Любой человек, если только он не принял аскетизм и не живёт жизнью отшельника, является частью социума. Он взаимодействует с другими людьми и выполняет свою социальную роль. И, как правило, общение разных людей друг с другом всегда различается. Все люди разные и они могут относиться к различным социальным группам, занимать разное социальное положение, иметь разный статус и т.д. На общение и отношения людей влияют многие факторы и нашей задачей, как людей, стремящихся к саморазвитию и лучшему пониманию природы человека, является разобраться в том, что же это за факторы и каковы вообще особенности взаимодействия людей и их поведения. И в этой теме нам поможет разобраться социальная психология, которой мы посвящаем очередной урок нашего курса. В представленном уроке мы разберёмся в том, что такое прикладная социальная психология, знания из области которой мы сможем успешно применять на практике. Мы узнаем, на чём основываются взаимоотношения людей, разберёмся в том, каковы задачи и проблемы социальной психологии, поговорим о её предмете, объекте и методах. И начнём мы с объяснения самого понятия социальной психологии.
Понятие социальной психологии
Социальная психология – это раздел психологии, который посвящён изучению поведения человека в обществе и различных группах, его восприятия других людей, общения с ними и влияния на них. Знание основ социальной психологии представляется очень важным для психологически правильного воспитания человека и организации взаимодействия личности и коллектива.
Социальная психология является наукой, которая находится на стыке психологии и социологии, поэтому и изучает социальная психология аспекты, характерные для этих обеих наук. Если быть конкретнее, то можно сказать, что социальная психология изучает:
- Социальную психологию личности
- Социальную психологию групп людей и общения
- Социальные отношения
- Формы духовной деятельности
Социальная психология имеет и свои разделы:
- Политическая психология
- Организационная психология
- Психология восприятия
- Этнопсихология
- Историческая психология
- Гендерная психология
По мнению Галины Андреевой – человека, с именем которого связывают развитие социальной психологии в СССР, данная наука разделяется на три основных раздела:
- Социальная психология групп
- Социальная психология общения
- Социальная психология личности
Исходя из этого, можно описать круг проблем социальной психологии.
Что это такое: понятие
Социальный процесс , это существенные изменения в общественной жизни, осуществляемые группами людей для удовлетворения их интересов.
Поскольку общество состоит из множества различных групп, в нем происходят постоянные столкновения взглядов и мнений.
Это приводит к непрерывным изменениям во всех сферах взаимодействия между людьми.
Общество не может существовать без социальных процессов, поскольку его полноценное развитие и функционирование , это постоянные изменения, преобразования.
Проблемы, предмет и объект социальной психологии
Социальная психология, рассматривая, главным образом, личность в социуме, ставит своей задачей определить, в каких условиях личность усваивает социальные влияния и в каких условиях она реализует свою социальную сущность. Выявляется то, каким образом формируются социально-типические черты, почему в одних случаях они проявляются, а в других появились какие-то новые. При изучении в расчёт берётся система межличностных отношений, поведенческая и эмоциональная регуляция. Кроме этого, поведение и деятельность личности рассматриваются в конкретных социальных группах, изучается вклад отдельного человека в деятельность всей группы и причины, влияющие на величину и ценность этого вклада. Главным ориентиром в исследовании личности для социальной психологии является взаимоотношения личности и группы.
Предмет социальной психологии – это закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровнях, а также в разных областях и условиях. Но это больше относится к теоретической стороне науки. Если же говорить о практической стороне социальной психологии, то её предметом будет выступать совокупность закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в области социально-психологических явлений.
К объектам социальной психологии относятся сами носители социально-психологических явлений:
- Личность в группе и системе отношений
- Взаимодействие человека с человеком (родственники, коллеги, партнёры и т.п.)
- Малая группа (семья, класс, компания друзей, рабочая смена и т.п.)
- Взаимодействие человека с группой (лидеры и ведомые, начальники и подчинённые, учителя и ученики и т.п.)
- Взаимодействие групп людей (соревнования, дебаты, конфликты и т.п.)
- Большая социальная группа (этнос, социальный слой, политическая партия, религиозная конфессия и т.п.)
Чтобы было понятнее, чем занимается социальная психология и что она изучает, вы можете задаться вопросами на тему того, почему, например, одни ученики в классе ведут себя одним образом, а другие – другим? Как влияет на становление личности человека, к примеру, то, воспитывают его родители-алкоголики или родители-спортсмены? Или почему одни люди склонны давать указания, а другие склонны их выполнять? Если вам интересно узнать психологические детали общения людей или взаимодействия групп людей друг с другом, то ваши потребности в этом вопросе как нельзя лучше удовлетворит именно социальная психология.
И, конечно же, чтобы изучение предмета и объекта социальной психологии было наиболее эффективным, и чтобы исследования давали максимальные результаты, социальная психология, как и любая другая наука должна иметь в своём арсенале определённый набор методов. О них мы и побеседуем ниже.
Методы социальной психологии
Вообще, о конкретных методах социальной психологии нельзя сказать, что они являются независимыми от общих методов психологии. Поэтому, использование любого метода должно быть обусловлено спецификой представленной науки, т.е. любой метод должен применяться в определённом «методологическом ключе».
Сами же методы социальной психологии имеют свою классификацию и подразделяются на четыре группы:
- Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, аппаратурные методы, социометрия, анализ документов, тесты, опрос, групповая оценка личности);
- Метод моделирования;
- Методы управленческо-воспитательного воздействия;
- Методы социально-психологического воздействия.
Рассмотрим каждую группу методов вкратце.
Методы эмпирического исследования
Метод наблюдения. Под наблюдением в социальной психологии подразумевается сбор информации, который осуществляется путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрирования социально-психологических явлений в лабораторных или естественных условиях. Основной материал по вопросу наблюдения содержится в нашем втором уроке, из которого вы можете узнать о том, какие виды наблюдения существуют и чем они характеризуются.
О том, как работает метод наблюдения, вы можете узнать, проверив его на своём личном опыте. Например, вы хотели бы узнать, что вызывает наибольший интерес у вашего подрастающего ребёнка в процессе обычной жизни. Чтобы это выяснить, нужно всего лишь наблюдать за ним, его поведением, настроением, эмоциями, реакциями. Более всего внимание стоит обращать на речевые акты, их направленность и содержание, физические действия и их выразительность. Наблюдение поможет вам выявить какие-то отдельные интересные черты в своём ребёнке или, наоборот, увидеть, что происходит закрепление каких-либо тенденций. Главной задачей во время организации наблюдения является точное определение того, что вы хотите увидеть и зафиксировать, а также умения выявить факторы, оказывающие на это влияние. При необходимости наблюдение можно проводить систематически, использовать для него определённые схемы, оценивать результаты по каким-либо системам.
Метод анализа документов это одна из разновидностей способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом считается любая информация, зафиксированная на каком-либо носителе (бумага, фотоплёнка, жёсткий диск и т.д.). Анализ документов позволяет составить достаточно точную психологическую характеристику личности человека. Этот метод очень популярен среди психологов и простых людей. Например, многие родители, замечая некоторые отклонения в развитии своих детей и пытаясь выяснить их причину, обращаются за помощью к психологам. А те, в свою очередь, просят родителей, что бы они принесли рисунки, которые нарисовали их дети. На основе анализа этих рисунков психологи приходят к какому-то мнению и дают родителям соответствующие рекомендации. Есть ещё пример: как известно, многие люди ведут дневники. На основе изучения этих дневников опытные специалисты могут составить психологический портрет их владельцев и даже определить, какие факторы повлияли на то, что личность человека сформировалась конкретным образом.
Метод опроса, а в частности, интервью и анкетирование, широко распространены в современном обществе. Причём, не только в психологических кругах. Интервью берутся у людей из совершенно разных социальных слоёв с целью получения разного рода информации. Анкетирования проводятся аналогично. Если вы, к примеру, являетесь руководителем отдела в какой-нибудь организации и стараетесь найти возможность улучшить показатели работы своего отдела или сделать обстановку в коллективе более дружественной, вы можете провести среди своих подчинённых анкетирование, предварительно составив список вопросов. А подвидом интервью можно смело назвать собеседование при трудоустройстве на работу. Как работодатель, вы можете составить список вопросов, ответы на которые дадут вам объективную «картинку» соискателя, которая поможет принять верное решение. Если же вы соискатель, претендующий на серьёзную (и не только) должность, то это повод подготовиться к интервью, для чего сегодня есть множество полезной информации в Интернете.
Метод социометрии относится к способам социально-психологического исследования структуры малых групп и человека, как члена группы. С помощью данного метода изучают отношения людей между собой и внутри группы. Социометрические исследования могут быть индивидуальными и групповыми, а их результаты обычно представляют в виде социометрических матриц или социограмм.
Метод групповой оценки личности (ГОЛ) заключается в получении характеристики человека в определённой группе, основанной на опросе членов этой группы относительно друг друга. Используя этот метод, специалисты оценивают уровень выраженности психологических качеств человека, которые проявляются в его появлении, деятельности и взаимодействии с окружающими.
Метод тестов. Как и некоторые другие методы психологии, тесты уже рассматривались нами в одном из первых уроков и подробно ознакомится с понятием «тесты» вы можете там. Поэтому, коснёмся лишь общих вопросов. Тесты – это краткие, стандартизированные и, в большинстве случаев, ограниченные по времени испытания. При помощи тестов в социальной психологии определяют различия между людьми и группами людей. Во время выполнения тестов испытуемый (или группа таковых) выполняет определённые задания или выбирает из перечня ответы на вопросы. Обработка и анализ данных выполняются в соотнесении их с определённым «ключом». Результаты выражаются в тестовых показателях.
Шкалы, измеряющие социальные установки, относятся к числу тестов, которым всё же уделяется особое внимание. Шкалы социальных установок применяют с самыми разными целями, но чаще всего их используют для характеристик следующих направлений: общественное мнение, потребительский рынок, выбор эффективной рекламы, отношение людей к работе, проблемам, другим людям и т.д.
Эксперимент. Ещё один метод психологии, которого мы касались в уроке «Методы психологии». Эксперимент подразумевает создание исследователем определённых условий взаимодействия между испытуемым (или группой таковых) и определёнными ситуациями с целью восстановления закономерностей этого взаимодействия. Хорош эксперимент тем, что позволяет моделировать явления и условия для исследования и воздействовать на них, измерять реакции испытуемых и воспроизводить результаты.
Моделирование
В предыдущем уроке мы уже касались метода моделирования в психологии и ознакомиться с ним вы можете, перейдя по ссылке. Стоит лишь заметить, что в социальной психологии моделирование развивается в двух направлениях.
Первое
– это техническая имитация процессов, механизмов и результатов психической деятельности, т.е. моделирование психики.
Второе
– это организация и воспроизведение какой-либо деятельности, посредством искусственного создания среды этой деятельности, т.е. психологическое моделирование.
Метод моделирования позволяет получить множество самых разных достоверных социально-психологических сведений о человеке или группе людей. Например, для того, чтобы узнать, как сотрудники вашей организации будут действовать в экстремальной ситуации, будут под воздействием панического состояния или станут действовать сообща, смоделируйте ситуацию возникновения пожара: включите тревогу, оповестите сотрудников о возгорании и наблюдайте за происходящим. Полученные данные позволят вам определить, стоит ли уделить внимание работе с сотрудниками по поведению на рабочем месте в чрезвычайных ситуациях, понять, кто является лидером, а кто – ведомым, а также узнать о тех качествах и чертах характера ваших подчинённых, о которых вы, возможно, не знали.
Методы управленческо-воспитательного воздействия
Под управленческо-воспитательными методами подразумевается совокупность действий (мыслительных или практических) и приёмов, выполняя которые можно достигнуть нужных результатов. Это своеобразная система принципов, которая даёт установку на организацию продуктивной деятельности.
Влияние методов воспитания проявляется через непосредственное воздействие одного человека на другого (убеждение, требование, угроза, поощрение, наказание, пример, авторитет и т.п.), создание специальных условий и ситуаций, вынуждающих человека проявить себя (выразить мнение, сделать какое-то действие). Также влияние оказывается через общественное мнение и совместную деятельность, передачу информации, обучение, получение образования, воспитание.
Среди методов управленческо-воспитательного воздействия выделяют:
- Убеждения, формирующие определённые психические проявления (взгляды, понятия, представления);
- Упражнения, организующие деятельность и стимулирующие позитивные мотивы;
- Оценку и самооценку, определяющие поступки, стимулирующие деятельность и оказывающие помощь в регуляции поведения
Отличным примером управленческо-воспитательного воздействия является воспитание ребёнка его родителями. Именно посредством воспитания в человеке зарождаются и формируются основные черты и свойства его личности. Нетрудно догадаться, что, если вы желаете, чтобы ваш ребёнок вырос самостоятельным, уверенным в себе и успешным человеком, обладающим набором положительных качеств (ответственность, целеустремлённость, стрессоустойчивость, позитивность мышления и т.п.), то и воспитывать его следует должным образом. В процессе воспитания важно проводить доверительные беседы, уметь направлять деятельность ребёнка и его поведение, поощрять за успехи и давать понять, когда совершён какой-либо проступок. Нужно приводить веские доводы, аргументы, примеры. Ставить в пример авторитетных людей, выдающихся личностей. Также важно стараться всегда давать правильную оценку поведению, действиям, поступкам и результатам вашего ребёнка, формировать в нём адекватную самооценку. Это, конечно, лишь несколько примеров. Но важно понять, что только в случае правильного управленческо-воспитательного воздействия на личность человека становится возможным оказать на него положительное и конструктивное влияние.
И последней группой методов социальной психологии являются методы социально-психологического воздействия.
Методы социально-психологического воздействия
Методы социально-психологического воздействия это совокупность приёмов, оказывающих воздействие на потребности, интересы, склонности человека, его установки, самооценку, эмоциональное состояние, а также социально-психологические установки групп людей.
При помощи методов социально-психологического воздействия можно оказывать влияние на потребности людей и их мотивацию, изменять их желания, стремления, эмоции, настроение, поведение. Умело используя данные методы можно менять взгляды людей, мнения и установки, а также создавать новые. Оказывая правильное социально-психологическое воздействие на человека, можно обеспечить максимально благоприятное положение человека в обществе, сделать его личность более устойчивой к воздействию различных факторов, сформировать у него здоровое мировоззрение и отношение к людям, миру, жизни. Иногда методы социально-психологического воздействия применяются с целью разрушения уже имеющихся свойств личности, остановки какой-либо деятельности, мотивации к поиску новых целей и т.п.
Как мы видим, методы социальной психологии – это одна из наиболее сложных тем в психологической науке. Чтобы детально разобраться в этих методах, нужно провести за их изучением не один месяц. Но, несмотря на это, можно сделать один точный вывод: учитывая все методологические трудности, в любом социально-психологическом исследовании должно присутствовать умение чётко обозначать и разграничивать решаемые задачи, выбирать объект, формулировать исследуемую проблему, уточнять используемые понятия и систематизировать весь спектр применяемых для исследования методов. Только так можно сделать социально-психологические исследования максимально точными и результативными.
Текст книги «Социальная психология»
Глава 2 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
2.1. Место социальной психологии в системе научного знания
Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием. Социальная психология возникла на стыке двух наук – психологии и социологии – и опирается на знания этих наук, методологию, методы.
Запросы на социально-психологические исследования поступают из всех сфер общественной жизни: труда, учебы, спорта и др. Это обусловлено тем, что постоянно возрастает потребность в сознательном и эффективном управлении общественными процессами. Можно отметить, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии. В этом случае социальная психология становится практически прикладной научной дисциплиной.
Для социальной психологии актуально решение двух задач:
1) «достраивание» своего собственного «здания» как целостной системы научного знания; 2) выработки практических рекомендаций столь необходимых для практики.
При становлении социальной психологии велись дискуссии по ее предмету. Известный физиолог В. М. Бехтерев (начало XX века) выступал с предложением создать науку рефлексологию.
Он называл ее коллективной рефлексологией, предметом которой являются поведение людей, коллективов, взаимоотношения людей. Свои идеи о предмете социальной психологии высказывали Г. И. Челпанов, П. П. Блонский и др.
Результатом дискуссий относительно предмета социальной психологии явился тот факт, что права гражданства получила точка зрения, заключающаяся в том, что социальная психология – это учение о социальной детерминации психики. В становлении этой идеи важнейшая роль принадлежит Л. С. Выготскому. Учение Л. С. Выготского о высших психических функциях в значительной степени реализовало задачу выявления социальной детерминации психики. В своих исследованиях Л. С. Выготский пришел к выводу, что для понимания сущности высших психических функций (мышления, памяти, внимание и др.) необходимо выйти за пределы организма и искать их корни в общественных условиях жизни. Он показал, что усвоение общественного опыта изменяет не только содержание психической жизни, но и создает новые формы психических процессов, отличающих человека от животных. По Л. С. Выготскому, главный механизм развития психики – это механизм усвоения социально-исторических форм деятельности. Таким образом, высказанные Л. С. Выготским идеи явились предпосылкой формирования внутри психологической науки ее разновидности – социальной психологии.
Во второй половине 20-го века сложилось три подхода к пониманию вопроса о предмете социальной психологии.
Первый подход, распространенный среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики», включающую изучение психологии классов, коллектива, общественного сознания. Этот подход представлял социальную психологию как общественную психологию.
Второй подход, распространенный среди психологов, главным предметом социальной психологии считал личность.
Третий подход к построению предмета социальной психологии представляет собой синтез первого и второго подходов. Социальная психология рассматривается здесь как наука, изучающая массовые психические явления и положение личности в группе.
Наиболее представительной идеей о предмете социальной психологии явилась идея Б. Д. Парыгина – автора социально-психологической теории. В рамках этой теории социальная психология изучает социальную психологию личности, социальную психологию общностей и общения, социальные отношения, формы духовной деятельности.
На сегодня социальная психология приобрела статус самостоятельной науки, имеющей свой предмет исследования, включающий:
1) методологию, принципы и методы исследования;
2) закономерности общения и взаимодействия людей;
3) проблемы группы и коллектива;
4) проблемы личности в группе и коллективе.
2.2. Социально-психологические явления
Центральным явлением в социальной психологии считается процесс общения. В общении проявляются следующие социально-психологические явления: восприятие, понимание, подражание, внушение, убеждение, лидерство, руководство, конфликты, сплоченность, взаимоотношения, установки.
Процесс общения рассматривается на разных уровнях: межличностном, институционально-личностном, официально-формализованном. Общение изучается как специфическое явление и как средство повышения эффективности труда, учения. В процессе общения складывается социально-психологическая структура личности, малых групп и коллективов.
Социальная психология возникла на стыке психологии и социологии, поэтому она вбирает в себя достижения этих наук.
В то же время социальная психология является преимущественно областью системы психологических наук и обеспечивает стык между психологией и социологией, между изучением человека и общества.
Специфика и природа социально-психологических явлений может быть понята через социальную детерминацию довольно высокого уровня. На первом уровне социальное лишь корректирует природное и биологическое. На втором уровне исторические условия носят общечеловеческий, социально-демографический характер. Например, преемственность поколений, поло-возрастные различия. На третьем уровне социальной детерминации – способ производства, базис, надстройка – социально-экономические и политические условия становятся решающими причинами социализации личности.
Центральным звеном социальной психологии является ее концептуальный аппарат (основные понятия), выражающий структуру личности, малых групп и психические состояния массовидных явлений.
Социальная психология развивается как экспериментально-теоретическая и прикладная наука. Экспериментально-теоретические исследования позволяют построить диспозиционную структуру личности. Корректируя основные диспозиционные структуры личности (ценностные ориентации, отношения, установки) можно активно воздействовать на формирование личности. В сфере малых групп и коллективов такими основными элементами являются: цели, организационная структура, динамика. Изучение и воздействие на них позволяет совершенствовать динамику и структуру группы, коллектива, повышать эффективность их деятельности.
К явлениям социальной психологии относятся групповые социально-психологические феномены: цели, организационная структура и динамика групп и коллектива, особенности оценочных суждений группы, процессы лидерства и руководства и т. д.
К явлениям также относятся: диспозиционная структура личности, отношения, ценностные ориентации, роли, восприятие и понимание людьми друг друга. Особое место среди явлений занимают массовидные социально-психологические явления: классовые и национально-психологические особенности, нравы, обычаи, традиции, привычки, подражание, внушение, паника, слухи, толпа.
При всем разнообразии социально-психологических явлений основным источником их возникновения является сфера общения между людьми. Социально-психологические явления возникают как отражение (познание, переживание, освоение) различных форм общения, которые зависят от многих факторов. Все факторы общения можно отнести к микро– и макроусловиям, к непосредственным и опосредованным влияниям, к единству формы и содержания. Очевидно, что все социально-психологические черты каждый из нас приобретает через свой личный опыт общения. Только те события, люди, произведения искусства, научные факты становятся достоянием человека, которые глубоко коснулись его опыта, вошли в сферу его непосредственного общения.
Через микросреду, через непосредственное общение и контакты каждый из нас познает и общается с миром, испытывает воздействие макросреды и опосредованных влияний. Макросреда, опосредованное влияние – это господствующая система общества со своей наукой, идеологией, культурой, нормами, предписаниями. Грань, на которой взаимодействуют микро– и макросреда, есть не что иное, как группа, коллектив. Через микросреду и ее особенности каждый из нас осваивает макросреду: опыт и знания предшествующих людей и современного поколения. Этот процесс взаимодействия идет не прямо от общества к индивиду, а всякий раз через непосредственный круг общения, через приобретенный индивидом опыт. Изучение того, как это преломление, преобразование социальных явлений происходит через опыт человека, его микросреду и составляет основу социальной психологии.
Особенно существенно микросреда оказывает влияние на детей, формируя у них установки, ценностные ориентации, нормы поведения. Влияние микросреды понимается не только в буквальном и непосредственном виде, когда происходит реальный контакт, но и через отложившиеся или сложившиеся установки личности, которые каждый раз опосредуют любые внешние влияния и воздействия. Поэтому социально-психологические явления представляются как единство микро– и макроусловий. В установках личности, в групповых процессах всегда можно выявить, что идет от микроусловий, а что от макроусловий. Преувеличение одной из этих сторон социально-психологических явлений приводит к серьезным ошибкам. Отрыв микроусловий от макроусловий ведет к идеализму, который характерен для зарубежных исследователей. Сведение социально-психологических явлений к макроусловиям ведет к отмене социальной психологии и к растворению ее в социологии.
Психологические явления в толпе, в аудитории, в сфере массовой коммуникации также являются результатом взаимодействия непосредственных и опосредованных воздействий. Для идеологического работника важен политический уровень, содержание и направленность явлений и на какой почве они возникают. Для социального психолога важно установить, в какой мере сознание личности, группы и непосредственные формы общения и коммуникации людей изменяются под действием толпы, массовых зрелищ, слухов и пр. Эти массовые явления вновь выступают как макроусловия, воздействующие на личность через установки, особенности ее микросреды.
2.3. Законы социальной психологии
Назначение социальной психологии – описание, изучение явлений и выяснение законов, которые лежат в их основе. Законы выражают устойчивую и необходимую связь, повторяемость явлений на уровне личности, малых и больших групп. Так, явление внушения широко распространено в общественной жизни. Многочисленными исследованиями установлено, что внушаемость значительно возрастает по мере увеличения группы. Существенный сдвиг внушаемости в зависимости от увеличения числа людей в группе выражает закономерность, т. е. устойчивую связь между ростом внушаемости и объемом группы. Широко распространенным явлением в обществе считается конформизм, выражающийся в давлении группового мнения на личность. Проявление конформизма зависит от количества участников, их возраста, пола, профессии. Эта вторая социально-психологическая закономерность, используемая некоторыми людьми в своих целях.
Восприятие и понимание людьми друг друга (А. А. Бодалев) – достаточно широко изученное явление. Зависимость восприятия человека человеком от возраста, профессии, образования, от отношений между ними перерастает в закономерность. Инерция первого впечатления, влияние халло-эффекта (репутация) на восприятие – это устойчивые зависимости, законы.
Во взаимоотношениях людей, в явлениях социальной психологии могут проявляться особенности и законы общепсихологического порядка. Так, особенности темперамента, подвижность или инертность нервной системы сказываются на проявлении общительности. У подвижных наблюдается более широкий круг общения, большая активность и выразительность в процессе общения, легкость в установлении знакомств и т. п.
Известно также, что все психические процессы, состояния и свойства имеют закономерные изменения в зависимости от того, работает ли человек в изолированных условиях или в условиях группы.
Социально-психологические явления и законы обнаруживаются в историческом и онтогенетическом развитии человека, в процессе его труда, общения, познания. Историческое и онтогенетическое действие явлений и законов социальной психологии имеет много общего и обладает своей спецификой. Общее в историческом и онтогенетическом действии явлений и законов социальной психологии заключается в решающей и определяющей роли макроусловий, общественно-трудовой деятельности людей.
Непосредственный процесс общения между людьми предопределен многими факторами: всей системой общественно-экономической и идеологической жизни страны, уровнем развития культуры и науки, развитием средств массовой коммуникации. Как в истории, так и в онтогенезе действуют в основном одни и те же социально-психологические формы, способы и средства общения: речь, различные выразительные движения, подражание, внушение, убеждение. Эти формы изменяются в истории и онтогенезе по своему содержанию, по их роли и месту в процессе общения.
Так, установлено, что на первых ступенях социоантропогенеза и отногенеза подражание в процессе общения играет значительную роль, чем в последующей истории и в более зрелом возрасте. Показано также, что значительно большее влияние внушения и авторитетов в ранние исторические периоды и в молодом возрасте. Этой закономерностью пользовались люди еще в древние времена, используют и сегодня.
Примерно общий характер имеет процесс освоения обычаев, нравов, обрядов, привычек и законов в социально-психологическом смысле в истории и онтогенезе. Все они требуют длительного воздействия и усваиваются в готовом виде, характеризуются разным уровнем группового давления. Переходя от обычаев к нравам и законам, мы испытываем все большее групповое воздействие, которое может опираться на авторитет родителей, учителей, старших, представителей власти.
И в истории и в онтогенезе макроусловия определяют собой характер непосредственного общения и все те нормы, взгляды, установки, которые складываются у личности. Однако это воздействие происходит не само собой, не стихийно. В самый ранний период своей жизни человек (ребенок) попадает в сложившуюся и привычную систему обучения и воспитания. Важно подчеркнуть, что макроусловия, опосредованные отношения прорываются в сознание индивида и в его непосредственное общение только через посредство других людей.
В существовании социально-психологических явлений и законов в истории и онтогенезе существуют и различия. Если в истории основой и источником всего является общественно-трудовая деятельность, то в ходе онтогенетического развития последовательность и значимость видов деятельности изменяется: в детстве ведущее место занимает игра, в дальнейшем учение, труд. Итак, социальная психология находится на стыке психологии и социологии. Одной группой изучаемых явлений социальная психология тяготеет к общей психологии (коммуникативная особенность речи, выразительные средства общения, восприятие людей). Другая группа явлений тяготеет к социологическим явлениям (классовый и национальный типы сознания, нравы, обычаи, ценности). Есть также группы своеобразных явлений: оценочные суждения в группе, структура и динамика групп, конформизм и др.
Явления и законы возникают из связи человека и его сознания с обществом, преломленные через непосредственное общение человека с человеком. Эти закономерности проявляются на уровне личности, малых групп и коллективов, в массовидных процессах.
2.4. Специфика научных исследований в социальной психологии
В организации социально-психологических исследований имеется ряд проблемы.
Первая – это проблема эмпирических данных. Данными в социальной психологии могут быть либо данные об открытом поведении индивидов в группах, либо данные, характеризующие какие-то элементы их сознания, либо психологические характеристики группы в целом. В бихевиористской психологии за данные принимаются лишь факты открытого поведения. Когнитивизм делает акцент на данные, характеризующие лишь когнитивный мир индивида: образы, ценности, установки. В российской социальной психологии данные исследования могут быть представлены обоими этими видами.
Наряду с проблемой данных встает другая проблема – какой должен быть их объем? В этом плане выделяется два типа данных: 1) корреляционные, основанные на большом массиве данных; 2) экспериментальные, когда исследователь работает с ограниченным объемом данных.
Вторая проблема научного исследования – это интеграция данных в принципы, построение гипотез и теорий. В социально-психологических теориях отсутствует строгость такого порядка, как, например, в теориях математики, логики. Особенно важное место в исследовании занимает гипотеза. Она «представляет» в социально-психологическом исследовании форму знания. Отсюда важное звено в исследованиях – формулирование гипотезы. Хорошая гипотеза в исследовании не есть достаточный уровень включения теории в исследовательскую практику. Первый уровень обобщений, полученных на основании проверки гипотезы и на основании ее подтверждения, есть лишь самая первичная форма «организации» данных. Следующий шаг – переход к обобщениям более высокого уровня, к обобщениям теоретическим.
Третья проблема научного исследования – обязательная проверяемость гипотез и построение на этой основе обоснованных предсказаний. Без проверки гипотез исследование лишается смысла.
Следующая, четвертая проблема исследования – получение надежной информации. В общем виде эта проблема решается путем обеспечения принципа репрезентативности, а также путем проверки способов получения данных на надежность.
Надежность информации достигается проверкой инструмента (анкеты, опросника и т. п.) на надежность. Обеспечиваются три характеристики надежности: обоснованность (валидность), устойчивость, точность.
Обоснованность (валидность) – это способность инструмента измерять именно те характеристики объекта, которые и нужно измерить.
Устойчивость информации – это ее качество быть однозначной, т. е. при получении в разных ситуациях она должна быть идентичной.
Точность информации измеряется тем, насколько дробной являются применяемые метрики, насколько чувствителен инструмент.
2.5. Методы исследования в социальной психологии
Метод наблюдения
является одним из «старых» и в то же время одним из основных методов, используемых почти в каждом исследовании. Этот метод играет главную роль в получении данных, касающихся поведения индивида в различных условиях. Главной проблемой исследователя является то, как обеспечить фиксацию наблюдаемых характеристик и дальнейшую обработку полученного материала. Вопрос здесь в следующем: что наблюдать? как фиксировать наблюдаемое? Необходимо выделение некоторых классов, например, взаимодействий личности в группе, с последующей фиксацией количества, частоты проявления этих взаимодействий. Это по существу вопрос о единицах наблюдения. Другой вопрос – это временной интервал, который можно считать достаточным для фиксации единиц наблюдения.
Метод изучения документов
позволяет анализировать продукты деятельности. Здесь возникает проблема в том, что интерпретирует документы человек – исследователь с присущими индивидуальными психологическими особенностями. Важную роль здесь играет способность исследователя к пониманию текста. И как результат возможен субъективизм. Для преодоления его вводится особый прием – контент-анализ (анализ содержания). В тексте выделяются специальные единицы, а затем подсчитывается частота их проявления. Этот метод применяется в случае обработки большого материала.
Метод опроса
. Весьма распространенный способ получения информации. Критики этого метода недоумевают по поводу того, как же можно получить достоверную информацию из непосредственных ответов испытуемых, их самоотчетов. Обвинения такого рода основаны либо на недоразумении, либо на абсолютной некомпетентности в области проведения опросов. Среди многих видов опросов наибольшее распространение получили интервью, анкетирование. Главной проблемой здесь является конструирование опросника, анкеты. Существуют многочисленные правила построения каждого вопроса, расположения их, группировки в определенные блоки и т. д.
Другая проблема, возникающая при проведении опросов, – проблема применения этого метода при работе с людьми, поскольку здесь возникает взаимодействие исследователя и респондента. В ходе интервью проявляются все описанные в социальной психологии способы воздействия одного человека на другого. В результате полученная информация может быть необъективной, не отражать существа дела.
Метод тестирования
. Этот метод широко используется в различных областях психологии. В социальной психологии это чаще всего личностные тесты. Тест – это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет специально разработанное задание или отвечает на вопросы, отличающиеся от опросников и анкет. Вопросы носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными личностными параметрами. Широкое распространение получили тесты ММРI, Р. Кеттелла.
В социальной психологии тесты применяются как подсобные средства исследования. Полученные данные должны сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов.
Метод эксперимента
заимствован из общей психологии. Различают два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Общее правило для них заключается в произвольном введении экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим также является выделение контрольной и экспериментальной групп.
Метод социометрии
позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Исследование группы при помощи данной методики обычно проводится тогда, когда группа включает в себя не менее 10 человек и существует не менее года. Данный метод широко представлен в социально-психологической литературе (Р. С. Немов, 1995 и др.).
Вопросы для самопроверки
1. Место социальной психологии в системе психологических наук.
2. Взаимосвязь социальной психологии с другими науками.
3. Законы социальной психологии и их прикладность.
4. Методология социальной психологии.
5. Методы исследования в социальной психологии.
Задание для самостоятельной работы
Составить анкету для выявления характера взаимоотношений в спортивном коллективе.
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2006.
2. Бабушкин Г. Д. Социальная психология. – Омск; Тара, 2000.
3. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. – М., 2005.
4. Андриенко Е. В. Социальная психология. – М, 2000.
5. Майерс Д. Социальная психология. М.; СПб., 2003.
6. Каменская Е. Н. Социальная психология: конспекты лекций. – Ростов на/Дону, 2008.
7. Крысько В. Г. Социальная психология. Схемы и комментарии. – М., 2001.
8. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971.
9. Руденский Е. Р. Социальная психология. – М., 2000.
10. Социальная психология / под ред. А. Л. Журавлева. – М., 2002.
11. Сухов А. М. Социальная психология. – М., 2006.
Некоторые законы социальной психологии
Но для того, чтобы вы могли уже сейчас начать внедрять полученные знания в свою жизнь, не занимаясь углублённым изучением специализированных материалов, следует знать несколько важных законов и закономерностей социальной психологии, которые оказывают влияние на жизнь человека в обществе и его взаимодействие с этим обществом и другими людьми.
1
Люди всегда тем или иным образом воспринимают находящихся рядом людей.
Обычно мы приписываем людям, с которыми контактируем, определённые свойства, которые относятся к социальным стереотипам. Стереотипы могут приписываться людям по антропологическому признаку, т.е на основе особенностей той расы, к которой принадлежит человек. Есть также социальные стереотипы – это образы, приписываемые людям, занимающим определённые должности, имеющие разный статус и т.п. Стереотипы могут быть и эмоциональными, т.е. связанными с физиологическими свойствами людей.
Поэтому, общаясь с разными людьми, вы должны понимать, что ваше их восприятие может быть подсознательно основано на стереотипах. Так, например, красивый человек может оказаться тем, с кем лучше не связываться, а непривлекательный внешне может поразить вас красотой и глубиной своей души. Если вы предвзято относитесь к людям определённой расы, это совсем не значит, что они таковы, как вы о них думаете. Ведь люди любого цвета кожи, пола, вероисповедания, мировоззрения могут быть как хорошими, так и плохими. Важно научиться воспринимать людей, не основываясь на стереотипах, а только на личном опыте. Как говорится, не судите по одёжке, а судите по уму.
2
Люди легко присваивают навязанные им социальные роли.
Человек, находящийся в постоянном взаимодействии с обществом, выстраивает своё поведение согласно тому, какую социальную роль присвоило ему это общество. Это легко прослеживается на примере человека, которого вдруг повысили в должности: он становится очень важным, серьёзным, общается с людьми с высока, те, кто ещё вчера были с ним на равных, сегодня ему уже не под стать и т.д. Навязанные социумом социальные роли могут сделать человека и слабовольным, бессильным что-то изменить. Люди, на которых оказано такое воздействие, могут «опуститься» до самых скверных поступков (даже убийства) или сами вознести себя до высот.
Нужно всегда помнить о том, что социальные роли, навязанные обществом, оказывают сильное влияние на человека. Чтобы иметь возможность не «прогнуться» под давлением социальной роли и остаться собой, необходимо быть сильной личностью, обладать внутренним стержнем, иметь убеждения, ценности и принципы.
3
Лучший собеседник – это тот, кто умеет слушать.
Беседа – это неотъемлемая часть человеческого общения. Встречаясь с другими людьми, мы начинаем разговор: о том, как у кого дела, о новостях, о переменах, интересных событиях. Беседа может быть дружеской, деловой, интимной, официальной или ни к чему не обязывающей. Но многие люди, если обратить на это внимание, гораздо больше любят говорить, чем слушать. Практически в каждой компании есть человек, который постоянно перебивает, хочет высказаться, вставить своё слово, никого не слушает. Согласитесь, это не очень приятно. Но это ярко выраженная потребность в разговоре. У других людей она может быть менее выражена, но, в любом случае, всегда существует.
Если человеку дать возможность говорить без умолку, то попрощавшись с вами, он будет испытывать только самые приятные эмоции от общения. Если же постоянно говорить будете вы, то ему, вероятнее всего, станет скучно, он будет кивать головой, зевать, и общение с вами станет для него непосильной ношей. Сильная личность – это человек, способный управлять своими эмоциями и желаниями. А лучший собеседник – это тот, кто умеет слушать и не говорить ни слова, даже если очень хочется. Возьмите это на вооружение и попрактикуйтесь – вы увидите, как приятно будет людям с вами общаться. К тому же, это будет тренировкой вашего самоконтроля, самодисциплины и внимательности.
4
Установки людей влияют на их восприятие действительности и окружающих.
Если у человека есть заранее сформированная предрасположенность реагировать на что-то определённым образом, то и делать это он будет в соответствии с ней. Вот, к примеру, вы должны встретиться с каким-то человеком и вам заранее рассказали о нём что-то очень нехорошее. При встрече вы будете испытывать к этому человеку острую неприязнь, нежелание общаться, негатив и отторжение, даже если этот человек на самом деле очень хороший. Любой, даже один и тот же человек, может предстать перед вами в совершенно разном свете, если перед этим вам будет дана определённая установка на его восприятие.
Не стоит брать на веру всё, что вы слышите, видите, узнаёте от кого-то другого. Главное всегда – это доверять только личному опыту и проверять всё самому, беря, конечно, во внимание всё, что вы узнали, но не основываясь на этом. Только личный опыт позволит вам узнать достоверную информацию и вынести объективные суждения по поводу других людей, событий, ситуаций, вещей и пр. В этом случае идеально подходит поговорка: «Доверяй, но проверяй!».
5
Поведение людей часто зависит от того, как их воспринимают другие.
В психологии это называется рефлексией. Это присуще, конечно же, не всем, но очень многим. Есть люди, которые всецело зависят от того, как их воспринимают окружающие. Гипертрофированное чувство важности чужого мнения приводит к тому, что человек начинает чувствовать постоянный дискомфорт, эмоциональное напряжение, зависимость от другого человека, неспособность отстоять свою позицию, выразить своё мнение и множество других довольно неприятных ощущений. Причём, проявляться эти ощущения могут по-разному: от небольших перепадов настроений в течение дня до затяжных и глубоких депрессий.
Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно понимать, что чужое мнение – это всего на всего чужое мнение. Не зря успешные люди говорят, что чужое мнение никогда не накормит вас и ваших близких, не купит вам одежду, не принесёт успеха и счастья. Совсем наоборот, практически всегда чужое мнение заставляет людей опускать руки, переставать к чему-то стремиться, развиваться и расти. То, как вас воспринимают окружающие – это их личное дело. Вы не обязаны ни под кого подстраиваться и всегда должны оставаться самими собой.
6
Люди склонны к осуждению окружающих и оправданию себя.
Ситуации в жизни бывают разные, как и люди, которые в них попадают. Но реакции, вызываемые у людей, попавших в эти ситуации, могут восприниматься нами совершенно по-разному. Например, если вы стоите в очереди, чтобы совершить покупку и перед вами стоит человек, который очень долго что-то покупает, это вызывает негативные эмоции у вас, вы можете начать выражать недовольство, торопить впереди стоящего и т.д. В то же время, если вы по какой-то причине задержитесь на кассе, а стоящий за вами человек начнёт что-то вам выговаривать, вы начнёте приводить вполне разумные доводы по поводу того, почему вы так долго стоите. И будете правы. Люди попадают в подобные ситуации практически каждый день.
Существенным плюсом для вас в плане своего развития будет овладение навыком критической оценки ситуации и людей, в ней оказавшихся (других и себя). Всякий раз, когда вы чувствуете, что начинаете испытывать в силу каких-либо обстоятельств негативные эмоции, раздражение, желание выразить недовольство в сторону другого человека, абстрагируйтесь ненадолго. Взгляните на ситуацию со стороны, критически оцените себя и других, подумайте о том, виноват ли другой в сложившейся ситуации и как бы вы повели и чувствовали себя на его месте. Вероятнее всего, вы заметите, что ваша реакция не совсем верная и следует вести себя спокойнее, тактичнее, осознаннее. Если сделать такую практику систематической, жизнь станет гораздо приятнее, вы будете меньше раздражаться, начнёте испытывать больше положительных эмоций, станете позитивнее и т.д.
7
Люди часто идентифицируют себя с другими людьми.
В социальной психологии это называется идентификацией. Очень часто наша идентификация с другими происходит во время нашего общения с кем-то: человек рассказывает нам какую-то историю или описывает ситуацию, участником которой был, мы же подсознательно ставим себя на его место, чтобы почувствовать то, что чувствовал он. Также идентификация может происходить во время просмотра кинофильма, чтения книги и т.п. Мы отождествляем с себя с главным героем или другими участниками. Таким образом мы глубже погружаемся в ту информацию, которую изучаем (смотрим, читаем), понимаем мотивы поступков людей, оцениваем себя с ними.
Идентификацию можно производить осознанно. Это очень помогает и в нестандартных, сложных жизненных ситуациях, и в процессе обычной жизни. Например, если вы в какой-то ситуации затрудняетесь в принятии верного решения, не знаете как вам лучше поступить, вспомните героя своей любимой книги, фильма, человека, являющегося для вас авторитетом, и подумайте о том, как бы он поступил на вашем месте, чтобы он сказал или сделал. В вашем воображении сразу же появится соответствующий образ, который и натолкнёт вас на верное решение.
8
Люди составляют первое впечатление о человеке в течение первых пяти минут.
Этот факт уже давно доказан психологами. Первое впечатление о другом человеке мы составляем в течение первых 3-5 минут общения с ним. Несмотря на то, что первое впечатление может быть обманчивым, этому моменту следует уделять особое внимание. При встрече с человеком впервые, мы смотрим на его внешний вид, осанку, поведение, речь, эмоциональное состояние. Также на первое впечатление влияет то, не чувствуем ли мы, что человек превосходит нас по каким-то параметрам, насколько привлекательна его внешность, какое отношение проявляет человек по отношению к нам. Другие люди составляют впечатления о нас по этим же критериям.
Нужно уметь производить первое впечатление. А для этого необходимо учитывать все вышеизложенные факторы его формирования. Поэтому, всегда, когда знаете, что у вас планируется первая встреча с человеком (собеседование, встреча в дружеской компании, свидание и т.д.), вы должны подготовиться к этому: аккуратно выглядеть, уверенно держаться, уметь найти что сказать, соблюдать манеры приличия и правила этикета, внятно говорить и т.п. Запомните, что первое впечатление – это фундамент для выстраивания всех дальнейших отношений.
9
Человек притягивает в свою жизнь то, что соответствует его мыслям.
Это называют по-разному: законом притяжения, «подобное притягивает подобное» или «мы это то, что мы думаем». Смысл таков: в течение жизни на пути человека встречаются такие люди и происходят такие события, которые находятся с ним в резонансе: соответствуют его мыслям, ожиданиям, убеждениям. Если человек излучает негатив, то и в его жизни происходит больше неприятностей, ему сопутствуют неудачи, встречаются плохие люди. Если же от человека исходят позитивные вибрации, то и жизнь его будет наполнена, по большей части, добрыми вестями, хорошими событиями, приятными людьми.
Многие успешные люди и духовные личности говорят о том, что всё в жизни зависит от того, как мы мыслим. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваша жизнь изменилась в лучшую сторону, происходило больше положительных событий, встречались хорошие люди и т.д., то, в первую очередь, вы должны обратить внимание на образ своего мышления. Перестройте его на нужный лад: с негатива на позитив, с позиции жертвы на позицию победителя, с ощущения неудачи на ощущение успеха. Не ждите мгновенных перемен, но старайтесь быть на позитиве через некоторое время вы заметите изменения.
10
В жизни человека часто происходит то, чего он ожидает.
Вы, наверное, не раз замечали такую закономерность: то, чего вы опасаетесь больше всего, происходит с завидной регулярностью. Но дело здесь совсем не в том, что это что-то плохое, а в том, насколько сильную эмоциональную окраску вы этому придаёте. Если вы постоянно думаете о чём-то, переживаете об этом, ожидаете чего-то, то велика вероятность того, что это произойдёт. Любые ваши ожидания могут оказывать влияние и на людей, окружающих вас. Но отрицательные эмоции (страх, боязнь, опасения), как известно, в гораздо большей степени овладевают сознанием людей, нежели положительные. Поэтому и происходит то, чего мы не хотим, чаще, чем то, чего хотим.
Перестройтесь перестаньте думать о том, чего вы опасаетесь, и ожидать этого, начните ждать от жизни и окружающих только самого лучшего! Но здесь главное не переусердствовать, чтобы не испытывать чувства разочарования. Создайте для себя привычку ждать только хорошего, но не идеализируйте свои ожидания. Отстранитесь от негатива и настройтесь на позитивный лад, но всегда оставайтесь реалистами и трезво смотрите на мир.
***
Закономерностей, которые действуют в общении между людьми, очень много, ведь психология – это наука, обладающая огромным количеством особенностей. Чтобы сделать свою жизнь лучше, а общение с другими людьми и взаимодействие с обществом приятнее и эффективнее, нужно развивать в себе внимательность ко всему, происходящему вокруг: поведению людей, их реакциям, причинам тех или иных ситуаций и событий. Никакая теория не изменит вас и вашу жизнь сама по себе. Только практическое применение новых знаний, оттачивание навыков своего общения и тренировка личных качеств смогут повлиять на вас и изменить то, что вы хотите изменить.
Что же касается непосредственно самого человека в социальной психологии, то можно с уверенностью заявить, что человек, как сформировавшаяся личность, играет здесь главную роль. Именно социальные и психологические особенности позволяют вообще существовать такой науке, как социальная психология. А знания о ней, которые мы теперь имеем, желаем углублять и стремимся применять на практике, дают нам возможность определить, осознать и понять факторы, влияющие на развитие личности, специфику взаимодействия людей между собой и в группах (а также этих групп). И уже это позволяет сделать нашу жизнь, как отдельных личностей, так и частей социума, более комфортной и осознанной, а результаты наших поступков и действий лучше и эффективнее. Именно по этим причинам мы должны осваивать азы социальной (и не только) психологии и делать их использование частью своей повседневной жизни.
Социальная психология
Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме), психические явления, происходящие во время взаимодействия различных групп людей. То есть она исследует закономерности поведения людей, входящие в состав различных групп, их мысли друг о друге, как они влияют друг на друга при этом, как относятся друг к другу. Данное направление появилось в середине XIX века. До этого она была представлена только, как социальная философия.
Уникальность данного направления состоит в том, что она находится между социологией и психологией. Её нельзя отнести ни к одному из этих направлений. Она скорей является объединяющей. Дело в том, что психология рассматривает больше внутриличностные аспекты и социальные ситуации, социология — внеличностные и социальные процессы, которые определяют поведения человека. Объектом изучения социальной психологии являются, как внутриличностные, так и внеличностные аспекты.
Большую часть своей жизни человек проводит в социуме среди других людей, объединяясь с ними в различные группы: семья, рабочий коллектив, друзья, спортивные секции и т.д. При этом эти группы вступают во взаимодействие с другими группами людей, как малыми, так и большими. Понимание того, как происходит данное взаимодействие важно для решения семейных и национальных конфликтов, в системе управления людьми и т.д.
При этом под группой понимают нескольких людей, объединённых одним действием. Например, если люди стали свидетелями аварии и собрались, чтобы посмотреть, то такое скопление людей не считается группой. Если же они при этом стали помогать участникам аварии, то они образовали временную группу, объединённую одним действием.
Группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности.
В связи с этим социальная психология делит группы на следующие категории:
- Первичные группы (семья), в которые человек приходит в первую очередь и вторичные группы (рабочий коллектив), куда человек приходит после первичных групп.
- Большие группы (нации, народы) и малые группы (семья, друзья).
- Формальные и неформальные. Формальная структура создаётся для выполнения официальных задач. Неформальные связи возникают спонтанно по мере взаимодействия индивидов.
Группы выполняют 4 функции:
- Социализация — процесс включения личности в определённую социальную среду и усвоение её норм и ценностей. Так семья служит для обретения определённых навыков жизни в социальной среде.
- Инструментальная — осуществление той или иной совместной деятельности людей. Участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.
- Экспрессивная — удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют обычно первичные неформальные группы.
- Поддерживающая — Объединение людей в группы во время трудных ситуаций. Как показали эксперименты, перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу.
На свойства групп влияют размер и численность. Некоторые социологи считают, что группа начинается с объединения 2 человек, но ряд учёных утверждают, что минимальный состав группы — 3 человека. Это связано с хрупкостью диады. В триаде происходит уже взаимодействие в двух направлениях, что делает структуру более прочной. Максимальный размер малой группы — 10 человек. Как правило, в социальной психологии термин малая группа и первичная группа равнозначен.
Структура группы зависит от её целей, а также на неё влияют социально-демографические, социальные и психологические факторы. Они могут вызвать распад группы на несколько меньших групп.
Очень большое внимание социальная психология уделяет психологической совместимости в группах, так как её членам приходится вступать в контакт между собой. И здесь возможны столкновения и недоразумения. А возможно и создание целостной группы.
Учёные выявили 4 типа коммуникативного поведения:
- Люди, стремящиеся к лидерству, старающиеся подчинить себе других людей для выполнения поставленной задачи.
- Люди, стремящиеся выполнить задачу в одиночку.
- Люди, приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других.
- Коллективисты, которые стремятся выполнит поставленную задачу совместными усилиями.
Поэтому одной из важных задач является выстраивание взаимоотношений между этими группами людей в коллективе.
Социальные психологи исследуют эффективность принятия индивидуальных и групповых решений. При выработке групповых решений социологи также заметили разделение людей на 5 категорий:
- Индивиды склонны говорить больше, чем другие.
- Индивиды с высоким статусом оказывают большее влияние на решение, чем индивиды с низким статусом.
- Группы часто тратят значительную долю времени на устранение межличностных разногласий.
- Группы могут упустить из виду свою цель и отделаться несообразными выводами.
- Члены группы часто испытывают исключительно сильное давление, побуждающее их к конформности.
В последнее время социологи стали уделять большое внимание вопросам руководства и лидерства, отметив их различие. Они выделили 3 типа лидерства:
- Автократический. Лидер принимает решения единолично, определяя всю деятельность подчинённых и не давая им возможности проявить инициативу.
- Демократический. Лидер вовлекает подчинённых в процесс принятия решений на основе групповой дискуссии, стимулируя их активность и разделяя вместе с ними все полномочия по принятию решений.
- Свободный. Лидер избегает какого-либо собственного участия в принятии решений, предоставляя подчинённым полную свободу принимать решения самостоятельно.
Таким образом, можно увидеть всю важность научных исследований в области социальной психологии, важность практического использования этих знаний в повседневной жизни людей.
Литература
Для тех, у кого есть желание глубже погрузиться в изучение темы социальной психологии, ниже мы представляем небольшой, но очень хороший список литературы, к которой есть смысл обратиться.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990
- Андреева Г.М. Социальная психология М., 2003
- Битянова М.Р. Социальная психология М., 2002
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком М. МГУ, 1982
- Бодалев А.А. Личность и общение М., 1995
- Донцов А.И. Психология коллектива М., 1984
- Леонтьев А.А. Психология общения М., 1998
- Коломенский Я.Л. «Дифференциация социальной психологии и некоторые проблемы психологии развития» Санкт-Петербург: Питер, 2000
- Мясищев В.Н. Психология отношений Москва-Воронеж,1995
- Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н. Сухова М., 1995
- Парыгин Б.Д. Социальная психология М., 1999
- Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е.В.Шорохова М. Наука, 1987
- Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология СПб., 1998
- Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы М., 1988
- Секун В.И. Психология активности. Минск, 1996
- Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях Л., 1983
- Современная зарубежная социальная психология Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой и др. М., 1984
- Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача М., 2001
- Социальная психология и общественная практика /Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. М., 1985
- Социальная психология классов / Под ред. Г.Г.Дилигенского М., 1985
- Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания СПб., 1996
- Станкин М.И. Психология общения Курс лекций М.,1996
- Стефаненко Т.Г, Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Вып. 1. М., 1998
- Сухарев В., Сухарев М. Психология народов и наций. М., 1997
- Фрейд 3. Групповая психология и анализ «ЭГО» М., 1991
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании М., 1996
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе М, 1985