Коммуникативная сторона общения — обмен информацией между людьми


Коммуникативная сторона общения — общая информация


Статьи по теме

  • Первоочередная цель воспитания детей в современном обществе 20.05.2021
  • Воспитание чувств — как человек реагирует на разные ситуации 20.05.2021
  • Этикет общения как важная часть коммуникативной деятельности 23.02.2021
  • Взаимодействие семьи и школы — единство воспитания и обучения 18.02.2021

Для того чтобы между людьми происходила коммуникация, необходимы некоторые основные элементы:

  • коммуникатор, отправляющий информацию;
  • сама информация;
  • средство передачи сведений;
  • получатель сведений.

Коммуникативная сторона общения становится возможной, только если человек, направляющий сведения, и тот, кто их получает, обладают похожей системой декодирования информации. Имеется в виду, что собеседники должны разговаривать на одном языке, хорошо понимать друг друга.

При коммуникативном общении могут возникать определенные барьеры, которые могут быть психологическими или социальными.

Коммуникативная сторона общения

Структура общения между людьми состоит из интерактивной, коммуникативной и перцептивной сторон. Каждая из этих сторон имеет свои особенности. Например, интерактивная сторона характеризуется обменом действий, то есть организацией взаимодействия между общающимися людьми. Перцептивная заключается в процессе восприятия, познания друг друга посредством общения, а также в установлении взаимопонимания. Коммуникативная сторона общения – это непосредственный обмен информацией между несколькими индивидами. В данном случае «информацию» можно рассматривать как идеи, настроения, интересы, установки, чувства и прочее.

Каждая из сторон общения требует детального и тщательного рассмотрения.

Представить общение без коммуникации просто невозможно. Всегда необходимо помнить, что коммуникативная сторона общения имеет очень важное значение для его участников. Следует отметить, что характер обмена любой информацией при помощи системы знаков может существенно повлиять на каждую из общающихся сторон. Другими словами, обмен информацией всегда подразумевает воздействие на поведение другого человека. Определенные знаки значительно влияют на соучастников коммуникативного общения. Знаки в общение играют такую же роль, как орудия в труде.

В свою очередь коммуникативная сторона общения бывает вербальной (передача информации при помощи речи) и невербальной (передача информации посредством различных действий).

Вербальные средства коммуникации – это письменная (в ее смысловом значении) и устная речь.

Бытует мнение, что темп речи, интонация голоса и другие сопутствующие проявления также относят к вербальной категории. Однако если учесть, что подобные факторы могут не только дополнять, но и полностью уничтожать прямой смысл сказанного, то можно с уверенностью утверждать, что невербальные средства – это те, которые не являются «словами». Следовательно, следует выделить следующие невербальные средства коммуникации:

— околоречевые средства, то есть темп, интонация, громкость, тембр голоса, дикция, ритм речи и так далее;

— зоны общения, то есть дистанция, расстояние между участниками общения;

— кинесические средства, то есть походка, жесты, поза тела, мимика, прикосновение к партнёру и др.;

— место и время общения;

— запахи: индивидуальные или окружающей среды;

— почерк, одежда, аксессуары, причёска и прочее.

Таким образом, психология коммуникации заключается в «расшифровке» невербальных и вербальных сигналов. Основываясь на мнении психологов, можно утверждать, что человек постигает приблизительно 10% информации, которой владеет мозг. Отсюда следует, что анализ и расшифровка происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном.

Отметим, что коммуникативная сторона общения может включать в себя и специфические барьеры. Такие барьеры носят психологический или социальный характер. Коммуникативный барьер может возникнуть из-за отсутствия понимания ситуации. Причины для этого самые разнообразные. Это могут быть профессиональные, социальные и политические различия. Они порождают различное истолкование понятий, которые употребляются в коммуникативном процессе, а также разное мировоззрение, миропонимание и мироощущение.

Можно сделать вывод, что коммуникативная сторона общения — психологическая категория. Так как общение — довольно важное условие человеческой жизни и одна из основных потребностей каждого из нас. Коммуникация формирует систему отношений человека ко всему окружающему миру. От умения общаться зачастую зависит уровень нашей популярности в обществе, наша успешность в жизни и так далее. Каждый должен уметь общаться правильно.

Разновидности получения информации

Информация, которую озвучивает коммуникатор, может быть двух видов:

  • побудительной и стимулирующей;
  • констатирующей, утверждающей.

Побудительная информация может подаваться в форме приказа и указаний, она призвана побудить заставить действовать.

Такая информация может быть различной:

  • активирование, то есть побуждение действовать в определенном направлении;
  • запрет для совершения некоторых действий;
  • согласование определенных действий другого человека.

Констатирующая деятельность не заставляет менять поведение человека, информация может подаваться в безразличной форме или при наличии определенного убеждения, навязывания собственного мнения.

Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе

Определение 1
Общение ‒ это коммуникация, т.е. обмен мнениями, настроениями, переживаниями, желаниями и т.д.

Специфика межличностной коммуникации выявляется в ряде феноменов и процессов: психологической обратной связи, присутствии барьеров коммуникации, коммуникативном воздействии и наличии разных уровней передачи информации (к примеру, невербального и вербального).

Определение 2

Коммуникация (лат. communicatio) – слово, буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В плане практическом ‒ это процесс обмена информацией и идеями между двумя и более людьми, который приводит к взаимному пониманию.

Помощь со студенческой работой на тему Коммуникативная сторона общения в психологии

Курсовая работа 460 ₽ Реферат 250 ₽ Контрольная работа 250 ₽

Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Для исполнения процесса коммуникации нужны четыре ключевых элемента:

  1. отправитель, лицо, которое собирает информацию и передает ее;
  2. сообщение, сама информация, представленная в той или иной форме;
  3. средства или канал для передачи информации;
  4. получатель, или лицо, которому направлена информация и который интерпретирует ее.

В коммуникационном процессе выделяют пять этапов:

  1. начало обмена информацией, когда коммуникатор (тот, кто отправляет информацию) должен четко представить, «что именно» (какую конкретно идею и какой форме ее сформулировать) и «с какой целью» он хочет передать и какую реакцию в ответ получить;
  2. выражение идеи в символы, в слова, в сообщение. Выбираются и применяются разные каналы передачи информации такие, как речь, мимика, жесты, письменные материалы, средства электронной связи: компьютерные сети, электронная почта и т. д.;
  3. передача информации через применение избранных каналов связи;
  4. реципиент (тот, кто получает информацию) переводит вербальные (словесные) и невербальные знаки в свои мысли (декодирование информации);
  5. фаза обратной связи ‒ отклик реципиента на полученную информацию.

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Следует отметить, что на всех этапах процесса коммуникации могут быть преграды, которые искажают смысл информации, которая была передана.

Замечание 1

Информация, которая исходит от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация проявляется в форме приказа, просьбы, совета. Она предназначена для того, чтобы инициировать какое-то действие. В свою очередь стимуляция может быть разной. Это может быть побуждение к действию в установленном направлении. Это может быть побуждение, которое не допускает определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. В конечном счете, это может быть рассогласование или нарушение определенных автономных форм деятельности или поведения.

Констатирующая информация представляется в форме сообщения, она не подразумевает непосредственного изменения поведения, хотя содействует этому косвенно. Характер сообщения при этом может быть разным: критерий объективности может варьироваться от подчеркнуто «безразличного» тона изложения до введения в текст сообщения довольно очевидных компонентов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т. е. тем лицом, от которого исходит информация.

В процессе коммуникации коммуникатор может занимать одну из трех позиций:

  • открытую ‒ коммуникатор объявляет открыто себя сторонником предлагаемой точки зрения, дает оценку разных фактов в подтверждение данной точки зрения;
  • отстраненную ‒ коммуникатор придерживается нарочито нейтрально, сопоставляет различные точки зрения, не исключая направленности на одну из них, но не объявленную открыто;
  • закрытую ‒ коммуникатор замалчивает свою точку зрения, порой даже может прибегать к особым действиям для того чтобы ее скрыть

Коммуникативная сторона общения и пять ее этапов

Коммуникационная сторона общения подразделяется на несколько этапов:

  • начало разговора и обмен информацией;
  • воплощение информации в слова, использование речи, символов или жестов;
  • непосредственная передача данных;
  • ответ человека, обратная связь.

При коммуникации человек может использовать несколько позиций:

  • открыто излагать информацию;
  • отстраниться и держаться нейтрально;
  • умалчивать собственную точку зрения.

Основные средства коммуникативного общения


Коммуникативная сторона общения может быть вербальной и невербальной. Вербальная коммуникация подразумевает использование человеческой речи. Невербальная коммуникация производится посредством сторонних предметов и средств связи.

Основными функциями при вербальной коммуникации считаются:

  • обмен информацией;
  • формулировка мыслей;
  • действие на человека;
  • эмоциональная реакция на разговор.

Невербальная коммуникация производится посредством смысловой окраски во время разговора, в чем помогает наличие пауз, покашливание, интонация и вид речи, жесты и мимика.

Средства общения

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем, т.е. средствами общения являются знаковые системы. Различают вербальные и невербальные знаковые системы.

  1. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, т.е. систему фонетических знаков. Вербальные средства общения — речь — являются самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
  2. Невербальные средства обмена информацией — это неречевые средства общения. Они могут дополнять вербальные, противоречить им или формировать подтекст.

Невербальная коммуникация, в свою очередь, включает следующие основные знаковые системы:

  • Оптико-кинетическую: жесты, мимика, пантомимика (позы).
  • Пара- и экстралингвистическую. Паралингвистическая система — это система вокализации: особенности голоса, динамические и стилевые особенности речи, речевые штампы и оговорки. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, сам темп речи.
  • Организацию пространства и времени коммуникативного процесса: дистанция между партнерами по общению (физическая дистанция, как правило, прямо отражает эмоциональную дистанцию между общающимися), взаимное положение тел в пространстве и т.п.
  • Визуальный контакт (контакт глаз). Имеют значение длительность, частота контакта и т.п.

См.также: Психологическая характеристика общения

Коммуникативный процесс и организация пространства

Психологи выделяют несколько дистанций для общения:

  1. Интимная — подразумевает расстояние между собеседниками менее половины метра. Так общаются только люди, которые доверяют друг другу, они разговаривают тихо и спокойно.
  2. Межличностная коммуникация происходит на расстоянии около 1 метра. Так общаются друзья.
  3. Деловая или социальная коммуникация может происходить на расстоянии до 3 метров. Ее используют для делового общения.
  4. Публичная коммуникация происходит на большом расстоянии, более 3 метров. Так принято выступать перед зрителями. Слушатели могут отслеживать речь и ее правильность.

Необходимо отметить, что при человеческой коммуникации люди могут столкнуться с барьерами. Они могут быть социальными и психологическими. Например, люди не могут понять друг друга. если разговаривают на разных языках и живут в разных странах.

Особенности и специфика общения

Рассматривая специфику обмена информацией между двумя людьми необходимо отметить, что происходят отношения двух (нескольких) индивидов. Каждый из них представляет собой активного субъекта. Взаимное информирование характеризуется также налаживанием совместной деятельности.

Используя систему знаков, партнеры получают возможность оказывать друг на друга влияние, «знак коммуникации» при этом способен поменять состояние участников коммуникативного процесса. В общем виде эффективность коммуникации можно измерять тем, в какой мере удалось данное влияние.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) 480 ₽ Реферат Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) 240 ₽ Контрольная работа Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В ходе обмена информацией коммуникатор и реципиент обладают единой (похожей) системой кодификации и декодификации. Знаки и значения, закрепленные в такой системе, должны быть известны обоим. Кроме лексической и синтаксической системы важно одинаковое понимание ситуации общения.

Для коммуникации также присущи коммуникативные барьеры, вызванные социальными и психологическими различиями. Социальные различия характеризуются принадлежностью партнеров к различным социальным группам (культурам). Психологические различия обусловлены индивидуальными психологическими особенностями людей, вступающих в коммуникацию.

Информация, которая исходит от коммуникатора, может быть двух видов: побудительная информация, предполагающая изменение поведения (например, советы, приказы, просьбы) и констатирующая информация (сообщение).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]