ПРОБЛЕМА ЗАБЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ


Ребенок забыл спортивную обувь в школе, не записал в дневник домашнее задание, не купил в магазине хлеб по поручению родителей. Список ситуаций с детской забывчивостью бесконечен. Что делать, если у ребенка плохая память? Не торопитесь ругать или наказывать сына или дочку за подобные оплошности. Вначале следует определить причины такого поведения.

Внимание и память относятся к когнитивным способностям. Они развиваются постепенно. Дети дошкольного возраста запоминают информацию механически, без применения специальных приемов и техник. Необходимы развивающие занятия, способные научить управлять памятью, использовать методики логического осмысления событий, явлений, вещей.

Что влияет на формирование памяти?

Дети 4-6 лет запоминают информацию вне зависимости от собственного желания. Это происходит в условиях определенной деятельности, чаще всего игровой. В памяти дошкольников откладывается то, на что они обратили внимание во время каких-либо занятий.

Исследования доказали, что память дошколят эпизодическая. В одном из экспериментов ребятам показали два домика. Один был синего цвета, второй зеленого. В каждом из них находился набор предметов. После рассматривания детям предложили их назвать. Из группы в 10 человек с таким заданием справились все, а цвет домика не смог правильно назвать никто из испытуемых.

Данные эксперимента говорят о следующем:

  • для запоминания предметов в определенной связи, во времени, в пространстве нужны тренировки;
  • у многих детей в дошкольном возрасте лучше развита долговременная память. Они помнят давно произошедшие события, но не в состоянии пересказать телефонный разговор с мамой, состоявшийся 15 минут назад.

Развить кратковременную память помогают терпение и тренировки.

Когда возникают проблемы с памятью?

Плохая память и внимание у детей относительно частое явление. Впервые родители могут заметить, что у их сына или дочери проблемы с памятью, когда чаду исполнилось 5-6 лет. В это время многие малыши ходят на подготовительные уроки перед первым классом. На занятиях им необходимо усвоить и запомнить новый материал. Бывают случаи, когда некоторым детям сложно достигнуть этого. Мама и папа не должны уходить в сторону от этой проблемы. В ином случае в будущем у ребенка возникнут большие трудности с запоминанием, ему будет сложно обучать и развиваться. К тому же в дело могут вступить одноклассники, которые будут потешаться над неумением малыша запоминать элементарные вещи. Из-за этого у ученика может возникнуть психологическая травма.

Ответьте на следующие вопросы:

  • правда ли, что ваш ребенок не может ответить на заданные вопросы?
  • правда ли, что ваш малыш не хочет делать элементарные задания?
  • у ребенка отсутствует концентрация внимания?
  • У сына или дочерти проблемы с тем, чтобы следовать правилам?

Если хотя бы на один раз вы сказали Да, то стоит уделить развитию памяти вашего ребенка больше времени и внимания.

Причины проблем с памятью

Всего отмечается более 200 причин, на фоне которых может развиваться забывчивость. «Наиболее распространенными являются болезнь Альцгеймера и цереброваскулярное поражение. Однако когнитивные нарушения могут быть проявлением и других неврологических и соматических заболеваний», — объясняет профессор.

Как отмечает врач, проблемы с памятью могут отмечаться при таких патологических состояниях, как:

  • различные сердечно-сосудистые болезни;
  • выраженная анемия;
  • эндокринная патология;
  • токсические состояния, включая печеночную и почечную недостаточность;
  • алкогольная интоксикация;
  • дефицитарные состояния (авитаминоз В1 и В12) и другие.

«Необходимо исключать такие заболевания, как нейросифилис, нейроСПИД, боррелиоз. Также следует помнить, что нарушения когнитивных функций могут быть связаны с депрессией, тревогой, синдромом хронической усталости», — говорит Анна Боголепова.

Причины плохой памяти у детей

Если ребенок плохо запоминает, нужно искать причины детской забывчивости. Причиной проблем могут стать чрезмерные нагрузки (кружки, внеурочные занятия). В наше время дети все больше устают, потому что им не хватает времени на отдых, они заняты по горло в школе, потом бегут к репетиторам, затем на творческие кружки. Малыши приходят домой, у них нет сил даже поужинать, а ведь ещё нужно сделать уроки.

Также причиной плохой памяти могут быть проблемы со сном: плохой сон, бессонница, трудный подъем по утрам. Не стоит забывать и о неправильном питании и отсутствии режима. Если ребенок обедает на ходу булочкой из буфета, а ложится спать за полночь, то неудивительно, что ему трудно воспринимать новую информацию. Все это влияет на детскую память не самым лучшим образом, но поправимо, если действовать грамотно.

Восстановление памяти и внимания после COVID-19

  • Помощь профессиональных реабилитологов;
  • Индивидуальная программа восстановления;
  • Современные методики и оборудование.

Нарушение памяти, мышления, снижение концентрации внимания — такие последствия наблюдаются у некоторых пациентов, переболевших COVID-19. Люди, перенесшие болезнь тяжело (особенно если они были подключены к аппаратам ИВЛ) зачастую рассеяны, плохо запоминают новую информацию, не могут сосредоточиться.

В большинстве случаев проблема исчезает сама через несколько недель или пару месяцев. Однако у некоторых она остается и становится причиной недопонимания в семье, невозможности продолжать работать или заниматься привычными делами дома.

Чрезвычайно важно понимать, что проблема существует и она требует устранения. Близкие переболевшего COVID-19 должны быть более внимательными к нему и в случае наличия симптомов помочь в восстановлении памяти и внимания.

Приём ведут врачи

Хомудярова Алена Николаевна

— врач невролог, гирудотерапевт, рефлексотерапевт, стаж работы более 10 лет.
Задать вопрос Подробнее…
Шалаев Сергей Алексеевич — врач медицинской и физической реабилитации, травматолог-ортопед, мануальный терапевт. Имеет большой опыт работы с детьми. Стаж работы 15 лет.

Задать вопрос Подробнее…

Как улучшить память своему ребенку?

Начинать тренировку детской памяти полезно еще с пеленок. В этом деле помогают стишки и песенки, сказки и небольшие рассказы. Специалисты в вопросах детской психологии настоятельно рекомендуют присмотреться к фольклорным сказкам, предусматривающим множество повторов слов и фраз. Постоянно слыша одно и то же, ребенок невольно фиксирует услышанное в памяти.

Когда малыш сможет не только запоминать, а и самостоятельно воспроизводить стишки, взрослым следует поощрять это и чаще хвалить малыша за проделанную работу. Ситуация успеха окажет на ребенка поразительное воздействие. Он будет стремиться заучить стих снова и снова, чтобы в который раз получить похвалу. Память в таком случае будет развиваться просто прекрасно.

Не менее эффективно в процессе тренировки памяти ребенка общение. Родители должны как можно чаще разговаривать с чадом, обсуждая любые темы и интересуясь проведенным днем. Пусть ребенок не только отвечает, а и слушает. Взрослым рекомендуется демонстрировать ребенку нечто новое, при этом эмоционально расписывая предмет и акцентируя внимание на незначительных деталях. Спустя несколько дней после беседы нужно расспросить малыша о том, что ему удалось запомнить.

Игра еще один немаловажный для тренировки памяти момент. Играть с ребенком нужно ежедневно, а игры должны быть интересными. Существует очень много игр на развитие памяти. Их можно найти в книгах, в Интернете, спросить у психологов. В наш век цифровых технологий существуют также множество мобильных приложений и компьютерных игр, которые помогут натренировать память вашему ребенку.

Действительно ли у ребенка плохая память?


Часто родители маленького школьника жалуются, что их ребенок плохо запоминает объяснения учителя, забывает записывать домашние задания, не может выучить стихи или пересказать короткий рассказ. “Что делать-то с ним, не пойму!” – горестно делится одна мама своей проблемой в разговоре с подружкой. – “И сидим подолгу, и учим, и повторяем, а результата – ноль.”

Бывает, что память, на которую сетуют озабоченные родители и учителя, вовсе не плохая. Ребенок, к примеру, отлично помнит о своих желаниях и намерениях. С удовольствием рассказывает вам о своих впечатлениях, делится новостями в школе. Значит, есть что-то другое, что мешает успешной учебе… Вот что именно?

Чтобы разобраться в причинах плохого усваивания и запоминания, достаточно провести ряд несложных тестов, которые помогут определить источник проблемы.

Детьми они воспринимаются как игра, а вот взрослым дадут информацию к размышлению.

Проверяем общую память:

Попробуйте в непринужденной обстановке поинтересоваться у своего ребенка, что он делал сегодня утром? Вчера днем? Куда ездил отдыхать прошлым летом? Т.е. расспрашиваете его о минувших событиях, о которых знает не только он, но и вы (чтобы проконтролировать правильность ответов).

Довольно редко дети не отвечают на подобные вопросы. У тех, кто не может вспомнить события прошлого из своей жизни (чистый лист, провал памяти), вероятна недостаточность корковой активности мозга или дисфункция его глубинных структур.

Зрительно-предметная память:

Предложите ребенку (6-9 лет) несколько карточек с изображением разных предметов, например, машина, кошка, тетрадь, стул, карандаш, поезд, чемодан и т.п. Всего их должно быть 5-6 штук. Пусть он посмотрит на них и постарается запомнить. Затем он закрывает глаза, а вы переворачиваете одну из этих картинок или совсем убираете. Ребенок должен вспомнить “исчезнувший” предмет. Если он тест выполнил с 1-2 попытки – с зрительно-предметной памятью все нормально.

Усложняем задание. Ребенка просят запомнить порядок расположения карточек. Он снова закрывает глаза. Теперь к этим картинкам добавляем еще 3 – 4 предмета, перемешиваем и оставляем в произвольном порядке. Теперь просим его открыть глаза, отобрать карточки, которые лежали до добавления остальных трех – четырех и разложить в прежнем порядке.

Это интересно: О чем расскажет детский рисунок?

Обычно дети младшего школьного возраста (6-9 лет) с нормальным уровнем развития памяти в спокойной обстановке легко выполняют тест.

Ошибки и затруднения в результате этого теста могут говорить о:

  • недостаточной памяти
  • низком уровне внимания как произвольного, так и непроизвольного

Слухо-речевая память:

1. Ребенку зачитываются три слова: луч, рама, гриб. Просят повторить один раз, затем еще раз. Потом читают еще три слова: книга, хвост, рама. Эти слова он также повторяет.

Затем просят вспомнить первые три слова (луч, рама, гриб)…, вторые три слова (книга, хвост, рама).

2. Читаете ребенку коротенький рассказ:

Умная ворона

Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.

После прочтения попросите его пересказать своими словами. Если справился – замечательно. Ошибки или трудности воспроизведения могут указывать на:

  • недостаточную память
  • низкий уровень произвольного внимания
  • слабость фонематического слуха (наиболее частая причина плохого усвоения информации)
  • недостаточное развитие образного мышления
  • низкий уровень речевого развития

Если вы видите, что тесты на общую и зрительно-предметную память выполнены успешно, а тест по слухо-речевой памяти имеет ошибки, скорее всего проблема заключается в восприятии на слух материала (проверьте фонематический слух и уточните, все ли звуки он выговаривает) или в низком уровне внимания, образного мышления.

В следующих постах я расскажу о том, какие упражнения помогут школьнику в развитии памяти.

Упражнения для тренировки памяти

Если у ребенка 5 лет плохая память, то ему помогут специальные упражнения. Психологи советуют развивать у детей 47 лет все виды памяти:

  • двигательную. Ребятишки с удовольствием играют в игру А ну-ка повтори!. Взрослый ведущий водит одного из участников по определенному маршруту. У ребенка завязаны глаза. В процессе движения ему предлагается сесть, подпрыгнуть на одной ножке, поднять руки вверх. Суть игры повторить все это в точности, но с открытыми глазами.
  • зрительную. Распространенное упражнение дорисовка недостающих элементов. Детям дают рассмотреть картинку, а затем показывают другую, похожую на первую, но с некоторыми отсутствующими элементами. Задача восстановить рисунок по памяти;
  • слуховую и ассоциативную. Очень простое, но эффективное упражнение называть детям любые слова, означающие предметы, и просить передать свои мысли об их свойствах, виде, характеристиках.

Перечисленные упражнения можно выполнять дома или подобрать специальные занятия, например, курс Меморики, ориентированный на развитие всех видов памяти. Программа состоит из нескольких разделов. Обучение позволяет эффективно применять полезные приемы запоминания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]