ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ И ЭТИКИДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ


Лекция 4 Психология общения

метки:

Общение, Человек, Отношение, Процесс, Информация, Функция, Объект, Барьер
ТЕМА: Психология общения.
Цель

: ознакомить студентов с особенностями процесса взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

План:

  1. Общая характеристика человеческого общения.
  2. Понятие общения. Функции общения.
  3. Психология межличностного воздействия.

Текст:

  1. Общая характеристика человеческого общения.

Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Это процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляется обмен информацией между участниками общения. Общение рассматривается как важнейшая социальная потребность.

Стороны общения.

  1. Коммуникативная сторона общения – обмен информацией между людьми.
  2. Интерактивная сторона общения – организация взаимодействия между людьми.
  3. Перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Функции общения.

  1. Информационно-коммуникативная – передача и прием информации как некоего сообщения. Основными элементами являются: текст и отношение к нему человека.
  2. Регулятивно-коммуникативная – организация взаимодействия между людьми, а также коррекция человеком своей деятельности или состояния (соотношение мотивов, потребностей, намерений, целей и пр.).
    Общение направлено на достижение сработанности, установление волевого единства.
  3. Аффективно-коммуникативная – процесс внесения изменений в состояние людей при специальном или непроизвольном воздействии.

Психология общения.

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения становится понятным, если дать одно из типичных определений межличностного общения. В соответствии с этим определением, межличностное общение

— это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.
25 стр., 12489 слов

Глава III. Общение и взаимодействие людей

… деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. Межличностные отношения отражают всевозможные, субъективные проявления человека в процессе его взаимодействия с различными объектами внешнего мира, не … способ воздействия людей друг на друга, и как механизм регуляции взаимодействия, и как процесс психологического познания человека человеком и т.д. Как правило, общение и отношение …

За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке, и особенно в социальной психологии. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Из предмета исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип изучения вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом (Знаков В., 1994).

Общение не является предметом только психологического исследования, поэтому с необходимостью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории (Ломов Б.Ф., 1984).

При этом вопрос о связи общения с деятельностью является основополагающим; одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности (Андреева Г.М., 1988).

Исходя из этого принципа под общением

понимается реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения вообще (Леонтьев А.А., 1965).

И, наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности (Леонтьев А.А., 1975).

Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека. В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно — отношений «субъект-субъект(ы)».

Здесь можно привести мнение В.В. Знакова, которое отражает существующие в современной отечественной психологии представления о категории общения: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними… Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели — решению конкретной задачи» (Знаков В.В., 1994).

Субъек-субъектный подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности лишь как субъект-объектного отношения. В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разработанного Б.Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат — не столько преобразованный предмет (материальный или идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект(ы)».

8 стр., 3632 слов

Проблемы личности, общения в российской психологии

… личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Личность выражает все, что есть в человеке надприродного, … личности касаются, пожалуй, больше всего — представления о структуре личности. В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А. Г.Ковалёв, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов, …

В целом, теоретическая и экспериментальная разработка принципа общения в отечественной социальной психологии представлена в ряде коллективных работ, цитированных выше, а также в работах «Психологические исследования общения» (1985), «Познание и общение» (1988).

В работе А.В. Брушлинского и В.А. Поликарпова (1990) наряду с этим дано критическое осмысление данного методологического принципа, а также перечислены наиболее известные циклы исследований, в которых проанализирована вся многоаспектная проблематика общения в отечественной психологической науке.

Структура общения. В отечественной социальной психологии проблема структуры общения занимает важное место. Методологическая проработка этого вопроса на данный момент позволяет выделить совокупность достаточно общепринятых представлений о структуре общения (Андреева Г.М., 1988; Ломов Б.Ф., 1981; Знаков В.В., 1994), выступающих общеметодологическим ориентиром организации исследований.

Под структурой объекта

в науке понимается порядок устойчивых связей между элементами объекта исследования, обеспечивающих его целостность как явления при внешних и внутренних изменениях. К проблеме структуры общения можно подойти по-разному, как через выделение уровней анализа этого явления, так и через перечисление его основных функций. Обычно выделяют по крайней меретри уровня анализа(Ломов Б. Ф., 1984):

1. Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни, с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

2. Мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных, логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения — «по поводу чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня темы, предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.

3. Микроуровень: здесь главный акцент делается на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов, или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов его участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие другого (например, «вопрос-ответ», «побуждение к действию — действие», «сообщение информации — отношение к ней» и т.п.).

Каждый из перечисленных уровней анализа требует специального теоретико-методологического и методического обеспечения, а также своего особого понятийного аппарата. И поскольку многие проблемы психологии комплексны, встает задача разработки способов выявления взаимосвязей между разными уровнями и раскрытия принципов этих взаимосвязей.

10 стр., 4890 слов

Психология делового общения и диагностика коммуникативных способностей …

… регуляцию процесса общения [10]. А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал «общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные … чистая информация, а по невербальному — отношение к партнеру по общению. «Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством …

  1. Понятие общения. Функции общения.

Под функциями общения

понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации.

Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик — информационной, интерактивной и перцептивной (Андреева Г. М., 1980).

В соответствии с этим выделяются:

  • информационно-коммуникативная,
  • регуляционно-коммуникативная,
  • аффективно-коммуникативная функции (Ломов Б.Ф., 1984).

Информационно-коммуникативная функцияобщения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства).

Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодификации/декодификации сообщений.

Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную

(в качестве знаковой системы используется речь) и
невербальную
(различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.

В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:

  • кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму);
  • паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и т.п.);
  • проксемику (нормы организации пространства и времени в общении);
  • визуальное общение (система контакта глазами).

Иногда отдельно рассматривается как специфическая знаковая система совокупность запахов, которыми обладают партнеры по общению.

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функцияобщения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности, или шире — в процессе социальной активности.

В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

45 стр., 22001 слов

Оценка воздействия процесса строительства на компоненты окружающей среды

… оценке воздействия на компоненты окружающей среды; оценка влияния процесса строительства на компоненты окружающей среды; расчет платы за негативное воздействие на компоненты ОС в процессе строительства узла … Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду. В современном понимании ОВОС — это, прежде всего, систематический процесс, охватывающий как планирование (проектирование), …

Аффективно-коммуникативная функцияобщения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Можно привести другую классификационную схему функций общения, в которой наряду с перечисленными отдельно выделяются и другиефункции

: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношений. Отчасти такая классификация дана в монографии В.В. Знакова (1994); познавательная же функция в целом входит в перцептивную функцию, выделенную Г.М. Андреевой (1988).

Сопоставление двух классификационных схем позволяет условно включить функции познания, формирования межличностных отношений и аффективно-коммуникативную в перцептивную функцию общения как более емкую и многомерную (Андреева Г.М., 1988).

При изучении перцептивной стороны общения используется специальный концептуально-терминологический аппарат, включающий ряд понятий и определений и позволяющий анализировать разные аспекты социальной перцепции в процессе общения.

Во-первых, общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания общающихся субъектов. Понимание — это определенная форма воспроизведения объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью (Знаков В.В., 1994).

В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии. Некоторые же исследователи предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого (Бодалев А.А., 1965,1983).

Основными механизмами взаимопониманияв процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общенияидентификация

– это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Под
эмпатией
также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия есть «аффективное понимание».

Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование — в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности. Это означает два момента:

а) принятие личности человека в целостности;

11 стр., 5088 слов

Невербальное общение в процессе межкультурной коммуникации

… и проблем невербального общения в процессе межкультурной коммуникации. Объект работы — процесс невербального общения между людьми двух … на собеседника из вежливости и понимания эмоционального состояния участника общения. Напористый и пристальный взор воспринимается … взора. Социальный взор Если наш взор опускается ниже уровня другого человека, создается атмосфера общественного общения. Опыты …

б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом (Соснин В.А., 1996).

Рефлексия

в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция.Аттракция

(от англ,
attract
притягивать, привлекать) — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных) как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.

Рассмотренные классификации функций общения, естественно, не исключают друг друга. Более того, существуют еще и другие варианты классификаций. Это, в свою очередь, предполагает, что феномен общения как многомерное явление необходимо изучать с помощью методов системного анализа.

Вербальные и невербальные средства коммуникации.

Различают вербальные и невербальные средства общения.

Вербальный означает – словесный. Вербальные средства воздействия – это слова. Невербальный означает несловесный. То есть общение осуществляется с помощью жестов, особенностей походки, мимики, особенностей голоса, выражения глаз и тела вообще.

Этапы процедуры общения:

  1. Потребность в общении
  2. Ориентация в целях общения, в ситуации общения
  3. Ориентация в личности собеседника
  4. Планирование содержания своего общения
  5. Бессознательный выбор конкретных средств общения, речевых фраз, способов поведения
  6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи
  7. Корректировка направления, стиля и методов общения

Коммуникативные барьеры

Когда на пути передачи информации вдруг появляются какие–то затруднения, психологические препятствия, то говорят о коммуникативном барьере

. Коммуникативные барьеры бывают трех типов:

1. Барьеры понимания.Возникновение данного барьера может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка, например,фонетического

непонимания – погрешность в процессе передачи информации, появляется в результате невыразительной быстрой речи, речи–скороговорки или речи с большим количеством звуков–паразитов. Бывают также
семантические
барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов.
Стилистические
барьеры возникают при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля того, кто в данный момент слушает.
Логические
барьеры непонимания возникают в тех случаях, когда логика рассуждений говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

11 стр., 5436 слов

Психологические особенности межличностного общения

… работы является — межличностное общение, а предметом — психологические особенности межличностного общения. Рассмотрение психологических особенностей межличностного общения и будет являться … необходимому действию; суггестивное — оказание внушающего воздействия в целях изменения поведения, замены … Теория общения может также зависеть и от герменевтической теории предпонимания, поскольку само понимание …

2. Барьеры социально–культурного различия– социальные, политические, религиозные и профессиональные различия приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.

3. Барьеры отношения– связаны с возникновением чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую информацию.

  1. Психология межличностного воздействия.

Сущность психологического воздействия сводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т.д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.

Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора, исполнителя (коммуникатора) и даже исследователя своего процесса воздействия. Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих других составляющих субъекта, а главное — от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению.

Субъект межличностного воздействия:

  • изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;
  • выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;
  • учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности-неуспешности воздействия;
  • организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объекта на субъект) и т.д.

В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия.

Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях осуществлять контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает решения. К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности.

Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия. Стратегия — это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента. Тактика — это решение промежуточных задач психологического воздействия посредством использования различных психологических приемов.

В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия. К методам воздействия

относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), а также внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики).

4 стр., 1606 слов

Человек как субъект социально-культурной деятельности

… различных научных, главным образом культурологических, концепциях человек рассматривается как субъект и объект социально-культурной деятельности. При этом сама деятельность, в которой человек … ориентаций и предпочтений. Именно личностные свойства в наибольшей степени подвержены воздействию окружающей социально-культурной среды и одновременно служат необходимым средством творческой самоактуализации …

Последние три метода относятся к социально-психологическим.

Формы межличностного воздействия

могут быть речевые (письменные и устные) и наглядные. Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется).

Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации — доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.)

Критерии эффективности воздействия делятся на стратегические (отсроченные в перспективе, например мировоззренческие) и тактические (промежуточные), которыми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.).

В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических и поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в системе, сопоставляя их различную интенсивность и частоту проявления.

Условия воздействия

включают место и время общения, а также количество участников, на которых оказывается воздействие.

Примеры похожих учебных работ

Общение как процесс взаимодействия

… смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения); …

Глава 1. Общение как механизм взаимодействия людей……………………6

… качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование. Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, …

Особенности взаимодействия «человек-компьютер»

… общение между этими разными системами, делает его оптимальным. Однако и в подобном процессе коммуникации могут возникнуть некоторые сложно сти. Первоначально взаимодействие … в творческой деятельности человека и в быту. Современный человек не …

Внутригрупповое взаимодействие, как социальный процесс 2

… личностей, но, скорее, вовзаимодействии социальных ролей. Как было сказано выше общение – этоспецифическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членамиобщества, в общении реализуются социальные отношения людей. В общениивыделяются три …

Место общения в системе отношений человека

… хочу достичь в результате общения); 2) вход субъекта в коммуникативную ситуацию; 3) ориентировка в ситуации общения и личности собеседника; 4) планирование содержания и средств общения (человек представляет себе, что именно …

Глава III. Общение и взаимодействие людей

… деятельности, и как средство проявления человеческих отношений, и как способ воздействия людей друг на друга, и как механизм регуляции взаимодействия, и как процесс психологического познания человека человеком и т.д. Как правило, общение …

Основные компоненты общения

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Обычно межкультурная коммуникация включает в себя следующие компоненты общения, образующие некую структуру межличностной коммуникации. К ним относится:

  • субъект и объект общения;
  • средство общения;
  • мотивация, потребность, цель общения;
  • результат общения.

Коммуникация всегда происходит при помощи индивидов, которые пытаются установить между собой какую-либо связь. Каждый участник межличностной коммуникации является субъектом или объектом общения. Индивид может в одно и то же время представлять и одну, и другую сторону. Один человек познает своего собеседника, в то время как второй человек рассматривает первого как объект своего познания.

Чтобы организовать общение между двумя или несколькими людьми, необходимы определенные средства, которые помогают наладить и поддерживать связь между ними. Главную роль играет речь, которой присущи содержательность, выразительность, богатство языковых средств и культура. Главным же средством общения является язык.

Применение общения в психологии

Психологией общения с людьми рассматривается множество различных ситуаций, которые могут наблюдаться при взаимодействии с определенным человеком. Очень важно в таком процессе ориентироваться на статус, возраст и интересы собеседника. Например, пожилые люди не терпят, когда с ними общаются подобно своим ровесникам. Чтобы избежать такой ситуации, необходимо воспользоваться другими приемами и подобрать другой подход. Здесь психологией общения подразумевается эмпатия, в частности, способность осознания истинного состояния и чувств, испытываемого другим человеком. Поэтому при общении с пожилым поколением необходимо учитывать особенности их эмоционального состояния, которое обычно наполнено переживанием одиночества, беспокойством и изменениями в физическом плане.

Заниматься углубленным изучением психологии и этики делового общения должны обязательно все целеустремленные и уверенные в своих силах люди, которые стремятся обрести успех и процветание независимо от рода своей деятельности. Если вы располагаете навыками общения и хорошо разбираетесь в различных техниках и приемах, то их использование будет способствовать быстрому и легкому получению новой должности или заключению выгодного контракта по работе.

Из этого следует, что правильное применение знаний психологии и этики делового общения будет способствовать улучшению дел не только на работе и в семье, но даже и в кругу друзей. Поэтому их необходимо изучать независимо от возрастной и социальной принадлежности. Только таким образом можно получить большие успехи малыми усилиями.

Фото: Психология общения

Поделиться

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]