Правила культурного разговора и этические принципы общения


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ

https://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0a65635b2ad68b5c43b88421206d27_0.html для семинара посмотреть

1) компетентность – это общение, основанное на соответствующих знаниях, навыках, умениях и качествах личности. Основные составляющие компетентности:

— этико-гуманистические убеждения и ценности;

— адекватная ориентированность в личностном потенциале общения;

— познавательно-общенческая компетентность, навыки ориентировки, обратной связи, наблюдения в общении, умения слушать и понимать партнёра;

— коммуникативная компетентность, навыки передачи информации, эффективное владение языком и речью;

— интерактивная компетентность, владение навыками установления психологического контакта;

— владение техниками и технологиями организации общения в различных ситуациях , умения целенаправленно строить, позиционировать и гибко перестраивать общение, умения ролевого общения;

— методически эффективное использование основных форм общения в управленческой деятельности (беседа, публичное выступление, совещание, переговоры);

-способность решать проблемы управления средствами общения.

2) гуманность – (человеколюбие) – позволяет удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Гуманистическое общение это больше интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение, а иногда просто разговор в купе. Когда мы рассказываем своим собеседникам нечто из ряда вон выходящее, мы нередко восстанавливаем в нашем сознании картину происходивших с нами событий нашего рассказа. Такое внутреннее самосозерцание может быть настолько ярким, что оно уже способно вызвать у нас соответствующие обстоятельствам чувства. Поэтому когда мы видим, что собеседник сопереживает нам, мы воспринимаем его как человека, который понимает нас. Когда собеседник делится с нами своими чувствами это значит лишь, что он доверяет нам, поэтому никогда не стесняйтесь демонстрировать вашему собеседнику сочувствие и сопереживание его мыслям.

3) ортобиотичность — осознание самоценности жизни и жизни других людей, оптимизм, выработка технологии сбережения здоровья

4) инновационность – стремление к рационализаторству, способность к риску, поощрение предложений, не стандартность решений, вкус к поиску нового;

5) прагматизм — работа на результат, рациональное использование рабочего времени, активная инвестиционная деятельность.

ВАРИАНТ 2 О ПРИНЦИПАХ ОБЩЕНИЯ

1. Эмпатия — это умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они. Воспринимать мир с их позиций. Это умение «влезть в шкуру” другого человека, ощутить сопереживание его проблемам, вместо давления своего видения и своего эго.

2. Доброжелательность – это способность не только чувствовать доброжелательность к людям, но и показывать всем своим существом это свое доброжелательное отношение к ним. Сюда входят и уважение к человеку и симпатия, и умение принять его даже тогда, когда не одобряешь его поступки. Для этого надо научиться отделять человека и его поступки. Это готовность поддерживать других людей.

3. Аутентичность – это умение быть естественным в отношениях. Не скрываться за масками или ролями в жизни, которые мы исполняем. Мы и роли – не одно и то же. У каждого человека их множество: мама, жена, руководитель…Это способность быть Собой в любых контактах с окружающими.

4. Конкретность — это умение отказаться во время общения от общих рассуждений и замечаний, часто многозначительных и непонятных. Это умение конкретно говорить о своих переживаниях, мнениях, чувствованиях, действиях, а не о ком-то…, когда-то…, всегда…, все…, и т. д.

5. Инициативность — это склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми. Это умение идти вперед в отношениях, а не только реагировать на то, что делают другие. Это способность устанавливать здоровые контакты, не дожидаясь инициативы со стороны других.

6. Непосредственность — это умение говорить и действовать напрямую. Это открытая демонстрация своего отношения к проблемам и людям. Противоположное качество – умение скрывать своё истинное отношение, которое замешано на лжи себе и людям.

7. Открытость и искренность — это готовность открыть другим свой внутренний мир, то есть впустить человека внутрь себя. Это возможно сделать только тогда, когда мы нацелены на установление крепких отношений, и понимание того, что открытость способствует этому.

Здесь надо осознавать, что искренность не эквивалентна готовности обнародовать все свои секреты. Открытость нужна конкретно по теме, по ситуации, а не пытаться вывалить на человека интимные подробности.

8. Умение принимать чувства других — это отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами и чувствами других людей. Это умение принять любые чувства человека – боль, отчаяние, радость, возмущение и т.д. Просто принять, что на данный момент это есть так и не иначе. Разделить с ним эту боль и радость, а не поучать, что так нельзя… И внутри себя безусловно верить, что все может измениться в дальнейшем. Это только чувствование ситуации этим человеком, а не весь человек.

9. Самопознание — это исследовательское отношение к своей жизни и поведению. Стремление воспользоваться для этого помощью окружающих и готовность принять эту помощь через общение в том числе.

10. Ответственность — это умение общаться с другими людьми с полной ответственностью за происходящее. Здесь главный постулат: мы воспринимаем отношение человек к нам – позитивное или негативное – но мы сами режиссеры своей жизни и самооценки. Не окружающие ее формируют.

Это качество обычно нарабатывается в ситуациях, когда вас беспощадно критикуют значимые для вас люди. И тогда у вас есть выбор – поверить им и задавить себя или наработать позицию здравого наблюдателя – я вижу, слышу, спокойно реагирую и учту пожелания. Но это не основное в мое самооценке, а лишь мнение именно этого человека на данный момент времени.

LiveInternetLiveInternet

Общение одна из величайших возможностей человека. По большому счету одна из главных целей жизни человека — научиться гармонично общаться. Иначе зачем и для каких задач воплощаться в среде перенасыщенной людьми ? Не оттого ли, что человеческая среда наиболее способствует реализации этих задач. Нас делают человеками с младенчества. Общение у нас в крови. Но насколько мы умеем пользоваться и наслаждаться этим шикарным инструментом ? И какова наша культура общения ? Подробней о выстраивании отношений и навыкам общения: 1.Психология отношений: принципы построения счастливых отношений 2.Невербальное общение: как нас воспринимают 3.Как контролировать свои эмоции: 3 эффективных подхода в управлении эмоциями 4.Энергетический вампиризм: о некоторых энергетических аспектах общения. Из чего на самом деле мы строим Фундамент для общения с людьми ? В детстве мы как губки, впитываем все что можем, ведь это способствует выживанию. И далее бессознательно используем в строительстве расцветающей жизни, но на каком фундаменте. Много лет исследуя и практикуя разные подходы в сфере общения, выделил базовые принципы, которые в форме правил и навыков помогают проще, легче и продуктивней общаться с людьми.

Есть люди с «врожденной» способностью налаживать контакты, им на первый взгляд не нужна психология общения. Хотя вне зависимости от врожденных и сформированных способностей, знание сути психологии общения помогает людям лучше понять свое поведение, пересмотреть основы на которых оно сформировалось, и научиться получать больше радости, информации и пользы как от дружеского, так и делового общения. Общение это обмен энергией и информацией в формате\рамках взаимоотношений. А поскольку мы — люди, то атмосфера общения тут же обрастает множеством наших атрибутов и потребностей — иерархии, власти, зависимости, претензий, ожиданий, помощи и т.д. Что же, давайте раскладывать все по полочкам Фундаментальные принципы психологии общения с людьми это каркас, гармоничная структура, которая дает наглядную карту о том что происходит, и что исправить чтобы правильно общаться с людьми. Это естественные механизмы формирующие наше общение, а не речевые приемы убеждения, спора или манипуляции. Такой всесторонний подход к психологии общения помогает самостоятельно разобраться в том, как правильно общаться и говорить с любыми людьми, учитывая основы общения и уникальность каждого человека.

  1. Самостоятельность\самодостаточность.
  2. Конфликт
  3. Комфорт
  4. Выражение эмоций, чувств
  5. Уважение, забота, любовь.
  6. Интерес.
  7. Искренность, открытость.
  8. Принятие.
  9. Взаимодополнение.
  10. Сочетаемость.
  11. Тишина.
  12. Динамика, дистанция.
  13. Реализация, текущие задачи.

Применять каждый принцип следует сначала к себе(!), а затем к собеседнику. Самостоятельность\самодостаточность показывает насколько вы самоценны, эмоционально и энергетически независимы, целостны. Можете ли вы не «цепляться», не «проваливаться», не быть завязанным на собеседника. Конфликт. В любом взаимодействии зрелых людей присутствуют их желания, и пока общение находится в зоне общих интересов все идет гладко. Зачем вы общаетесь, чего вы хотите и не хотите ? Ожидаете ? Каковы ваши претензии, условия ? Что вы делаете в конфликтной ситуации — как конфликтуете ? Комфорт. Насколько вам комфортно и хорошо. Что вы можете сделать что бы стало комфортней. Как долго вы готовы терпеть дискомфорт ? Что мешает расслабиться ? Выражение эмоций и чувств. Скованность, стеснительность, робость, неуверенность гасят ваши эмоции и как следствие общение лишается сочности, текучести, естественности и удовольствия. В главе «Как контролировать свои эмоции» указаны рекомендации по решению этих вопросов. Уважение, забота, любовь. Бережное и заботливое отношение к собственным ресурсам — целостности, телу, энергетике, делам, деньгам и как человеку вообще. Интерес, любопытство. Проявляя искренний интерес к собеседнику вы даете ему возможность рассказывать и говорить с вами. Прежде всего ищите и акцентируйте свое внимание на хорошем в людях. Искренность, открытость. Есть смысл говорить что есть, но осторожно, так как правдой можно навредить. С открытостью есть нюансы в деловых отношениях, но близкие отношения без сонастроенности, открытости и контакта душа-в-душу чахнут и теряют всякий смысл. Принятие. Жизнь каждого человека это сосуд его индивидуальности. Человеческая среда дает возможность разным мирам, воплощаясь в теле, взаимодействовать в едином пространстве. Принятие, а точнее восприятие другого человека без вовлечения, следования или сопротивления к его позициям, стремлениям, ограничениям. Чем выше уровень самостоятельности, тем проще принимать другого человека таким какой он есть, при этом целиком оставаться самим собой. Взаимодополнение. Очень продуктивно для развития общаться с людьми с отличными от ваших сильными сторонами. Сочетаемость. Иногда нормальные люди сильно конфликтуют, не из-за непримиримого идеологического фанатизма (apple-pc, iphone-android, bmw-mercedes, христианство-буддизм, мясоеды-веганы, пунктуальные-разгилдяи), а по причине структурной несочетаемости энергетики и характеров. Тишина. Учитесь сохранять собственное пространство покоя и невовлеченности в разговоре. Центрироваться и быть «здесь и сейчас», а не только в эмоциях, образах и словах. Хорошо помогает работа с эмоциями и практики медитации. Динамика, дистанция. У любого общения есть канва взаимоотношений, за исключением «попутчиков в поезде» ). Это определяет дистанцию общения и «правила игры». Это большая тема рассмотрена в «Психологии взаимоотношений». Реализация, решение задач. Общение не просто приятный разговор, это еще и помощь делу. Насколько ситуации общения способствуют решению конкретных жизненные задач, — связи, идеи, знания, понимание, энергия. Особенности жизненных задач будут задавать специфику общения — человек с учительскими задачами неявно будет чему то учить, человек с задачами по власти будет так же неявно командовать, агитировать или удерживать позиции любой ценой, человек с задачами по сексу — приносить удовольствие и т.д. С теорией всё, а теперь простые примеры из личной жизни Сначала изучите себя через призму 13-ти принципов психологии общения, а затем примените их к собеседнику — насколько ваше общение учитывает и способствует его интересам, развитию, целостности. Не становится кто либо из вас жилеткой, энергетическим донором, слугой, прогибается, старается быть только хорошим и т.д. Для начала это следует осознать. В современной психологии и на тренингах по общению существует множество речевых и энергетических приемов для налаживания общения. Во многом эти методы не работают с причинами проблем общения, не учитывают основные принципы общения, и по сути пытаются на грязную одежку излить одеколон. Выравнивая общение ситуационно за счет искусственных надстроек и без учета последствий для человека в целом. Вместо того чтобы подойти к вопросу чуть шире, и учесть всего человека в целом. А поскольку общение это выражение, прорастание из себя самого и изучение реальности другого человека, то плоды и качество общения приятны когда собеседники в первую очередь осознанные, гармоничные и целостные люди. И различные правила или методы психологии общения, могут лишь указать на дисгармоничные черты характера, кривые модели поведения, и помочь вырастить новые, что бы сделать общение более естественным, насыщенным и Живым. Как правильно общаться с людьми — экспресс анализ типичных ошибок и проблем в общении Не всегда получается наладить или продолжить общение в нужном русле. Бывает человек «соскальзывает», или между вами «глухая стена», или вы просто за счет разности ритмов\интересов не стыкуетесь. Мелкие «фишки» или «приемы» общения, безусловно простимулируют течение разговора и на этой эмоциональной волне куда-то да выплывете. Но насколько это естественно, природно и близко вам ? К сожалению многие люди от страха одиночества всячески подавляют и игнорируют себя, лишь бы быть интересным собеседнику или обязательно навязать свою волю, желания, мысли. С течением времени это забывается и у человека не остается привычки быть искренни, любить себя и видеть другого без пелены воздействия. И вот эти принципы становятся как ушат холодной воды, отрезвляют и побуждают задуматься. Давайте еще раз пройдемся по краеугольным проблемам общения: Самостоятельность — один из участников разговора «вешается», «проваливается» в собеседника. Отдавая свою энергию и инициативу. Проблема «сильного» в том, что ему вне рамок подпитаться слабым и отдающим, такой разговор не интересен. Конфликт — один из собеседников постоянно лезет на рожон, и ему в этом потакают. Также кто-то из участников может неосознанно проживать сценарий старого конфликта, и на другого будут сыпаться все претензии и обиды. Комфорт — неумение говорить из своего комфорта создает некую дистанцию и отстраненность собеседников. В разговоре точкой опоры и «ведущим» становится более комфортный и расслабленный участник. Выражение эмоций и чувств — зажатость и скованность мешает говорить что хочется. Поэтому для выражения себя используются неестественные роли и маски. Также подавленные чувства мешают слышать другого человека. Люди общаются сталкиваясь скорлупами и открытого разговора не получается. Уважение, забота, любовь — игнорирование другого человека ставит под сомнение целесообразность общения. Излишнее проявление заботы также настораживает и расслабляет человека до уровня хамства и потребительства. Если вы принимаете другого таким как он есть , то есть любым, то почему бы ему не вести себя только в своих интересах ? Интерес — отсутствие интереса к другому человеку говорит или о вашей усталости или необходимости прекратить общение на сейчас. Без интереса нет смысла в общении. Искренность, открытость — будучи закрытыми нам сложно расслабиться и включиться в общение целиком. Искренность помогает оздоровить разговор живой порцией интереса. Обиды, гнев, злость наоборот перекрывают кислород общения. Принятие — другой человек всегда в чем-то отличен от нас. Как мы относимся к этой разности. Можем ли воспринять эту разность ? Взаимодополнение — как разность другого человека может усилить вас. Вы готовы доверить другому человеку какую-то функцию в своей жизни или научиться этому и собеседника. Сочетаемость — есть не стыкуемые с вами люди, глубинно. Готовы ли вы это принять и просто идти дальше. Есть ли желание искать «своих» людей ? Тишина — что мешает приятно помолчать, почему всегда «надо» что-то говорить ? Вы же не на радио, в прямом эфире. Паузы заполняются ценой собственного комфорта, искренности, самодостаточности. Реализация, текущие задачи — непонимание своих целей общения создает неудовлетворенность и не позволяет подобрать адекватные инструменты общения и свою позицию. Почувствуйте, вам хочется внимания и просто поговорить, самоутвердиться и поспорить, узнать человека ближе и т.д. Практика : упражнения на развитие навыков общения Практика заключается в предварительном анализе, осмыслении, выработки одного принципа, а затем в осознанном общении с позиции этого принципа. И тогда, шаг за шагом вы проработаете все базовые принципы общения, вырабатывая и оттачивая свой стиль естественного и эффективного общения с людьми. Начните с принципов самостоятельность, выражение эмоций и чувств, цели и задачи. Вот так, постепенно, принцип за принципом вы проработаете все базовые грани общения. Удачи! www.daology.ru

Тема 2.1 Общие принципы общения с пострадавшими в ЧС

Хочу обратить ваше внимание на то обстоятельство, что такое общение значительно отличается от повседневного. Это связано с тем, что любая чрезвычайная ситуация (несчастный случай, аварии, войны, катастрофы, террористические акты, потеря, гибель близкого) оставляет в душах глубокий след. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования:

  • физиологический (появление усталости, нарушения аппетита, сна, обострения хронических заболеваний и т.д.);
  • психологический (функциональные нарушения всех познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, речи);
  • уровень межличностного взаимодействия (появление агрессивности, обидчивости в поведении).

Общаясь с пострадавшими в зоне чрезвычайной ситуации нужно учитывать все эти изменения.

В начале общения необходимо дать понять пострадавшему, что оказывающий помощь специалист, является другом, а не врагом, он хочет помочь, а не навредить. С другой стороны, следует дать возможность «выплеснуть» чувства, накопившиеся в душе (боль, страх, обиду, горечь, злобу на весь мир, и на себя самого). Таким образом, важно создать пострадавшему ощущение безопасности – поддержки окружающих. Обнимая человека, держа его руку в своей, вы возвращаете ему чувство защищенности.

При общении с пострадавшими рекомендуется строить свою речь в побудительном наклонении. Не должно быть сложных предложений, сложно построенных словесных оборотов в речи, например: «Извините, пожалуйста… Не могли бы Вы…», так как пострадавшим трудно будет уследить за ходом ваших мыслей. При работе в зоне ЧС необходимо давать людям короткие, четкие команды, избегая в речи употребления частицы «не». Речь должна быть плавная, медленная с элементами внушения: «О тебе знают, помощь идет!»; «Слушай меня!..» и т.п.

В процессе общения с пострадавшим следует контролировать свое эмоциональное состояние, так как оно может отражаться в речи (тембр, громкость голоса, интонации). В вашем голосе не должны звучать неуверенность, сомнение, а тем более паника. Следите так же за выражением своего лица. Оно должно быть спокойным и уверенным. Нельзя показывать, что вы сами в растерянности, а тем более в панике. Нельзя поддерживать обвинения в адрес окружающих или их страх, что трагедия может повториться, так как такие эмоции очень заразны и могут привести к массовой агрессии или панике.

Особое внимание следует уделить навыку, так называемого, «активного слушания». Этот метод появился как технология общения, в результате анализа поведения людей, которые обладают способностью в процессе разговора, добиваться от собеседника нужных результатов (при переговорах и др.). Однако очень скоро стало ясно, что этот метод позволяет эффективно помогать людям, которые испытывают психологические трудности. Человек, понимая, что его слушают, рассказывая, раскрывает свои чувства.

Тем самым, осознавая свои трудности, он продвигается на пути их решения.

Суть метода. По возможности, нужно помочь пострадавшему выговориться. Объяснить, что с ним случилось и как это подействовало на него. Сами вы должны говорить поменьше, будучи лишь хорошими активными слушателями. Необходимо помочь выразить пострадавшему то, что он испытывает: печаль, боль, вину, злобу, агрессию и т.д. Надо постараться внушить пострадавшему надежду, но при этом, надо быть честным с ним, не следует впустую его обнадеживать.

Основные приемы «активного слушания» таковы: пауза и угу-поддакивание; парафраз; резюме; отражение своих чувств; отражение чувств собеседника.

  • Пауза и угу-поддакивание. Угу-поддакивание – это самый простой прием, и любой человек им пользуется почти интуитивно. Во время разговора необходимо периодически кивать головой, говорить “да”, “угу”, “ага”, и т.п., этим вы даете собеседнику понять, что слушаете его и заинтересованы. Пауза в разговоре необходима, чтобы предоставить собеседнику возможность выговориться до конца (так как человеку необходимо время, чтобы сформулировать свои мысли и чувства). В то же время пауза освобождает разговор от лишней ненужной информации (говорить лишь бы говорить).
  • Парафраз – буквально повторение последней фразы собеседника. Это позволяет ему убедиться в том, что вы его поняли, и побуждает к дальнейшему повествованию.
  • Резюме. Прием состоит в следующем: используя слова и выражения говорящего, вы подводите итог определенного этапа разговора. Это очень важная задача, решение которой позволяет, завершив очередной этап разговора, продвинуться далее в решении проблемы.
  • Отражение своих чувств. Говоря о своих чувствах, можно решить сразу несколько проблем. Во-первых, существенно снижаются негативные чувства и переживания самим фактом того, что они признаны и озвучены. Во-вторых, сама беседа становится более полной и искренней. И, в-третьих, это побуждает собеседника открыто выражать свои чувства, что необходимо для того, чтобы человек чувствовал себя более комфортно и мог избавиться от сильных внутренних переживаний.
  • Отражение чувств собеседника. Когда мы называем чувства, которые испытывает собеседник, и “попадаем” в его ощущение, угадываем его, человек чувствует “родственность душ”, начинает больше доверять вам, раскрывается.

Теперь давайте разберем те ошибки, которые часто допускают в процессе «активного слушания». Это стремление дать совет и желание задавать уточняющие вопросы.

  1. Стремление дать совет опасно тем, что когда человек выслушивает совет, начинают работать механизмы психологической защиты и пострадавший, как правило, сразу же отвергает предложенный совет, при этом одновременно происходит разрушение уже установленного ранее контакта.

Задавать уточняющие вопросы также не рекомендуется. Во-первых, задавая вопросы, есть большая опасность увести разговор достаточно далеко от волнующей человека темы. Во-вторых, задавая вопросы, Вы берете ответственность за беседу на себя, много говорите сами, вместо того, чтобы дать возможность говорить пострадавшему.

Существуют критерии, по которым можно судить о том, насколько эффективно продвигается процесс «активного слушания». Основных критериев три:

  1. Продвижение в решении проблемы. Человек, выговариваясь, начинает видеть возможные пути выхода из данной проблемной ситуации, осознает новые, скрытые от него аспекты ситуации.
  2. Видимое снижение интенсивности негативных переживаний. Здесь действует правило о том, что горе, разделенное с кем-то, становится в два раза легче, а радость становится в два раза больше.
  3. Человек начинает рассказывать о себе или о проблеме больше.

Общаясь с пострадавшим, придерживайтесь принципа «Не навреди»!

Помните, что пострадавшие очень ранимы. Даже, если перед вами стоит крепкий мужчина, с виду вполне здоровый, не забывайте, что этот человек мог только что потерять дорогих ему людей, и сейчас он может быть, очень слаб и раним душевно.

Не делайте того, в пользе чего вы не уверены. Ограничьтесь тогда лишь сочувствием и как можно быстрее обратитесь за помощью к специалисту (психотерапевту, психиатру, психологу).

Правила при оказании психологической помощи:

Необходимо позаботиться о собственной безопасности. Переживая горе, человек часто не понимает, что делает, поэтому может быть опасен для окружающих (применение физической силы). Не пытайтесь помочь человеку, если не уверены в своей физической безопасности (при попытке самоубийства человек не только сам бросается с крыши, но и может потянуть за собой того, кто пытается ему помочь; люди могут накинуться с кулаками на того, кто сообщает о смерти близкого, даже если это случайный, посторонний человек).

Позаботьтесь о медицинской помощи пострадавшим – при необходимости вызовите врача. Возможны ситуации, когда по каким-то причинам медицинская помощь не может быть оказана незамедлительно (приезда врачей приходится ожидать, или пострадавший изолирован, к примеру, заблокирован в завале при обрушении здания и т.д.), В этом случае Ваши действия должны быть такими (речь идет о людях без тяжелых физических травм):

1) Сообщите пострадавшему актуальную для него информацию (информация может быть о том, что помощь идет).

2) При необходимости подскажите пострадавшему, как необходимо себя вести: максимально экономить силы, дышать неглубоко, медленно, через нос.

3) Находясь рядом с человеком, получившим психическую травму в результате воздействия экстремальных факторов (теракт, авария, потеря близкого и др.), не теряйте самообладания. Состояние, поступки и эмоции пострадавших могут быть разными и быстро меняться, что является нормальной реакцией людей на ненормальные для них обстоятельства.

4) Оценив состояние пострадавшего, если Вы понимаете, что у Вас не хватает ресурсов для оказания помощи, и один Вы можете не справиться, обратитесь за помощью к коллегам.

5) Основной принцип оказания помощи в психологии такой же, как в медицине: «Не навреди». Поэтому, если Вы не уверены в правильности того, что собираетесь делать – лучше воздержитесь.

В динамике травматическая ситуация проходит четыре этапа.

Первый этап – фаза отрицания или шока. Этот этап начинается с момента возникновения стрессовой ситуации и может продолжаться до трех дней. Второй этап – этап агрессии и вины. Этот этап длится от 9 до 40 дней. Эта фаза характеризуется тем, что пострадавший либо винит себя в случившемся (фаза вины) или в том, что произошло, винит других: власть, местную администрацию и пр. (фаза агрессии). Третий этап – фаза депрессии. Она длится до 1 года и характеризуется тем, что человек впервые проживает все важные события, которые происходили в его жизни, когда травматического события еще не произошло. И последний этап – фаза исцеления. Она начинается после первого года и заключается в том, что человек научается жить без потери.

При оказании экстренной психологической помощи пострадавшим необходимо помнить, что такого рода помощь нельзя оказывать людям в психотическом состоянии, признаками которого являются бред и галлюцинации. Галлюцинации представляют собой мнимое восприятие, не имеющее в качестве источника внешний предмет, а так же ложное сенсорное впечатление. Галлюцинации бывают: зрительные, акустические, вестибулярные, вкусовые, обонятельные. Бред – болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими образами, видениями, искаженное восприятие действительности, расстройство мышления.

Например, после пожара в наркологической клинике в Москве, на опознание пришел мужчина, который говорил родственникам, пришедшим на опознание, что они должны пойти с ним, он знает, что там, за поворотом, есть оазис, в котором все погибшие живы, поют райские птицы и изобилие всего, чего только человеку угодно.

Основная задача при выявлении таких людей – обеспечить собственную безопасность и безопасность других пострадавших и как можно скорее передать такого человека медикам. Тактика общения с пострадавшими, у которых есть подозрения на бред и галлюцинации состоит в следующем:

  • обращаться к здоровой части личности;
  • общаться в рамках картины мира пострадавшего, не вступая в дискуссию о соответствии этой картины реальности.

По МКБ – 10 острые стрессовые реакции характеризуются частичной или полной утратой:

  • целесообразной деятельности;
  • критичной оценки ситуации;
  • контакта с другими людьми.

Острая стрессовая реакция (ОСР) является нормальной реакцией на ненормальные обстоятельства. Острая стрессовая ситуация наступает в момент критического инцидента и может продолжаться до двух – трех суток.

К острым стрессовым реакциям относятся следующие виды:

  1. Плач;
  2. Агрессия;
  3. Истероидная реакция;
  4. Апатия;
  5. Страх;
  6. Психомоторное возбуждение;
  7. Ступор;
  8. Нервная дрожь.

Очередность оказания экстренной психологической помощи пострадавшим при острых стрессовых реакциях

При работе с острыми стрессовыми реакциями в первую очередь помощь оказывается при: истероидной реакции, агрессии и психомоторном возбуждении, т.к. именно эти реакции могут нанести вред, как самому пострадавшему, так и другим людям – эмоциональное заражение. Следующей в порядке оказания помощи следует реакция ступор, т.к. данная реакция опасна для жизни и здоровья самого пострадавшего. Далее следует обратить внимание на пострадавших, находящихся в состоянии страха. Эта реакция опасна вероятностью перехода в панику. Реакция апатии опасна тем, что у пострадавшего частично утрачена способность обеспечивать собственные витальные потребности. При нервной дрожи, в случае неоказания должной помощи, есть вероятность возникновения психосоматических заболеваний. Из всех вышеперечисленных реакций – реакция плача является самой адаптивной и способствует выходу негативных эмоций.

При оказании экстренной психологической помощи есть ключевые моменты, которые соблюдаются специалистами при работе с острыми стрессовыми реакциями:

  • не оставлять человека одного;
  • дать ощущение большей безопасности;
  • оградить от посторонних зрителей;
  • помочь почувствовать пострадавшему, что он не остался один на один со своей бедой;
  • употреблять четкие короткие фразы с утвердительной интонацией;
  • постараться свести реакцию к плачу;
  • избегать в своей речи употребления частицы «не».

Однако есть и специфика работы с каждым из видов ОСР.

ОБЩЕНИЕ КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ: СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

В начале третьего тысячелетия уже можно утверждать, что общение как ценность и первая жизненная необходимость

нахо­дится в центре внимания философии, этики, психологии, пе-

дагогики, культурологи, которые пытаются с разных точек зрения определить сущность этого феномена.

Так, психологи определяют, общение как информационное и предметное взаимодействие в процессе которого реализуются и формиру­ются межличностные взаимоотношения (Я.Л. Коломинский). И это определение верно, поскольку в нем, в частности, отражается деятельностный характер общения как формы человеческих взаимоотношений. Такими же справедливыми будут суждения об общении как особого рода искусстве, требующем таланта; как о науке, имеющей свои закономерности; как своде технологий и правил поведения и др. Иными словами, не следует ждать однозначного определения общения: здесь возможна такая же поливариантность, как и в формах проявления са­мого общения.

Наиболее полно сущность общения выражается в том, что оно — важнейшая сторона человеческой деятельности, заключаю­щаяся в субъект-субъектном отношении одного человека к другому на „основе взаимного признания «самости» и самоценности.

Такое понимание общения с позиций гуманистической этики требует от педагога обратить внимание на следующие его основные чер­ты и свойства:

• общение предстает как деятельность,

что предполагает его активно-процессуальный характер; содержанием этой деятельно­сти является
установление отношения
одного человека к другому;

• межличностные отношения — независимо от положения вступающих в них людей — должны носить субъект-субъектный характер,

иными словами, предполагается, что в них вступают
равные субъекты;
«Я» и «Ты» здесь
цель
друг для друга и нико­гда— не средство (по крайней мере, так должно быть);

• непременным условием продуктивного общения

выступает признание за другим (и учителем — за учеником) его уникаль­ности и неповторимости, его права быть самим собой и ожида­ние того же от него;

• при общении должен проявляться его творчески-импровиза­ционный характер,

способствующий выявлению глубинных ка­честв субъекта — его свободной активности, способности поро­ждать новые смыслы, преодолевать Ътереотипы поведения.

Таким образом, общение— это взаимодеятельность,

базирую­щаяся на
потребности
человека в человеке, поэтому это не только (и не столько) роскошь, как говорил А. де Сент-Экзюпери, сколько
необходимость,
первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру.
Общение— это деятельность, заключающаяся в установлении коммуника­ции,
связи между людьми, предполагающей двусторонний
об­мен информацией.
Вместе с тем общение отличается от простого информационного взаимодействия. Основные параметры этого отличия заключаются в следующем:

· общение предполагает не только информационную, но и, личностно-экзистенциальную, субъективную связь

между людьмипри сохранении индивидуальности общающихся сторон;

· общение симметрично,

ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совме­стной деятельности; информационный процесс асимметричен, ибо роли отправителя сообщения и его получателя различны, поэтому первый обозначается как субъект, а второй как объект;

· структура информационного сообщения, как правило, монологична, а общения — диалогична.

Таким образом, диалогичность

важнейшая отличительная черта общения. При этом под
диалогом
понимается информативное и личностно-субъективное
взаимодействие
между общающимися сторонами, цель которого — установление
понимания
между ними. Педагогу следует иметь в виду, что для квалифицированного ведения диалога недостаточно авторитета или превосходства в служебном положении. Необходимы широкая эрудиция, навыки доказательного рассуждения, умение слушать и быть услышанным, знание традиций мировой и отечественной культуры. Продуктивное ведение диалога предполагает соблюдение следующих
условий:

• принципиальное равенство, автономность, независимость партнеров;

• признание партнерами уникальности, «инаковости» друг друга;

различие и оригинальность точек зрения, готовность услышать от партнера нечто, не вводящее в наши представления или планы;

• ориентированность каждого на понимание и интерпретцию его точки зрения партнером;

• ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимодополняемость позиций участников;

• способность воспринимать другого как личность такого же уровня, как я сам.

Очевидно, что все перечисленные параметры в общении педагога и учащихся являются самыми уязвимыми местами, так как делают диалог между ними порой, попросту, невозможным. Профессиональная этика предполагает серьезную работу педагога над собой в этом направлении, поскольку именно от знания, понимания и принятия им этих условий зависит диалогичность общения

между ним и учащимися, а в конечном счете — и между поколениями.

Нравственный смыслпроцесса общения связан в первую очередь с его ценностными ориентирами —

морально значимыми

факторами, которые определяют его основные содержательные характеристики. В педагогической этике общение неотделимо от таких моральных ценностей, как свобода, справедливость, равен­ство, любовь.

При этом равенство в общении — это, прежде всего
равенство человеческого достоинства
субъектов общения, ори­ентация на поддержание
чести
и
достоинства любого
человека, в том числе и ребенка. Общение, ориентированное на эти ценно­сти, можно назвать
гуманистическим.
Гуманистическая этика об­щения отличается также
доверием; доброжелательностью и уваже­нием,
причем не только к другому субъекту, но и ко всему, что с ним связано (его друзьям, интересам, даже его одежде и вещам).

Признание ценности человека неотделимо

от
конкретных оце­нок
людей, вступающих в общение. Педагогу следует помнить, что многие сложности, возникающие в процессе общения с уча­щимися, порождаются
несоответствием их самооценки
и
оценки их окружающими
(как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих, хотя иногда бывает и заниженной).
Искус­ство общения
педагога в том и состоит, чтобы поставить челове­ка выше его отдельных недостатков и несовершенств, увидеть и оценить в нем индивидуальные, неповторимые личностные чер­ты, понять, что ценность личности ребенка не должна зависеть от его отдельных неприятных свойств.

Формирование у молодежи культуры межличностного обще­ния

неразрывно связано с осознанием ею
ценности общения,
которая, в свою очередь, определяется его
полифункциональностью
и
глобальной значимостью
в жизни человека и общества. Целесообразно выделить и раскрыть перед учащимися основные
ролевые функции общения:
1

.
Общение есть условие формированиям существования чело­века.
Филогенез человечества и онтогенез каждого человека под­тверждают, что формирование человека невозможно без обще­ния, выступающего «уникальным условием человеческого бы­тия» (К. Ясперс). Иными словами, человеческое существо, ли­шенное по каким-то причинам возможности общения, не ста­новится личностью или перестает быть таковой, причем педагог может предложить учащимся самим подтвердить это научными фактами и художественными примерами.

2. Общение есть способ самовыражения человеческого <<�Я».

Впер­вые обоснование этого феномена было дано Л.Фейербахом, по­казавшим, что человеческая сущность проявляется лишь в об­щении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, -самоутвер­диться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.

3.Общение — основное средство коммуникации.

Это проявляется в
информативном
характере общения, благодаря которому в процессе общения, во-первых, передаются накопленные знания и тем самым осуществляется
социальное наследование.
Во вторых, коммуникативность общения проявляется в генерировании новых идей, что выявляет его
творческий
характер, и, в-третьих, в обмене идеями, что обусловливает
праксеологическую
(практическую) ценность общения.

4. Общение выступает основным средством управления людьми.

В настоящее время эта функция используется целенаправленно — как средство
манипуляции
сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается в сферах экономики, политики, а также в межличностном общении. Действительно, именно благодаря общению мы добиваемся от другого желаемого результата — убеждая, уговаривая или заставляя его подчиниться нашим интересам.

5. Общение есть жизненная потребность и условие человеческо­го счастья.

Эта функция наиболее значима для самоощущения личности, ибо она раскрывает
интимный характер
общения выступающего внутренней, часто неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как
избирательность
и
направленность
на определенный объект,
наличие обратной связи, взаимность выбора, взаимопонимание.
Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как
дружба
и
любовь,
представляющих особую ценность для молодого человека (позже мы остановимся на них отдельно).

Таким образом, выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его ценность по меньшей мере в двух ас­пектах:

• как утилитарно-прагматическую,

ориентированную на достижение социально-значимых объективных результатов; :<

• как самоценность —

общение ради общения, смыслом которого является самовыражение и духовное сопряжение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные.

Это дает основание выделить и показать учащимся уровни зна­чимости общения:

• для себя — Я — значимость,

для другого —
Ты — значимость,
• для группы или общества в целом — Мы — значимость.

Шесть ключевых принципов эффективной коммуникации

Любой, даже самый талантливый человек, может разрушить свою жизнь, если не умеет общаться с людьми. У таких людей масса проблем как в личной, так и профессиональной жизни, они не способны находить общий язык с другими людьми, а это особенно важно в 21 веке. Это влияет на настроение и уверенность в себе, на достижение успеха и уровень дохода. Кругом люди, к которым нужно искать подход, и с этим ничего не поделаешь. С некоторыми настолько приятно общаться, что от вас почти ничего не требуется, но большинство людей все же являются достаточно неприятными или сложными. По иронии судьбы, чаще всего именно такие люди влияют на вашу судьбу. Поэтому от умения находить общий язык со всеми зависит качество вашей жизни.

Навык общения хорош также тем, что вы найдете применение ему каждый день. Это не умение кататься на велосипеде, которым вы пользуетесь раз в месяц, речь идет о чем-то более важном и повседневном.

Не стоит забывать, что человек, умеющий общаться с другими людьми, обладает ясным разумом и четко понимает, чего хочет. Он также является хорошим психологом и нравится другим людям. Поэтому если гениальный психолог Дэйл Карнеги вас не впечатлил в виду наличия в его книгах простых советов, то мы собрали для вас шесть более витиеватых.

1

Уверенность

Зачем мы вообще должны в идеале использовать слова? Ответ прост — для того, чтобы получить то, чего желаем. Чтобы это произошло, нам нужно передать сообщение другому человеку, причем не только при помощи слов, но и мимики, тела и жестов.

Люди должны принимать ваши слова всерьез, иначе вы потеряете не только время впустую, но и не добьетесь результатов. Замечали ли вы, что люди вас не слушают и несерьезно к вам относятся, если вы упали духом, не выспались или не уверены в себе? И наоборот, если вы полностью контролируете свою речь, свои эмоции и свое тело, люди как загипнотизированные слушают вас и готовы согласиться с каждым словом? Они ясно понимают ваши намерения и желания.

Бывает что ваша уверенность проходит во время диалога и вы можете заметить, как ваши слушатели постепенно теряют интерес к тому, что вы говорите. Все ваше тело им показывает, что вы имеете в виду совершенно не то, что говорите. И правда, ведь вы сами не станете серьезно воспринимать человека, который мямлит и не может четко сказать, что ему нужно.

Уверенность также означает настойчивость. Если вы приехали в отель, а ваш номер сдали кому-то другому, вы конечно можете смириться. А можете, не закатывая скандала, настойчиво попросить позвать управляющего и добиться справедливости. Крайне важно не повышать голос, но и при этом очень отчетливо указать на ваши права и на то, что они будут соблюдены. По какой-то странной причине люди проникаются уважением к таким людям и готовы выполнить их просьбу.

2

Подлинность

Это крайне важный принцип, который показывает другому человеку что то, что вы говорите и то, как это говорите, гармонирует. Вы наверняка видели как раздраженный человек пытается разговаривать вежливо и как комично это выглядит. Пример этот слишком явный, в остальных же случаях искусственность замечается собеседником на подсознательном уровне. Бывает так, что вы поговорили с человеком, согласились с ним, а уже придя домой начали вспоминать какие-то его отдельные жесты и реакции, которые проигнорировали в процессе разговора.

Плохая стратегия общения заключается в том, что человек боится показаться грубым или невежливым, из-за чего его речь и движения становятся искусственными. Все его тело сопротивляется собственному лицемерию и это отражается в его речи и поведении.

Определите свои цели и ценности. Только в этом случае вы сможете быть настоящим и искренним. Иногда вам придется отстаивать точку зрения или даже говорить не самые приятные вещи вместо молчаливого согласия. Впрочем, здесь многое зависит от ситуации, потому что банальная вежливость часто бывает полезной. И все же старайтесь в большинстве ситуаций быть подлинным. Потому что на длинной дистанции именно это позволит вам научиться общаться с людьми.

И уж точно не пытайтесь шутить, если у вас нет соответствующего настроения.

3

Непредвзятость

Это означает быть готовым рассмотреть другие точки зрения. Человек, обладающий навыками общения, является гибким и может менять манеру общения налету. Не менять свою точку зрения, а допускать существования других. Поэтому с ним легко и приятно общаться. Он не выстраивает стен между собой и собеседником.

Даже если вы бесконечно правы, людям может не понравиться то, что их точка зрения не принимается во внимание и не развивается вами. Это бьет по их самолюбию. Им уже неважна правда, а скорее признание права на собственную точку зрения.

Это сложно, потому что непредвзятость может вступать в конфликт с вашей подлинностью. В этом случае крайне важно не принимать точку зрения другого человека, а просто допустить возможность своей неправоты. В любом случае это тонкая игра и у нее нет четких правил. С опытом придет интуитивное понимание как вести себя в каждом отдельном случае.

4

Эмпатия

Это способность понимать эмоциональную боль другого человека, сопереживать и сочувствовать. Человек, не обладающий таким навыком, будет постоянно ошибаться в своих выводах и произносить совершенно неподобающие моменту фразы.

Вам необязательно пропускать через себя всю эмоциональную боль другого человека, достаточно понимать, в каком он состоянии, как себя чувствует в данный момент. Важно быть искренним в такой ситуации, потому что опять же — люди очень легко распознают фальшь.

Эмпатия является очень важным принципом любой коммуникации хотя бы потому, что в наше время люди стали очень эмоциональными и проблемы возникают у всех. Современного человека может расстроить все, что угодно. Вашей задачей является понимание, в каком случае искренне посочувствовать, а где необходимо перестать потакать человеку, потому что иногда холодный душ помогает лучше сочувствия. Но и этот холодный душ будет намного эффективней, если вы тонко чувствуете ситуацию и знаете, когда его применить.

5

Ясность

Коммуникация — это не то, что вы сказали, а то, как человек это понял. Примите на себя полную ответственность за то, как вы были поняты. Это очень филигранный процесс, поэтому на первых порах вам придется тщательно взвешивать свои слова для того, чтобы донести именно то, что вы намеревались сказать.

Помните, что от того, как человек воспринял ваши слова, зависят дальнейшие его действия и решения. А они в любом случае будут иметь последствия для вас. Это могут быть как мелкие бытовые проблемы, так и катастрофические, если речь идет о бизнесе. Ваши ясные мысли передаются ясными словами, а те в свою очередь проясняют даже мысли в голове вашего собеседника. Таким образом вы меняете мышление и ход мыслей других людей, что также является примером эффективной коммуникации.

6

Умение слушать

Это не означает, что вы должны покорно слушать другого человека. Принимайте активное участие в ситуации, когда человек чем-то с вами делится. Впрочем, тут могут быть два варианта — человек хочет просто выговориться или же он хочет найти при помощи вас ответы на свои вопросы. В первом случае стоит больше слушать и показывать человеку некоторыми жестами и восклицаниями, что вы понимаете то, что он говорит. Во втором же ваша задача комментировать слова собеседника, но не перехватывать инициативу.

Определите для себя, какого принципа вы чаще всего не придерживаетесь и вводите их в свою жизнь. Если вы поняли, что не умеете слушать, делайте акцент при следующих диалогах именно на этом. Не пытайтесь охватить все принципы сразу, потому что они могут вступать в конфликты друг с другом из-за глубинного их непонимания. Некоторые люди обладают эмпатией и умением слушать, однако им не хватает уверенности. Если вы из таких людей, работайте над уверенностью в своей речи, мимике и жестах. Желаем вам удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Позитивная проекция
  • Установление доверия
  • Развитие социальных навыков
  • Коммуникация в бизнесе
  • Развитие коммуникативных навыков
  • 10 способов улучшения навыков общения
  • Как общаться с кем угодно и где угодно?
  • 6 эффективных техник коммуникации
  • Решение проблемы при помощи разговора вслух
  • Как стать активным слушателем

Ключевые слова:1Коммуникации

Что же, давайте раскладывать все по полочкам

Фундаментальные принципы психологии общения с людьми это каркас, гармоничная структура, которая дает наглядную карту о том что происходит, и что исправить чтобы правильно общаться с людьми. Это естественные механизмы формирующие наше общение, а не речевые приемы убеждения, спора или манипуляции. Такой всесторонний подход к психологии общения помогает самостоятельно разобраться в том, как правильно общаться и говорить с любыми людьми, учитывая основы общения и уникальность каждого человека.

Применять каждый принцип следует сначала к себе(!), а затем к собеседнику.

Самостоятельность\самодостаточность показывает насколько вы самоценны, эмоционально и энергетически независимы, целостны. Можете ли вы не «цепляться», не «проваливаться», не быть завязанным на собеседника.

Конфликт. В любом взаимодействии зрелых людей присутствуют их желания, и пока общение находится в зоне общих интересов все идет гладко. Зачем вы общаетесь, чего вы хотите и не хотите ? Ожидаете ? Каковы ваши претензии, условия ? Что вы делаете в конфликтной ситуации — как конфликтуете ?

Комфорт. Насколько вам комфортно и хорошо. Что вы можете сделать что бы стало комфортней. Как долго вы готовы терпеть дискомфорт ? Что мешает расслабиться ?

Выражение эмоций и чувств. Скованность, стеснительность, робость, неуверенность гасят ваши эмоции и как следствие общение лишается сочности, текучести, естественности и удовольствия. В главе «Как контролировать свои эмоции» указаны рекомендации по решению этих вопросов.

Уважение, забота, любовь. Бережное и заботливое отношение к собственным ресурсам — целостности, телу, энергетике, делам, деньгам и как человеку вообще.

Интерес, любопытство. Проявляя искренний интерес к собеседнику вы даете ему возможность рассказывать и говорить с вами. Прежде всего ищите и акцентируйте свое внимание на хорошем в людях.

Искренность, открытость. Есть смысл говорить что есть, но осторожно, так как правдой можно навредить. С открытостью есть нюансы в деловых отношениях, но близкие отношения без сонастроенности, открытости и контакта душа-в-душу чахнут и теряют всякий смысл.

Принятие. Жизнь каждого человека это сосуд его индивидуальности. Человеческая среда дает возможность разным мирам, воплощаясь в теле, взаимодействовать в едином пространстве. Принятие, а точнее восприятие другого человека без вовлечения, следования или сопротивления к его позициям, стремлениям, ограничениям. Чем выше уровень самостоятельности, тем проще принимать другого человека таким какой он есть, при этом целиком оставаться самим собой.

Взаимодополнение. Очень продуктивно для развития общаться с людьми с отличными от ваших сильными сторонами.

Сочетаемость. Иногда нормальные люди сильно конфликтуют, не из-за непримиримого идеологического фанатизма (apple-pc, iphone-android, bmw-mercedes, христианство-буддизм, мясоеды-веганы, пунктуальные-разгилдяи), а по причине структурной несочетаемости энергетики и характеров.

Тишина. Учитесь сохранять собственное пространство покоя и невовлеченности в разговоре. Центрироваться и быть «здесь и сейчас», а не только в эмоциях, образах и словах. Хорошо помогает работа с эмоциями и практики медитации.

Динамика, дистанция. У любого общения есть канва взаимоотношений, за исключением «попутчиков в поезде» ). Это определяет дистанцию общения и «правила игры». Это большая тема рассмотрена в «Психологии взаимоотношений».

Реализация, решение задач. Общение не просто приятный разговор, это еще и помощь делу. Насколько ситуации общения способствуют решению конкретных жизненные задач, — связи, идеи, знания, понимание, энергия. Особенности жизненных задач будут задавать специфику общения — человек с учительскими задачами неявно будет чему то учить, человек с задачами по власти будет так же неявно командовать, агитировать или удерживать позиции любой ценой, человек с задачами по сексу — приносить удовольствие и т.д.

Этические принципы общения — правила, обязательные к соблюдению

Главный принцип этического общения — «относись к людям так как хочешь чтобы они относились к тебе». Из-за этого человек должен проявлять в разговоре определенные качества, а потом подтверждать их на деле.

Итак, что необходимо показывать при разговоре:

  • альтруизм — желание пожертвовать чем-либо во имя другого человека;
  • добродетельность — установление добрых отношений с людьми;
  • справедливость;
  • соблюдение равенства между людьми;
  • требовательность к себе и выполнению морального долга у окружающих.

Таким образом в общении создается доверие между людьми, что позволяет наладить равный и полезный диалог. Однако согласно этическим принципам общения предъявляются требования даже к манере речи — необходимо, чтобы она была краткой и максимально содержательной, понятной всем. При этом она должна быть вежливой. И хотя некоторым людям не особенно нравится такая манера разговора, но это лишь из-за особенностей характера самого человека.

Пунктуальность — один из самых главных принципов этического общения. В деловой среде это считается нормативным поведением.

Специалист, вовремя выполняющий свои обязанности, становится тем человеком, которому можно доверять, в отличие от работника, постоянно срывающего сроки.

Также стоит выделить 5 основных принципов этического общения:

  1. Чтить конфиденциальность. Не стоит болтать слишком много и раскрывать чужие секреты. Нужно уважать личную жизнь других людей и не распространять различные сплетни.
  2. Проявлять любезность и доброжелательность. Нельзя думать только о себе. Надо общаться приветливо и терпеливо со всеми своим коллегами и начальниками. Но это не значит, что с ними действительно необходимо поддерживать дружбу.
  3. Иметь правильный внешний вид. Следует подбирать аксессуары и одежду таким образом, чтобы вписываться в рабочее окружение.
  4. Уметь писать и говорить правильно. Необходимо исключить речевые ошибки в письме и речи, также нежелательно употреблять бранные слова — даже если они будут обычной цитатой, окружающие могут неправильно подумать и оценить говорящего.
  5. Иметь мотивы общения. Они могут быть эмоционально положительными (порадовать, заинтересовать, помочь понять), нейтральными (объяснить что-то), отрицательными (выражение возмущения плохим поступком, гнев, вызванный несправедливостью). Все это можно отнести к этическому общению.

В соответствии с требованиями, основанными на принципах этического общения, человеку рекомендуется быть скромным, сохранять уважительное отношение к другим людям и их мнению.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]