Каждый новорожденный ребенок, принимает мир через зрение, осязание, слух, обоняние, вкус. К большому сожалению, не к всем детям природа благоволит, и иногда детки рождаются с какими-то патологиями.
Детки с нарушением зрения видят мир совсем по-другому, и их развитие и воспитание нуждается в особенностях. Правильно подобранное воспитание очень важно, так как такому ребенку нужно будет адаптироваться в садике, школе, а так же в жизни, которая будет не легкая. Что же нужно знать родителям, о развитии детей с проблемами зрения?
Особенность развития и обучения для детей
Маленькие дети которые не видят, ведут знакомство с миром в большинстве случаев через слух, и осязание. Из за этого их представление о мире отличается, от детей которые видят. В отличии от зрячих детей, незрячим приходится распознавать все по звуку, из-за этого один с самых главных аспектов воспитания, является акцентирование внимания на звуках. Для таких детей, участие врачей специалистов нужная часть воспитания. Детям с проблемами зрения без помощи логопеда обойтись сложно, так как ребёнок в большинстве случаев не способен понимать слова, тем более если он не видит реальные объекты.
Для таких детей нужны подвижные игры, которые будут стимулировать зрение, развития правильного движения связанного с координацией, а самое главное обучение нужным навыкам. Все эти рекомендации можно получить у врача-офтальмолога, который подскажет какие именно игры и упражнения подойдут ребёнку. Таким образом вы с большой вероятностью получите успех.
Вам может быть интересно Красные круги под глазами у ребенка
— Научите ребенка правильной ориентации и координации. Желательно повторять упражнение и действия несколько раз, до тех пор пока не дойдёте до автоматизма.
— Покупайте игрушки не такие как для обычных детей, а берите больших размеров, что бы можно было хорошо прощупать, и не поранится. Ведь для таких детей главное трогать все на ощупь, и узнавать новое.
— Не покупайте игрушки с мелкими и очень острыми деталями, что бы ребёнок не поранил себя. Ведь мы можем все видеть, а они нет.
— Обязательно обучайте правильной ориентации в пространстве, для этого выполняйте определенные задания, и упражнения. Важно при этом объяснять ребенку что он делает и зачем.
Выбор детского садика
Самым ответственным должен быть выбор садика, при выборе сада смотрите на специализированные садики, для детей с нарушениями зрения, организацию и проведение лечебных целей для восстановления зрения, и подготовку к школе. Для того что бы попасть в специализированный сад, нужно у вашего участкового врача педиатра, или у врача офтальмолога в которого стоите на учете, взять направление, и идти в психолого-медико-педагогическую комиссию, которая и вынесет вердикт о посещении специализированного сада.
Для ребенка с нарушением зрения, такой сад будет самым подходящим вариантом, так как в таких садах, детей в группах меньше, чем обычных садах, в обычном около 30 человек, а в специализированных 6-15 человек. И из-за этого, вашему ребенку будет намного больше внимания, и ребёнок научится именно тому что ему нужно. Минусов в таких садиках очень мало, это то что такие садики редкость, и их мало, приходится рано утром везти ребёнка. Не меньше ответственный выбор в воспитателях у которых должно быть два образования, медицинское и педагогическое. Должны в садике быть консультации врачей, офтальмолога, логопеда, психолога. Еще если пойдёте в обычный садик, дети скорее всего будут смеяться с такого ребёнка, а в специализированном садике нет, так как там почти все детки такие.
Вам может быть интересно Полезные свойства рыбьего жира
Адаптация детей с нарушением зрения
Адаптация у детей с плохим зрением проходит немного хуже чем у детей, с нормальным. Так как меняется обстановка, люди, и не присутствуют родители, которые всегда находились раньше постоянно с ребёнком. Самое главное для родителей не паниковать, ребёнок чувствует и начинает нервничать.
— Сходите в сад вместе, пусть ребёнок немного адаптируется, потрогает игрушки, познакомится с воспитателями, нянечками.
— Первый день приведите в сад малыша на десять двадцать минут, постойте возле кабинета подождите, если ребёнок плачет и не может успокоится забирайте его домой, что бы не было психологической травмы. Если же все хорошо и он играется, можете подождать пока не наиграется.
— На второй раз оставляйте уже на дольше, примерно пару часов, даже если ребёнок плачет, пусть немного привыкает. И так по пару часов и вы привыкните. Главное такому ребёнку расписание, что бы он имел представление о том как идет день, и автоматически делал все.
Офтальмологический блок
- Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
- Показатели работы МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №2»
Врач-офтальмолог: Авдеева Наталья Владимировна
В штате медицинского кабинета детского сада работает врач-офтальмолог, медицинская сестра, имеющая сертификат по специальностям «Сестринское дело в офтальмологии», «Физиотерапия».
Направлению в детский сад подлежат дети с различными видами амблиопии, косоглазием, врожденной патологией, такой как частичная атрофия зрительных нервов, нистагм, врожденная близорукость, врожденная катаракта, глаукома и др. Дети, нуждающиеся в оперативном исправлении косоглазия, направляются в детское отделение областной глазной больницы с последующим возвращением в сад для дальнейшего лечения.
Офтальмологический кабинет оснащен всем необходимым лечебно-диагностическим оборудованием, имеется «темная комната» для проведения скиаскопии и осуществления засветов.
Медико-офтальмологический отбор и комплектование групп осуществляется врачом–офтальмологом МБДОУ по направлению окулистов районных поликлиник и центров охраны зрения. Непосредственно лечение детей осуществляет медицинская сестра, согласно указаниям и под регулярным контролем врача-окулиста.
Эффективность лечения косоглазия и амблиопии в специализированных дошкольных учреждениях выше, чем в глазных кабинетах поликлиник, кабинетах охраны зрения. Во первых, не нарушается обычный режим жизни ребенка, во вторых, есть возможность проведения частых и длительных процедур, общих оздоровительных мероприятий, а также полного комплекса коррекционно-педагогических мероприятий.
Лечебный процесс построен на использовании передовых методов и выполняется главный принцип – индивидуальный подход в лечении каждого ребенка. Лечебный и педагогический процессы существуют не столько параллельно, сколько проникают один в другой.
Материально-техническое оснащение офтальмологического кабинета
1. Щелевая лампа 2. Офтальмоскоп большой безрефлексный 3. Синоптофор 4. Аппарат «Форбис» 5. Аппарат АМО-АТОС с приставкой «Амблио-1» 6. Приставка «Каскад» к аппарату «АМО-АТОС» 7. Аппарат «Ручеек» 8. Офтальмоскоп электрический 9. Набор скиаскопических линеек 10. Набор пробных очковых линз с оправой 11. Цветотест 12. Офтальмоскоп ручной зеркальный 13. Макулостимулятор «Иллюзион» 14. Комплект очков для тренировок аккомодации 15. Периметр настольный 16. Аппарат Рота – осветитель таблиц для определения остроты зрения 17. Компьтерный комплекс с наушниками 2 шт. 18. Компьютерные игры: Клинок, Цветок, Чибис, Ай, Тир, Крестики, Паучок, Релакс 19. Приставка «Рубин» к аппарату АМО-АТОС 20. Электростимулятор ЭСОМ
Комплексное лечение детей с амблиопией включает в себя: плеоптические методы, организацию жизненного режима детей с учетом зрительных нагрузок, лечение сопутствующих заболеваний, общеоздоровительные мероприятия. Зрительные нагрузки разработаны для каждой возрастной категории детей с учетом характера фиксации, вида косоглазия, остроты зрения (всего их 7).
Из плеоптических методов нами используется прямая окклюзия, засветы заднего полюса глаза на большом безрефлексном офтальмоскопе, метод лечения частотно-контрастными стимулами на приборе «Иллюзион», свето-цветостимуляция на приборе АМО-АТОС с приставкой АМБЛИО, магнитотерапия, магнитофорез с лекарственными препаратами, лазерстимуляция, электростимуляция.
Эффективность прямой окклюзии значительно повышается, если она сочетается со зрительной нагрузкой амблиопичного глаза, (чтение книги, рисование, мелкая работа, сортировка круп, нанизывание бус, мозаика, конструктор). Это успешно проводится воспитателями в группах и тифлопедагогом.
Одним из видов плеоптического лечения являются игровые компьютерные программы, такие как Ай, Крестики, Тир, Льдинка, Паучок, Цветок, Клинок. Лечение на компьютере является одним из самых любимых детьми методов, с помощью которых развивается мышление и интеллект, улучшается моторика руки, пространственное восприятие, скорость реакции, улучшается различительная способность сетчатки.
Значительно повышает качество лечения сочетание компьютерных методов с музыкотерапией.
Ортоптические упражнения для восстановления симметричного положения глаз проводятся на синоптофоре и с помощью компьютерных программ Ай, Клинок в красно-синих очках. Диплоптические уражнения осуществляются с помощью прибора «Форбис» методом разобщения аккомодации и конвергенции и совмещение указанного способа со стимуляцией глаз спекл-структурой лазерного излучения (лазердиплоптика).
Восстановление стереоскопического зрения проводится на завершающем этапе лечения косоглазия с помощью компьютерной программы Чибис.
Из других методов лечения используются тренировка аккомодации и конвергенции на аппаратах Ручеек, приставке КАСКАД к прибору АМО-АТОС, тренировки аккомодации по методу Аветисова-Мац, что особенно важно при лечении близорукости, спазма аккомодации, расходящегося косоглазия.
Продолжительность курса лечения 2-3 недели, курсы поочередно проводятся для каждой группы. Ребенок обязательно осматривается в начале и в конце каждого курса лечения, при необходимости и в процессе тренировок, оценивается острота зрения, угол косоглазия. Детям перед и после операции на глазных мышцах проводятся курсы лечения в индивидуальном порядке. По окончании лечения в кабинете для закрепления результатов назначается домашнее лечение. В зависимости от возраста и показаний рекомендуем: гимнастику для горизонтальных мышц, тренировку конвергенции, чтение с препятствием (решеткой), игры с мячом, бадминтон, волейбол, настольный теннис и др.
При достижении детьми 7-летнего возраста и поступлении в школу они передаются для наблюдения и лечения в кабинет или центр охраны зрения. По показаниям некоторые пациенты поступают для дальнейшего обучения и лечения в специальную школу-интернат №3 для слабовидящих.
Показатели работы за 2019-2020 гг.
Год | Пролечено детей | Количество процедур |
2019 | 67 | 16496 |
2020 | 94 | 24878 |
Статистика аппаратного лечения
Аппараты | 2011 | 2012 |
Макулостимулятор «Иллюзион» | 990 | 1140 |
Синоптофор | 2070 | 2280 |
«Форбис» — РАК | 1020 | 1160 |
«Ручеек» | 495 | 1000 |
Компьютерная плеоптика – программы «Клинок», «Цветок», «Тир», «Крестики», «Льдинка» | 2090 | 7320 |
Компьютерная ортопто-диплоптика – программа «Клинок» | 1845 | 4360 |
Тренировки аккомодации | 420 | 260 |
Электростимулятор «ДЭНАС» | 540 | 255 |
«Каскад» | 2790 | 4020 |
Бивизиотренер | 405 | 60 |
АМО-АТОС + АМБЛИО | 1970 | 2720 |
Всего процедур | 14635 | 24575 |