Адекватная самооценка: что это такое и как ее достичь?

Зачем нужно оценивать себя?

Это помогает развить личность. Функции самооценки следующие:

  1. Регуляторная. Помогает в принятии решений.
  2. Защитная. Обеспечивает стабильность и независимость личностных границ.
  3. Развивающая. Стимулирует человека расширять кругозор, получать новые знания и навыки.
  4. Сигнальная. Помогает оценить адекватность своих поступков.
  5. Эмоциональная. Позволяет человеку быть удовлетворенным самим собой.
  6. Адаптационная. Помогает найти свое место в мире.
  7. Прогностическая. Отвечает за активность, когда человек начинает новую деятельность.
  8. Корригирующая. Позволяет осуществлять самоконтроль в процессе выполнения какой-либо работы.
  9. Ретроспективная. Помогает адекватно оценить деятельность на заключительном этапе.
  10. Мотивирующая. Побуждает к действию для того, чтобы быть довольным собой, ощутить гордость.
  11. Терминальная. Дает возможность остановить деятельность, если в процессе возникло недовольство собой.

Определение самооценки подразумевает то, что она является основой для мироощущения человека. Она отражает степень удовлетворенности своими действиями. Поэтому завышенная или заниженная самооценка препятствует адекватному восприятию происходящего.

Функции самооценки

Психологи выделяют 3 основных функции самооценки личности:

  1. Защитная функция. Самооценка личности формирует степень независимости человека от чужого мнения, а уверенность в себе дает возможность чувствовать себя относительно защищенным от влияния каких-либо внешних неблагоприятных факторов.
  2. Регуляторная функция. Самооценка дает человеку возможность совершать выбор и регулировать свой жизненный путь: самостоятельно ставить себе цели и задачи и следовать своим, а не чужим целям.
  3. Развивающая функция. Благодаря самооценке, человек развивается и совершенствуется, поскольку она выступает своего рода мотивирующим фактором для саморазвития.

Мифы о самооценке

Это понятие у всех на слуху, однако не все знают, как именно должен воспринимать себя человек для комфортной жизни. В связи с чем возникли такие стереотипы:

  1. Формирование самооценки происходит только исходя из мнения о человеке других людей. Это справедливо только для детей. С возрастом главным, хоть и не единственным, критерием собственной успешности становится личный опыт.
  2. Человек с нормальной самооценкой всегда может правильно воспринимать остальных. Неадекватное представление о себе ведет к такому же отношению к другим. К сожалению, в обратную сторону правило срабатывает далеко не всегда.
  3. Чем выше самооценка, тем лучше. Это справедливо только в том случае, если человек является действительно очень успешным, т.е. он воспринимает себя адекватно. В ином случае это будет препятствовать его развитию и усложнит коммуникацию с другими людьми.
  4. Мужская самооценка зависит от количества партнеров в интимной жизни. В действительности такое положение вещей является лишь следствием неадекватного самовосприятия. Ведь количество партнеров далеко не всегда свидетельствует о каких-либо притягательных свойствах личности. Наоборот, часто именно успехами в интимной жизни как мужчины, так и женщины пытаются компенсировать неуверенность в себе.
  5. Самооценка должна быть стабильной. Это мешает развитию личности. Нормальное восприятие себя должно быть гибким и корректироваться в связи с изменением критериев оценки или из-за других существенных факторов.
  6. Женская самооценка не должна быть высокой, потому что девушку красит скромность. Это еще один довольно распространенный стереотип. Скромность — черта характера, которая может присутствовать как при высокой, так и при низкой самооценке.

  7. Сформированное в детстве восприятие себя изменить нельзя. Представления, заложенные в юном возрасте, очень сложно скорректировать. Однако это возможно. Более того, формирование адекватной самооценки обычно происходит именно во взрослом возрасте. При этом оно основывается на личном опыте человека.
  8. Завышенная и заниженная самооценки одинаково плохи. В действительности самоуверенный человек имеет больше внутренних ресурсов достичь желаемого. Это не означает, что не надо стремиться к адекватному восприятию себя. Ведь роль самооценки в жизни человека заключается в возможности выбрать занятие по своим силам и способностям, а также контролировать личностный рост.

Низкая, высокая и завышенная самооценка

Часто можно услышать такие выражения как «адекватная самооценка», «низкая или заниженная самооценка», «высокая самооценка», «завышенная самооценка». Давайте разберемся, что они означают простыми словами.

Низкая самооценка (заниженная самооценка) — это придание себе, своей личности более низких оценок и характеристик, чем они есть на самом деле.

Завышенная самооценка — это восприятие собственной личности на более высоком уровне по сравнению с реальностью.

Соответственно, адекватная, идеальная, высокая самооценка — это максимально объективное и реальное оценивание собственной личности, восприятие ее такой, какая она есть: не лучше, и не хуже.

И заниженная, и завышенная самооценка мешают человеку развиваться, только проявляется это по-разному. Людей с адекватной, высокой (но не завышенной!) самооценкой, на самом деле, очень мало. Множественные исследования психологов доказали, что чаще всего люди обладают именно низкой самооценкой, что и является одной из наиболее серьезных причин их жизненных неудач. В том числе, применительно к тематике сайта Финансовый гений — и низкого уровня финансового состояния. Поэтому людям, у которых она занижена, очень важно задуматься о повышении самооценки, и не просто задуматься, а начать действовать в этом направлении.

Типы и уровни

Виды самооценки в психологии характеризуются многими параметрами:

  • в зависимости от уровня: высокая, средняя, низкая;
  • по реалистичности: завышенная, заниженная и адекватная;
  • по особенностям строения: конструктивная и деструктивная;
  • в зависимости от уровня устойчивости: стабильная и колеблющаяся.

В психологии самооценку чаще всего разделяют на 3 следующие категории:

  • заниженная;
  • средняя (нормальная, адекватная);
  • завышенная.

Оптимальная самооценка человека — достаточно высокая, которая меняется под влиянием обретенного опыта. Негативное воздействие на личность оказывает как чрезмерно устойчивое восприятие себя, так и постоянно колеблющееся.

Человек склонен к стабильной самооценке. В связи с этим возникают психологические феномены, например дискомфорт успеха или аффект неадекватности (т.е. отрицание достижения или игнорирование факта поражения).

Самооценка нормальная тогда, когда она способствует адекватному восприятию собственных действий. Такой человек не отрицает свои положительные качества и работает над отрицательными. Он достигает поставленных целей, живет в гармонии с собой и удовлетворен жизнью.

Человек с завышенной самооценкой склонен предъявлять необоснованные претензии к окружающим. Он не способен построить конструктивные отношения с другими. Но чаще встречаются люди с заниженной самооценкой. Такое восприятие себя не позволяет развить потенциал, выразить индивидуальность и достичь какого-либо успеха. Малейшие трудности становятся поводом отказаться от намеченных планов. Человека охватывает чувство вины, разочарования, что только усугубляет ситуацию.

Низкая самооценка может иметь высокий и незначительный уровни притязаний. В первом случае человек склонен ощущать собственную неполноценность и постоянную тревожность. Во втором — преувеличивать свои недостатки.

Завышенный и заниженный виды самооценки тесно связаны. Оба могут возникнуть из-за того, что в детстве ребенком постоянно восхищались и перехваливали. Завышенная самооценка может остаться на всю жизнь. Но иногда, столкнувшись с трудностями в подростковом или взрослом возрасте, такой человек рискует потерять веру в свои силы.

Зачем нужна высокая самооценка?

Теперь давайте еще раз остановимся на том, почему так важна адекватная, высокая самооценка. У многих людей сложилось стереотипное мнение, что высокая самооценка — это плохо, что нужно «знать себе место и сидеть, не высовываться». И такое убеждение, кстати, тоже является одним из признаков низкой самооценки.

На самом деле, заниженная самооценка личности порождает очень проблем, становится причиной развития комплексов и даже психических расстройств, а главное — очень сильно мешает человеку развиваться и двигаться вперед. Просто потому, что он не уверен в том, что сможет пройти какие-то определенные шаги. Такие люди «плывут по течению», и главное для них — чтобы их никто не трогал.

Высокая самооценка, наоборот, открывает путь к достижениям, к новым вершинам, новым направлениям деятельности.

Есть еще один немаловажный момент: если у человека низкая самооценка, другие люди никогда не будут оценивать его высоко (а это для него, как вы помните, важно!). В то время как человека с высокой самооценкой всегда знают и уважают, его мнение ценят, к нему прислушиваются.

Люди начнут вас ценить и уважать, только когда у вас будет адекватная высокая самооценка и уверенность в себе. Верьте в себя, и тогда другие поверят в вас!

Откуда берется неуверенность в себе?

Формирование самооценки происходит в разные периоды жизни. В каждый отдельно взятый промежуток времени развивается наиболее значимый на данный момент фактор. Наиболее важным периодом, когда происходит развитие самооценки, считается детство. Ведь именно в раннем возрасте личность приобретает фундаментальные представления о себе, мире и окружающих. Многое в этот период зависит от родителей: их степени принятия ребенка и осознания того, что такое самооценка и как она влияет на жизнь малыша. Наиболее важным в этом возрасте является одобрение со стороны старших. Ребенок беспрекословно усваивает самооценку, заданную его родителями.

Корни восприятия себя находятся в глубоком детстве. Родители нередко называют свое чадо неумехой, растяпой и другими нелицеприятными словами. Поскольку в детстве формирование самооценки только начинается, ребенок не поддает сомнению слова взрослых. Мать и отец на этом этапе являются для него неоспоримыми авторитетами. Какими бы благими ни были их намерения, ребенок на долгие годы, если не на всю жизнь, усвоит, что он плохой и не соответствует ожиданиям своих близких. Со временем это приведет к развитию низкой самооценки и комплексу вины.

Чтобы не допустить подобного сценария, родителям нельзя ругать ребенка, если у того что-то не выходит, особенно если малыш делает это впервые.

Чтобы вырастить человека, адекватно воспринимающего себя, родителям необходимо не только разбираться в том, как формируется самооценка у ребенка, но и поработать над своей собственной. Не стоит забывать, что дети подсознательно копируют поведение взрослых. Таким образом они рискуют получить заниженную или завышенную самооценку «в наследство».

Во взрослом возрасте основы стабильной самооценки могут быть нарушены сильным эмоциональным потрясением, например потерей кого-то из близких, увольнением или любой крупной неудачей. К восстановлению уверенности в себе стоит приступать незамедлительно. Справиться с этим можно самостоятельно в том случае, если произошедшие события не привели к депрессии. В иной ситуации лучше обратиться к специалисту. Влияние самооценки на поведение человека переоценить сложно. Именно этот фактор задает жизненный вектор.

Определение Я-концепции

Я-концепция-это устойчивое представление человека о самом себе, образ собственного «Я». Обычно рассматривается как наше индивидуальное восприятие нашего поведения, способностей и уникальных характеристик — ментальная картина того, кем вы являетесь как личность. К примеру, убеждения «Я хороший друг» или «Я хороший человек», являются частью общей самооценки.

Я-концепция более гибка, когда люди моложе и все еще проходят процесс самопознания и формирования идентичности. По мере того, как люди взрослеют, они начинают лучше понимать, кто они и что для них важно, и самооценка становится более детальной и организованной.

По тому, что выделяли разные психологи, можно понять, что является важным в самооценке личности. И многие из этих позиций вы можете увидеть в современных тестах на самооценку. А можете найти тест какую-то конкретную область, чтобы оценить именно ее.

Согласно книге Ричарда Криспа и Рианнон Тернер, считающимися основными исследователями социальной психологии, «Я» человека состоит из 3 частей:

  • Индивидуальное «я» состоит из атрибутов и личностных характеристик которые отличают нас от других людей. Примеры включают интроверсию или экстраверсию.
  • Относительное Я определяется нашими отношениями с другими значимыми людьми. К примеру, братьев и сестер, друзей, супругов каких-то авторитетов.
  • «Коллективное Я» отражает нашу принадлежность к социальным группам и взаимодействие с ними. К примеру, школьного класса, русских, татар, рабочих, коммунистов, инженеров, любителей рок-музыки, патриотического кружка, сообщества геев.

Как и многие другие темы психологии, ряд теоретиков предложили различные способы мышления о Я-концепции.

Согласно теории, известной как теория социальной идентичности , самооценка состоит из двух ключевых частей: личной идентичности и социальной идентичности.

Личная идентичность включает черты и другие характеристики, которые делают каждого человека уникальным. Социальная идентичность относится к тому, как мы идентифицируем себя с коллективом, таким как сообщество, религия или политическое движение.

Психолог д-р Брюс А. Брэкен, долгое время занимающийся самооценкой взрослых и детей в 1992 году предположил, что существует шесть конкретных областей, связанных с самооценкой:

  • Социальные: способность взаимодействовать с другими
  • Компетентность: способность удовлетворить базовые потребности
  • Аффект: осознание эмоциональных состояний
  • Физическое состояние: ощущение внешнего вида, здоровья, физического состояния и внешнего вида.
  • Академический: успех или неудача в школе
  • Семья: насколько хорошо человек функционирует в семье.

Психолог-гуманист Карл Роджерс, много лет интересовавшийся самоактуализацией, развитием и пониманием себя человеком, считал, что все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала — только создать соответствующие условия. А сама самооценка состоит из трех частей:

  • Представление о себе или как вы себя видите. Представление о себе, включая физические данные, качества личности и социальные роли. Оно не обязательно должно совпадать с реальностью, некоторые люди могут завышать представление о себе, а другие могут воспринимать или преувеличивать недостатки и слабости.
  • Самоуважение или насколько вы себя цените. В том числе то, как мы сравниваем себя с другими и как другие реагируют на нас. При положительной реакции у нас больше шансов развить положительную самооценку. Когда мы сравниваем себя с другими и обнаруживаем, что нам что-то не хватает, это может отрицательно сказаться на нашей самооценке.
  • Идеальное Я или каким бы вы хотели быть. Во многих случаях то, как мы видим себя, и то, как мы хотели бы себя видеть, не совсем совпадают.

Конгруэнтность и неконгруэнтность

Наши представления о себе не всегда полностью соответствуют реальности. Вернее, чаще не совпадают. Люди представлю себя совсем по-другому. Карла Роджерс назвал степень соответствия самооценки человека реальности конгруэнтностью. Если не соответствует-неконгруэнтностью. К примеру, некоторые ученики могут думать, что они хорошо учатся, но их оценки могут говорить о другом.

Роджерс говорит, что корни несоответствия уходят корнями в детство. Когда родители ставят условия для своей привязанности к своим детям (выражая любовь только в том случае, если дети «зарабатывают ее» определенным поведением и оправдывают ожидания родителей), дети начинают искажать воспоминания о переживаниях, из-за которых они чувствуют себя недостойными своих родителей. Дети, которые испытывают любовь, не чувствуют необходимости постоянно искажать свои воспоминания, чтобы поверить, что другие люди будут любить и принимать их такими, какие они есть.

Исследования и тесты

Уверенность в личном потенциале и адекватная самооценка являются главными составляющими успешности. У людей, которые обладают этими качествами, есть следующие общие черты:

  • умение заявлять о своих желаниях и потребностях;
  • признание собственных достижений;
  • способность идти на компромисс;
  • умение извлекать уроки из неудач;
  • такие люди не откладывают дела на потом, а выполняют их по мере необходимости.

Современная наука все чаще поднимает вопросы, связанные с характеристиками самооценки, проблемой постоянства личности и самоуважения. Поскольку эти понятия являются неоднозначными, успех их изучения зависит от совершенства используемых тестов и методов исследования.

Например, с помощью величины рангового соотношения можно сравнить желаемые черты испытуемого с реальными. Существенным плюсом метода является то, что формула самооценки вычисляется субъектом самостоятельно, при этом он не сообщает исследователю информацию о представлениях о себе.

Очень часто самооценка психических состояний измеряется с помощью теста Кеттелла. Опросник направлен на обнаружение 16 факторов личности. Каждый из них формирует несколько свойств, соединенных какой-либо ключевой особенностью. Структура самооценки находится в норме, если показатель фактора MD имеет среднее значение. Существует 4 варианта теста: 2 по 187 вопросов и 2 по 105.

Самооценка эмоциональных состояний у взрослых определяется по методике А. Уэсманн. Тест состоит из 4 блоков по 10 вопросов. С его помощью можно установить уровень тревожности, энергичности, подавленности и уверенности в себе.

Методика В. Щур помогает выявить особенности развития самооценки у детей. Она имеет 2 способа проведения: групповой и индивидуальный. В первом случае представляется возможным определить, на каком уровне находится развитие самооценки у нескольких детей одновременно. Во втором — выявить причины неуверенности ребенка в своих силах. Этот тест родители могут провести самостоятельно, воспользовавшись следующей инструкцией:

  1. На листе бумаги нарисовать 7 ступеней.
  2. Объяснить ребенку, что чем выше на лестнице находятся люди, тем они лучше, умнее и красивее, чем ниже — тем хуже.
  3. Спросить, на какой ступени находится он, на какой хотел бы находиться и на какую его поставили бы родители.
  4. В ходе задания необходимо следить за тем, насколько уверенно ребенок делает свой выбор и чем его аргументирует. Если малыш не объясняет, почему предпочел ту или иную ступень, нужно задать ему наводящий вопрос.

Если ребенок ставит себя на 2-3 ступень и аргументирует выбор реальными достижениями, а не словами родителей, то у него адекватная самооценка. В любом другом случае родителям есть о чем задуматься.

Метод А. В. Захарова похож на предыдущий. Разница в том, что вместо лестницы ребенку предлагается горизонтальный ряд из 8 кругов.

Методика анализа по Будасси дает возможность определить характеристики самооценки конкретного индивида (степень и адекватность). Она основана на двух принципах:

  • сопоставление представлений человека о самом себе с объективными показателями его деятельности;
  • сравнение себя с остальными.

Исследование по Дембо-Рубинштейн

Этот метод самооценки подходит как для тестирования детей и подростков, так и для взрослых людей. Испытуемому показывают 4 шкалы: физическое состояние, ум, характер и счастье, где 1 — максимальное значение (полностью здоровый), 9 — минимальное (больной). Человек должен оценить свой уровень по каждому из этих параметров.

Далее проводится беседа, начиная со шкалы «счастье». Испытуемому задают следующие вопросы:

  1. Чего не хватает для полного счастья?
  2. Что нужно изменить, чтобы оказаться на первом месте шкалы?
  3. Какие люди абсолютно счастливы и почему?
  4. Кто является самым несчастным и из-за чего?

Если оценка испытуемого по этой шкале была низкой (7-9) или высокой (1-2), то необходимо уточнить, из-за кого сложилась такая ситуация? Далее переходят к обсуждению других показателей.

Такая методика определения самооценки позволяет установить сферу, в которой человек чувствует себя максимально дискомфортно. Люди, адекватно воспринимающие себя, обычно отмечают 4-5 ступеней.

Существуют модифицированные методики самооценки личности по Дембо-Рубинштейн. Например А.М.Прихожан предлагает, помимо основных шкал, использовать 4 дополнительных:

  • авторитет среди окружающих;
  • способность создавать что-либо своими руками;
  • внешность;
  • уверенность в себе.

Как повысить самооценку с точки зрения психиатра

  • понять, осознать, выявить связь между тем, как вас обзывали в детстве (насильственно критиковали) и своими негативными убеждениями о себе.
  • прекратить вредную привычку себя ругать и наказывать, обзывать плохими словами (я тупой, я ничтожество, я некрасивый). Просто поставить себе запрет на это.
  • поиск позитивных убеждений о себе по всем секторам (красота, ум,характер, достижения, изюминки, по 10 шт.)
  • вспомнить все, что о вас говорили хорошее; замечать, что сейчас говорят о вас хорошее и принимать это, а не пропускать мимо ушей; запоминать впредь все, что будут говорить хорошее.
  • «помощь друга»: признаться другу в своих проблемах и попросить обратную связь. Пусть он/а лучше они скажут, чем конкретно и именно вы им нравитесь. Подробно, а не общими фразами, чтобы вы точно усвоили. Пусть аргументируют при необходимости все детали.
  • при рецидивах занижения самооценки делать упражнения «ну и что» и «а зато» — «ну и что, что я тупой? что дальше-то, а?»

Читать далее: Муж — инструкция по применению

Способы поднять самооценку

Есть 2 метода повысить мнение о самом себе:

  • добиться достижений в какой-либо сфере жизни;
  • создать телесный корсет успешности.

В первом случае нужно проявить усердие и терпение, так как результат будет ощутим после нескольких побед над собой. При втором способе формирование самооценки происходит на подсознательном уровне. Гордая осанка, неторопливые движения и уверенная походка способны за довольно короткий срок изменить мироощущения человека. Важно постоянно следить за положением своего тела и голосом. Для длительного результата нужно задействовать оба способа.

Существует категория людей, которые чаще остальных страдают от неуверенности в себе. Любые попытки помочь им, поддержать оборачиваются крахом. Это происходит из-за желания находиться в состоянии жертвы. Данная роль дает возможность перекладывать ответственность за свою жизнь на других. Но дело в том, что это всего лишь иллюзия, идущая из детства. Ребенку достаточно показать матери, что у него что-то не выходит, что он слаб и беспомощен, чтобы получить сопереживание и любовь. Но взрослый человек всегда сам за себя в ответе.

Чтобы перестать играть роль жертвы и тем самым поднять уровень самооценки, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Перестраиваться на позитив.
  2. Отзываться об окружающих хорошо и делать им комплименты.
  3. Следить за своей речью. Избегать негативных слов в свой адрес, даже в шутку. Также нужно вычеркнуть из лексикона фразы с негативными предсказаниями, например «ничего не получится».
  4. Стараться обращать внимание на моменты, когда приходится делать какой-либо выбор. Это поможет осознать полную ответственность за свою жизнь.

Уже через месяц уровень самооценки заметно вырастет, человек перестанет примерять на себя роль жертвы. Однако никто не застрахован от ситуативных сбоев. У всех когда-то опускаются руки, заканчивается энергия для поддержания уверенности в себе. Что делать в таком случае? Иногда для нормализации ситуации достаточно всего одной маленькой победы, после которой возвращается вера в свои силы и вкус к жизни. В более сложной ситуации понадобится достижение покрупнее. Также очень важно окружить себя людьми, которые в трудную минуту найдут правильные слова для поддержки.

Упражнения для приобретения уверенности

Понятие самооценки в психологии носит субъективный характер. Часто то, как видят человека другие и он сам, очень сильно отличается. Залог успешной работы над уверенностью в себе — правильная установка. Не стоит зацикливаться на подготовке к приобретению уверенности. Если есть ощущения, что видение себя не является адекватным, стоит постараться сразу исправить ситуацию.

Существует несколько правил, следуя которым, можно обрести уверенность в себе, а значит, и повысить самооценку. Вот они:

  1. Не стоит воздействовать на наиболее уязвимые стороны личности. Это только усугубит подавленное состояние. Вместо этого лучше сосредоточиться на совершенствовании имеющихся навыков. Ощущение собственного мастерства принесет позитивные эмоции (гордость, радость), которые станут ресурсом для достижений в других областях.
  2. Нельзя недооценивать роль родных людей. Разговор с ними часто помогает по-другому посмотреть на свои способности. Не стоит спрашивать у близких про свои слабые стороны, лучше узнать, какие черты они считают сильными. Ответы лучше всего записать, чтобы в нужный момент они могли послужить дополнительной поддержкой. Таким образом нередко можно узнать о своих положительных качествах, о наличии которых ранее не задумывались.
  3. Оценивать собственные поступки объективно, но при этом не ругать себя за промахи. Нельзя отрицать очевидное, акцентируя внимание только на положительных сторонах происходящего. Важно изменить привычный шаблон мышления. Наличие недостаточного количества способностей или знаний для чего-либо не является причиной заниматься самоуничижением. Так человек рискует навсегда остаться на прежнем уровне. Нужно позволить себе быть неидеальным. Это поможет перенаправить энергию от самобичевания к личностному росту.
  4. Периодически нужно записывать в блокнот те обстоятельства повседневной жизни, которые провоцируют чувство слабости, беспомощности и неуверенности. Далее следует найти причину, из-за чего так происходит. Рядом нужно составить список из тех моментов, которые приносят удовлетворение и счастье. Определившись с причиной положительных эмоций, следует перечитать обе записи и сформировать целостную картину своих сильных и слабых сторон. Это упражнение помогает перейти от глобального неверия в себя к осознанию того, что существуют отдельные проблемы, которые требую решения.
  5. Цели должны быть реалистичными. Перфекционизм — это не удел амбициозных людей. Это фактор, мешающий на пути к достижению цели. Люди, склонные к перфекционизму, лишают себя права на ошибку, что приводит их к страданиям от малейшей неудачи. Нередко именно неспособность выполнить начатое идеально приводит к отказу от задуманного. Кроме этого, перфекционизм способствует тому, что любая неудача негативно сказывается на самооценке, а значит, и на уверенности в своих силах.
  6. Проводить четкие границы между конкретными, временными и недостижимыми целями. Не нужно забывать, что большой путь начинается с маленького шага. Поэтому не стоит пренебрегать незначительными целями. Ведь именно они в результате помогут выполнить задачи, которые ранее казались неосуществимыми.

Сомневаясь в себе или переоценивая, человек теряет время и ресурсы для развития личного потенциала. Любые виды самооценки, кроме адекватной, угнетают как морально, так и физически: появляется повышенная утомляемость, чувство беспомощности или ощущение враждебности мира. В итоге даже обычные дела кажутся невыполнимыми. Нормализация самооценки — это не вопрос силы воли. Чтобы исправить ситуацию, необходимо пересмотреть свои установки и ориентиры.

Особенности фрустрации


Фрустрация — это травмирующие состояние психики, которое возникает у человека в том случае, когда он не может что-то сделать либо думает, что не сможет достичь собственных желаний и целей.
При этом очень часто причиной такого состояния становится слишком высокая, либо наоборот, низкая самооценка, а также завышенные притязания. В этом случае можно решить проблему, лишь полностью избавившись от своих комплексов, вернув себе уверенность в своих силах и трезвый взгляд на окружающие вещи.

В жизни современного человека присутствует постоянная борьба: за место под солнцем, за свою семью, а также нормальное отношение, успех на работе — такие факторы можно перечислять очень долго. Правильно расставив все свои приоритеты в жизни и цели, избавившись от трудностей с собственной самооценкой, можно получить новую положительную черту характера — самоуважение.

Частный и общий уровень

Также можно различить частный и общий показатель развития самооценки у личности. Частичные притязания относятся к достижению своей цели в области деятельности (музыка, спорт, кино) либо в человеческом отношении (потребность занять нужное место в семейных, дружеских либо производственных взаимоотношениях, а также в коллективе). В основе данного притязания находится собственная самооценка в определённой сфере.

Притязания также могут быть общими, они будут относиться сразу к множеству области жизни человека и, прежде всего, к тем, в которых участвуют его нравственные и интеллектуальные проявления. Такой показатель будет очень тесно связываться с показателем самооценки человека, и будет сформирован под влиянием субъективного переживания в успех либо неуспех своей цели.

Эффективные методы повышения самооценки

Самый главный шаг на пути к самосовершенствованию – осознать наличие проблемы. Часто человек маскирует ее за другими чувствами и сознательно избегает решения вопроса. Как только придет осознание, можно смело переходить к следующим методам повышения уверенности в себе:

  1. Заведите дневник достижений. Этот шаг не требует каких-либо серьезных денежных и временных затрат. Все просто: в конце каждого дня выделяйте 10-15 минут, чтобы записать свои маленькие и большие победы, которые случились с вами сегодня. Может быть, вы прочли книгу или, наконец, встали на час раньше обычного времени? Всегда можно найти повод для похвалы. Это поможет ежедневно формировать позитивное мышление и фокусировать свой взгляд на личных успехах. Важно перечитывать свои записи ежедневно.
  2. Смените окружение. Оцените тех, с кем вы чаще всего общаетесь. Если в вашем кругу есть негативно настроенные люди, откажитесь от взаимодействия с ними. Чаще находитесь в обществе позитивных и успешных людей, уверенных в себе и положительно настроенных по отношению к вам.
  3. Займитесь спортом. Лучший способ отвлечься, очистить мысли от негатива — физические упражнения. К тому же если заниженная самооценка связана с внешними данными, спорт поможет привести себя в форму. Кстати, во время занятий спортом наш организм вырабатывает гормон счастья — дофамин.
  4. Откажитесь от самокритики и самокопания. Не получится повысить самооценку, если постоянно себя ругать за что-либо или все время высказывать недовольства по поводу своей внешности и способностей. Чаще хвалите себя и думайте о хорошем.
  5. Избегайте сравнений. Каждый из вас — уникальная личность со своим индивидуальным набором качеств, достоинств и недостатков. Помните, что всегда найдутся те, кто достиг больших результатов, чем вы. В этом случае стоит брать с них пример, а не заниматься самобичеванием. А еще лучше – сравнивайте себя сегодняшнего с собой вчерашним, и отслеживайте свой рост, фиксируя достижения в дневнике, о котором мы говорили выше.
  6. Слушайте и проговаривайте аффирмации. Аффирмация — позитивное суждение, создающее правильный психологический настрой. Это наши утверждения и убеждения, мысли, чувства и желания, которые мы хотим иметь прямо сейчас. Важно формулировать аффирмации в настоящем времени. Например: «Я имею престижную и высокооплачиваемую работу», «Я красивая и здоровая», «Я счастливый человек».
  7. Выходите из зоны комфорта. Да, об этом методе слышат многие, но решается на это не каждый, ведь так уютно и безопасно находиться в своем «панцире». Посмотрите своей проблеме в лицо. Чувствуете неуверенность, когда находитесь в новой компании? Чаще посещайте людные места, мероприятия и первыми начинайте беседу. Отличным помощником для вас послужит наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», где вы научитесь эффективнее взаимодействовать с людьми благодаря интересным коммуникативным техникам. Стоит только сделать шаг, и вы поймете, что все не так страшно, как казалось на первый взгляд.
  8. Посетите тренинги. Существует много различных обучающих мероприятий, направленных на повышение самооценки, обретения уверенности в себе, что остается только выбрать подходящее именно вам. Если пока не готовы пройти тренинг, посмотрите фильм или прочитайте книгу на актуальную тему.
  9. Простите самого себя. Неуверенность часто является следствием чувства вины перед самим собой. Никто из нас не застрахован от ошибок, и здесь важно уметь их себе прощать. Напишите себе записку и расскажите в ней о своих чувствах, эмоциях, мыслях, проблемах, неудачах и обязательно письменно простите себе все то, за что ощущаете себя виноватыми.
  10. Медитируйте. Медитация помогает полностью расслабиться физически и отпустить мысли. Существует много разных техник, направленных на избавление от обиды на самого себя и достижение умиротворенности.

Уверенность в себе — это не врожденное качество, а сформированное в процессе жизни. Ваша главная задача на пути к здоровой самооценке – полюбить себя, научиться верить в собственные силы, что возможно только через ежедневную работу над собой и своими мыслями.

Занимайтесь любимым делом, не отказывайте себе в маленьких и больших радостях, всегда думайте о хорошем и тогда все получится!

Желаем удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Формирование самосознания
  • Условия формирования характера
  • Три маски патологического нарциссизма
  • Аутентичность личности: что значит быть собой
  • Преодоление синдрома самозванца
  • Как повысить самооценку: практика из области НЛП
  • Формирование правильной самооценки
  • Самокритика
  • Полное руководство по уверенности в себе
  • Психологический портрет

Ключевые слова:1Коммуникации, 1Психорегуляция

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]