Внутренняя речь, или почему мы разговариваем сами с собой


Что такое внутренняя речь

Внутренняя речь – это в психологии диалог человека с самим собой, рассуждения «про себя». Это речь, обращенная внутрь самой личности, обращение к самому себе. Она помогает анализировать, перерабатывать, трактовать чувства, эмоции личности. Мы обращаемся к себе, когда решаем какие-то задачи, что-то вспоминаем или представляем, строим планы, мечтаем, фантазируем.

Большинству людей это известно как мысленное выстраивание диалогов или проигрывание каких-то ситуаций. При помощи рассуждений индивид приходит к осознанию, пониманию внешних явлений. Согласно теории психолога Б.Ф. Баева, рассуждения пронизывают все познавательные процессы: ощущение, восприятие, наблюдение, запоминание, припоминание, внимание, воображение, другие.

Это средство саморегуляции, самовоспитания, самоанализа, саморазвития. Не зря психологи советуют проговаривать проблемную ситуацию вслух. Информация, проговариваемая про себя неполная, обобщенная (подробнее об этом поговорим в пункте «Особенности внутренней речи»). Проговаривание вслух или записывание информации помогает лучше разобраться в происходящем, увидеть общую картину, структуру, детали, причинно-следственные связи.

Говоря о внутренней речи, нельзя не осветить проблему внешней речи, потому что внешняя и внутренняя речь – два взаимосвязанных элемента. Отечественный психолог Л.С. Выготский рассматривал рассуждения внутри человека как связующий элемент между переходом мыслей в слова и наоборот.

Понятие внутренней речи

Если честно, то это плохо изученный феномен, необходимый для мыслительных операций и являющийся подтверждением наличия в человеке сознания.

Грубо говоря, это неслышный монолог нашего мозга в ответ на какие-то раздражители.

В роли последних выступают:

  • переживаемые эмоции. Чем ярче наша реакция, тем спутаннее может быть внутренний монолог;
  • информация, требующая аналитического разбора с последующими выводами;
  • физиологические потребности;
  • контакты с внешним миром.

Но только не путайте внутреннюю речь с голосами, слышащимися некоторым людям с расстройством психики. Внутренний монолог — это естественное и необходимое проявление деятельности нашего мозга.

В чем ее особенности?

В отличие от высказываний вслух, особенно при диалоге, внутренний монолог беззвучен, практически никогда не состоит из продолжительных и согласованных предложений. Чаще всего он включает обрывочные фразы, отражающие суть каких-то явлений или обдумываемых задач.

Рассуждения сами по себе краткие и фрагментарные, поскольку помимо обдумывания решений для наиболее важных индивиду проектов, его мозг одновременно обрабатывает и прочие данные, не связанные с «тревожащей» на текущий момент ситуацией.

При возможности озвучить вслух внутреннюю речь, конечный продукт состоял бы из обрывочных суждений, реакций на приятные и неприятные раздражители, и больше бы походил на речь психически больного человека.

Внутренний диалог не похож ни на какие привычные нашему уху формы разговора. Его задача планировать и регулировать наше поведение, но понятным лишь нам форматом команд и заданий.

При этом в высказываниях отсутствуют «подлежащие», ведь цели выражаются в образах предстоящих действий. Таким образом проходит подготовительная работа для успешной коммуникации с внешним миром.

Внутренняя речь:

  1. Скоротечна. Если бы мы говорили с такой же скоростью, как мыслим, то понять суть произносимого вряд ли бы кто сумел. Не зря же говорят, что мысль быстра и мгновенно переносит на любые расстояния.
  2. Носит фрагментарный характер. Поэтому без навыков общения с окружающими очень трудно доносить до собеседника свои мысли так, чтобы он понимал суть слышимого.
  3. Фонетическая сторона внутреннего монолога скудна.
  4. Важна суть «проговариваемого», а не то, что оно значит. Как это работает хорошо рассматривать на примере высказываемых вслух монологов специалистов по ремонту, например, автомобилей. Набором из 5-7 фраз, по сути являющихся грубым и даже нецензурными высказываниями, люди умудряются четко и по делу рассказывать о проблеме. И даже определять самые эффективные пути достижения задачи.

О видах памяти человека и их назначении читайте здесь.

Мнение Выгодского

Ученый неоднократно говорил, что наш внутренний монолог это подготовительный процесс психики к общению человека с окружающим миром.

В результате скрытых от посторонних глаз манипуляций внутри нашего мозга, по сути нервных импульсов, перетекающих от нейрона к нейрону, происходит переработка принятой информации и подготавливается наш ответ на нее.

При этом под ответом нужно понимать не только последующие высказывания, но и формируемое мнение о чем-то, отношение к конкретным вещам.

Трансформация генерируемого про себя в слышимое, является не только вокализацией, а по сути есть процессом превращения предикативных и идиоматических форм «высказываний», в понятные другим, синтаксически расчлененные выражения.

Во время высказываний вслух мы облекаем мысли в слова, как бы придавая последним материальную форму.

Внутренние монологи происходят по обратному принципу, как бы испаряющему принятую информацию до состояния мыслей.

Но последние не являются совсем бесплотной субстанцией, поскольку насыщенны словами, пусть и преобразованными в некое нечто, состоящее из чистых значений.

При здоровом самочувствии человека его внутренний монолог всегда динамичен, переполнен образами, некоторые из которых могут не иметь никакого непосредственного отношения к текущему моменту.

Строение мысли имеет особые структуры и ее превращение в слово сопряжено с рядом трудностей. Она не изобилует понятными большинству формулировками.

Поэтому при рассказе о красивой птичке, увиденной в окне, я не держу в голове несколько отдельных смысловых категорий, каждая из которых привязана к красоте перышек, изящному силуэту пернатого или, например, яркому окрасу его клюва.

Я вижу это сразу в одном образе, но рассказываю о нем окружающим отдельными предложениями, выстраиваемыми по правилам, принятым в русском языке. Переход мыслей в слова хорошо объясняет пример облака, разрешившегося проливным дождем.

Но процесс трансформации образов в речь более сложен, поскольку иногда значения слов не совпадают с их сутью.

И их желательно выстраивать в определенном порядке и достаточно быстро, если есть необходимость удерживать внимание собеседника или добиваться от него какого-то желаемого действия.

Внутренняя и внешняя речь

Внешняя направлена внешний мир, внутренняя обращена к самой личности. Однако это не единственное отличие.

Чем первый тип отличается от второго:

  • внешняя вовлекает человека в социальное взаимодействие, второй тип осознается самим человеком, надежно защищен от других людей, поддается контролю только того, кому принадлежит;
  • коды внешней доступны другим, коды второго типа коммуникации понятны только ее обладателю.

Мысли трансформируются во слова и наоборот. Внешняя речь бывает устной и письменной. Каждый из типов имеет свои психологические особенности, подвиды. Рассмотрим подробнее.

Устная

Самый древний тип. Воспроизводится при помощи звуков, воспринимается слухом. Устная речь упрощает взаимодействие, так как позволяет использовать вербальные и невербальные средства коммуникации. Как правило, общение связано с конкретной ситуацией, условиями, предметом обсуждения. Поэтому люди могут упускать отдельные слова, заменять их жестами. Устное взаимодействие позволяет понимать друг друга с полуслова.

Устный тип коммуникации бывает двух форм: диалогическая, монологическая. Рассмотрим каждую форму подробнее.

Диалогическая форма

Предполагает взаимодействие двух или более людей. Каждый участник по очереди слушает других и говорит сам, то есть выступает то в роли активного лица, то в роли пассивного. Альтернативное название этого типа – поддержанная. Участники поддерживают друг друга, выслушивают, меняются ролями.

Специфика этого типа – непосредственное личное взаимодействие, участники видят, слышат друг друга. Поэтому они могут корректировать подачу информации при помощи тона, тембра голоса, интонаций, скорости, мимики, жестов. Говорящий участник тоже видит реакции других людей, за счет чего может корректировать свои рассуждения, например, если замечает, что его выступление наскучило. В общем, в этом случае вербальное общение сочетается с невербальным.

Монологическая форма

Предполагает воздействие одного человека на другого (других), то есть один говорит, а другие слушают. Это более сложный тип. Активный участник хоть и видит реакции пассивных слушателей, но должен заранее продумать весь текст выступления. Оратор должен обладать хорошо развитой психологической наблюдательностью, культурой речи, активным мышлением. Монолог сложнее и для слушателей. Им приходится долго концентрировать внимание, следить за логикой изложения. Монологический тип по специфике восприятия ближе к письменным рассуждениям.

Письменная

Этот тип развивается на базе устной коммуникации. Выражается через символы письма, воспринимается зрением. Это сложный тип как для человека, преподносящего информацию, так и для человека, воспринимающего ее. Специфика письменного общения в том, что оно позволяет общаться на расстоянии, в разном времени. Сложность в том, что тот, кто записывает свои мысли, не может заранее точно знать особенности читателя. Он не может использовать невербальные средства коммуникации. Как и устная коммуникация, письменная может быть диалогической (например, общение в социальной сети) и монологической (например, написание книги).

Внешняя речь

Этот вид речи включает устную – диалогическую и монологическую речь, а также письменную речь:

  • Устная речь. Данная речь применяется непосредственно для общения и является звучащей речью. С точки зрения истории это самая первая форма речи, которая возникла значительно раньше письма. Произносимые звуки являются её материальной формой. Они возникают в результате сложной деятельности органов произношения человека. Данная речь обладает богатыми интонационными возможностями. Логическое ударение, четкость произношения, наличие или отсутствие пауз играют в устной речи большую роль. Её восприятие может быть усилено мимикой и жестами говорящего человека, выражающего свое эмоциональное состояние.
  • Как правило, устная речь может проявляться в форме диалога и монолога. Диалог представляет собой непосредственное общение двух или нескольких человек и поддерживается собеседниками. Беседа относится к разновидности диалогического общения и имеет тематическую направленность.

    Монологическая речь представляет собой связное изложение системы мыслей одним лицом. Монолог не прерываем. Данная речь связная, контекстная и по сравнению с диалогической речью, может существенно изменить смысловую сторону;

  • Письменная речь. Это разновидность монологической речи, только развернутая.
  • Письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на того, к кому она обращена.

— — Требуется помощь в составлении плана учебной работы? — Укажи тему и получи ответ через 15 минут — — — — — — получить помощь — —

Внутренняя речь и ее особенности

Ее можно сравнить со специфическим индивидуальным кодом. Сам человек ее отлично понимает, но это набор отдельных слов, понятии, звуков, букв, образов, ощущений, условностей, которые непонятны и недоступны другим людям. Психологи называют это мысленным кодом.

Психологические особенности внутренней речи:

  1. Сжатость. Как правило, остается только один главный член предложения: подлежащее или сказуемое. Вспомните, какая мысль возникает, когда мы видим на улице кошку: «Кошка!». При этом мы успеваем подумать и осознать, что она идет или что-то ест, какого она цвета и т.д.
  2. Беззвучность. Однако вербализация зависит от особенностей артикуляционного аппарата конкретного человека. Иногда это проявляется бормотанием, шепотом, «мыслями вслух» или даже полноценным громким диалогом с самим собой.
  3. Семантика преобладает над фонетикой. Как правило, выпадают гласные звуки (они несут меньше нагрузки).
  4. Местоименность. В мыслях мы рассматриваем объект в конкретных условиях, указываем на его свойства, расположение и т.д. Пример: «Вчера я пыталась ему позвонить три раза, он не взял трубку. Почему? Может быть, это из-за того, как я ответила ему на нашей последней встрече?».
  5. Отражается в кинестетических, слуховых и зрительных образах. Наверняка вы замечали, что можно увидеть, услышать и даже почувствовать то, о чем мы думаем.

Несмотря на беззвучность мыслей, в их формировании и развитии всегда участвует речевой аппарат. Всегда сохраняется проговаривание и проработка слов. Невооруженным глазом этого не видно, но специальная техника может зафиксировать движения языка, губ. У людей с подвижным речевым аппаратом движения можно заметить невооруженным глазом. Кроме этого активность движений выше при следующих условиях:

  • решение трудной задачи;
  • трудности во время анализа информации;
  • стресс, напряжение, усталость, истощение;
  • поиск новых подходов к решению задачи;
  • эмоциональное перевозбуждение;
  • информационная загруженность, избыток образов, идей и прочего.

В такие моменты разговоры с самим собой становятся заметнее, громче. Пример: «Ага, так-так-так, надо подумать. Я сделал то-то, потом то-то, и вышло вот что. А если так? Нет, не выходит. А так? Опять не то».

При решении простых задач, по мере оттачивания каких-то навыков упражнениями разговоры «про себя» сужаются, а активность речевого аппарата снижается. Опять же это хорошо видно в быту, особенно в рабочей сфере. Осваивая новые инструкции, многие люди проговаривают вслух или про себя свои действия. Чем чаще они повторяют это, тем меньше нуждаются в проговаривании.

Внутренняя речь по Выготскому

Над проблематикой взаимосвязи мыслительной деятельности и речевого общения работали, и по сей день трудятся множество «гуру» психологии.

Л. Выготский установил, что слова играют значимую роль в формировании мыслительных операций и психических процессов человеческих субъектов.

Благодаря экспериментам, проводимым Л. Выготским, удалось обнаружить у детей-младших дошкольников наличие непонятной для взрослого окружения формы коммуникации, которую впоследствии стали именовать эгоцентрической речью или «коммуникацией для себя». Согласно Л. Выготскому, эгоцентрическая коммуникация является носителем формирующихся процессов мышления малышей. В этом периоде мыслительная деятельность крох только входит на стезю интериоризации. Он доказал, что эгоцентрическое общение является не просто звуковым сопровождением внутреннего мыслительного процесса, сопутствующего движению мыслей.

Эгоцентрическое мышление, по Выготскому, является единой формой существования (формирования) мыслей детей, и иного, параллельного, умственного размышления у детей на данной стадии просто не существует. Лишь пройдя этап эгоцентрического общения, мыслительные процессы в ходе интериоризации и последующих перестроек будут постепенно преобразовываться в умственные операции, трансформируясь во внутреннюю коммуникацию. Стало быть, эгоцентрическая внутренняя речь в психологии являет собой инструмент коммуникации, необходимый для регулировки и контроля над практической деятельностью детей. То есть, это коммуникация, обращенная к себе.

Можно определить такие особенности внутренней речи, помимо вышеперечисленных: редуцирование фонетических аспектов (сокращена фонетическая сторона коммуникации, слова разгадываются по намерению изъясняющегося произнести их) и превалирование смысловой нагрузки слов над их обозначением. Словесные смыслы гораздо шире и динамичнее, нежели их значения. Они обнаруживают другие правила объединения и интеграции, нежели словесные значения. Именно этим можно объяснить трудность оформления мыслей в речи для окружения, в звуковой коммуникации.

Следовательно, у детей внешнее проявление речи формируется от слова к нескольким, от фразы к соединению фраз, потом к связной коммуникации, состоящей из ряда предложений. Внутреннее общение формируется в ином курсе. Малыш начинает «произносить» целое предложения, а затем переходит к постижению отдельных смысловых элементов, расчленяя цельную мысль на несколько словесных значений.

Механизм развития внутренней речи

В психологии до сих пор нет единой теории о том, как происходит формирование внутренней речи. Общепризнанным является тот факт, что начинается это еще в детстве, внутренняя речь ребенка формируется под влиянием взрослых. Противоречие и проблема феномена в следующем: одни авторы считают, что она развивается из внешней. Другие уверены, что она развивается вместе с внешней. Рассмотрим две популярные теории.

По Выготскому

По мнению Л.С. Выготского, разговор внутри личности развивается из внешней речи ребенка, направленной на самого себя (эгоцентрической). Те люди, у которых есть дети, наверняка видели, что во время игры ребенок раннего возраста часто разговаривает сам с собой. Это психологи и называют эгоцентрической речью.

В каком периоде формируется внутренняя речь ребенка: 3–5 лет. По мере взросления ребенка разговоры с самим собой уходят все «глубже» и превращаются в разговоры «про себя». Обычно переход завершается к началу школьного обучения, то есть к 6–7 годам. Дальнейшее развитие происходит в результате освоения письма.

По Блонскому

П.П. Блонский полагает, что внутренний тип коммуникации развивается вместе с внешним. Уже на первом году жизни ребенок беззвучно повторяет те слова, с которыми к нему обращаются взрослые. Дальнейшее развитие происходит вместе с развитием внешней коммуникации.

Что такое внешняя речь?

Это все бесплотное извергаемое нашими устами в пространство для привлечения внимания другой особи или выражения собственных эмоций, переполняющих разум возмущенный.

То есть, к сожалению, периодически или систематически раздающийся то тут, то там нецензурный спич, это тоже внешняя речь.

Если же без шуток, то это обретенная нами в процессе эволюции способность с помощью звуковых сигналов транслировать за счет работы мышц рта, языка и парочки внутренних органов информацию ради ознакомления с ней кого-то.

Виды

Научное понимание внешней речи включает две классификации:

  1. Устная речь. Образно говоря, это процесс произнесения звуков в определенной последовательности, благодаря чему окружающие понимают в той или иной мере то, что мы им рассказываем.
    Мы не умеем говорить только появившись на свет, но с рождения предрасположены к овладению этим навыком.

    Однако при наличии некоторых заболеваний оказываемся неспособными к передаче вслух связной и распознаваемой другими на слух информации.

  2. Письменная речь. Изложение мыслей посредством начертания знаков и символов тоже относиться к внешней речи, хотя при этом способе передачи данных ответная реакция читателя наступает с некоторой задержкой. Ну, по крайней мере, так было до эпохи появления открытого доступа к интернету, позволяющему общаться, не раскрывая рта и видеть почти мгновенную реакцию на написанные высказывания.

Устная речь может протекать:

  1. В виде диалога: у человека на момент произнесения какой-то информации имеется один или несколько собеседников, слушателей, которых он держит в поле зрения.
  2. В виде монолога: выданные слова адресованы не субъекту, а пространству, себе, некому сообществу, но никому конкретно.
    Здесь нужно отметить, что подслушивание такой речи не наделяет ее статусом диалога, поскольку изначально проговаривавший рассуждения человек, не стремился к общению с кем-то помимо себя.

Внутренняя речь: для чего нужна

Внутренняя речь нужна для подготовки внешней коммуникации (письменной или устной). Мы сначала продумываем, что хотим сказать, подбираем наилучшие слова, а потом уже высказываемся. Стоит отметить, что мысленный разговор с самим собой постоянно звучит внутри любого человека. У кого-то это «рой мыслей», у кого-то структурированный анализ ситуаций или просто приятные воспоминания, фантазирование. У одних людей вербализация мыслей выражена сильнее, у других слабее. Это зависит от специфики характера и темперамента, особенностей работы.

Итак, для чего человеку нужна внутренняя речь:

  • обработка, анализ, осознание, обобщение, отбор, понимание полученной информации;
  • саморегуляция деятельности, поступков, слов;
  • самовнушение, самомотивация;
  • самооценка слов, поступков.

Давайте уделим особое внимание последнему пункту. Рассуждения внутри себя формируют самооценку личности. Происходит это по следующей схеме: разговор с собой, мнение о себе, действия, самооценка. Вспомните, как часто мы думаем одно, а говорим другое, скрываем свои истинные мысли, намерения.

Разговоры с самим собой требует особого внимания, они определяют мышление. Какое мышление у вас: негативное или позитивное? Что вы чаще всего думаете о себе: плохое или хорошее? Вы часто мысленно ругаете себя или чаще хвалите и поддерживаете?

Содержание и состояние внутреннего диалога – истинный показатель психологического здоровья личности. Она же выступает в роли психотерапевта. Важно следить за тем, чтобы ваши мысли оказывали положительное, а не деструктивное влияние на личность, самооценку, самосознание.

Подходы к определению понятия внутренней речи

Внутренняя речь – это явление, которое в настоящее время считается недостаточно изученным и разработанным. Обычно это связывают с отсутствием общепринятого определения внутренней речи.
В современном языкознании выделяют несколько разработанных подходов к определению понятия внутренней речи, основными трактовками которого являются следующие понятия:

  • внутренняя речь – это протекающие «в уме» процессы планирования и контроля речевых действий человека; с этой точки зрения, внутренняя речь близка по значению с мышлением и может быть представлена как одна из форм реализации мышления;
  • внутренняя речь – это проговаривание, которое осуществляется беззвучно («про себя»), возникает в определённых обстоятельствах (как правило, при затруднениях в принятии решений) и выполняет функции планирования и контроля речевых действий; в подтверждении достоверности данного определения приводится обнаруженный советским психологом А. Н. Соколовым аргумент, который заключается в том, что внутренняя речь сопровождается «скрытой» артикуляцией (то есть мелкими моторными движениями);
  • внутренняя речь – это один из этапов внутреннего программирования, который выступает в качестве фазы порождения речевого высказывания и представляет его семантическую схему; с этой точки зрения, внутренняя речь аналогична планированию, замыслу и соотносится, в первую очередь, с общением (а не с мышлением, как в первых двух трактовках).

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Внутренняя речь человека и ее особенности 420 руб.
  • Реферат Внутренняя речь человека и ее особенности 280 руб.
  • Контрольная работа Внутренняя речь человека и ее особенности 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 1

Таким образом, сейчас недостаточно отчётливо выделено понятие внутренней речи, поэтому различные авторы расходятся в её определении.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]