Психологическая характеристика процесса общения


Психологическая характеристика общения

метки:

Человек, Общение, Чувство, Процесс, Голос, Средство, Мимика, Отношение Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга

Основные функции общения:

1. Информационно-коммуникативная — передача и обмен инфор­мации;

2. Регуляторно-коммуникативная — регуляция деятельности и поведения;

3. Аффективно-коммуникативная — передача и обмен внутренне­го эмоционального отношения к кому-либо или к чему-либо.

Многообразные отношения с другими людьми реализуются в разных видах общения, которые классифицируются по двум основным критериям — это функции и характер проявления отношений. В зависимости от функции различают: формальное общение — регламентировано по содержанию и форме; неформальное — обусловлено личными отношениями. По проявлению отношений выделяют общение: социально ориентированное (доклад, лекция); групповое предметно ориентированное (общение в процессе учебы, труда) и личностно ориентированное (общение одного человека с другим.

Можно также выделить следующие виды (уровни) общения:

1) «контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, исполняются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия и т.д.);

2) примитивный — когда оценивают человека как нужный или мешающий объект: если нужно, то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнуть. Примитивные межличностные реакции: амбиции, самодовольства, зависти, злорадства, агрессии и т.д.;

3) формально-ролевое — когда регламентированы и содержание и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;

4) деловое — когда учитываются особенности личности, характера, но интересы дела более значимы;

5) духовное — когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет по движениям и т.д.;

6) манипулятивное — направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя различные приемы (лесть, запугивание и т.д.).

уровни общения:

1. Макроуровень

выражается в том, что человек общается с дру­гими людьми в соответствии со сложившимися обстоятельствами, традициями или обычаями.

2. Мезауровень

предполагает общение в пределах содержатель­ной темы, оно может быть единичным или носить многоразовый характер.

3. Микроуровень

несет элемент содержания и выражается в оп­ределенных показателях, которые характерны и- для других уров­ней: вопрос — ответ, рукопожатие, мимика, пантомимика и т. д.
8 стр., 3795 слов

Деловое общение человека как личности

… качеств человека, приобретаемых им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Систематизированная совокупность качеств человека, определяющих личность, представлена на схеме. Основу биологической подструктуры личности составляет темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, …

Структуру общения

можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной

Коммуникация означает обмен информацией. В качестве инфор­мации могут выступать идеи, мысли, чувства, события и др. Инфор­мация передается с помощью двух основных средств общения: вер­бального и невербального. Вербальные средства общения — это язык, речь (устная и письменная).

Коммуникативный процесс строится по схеме: А Б, где А- коммуникатор, который передает информацию, Б -респондент, принимающий информацию. Но респондент не только принимает информацию, он ее перерабатывает, анализирует, осмыс­ливает, и только после этого сам начинает выступать в роли комму­никатора. То есть, общение — это процесс взаимного обмена инфор­мацией. Передаваемая информация, как правило, кодируется на оп­ределенный язык. В процессе общения важно говорить на одном язы­ке в смысле взаимопонимания или, другими словами, необходимо уметь подстроится под аналоговое восприятия своего партнера по коммуникации. В противном случае взаимопонимание между людь­ми отсутствует.

Интеракция, или межличностное взаимодействие, есть совокуп­ность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействую­щих людей ожиданиям друг друга. В межличностном взаимодействии можно выделить два взаимосвязанных компонента: внутренний или, отношение к другому человеку, и внешний, или общение, в котором отношение к другим людям проявляется по-разному.

Межличностная перцепция означает восприятие человека чело­веком, в ходе которого происходит познание не только других лю­дей, но и самого себя. В психологии выделяют следующие основные механизмы межличностной перцепции:

— идентификация — отождествление себя с другим или умение поставить себя на место другого человека;

— эмпатия — способность к сочувствию, сопереживанию другим людям;

— рефлексия — осознание человеком того, как его воспринимают

окружающие люди;

— каузальная атрибуция — причинное объяснение поступков дру­гого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения;

— стереотипизация — классификация форм поведения и интерпре­тация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимися известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам.

Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Язык — это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

… воспитании: 1. социализация личности в процессе жизнедеятельности 2. сотрудничество субъектов педагогического процесса 3. общение как основа межличностных отношений руководство развитием личности в процессе деятельности 5. … 327. Педагогический процесс относится к системе: 1. «Человек — техника» 2. «Человек — человек» 3. «Человек — художественный образ» 4. «Человек — знак» 5. «Человек — …

— говорение — использование языка для того, чтобы что-то сообщить; — слушание — восприятие содержания звучащей речи; — письмо — фиксация содержания речи на бумаге; — чтение — восприятие зафиксированной на бумаге информации.

К основным невербальным средствам общения

относятся: Кинестика — рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:

— жестика; — мимика; — пантомимика.

Жесты — это разнообразные движения руками и головой. Во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить: • Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.) • Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.). • Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

Мимика — это движения мышц лица, главный показатель чувств. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего — означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят.

Пантомимика — это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка — это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела.

Поза — это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц.

Экстралингвистика — это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Голос содержит в себе очень много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, место проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

13 стр., 6077 слов

Изучение невербального общения личности

… друг на друга. .2 Сущность невербального общения Распространённое рабочее название, которое употребляется для рассматриваемого вида общения — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных …

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Примеры похожих учебных работ

Процесс становления речи у детей

… Хомского интересовали процессы, которые позволяют … том, что человек от рождения снабжен … речи, считает, что исследователь речи должен изо дня в день находиться срeди грудных детей, наблюдая точно, осторожно и аккуратно проявления языкового поведения, …

Диагностика уровня развития познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста

… речи и познавательных процессов. Цель: исследовать уровень развития познавательных процессов и речи … занимаемое дошкольником среди окружающих людей, существенно отличается от … М.: Педагогика, 1975. 23. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. …

Исследование процесса развития речи умственно отсталых дошкольников в процессе игровой …

… речи не компенсируются другими средствами общения, в частности в частности мимико-жестикуляторными. Лишенное мимики лицо, плохое понимание жеста, … действиями, развитии речи и познавательных процессов в … произносит другой человек, вне привычной …

Трудные люди: 4 варианта поведения

… людей. Изменить собственное поведение Поменяйте свою манеру общения с трудными людьми и «заставьте» их иначе относиться к вам. Трудные люди … едва зародившиеся замыслы Порождает в окружающих чувство подавленности и безысходности Важно при взаимодействии …

Психологические проявления лжи в общение людей

… поведения у учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение … реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства …

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования …

… общение будет сталкиваться с многочисленными трудностями. Эмоциональная составляющая межличностных отношений отражает тот факт, что сами эти отношения возникают и складываются под влиянием определенных чувств, рождающихся у людей … поведение людей …

Понятие общения, структура общения

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его Структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. ра общения.

Вербальное и невербальное общение.

При контакте друг с другом люди используют вербальное и невербальное общение. Что это такое? Вербальное общение-это наша речь, это информация которую мы передаем через органы слуха. Но этому виду общения не всегда можно доверять, так как люди имеют свойство говорить неправду. А вот невербальному общению можно доверять на 99%.

Невербальные средства общения можно называть проще – язык жестов.

Закрытые жесты – это скрещенные на груди руки или скрещенные ноги. Закрытые жесты означают негативное отношение. Есть такое понятие – конгруэнтность, оно означает соответствие вербальной и невербальной информации. Если в холодный день на остановке вы видите человека со скрещенными руками и ногами, это не говорит о его негативном отношении, он просто замерз. языка телодвижений, чтобы определить, насколько их клиент честен

Как можно распознать ложь?

Как еще распознать ложь? Если человек при общении с вами прикрывает рот или трет нос (за исключением насморка) можно заподозрить его во вранье. Эти жесты родом из детства, ребенок, когда врет, закрывает рот рукой (как бы ни давая словам вырваться наружу). Повзрослев, мы оттачиваем свои жесты, но значение остается то же. То же можно сказать о потирании уха или мочки, человек не хочет вас слушать.

Умение пользоваться вербальным и невербальным общением позволит произвести нужное впечатление на вашего собеседника и даст вам больше шансов добиться желаемого.

Психологические механизмы понимания людьми

Факторы, влияющие на восприятие людьми друг друга:

1) имплицитная теория личности, согласно которой внешний облик и поведение человека определяет наличие определенных черт характера. Общаясь в течение жизни с различными людьми, человек накапливает в памяти впечатление об их внешности и особенностях поведения. Долговременная память сохраняет только обобщенный образ этих индивидов. Впоследствии, встречая похожих внешне людей, человек проецирует на них свои воспоминания о ранее встреченных, и приписывает (правильно или неправильно) им те черты характера, которые входят в сохраненный образ;

2) эффект первичности (эффект ореола) – первое впечатление о человеке оказывается настолько сильным, что способно повлиять на формирование устойчивого мнения о нем.

3) эффект новизны – информация, сохраненная в памяти последней, оказывает более сильное влияние на формирование образа человека и его оценку, чем предыдущая, исключение составляет самое первое впечатление.

При восприятии людьми друг друга первостепенное значение имеют выражение лица, особенно глаза и губы, и движение рук, в первую очередь пальцев.

Оценивание эмоциональных состояний.

Как показывают экспериментальные данные, люди в 30—50% случаев дают неверные оценки эмоциональных состояний окружающих людей, причем положительные эмоции оцениваются более правильно, чем отрицательные.

К числу наиболее правильно оцениваемых положительных эмоций относятся радость, затем – восхищение.

Плохо оцениваются такие отрицательные эмоции, как обида, гнев, тоска.

Формы восприятия и понимания человека человеком:

1) аналитический – распространен среди художников и врачей, которые каждую внешнюю черту человека (глаза, волосы, руки и т. д.) связывают с определенной личностной чертой;

2) эмоциональный – наличие личностных качеств определяется исходя из эмоционального отношения к человеку (механизмы новизны и первичности).

3) перцептивно-ассоциативный – обращается внимание на внешние проявления человека, которые сравниваются с образами, хранящимися в памяти, на основании чего дается оценка этому индивиду. К такому способу чаще всего обращаются пожилые люди, актеры, руководители, врачи и педагоги;

4) социально-ассоциативный – воспринимаемый человек оценивается в силу сложившихся социальных стереотипов. руг друга.

Понятие и виды конфликтов

Существует обыденное мнение, что конфликт – это всегда негативное явление, вызывающее враждебность, угрозы, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего следует по возможности избегать.

Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт – это признак неэффективного функционирования организации и плохого управления.

Однако в настоящее время теоретики и практики управления всё чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только научиться управлять конфликтом.

В настоящее время можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчёркивают наличие противоречия, которое подчеркивает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей. Поэтому можно определить конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами.

Конфликты могут по-разному сказываться на функционировании организаций, в этом их можно разделить на конструктивные (функциональные), которые приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений, и деструктивные (дисфункциональные), препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений.

По своему содержанию конфликты могут быть реалистическими или нереалистическими (классификация Л. Коузера).

Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.

Нереалистические конфликты имеют свое целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

По характеру участников конфликты делятся на 4 вида: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. Внутриличностный конфликт имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и так далее. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы, однако чаще всего это ролевой конфликт, когда различие роли человека предъявляют к нему различные требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, жены, мужа и так далее), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязывать его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта – рассогласование личных потребностей и требований производства.

Внутриличностные конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

Межличностный конфликт – это самый распространённый тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта – это не только различие в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. В основном это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т.п.).

Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах.

Межгрупповой конфликт – это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюз.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]