контакты и при общении даже с родными часто смотрят в сторону.


Для деток-кинестетиков свойственно:

  • общаться и выражать свои эмоции прикосновением;
  • выбирать активные игры и занятия, связанные с конструированием;
  • при описании своих ощущений часто пользоваться словами, означающими движение и чувство.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]