метки:
Эмоциональный, Эмоция, Человек, Чувство, Ситуация, Радость, Снижение, Формирование 1. Регуляторная функция — слово может лечить;
2. Сигнальная функция – возникающие переживания сигнализируют человеку, какие препятствия встречает он на своем пути;
3. Стимулирующая функция;
4. Оценочная функция эмоций. Эмоция позволяет мгновенно проанализировать смысл ситуации или изолированного раздражителя для человека. Оценка на уровне эмоций опережает сознательную обработку информации и «адресует» ее в определенном направлении.
5. Коммуникативная – мимика позволяет человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам.
Классификация эмоций и чувств. Классификация эмоций.
Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев, удивление.
Большинство эмоций имеет смешанный характер. По Изарду: радость, положительное эмоциональное состояние; удивление; вина; гнев, отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта; отвращение, вызываемое объектами (предметы, люди…); презрение; страх; стыд; интерес; горе. По Шнайдеру:
1. Эмоциональные состояния: приятные (радость, удивление); неприятные (печаль, страх);
2. Эмоции, направленные на себя: приятные (гордость, упрямство); неприятные (смущение, вина);
3. Эмоции, направленные на других: приятные (любовь); неприятные (ненависть, отвращение).
Свойства эмоций
Эмоции как особый класс психических явлений обладают рядом отличительных особенностей и закономерностей своего функционирования.
Пристрастность(субъективность) —
зависимость реагирования человека на различные события его жизни от субъективного к ним отношения (обусловленного его потребностями, установками, опытом, темпераментом и др.). Любое психическое явление субъективно. Когда же идет речь о субъективном характере функционирования эмоций, подчеркивается их способность определять и выявлять субъективную, личностную значимость того или иного события для конкретного человека. П. В. Симонов называет эмоции «универсальной мерой значимости». Эта значимость слагается из актуального состояния мотивационной сферы индивида, его прошлого опыта, в частности успешности/неспешности осуществления тех или иных видов деятельности, а также устойчивых (врожденных или приобретенных) особенностей эмоционального реагирования. Например, выступление перед аудиторией для одних людей является источником положительных эмоций, в то время как для других связано с выраженными переживаниями тревоги и смущения, причем эти негативные переживания могут быть вызваны как врожденной застенчивостью человека, так и предыдущими неудачами публичных выступлений.
Интегральность —
объединение в единое целое всех функций организма. Это свойство эмоций, по мнению П.К. Анохина, позволяет еще до того, как будут определены форма, тип, механизм и другие параметры тех или иных воздействий, мгновенно оценить их полезность или вредность для организма и быстро отреагировать с помощью определенного качества эмоционального состояния, способствуя тем самым успешной адаптации индивида.
Пластичность —
многообразие оттенков переживания эмоции одной модальности, как количественное (интенсивность, длительность и др.), так и качественное (знак). Например, переживание эмоции страха (которую общепринято называют отрицательной эмоцией) у любителей «острых ощущений» способно вызвать радостное, приподнятое настроение.
Адаптация — притупление, снижение интенсивности эмоциональных реакций (вплоть до полного их исчезновения) при долгом повторении одних и тех же воздействий. Так, длительное действие приятного раздражителя вызывает ослабление переживания удовольствия. Например, частое поощрение работников одним и тем же способом приводит к тому, что они перестают эмоционально реагировать на эти поощрения. В то же время перерыв в действии раздражителя или его изменение могут снова вызвать удовольствие. По данным В. Витвицкого, неудовольствие умеренной интенсивности также подвергается адаптации, однако адаптации к боли не наступает.
Суммация —
соединение отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования. При этом возможно как «пространственное» объединение эмоциональных реакций, переживаемых одновременно, так и временная суммация переживаний, следующих друг за другом. Эмоции, связанные с одним итем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего и их переживание может становится сильнее. В. Витвицкий отмечает, что наиболее сильное удовольствие или неудовольствие обычно человек испытывает не при первом, а при последующих предъявлениях эмоциогенного раздражителя. Зачастую процесс суммации эмоциональных переживаний является скрытым и не осознается человеком (эффект «последней капли»).
Для некоторых теорий (У. МакДауголл, Р. Плутчик, В. Вундт и др.) возможность соединения эмоций является основным принципом, объясняющим возникновение сложных эмоций из более простых. В. Вундт подробно рассматривает основные принципы соединения эмоциональных элементов в «единую равнодействующую чувства»: принцип градации элементов, принцип ценности целого, принцип усиления ценности чувств при их сложении.
Амбивалентность (от лат. ambo —
оба и
valentis —
имеющий силу) — противоречивость эмоционального переживания, связанная с двойственным отношением к чему или кому-либо и характеризующаяся его одновременным принятием и отвержением. Другими словами, человек одновременно испытывает и положительные и отрицательные эмоциональные переживания. Термин предложен швейцарским психологом и психиатром Э. Блейером. В психоаналитическом направлении традиционно объясняют данный феномен наличием конфликтов в мотивационной сфере человека. Многообразие потребностей, многогранность явлений окружающей действительности у плохо интегрированной личности могут способствовать появлению такого двойственного отношения. Однако, по мнению А.Н. Леонтьева, амбивалентность не является внутренне присущей особенностью эмоций, а возникает в результате несовпадения или противоречивости таких подклассов эмоциональных процессов, как чувства и собственно эмоции, т.е. устойчивых эмоциональных отношений к объекту и эмоциональных реакций на сложившуюся преходящую ситуацию (любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, гнева).
Динамичность — временное развитие эмоциональных реакций, заключающееся в фазовости их протекания.
Например, польский психолог Т. Томашевски смог выделить четыре фазы развития эмоции гнева:
1) кумуляция (накопление возбуждения);
2) переломный момент — взрыв;
3) уменьшение напряжения;
4) угасание.
Коммуникативность —
передача посредством эмоциональной экспрессии (интонаций, тембра голоса, мимики, жестикуляции и др.) информации от одного участника общения к другому. Как отмечает К. Изард, ребенок еще задолго до того, как сможет понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, способен сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью средств эмоциональной экспрессии.
Заразительность — передача какого-либо эмоционального состояния другим людям. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или паника, поэтому данное свойство эмоций наиболее пристально изучается социальными психологами (например, при изучении механизмов формирования групповой сплоченности или поведения человека в толпе). По мнению П. Фресса, заразительность эмоций увеличивается при сокращении социальной дистанции между индивидами, а также при яркой выраженности внешних эмоциональных проявлений. Усиливает заразительность эмоций и идентификация себя с человеком, испытывающим то или иное переживание.
Предвосхищение (антиципация)
— прогнозирование вероятностного исхода значимых событий до их совершения. Такое прогнозирование становится возможным благодаря актуализации представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. По-видимому, именно данное свойство лежит в основе функционирования такого эмоционального переживания, как тревога.
Мнестичность — запоминание, сохранение и воспроизведение эмоций при повторном воздействии или представлении ситуации, в которой они возникли. В связи с этим выделяют особый вид памяти — эмоциональную память. P.M. Грановская называет следующие особенности функционирования данного вида памяти быстрота формирования следов, особая их прочность и непроизвольность воспроизведения. До настоящего времени остается дискуссионным вопрос о том, какие эмоциональные переживания лучше запоминаются. В начале XX в. среди западных психологов преобладала точка зрения, что в памяти лучше сохраняются положительные эмоции. По мнению 3. Фрейда, это связано с действием механизма вытеснения, стремящегося удалить в бессознательную сферу все неприятные и травмирующие переживания. П.П. Блонский, напротив, доказывал, что лучше запоминаются отрицательные эмоции, поскольку это является более биологически целесообразным: животное, забывающее то, что причиняет ему страдание, обречено на быструю гибель. По данным П.В. Симонова, эмоциональная окраска воспоминаний зависит не от силы эмоций, пережитых в момент самого события, а от актуальности этих воспоминаний для субъекта в данный момент.
Наряду с запечатлением того или иного эмоционального переживания, эмоциональная память обеспечивает быстрое и прочное запоминание вызвавшей его причины, однако зачастую такая информация является не очень точной, а порой даже сильно искаженной.
Иррадиация — распространение эмоционального переживания с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что человеком воспринимается. Так, счастливому человеку «все улыбается», кажется приятным и радостным; обозленного же, напротив, все раздражает. В наибольшей степени данное свойство проявляется в функционировании настроений.
Генерализация —
возникновение эмоциональных переживаний под воздействием индифферентных раздражителей, схожих с эмоциогенными. Генерализация эмоциональных реакций обычно протекает на фоне сниженной способности индивида к дифференцировке порождающих их стимулов, вследствие чего целый ряд раздражителей, даже слабо напоминающих эмоциогенный, начинают вызывать соответствующие переживания. И именно из-за этого свойства эмоциональные переживания приобретают зачастую иррациональный характер. Так, ребенок, у которого первоначально возникла негативная эмоциональная реакция на какую-либо собаку (например, из-за укуса или громкого лая), начинает так же реагировать на схожие объекты (на любых собак, вообще на животных, на похожие игрушки и т.п.). Одно из положений теории 3. Фрейда (о «первичном выборе объекта») основывается на способности эмоций к генерализации на основе семантического сходства (эмоциональное отношение к определенному предмету переносится на другие, похожие по значению предметы). Согласно Фрейду, предметы или лица, которые впервые в детстве удовлетворили либидозное влечение ребенка, становятся как бы образцами, на которые позднее ориентируется взрослый человек. Так, мать становится эталоном желанной женщины, при этом, значение имеет не столько физическое сходство, сколько схожесть определенного отношения к ребенку. В целом, самый широкий диапазон генерализация имеет на начальных этапах приобретения опыта (в частности, в детском возрасте). По мере накопления соответствующего опыта пределы генерализации сужаются.
Генерализация происходит не только на основе физического и семантического сходства раздражителей, но также распространяется и на предметы, появлявшиеся одновременно с источником эмоционального переживания. Это указывает на возможность образования условно-рефлекторной связи переживания со всей эмоциогенной ситуацией в целом, в силу чего даже нейтральные элементы этой ситуации приобретают способность вызывать определенные эмоции. Более того, индивид чаще всего старается избегать всего, что может быть связано с вызвавшей сильные отрицательные переживания ситуацией, препятствуя тем самым возможности образования других (положительных или нейтральных) и распада первоначальных негативных ассоциаций.
Эмоциональные состояния:
· настроение (это затяжное, но относительно слабо выраженное, целостное эмоциональное состояние);
· аффект (это эмоциональный пик переживаний; это кратковременное, бурно протекающее эмоциональное состояние, целиком «захватывающее, затопляющее, заполняющее» психику);
· стресс (это эмоциональное состояние, возникающее в сложных, неожиданных, особо ответственных и значимых ситуациях, переживаемое как напряжение);
· фрустрация (это переживание тревожности, безысходности, отчаяния, возникающее в ситуациях, угрожающих достижению поставленной цели);
· увлечение и страсть (это устойчивое, интенсивное стремление к какому-то объекту с сильным эмоциональным напряжением).
Эмоции и их виды. Основные функции эмоций. Развитие эмоциональной сферы человека.
Эмоции
— особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их
субъективность.
Виды эмоций
. К классу эмоций относятся
настроения, чувства, аффекты
,
страсти, стрессы
. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Аффект
—
наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс
. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.
Эмоции
отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.
Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции: Радость Удивление Страдание Гнев Отвращение Презрение Страх Стыд
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Следует отметить, что эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.
Чувства
—
это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны.
Чувства
— еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь.
Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. Способы выражения чувств менялись в зависимости от исторической эпохи. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как значимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности и тем трудом, которые ему нравятся и вызывают у него позитивные чувства.
Чувства играют значимую роль и в построении контактов с окружающими людьми. Чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого. Это объясняется тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок конкретного человека.
Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Нравственными
, или моральными, называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Отдельно можно выделить так называемые
морально-политические
чувства. Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом.
Следующая группа чувств — это интеллектуальные чувства
. Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.
Эстетические чувства
представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.
Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории.
К высшим проявлением чувств многие авторы относят страсть
—
еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.
Настроение
—
самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы.
Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин — возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Более того, настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов.
Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение, у лиц же с заниженной самооценкой выраженное склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов.
Представленные характеристики видов эмоциональных состояний являются достаточно общими. Каждый из перечисленных видов имеет свои подвиды, которые будут различаться по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности и др.
Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная.
Функция коммуникации
. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.
Регулятивная функция
эмоций выражается в том, что эмоции помогают осознать различие между текущей мотивацией и внутренними представлениями о ситуации и являются основным элементов регулировки поведения и психической деятельности человека.
Сигнальная функция
эмоций состоит в том, что в череде простых ситуаций они автоматически, элементарно, быстро сигнализируют о происходящем внутри или вокруг нас.
Оценочная функция
эмоций. Эмоция позволяет мгновенно проанализировать смысл ситуации или изолированного раздражителя для человека. Оценка на уровне эмоций опережает сознательную обработку информации и «адресует» ее в определенном направлении.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль
. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.
Эмоции
проходят общий для всех высших психических функций
путь развития
— от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, формируются эмоциональные процессы.
Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями ребенка. Сюда относятся проявления удовольствия и неудовольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т. п. Наряду с этим рано начинают проявляться и такие элементарные чувства, как страх и гнев. Вначале они носят бессознательный характер.
У детей также очень рано появляются сочувствие и сострадание. Следует отметить, что положительные эмоции у ребенка развиваются постепенно через игру и исследовательское поведение.
Другой характерной особенностью проявления чувств в раннем возрасте является их аффективный характер. Эмоциональные состояния у детей в этом возрасте возникают внезапно, протекают бурно, но столь же быстро и исчезают. Более значительный контроль над эмоциональным поведением возникает у детей лишь в старшем дошкольном возрасте, когда у них появляются и более сложные формы эмоциональной жизни под влиянием все более усложняющихся взаимоотношений с окружающими людьми.
Развитие отрицательных эмоций в значительной мере обусловлено неустойчивостью эмоциональной сферы детей и тесно связано с фрустрацией. Фрустрация
— это эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Фрустрация может быть разрешена по-разному в зависимости от того, преодолено ли препятствие, сделан ли его обход или найдена замещающая цель. Привычные способы разрешения фрустрирующей ситуации определяют возникающие при этом эмоции. Часто повторяющееся в раннем детстве состояние фрустрации и стереотипные формы ее преодоления у одних закрепляют вялость, безразличие, безынициативность, у других — агрессивность, завистливость и озлобленность. Поэтому для избежания подобных эффектов нежелательно при воспитании ребенка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом.
Одновременно с формированием позитивных и негативных эмоций у детей постепенно формируются нравственные чувства. Зачатки нравственного сознания впервые появляются у ребенка под влиянием одобрения, похвалы, а также порицания, когда ребенок слышит со стороны взрослых, что одно — можно, нужно и должно, а другое — нельзя, невозможно, нехорошо.
К началу школьного обучения у детей отмечается достаточно высокий уровень контроля за своим поведением. В тесной связи с этим находится развитие нравственных чувств, например дети в этом возрасте уже переживают чувство стыда, когда взрослые порицают их за проступки.
Следует отметить, что у детей довольно рано обнаруживаются зачатки и другого очень сложного чувства — эстетического. Одним из первых его проявлений надо считать удовольствие, которое дети испытывают при слушании музыки.
Воспитание эмоций и чувств человека начинается с самого раннего детства. Важнейшим условием формирования положительных эмоций и чувств является забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым.
Еще одно условие формирования эмоций и чувств у ребенка состоит в том, чтобы чувства детей не ограничивались только пределами субъективных переживаний, а получали свою реализацию в конкретных поступках, в действиях и деятельности. В противном случае легко можно воспитать сентиментальных людей, способных лишь на словесное излияние, но не способных на неуклонное претворение своего чувства в жизнь.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат
Эмоции и их виды. Основные функции эмоций. Развитие эмоциональной сферы человека.
От 250 руб
- Контрольная работа
Эмоции и их виды. Основные функции эмоций. Развитие эмоциональной сферы человека.
От 250 руб
- Курсовая работа
Эмоции и их виды. Основные функции эмоций. Развитие эмоциональной сферы человека.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Приемы регуляции эмоций. Методики эмоционального контроля
Эмоциональное подавление
1. Регуляция посредством другой эмоции, внимания и мышления..
Человек прикладывает сознательные усилия, чтобы активизировать эмоцию, противоположную переживаемой в данный момент, и тем самым ее подавить или снизить ее интенсивность.. Частным случаем является метод изменения настроения.. Заключается в том, что человек осознанно проговаривает утверждения типа: «Я чувствую себя действительно отлично», «Я ощущаю большую радость» и старается «войти» в предлагаемое эмоциональное состояние.. Лабораторные исследования показали, что данный метод является действенным, но отнюдь не долговременным..
2. Отвлечение..
С помощью волевых усилий сознание уводится от эмоциогенных обстоятельств и направляется на размышления о посторонних объектах и ситуациях.. К отвлечению относятся мечты, сон, прямое избегание конфликтных ситуаций, питье воды, рассматривание окружающей обстановки и т.п.
3. Переключение..
Сознание направляется на какое-нибудь побочное интересное дело (чтение книг или периодической печати, просмотр фильмов или телепередач, компьютерные игры, хобби и др.) или на обдумывание предстоящей деятельности..
4. Моторная регуляция, физическая разрядка..
Осуществление физической активности, снижающей интенсивность эмоционального переживания с помощью быстрых размашистых, интенсивных движений (полезная физическая работа, физические игры, ходьба пешком, танцы и т.п.).
5. Релаксация..
Мышечное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий.. Включает медитацию, прогрессивную мышечную релаксацию, аутогенную тренировку, самовнушение, визуализацию, регуляцию дыхания, принятие душа/ванны, счет до определенной цифры, улыбка, смех, шутки и т.п.
6. Защитные механизмы..
Например, рационализация как снижение значимости эмоциогенного события путем придания ему меньшей ценности; формирование реакции, когда социально не одобряемая эмоция сменяется на противоположную и др.
Эмоциональная трансформация
Это когнитивные техники, направленные на изменение мыслей, убеждений, образов, возникающих по поводу эмоциогенных событий, без изменения их причин.. В затруднительных жизненных ситуациях, в которых невозможны практические действия, можно использовать следующие словесные способы поведения, направленные на проработку проблемы..
3 стр., 1427 слов
эмоции как внутренние регуляторы деятельности. классфикация эмоций
… эмоциональных процессов: Аффекты. Собственно эмоции. Чувства. Эти классы различаются как по качественным характеристикам, так и по доле участия в регуляции деятельности (основная функция эмоций … 4 вида эмоциональных переживаний: Чувства (эмоции) Аффекты Страсти Настроения Чувства (эмоции) – переживания, передающие отношение человека к внешнему миру. В развитии эмоций выделяют 3 уровня чувств в …
• Позитивная переоценка критической ситуации и оппонента
: а) переосмысление негативного события, обнаружение в нем достоинств, удач и выгод; б) положительное изменение восприятия оппонента, понимание его мотивов, нахождение среди них одобряемых; в) оценка негативного события как справедливой платы за совершенные или предполагаемые действия; г) акцентирование позитивных последствий своей проблемы для других людей..
• Альтернативная интерпретация трудной ситуации
: а) снижение значимости проблемы, ослабление своей мотивации, снижение уровня притязаний; б) выбор других целей или способов достижения цели на случай неудачи, усвоение новых навыков; в) поиск материальной, эмоциональной и информационной помощи; г) сравнение себя с другими людьми, находящимися в худшем положении; д) воспоминание о своих успехах в других областях; е) сравнение реального исхода события с придуманным намного худшим его вариантом..
• Мысленное погружение в угрожающую ситуацию
: а) десенсибилизация – мысленное представление пугающих ситуаций в порядке нарастания интенсивности в сочетании с релаксацией; б) техника взрыва – представление страшной ситуации в течение 1-1,5 часов без релаксации, переживание интенсивного страха — до его ослабления; в) воображение самого худшего исхода будущей угрожающей ситуации, оценка его вероятности и представление способов ее разрешения..
Примеры похожих учебных работ
ВОПРОС ╣ 7 Понятие об эмоциях. Особенности развития эмоциональной сферы на разных …
… чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Юность — возраст формирования у молодых людей общей эмоциональной …
Чувства и эмоции человека
… Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, интеллектуальные и эстетические. Электрофизиологические исследования установили огромное значение для эмоциональных состояний особых …
Общая характеристика эмоций человека. Теории эмоций
… протекание деятельности. Длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, которые, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья. Так, например, долго испытывая чувство гнева человек, …
Эмоции и воля. Эмоционально-волевая регуляция в професииональной деятельности
… деятельностью человека оказывается сочетание сильной воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения. 3. Эмоционально — волевая регуляция в управленческой деятельности 3.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями … эмоционального состояния. …
Эмоции человека 3
… вегетативной нервной системы; деятельность центральной нервной системы. Состояние каждого из многочисленных внутренних органов тела, обеспечивающих эти процессы, может откладывать свой отпечаток на эмоции и чувства человека. Так, давно уже …
Функции эмоций.
Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.
Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.
Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.
Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию… Мы получаем предупреждение».
Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.
Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.
Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.
Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».
Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.
Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.
Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.