Лечение тревожного состояния у детей


Тревожный ребенок

В первые годы жизни дети находятся в постоянном потоке неизвестной информации. Ежедневно малыши встречают непонятные слова, сталкиваются с новыми явлениями и людьми. И не все легко переживают этот этап, у некоторых детей появляется повышенная тревожность. Давайте разберемся, как родители способны помочь ребенку преодолеть страхи и беспокойство.

Внешнее проявление тревоги и беспокойства у детей

Повышенная тревожность имеет разные проявления: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, повышенное потоотделение, напряжение в теле, тошнота. Тревожный ребенок может не отпускать вас ни на шаг, начать заикаться, плакать, впадать в истерику. У него появляются проблемы со сном, повышенная утомляемость, проблемы со здоровьем.

Но не всегда тревога является чем-то негативным. Чувство страха мотивирует нас или помогает нам избегать опасности и конфликтов. Но если повышенная тревожность мешает нормальной жизни, тогда стоит обратить на эту проблему пристальное внимание.

Последствия тревожности у детей

Эмоциональная нестабильность, беспокойство и неуверенность в своих силах негативно влияют на интеллектуальное развитие детей, тормозят их познавательную активность, нарушают способность к принятию самостоятельных решений.

Фото Annie Spratt on Unsplash

Длительное пребывание в состоянии повышенной тревожности может привести к снижению иммунитета, нарушению гормонального баланса и развитию серьезных патологических процессов в организме: гипертонии, вегето-сосудистой дистонии, неврозам, психозам, заболеваниям сердца, почек, желудочно-кишечного тракта.

При отсутствии лечения детская тревожность может со временем закрепиться и привести к формированию тревожно-невротического типа личности, не способной адаптироваться в обществе, склонной к одиночеству и депрессиям. Не допустить этого – общая задача родителей, педагогов, профильных специалистов.

Виды тревожности у детей

Сепарационная тревога

Малыш расстраивается и сильно беспокоится, когда мама или папа уходят. Подросший ребенок отказывается идти в детский сад, оставаться у бабушки. Сепарационная тревога начинает проявляться с 9 месяцев и может обостриться в 2-3 года.

Социальная тревожность у детей

Ребенок чувствует дискомфорт в присутствии большого количества людей, боится осуждения, не переносит шумных мест. Социальная тревожность часто возникает из-за непонимания предмета или события, а также отсутствия опыта у малыша.

Тревожно-фобическое расстройство

Скрытый, иррациональный страх определенных вещей или ситуаций. Например, боязнь грозы, насекомых, закрытых пространств.

Причины тревожности у детей

Развитие у детей тревожности может быть спровоцировано различными факторами:

  • реальными событиями, оставившими в душе ребенка тяжелый след (развод родителей, смерть близких, потеря любимого питомца);
  • тревожностью родителей, вызванной потерей ими работы или сложной ситуацией на рабочем месте;
  • финансовыми и имущественными проблемами, бытовыми неурядицами;
  • конфликтной атмосферой в семье, сопровождающейся «перетягиванием» детей на сторону того или иного родителя;
  • разным, порой противоречивым подходом к воспитанию со стороны родителей, бабушек и дедушек;
  • завышенными требованиями к ребенку, постоянным его сравнением с более успешными детьми;
  • чрезмерной опекой, лишающей детей самостоятельности и порождающей страх остаться или решать вопросы самим;
  • унижением детей, подчеркиванием их бесправности и зависимости от взрослых;
  • сменой окружающей среды (переезд на новое место жительства, перевод в другой детский сад или школу);
  • влиянием телепередач, порождающих чувство страха, опасности, возможности повторения экранных событий в жизни.

Особо возрастает риск развития повышенной тревожности в случае, если некоторые из этих причин накладываются друг на друга, многократно усиливая эффект воздействия.

Причины возникновения тревожности у ребенка

На развитие повышенной тревожности у детей влияет два фактора: генетика и воспитание.

Воспитание может либо усилить врожденную предрасположенность к тревожности, либо скомпенсировать ее.

При этом есть дети с повышенной чувствительностью и эмоциональностью, что является средой для развития тревожности.

Если мама сама чересчур волнительная, слишком оберегает малыша, то он будет подвержен большим переживаниям. Такая мама подсознательно не может передать ребенку инструменты для того, чтобы справиться с этим миром, принять его в несовершенстве, с определенной опасностью. Потому что сама не может справиться со своей тревожностью.

Поэтому маме нужно сперва найти способы уравновесить себя, и тогда ребенок начнет их копировать.

Вы не сможете просто так научить ребенка успокаиваться, если в вас этого нет.

Симптомы тревожности у детей

Признаки повышенной тревожности у детей в каждом возрасте проявляются по-разному.

До года

Тревожность у младенцев до года связана, в основном, с состоянием здоровья (родовые травмы, воспалительные заболевания, болезни нервной системы). Проявляется оно беспокойством, плачем, снижением аппетита, плохим сном. В случае устранения первопричины состояние ребенка стабилизируется.

Фото Irina Murza on Unsplash

Младший дошкольный возраст

Тревожность в младшем дошкольном возрасте определяется первым опытом встраивания в общество. Если у малыша не складываются отношения с другими детьми, он становится капризным, слезливым, вечером долго не засыпает, боится темноты, грызет ногти, крутит волосы.

Старший дошкольный возраст

Дети старшего дошкольного возраста боятся быть забытыми родителями в детском саду, отвергнутыми другими детьми. Внешне проявления тревожного состояния у таких детей могут быть не очень заметными: они ведут себя примерно, не шумят.

Но воспитателей и родителей должно насторожить то, что ребенок замкнут, при разговоре с ним старается не смотреть в глаза, часто плачет, ожидая маму. У таких детей занижена самооценка, они считают себя некрасивыми и глупыми, нередко они страдают недержанием мочи и кала.

Школьники

Серьезным стрессом для детей является поступление в школу, где все ново, непривычно. Появляются новые обязанности и возрастают требования: необходимо готовить уроки, выходить отвечать к доске, показывать свое знание или незнание перед всем классом. Более строгими становятся родителями, ужесточается режим дня, нет прежней возможности свободно гулять, играть и ни о чем не заботиться.

Фото Scott Webb on Unsplash

Если адаптация к новым условиям проходит не очень успешно, спустя некоторое время у школьника начинают проявляться признаки растущей тревожности: повышенная утомляемость, плохая концентрация, неуверенность в своих силах, робость, беспокойное поведение, плохой сон. Он начинает обманывать, не хочет идти в школу, встречаться с одноклассниками.

У него могут возникнуть проявления физиологического характера: головные боли, плохой аппетит, тошнота, боли в животе и желудочные расстройства, повышение температуры, потливость, тремор конечностей. Часто такое случается перед контрольными работами, после каких-либо инцидентов в школе, перед родительскими собраниями.

Фото Sammie Vasquez on Unsplash

Старшеклассники

У старшеклассников ощущение тревожности проявляется чрезмерно эмоциональной реакцией на отношение к себе окружающих, болезненным стремлением к самоутверждению среди сверстников, страхом перед трудностями, неспособностью сконцентрироваться при выполнении заданий. Усилению симптомов способствуют возрастные гормональные изменения, происходящие в организме подростков.

Как помочь

В непростой для малыша ситуации будьте рядом с ним и создавайте поддерживающую атмосферу:

  • Примите эмоцию ребенка, скажите ему в момент беспокойства: «Я знаю, что тебе это не нравится». Поддерживайте малыша — покажите, что вы понимаете, как ему сложно, и верите, что он справится с трудной ситуацией. При этом дайте понять ему, что вы рядом и поддерживаете его.
  • Фокусируйте внимание малыша на том моменте, который он сумел преодолеть. Например, зашел в комнату, где много людей, согласился на укол. Принятие чувств ребенка не подразумевает, что вы сделаете все возможное, чтобы избежать страшной для него ситуации. Ваши действия должны быть направлены на снижение уровня тревожности у него.
  • Проговорите страх. Обсудите с ребенком, что может произойти, если случится то, чего он боится. Например, если малышу страшно отпустить вас в детском саду, поговорите об этом. Если он боится собак, расскажите, как нужно вести себя, если он окажется рядом с животным.
  • Предоставьте ребенку выбор. Например, если он боится спать в темноте, спросите: «Что тебе поможет спать спокойнее: любимая игрушка, ночник или приоткрытая дверь?» Или дайте ребенку возможность самому придумать решение.
  • С 3-4 лет можно научить малыша дышать во время появления тревожности или нервозности. Дыхательные упражнения помогают быстро успокоиться. Дети быстро схватывают этот инструмент. Снизить нервозность поможет: умывание холодной водой, прыжки, напряжение и расслабление мышц всего тела.
  • Используйте формулу: «Выясни-вдохнови, чтобы встретиться с непростой ситуацией-вразуми». Важно вместе с малышом найти выход из сложной для него ситуации и, где уместно, научить по-другому реагировать на нее. Например, с 4-5 лет некоторые дети боятся, что в дом могут проникнуть воры. Если ребенок вам рассказывает про этот страх, объясните ему, что дом защищен, на дверях замки, в подъезде есть камера и консьерж. Ребенку важно знать, что взрослые его защищают и создают безопасное пространство для него. Детям важно услышать, что мама и папа держат все под контролем.
  • Показывайте ребенку на личном примере, как вы справляетесь с негативными эмоциями, страхами и тревогой. Пусть дети видят, как вы спокойно переживаете такие моменты.

Что не нужно делать

Не «раздувайте» эмоции

Если ребенок боится собак, примите этот факт. Но не утрируйте ситуацию: не нужно, например, говорить бабушке, чтобы во время прогулки с малышом они обходили стороной всех животных. Также не рассказывайте всем, что у ребенка есть этот страх. Вы каждый раз показываете малышу, что бояться собак — правильно. И он вряд ли захочет когда-либо подойти к ним.

Избегайте подсказок через вопросы, если вам не понятно, чего конкретно боится ваше чадо

Спросите:

«Что случилось?»

«Как ты себя чувствуешь?»

«Какие звуки ты услышал?»

«Что ты увидел?»

Не нужно подсказывать ему, чего он может боятся: «Ты испугался собаки, тебя напугал громкий звук?». Так мы еще глубже усиливаем страх.

Избегайте долгого ожидания «ужаса»

Если вы знаете, что какая-то ситуация нервирует ребенка, постарайтесь избежать ее долгого предвкушения. Если он не любит сдавать анализы или посещать врача, не надо его готовить к этому событию за три дня.

Не прибегайте ко лжи

Ребенок легко поймет, что вы говорите неправду, будет думать, что вы не знаете, как справиться со страхом.

Не «обнуляйте» ситуацию, делая все возможное, чтобы ее предотвратить

Например, если ребенок не любит чужих людей или громких звуков, и вы прикладываете усилия к тому, чтобы этого не было. Так вы лишаете ребенка возможности выработать механизмы, которые научат его справляться с высокой тревожностью. Вы поддерживаете в нем мысль «да, я не могу с этим справиться» и даете утверждение «да, это очень страшно и сложно».

В каких ситуациях ваш ребенок становится тревожным? Что помогает ему успокоиться?

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 16

Причины тревожности у ребенка

Состояние может провоцироваться серьезными событиями в детской жизни: гибелью близких, разводом родителей, неудачами в учебе. Особенно высок риск тревожности, если эти события влияют совместно, отягощая друг друга. Но зачастую проблема детской тревожности заключается в самих родителях или взрослых, постоянно общающихся с ребенком, в методиках воспитания, тревожности самих родителей, которые высказывают ее при малыше.

Типы родителей, которые могут провоцировать проблемы детей:

  • Родители-наседки. Пытаются оградить детей от любых проблем и опасностей. Из-за гипер опеки дети не могут быть самостоятельными, ощущают беззащитность перед миром и не могут добиваться успехов сами.
  • Родители-прожектеры, сами не добившиеся особых успехов в жизни, пытаются реализовать их в своем ребенке. Либо другой вариант – люди с высоким положением в обществе требуют от своего отпрыска соответствия статусу. Желание подогнать ребенка под идеалы приводит к тревожности, малыш боится разочаровать родителей и не оправдать их надежд.
  • Родители-спартанцы. Желают всеми правдами и неправдами воспитывать характер и волю, слишком «закручивая гайки». Они игнорируют или высмеивают проблемы детей, что ведет к тому, что ребенок ощущает себя неудачником.Источник: О.А. Андриенко. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // Хуманитарни Балкански изследвания, 2021, т.3, №2(4), с.63-65

Есть и смешанные типы родителей, а также бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, влияющие на ребенка. Также стоит выделить три типа особых требований, которые могут приводить к внутренним конфликтам личности ребенка, что служит провокатором повышенной тревожности:

  • Требования, которые противоречат друг другу. Когда родители не могут договориться между собой, либо когда желания родителей идут вразрез со школьными правилами.
  • Слишком завышенные или же неадекватные возрасту, способностям ребенка требования. Например, если ребенок не способен в силу анатомии и физиологии к спортивным достижениям, а родители непременно хотят сделать из него звезду спорта.
  • Негативные (или отрицательные) требования, унижающие честь и достоинство малыша, подчеркивающие его зависимость от решений взрослых. Например, мужчины-отцы требуют перестать капризничать, иначе не будут покупать ребенку игрушки или не будут брать его с собой.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]