Статья на тему: Особенности психического развития у детей с нарушением зрения дошкольного и школьного возраста

У каждого человека есть три важных органа, благодаря которым они познают внешний мир: глаза, уши и органы осязания. Часто встречаются пациенты с врожденными или приобретенными аномалиями, из-за которых организм не может полноценно выполнять свои функции.

К этой категории относятся дети с различными нарушениями зрения. Родителям, столкнувшимся с нарушениями зрения у своих детей, необходимо знать основные правила их воспитания и развития.

Психическое и физическое развитие ребенка с таким диагнозом отличается от развития здоровых детей.

Классификация нарушений зрения у детей

Сегодня существует утвержденная классификация нарушения зрения. Выделяют две основные группы:

  1. Органические. Связаны с нарушениями в структуре глаза и отделов зрительной системы. Если данную проблему не лечить вовремя, то повышается шанс развития остаточного зрения, слабовидения или полной слепоты.
  2. Функциональные. Считается одной из самых легких отклонений. При своевременной диагностике легко поддается лечению.

Функциональные нарушения включают в себя близорукость, дальнозоркость и астигматизм. В первом случае наблюдается ухудшение зрения при концентрации на предметы, находящиеся на большом расстоянии.

Близорукость встречается чаще всего. Ее характерными признаками считаются прищуривание, наклон головы и приближение книги или учебника очень близко к глазам.

При дальнозоркости ребенок не видит предмет, который находится близко от глаз. Это связано с отклонением преломления лучей фокуса сетчатки. Среди характерных симптомов отмечают частые головные боли, утомление и рези в глазах из-за постоянного напряжения.

Астигматизм сегодня встречается все чаще. Данное заболевание связано с травмами роговицы глаза. Среди других нарушений зрения можно выделить косоглазие и дрожание глаз. В первом случае снижается острота зрения в одном глазу, а если лечение несвоевременное, поражается и здоровый орган.

Основные проявления патологии

При дрожании глаз у пациента диагностируют непроизвольные скачки глазного яблока. Данная патология считается самой тяжелой, она трудно поддается лечению. В большинстве случаев пациенты с таким диагнозом полностью теряют зрение.

В зависимости от остроты зрения различаются дети зрячие, слепые и слабовидящие. К слепым или практически слепым относят пациентов с остротой зрения 0 или 0,04 условных единиц.

Для их обучения и развития необходимы специальные приспособления и учебники. Такие дети опираются на слуховые возможности и воспринимают все необходимые знания, в основном, с помощью органов слуха.

Слабовидящие пациенты имеют остроту зрения 0,05 условных единиц. Помимо дефектов зрительных функций, у них также наблюдается сужение поля зрения, им показана ограниченная учебная нагрузка. Занятия проводят в специализированных учреждениях по специальным методикам.

У зрячих наблюдаются некоторые дефекты зрения, которые при своевременной диагностике поддаются эффективному лечению. Острота зрения у этой категории пациентов − 0,4-0,5.

Они обучаются в обыкновенных учебных заведениях.

Возможно такое назначение: специальные очки и снижение нагрузки на глаза.

В зависимости от причины, по которой возникла дисфункция, различают следующие группы дефектов:

  • врожденные (нарушения происходят еще в период внутриутробного развития плода);
  • приобретенные (дефекты зрения развиваются уже после рождения под воздействием ряда негативных факторов);
  • наследственные (если у кого-то из родственников диагностировали заболевания глаз, то риск генетической передачи в следующих поколениях повышается в несколько раз).

Физическое развитие детей с нарушениями зрения

Среди особенностей развития детей с различными нарушениями зрения важную роль играет физическая активность. Ученые утверждают, что у пациентов с плохим зрением обостряются слух и функции осязания. Именно поэтому очень важно уделить достаточную роль правильному физическому развитию ребенка. Благодаря развитию этих навыков малыш чувствует себя полноценным членом общества и может в полной мере познавать внешний мир.

Чаще всего дети с нарушениями зрения страдают от пониженного тонуса мышечной мускулатуры. Это, в первую очередь, связано с плохой ориентацией в пространстве, из-за чего ребенок ведет малоподвижный образ жизни.

Для развития определенных навыков родителям необходимо акцентировать внимание на анализаторах слуха, тактильной чувствительности, вибрации и других функциях организма.

У детей грудного возраста, страдающих нарушением зрения, наблюдается слабый хватательный рефлекс; они поздно начинают брать предметы в руки, сидеть и ходить. Из-за снижения физического развития у ребенка наблюдается и ухудшение речевого аппарата (такие дети на несколько лет отстают от своих сверстников).

Одной из особенностей физического развития незрячих детей является акцент на восприятие окружающего мира пальчиками. Своеобразие методик позволяет развивать пальцевое, ладонное и кистевое восприятие.

Ещё одним важным моментом остается определение уровня физической нагрузки, которую устанавливает офтальмолог, исходя из степени остроты зрения ребенка. Если данное условие не соблюдать, то повышаются шансы на дальнейшее ухудшение зрения.

Задержка физического развития приводит к ухудшению умственных способностей пациента (в результате, к незрячести прибавляются и другие проблемы). Поэтому очень важно максимально вовлекать малыша в игры, решение бытовых дел и общение со зрячими сверстниками.

Также специалисты рекомендуют подбирать специальные игрушки, которые помогают активировать функцию остаточного зрения (это будут большие, яркие и факторные предметы).

У детей с нарушениями зрения часто возникают проблемы с координацией движений. Поэтому родителям необходимо обеспечить оптимальные условия, которые позволят избежать нежелательных травм (ограничение острых углов и т.д.).

Некоторым пациентам категорически запрещается заниматься определенными видами спорта, они могут спровоцировать еще большую зрительную дисфункцию.

Особенности психофизического развития дошкольников с нарушением зрения.

Развитие зрительного восприятия является специфическим разделом педагогической работы в детском саду для детей с амблиопией и косоглазием. Это обусловлено особенностями психического развития детей с нарушениями зрения, а именно возникновением вторичных отклонений.

У преобладающего большинства дошкольников, посещающих ДОУ, основным диагнозом является амблиопия и косоглазие.

Косоглазие

— заболевание, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместной точки фиксации. В большинстве случаев при косоглазии в косящем глазу развивается понижение остроты зрения типа амблиопии приводящее к расстройствам бинокулярного зрения.

Амблиопия

от греческого
amblys —
тупой,
орsis
— зрение: снижение остроты зрения, причину которого не удаётся установить путём объективного исследования; чаще один глаз поражается сильнее.

Косоглазие нередко сочетается с аномалией рефракции глаза (гиперметропия и миопия, астигматизм). Причин появления косоглазия много: заболевания и травмы органа зрения, заболевания и травмы нервной системы, осложнения после соматических заболеваний, близорукость или дальнозоркость. Чаще всего данное нарушение является врожденным. Раннее выявление патологии, своевременное начало офтальмологической помощи и коррекционно-педагогической работы ослабляет степень выраженности, а порой и предупреждает развитие вторичных отклонений.

Первым и определяющим все дальнейшее развитие вторичным отклонением у детей с нарушениями зрения является нарушение зрительного восприятия.

Факторы, определяющие психофизическое развитие ребенка с амблиопией и косоглазием.

· Первым фактором,определяющим психическое развитие, является степень дефекта.Насколько поражен орган зрения, насколько затронуты функции зрения, каков офтальмологический прогноз. Все эти факторы значимы неизолировано. Зрительная система у человека является ведущей перцептивной системой, при взаимообусловленном формировании всех систем организма. Хорошо известно, что зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятиями. В течение второго месяца жизни возникает сложное взаимодействие между движениями рук и глаз новорожденного: рука действует как орган осязания, глаза следуют за её движениями. В трёхмесячном возрасте появляются зрительные реакции, прослеживающие контур воспринимаемой формы предмета. Зрение играет ведущую роль в реализации движений ребенка при манипуляции предметами. Формируется предметная деятельность, которая в преддошкольном детстве становится ведущей. При заболеваниях органа зрения контроль над манипулятивной деятельностью ухудшается и, как следствие, задерживается развитие предметной деятельности. Чем сложнее дефект, тем значительнее задержка.

· Вторым фактором,влияющим на качество и полноценность развития, — время наступления дефекта.Этот фактор влияет на запас зрительных представлений ребенка. В случаях раннего поражения органа зрения запас зрительных представлений невелик, представления ребенка плохо дифференцированы. Затруднения зрительного восприятия в этом случае отрицательно сказывается на психической активности ребенка. Божович Л.И., изучая познавательные интересы детей, выдвинула интересную гипотезу, подтвержденную многими установленными фактами. Оказалось, что ведущей в психическом развитии ребенка является потребность в новых впечатлениях, т. е. психическая активность. Потребность младенца в новых впечатлениях, развиваясь, перерастает в собственно познавательную потребность, т.е. стремление узнать окружающий мир. Эта потребность в отличие от других первичных потребностей, имеет перспективный характер и становится побудительной силой всего дальнейшего психического развития. Следовательно, развивая зрительные представления слабовидящих дошкольников, развивают непосредственно психическую активность.

· Третьим фактором,влияющим на полноценное психическое развитие, является начало коррекционной работыи носит социальный характер. Выготский Л.С. в своих исследованиях убедительно доказал, что социальные и биологические факторы в равной мере важны для всего развития человека. Однако, являясь существом социальным, человек познаёт окружающий мир опосредованно в процессе обучения. Вся социально значимая деятельность человека есть продукт постижения знаний накопленных человечеством за весь период своего развития. Этот фактор значим и для развития речи, и для развития познавательных процессов, и для развития мыслительных процессов, и для развития двигательных умений и навыков.

Особенности развития

Известно, что благодаря глазам и острому зрению, человек способен получить до 90 процентов всю информацию о мире вокруг себя При выпадении этого важного органа из комплекса воспринимающих систем включаются в работу с особой остротой те, которые способны заменить острых взор, это слух и осязание. Запахи и звуки для слабо видящего человека становятся главным путеводителями и помощниками в мире

Начинается своё формирование окружения, работают ужи и нос, мир начинает приобретать собственное обличие и значение.

Из-за снижения зрения, у ребёнка начинается ограничение рамок, мир познаётся в меньшем объёме

Это может негативно сказаться на развитии многих навыков, таких как речь, память и внимание. У слепого ребёнка нарушается связь между словами и предметами в реальности

Тем не менее, для слабовидящих детей огромную роль играет жизненная и физическая активность, в виде подвижных занятий, игр или развлечений. Это позволяет развить координацию до нужного уровня, за счёт неё, ребёнок сможет хорошо ориентироваться в окружающем его пространстве. Чувство мышечной силы, тонуса, стимулирует к движению, а также помогает улучшить зрение. Но, не стоит сильно усердствовать с физической нагрузкой, так как передозировка в этом смысле также может негативно сказаться на состоянии маленького человека.

Подбор игрушек для малышей со слабым зрением также имеет особое значение. Предметы должны быть яркими, крупного размера и иметь фактурную поверхность. Это помогает симуляции развития осязательных чувств и остаточного зрения. Музыкальные или шумовые игрушки будут особенно привлекательны и интересны, они позволят ребёнку запомнить предмет и создать определённый образ.

Если в семье есть ребёнок с дефектом зрения, не стоит ограничивать его в общении, внутрисемейные тесные контакты и связи только помогут ему и морально и психологически не стать отшельником, не почувствовать себя изгоем.

Психологические особенности

Знакомство с окружающей средой у каждого человека на 80-90% происходит при помощи глаз. Ребенок с нарушениями зрения чувствует себя неполноценным членом общества и, помимо ограничения физической активности, он страдает ещё и психологически.

Психологические особенности развития детей с нарушениями зрения должен знать каждый родитель. Нужно учитывать следующие моменты:

  • Незрячие дети отстают не только в физическом, но и умственно (поэтому им обеспечивают особенное обучение).
  • Из-за слабых зрительных функций у малыша могут наблюдаться проблемы с координацией движений, мышлением и т.д.
  • Навыки ходьбы и речи появляются намного позже, чем у здоровых детей.

Характеристика пациентов с плохим зрением почти у всех одинаковая. У всех повышенная рассеянность, слабая память, низкая концентрация внимания и т.д.

Они неспособны адекватно оценивать эмоциональное состояние партнера, часто вступают в конфликты, бывают обидчивыми и раздраженными. Правда, степень перечисленных выше проявлений разная.

Дети с нарушениями зрения часто страдают от невосприятия цветов предметов. Это значительно затрудняет обучение и влечет за собой нестабильный эмоциональный фон.

Поэтому на занятиях необходимо использовать специальный материал. Ни в коем случае нельзя вести себя агрессивно по отношению к незрячему. Нужно помнить, что он значительно отстает в развитии от своих сверстников.

Воспитание детей с нарушениями зрения требует особенного внимания и от родителей. Важно помнить, что все движения нужно повторять много раз, пока у малыша не выработается автоматизм.

Особое внимание нужно отдавать выбору учебного заведения для таких пациентов (особый детский сад, особенная школа и т.д.). Для полностью слепых детей существуют специализированные учреждения. В них работают профильные специалисты, которые помогают обучить пациента элементарным навыкам.

Ещё важен акцент на психологической адаптации к детям такого же возраста. Очень часто незрячие испытывают насмешки от сверстников, что приводит к развитию депрессии и ухудшению состояния больного.

Поэтому родителям очень важно подготовить малыша перед посещением учебного заведения. Консультация психолога, который поможет разрешить возможные конфликты, необходима.

Особенности развития детей с нарушениями зрения изучали Б. И. Коваленко, М. И. Земцова, Ю. А. Кулагин, А. Г. Литвак, В. А. Феоктистова, Л. И. Плаксина, Т. П. Головина, Г. В. Никулина, В. М. Сорокин, Л. В. Фомичева, В. П. Ермаков, Л. И. Солнцева, Н. С. Костючек и многие другие.

Последствия нарушения зрения сказываются в первую очередь в области ощущений. Преобладание слуха и осязания у слепых приводит к перестройке межанализаторных связей, в процессе деятельности у них складывается тактильно-кинестетически-слуховое ядро сенсорной организации.

Нарушение работы зрительного анализатора вызывает существенные отклонения в развитии психических процессов ребенка, приводит к сокращению и ослаблению зрительных ощущений у частично зрячих и слабовидящих или полному их выпадению у слепых. При глубоких нарушениях зрения имеют место некоторые положительные изменения слуховой чувствительности, возникающие как следствие более активного участия слухового анализатора в деятельности при изменившихся условиях жизни. У слепых детей наблюдается повышение тактильной чувствительности на участках кожи, которые принимают активное участие в актах осязания (например, на ладонной поверхности пальцев рук). У слепых наблюдается повышенная способность дифференцировать термальные и болевые раздражители. Включение слепых в различные виды деятельности активизирует работу двигательного анализатора, причем отсутствие или серьезные ограничения функций зрения ведут к увеличению удельного веса мышечно-суставных ощущений в структуре чувственного отражения. При тотальной слепоте вестибулярный аппарат развивается при прочих равных условиях лучше, чем у нормально видящих. Немногочисленные исследования обонятельной и вкусовой чувствительности слепых показывают некоторое ее повышение в сравнении с нормой. Так же как и другие рассмотренные выше виды чувствительности, вкус и обоняние слепых обостряются в процессе деятельности.

Изменения в сфере ощущений неизбежно отражаются на следующем этапе чувственного познания – восприятии. У слабовидящих ведущим остается зрение, но скорость и правильность зрительного восприятия страдает, нарушается симультанность опознания признаков формы, размера и цвета, что приводит к низкой результативности выполнения задания, большому проценту ошибок и увеличению времени опознания объекта. Зрительное восприятие слабовидящих отличается снижением степени полноты, точности и скорости отображения. Образы восприятия схематичны, обеднены, иногда искажены и неадекватны действительности. В жизнедеятельности слепых роль слуха больше, чем у зрячих. В ходе постоянного использования слухового восприятия в различных видах деятельности повышается его абсолютная и различительная чувствительность (дифференциация звуков, локализация источников звука, определение направления звуковой волны). В процессе предметной, игровой, учебной, трудовой деятельности слепые используют больше осязание, которое является мощным средством компенсации не только слепоты, но и слобовидения. Наибольшее повышение чувствительности обнаружено на пальцах рук (А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева). И хотя полное возмещение утраченных функций невозможно, так как кожные и мышечно-суставные ощущения отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно, а осязательное полн ограничено зоной действия рук и восприятие протекает более длительно, чем зрительное, осязание дает слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие со средой.

Зрительная депривация затрудняя, ограничивая либо полностью исключая зрительное восприятие, неизбежно отражается и на представлениях. Характерными особенностями детей данной категории являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности, вербализм (за словом нет образа), суженный круг представлений. Процесс формирования представлений у детей с нарушениями зрения протекает замедленно. Однако, направляя и организовывая процесс восприятия у детей с дефектами зрения, развивая наблюдательность, формируя навыки обследования, можно способствовать более полному и точному отражению объективной действительности, а следовательно коррекции и обогащению представлений.

Полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную основу, затрудняя и обедняя чувственное познание, отрицательно влияет на развитие аналитико-синтетической деятельности, что сказывается и на развитии других мыслительных операций (сравнении, обобщении, классификации, систематизации и т.д.). Это объясняется недостаточно полным отражением свойств и признаков объектов, относительной сукцессивностью осязательного и нарушенного зрительного восприятия, препятствующих формированию целостного образа, в результоте чего страдают анализ, синтез, сравнение и дифференцировка. Однако эти недостатки не делают мышление слепых необратимо неполноценным, так как в процессе обучения и воспитания в значительной мере устраняется основная причина замедленного развития мышления – пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний. Развивая восприятие, расширяя и уточняя круг представлений, формируя на их основе полноценные понятия, возможно способствовать успешному развитию системы операций мыслительной деятельности детей с нарушениями зрения. Мышление в свою очередь оказывает корригирующее влияние на процессы чувственного познания, участвуя в осознании и обобщении образов. (А. Г. Литвак, В. М. Сорокин, Т. П. Головина).

В исследованиях отмечается и специфика процессов памяти детей с нарушениями зрения.: снижены объем, скорость и осмысленность запоминания; недостаточно полно и замедлено воспроизведение материала; быстрое забывание объясняется недостаточным количеством подкреплений, а также малой значимостью объекта для слепого ребенка.

Ограниченность зрительного восприятия отрицательно сказывается и на свойствах внимания: страдает объем, устойчивость и переключаемость.

Сужение сферы чувственного познания, обедняя восприятие и представления, ограничивает возможности комбинирования и реконструкции образов в воображении. Творческое воображение слепых из-за отсутствия или недостаточного количества и неполноценности зрительных представлений страдает значительнее, чем воссоздающее. Наиболее отчетливо это проявляется при врожденной абсолютной слепоте.

Упомянутые особенности психофизического развития детей данной категории сказываются и на речевом развитии. У детей с глубокими нарушениями зрения вследствие нарушения зрительного анализатора расстройства речи обусловлены ее ранним недоразвитием: отсутствием необходимого запаса слов, нарушением понимания смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета, «вербализмом», эхолалией. Детям сложно удержать в речевой памяти развернутые высказывания и правильное грамматическое конструирование предложений. Отмечается значительная задержка развития ряда важнейших функций, которые имеют то или иное отношение к формированию речевой системы (праксис, гнозис, координация, пространственная ориентировка). На развитие психических процессов, в том числе и речи, огромное влияние оказывает качество речевого общения, микросоциальная среда. Л. С. Волкова выявила своеобразие в становлении речи детей с нарушениями зрения. Изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи. Страдают и невербальные средства общения. Речевые нарушения у детей с дефектом зрения многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему. Л. С. Волкова выделяет четыре уровня сформированности речи у этой категории детей:

-На первом уровне отмечаются единичные нарушения звукопроизношения, что не позволяет данный уровень рассматривать в качестве речевой нормы.

-На втором уровне активный словарь ограничен, допускаются ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и развернутых рассказов. В произношении – различные виды сигматизма, ротацизма, ламбдацизма. Недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков и фонематических представлений. Не сформирован фонематический анализ.

-На третьем уровне — экспрессивная речь отличается бедностью словаря. Низкий уровень соотнесенности слова и образа предмета и знания обобщающих понятий. связная речь аграмматична, состоит из перечислений и одно-двусловных предложений. Нет развернутых рассказов. Отмечаются множественные нарушения звукопроизношения. Недостаточно сформировано слуховое и произносительное различение звуков. На низком уровне находится формирование фонематического анализа и синтеза.

-Для четвертого уровня характерна ограниченность экспрессивной речи. Имеются значительные нарушения в соотнесенности слова – образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов. Встречаются эхолалии. Страдает качественная сторона грамматического строя речи, слуховая дифференциация звуков. Отмечается полная несформированность процессов фонематического анализа и синте

Отмечается неблагополучие слепых и слабовидящих детей в эмоциональном отражении своих отношений с обществом. Слепые более сдержанны в проявлении своих эмоций, страдает внешнее проявление эмоциональных реакций. Одни и те же предметы могут вызывать у слепых отличный от зрячих эмоциональный отклик.

Нарушение зрения отрицательно сказывается на развитии двигательной сферы ребенка и формировании навыков ориентировки в пространстве. Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности (игровой, учебной, трудовой, действий с предметами и т.д.). В специальной научно-педагогической литературе (Л. Н. Ростомашвили, В. А. Феоктистова, Л. И. Солнцева, А. К. Акимова и др.) имеются данные об особенностях физического развития детей со зрительной патологией. Известно, что при нарушении зрения возникает ряд вторичных отклонений в развитии детей. У них происходят изменения физического плана и в развитии двигательных функций. Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к значительному снижению двигательной и познавательной активности. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании и овладении пространственными представлениями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном движении, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений. Уровень физического развития детей с депривацией зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников. Отставание в весе (от 3 до 5 %), росте (от 5 до 13 см), в показателях окружности грудной клетки у детей младшего и среднего школьного возраста отставание составляет до 4,7 см. Мышечная сила (кистевая) у детей с нарушением зрения по сравнению с нормой слабо развита (ниже на 28,1%). У детей с патологией зрения отмечается нарушение координации движений. Слепые и слабовидящие испытывают трудности в выполнении согласованных движений рук и ног. Результаты прыжков в длину у мальчиков ниже результатов нормально видящих сверстников на 16-24%.

С возрастом показатели физического развития у детей с нарушенным зрением увеличиваются, но более медленно по сравнению с нормально видящими. У слабовидящих отмечается наиболее выраженные отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем на всех возрастных этапах развития.

Внимание к оздоровительной направленности физического воспитания связано с продолжающимся ростом количества сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений в физическом развитии у детей с нарушенным зрением. По данным Е. И. Ливадо, А. К. Акимовой, Р. Н. Азаряна у слабовидящих плоскостопие встречается от 30 до 53,8%. Приблизительно 60% детей с нарушениями зрения относятся к специальной медицинской группе. Нередко дети с патологией зрения поступают в школу с уже стойкими дефектами осанки, усилением грудного кифоза, сколиозом. Наряду с нарушением опорно-двигательного аппарата, соматическими заболеваниями у детей с нарушениями зрения выявлено наиболее часто встречающееся заболевание – минимальная мозговая дисфункция (ММД). Наиболее характерны для ММД – неуклюжесть, неловкость, скованность в движениях, трудности в освоении письма, занятиях мелкой моторикой (уроки труда),двигательная расторможенность, суетливость, плохая обучаемость, низкая дисциплина и неорганизованность. Такие дети сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, оказываются в эпицентре конфликтов. В результате они накапливают отрицательный опыт межличностных отношений. Необходимо направлять сверхактивность этих детей в русло продуктивных игр, физических упражнений, интересной деятельности.

Общение и социальные отношения для слепых, особенно для детей дошкольного возраста, являются проблемой, которая решается достаточно тяжело. Ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир, отсутствие любознательности, нерешительность, несамостоятельность и другие личностные проблемы. В ходе коррекционно-развивающего обучения и воспитания, активного включения детей с нарушениями зрения в различные виды деятельности происходит компенсация нарушенных функций и коррекция вторичных отклонений в психическом развитии и в становлении личности ребенка.

В основе развития двигательного аппарата тотально слепого или дошкольника с остаточным зрением, в основе умений ориентироваться в пространстве младшего школьника лежит игра. Игровая деятельность слепого ребенка как ведущая форма овладения пространством происходит на суженной сенсорной основе. Стимуляция игровой деятельности слепого ребенка со стороны взрослых предполагает знания закономерностей и особенностей их психического, физического и личностного развития. С помощью игры ребенок познает окружающий мир, усваивает связи между людьми, предметами, осознает свою роль в семье и обществе, а также получает определенные знания. Особенно важное значение для слепого ребенка имеет сюжетно-ролевая игра. Игра положительно влияет на развитие ребенка только в том случае, если окружающие взрослые принимают в этом активное участие в роли участника и творческого организатора. Это обусловлено тем, что дети с нарушением зрения не могут без помощи взрослого организовать игру: подобрать игрушки, выбрать сюжет, распределить роли, выполнить действия, характерные для определенного персонажа, развернуть полноценный сюжет.

В ходе коррекционно-развивающего обучения и воспитания, активного включения детей с нарушениями зрения в различные виды деятельности происходит компенсация нарушенных функций и коррекция вторичных отклонений в психическом развитии и в становлении личности ребенка.

Особенности личности детей с нарушениями зрения

Процесс становления детской личности сложен и противоречив. Личность ребенка «не только дана, но и задана», подчеркивал известный отечественный педагог В. В. Зеньковский. Перед ребенком раскрыты бесконечные перспективы духовного развития. Личность ребенка индивидуальна и неповторима. Нельзя воспитывать человека вообще. У каждого человека свой путь, своя «идеальная форма». Дошкольный возраст — важный период становления личности. Академик А.Н.Леонтьев, предпринявший попытку построить теорию развития ребенка в детском возрасте, пришел к заключению, что именно в дошкольном детстве складываются личностные механизмы поведения. Важнейшими новообразованиями дошкольного возраста он называет возникновение иерархии, соподчиненности мотивов. Это более высокие по своему типу соотношения мотивов, которые устанавливаются «на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие». Деятельность дошкольника побуждается и направляется не отдельными, не связанными между собой мотивами, которые сменяются, подкрепляют друг друга или вступают в конфликт, а системой взаимно соподчиненных мотивов. С этим центральным психическим образованием А.Н.Леонтьев связывает все другие конкретно-психологические изменения. Среди них особо выделяется развитие произвольности некоторых психических процессов. В дошкольном возрасте возникает и развивается произвольное поведение. Это значит, что к концу дошкольного возраста ребенок умеет удерживать возникшую цель и действовать по правилам, может планировать предстоящую деятельность в знакомой для него ситуации и добиваться ее результата. Дошкольник усваивает этические нормы. У него формируются моральные оценки и представления, активное отношение к событиям жизни, сочувствие, заботливость. Усвоение норм и правил, умение соотносить свои поступки с этими нормами являются первым задатком произвольного поведения. В дошкольном возрасте возникают элементы самосознания, элементы самооценки и оценки. У ребенка, как замечает Л. И. Божович, появляется потребность в реальной общественно значимой и оцениваемой деятельности, отличной от игры. Выражается эта тенденция в желании быть школьником. До сих пор наука располагает очень немногими попытками исследовать личность детей с нарушениями зрения в целом. Многие исследователи отмечали на то, что дефекты зрения кладут отпечатки на формирование личности ребенка. Так, Г. П. Недлер утверждал, что компенсаторные приспособления не могут принципиально изменить душевной жизни слабовидящего, что они явно недостаточны для восстановления утраченного равновесия со средой, а потому не следует при воспитании детей с нарушениями зрения задаваться слишком высокими целями: с природой опасно бороться, да и, кроме того, таким путем возбуждаются стремления и надежды, которые неминуемо должны разбиться в жизни, причиняя им невыносимые нравственные страдания. Наряду с подобными воззрениями имели место концепции, утверждающие независимость личности и ее устойчивых свойств от соматического состояния и условий жизни. Утверждалось, что личность формируется спонтанно, а дефекты зрения, ограничивающие контакты человека с внешним миром, способствуют его самопознанию и самоусовершенствованию. Так, А. М. Щербина прямо говорил, что нарушения зрения, затрудняя поступление впечатлений извне, содействует «углублению и просветлению нашей духовной жизни». А. А. Крогиус писал, что «она кладет глубокий отпечаток на всю личность. Но также, как одно впечатление может вызвать самые разнообразные реакции, так и нарушения зрения могут привести к самым различным проявлениям и к образованию самых различных особенностей». В тоже время В. Штерн выдвигает положение: частные функции могут представлять отклонение от нормы, и все же личность или организм в целом могут принадлежать к совершенно нормальному типу. Ребенок с дефектом не есть непременно дефективный ребенок. От конечного формирование его личности в целом, зависит степень его дефективности и нормальности. Школа венского психиатра А. Адлера указала на значение и психологическую роль органического дефекта в процессе развития и формирования личности. Адлер считает дефект исходной точкой и главной движущей силой развития личности если борьба кончается для организма победой, то он не только справляется с созданным дефектом затруднениями, но и поднимается сам в своем развитии на высшую ступень, создавая из недостаточности одаренность, из дефекта – способности, из слабости – силу, из малоценности – сверхценность. По мнению А. Адлера, ощущение дефективности органов служит ребенка постоянным стимулом для развития. Л. С. Выготский убедительно показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором, в известной степени изменяющим отношения человека с окружающим миром, что в результате дает «социальную ненормальность поведения». Всякий телесный недостаток вызывает как бы социальный вывих. Когда перед нами ребенок с нарушением зрения как объект воспитания, то приходиться иметь дело не только с дефектом самим по себе, сколько с теми конфликтами, которые возникают у ребенка при вхождении в жизнь, когда происходит смещение тех систем, которые определяют все функции общественного поведения ребенка. И поэтому, с педагогической точки зрения воспитание такого ребенка сводиться к тому, чтобы эти социальные вывихи выпрямить совершенно, задача сводиться к тому, что бы нарушение социальной связи с жизнью было налажено каким-то другим путем. Иными словами, выводы ученных свидетельствуют, что, органический дефект, нарушая социальные отношения, изменяя социальный статус инвалида, провоцирует возникновение у него ряда специфических социальных установок (например, установки на избегание зрячих, иждивенческих настроений и т. п.). Психологическим фактом нарушение зрения становится только тогда, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми. В специальной психологии отмечается, что нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в формировании личности у детей с нарушениями зрения и может при отсутствии или недостаточно квалифицированном педагогическом вмешательстве вызвать появление негативных характерологических особенностей. К таким особенностям, возникающим в связи частичной утратой зрения, относятся некоторые изменения в динамике потребностей (например, недоразвитие перцептивных потребностей), связанных с затруднениями их удовлетворения; сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; редуцированность способностей к видам деятельности, требующим визуального контроля; отсутствие или резкая ограниченность внешнего проявления внутренних состояний. Кроме того, дефект способствует, особенно в сфере семейного воспитания, возникновению условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. К таким условиям относятся в равной мере как чрезмерная опека со стороны окружающих, так и отсутствие внимания, заброшенность ребенка. Л. С. Выготский говорил о том, что даже в семье ребенок с дефектом зрения есть, прежде всего, особенный ребенок, к нему возникает исключительное, необычное, не такое как к другим детям, отношение. Его несчастье раньше всего изменяет социальную позицию в семье. Исследователь отмечает, что данный факт имеет место не только в тех семьях, где на такого ребенка смотрят, как на обузу и наказание, но и в тех, где его окружают удвоенной любовью, заботливостью и нежностью, именно там эти повышенные дозы внимания и жалости есть тяжелый груз для ребенка и ограда, отделяющая его от других детей. В результате у слабовидящих дошкольников формируются отрицательные моральные (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга и товарищества), волевые (отсутствие самостоятельности, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм), эмоциональные (равнодушие к окружающим, душевная черствость) и интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувства нового) черты характера. Сравнительно ограниченные контакты слабовидящих с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир. Уже это краткое перечисление особенностей личности слабовидящих показывает, что ее устойчивые свойства (направленность, способности, темперамент и характер) лишь косвенно связаны с дефектами зрения. В одних случаях эта связь обусловлена недостатками в области чувственного познания и неудачным опытом познавательной и ориентировочной деятельности (например, боязнь нового), в других — неблагоприятными условиями воспитания, выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отрицательными результатами попыток налаживания контактов со зрячими. Еще менее выраженной оказывается связь между формированием отдельных структурных компонентов личности и глубиной и временем возникновения первичного дефекта. Таким образом, становится очевидно, что в формировании основных свойств личности на первый план выступают социальные факторы, действие которых оказывается относительно или полностью независимым от времени возникновения и глубины патологии зрения. Теория обосновывает, а практика показывает, что дефекты зрения могут приводить к развитию нежелательных черт характера (негативизм, внушаемость и т. д.) и отрицательной направленности. Эти факты отмечаются многими исследователями. Однако при правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении ребенка в различные виды деятельности формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора. В других случаях дефекты зрения, первоначально тормозящие развитие некоторых сторон личности (например, интересов, эстетических чувств и т. д.), при педагогическом вмешательстве отступает на второй план, но продолжает оказывать влияние на диапазон избирательного отношения аномального ребенка к окружающей действительности, сужая его в зависимости от глубины патологии. Но если тот или иной вид деятельности доступен для слабовидящего дошкольника, то формирование отношения к нему оказывается независимым от дефекта. Так, например, интересы к определенным видам деятельности, успешно осуществляющейся без зрительного контроля, оказываются такими же глубокими, устойчивыми и действенными, как и у нормально видящих. Таким образом, содержательная сторона психики при развивающем обучении и воспитании оказывается независимой от дефектов зрения. Более того, она относительно независима и от биологических, природных факторов, так как последние определяют не содержание, а процесс формирования личностных ценностей, его динамику. Известно, что нарушения ведущих функций зрения (остроты и поля зрения) вносят существенные изменения в жизнь человека, затрудняя его взаимодействие с окружающим миром, снижая его активность. Снижение (или недоразвитие) активности у лиц с нарушениями зрения отчетливо показано в ряде тифлопедагогических исследований. Наиболее ярко снижение активности проявляется в преддошкольном и дошкольном возрасте. Среди широкого круга человеческих потребностей заметное место занимают потребности перцептивные, проявляющиеся в непреодолимом стремлении к восприятию мира. «Восприятие движимо всегда непосредственным, присущим ему мотивом,— писал Вудвортс,— который можно назвать желанием воспринимать». Аналогично высказывался и Б. Г. Ананьев, утверждавший, что у людей «ощущения сами становятся особым видом потребности в познании внешнего мира, приобретая самостоятельное, относительно независимое от питания и размножения жизненное значение». Снижение активности познавательной деятельности у детей с дефектами зрения обусловлено прежде всего двумя взаимосвязанными причинами: с одной стороны, недоразвитием перцептивных потребностей и познавательных интересов, а с другой — недоразвитием навыков осязательного и визуального обследования. При этом уровень активности отражения при прочих равных условиях оказывается зависимым от степени тяжести дефекта и времени его появления. Затруднения, испытываемые лицами с нарушениями зрения при восприятии окружающего мира, и вызванное ими снижение активности отражения требуют самого широкого педагогического вмешательства с раннего детства, вмешательства, которое способствовало бы развитию навыков осязательного и визуального обследования, формированию перцептивных потребностей и познавательных интересов, а в конечном итоге активизации познавательной деятельности. Еще одним фактором, снижающим активность детей с нарушениями зрения, являются отрицательные эмоциональные состояния (депрессивные настроения, стрессы), а также фрустрации (состояние психического напряжения), обусловленные часто встречающейся неадекватной самооценкой и трудностями адаптации. В ряде случаев инвалиды по зрению оказываются не в состоянии преодолеть возникающие перед ними препятствия. Многократное повторение фрустрации ведет к снижению активности, безынициативности, отказу от деятельности. Однако все упоминавшиеся выше факторы снижения активности при нарушениях зрения могут быть преодолены путем создания соответствующих условий для успешного компенсаторного приспособления. Дефекты зрения в зависимости от времени их появления и глубины могут в той или иной мере обусловливать возникновение условий, препятствующих формированию или проявлению активной жизненной позиции, установлению дружеских и деловых отношений с окружающими. Первоначально в дошкольном и младшем школьном возрасте межличностные отношения между слабовидящими в группах и коллективах складываются своеобразно и оказываются зависимыми от состояния зрения. Социометрические исследования показывают, что в наиболее неблагоприятном статусном положении оказываются дети с наиболее сложными зрительными дефектами. Это объясняется их меньшей мобильностью и активностью, меньшей коммуникабельностью и проявляется в том, что они получают наименьшее количество выборов, оказываясь в положении «отвергаемых» или «изолированных». Выготский отмечает, что сам по себе дефект зрения не делает ребенка дефективным, не есть дефективность, то есть не достаточность, не полноценность, болезнь. Он становиться ею только при известных социальных условиях, он есть знак разницы между его поведением и поведением других. Дефект зрения создает затруднение при вхождении ребенка в жизнь. По этой линии возгорается конфликт. Дефект ставит своего носителя на определенную и затрудненную социальную позицию. Чувство малоценности не уверенность и слабость возникают как результат оценки слабовидящим ребенком своей позиции. Эффективное управление процессами развития межличностных отношений слабовидящих детей в коллективе возможно только при наличии у педагога объективных данных о характере таких взаимоотношений. Между тем они часто не имеют достаточно точного представления о реальном положении того или иного члена коллектива в системе его взаимоотношений с другими. Отсюда очевидна необходимость целенаправленного и углубленного изучения организаторами коллективной деятельности детей с нарушениями зрения системы взаимоотношений. Такое изучение даст возможность сплотить коллектив, сблизить детей, создать благоприятный психологический климат. При надлежащей постановке воспитательной и реабилитационной работы специфические особенности коллективов отступают на задний план, уступая место общепсихологическим и социальным закономерностям формирования коллектива. В результате такой коллектив может достичь самого высокого уровня развития, а инвалид по зрению — осуществлять в нем функции лидера. Проблему своеобразия осознания своих возможностей детей с нарушением зрения изучали в своих работах многие исследователи. Изучение детей с сенсорными дефектами показали, что зрительные нарушения осложняют и обуславливают познание детьми окружающего мира и ориентировку в нем, поскольку у детей данной категории отмечается недоразвитие представлений об окружающем мире и его разнообразии признаков и свойств (М.И.Земцова, Ю.А.Кулагин, А.Г.Литвак, Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева и др.). Изучение зрительного восприятия у детей с косоглазием и амблиопией (В.П.Жохов, Л.А.Григорян и др.) показало, что нарушение глазодвигательных функций затрудняет целенаправленность взора на зрительно воспринимаемый объект и осложняет выделение объема, величины, протяженности и расстояния между предметами. Нарушение зрительно-пространственного анализа воспринимаемых объектов затрудняет формирование трехмерного зрительного образа. У детей с нарушением зрения, в отличие от нормально видящих, отмечается фрагментарность и нечеткость зрительных представлений (А.И.Зотов, АТ.Литвак, В.А.Феактистова, В.А. Ленина и др.). На недостатки развития способов обследования внешнего мира у детей с нарушением зрения дошкольного возраста в своих исследованиях указывали М.И.Земцова, И.П.Гайлене, Т.Н.Головина, В.З.Денискина, В.С.Изотова, Л.И.Плаксина, Л.В.Рудакова, Л.И.Солнцева, Б.К.Тупоногов, Н.С.Царик и др.). Дети со зрительными дефектами чаще, чем их сверстники, ориентируются на несущественные признаки при опознании объектов и на их основе делают ошибочные обобщения. Они значительно отстают от нормы в распознавании формы, назывании цветов, различении контраста (Л.П.Григорьева, С.И.Кондратьева, С.В.Сташевский). Низкая продуктивность зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в значительной мере определяется тем, что у них недостаточно сформировано умение обнаруживать признаки в объектах и вычленять их в качестве оперативных единиц восприятия (Л.И.Григорьева). В связи с этим важнейшей целью коррекционной работы со слабовидящими детьми в тифлопедагогике считается компенсация нарушений и развития зрительного восприятия. Учитывая своеобразие структуры дефекта, характер первичных и вторичных отклонений развития, учебно-воспитательное воздействие в специальных учреждениях в первую очередь направляют на решение задачи развития целом: речи, образного мышления, восприятия, внимания, воображения. Многочисленные исследования высших познавательных процессов у детей с нарушением зрения показали не только возможность их высокого развития, но и использование их в качестве инструмента компенсации страдающих сфер развития (В.З.Денискина, М.И.Земцова, Н.А.Крылова. В.А.Лонина, А.Г.Литвак, Н.С.Костючек, Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева). При организации коррекционной работы с детьми со зрительной патологией особую коррекционную значимость приобретает формирование перцептивных действий, основывающихся на активном привлечении сохранных функций, развития навыков обследования предметов на полисенсорной основе. Особо значимым для детей с нарушением зрения является способность управлять своим восприятием, осознавая значимость результата обследования для его последующего воспроизведения. В связи с тем, что у детей со зрительным дефектом наблюдаются своеобразие восприятия и недостаточность овладения компенсаторными навыками по созданию наглядно-чувственного образа, приводящие к обеднению чувственного опыта, то способность управлять собственным процессом ознакомления с объективной действительностью приобретает для них особое значение. Исходя из этого можно говорить, что развитие сознательного регулирования субъектом своей сосредоточенности на чувственной информации для детей с нарушением зрения будет иметь большую коррекционную значимость и служить средством компенсации. Однако традиционная работа с детьми, имеющими зрительные нарушения, не формирует у них активного отношения к процессу познания, при этом не учитывается тот факт, что нарушения зрения затрудняют процесс самоконтроля и саморегуляции (Л.И.Плаксина, Т.П.Свиридкж и др.). Полагаясь чаще всего на зрительную ориентацию, они не используют сохранные анализаторы для восполнения недостатка чувственной информации за счет активного включения сохранных анализаторов (И.С.Царик). В силу этого их сенсорный опыт значительно отстает от опыта нормально видящих детей. В связи с этим одной их важнейших задач коррекционной работы в специальных учреждениях должно стать формирование у детей с нарушением зрения адекватного представления о себе и своих возможностях. Понимание ребенком своих «сильных» и «слабых» сторон поможет ему осознанно включиться в коррекционно-компенсаторный процесс собственного развития. Как показывает педагогическая практика, при обучении и воспитании ребенка с нарушением зрения его не учат осознавать собственную перцептивную деятельность, процесс собственного восприятия, что затрудняет использование ребенком собственных сенсорных возможностей (М.И.Земцова, Е.С.Незнамова, В.А.Феактистова). Для преодоления такой диспропорции необходимо раскрыть детям функциональную роль каждого анализатора, научить их пользоваться сенсорной сферой сообразно признакам и свойствам окружающей действительности. Для осознания ребенком своей деятельности восприятия и управления ею необходимо, чтобы он отделил себя от своих перцептивных действий, сделал объектом внимания цель, способы и результаты своей перцептивной деятельности. Отделяя себя от своих перцептивных действий, т.е. действий, происходящих не во вне, а внутри его, ребенок для этого должен познакомиться с «инструментом», «орудием», с помощью которого эти действия осуществляются. Такими «орудиями» являются органы чувств, или, как их называл И.М.Сеченов, «органы познания».

В нашем государстве созданы благоприятные условия для развития личности детей с отклонениями в развитии. Поэтому, нет основания, считать, что сенсорный дефект влияет на весь ход развития, радикально изменяет и перестраивает личность. Утверждение, согласно которому сенсорный дефект влияет на весь ход развития, радикально изменяет и перестраивает личность, научно не подтверждается. Целиком и полностью указанное положение опровергается и повседневной практикой обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. И это естественно, так как на формирование личности в целом как субъекта познания и активного преобразователя действительности нарушение функций зрения влияния оказать не может, речь идет лишь о том, что эти нарушения затрагивают, причем в различной степени; лишь ее отдельные структурные компоненты. Центральное же ядро личности, образующее те внутренние условия, через которые преломляются внешние воздействия, обусловлено общественными отношениями, отражающимися во внутренних субъективных отношениях человека к миру вещей и людей, к самому себе. Отсюда следует, что при нормальном общении слепого ребенка с широкой средой формирование ядра личности протекает без каких бы то ни было отклонений. Иными словами, нарушение зрительных функций не является непреодолимым препятствием на пути формирования всесторонне развитой личности.

Давайте на минуточку заглянем в будущее, приоткроем завесу тайны — здесь лунный календарь 2012. Этот лунный календарь 2012 покажет вам что случится в новом 2012году, ваши успехи и победы.

Особенности образования

Дети с нарушениями зрительных функций учатся в специализированных дошкольных и школьных заведениях (об этом шла речь выше). Помимо стандартного обучения, в таких учреждениях проводят коррекцию зрительных, двигательных, познавательных и других функций ребенка.

Развитие детей с нарушением зрения происходит в школах-интернатах (касается слабовидящих и незрячих). Для восприятия учебного материала необходимо специальное оборудование и техника.

Понадобятся наглядные пособия, в которых изображения достаточно крупных размеров. Система специального образования включает в себя выполнение правил гигиены и норм для незрячих пациентов (все это описано в соответствующих документах).

Обучение этих детей происходит под строгим наблюдением окулиста, а степень нагрузки определяется исходя из основного заболевания. Программа обучения включает в себя обязательную физическую активность и т.д.

Многие дети после пребывания в таких школах считаются подготовленными к самостоятельному выбору профессии и жизни в социуме.

Особенности выбора школы и места в классе

Детей с незначительными дисфункциями обучают в условиях массовой школы. При этом врач четко прописывает физическую нагрузку (в некоторых случаях ребенка могут освободить от посещения уроков физкультуры и т.д.), а также назначает консультации психолога для определения эмоционального фона.

Выбрать подходящее учебное учреждение вам помогут. В первую очередь, все зависит от степени потери остроты зрения. В некоторых случаях детям показано исключительно домашнее обучение, другие же могут посещать обыкновенные школы и ВУЗы.

Плохо зрячие дети, обучаясь, могут отставать от сверстников. Это не должно вызывать негативной реакции со стороны родителей. Возможно, врач порекомендует дополнительные занятия на дому. Нужно помнить, что чрезмерная нагрузка на глаза может только ухудшить существующую проблему со зрением.

Во время занятий ребенок с близорукостью, дальнозоркостью или другими заболеваниями должен сидеть за определенной партой. Место в классе определяет учитель, исходя из рекомендаций школьной медсестры или лечащего врача. Также рекомендуется следить за психологической обстановкой в классе, ограждая ребенка от негативной атаки сверстников.

При своевременной диагностике и правильном лечении можно добиться частичной коррекции зрения. Это значит, что, со временем ребенок может получить профессию и считать себя абсолютно приспособленным к внешнему миру.

Для полностью незрячих детей важную роль играет правильное домашнее обучение. Нужно помнить, что такие пациенты значительно отстают в развитии, поэтому родителям потребуется много времени и терпения для обучения элементарным навыкам.

В домашних условиях врачи рекомендуют тоже использовать специальную литературу, которая поможет закрепить полученные в учебном учреждении знания. Очень важно несколько раз повторять материал, чтобы малыш смог хорошо его запомнить. Не стоит ограничивать детей от возможности общения со здоровыми сверстниками, от них он может почерпнуть много навыков.

2.1.3. Особенности психического развития детей с нарушением зрения

Физкультура

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие ребенка со зрительной депривацией Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью Нужно иметь в виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга А Г. Литвак (1998) отмечает, что среди детей с нарушением зрения можно встретить обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим наблюдаются такие дефекты воли, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм. Автор считает, что при правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении в различные виды деятельности происходит формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок И ребенок становится практически независимым от состояния зрительного анализатора. Особенности внимания. Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей, инертности, низкому уровню переключаемости внимания Внимание часто переключается на второстепенные объекты Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей Поэтому у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников Однако А Г. Литвак утверждает, что Частные методики адаптивной физической культуры внимание слепых и слабовидящих подчиняется тем же законам, что и у нормально видящих, и может достигать того же уровня развития. Воспитание внимания и формирование внимательности осуществляется на той же основе и теми же способами, что и в массовой школе. Особенности памяти. Рассматривая специфические особенности памяти слабовидящих, А.Г. Литвак (1998) отмечает, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный характер, т. е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии. У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти. Выявлена слабая сохранность зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объем кратковременной слуховой памяти у всех категорий детей с нарушением зрения высокий. Образы памяти незрячих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к быстрому угасанию. Значимость вербальной информации для детей с нарушением зрения играет особую роль в его сохранении. С возрастом происходит переход от непроизвольного вида памяти к произвольному. Ухудшение двигательной памяти наблюдается у мальчиков в 10—11 и 14—15 лет, у девочек 12—15 лет. Процесс узнавания у слабовидящих зависит от того, насколько полно был сформирован ранее образ воспринимаемого объекта. Т. П. Головина (1989) отмечает у слабовидящих отставание от нормально видящих правильности узнавания, специфичности восприятия, для них свойственно большое количество ошибок, отсутствие умения выделять и характеризовать свойства целого образа. Однако включение сохранных анализаторов в процесс узнавания способствует его результативности. Процессы памяти (сохранение и забывание) зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений, типологических особенностей личности. Образование и запоминание у незрячих точных и простых движений требует 8—10 повторений, в то время как у нормально видящих 6—8 повторений. Поэтому для усвоения двигательного действия слепым и слабовидящим детям требуется большее количество повторений, чем для нормально видящих, так как при отсутствии подкреплений обнаруживается тенденция к угасанию двигательного образа. Даже небольшие промежутки времени (каникулярный период) между подкреплениями отрицательно сказываются на их представлениях. В процессе специального обучения дети овладевают навыками осязательно-зрительного и зрительного узнавания, а иногда используются навыки неспецифичного узнавания по второстепенным, несущественным признакам (например, по звуку, характерному для данного предмета, запаху, теплопроводимости и т. д.). Отмечается достаточно высокий объем слуховой и осязательной памяти. Тип и вид памяти зависит от доминирующего характера деятельности и содержания материала. Л.П. Григорьева (1980) отмечает, что у частично видящих наблюдается снижение объема оперативной, кратковременной памяти, который изменяется в зависимости от фона, цвета зрительных стимулов, а также от степени сформированности свойств зрительного восприятия. Приобщение учащихся с нарушением зрения к различным видам деятельности и использование всех сохранных анализаторов является стимулом и условием для развития различных видов и типов памяти (А.Г. Литвак, 1998). Особенности восприятия. У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий, но они могут только изменить тип восприятия, но не влияют на физиологический механизм восприятия. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. У слабовидящих доминирует зригельно-двигательно-слуховое восприятие. Объем внимания у младших школьников мал. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или отдельные элементы движений. У незрячих и детей с остаточным зрением основные формы восприятия — осязательно-двигательная и зрител ьно-дви гател ьно-слуховая. Следует отметить, что поздно ослепшие имеют в арсенале своей памяти успевшие сформироваться двигательные умения и навыки. Благодаря им они быстрее и адекватнее воспринимают учебный материал. Их движения выглядят более уверенными, точными, но если навыки были слабо закреплены, дети их теряют. Нарушение зрительного анализатора приводит к образованию новых межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем. Однако какая бы сенсорная система не доминировала в познании окружающего мира у лиц с нарушенным зрением, она отражает взаимодействие различных анализаторов, их взаимное влияние в процессе формирования образов и представляет собой знание об окружающем мире в форме ощущений, мыслей. Исследования Ю А Кулагина (1969) показали идентичность нервных механизмов восприятия в норме и при патологии зрения, а также возможность усвоения слабовидящими определенной суммы знаний, умений и навыков. Особенности мышления. Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию Тифлопсихологи утверждают, что дети с нарушением зрения проходят те же стадии в развитии мышления и примерно в том же возрасте и могут решать задачи, не опираясь на зрительные восприятия При сохранном интеллекте мыслительные процессы развиваются, как у нормально видящих сверстников Однако наблюдаются некоторые отличия У детей с нарушением зрения сужены понятия об окружающем мире (особенно у детей младших классов), суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены У слабовидящих отмечается словесно-логическое и наглядно-образное мышление. На уроках физкультуры учащиеся чаще пользуются наглядно- образным и словесно-логическим мышлением, когда задача решается в словесной (вербальной) форме Используется также практически- действенный тип мышления, когда мыслительные операции осуществляются в процессе манипулирования с предметами (спортивный инвентарь) и выполнения физических упражнений Этот вид оказывается незаменимым в тех случаях, когда решение мыслительной задачи должно протекать одновременно с практической деятельностью (Солнцева JI И, 2000) У отдельных учащихся может преобладать тот или иной тип мышления Специфическое развитие ребенка с проблемами развития, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных свойств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации Они являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному нарушению развития.

НазадОглавлениеДалее

Профилактика нарушений зрения у детей

Очень важно осуществлять профилактические меры сразу после рождения малыша, это поможет снизить риск развития нежелательных осложнений в будущем. Уже на втором месяце необходимо обязательно показаться врачу-офтальмологу, чтобы выявить возможные врожденные аномалии. В дальнейшем рекомендуется выполнять следующие требования:

  • подобрать специальную гимнастику для глаз;
  • не читать книги в положении лежа, обязательно делать небольшие паузы во время чтения;
  • ограничивать время просмотра телевизора, планшета или игры за монитором компьютера;
  • употреблять много витаминов;
  • больше гулять и заниматься спортом;
  • женщине во время беременности избегать инфекционных заболеваний, которые могут спровоцировать нарушения внутриутробного развития.

Если присутствует генетический фактор, то необходимо регулярно проходить осмотры. Важно помнить, что своевременная диагностика поможет избежать негативных последствий в будущем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]