Понятие социального типа личности
Определение 1
Социальный тип личности – это отражение влияния общественной системы на ценностные ориентации человека, а посредством них – на его поведение в обществе.
Социальный тип личности выступает результатом сложного сплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизни людей. В социологии популярно несколько вариантов типологии личности. Так, Вебером основой типизации была принята специфика социального действия, а конкретнее – степень его рациональности. Маркс рассматривал формационную и классовую принадлежность индивида. Э. Фром – социальный тип личности в качестве господствующего типа характера, то есть как форму связи индивида с обществом. Он считал, что социальный характер является формой связи индивида с обществом. Он считал, что социальный характер дает возможность наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и чувствоваться себя безопасным и защищенным.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Социальная типология личностей 420 ₽ Реферат Социальная типология личностей 240 ₽ Контрольная работа Социальная типология личностей 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
При анализе человеческой истории, Фром выделял следующие типы социального характера:
- рецептивный, или пассивный;
- эксплуататорский;
- накопительский;
- рыночный.
В современной социологии наиболее широко распространено выделение типов личности на основании ценностных ориентаций:
- традиционалисты, ориентированные преимущественно на долг, порядок, дисциплину, законопослушание, выраженность стремления к самореализации и самостоятельности у рассматриваемого типа личности крайне низкое;
- идеалисты характеризуются сильно выраженным критическим отношением к традиционным нормам, независимостью и пренебрежением к авторитетам, установками на саморазвитие при любых условиях;
- фрустрированные личности, характеризующиеся низкой самооценкой, угнетенным и подавленным мироощущением, ощущением себя за гранью потока жизни;
- реалисты сочетают стремление к самореализации и развитое чувство долга и ответственности, здоровую долю скептицизма и самодисциплину и самоконтроль;
- гедонические материалисты ориентируются, преимущественно, на получение сиюминутных удовольствий, и такая погоня превращается в процесс удовлетворения потребительских желаний.
— — Требуется помощь в составлении плана учебной работы? — Укажи тему и получи ответ через 15 минут — — — — — — получить помощь — —
Замечание 1
Иными словами, социальный тип личности – это отражение влияния общественной системы на ценностные ориентации человека и посредством них на его реальное поведение.
Типы Личности в Социологии
Формирование личности – процесс длительный и сложный. Общество предъявляет к индивидам определенные (и достаточно жесткие) требования. Через систему образования и воспитания оно стремится сформировать тип личности, наилучшим образом отвечающий предъявляемым им требованиям. В связи с этим и выделяют отдельные типы личности в социологии.
В силу разных объективных и субъективных особенностей в обществе формируются различные типы личностей. На это оказывают влияние различные аспекты количественного характера (социальная активность людей) и качественного (направленность активности может сознательной или стихийной, созидательной или разрушительной). Эти характеристики определяются социальной структурой общества, его нормативной культурой и ценностными ориентациями, а также самосознанием, установками и стилем мышления отдельных индивидов.
Личность с точки зрения социологии – это ядро, связывающее психические процессы человека и придающее его поведению определенную устойчивость и логическую последовательность. По признаку, главным образом влияющим на это ядро, типы личности в социологии определяются разными теориями: психобиологической (У. Шелдон), биосоциальной (Ф. Олпорт, К. Роджерс), психосоциальной (К. Хорни, К. Адлер), психостатической («факторные» – Д. Айзенк ,Р. Кеттел и др.).
Социальные типы личности в социологии определяются как продукт комплексного переплетения социально-экономических и историко-культурных условий жизни людей.
В социологической науке предлагаются различные типологии личности. М.Вебер за критерий типологии взял особенности социального действия, то есть степень его рациональности. К.Маркс главным признаком считает классовую и формационную принадлежность. Э.Фромм выделяет типы личности в зависимости от социального (в противовес индивидуальному) характера. По Фромму типы личности выделяются рецептивного (пассивного), эксплуататорского, накопительного и рыночного характера.
Типы личности в социологии – это модели личности, которые социологией (а также и психологией) используются как образцы для группировки при классификации, изучении и упорядочении множеств личностей. Различные теории выделяют идеальные конкретно-исторические и эмпирические типы личности.
В западной теории широко применяется типология на основе личностных показателей. Так К.Юнг выделяет типы на основе сензитивности, мыслительности, переживания оценки, интуитивности, экстравертивной или интровертивной направленности. По Х.Айзеку главными характеристиками индивидов являются такие понятия как экстраверсия и интроверсия. Экстраверты характеризуются тенденцией направлять энергию психики вовне, а интроверты – внутрь себя.
Типы личности в социологии на современном этапе принято выделять также следующие: традиционалисты, идеалисты, фрустированный тип, реалисты, гедонисты.
Традиционалисты нацелены на такие ценности как порядок, долг, законопослушание, дисциплина. При этом самостоятельность, стремление самореализоваться у них почти отсутствует. Идеалисты отрицают традиционные нормы, независимы, скептичны по отношению к авторитетам и ориентированы на саморазвитие. Фрустированный тип отличается низкой самооценкой, подавленным самочувствием и ощущением выброшенности из жизни. Реалисты стремятся к самореализации, обладают чувством ответственности и долга, самодисциплины и самоконтроля. Гедонисты стремятся к получению удовольствия, преимущественно в виде удовлетворения простых потребительских желаний.
Ролевая теория личности в социологии была создана представителями структурно-функционального направления Д. Морено, Т. Парсонсом и другими. Они рассматривали личность сквозь призму социальных ролей в обществе. В обществе объективным является разделение труда, в связи с чем появляются различные социальные статусы и роли людей, находящиеся в функциональной связи.
Маниакальный тип личности
Как распознать? Человек с маниакальным типом личности всегда бодр и весел, склонен к идеализации других, часто флиртует и привлекает к себе внимание шумным поведением, которое подчас чрезмерно.
Почти в любой компании найдется человек, который громко говорит, активно жестикулирует, фонтанирует шутками и идеями, тем самым сильно утомляя окружающих. Долго находиться с таким человеком достаточно трудно и утомительно — это является основой его проблем.
Как взаимодействовать? Маниакальные люди не выносят одиночества, тут же впадая в тревогу, но их активность производит впечатление поверхностного общения и нежелания вступать в близкие отношения. Люди с таким типом характера могут быть прекрасными организаторами и кризисными менеджерами. Они успешны в любом деле, которое требует быстрого включения и активных действий.
View on Instagram
Социальные типы, статусы и роли личности
Объектом социологических исследований являются не индивидуальные свойства, а социальные помыслы и чувства людей, проявляющиеся в их действиях; не интересы и отношения отдельной личности, а интересы и отношения людей, обладающих сходными социальными характеристиками, и осуществляющих свою жизнедеятельность в сходных объективных условиях, их интересы и отношения, проявляющиеся в социальных действиях в конкретных исторических условиях. Основания для социологической типологизации личностей могут быть разными, в том числе, системы потребностей, социальных интересов, ценностных ориентаций и т. д.
Типы личности
понимаются в социологии, с одной стороны, как
теоретические модели (исследовательские схемы),
служащие в качестве образцов для описания, классификации, изучения множеств реальных индивидов, как идеальные типы
,
включающие в себя несколько характеристик, значимых для того или иного исследования (выдвигаются разные критерии типологии). С другой стороны, под типами личности понимаются
группы индивидов, обладающие той или иной совокупностью общих черт,
соотносимые с той или иной идеальной моделью
.
Наиболее примитивная типология существует в массовом сознании, она основывается на выделении двух типов: «хороший человек», «плохой человек». В науке существует множество типологий личности. Так, известный российский этнолог Л.Н. Гумилев выделяет три основных типа личности, преобладающих в структуре того или иного этноса на различных этапах его исторической эволюции:
· «нормальная» личность
(наиболее распространенный тип), жизненная энергия которой реализуется в поведении, достаточном для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения;
· пассионарная личность
, которая направляет свою жизненную энергию на достижение высоких социальных целей и не приемлет «нормальной», «спокойной» жизни;
· субпассионарная личность
, характеризующаяся недостатком жизненной энергии, отсутствием стремления к активной трудовой, политической, культурной и иной деятельности, предпочитающей жить за счет других людей.
Известность приобрела также социально-классовая типология
, согласно которой выделяются «личность буржуа», «личность рабочего», «личность интеллигента» и т. п. Эти типы обозначают наиболее значимые и наиболее распространенные характеристики представителей того или иного класса (социальной группы).
Типология личности может быть построена на основе ее направленности
. Так, Н.И. Рейнвальд, в зависимости от общественной значимости присущих человеку потребностей, как главных мотивов, выделил три ведущих типа личности:
· тип созидателя;
· тип потребителя;
· тип разрушителя.
В.Г. Немировский, исходя из основных смысложизненных ориентаций
индивидов, выделил следующие типы:
· «честолюбивые созидатели»;
· «любознательные альтруисты»;
· «скромные труженики»;
· «высокомерные мещане»;
· «потребители».
По сфере, куда обращены основные интересы личности, выделяют экономический, политический, теоретический, социальный (сфера общения с людьми), эстетический и религиозный типы личности. Тип личности, объединяющий в себе совокупность вневременных совершенств (добродетелей) называют идеальным.
Тип личности, заключающий в себе качества необходимые на данное время, обозначают как
нормативный
. Тип личности, сочетающий наиболее распространенные качества, именуют
модальным
. Иногда тип личности выделяют в соответствии с героями художественных произведений. Так, говорят о таких типах, как «хлестаковы», «ноздревы», «плюшкины» (по Гоголю), «смердяковы» (по Достоевскому), «терминаторы» (герой американского фильма) и др. Существует и множество иных типологий личности.
Специфика личности определяется ее социальным качеством, то есть совокупностью взаимосвязанных элементов, обусловленных типом социального взаимодействия личности с другими людьми в конкретных исторических условиях. Эту совокупность составляют следующие элементы:
1. Социально определенная цель деятельности.
2. Социальные статусы. Например, он мужчина, отец, муж, член профкома, человек средних лет и т. п. Совокупность всех статусов называется статусным набором
. Но не все статусы индивида равнозначны.
Главным статусом
именуют наиболее характерный для данного индивида статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди и с которым он сам себя отождествляет. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Для мужчин, чаще всего, это профессионально-должностной статус. Женщины часто идентифицируются как жены кого-либо: главный статус определяется по мужу.
Существуют различные виды статусов. Так выделяют социальный и личный статусы. Социальный статус–
положение индивида в обществе как представителя большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).
Личный статус–
положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают члены этой группы в соответствии с его личностными качествами. Индивид может иметь высокий социальный статус (например, статус адвоката) и низкий личный (плохая репутация в адвокатской конторе, где он работает). Различают также приписываемый и достигаемый статус.
Приписываемый или прирожденный статус–
это статус, который индивид занимает вне своих личностных усилий, по рождению (пол, национальность и др.).
Достигаемый статус–
это позиция в обществе, которую индивид сам выбирает и достигает (профессия, принадлежность к определенной политической партии, религиозной общине и др.)
В общественном мнении наличествует (но ни в каких документах не зарегистрирована) иерархия статусов
, когда один статус уважается больше других. Место в этой иерархии называется
рангом
. Существует межгрупповая и внутригрупповая иерархия. И индивид, обладая высоким рангом в первой, может обладать низким во второй.
3. Социальные роли. Социальная роль –
это модель поведения, ориентированная на определенный статус. Это нормативный образец поведения индивида, занимающего определенную социальную позицию (в обществе, в социальной организации, в социальной группе) и выполняющего соответствующие ей функции. Некоторые роли индивид свободно избирает, стремясь активно освоить (например, роль жены, матери, мужа), другие же заданы ему независимо от его воли и желания (роль женщины, мужчины, члена этнической группы). С социальной ролью связаны определенные права и обязанности индивида, степень реализации которых зависит не только от содержания ролевых требований, а и от возможностей, способностей самого индивида.
Каждый статус предполагает ряд ролей. Например, статус доцента вуза соотносится с ролями преподавателя, ученого, воспитателя, члена кафедры, автора статей и т. п. Выполнение каждой роли требует определенных качеств. И в рамках статуса может с блеском выполняться одна роль и плохо – другая.
Таким образом, любая роль персонифицируется и субъективируется, то есть осуществление индивидом определенной социальной роли обусловлено не только объективными, но и субъективными факторами. Социальная роль характеризуется также комплексом нормативных требований к поведению и ожиданий (экспектаций)
. Если статус подчеркивает
сходство людей,
то реальное ролевое поведение –
различия
.
Членам социальной группы, выполняющим ту или иную роль, взаимодействующие с ними представители группы (общества) предъявляют требования, предписания способов социального поведения, отношений, установки и т. п. Эти требования, предписания приобретают форму ожидания определенного поведения. Так, от матери окружающие ожидают, что она будет заботиться о своем ребенке, от специалиста, –
что он будет профессионально выполнять свои функциональные обязанности и т. д. Конституция РФ определяет права, свободы и обязанности гражданина, то есть его конституционный статус. Это одновременно и ролевые требования к гражданину России. Если имеешь определенные права и свободы, то должен иметь и соответствующие обязанности.
Ожидания и требования являются компонентами системы регуляции социального поведения, взаимодействия в группах, обществе.
4. Нормы и ценности, которыми человек руководствуется в процессе своей деятельности. Социальные нормы
–
это требования общества, социальных групп, которые воплощаются в эталоны, модели, стандарты надлежащего поведения. Это и правовые нормы, и обычаи, традиции и тому подобное.
Ценность–
это не всегда то, что действительно нужно и необходимо человеку. Часто человек оценивает вещи, предметы, явления сквозь призму распространенных в данном обществе, в сознании той или иной социальной группы ценностных критериев, готовых оценок и представлений относительно должного, прекрасного, полезного и справедливого. Если в кругу друзей кожаная куртка является признаком достоинства, то ее отсутствие
–
это уже почти трагедия, в особенности для подростка. Вот и используются любые способы приобретения этого признака, и криминальные тоже. Кстати, подобные ситуации могут рассматриваться как один из факторов увеличения преступности несовершеннолетних.
5. Система знаков, которую личность использует. Знаки (слова, жесты и т. д., а также способы их сочетания) являются средством трансляции и организации совместной деятельности людей. Как и в орудиях труда, в них «закодированы» определенные способы социальных действий человека. При помощи знаков социальная общность управляет деятельностью индивидов. Для того чтобы они могли участвовать в социальной деятельности, они должны усвоить принятые в данной социальной общности (социальной группе, организации) знаки и способы их сочетания. Усвоив это в процессе социальной деятельности, индивид может использовать их для управления своим собственным поведением. Но знак выполняет свои функции лишь постольку, поскольку он имеет значение. Значение же –
продукт социального опыта.
6. Совокупность знаний, позволяющих исполнять свои роли и ориентироваться в окружающем мире.
7. Уровень образования и специальной подготовки.
8. Социально-психологические особенности.
9. Активность и степень самостоятельности в принятии решений.
10. Если у индивида есть свобода выбора, то он несет ответственность за свое бытие в обществе – за активность или пассивность, за характер активности, за свой статус, за выполнение социальной роли. Ответственность бывает объективной и субъективной. Объективная ответственность
– это подотчетность какому-либо социальному институту, накладывающему санкции. Здесь различают правовую, нравственную, административную ответственность.
Субъективная ответственность
– это подотчетность человека самому себе (своей совести, чувству долга). Индивид ответственен в той мере, в какой он обладает свободой, в силу чего многие люди пытаются избежать свободы, а отсюда и связанной с нею ответственностью.
Каждый индивид в обществе выполняет множество ролей – более или менее постоянных (студент, муж) или временных (покупатель, пассажир троллейбуса и др.). Часто при этом наблюдаются ролевые конфликты,
когда выполнение одной роли плохо совмещается с выполнением другой. Например, следователь, вынужденный задерживать своего друга, студент заочник в силу нехватки времени вынужденный пренебрегать выполнением какой либо роли (роли студента, профессиональными или семейными обязанностями). Все перечисленные элементы в их устойчивой взаимосвязи и образуют систему личности.
Таким образом, личность исследуется в системе социальных связей. Социальная связь
–
вся совокупность факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных условиях места и времени ради достижения конкретных целей. Связи могут быть личностные, социально-групповые, организационные, институциональные и т. д. Изучение личности в системе социальных связей, прежде всего, предполагает исследование ее социальных функций (ролей) и статусов. Социальные роли могут рассматриваться как механизм взаимодействия личности и общества. Статус может рассматриваться через совокупность прав и обязанностей. Роль представляет собой динамический аспект статуса. Личность социально наделяется статусом и обладает им относительно иных статусов. Осуществляя права и выполняя обязанности, составляющие ее статус, личность играет определенную роль. Но при этом необходимо учитывать и относительную автономию личности в системе социальных связей.
Типология индивида
Через систему воспитания и образования с учетом требований общества начинает формироваться социальный тип личности. Социология считает, что личность – это то, что связывает психические процессы и придает поведению устойчивость и последовательность. Важную роль в структурировании типа сыграли следующие теории: психобиологическая (У. Шелдон), биосоциальная (Г. Олпорт, К. Роджерс), психостатическая (Д. Айзенк, Р. Кеттел), психосоциальная (К. Хорни, К. Адлер).
Типологии существуют различные. Например, М. Вебер в основу своей системы заложил степень рациональности действия. Э. Фромм, определяя социальный тип личности, разделяет его на рецептивный, накопительный, эксплуататорский, рыночный.
Сегодня в социологии принято выделять следующие виды индивида:
- Традиционалист. Основными ценностями такой личности являются долг, порядок, дисциплина. В ней отсутствует стремление к самореализации.
- Идеалист. Тип с отрицанием относится к традициям, независим, не признает авторитетов. Часто занимается саморазвитием.
- Фрустрированный. Личность обладает низкой самооценкой, нередко жалуется на здоровье и депрессивное состояние.
- Реалист. Люди, относящиеся к данному типу, ответственны, контролируют свои эмоции, занимаются самореализацией.
- Гедонист. Чаще всего такая личность стремится к получению удовольствия, к достижению своих желаний.
Также выделяют социально-психологические типы личности:
- «Деятели». Для представителей данного типа главной задачей является изменение других людей и самого себя. Они активны, самодостаточны, ответственны.
- «Мыслители». В качестве примера этого вида можно привести образ мудреца, который призван размышлять и наблюдать.
- «Эмоциональный». Сюда относятся индивиды, опирающиеся на чувства, эмоции, интуицию. Это яркие, творческие личности, способные ценить красоту.
- «Гуманисты». Данный тип обладает очень развитой эмпатией. Он превосходно чувствует душевное состояние человека.
Конечно, чаще всего встречается смешанный социальный тип личности. Можно сказать, что в каждом человеке живет мудрец, активист и гуманист.
Модальный тип личности
Если понятие базисной личности отлично подходит для исследования культурной среды первобытных общин и простых обществ, которые руководствуются простыми законами и правилами, то для современного социума, где сложно отследить определенные стандарты, за единицу исследования принимают модальную личность. Это понятие помогает определить, какой тип личности в обществе наиболее распространен, то есть встречается чаще всего.
Проще говоря, эта парадигма доказывает, что не все, даже не подавляющее большинство индивидов имеет одинаковую личностную структуру. Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, поэтому, изучая модальный тип, можно собрать некоторые данные и об отдельных индивидах.
Социальные типы личности. Личность в современном обществе Запада, Востока, России.
Когда речь идет о личностях как членах социальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Каждый человек имеет собственные идеи и цели, помыслы и чувства. Это индивидуальные качества, определяющие содержание и характер его поведения.
К числу важнейших характеристик при рассмотрении структуры личности относится ее социальная типология — выявление ее сущностных черт, обусловленных образом жизни. К ним относятся:
1) свойства социально-исторических типов личности, обусловленные природой данной формации;
2) черты личности, обусловленные социальной принадлежностью и образующие социально-классовую типологию;
3) социально-типологические особенности национального характера как продукт историко-географического развития данного народа;
4) профессиональная типология личности.
В социальной типологии принято выделять два типа личности: 1. идеальный и 2. нормативный.
К свойствам идеального типа личности относятся требования общественного идеала, зафиксированные в религиозных верованиях, идеологии. Формирование данного типа объективно необходимо для функционирования данного общества.
Нормативный тип личности выделяется на уровне социально-исторического и культурологического анализа, являясь наиболее распространенным в обществе.
Сюда входит, по М.Веберу, система ценностных ориентации, определяемая через понятия собственности, престижа, власти и реализуемая в двух обществах: традиционном, где главный принцип жизненного поведения реализуется в постулате «Делай так, как делали до тебя», и модернистском, где главный принцип — разумность и эффективность социального поведения.
В современной западной социологии рассматривается также «постмодернистское» направление, в котором принципы поведения обусловлены интересами человека и определяемы следующими ценностями: счастливая семья, умение принять верное решение, забота о других, высокий заработок, образованность , культурный уровень, интересная творческая работа.
Для оценки профессионального личностного типа применяют методику Джона Голланда. Согласно его концепции он выделил 6 типов социальной направленности личности. 1. Реалистический тип — несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности.2. Интеллектуальный тип — несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. 3.Социальный тип — обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. 4. Конвенциальный тип — предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, не любит смену деятельности. 5. Предприимчивый тип — избирает цели. которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. 6. Артистический тип — опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я».
Западный тип личности характеризуется ориентацией на свободу, на трансформацию ценностных установок, на техногенность. Культура Запада носит явно выраженный техногенно-экономический характер.
Восточный тип личности более традиционен с устоявшейся системой ценностей, нацелен на коллективизм. Культура политической цивилизации Востока характеризуется сосуществованием с географической средой, экстенсивным развитием экономики и ее медленно меняющейся эффективностью (производительностью, качеством, ресурсосбережением), преобладанием авторитарных режимов власти и медленной демократизацией их, следованием традиционным мировоззрениям (религиям), коллективизмом.
Специфика России проявляется в том, что она является уникальным синтезом западной и восточной культур, мозаичным переплетением множества миров и мировоззрений.