Стили лидерства в психологии. Презентация с примерами


Типология лидеров в психологии, преимущества каждого типа и их недостатки

Сегодня не существует единой теории того, как формируется феномен лидерства. Нет и правильного руководства о том, как быть лидером: в зависимости от разных факторов выделяют несколько типов, которые можно между собой сочетать.

Самыми распространёнными типажами в психологии являются:

  • Лидер-организатор – его главная роль заключается в понимании алгоритмов решения задач.
  • Лидер-творец имеет креативное мышление, поэтому всегда выступает в роли новатора.
  • Лидер-борец является сильной личностью, которая готова отстаивать несправедливость.
  • Лидер-дипломат является прекрасным руководителем, который всегда найдет способ добиться своего, даже ценой интриги.
  • Лидер-утешитель, из-за высокого уровня эмпатии, прекрасно справляется с заданием создания гармоничной среды внутри коллектива, чем способствует эффективной работе команды.

Стили лидерства, выделяя сильные и слабые стороны индивидуальных качеств человека, не исключают и возможности их комбинирования.

В психологии поведения лидера секрет успеха часто основан на умелом сочетании разных личностных качеств и управленческих стратегий руководства.

Главный подход в формировании лидерских качеств – это взять на себя ответственность за процесс и результаты действий всего коллектива. Независимо от типа, лидерство может быть конструктивным, деструктивным и нейтральным.


Стили лидерства в психологии

Поэтому, если сильные стороны заключаются в достижении поставленных целей, тогда менее заметные недостатки могут проявиться в плохой организации, неумении идти на компромиссы и достигать желаемого любой ценой.

Понятие лидерства

Точного определения понятия «лидерство» нет. Одни говорят, что это способ влияния и управления, другие – умение одного человека мотивировать других усердно работать. Прежде всего лидерство сочетает в себе:

  • силу характера,
  • волю к победе,
  • прекрасный дар убеждения,
  • активное стремление к успеху,
  • готовность нести ответственность за действия других,
  • умение взаимодействовать с людьми и т. д.

Преимущества лидерства в том, что оно дает свободу действий, уважение со стороны других людей, радость от занятия любимым делом. Оно обеспечивает духовный, личностный рост. Дает человеку удовлетворение и самоуважение, потому что люди ему доверились, уверенность в своих возможностях и силах.

Лидерство проявляется в разных сферах жизни – политике, бизнесе, спорте. Это часть семейной жизни, т. к. в семье всегда должен быть лидер. Особенно важно лидерство в экстремальных ситуациях, т. к. только организующее начало (лидерство) может привести в итоге к контролю над ситуацией.

Лидер может иметь как позитивное, так и негативное влияние

Законы лидерства

Психологами были сформулированы главные законы лидерства, понимание сути которых помогает достичь желаемых результатов и двигаться в правильном направлении.

Всего есть 21 закон, которые помогают достичь цели:

ЗаконыСуть закона
Закон потолкаПомогает осознавать собственные способности и как их развивать, чтобы эффективно использовать знания.
Закон влиянияДоказывает, что истинный лидер влияет на других своим примером, компетенцией и харизмой.
Закон процессаПодтверждает, что одних знаний – недостаточно. Чтобы сформировать нужные профессиональные качества необходимо внедрять знания в процесс работы день за днем.
Закон навигацииПомогает расширить фокус мышления: крутить руль может каждый, но только лидер может строить маршрут. Этот закон предусматривает необходимость развития навыков планирования и умения контролировать процесс реализации задуманного.
Закон ХаттонаГласит о том, что истинного лидера не только слушают, его слова еще способствуют к действиям.
Закон твердой почвыПредусматривает, что истинный лидер своими поступками и умениями приобретает себе важный аспект среди других – кредит доверия, который способствует тому, что в его авторитет верят и за ним идут.
Закон уваженияОсновывается на том, что приобрести уважение возможно посредством выполненной работы и положительно оценки личностных качеств, которые проявились во время работы.
Закон интуицииОбъясняет, почему лидер обязан доверять своей интуиции. Современные психологи уже объяснили, как этот феномен работает и почему все успешные лидеры умеют к себе прислушиваться.
Закон магнетизма или закон зеркалаСогласно этому закону, каждый из нас – усредненная копия своей среды. Поэтому свое окружение нужно осознано формировать и стремиться постоянно к развитию.
Закон связиОбъясняет, как формируется понимание между лидером и последователями. Согласно этому закону лидеры сначала завоевывают сердца, а потом – умы.
Закон ближнего кругаОбъясняет феномен формирования лидерства: лидера во многом определяет его окружение. Поэтому, оценить свою компетенцию можно, проанализировав своих близких, предположить, куда можно развиваться и учить что-то новое.
Закон наделения полномочиямиПомогает понять, как управляют настоящие лидеры: они не боятся передавать власть другим. Делегирование полномочий в правильные руки обеспечит не потерю власти, а развитие процесса в геометрической прогрессии, когда хорошие подчиненные контролируют работу вместо руководителя, оставив ему время на разработку новых идей.
Закон воспроизводстваДает фундаментальное понимание того, что сформировать лидера может только лидер – наставник у которого он перенимает опыт, а не подчиненные, которыми он руководит.
Закон полного доверияЗаполучить полное доверие окружающих возможно сперва своими поступками и авторитетом, и только затем – объяснять свои будущие идеи.
Закон совместимостиГлавное лидерское качество, которое обеспечивает эффективность принятия решений – это осознание многоаспектности ситуации: понимать, как нужно делать, что именно ожидать, как добиться лучших результатов, и какие факторы могут стать преградой.
Закон мощного порываОбъясняет, что одно из самых сильных качеств лидера – это умение придать импульс для движения других вперед. Порыв ради достижения цели – лучший друг лидера.
Закон приоритетностиНастоящий лидер всегда тратит энергию и время эффективно. Умение расставлять приоритеты способствует сохранять фокус на важных вещах и игнорировать ненужные.
Закон жертвыГласит, что настоящий лидер умеет признавать локальные поражения и приносить жертвы ради великой цели.
Закон победыВажным условием победы является сильная вера в ее достижение. Настоящие лидеры всегда имеют несколько позитивных установок, которых помогают им поддерживать мотивацию и желание двигаться к цели.
Закон скачкообразного ростаДвижение к цели зависит во многом от того, на кого лидер может положиться и передать управление. Иметь 10 успешных учеников намного эффективнее, чем 100 пассивных подчиненных.
Закон наследияПомогает признать важный факт: заслуги признаются со временем. Поэтому каждый лидер готов работать на долгосрочную перспективу.

Независимо от стиля лидерства, 21 закон управления коллективом является фундаментальным пониманием того, как воздействовать на среду. Поэтому, следуя этим рекомендациям можно избежать многих неудач или страха сойти с правильного пути.

Советуйте внедрить оценочное интервью, чтобы сами сотрудники оценивали свою работу

Пусть в конце года сотрудник смотрит, какие задачи ему ставились, и оценивает сам себя. Задачи могут выглядеть как KPI, как процессы, которые надо завершить, как список компетенций, которые надо было продемонстрировать. Можно сделать и смешанный список, где есть и KPI, и перечень компетенций. Исходя из перечня задач, оценку сотруднику ставит и начальник. Затем они встречаются и обговаривают, как поработал сотрудник, какие задачи решил, все ли сделал, что мог. Итогом должна стать согласованная единая оценка. Если возникли разногласия, в оценочном листе остаются две оценки. Такое оценочное интервью (Performance Appraisal) – серьезное испытание, отчет сотрудника о том, как он распорядился свободой и доверием, которое ему оказали.

Пример из практики

В концерне «Шлеман-Зимар» в оценочном листе сам сотрудник выставляет себе баллы за работу (максимум 7), а позже то же делает его руководитель. Оценка выставляется по восьми показателям эффективности и по пяти компетенциям. Затем руководитель и подчиненный обсуждают, как поработал сотрудник, что удалось сделать, а что нет. В оценочном листе фиксируется, какие вопросы задавал начальник, что отвечал сотрудник. Чаще всего они приходят к единой оценке. Если же нет, оценочный лист передается в производственную комиссию, которая разбирается и выносит вердикт.

Большой плюс оценочного интервью в том, что сотрудники чувствуют: решения принимаются коллегиально, но значимость индивидуальных результатов и личной ответственности сохраняется. А значит, даже если отдел выполнит план благодаря передовикам, шеф увидит тех, кто работал плохо.

Теории лидерства

Теории лидерства – это различные способы объяснения того, как возникло лидерство и как определить лидера.

В зависимости от акцента на разных критериях и целях лидерства, выделяют несколько главных теорий:

  • Теория черт лидера или теория великого человека – делает акцент на врожденных качествах, инициативности и харизме индивида.
  • Атрибутивная теория рассматривает лидера как марионетку, которая получает прямые указания от последователей, но самостоятельно не может предпринимать никаких изменений.
  • Мотивационная теория определяет эффективность индивида как лидера, если он успешно влияет на своих последователей и их действия.
  • Ситуативная теория лидерства описывает проявление лидерских качеств как результат взаимодействия разных факторов, поэтому разные ситуации – разные лидеры.

Эти теории помогают лучше понять, какие факторы влияют на формирования лидера и помогают ему удерживать свой авторитет.

Основные методы управления

Моделирование эффективного стиля руководства

Различные рассмотренные модели позволяют сделать вывод о необходимости гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных, причину задачи, потребности, полномочия и качество информации.

Руководителю трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющих всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение. Становление стиля управления это всегда сложный и долговременный процесс. Руководителю требуется много времени, для ознакомления с деятельностью организации, а особенно для оценки профессионального уровня своих подчиненных. Руководителю необходимо знать, как уметь подойти к каждому из своих сотрудников, как правильно направить стимулирующее воздействие и наказать в случае необходимости.

Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.

Проведенное исследование показывает, что отдельный тип стиля руководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них. Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от ситуации.

На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом — в других).

Если обратиться к историческому прошлому, то в период социалистической экономики при недостаточной подготовленности кадров широкое распространение получил автократический стиль, и это было оправдано. Но в современных условиях, когда подчиненные склонны к самостоятельным действиям, при возросшем интеллекте работников, очевидно, что у него нет будущего. Успехи в системе, руководимой в директивном стиле, длительный период имеют кажущиеся, нежели действительные результаты. Обычно после некоторых достижений неизбежно наступает упадок. И тогда обнаруживается, что перспективные цели приносились в жертву текущим, подавлялась инициатива подчиненных.

Приведенные данные, как и в целом практика руководства, свидетельствует о неизбежном переходе от автократического и либерального к демократическому стилю, преимущества которого обнаруживаются сейчас, когда постепенно преодолеваются административные методы управления.

В наши дни не может рассчитывать на успех руководитель, который видит в подчиненных не более как исполнителей.

Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры.

Руководство является до некоторой степени искусством. Возможно, по этой причине исследователи не смогли разработать и обосновать теорию эффективного стиля руководства, которой бы можно было использовать в самых разных ситуациях и самым разным руководителям. Но возможно если бы этот стиль был выработан, то само руководство потеряло бы всю свою привлекательность, рискованность, превратилось бы в набор стандартных действий и приемов. Но все рассмотренные стили руководства помогут руководителю научиться выбирать стиль, сообразный конкретной ситуации. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние на подчиненных, а не структурировать условия осуществления их работы. Со временем те же самые руководители сменят стиль из-за изменения характера задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами, характерными для организации. Поэтому эффективные руководители — это те, кто может вести себя по-разному — в зависимости от требований реальности.

Примеры стилей руководства

.

Пример 1

(Дейл Карнеги «Как завоевать друзей и оказать влияние на людей». Пример
либерального стиля управления
.)

«…На заводе, принадлежащем Чарлзу Швабу, был один начальник цеха, чьи рабочие не выполняли сменного задания.

«Как это может быть,- спросил Шваб, -что такой дельный человек, как вы, не в состояние добиться выполнения задания?»

«Не знаю,- ответил инженер,- я уговаривал рабочих, я их подгонял, я ругался, я рвал и метал, я грозил им вечным проклятием и увольнением .Но все безрезультатно. Они просто не хотят как следует работать». Разговор происходил в конце дня, как раз перед приходом ночной смены.

«Дайте мне кусок мела»,- сказал Шваб. Затем обернувшись к ближайшему рабочему он спросил, он спросил: «Сколько плавок дала сегодня ваша смена?». «Шесть».

Неговоря больше не слова, Шваб нарисовал мелом на полу большую шестерку и ушел. Когда пришли рабочие ночной смены, они увидели цифру «шесть» и спросили что она означает.

«Сегодня приходил сам хозяин,- ответили рабочие дневной смены.- Поинтересовался сколько мы дали плавок, мы сказали шесть. Он написал это мелом на полу».

На следующее утро Шваб снова зашел в литейный цех. Ночная смена стерла цифру «6» и заменила ее большой «7». Рабочие дневной смены, придя, увидели нарисованную мелом на полу большую «7». «Ах так, значит, ночная смена считает себя лучше дневной?».

Они энергично взялись за дело и вечером, уходя, нарисовали огромную цифру «10».

…Вскоре этот отстающий цех обогнал по выработке все остальные цеха завода…»

Пример 2

(Дейл Карнеги «Как завоевать друзей и оказать влияние на людей». Пример либерального стиля управления.)

«….Адольф Селтц из Филадельфии, слушатель одного из моих курсов, вдруг столкнулся с необходимостью пробудить энтузиазм у деморализованной и дезорганизованной группы агентов по сбыту автомобилей. Собрав совещание, он попросил их как можно детальнее изложит все, чего они от него ожидают. По мере того как они высказывали, он записывал их соображения мелом на доске. Затем он сказал: «Я выполняя все, чего вы ожидаете от меня. Теперь я хотел бы, чтобы вы сообщили мне, чего я вправе ожидать от вас». Ответы последовали незамедлительно: лояльности, честности, инициативы, оптимизма, духа коллективизма, восьмичасовой работы, исполненной энтузиазма. Один агент вызвался трудиться по четырнадцать часов в день. Настроение после совещания стало бодрым, возникли новые идеи, и Селтц поведал мне, что сбыт колоссально возрос….»

Пример 3

(из жизни)

Пример авторитарного стиля

могу привести из своей жизни, так как серьезно занималась лыжным спортом. Я абсолютно уверена, что строгость иногда очень полезна, и даже необходима. Она настраивает на нужную волну, на работу. Очень важно что бы спортсмен незамедлительно выполнял требования тренера, безгранично ему доверял, хотя конечно своя инициатива иногда тоже должна присутствовать.

Пример 4

(из жизни)

Еще одним ярким примером из моей жизни является автошкола. Вот там-то точно авторитарный стиль управления, все еще волосы дыбом встают от воспоминаний. Шаг вправо, шаг влево – «расстрел»! Это и понятно ведь управление автомобилем — это большая ответственность. От тебя зависит не только судьба автомобиля, но твоя жизнь и жизнь других людей. Лично мне повезло, но на многих моих знакомых инструктора ругались матом (хотя я считаю, что это не выход). Из личного опыта могу сказать что если они хвалят, то после занятия. И это, кстати, является неплохим стимулом для продолжения обучения.

Пример 5.

(из жизни)

Моя мама работала в строительной , которая обязалась построить корпус гостиницы «Карагай» за 4 месяца, но из-за того, что глава фирмы предоставил свободу действий прорабам, стройка затянулась более чем на 7 месяцев.

Данный пример показывает, что использования либерального стиля

руководства в строительной компании будет неэффективным .Для данного примера подойдет ярко выраженный авторитарный стиль с элементами демократического стиля ( обсуждение какой либо проблемы, задачи с подчиненными).

Пример 6

. (Компьютерный журнал CHIP)

Известная компьютерная фирма IMB разработала новую систему передачи данных через торсионные поля. Данная разработка была открыта одной группой программистов и некоторыми профессионалами в области физики. После того как эта группа известила об данном прорыве свое начальство, начались бюрократические проблемы. Только через 2 месяца данная информация попала в руки директоров компании, но было уже поздно, так как данная разработка была показана другой кампанией на рынке новейший технологий.

На данном примере мы можем рассмотреть слабые стороны демократического стиля

руководства. В этом случае необходимо компилирование 3-ех стилей руководства. Использование либерального, демократического, авторитарного стиля позволит создать гибкую систему руководства, которая позволит управлять компанией в постоянно изменяющемся мире.

Пример 7.

(Пример из жизни)

В городе Новоуральске есть предприятие ОАО УЭХК. Оно имеет огромный штат сотрудников. Главный директор занят текущей работой и уделяет недостаточное внимание общению с подчиненными. Точнее проводятся оперативки, но в очень узком кругу. Донести какую-либо информацию «снизу-наверх» практически невозможно. Директор считает, что является весьма компетентным специалистом, и весьма комфортно чувствует себя в операционной роли.

Сотрудники отдела в свою очередь оценивают себя как весьма способных профессионалов стремящихся принимать участие в деятельности отдела и проявлять инициативу.

Если говорить о данном примере то хотелось бы заметить, что начальник отдела использует авторитарный стиль руководства, этот стиль был описан в теоретической части работы. У этого стиля есть сильные и слабые стороны, но в данном случае придерживаться одним стилем руководства будет не выгодным так как человеческие ресурсы будут использованы не полностью. Лучшим выходом из положения будет компиляция демократического стиля и авторитарного. Комбинирования данных стилей руководства приведет к улучшению связей между начальником и подчиненными.

Пример 8

. (Пример из жизни)

в городе Новоуральске имеет в штате сотрудников нескольких художников, которые должны работать совместно. Глава фирмы пользуется либеральным стилем руководства. Все сотрудники данной фирмы довольны стилем руководства, но, к сожалению, от этого страдают заказчики. Так как на принятия совместных решений требуется слишком много времени.

В данной ситуации можно сказать, что решение данной проблемы лежит в изменении стиля руководства, точнее будет сказать в комбинировании стилей руководства. Можно сказать, что просто необходим лучший контроль со стороны руководителя фирмы, этого можно добиться, если включить в нынешний стиль руководства элементы авторитарного стиля. При этом улучшится контроль над сотрудниками и, следовательно, выполнения заказов будет более быстрым.

Пример 9

.

Одна из политических партий во время выборочной компании стала использовать авторитарный стиль управления, при этом все нити управления были у ПР менеджера. Из-за не хватки персонала в виде менеджеров по маркетингу, ПР менеджер должен был взвалить часть обязанностей на себя, в следствии чего возникла нехватка времени и ухудшился контроль над предвыборной компанией.

Классификации стилей лидерства, характеристики личности, примеры

Стили лидерства в психологии – это эффективные примеры того, как нужно формировать отношение с подчиненными, чтобы получить максимум желаемых результатов. В зависимости от преследуемых целей и заданий выделяют 3 главных типа поведения – авторитарное, демократическое и либеральное лидерство.

Авторитарный стиль лидерства

Авторитарный или директивный стиль лидерства предусматривает максимальный контроль над выполнением заданий подчиненными.

Он свойственен для маленьких организаций, где процесс полностью зависит от мнения руководителя, а подчиненные лишены любой возможности проявить инициативность или креативный подход в работе. Злоупотребление таким подходом грозит потерей уважения и доверия со стороны коллектива.

Демократический стиль лидерства

Для демократического стиля лидерства свойственно разделение полномочий между лидером и коллективом. Главный принцип работы основан на партнерстве и взаимной выгоде от результатов работы. Такому стилю лидерства свойственна автономия, где учитывается мнение всех членов группы.

Этот процесс управления подходит лидерам, завоевавшим доверие коллектива, и у которых хорошо развиты навыки вести диалог и мотивировать других, проявлять инициативу.

Либеральный стиль лидерства

Либеральный стиль лидерства является наиболее слабым. В этом случае руководительство отходит на второй план, позволяя сотрудникам принимать свои собственные решения в рамках проекта.

Обычно такой стиль руководства подходит для высококвалифицированного коллектива, где хорошая дисциплина и мотивация не поддаются сомнению. Этот подход лучше любого другого позволяет развивать креативность сотрудников, из-за чего можно получить хорошие конечные результаты работы.

Типология стилей лидерства

Ситуация в мире постоянно меняется, что требует изменения типов лидерства и управления. Поэтому на сегодняшний день их существует большое количество. Но основные типы лидерства классифицируют по стилю, характеру и содержанию деятельности.

По К. Левину (или по стилю)

Одной из самых популярных концепций остается типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы XX столетия немецким психологом Куртом Левиным. Каждый вид лидерства имеет свои формальные и содержательные характеристики. Формальные определяют приемы и способы управления. Содержательные характеризуют решения, которые предлагаются лидером и принимаются группой.

Директивный

Другое название – авторитарный стиль лидерства. Основан на принципах оглашения четких, точных, коротких команд, кратко и по сути. Не теряет время зря на длительные рассуждения, а быстро и эффективно действует. Может озвучивать угрозы или запреты, если участник команды делает что-то не по плану.

У него весьма неприветливый тон. Похвалы делает редко, эмоции и просьбы игнорирует. Ставит четкие критерии оценки. Это облегчает работу с командой, т. к. коллеги точно знают, что от них требуется и какое последует наказание за несоблюдение правил.

Авторитарный тип лидерства отличается детальным планированием объемов работы группы на краткий промежуток времени. Дальнейшие перспективы рассматривают по результатам поточной деятельности.

Директивный стиль руководства эффективен в таких случаях:А

  • в кризисных ситуациях,
  • когда ставятся конкретные задачи от высшего руководства,
  • когда любая инициатива является наказуемой (нужно только придерживаться установок руководителей высшего ранга),
  • в общении с некомпетентными, медлительными сотрудниками.

Авторитарный стиль руководства неэффективен в тех случаях, когда нужно принять неординарное решение. В этом случае действует правило: чем сложнее задача, тем ниже эффективность этого стиля управления.

Он также неэффективен в долгосрочной перспективе. Не подойдет для творческого коллектива, где ценится оригинальность идей и особенность каждого сотрудника.

Стили лидерства: авторитарный, демократичный и либеральный

Демократический

Один из лучших стилей руководства. Демократический стиль лидерства предполагает тактичное поведение, объективность по отношению к сотрудникам и коллегам. Для такого лидера важен человеческий фактор, он часто идет на уступки.

Демократический тип лидерства имеет свои особенности:

  1. Постоянный обмен информацией. Для этого лидера важно, чтобы сотрудники были в курсе всех событий. Но делится он той частью информации, которую считает важной. Любит устраивать совещания, где проводит мозговой штурм. Ему важно, чтобы сотрудники не боялись и умели обмениваться информацией.
  2. Совещание на демократических принципах. Во время беседы высказаться может каждый желающий, а лидер озвучит свое мнение лишь в конце. Лидер знает, как разговорить сотрудника-молчуна или угомонить слишком активного подчиненного. Он терпелив, толерантен и с уважением воспринимает идеи других, даже если они полностью противоречат его суждениям. Умеет слушать. Если начинает кого-то критиковать, то делает это аккуратно и конструктивно.
  3. Привлекает сотрудников к принятию решений. При демократическом стиле управления руководитель считает себя частью команды, а не отдельным ее элементом. Он часто устраивает нечто наподобие референдума, где на его решение может повлиять каждый сотрудник.
  4. Очень ценит чужой труд. За отличную работу обязательно награждает своих подчиненных. Это проявляется в материальном или моральном стимулировании.

В психологии считают этот тип управления самым лучшим, т. к. сотрудники редко пребывают в стрессовом состоянии. Они менее подвержены раздражительности, депрессиям, тревожным состояниям.

Демократическая модель руководства особенно эффективна в командах, где сотрудники узкоспециализированы и являются настоящими профессионалами своего дела. Часто бывает, когда руководитель не знает, какой тип управления использовать, он отдает предпочтение демократическому.

Не следует внедрять этот стиль лидерства в коллективах, где сотрудники не заинтересованы в развитии компании. Они отличаются некомпетентностью, плохим осведомлением о положении дел на предприятии или нуждаются в постоянной мотивации. Другое обстоятельство, когда демократический метод руководства будет недейственным – кризисная ситуация, когда времени на длительные обсуждения нет.

Попустительский, или пассивный

Эта модель руководства отличается отсутствием похвал подчиненных. Между руководителем и сотрудниками формируются сугубо деловые отношения. В некоторых ситуациях активно используется делегирование основных полномочий между работниками разных отделов или должностей.

Другие концепции, на которых основан пассивный стиль управления:

  • лидер есть, но его не видно(руководитель сам по себе, сотрудники – сами по себе),
  • отсутствие интереса к успехам друг друга,
  • работники сами обсуждают и принимают решения,
  • психологический климат в коллективе неблагоприятный, что негативно сказывается на результатах деятельности творческих людей,
  • в команде редко занимаются вопросом мотивации.

Такой стиль руководства не имеет положительных качеств. При нем качество и объемы работы будут низкими. Сплоченность коллектива отсутствует. Инициатива сотрудников не ценится — ее никто не принимает во внимание.

По характеру деятельности

Согласно этому критерию выделяют такие стили лидерства, как универсальный и ситуативный. Универсальный, его еще называют эталонным, предполагает, что человек одинаково действует в разных ситуациях. Ситуативный – действия руководителя напрямую зависят от конкретной ситуации.

Универсальный

Его основная цель – блестящее исполнение работы. Такие руководители сами подают подчиненным пример качественной работы.

Они стремятся к исполнению работы, не всегда желая взаимодействовать с коллегами. Дружбу заводят лишь с теми, общение с кем может принести какую-то выгоду.

Такие руководители хотят, чтобы сотрудники работали так же усердно, но очень боятся доверять им сложные задачи. Могут доделывать за ними какую-то работу. Они не вмешиваются в работу подчиненных, пока те сами об этом не попросят.

Создают условия, в которых сотрудники смогут максимально хорошо проявить себя. Могут требовать выдающихся достижений. Если подчиненный не может справиться с какой-то задачей, то ему дают другое задание.

Придерживаясь такого типа руководства, менеджеры всегда поддерживают высокий уровень профессионализма. Они демонстрируют себя высококомпетентным сотрудником и мотивируют работников становиться такими же.

Универсальный, или эталонный, стиль управления будет эффективен в таких ситуациях:

  • основные работники являются высококлассными специалистами,
  • ситуация кризисная, но не критическая ,
  • нужно руководить работой какого-то одного отдела,
  • подчиненные целеустремленные, инициативные,
  • необходимо добиться быстрого развития организации,
  • нужно повысить профессиональный уровень особенно перспективных работников.

Его лучше не применять, если компания находится на грани банкротства или при резком снижении успешности деятельности. Такой стиль руководства лучше не задействовать, если менеджер сам не может справиться со своими обязанностями.

Универсальные лидеры ориентированы на достижение цели

Ситуативный

В этом случае руководитель ориентируется на конкретную ситуацию. Он узнает особенности организации труда разных групп подчиненных, а если коллектив небольшой (до 15 человек), то их черты характера. Отдает предпочтение работе с подчиненными, которые находятся на одном уровне развития.

Возможные ситуации:

  1. Низкий уровень подготовленности работников. Требуется введение жестких правил, оглашение четких установок. Подчиненным конкретно объясняется, что от них требуется и даются советы, как этого достичь. Ведется контроль буквально за каждым шагом сотрудников, что позволяет максимально быстро выявить возможную проблему. Если подчиненный ошибся осознанно, его наказывают. Если он старался и успешно исполнил поставленную задачу, его следует похвалить и наградить.
  2. Второй, или средний, уровень развития сотрудников. Отличается тем, что у работников уже есть стимул работать и желание развиваться, но нет достаточного опыта для качественного исполнения всех заданий. В этом случае применяется наставнический подход, когда руководитель помогает работникам, дает рекомендации. Контроль за исполнением задач постоянный и очень жесткий. В коллективе постепенно приобретают ценность психологические аспекты. Но даже в этом случае лидер не забывает давать четкие поручения и требует точного исполнения всех задач.
  3. Третий уровень коллективной сплоченности подразумевает наличие дружеской атмосферы в коллективе, отличной организации труда, профессионального опыта. Руководитель и сотрудники – это одна команда, объединенная общаей целью. Сотрудники несут большую ответственность за свои действия. Инициативность приветствуется и поощряется.
  4. Четвертый уровень характеризуется очень сплоченной командой, где сотрудники умеют распределять обязанности, а лидер только руководит процессом. В таком случае полномочия начальника могут возлагаться на работников, когда в этом возникнет необходимость.

По М. Веберу

М. Вебер видел в лидере жесткого, авторитарного человека, который любит отдавать приказы. В основе его типологии лежит понятие «авторитет».

Он выделяет такие стили лидерства: традиционный, рационально-легальный, харизматичный.

  • Традиционный стиль основывается на соблюдении традиций, привычек. Вебер считает, что отношения между лидерами и последователями основываются на личной преданности последних своему руководителю отчасти в силу традиции, отчасти в силу произвола лидера, которому позволительная свобода действия, основывающаяся на традиции.
  • Рационально-легальный стиль основывается на разумности, законности порядка избрания лидера. Действия лидера всегда контролируются законодательными актами, нормативами. Креативность и индивидуальность при таком типе управления не учитываются и не применяются.
  • Харизматичное лидерство основано на вере в личность, ее индивидуальность. При избрании лидера учитываются его особенности, профессиональные навыки, необычные черты характера. Такой лидер очень важен в кризисных ситуациях. Он способен мобилизовать множество людей для достижения общих целей. Такими лидерами были Ленин, Сталин, Ф. Кастро.

Три типа лидерства по М. Веберу)

Ситуационное лидерство

Стили лидерства в психологии описывают идею ситуативного лидерства как способа руководства, при котором стиль управления подбирается в зависимости от ситуации, задания и способностей коллектива.

Здесь можно выбрать как один стиль из 4 возможных, так и комбинировать их между собой:

  • Директивное руководство предусматривает постановку четких целей.
  • Наставнический стиль – учитывает компетенцию подчинённых и их возможности в выполнении заданий.
  • Поддерживающий стиль способствует развитию потенциала сотрудников, это работа на будущую перспективу.
  • Делегирующий стиль предусматривает, что подчиненные получают полномочия, права и ответственность, а руководитель не вмешивается.

Каждый из этих стилей является совместимым друг с другом, а также предусматривает оптимальную стратегию решения задач.

Понятие лидерства и функции лидера

Определение 1
Лидерство является межличностными отношениями, построенными на доминировании и власти одного человека и подчинении остальных для достижения общих интересов и целей.

Исходя из определения, главной функцией лидера является образование единых мотиваций и задач по достижению результата, который будет желаемым для всех.

Помощь со студенческой работой на тему Демократическое лидерство

Курсовая работа 430 ₽ Реферат 270 ₽ Контрольная работа 210 ₽

Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Управленец обязан контролировать психологическую обстановку внутри группы. Для этого ему необходимо уметь:

  • предотвращать и разрешать конфликты,
  • формировать положительный настрой,
  • организовывать взаимодействие меж участниками общности.

Лидер обычно принимает всю совокупность важных и ответственных решений, а также представляет интересы своей группы. Например, президент выступает от имени государства, а директор – от имени организации. Лидер распределяет полномочия внутри общности, контролирует исполнение всех поручений и заданий.

Неформальное лидерство

Суть неформального лидерства заключается в том, что этот статус принадлежит человеку, который не занимает административной должности, но пользуется хорошим авторитетом среди коллег.

Эмоциональный стиль

Эмоциональному стилю лидерства свойственен высокий уровень эмпатии, а также воздействие на атмосферу внутри коллектива, умение снижать психологическое напряжение, поддерживать мотивацию и вдохновлять сотрудников на достижение результатов.

Организаторский стиль

Организаторский стиль руководства предусматривает четкое управление производными процессами. Обычно способность проявлять хорошие организационные навыки является результатом высокой профессиональной компетенции и деловой хватки.

Несмотря на четкое понимание механизма решения многих проблем, этому типу лидерства часто может не хватать умения вдохновлять сотрудников и поддерживать хорошую атмосферу.

Революционный стиль

Революционный стиль лидерства не всегда является конструктивным. Обычно он проявляется в постоянных спорах и критике действий других. Несмотря на генерирование новых идей, возможностей в процессе споров, такой тип лидерства редко способствует формированию дружественной среды и доверия среди сотрудников.

Концепции ситуационного маркетинга

Возвращаясь к началу статьи, стоит задаться вопросом: «Всегда ли авторитарный стиль – это плохо?» Наемными работниками руководитель-демократ характеризуется чаще всего позитивно, но причина порой не в том, что он разрешает проявлять инициативу и делегирует свои полномочия подчиненным. Сотрудников часто привлекает атмосфера вольницы, позволяющая меньше работать.

Проблемы авторитарного стиля руководства выражаются необходимостью тотального контроля, лежащего тяжким грузом на самом управленце. Он никому не доверяет и должен сам постоянно вникать во все тонкости дела: без этого он не сможет давать подробные инструкции. Работники функционируют как роботы, боясь отступить хоть на шаг от указанного направления.

К элементам имиджа руководителя, придерживающегося авторитарного стиля, относятся:

  • командный голос;
  • строгий вид;
  • манера одеваться, подчеркивающая статус.

Управленец-демократ беседует с подчиненными дружески, скорее убеждая в целесообразности хорошей работы, чем приказывая. Но ведь и коллективы бывают разными. Универсальных методов не существует ни в чем.

В связи с этим обстоятельством в семидесятых годах учеными Митчелом и Хоусом была выдвинута концепция ситуативного маркетинга. В основе их исследований лежит «мотивационная теория ожидания».

Сравнительная характеристика авторитарного и демократического стилей руководства возможна только при условном равенстве прочих действующих производственных факторов.

Ученые Митчел и Хоус выделили четыре управленческие модели:

Стиль руководстваОбласть примененияСпособ реализации
ИнструментальныйДля сотрудников, склонных к педантичному исполнению полученных инструкцийСоздание условий и тщательная организация производственного процесса
УчастиеРаботники, ориентированные на самоуправлениеСоздание общего информационного поля с горизонтальными и вертикальными двусторонними связями
ДостижениеСотрудники, заинтересованные в результатеКорректная постановка задачи и обеспечение всеми необходимыми средствами
ПоддержкаДля работников, ценящих моральные стимулыПомощь руководства и содействие инициативам. Демонстративное проявление уважения

Очевидно, что руководитель демократического стиля руководства успешен в управлении коллективом, костяк которого составляют сотрудники, склонные к самоуправлению и проявлению полезной инициативы.

Примером творческого кадрового подхода может служить организация кругового конвейера на автозаводах Швеции. В 60-е годы XX века в этой стране наблюдался переизбыток инженеров. Работы на всех не хватало, а потому специалистам с высшим образованием предложили трудоустройство на сборке машин. При этом каждый из них получил всю информацию о технологии и возможность вносить предложения по совершенствованию процессов. Результатом стал стремительный рост качества продукции.

Многогранность лидерства

Современное лидерство по своей сути является многогранным феноменом: невозможно быть узконаправленным специалистом в одной сфере и без хороших социальных, аналитических и критических навыков добиться успеха и признания среди других.

Поэтому, настоящий лидер должен развивать в себе навыки, которые помогут ему в организации коллектива, в завоевании авторитета и в умении достигать задуманного. Ключевыми навыками лидерства считаются: склонность к рефлексии, диагностика проблем, гибкость в принятии решений, налаживание партнерства, умение направлять действия других и способность вдохновлять.

Авторитарный стиль, или “Как я сказал, так и будет”

Геннадий Павлович П. руководит коллективом уже много лет. Как выбился в управленцы еще в советские времена, так и руководит. Понятно, что за столько лет стиль у него уже сформировался и изменениям не подлежит. А надо бы: Геннадий Павлович — из тех начальников, что свято верят в инструкцию из анекдота: “Пункт 1. Начальник всегда прав. Пункт 2. Если начальник неправ — смотри пункт 1”. Да-да, такие еще бывают. Неудивительно, что в коллективе у него текучка: приходят молодые, воспитанные в новом обществе, которые не боятся предлагать свои идеи и очень удивляются, когда сталкиваются с принципами начальника. Удивляются и уходят — к более лояльным руководителям. Задерживается в коллективе только основной костяк — люди, которые работают не один десяток лет и давно привыкли к закидонам Геннадия Павловича. И все бы хорошо, только этот костяк — почти сплошь пенсионеры. Современные методы продвижения им чужды — развития у компании нет, все идет по старинке. Дела у фирмы идут не очень.

Знаете таких Геннадиев Павловичей? Они встречаются и среди молодого поколения предпринимателей. Как правило, очень авторитарны, резки в суждениях, признают только собственное мнение. Не допускают ни малейших отклонений от инструкций, регламентов, уставов и заведенного в компании порядка. Трепетно соблюдают субординацию — с простым народом вольностей не допускают, не барское это дело. Вот парадокс: они не доверяют собственным работникам, но в то же время хотят, чтобы рабочие задачи выполнялись безукоризненно.

Минусы авторитарного стиля

  1. Вместе с водой можно выкинуть и ребенка: тот, кто привык не прислушиваться к мнению сотрудников интернет-магазина, рискует не услышать ценные идеи, которые принесут компании прибыль. Тот, кто не допускает неформальных отношений с подчиненными, может не заметить любовь всей своей жизни или того, кто может стать лучшим другом. Человеческие отношения иногда выходят за рамки субординации.
  2. Упертость — еще не упорство. Фанатичное следование инструкциям, шаг влево — шаг вправо равняется расстрелу — гибельная для компании позиция. Почитайте биографии великих предпринимателей: все они признают, что нужно отступать от правил, мыслить шире, давать возможность творчества.
  3. Не все согласны работать с диктатором — в компаниях, где царит авторитарный стиль управления, больше процент увольнений. И уходят, как правило, самые талантливые. Выживают в таком коллективе приспособленцы или консерваторы, которым все равно.
  4. Сотрудники в таких компаниях не развиваются, не предлагают идеи, не учатся новому. Может, они бы и рады — только зачем, ведь все равно будет так, как велел местный божок. А раз инициатива наказуема — зачем ее вообще проявлять?

Плюсы авторитарного стиля

  1. Железная дисциплина. С диктатором не забалуешь: или ты выполняешь все его требования, или дверь на улицу открыта. Как правило, в таком коллективе махровым цветом цветут штрафы за малейшее нарушение. Тотальное подчинение делает сотрудников послушными и согласными на любое требование руководства.
  2. Четкость и прозрачность всех бизнес-процессов. Начальник-диктатор твердо знает, как и что происходит в компании на каждом этапе, какие задачи решаются и кто их выполняет.
  3. В кризисной или стрессовой ситуации сотрудники не растеряются, а будут четко выполнять приказы начальства — им не привыкать. При демократичном или либеральном стиле руководства такое осуществить сложнее: в случае форс-мажора и начальство, и работников может штормить, как корабль в непогоду. А это чревато наскоро принятыми и ошибочными решениями.

Психология политического лидерства

Психология политического лидерства, изучающая главные факторы успеха идеологий и партий, связывает происхождение всех типов поведения лидеров со стремлением к власти.

Разные типологии политико-психологических процессов акцентируют внимание преимущественно на внутренних качествах лидера, выделяя несколько стилей поведения:

  • «Агитатор» — стремится добиться поддержки пропагандой, вербально воздействуя на публику.
  • «Администратор» — решает задачи организации, ему свойственно убеждать поступками, а не словами.
  • «Теоретик» — его действия нацелены на узкую целевую аудиторию, которая обычно занимается решением идеологических проблем.

Стили лидерства преимущественно описывают индивидуальные черты политического лидера, но в психологии также существуют и теории разных способов убеждения своих последователей.

Самые популярные типы политического воздействия – это принудительный тип, которому свойственна авторитарность, драматизирующий – который достигает цели преимущественно манипуляциями, а также беспристрастный – наиболее рациональный подход, больше всех других способен к рациональному изложению фактов.

Просите руководителя серьезно относиться к идеям подчиненных, реализовывать лучшие

В сети ресторанов появился новый управляющий, который начал внедрять демократический стиль управления. Сотрудники стали свободно с ним общаться. Однажды молодой повар сказал, что несколько лет изучает французскую кухню, и предложил добавить в меню несколько французских блюд. Управляющий поддержал идею, и вскоре посетителей стало больше – многие приходили, чтобы насладиться французской кухней. Через год повара отправили на стажировку во Францию, а когда он вернулся, ресторан изменил концепцию, получил более высокий статус в ресторанном рейтинге.

Когда сотрудники видят, что их идеи поддерживают и готовы реализовать, то активнее вовлекаются в работу, берут на себя ответственность за сложные проекты и выкладываются ради достойного результата.

Демократический стиль управления

Демократический стиль управления — совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля подчиненных. Демократичный руководитель предпочитает оказывать влияние на людей с помощью убеждений, разумной веры в исполнительность и мастерство подчиненных.

Демократический стиль — наиболее подходящий для формирования командных взаимоотношений, поскольку формирует доброжелательность и открытость взаимоотношений как между руководителем и подчиненным, так и между самими подчиненными. Этот стиль в максимальной степени сочетает в себе методы убеждения и принуждения, помогает каждому работнику четко сформулировать его личные цели, установить эффективную коммуникацию между руководителем и подчиненным. К негативным последствиям использования демократического стиля следует отнести дополнительные затраты времени на обсуждение проблемы, что в экстремальных условиях можно резко снизить эффективность управления.

Демократический стиль управления — принятие принципиальных управленческих решений, законов, программных документов с учетом общественного мнения, с согласия большинства лиц, на которых распространяют действие принимаемые правила и нормы. Противоположен автократическому стилю управления.

Демократический стиль характеризуется предоставлением подчиненным самостоятельности в пределах выполняемых ими функций и их квалификации. Это коллегиальный стиль, который дает большую свободу деятельности подчиненных под контролем руководителя.

Руководитель-демократ предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: участия, принадлежности, самовыражения. Он предпочитает работать в команде, а не дергать за ниточки власти.

Представление демократа о своих сотрудниках сводится к следующему:

1) труд процесс естественный. Если условия благоприятные, то люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней; 2) если люди приобщены к организационным решениям, они будут использовать самоконтроль и самоуправление; 3) приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели; 4) способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Настоящий демократ избегает навязывать свою волю подчиненным. Он разделяет с ними власть и контролирует результаты деятельности.

Предприятия, где доминирует демократический стиль, характеризуются высокой децентрализацией полномочий. Подчиненные принимают активное участие в подготовке решений, пользуются свободой в выполнении заданий. Созданы необходимые предпосылки для выполнения работы, проводится справедливая оценка их усилий, наблюдается уважительное отношение к подчиненным и к их потребностям.

Руководитель вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия с тем, что если подчиненным понадобится помощь, они, не стесняясь, могут обратиться к руководителю.

В своей деятельности руководитель-демократ опирается на весь коллектив. Он старается научить подчиненных вникать в проблемы подразделения, выдавать им эффективную информацию и показывать, как искать и оценивать альтернативные решения.

Лично руководитель занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчиненным решать все остальное.

Он не подвержен стереотипам и варьирует свое поведение сообразно изменениям ситуации, структуры коллектива и т.п.

Указания выдаются не в форме предписаний, а в виде предложений с учетом мнений подчиненных. Это объясняется не отсутствием собственного мнения или желанием разделить ответственность, а убежденностью, что в умело организованном процессе обсуждения всегда могут быть найдены лучшие решения.

Такой руководитель хорошо разбирается в достоинствах и недостатках подчиненных. Ориентируется на возможности подчиненного, на его естественное стремление к самовыражению посредством своего интеллектуального и профессионального потенциала. Желаемых результатов он добивается посредством убеждения исполнителей в целесообразности и значимости возлагаемых на него обязанностей.

Руководитель-демократ постоянно и обстоятельно информирует подчиненных о состоянии дел и перспективах развития коллектива. Это позволяет легче мобилизовать подчиненных на реализацию поставленных задач, воспитывать у них чувство подлинных хозяев.

Будучи хорошо информированным об истинном положении дел в руководимом им подразделении и о настроениях своих подчиненных, он во взаимоотношениях всегда тактичен, с пониманием относится к их интересам и запросам. Конфликты он воспринимает как закономерное явление, старается извлечь из них пользу на будущее, вникая в их первопричину и суть. При такой системе общения деятельность руководителя сочетается с его работой по воспитанию подчиненных, между ними укрепляется чувство доверия и уважения.

Демократический стиль поощряет творческую активность подчиненных (во многом посредством делегирования полномочий), способствует созданию атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Люди в полной мере осознают свою значимость и ответственность в решении задач, стоящих перед коллективом. Дисциплина трансформируется в самодисциплину.

Демократический стиль отнюдь не затрудняет единоначалия, не ослабляет власть руководителя. Скорее наоборот, его авторитет и реальная власть возрастают, поскольку он управляет людьми без грубого нажима, опираясь на их способности и считаясь с их достоинством.

Демократический стиль управления характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается привлекательным, а достижение успеха служит для них вознаграждением.

Выделяют две разновидности демократического стиля: консультативную и партисипативную.

В условиях консультативной —руководитель в значительной мере доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремится использовать все лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений фактически подсказывается им сверху, и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать морально в необходимых случаях.

Партисипативная разновидность демократического стиля управления предполагает, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все конструктивные предложения, организуют широкий обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю над их достижением. При этом ответственность за последствия принятых решений не перекладывается на подчиненных.

Обычно демократический стиль управления применяется в том случае, когда исполнители хорошо, иногда даже лучше руководителя разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее новизну и творчество. Руководитель-демократ в случае необходимости может идти на компромисс либо вообще отказаться от принятого решения, если логика подчиненного убедительна. Там, где автократ действовал бы приказом и давлением, демократ старается убедить, доказать целесообразность решения проблемы и выгоды, которую могут получить сотрудники. При этом первостепенное значение приобретает внутреннее удовлетворение, получаемое подчиненным от возможности реализовать свои творческие способности. Подчиненные могут самостоятельно принимать решения и искать в рамках предоставленных полномочий пути их реализации. Руководитель при осуществлении контроля ценит конечный результат, не обращая особого внимания на мелочи. Условия и формы использования демократического стиля управления приведены в табл. 1.

Таблица 1. Условия и формы использования демократического стиля

Функция управленияУсловия и формы
Принятие решенияКоллегиальное (консенсус), детальное рассмотрение всех предложенных альтернатив за исключением простых и рутинных решений
Определение и формулирование целейВовлечение всех участников коллектива в обсуждение целей с задачей добиться их уяснения и понимания
Распределение обязанностейРуководитель совместно с работниками определяет их роли в общей работе, намечает личные цели
Рабочее времяРуководитель согласовывает дополнительные объемы работы, сверхурочную занятость, время и величину отпусков
Стимулирование и мотивацияРуководитель использует все формы материального и морального вознаграждения, поддерживает и поощряет сотрудников; обеспечивает справедливую оценку личного и коллективного труда; стремится определить личные потребности и мотивационные предпочтения подчиненных для их коррекции; выясняет потребности повышения квалификации

Если вы хотите сформировать надежную и сплоченную команду, демократический стиль лучший выбор. Он поможет привить подчиненным открытость, честность и чувство коллективизма. Начальник же должен грамотно сочетать методы принуждения и убеждения, которые помогут каждому сотруднику сформулировать свои собственные цели.

Однако минусы у этого стиля тоже имеются:

• Большие временные затраты на обсуждение и вынесение решения; • Снижение уровня эффективности управления в экстренных ситуациях; • Распущенность коллектива при неверном подходе.

2

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала…

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот…

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования…

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]