Самооценка и уровень притязаний личности: особенности данной взаимосвязи


В человеке изначально заложено несколько систем, и их посредством он осуществляет контроль своих действий, что позволяет ему правильно расценивать собственные силы и приниматься за решение только тех проблем, с которыми он может справиться. Самооценка и уровень притязаний личности относятся как раз к таким механизмам, благодаря которым индивидуум способен расценивать правильность выбора цели и понимать, может ли он справиться с данной задачей. Уровень притязаний обозначает еще и настойчивость, с которой человек будет идти к своей цели.

Что такое самооценка и уровень притязаний личности


Уровень притязаний — своего рода, высота, к которой стремится индивид в жизни. Это продвижение по карьерной лестнице, достижение определенного социального статуса или благосостояния, или все то, что человек обозначает для себя главным. Успехом, в этом случае, считается достижение одной из поставленных «идеальных» целей. Уровень притязаний личности и самооценка связаны напрямую и полностью зависят друг от друга. Снижая свои притязания, можно повысить самооценку и наоборот.

Статьи по теме

  • Как стать счастливой женщиной и жить в гармонии со всем миром 07.06.2021
  • Как самостоятельно бросить пить алкоголь женщине: основные методики 07.06.2021
  • Как воспитать силу воли быстро и без ошибок 26.05.2021
  • Какими качествами характера обладают успешные люди: возьмите себе на заметку 19.04.2021

Чем выше требования предъявляет к себе человек, тем ниже в итоге окажется его самооценка, если он не сумеет выполнить поставленные цели достаточно быстро. Также она может повышаться при высокой результативности действий.

Самооценка может оказаться завышенной, адекватной и низкой. При высокой самооценке человек приобретает особые черты поведения, такие как:

  • игнорирование неудач ради поддержания психологического комфорта;
  • толкование слабых сторон как сильных;
  • приобретение комплекса превосходства;
  • потеря обратной связи с окружающими;
  • недоверчивое отношение к критике;
  • постановка невыполнимых целей;
  • подчеркнуто независимое поведение.

При низкой самооценке возможны следующие изменения в характере:

  • неуверенность и нерешительность, излишняя осторожность;
  • приобретение комплекса неполноценности;
  • преувеличение роли неприятностей в жизни;
  • замкнутость;
  • занудство, вплоть до конфликтов в семье и на работе;
  • острая нужда в поддержке от окружающих и близких людей;
  • очень низкий уровень притязаний, выражается в постановке заведомо более низких целей, чем человек способен достичь.

Самооценка человека зависит от самоуважения. Без любви к себе человек не способен добиваться поставленных целей. Уважающая себя личность обладает уравновешенностью, неагрессивностью и независимостью, планомерно выстраивает свою, особенную линию поведения.

Самооценка, уровень притязаний и фрустрации

Характер проявляется не только отношением к другим лю­дям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем ин­теллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит, скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.

У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой само­оценке, т. е. каждому хочется уважать себя. У людей, страда­ющих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Люди с истерическими про­явлениями высказывают такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной».

Завышенная самооценка способствует обидчивости, нетер­пимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпаде­ние ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорыва­ются резким обвинением в чей-либо адрес. Излишне низкая самооценка человека влечет за собой чрезмерную его зависи­мость от других, несамостоятельность и даже заискивание, проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприя­тие окружающих, формируется «комплекс неполноценности», поведение «неудачника».

На формирование самоуважения и самооценки влияют мно­гие факторы, действующие уже в раннем детстве — отноше­ние родителей, положение среди сверстников, отношение пе­дагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, чело­век формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14—15 годам подросток овладевает умением само­анализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигну-. тые собственные результаты и тем самым оценивает себя («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит, я способный» и т. п.). Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадек­ватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, ко­торый характеризует степень трудности тех целей, к ко­торым стремится человек и достижение которых представ­ляется человеку привлекательным и возможным.

Уровень притязаний — тот уровень трудности задания, который чело­век обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязания оказывает влияние дина­мика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязания мо­жет быть адекватным (человек выбирает цели, которые реаль­но может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, за­ниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уро­вень притязаний.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значи­тельно более высоких) возможен при низкой самооценке (че­ловек не верит в себя, низко оценивает свои способности, воз­можности, чувствует себя «неполноценным»), но также возмо­жен и при высокой самооценке (когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы не «пе­ретруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «со­циальную хитрость»). Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разо­чарованию, фрустрациям.

Самоуважение — обобщенное отношение личности к са­мой себе, прямо пропорционально количеству достигнутых ус­пехов и обратно пропорционально уровню притязаний (само­уважение = успех/притязание), т. е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтоб он мог себя уважать.

Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи, испытывает фрустрацию.

Фрустрации — специфические эмоциональные состояния человека, возникающие в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Фрустра­ция проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других («агрессивная фрустрация»), либо на себя, обвиняет в неудачах самого себя (регрессивная фруст­рация). Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность — у одних; вя­лость, неверие в себя, «комплекс неполноценности», безразли­чие, безынициативность — у других. Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то формирует­ся невроз — болезнь, возникающая вследствие конфликта че­ловека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека и действительности, которая их не удовлетворяет.

ВОПРОС 81

Невроз. Виды неврозов

Кевроз— приобретенное функциональное заболевание не­рвной системы, при котором происходит «срыв» деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения. Невроз является следствием неудач, фрустраци­ей и межличностных столкновений и в то же время нередко служит их причиной. Так что получается порочный круг: кон­фликты приводят к невротизации, а она, в свою очередь, про­воцирует новые конфликты. Кратковременные невротические состояния, проходящие со временем сами собой, без лечения, наблюдаются в тот или иной период жизни практически у лю­бого человека. Более глубокие нарушения, требующие врачеб­ного вмешательства, отмечаются примерно у 30% населения, причем этот показатель быстро растет во всех развитых стра­нах.

Причины неврозов кроются в самых разнообразных психо-травмирующкх ситуациях, в остром или хроническом эмоцио­нальном стрессе. И в зависимости от предрасполагающего фона болезнь может проявляться различными симптомами.

Неврозы делят на следующие виды: неврастению, исте­рический невроз, невроз навязчивых состояний (обществ5но-компульспвный невроз), ипохондрический невроз, фобический (невроз страха), депрессивный. Каждый из них возникает у людей с определенным типом высшей нервной деятельнос­ти, при конкретных ошибках в их воспитании и типичных не­благоприятных жизненных ситуациях. Так, люди «художествен­ного типа», очень эмоционально воспринимающие действитель­ность, более склонны к истерии; «мыслительного типа» — к неврозу навязчивых состояний, а среднее между ними (их боль­шинство) — к неврастении.

Неврастения (в переводе с латинского — «нервная сла­бость») — самая частая расплата за неумение преодолевать ба­рьеры общения, и она сама создает новые трудности в межлич­ностных отношениях. Больных неврастенией беспокоит раздра­жительность по самым незначительным поводам. Им трудно сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляются головные боли, сердечные боли, нарушаются функ­ции желудка, появляется бессонница, расстраивается половая функция, снижается острота сексуальных ощущений.

Истерия— наблюдается чаще у женщин. Они подчас пред­ставляют себя тяжелобольными, несчастными, «непонятными натурами» и глубоко вживаются в созданный ими образ. Иног­да достаточно случайной неприятной, мелкой семейной ссоры, незначительного служебного конфликта, чтобы больной начал горько рыдать, проклинать все и всех, угрожать покончить со­бой. Истерическая реакция начинается обычно тогда, когда боль­ному необходимо добиться чего-либо от окружающих или на­оборот, избавиться от их якобы несправедливых или попросту нежелательных требований. Эти реакции могут проявляться безудержными слезами, обмороками, жалобами на головокру­жение и тошноту, рвотой, судорожными сведениями пальцев рук, а в целом — симптомами почти любой болезни, извест­ной данному человеку, может возникнуть мнимый паралич, глухота, исчезнет голос. Но при всем этом истерический при­ступ нельзя считать симуляцией, он чаще всего возникает по­мимо желания человека и заставляет сильно физически и мо­рально страдать его самого. Избалованность, капризность, чрез­мерно высокое самомнение и завышенные притязания, непри­ятие даже самой слабой критики в свой адрес — такие особен­ности характера человека провоцируют развитие истерии.

Невроз навязчивыхсостояний (психоастения) — появля­ются стойкие тревожные мысли, страхи, например, «заразить­ся болезнью», потерять близкого человека, покраснеть при бе­седе, остаться одному в помещения и т. п. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасений, ко не может от них избавиться.

Фобический невроз

проявляется как сильные, необъясни­мые и неконтролируемые человеком страхи, вплоть до пани­ческого ужаса перед какими-то конкретными объектами или ситуациями (страх перед собаками или пауками, фобия закры­того или открытого пространства, страх езды в транспорте и т.п.).

Ипохондрический невроз проявляется как чрезмерная обес­покоенностьчеловека своим здоровьем,

когда человек нахо­дит у себя любые болезни и испытывает постоянные, разнообразные болезненные ощущения в теле, хотя никаких объектив­ных нарушений врачи не находят.

Депрессивный

невроз проявляется как чрезмерная угнетен­ность, подавленность настроения и жизненного тонуса челове­ка, потеря интересов, нежелание жить.

Как уже отмечалось, предпосылки для возникновения не­врозов могут закладываться с детства, вследствие неправиль­ного воспитания, наличия у ребенка психических травм и тяго­стных переживаний, а также вследствие нарушенных или ос­ложненных межличностных взаимоотношений. Известный психолог Хорни подчеркивала, что именно межличностные отношения в сочетании с социально-культурными условиями жизни способны значимо влиять на особенности протекания неврозов (это направление называют «социокультурная концеп­ция личности»).

Хорни доказывала, что решающим фактором в развитии ребенка являются социальные отношения между ребенком и родителями, а в основе нарушений функционирования личнос­ти лежат уникальные стили межличностных отношений.

Если родители проявляют истинную любовь и тепло по отно­шению к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности, и, вероятнее всего, сформируется здоровая лич­ность. Если многие моменты в поведении родителей травми­руют потребность ребенка в безопасности (неустойчивое, су­масбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам ребенка), то весьма вероятно патологическое развитие личности. Основным результатом такого дурного обращения родителей с ребенком, является развитие у него
базалъной враж­дебности.
В этом случае ребенок и зависит от родителей, и испытывает к ним чувства обиды и негодования. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительс­кой семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защи­ты, цель которой — подавление враждебных чувств по отно­шению к родителям, чтобы выжить. Эти подавленные чувства враждебности проявляются невольно во всех взаимоотноше­ниях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в буду­щем. Таким образом, у ребенка проявляется
базальная трево- га, ощущение одиночества и беспомощности перед лицом по­тенциально опасного мира, Причиной невротического пове­дения будут нарушенные отношения между ребенком и роди­телями. Сточки зрения Хорнщ выраженная базальная тре­вога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.
Невротические потребности объединяются в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей», «против людей», «к людям». У невротической личности обыч­но преобладает одна из них. Соответственно выделяются типы личности: 1 — уступчивый тип ориентируется на людей, про­являет зависимость, нерешительность, беспомощность, дума­ет: «если я уступлю, меня не тронут»; 2) обособленный тип ориентируется от людей, думает: «Если я отстранюсь, со мной все будет в порядке», говорит: «Мне все равно», ничем и никем не увлекаясь; 3) враждебный тип ориентируется против лю­дей, для него характерно доминирование, враждебность, эксп­луатация, он думает: «У меня есть власть, меня никто не тро­нет», следует бороться против всех и любую ситуацию оценить с позиции: «Что я буду иметь с этого?». Враждебный тип спо­собен действовать тактично и дружески, но его поведение все­гда нацелено на обретение контроля и власти над другими, на удовлетворение личных желаний и амбиций.

Все эти стратегии находятся между собой в состоянии кон­фликта и у здоровой, и невротичной личности, однако у здоро­вых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоцио­нального заряда, как у больных неврозами. Здоровому челове­ку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам, А невротик использует только одну из трех стратегий, независимо от того, годится она в данном случае или нет.

вопрос 82

Аутотренинг

Одним из самых мощных средств восстановления эмоцио­нального равновесия является аутотренинг — особая методика самовнушения на фоне максимального мышечного расслабле­ния. Предложил термин и детально разработал методику ауто­тренинга (АТ) немецкий профессор-психиатр Шульц (1884— 1970). АТ помогает быстро снять излишнюю нервно-мышеч­ную напряженность, волнение, проявление неврозов и вегета­тивно-сосудистой дистонии, головные боли, вялость, раздра­жительность, неприятные ощущения, позволяет управлять на­строением, мобилизовать все душевные и физические силы на достижение поставленной цели, помогает уснуть в любое вре­мя суток для кратковременного эффективного отдыха, умень­шить потребность в ночном сне.

Освоить АТ может практически любой человек, но более легко ок дается людям, способным вызвать в сознании яркие живые образы. Овладение основами АТ требует систематичес­ких занятий в течение 2—4 месяцев. Поэтому те, кто ожидает чуда в ближайшие 1—2 недели, будут разочарованы. В период освоения рекомендуется заниматься три раза в день: 10 минут утром (лежа, как только проснулись), 5 минут днем (напри­мер, во время обеденного перерыва) и 10 минут перед сном, в постели.

Классическую методику Шульца проверили на себе сотни тысяч людей.

Шульц предполагает последовательно овладеть формула­ми самовнушения: «правая рука тяжелая», «сердце бьется спо­койно и ровно», «правая рука теплая», «дыхание спокойное и ровное», «лоб приятно прохладный». Чтобы внушаемое ощу­щение реализовалось, необходимо все внимание сосредоточить на соответствующей части тела. Очень важно, чтобы формулы не произносились бессмысленно, автоматически или как гру­бый приказ телу. Надо стараться ярко, образно представлять себе то, что должно ощущаться: вот рука наливается тяжес­тью, которая сосредоточивается в кисти и распирает ее, вот она ощущает дуновение теплой струи воздуха, тепло все усиливается… легкие с наслаждением вдыхают чистый ароматный воз­дух… Формулы следует произносить на выдохе. Каждое заня­тие следует заканчивать произнесением формулы, снимающей внушенную тяжесть: «Руки напрячь. Согнуть. Дышать глубо­ко. Открыть глаза. Расслабить руки». Когда АТ проводится перед сном, эти фразы не произносят.

После того как основные формулы будут усвоены, т. е. без особых усилий ощущается то, что внушается, приступают к формулам намерения. Эти формулы разнообразны и должны быть актуальны, кратки, утвердительны, например, «голова свежая, ясная, боль покидает ее», «я справлюсь с этим делом», «я выдержанный, уверенный в себе человек», «я хорошо отдох­нул», «я заряжаюсь энергией», «я засыпаю» и т. п. С самого начала тренировок используется одна форма намерения: «Я совершенно спокоен». Она произносится перед каждой из пяти основных формул.

Овладев АТ, следует поддерживать приобретенные умения, помня, что каждое занятие, даже без формулы намерения, — это кратковременный, но очень эффективный отдых, снимаю­щий усталость и нервное напряжение. Днем в подходящий момент можно легко привести себя в состояние аутогенного 10—15-минутного полусна-полубодрствования, обычно это де­лается в позе «кучера»: сидя, голову опустить на грудь, ноги слегка расставить и согнуть под тупым углом, руки положить на бедра, глаза закрыть. Можно воспользоваться и такими по­зами: сидя за столом, подпереть голову руками и опустить ее на предплечья. Лучшая поза та, которая доступна и привычна. Люди, хорошо владеющие АТ, могут, не принимая специаль­ной позы и не заставляя себя погружаться в полусонное состо­яние, реализовать формулы внушения, эффективно управлять своим психическим состоянием, настроением, поведением.

ВОПРОС 83

К чему может привести низкий уровень притязаний или постоянные провалы


Человеческая психика устроена таким образом, что для полноценной работы ей нужно систематическое развитие. Необходимо двигаться вперед и добиваться поставленных целей. Именно этого требует от человека и современное общество. Нужно всегда быть успешным, подниматься вверх.

Стоит отметить, что когда человек терпит неудачу, урон его самооценке всегда наносится гораздо больший, чем при сравнимом успехе. А уже от самооценки и уровня притязаний личности зависит общий настрой и эмоции. При частых неудачах возможно появление фрустрации. Выражаться она может в угрожающем поведении в отношении себя, либо окружающих людей.

Впадение во фрустрацию часто становится причиной изменения характера, способствует проявлениям вялости, безынициативности и комплексу неполноценности. Если это состояние длится долго, то это может вызвать невроз, а также различные психологические проблемы.


Фактически, уровень притязаний зависит от самооценки весьма косвенно. Однако они все же взаимосвязаны. Так, при постоянном снижении самооценки уровень притязаний может неожиданно увеличиться. Как правило, это происходит при переходе от высокой самооценки к адекватной. В данном случае человек, скорее всего, хочет отыграться за свои неудачи, либо снизить разочарование от вероятных потерь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]