Буллинг — это… Определение термина, причины возникновения, методы преодоления

  • 11 Сентября, 2018
  • Психологические термины
  • Раиса Богачева

Согласно «Википедии», буллинг – это социально-психологическое явление, которое существует с древних пор, а в сегодняшнем обществе его масштабы увеличиваются. Многие считают, что буллинг со стороны женщин, в отличие от мужчин, психологически более трудно принимается жертвой, так как женщины более изощренны в методах травли, что неизгладимо оставляет след на нервной системе потерпевших. О том, что такое буллинг (это, иным словами, травля), как с ним бороться и как предотвратить такую, будет рассказано дальше.

Что это — буллинг в психологии?

Буллинг происходит от английского слова bulling – травля, и предполагает собою акт принуждения, агрессивного выпада в виде оскорбления, унижения, нанесения физического вреда одному либо нескольким людям, детям с целью повиновения. Исполняется на начальной стадии 1-2 организаторами либо буллерами, с постепенным вовлечением всего класса, группы либо коллектива. Моббинг и буллинг – это схожие действа. Моббинг предполагает собою «стадную» травлю, к примеру, если в школе либо коллективе появляется новичок, и, в отличие от буллинга, применяется только лишь психическое затравливание.

Кто чаще становится жертвой буллинга в школе

Преследованию может подвергаться любой человек, но есть одна черта, которая объединяет все жертвы — острая эмоциональная реакция на оскорбления и приставания. Как только обидчик почувствовал злость, страх или обиду, он понимает, что добился своего, он подпитался эмоциями жертвы. Если реакция на домогательства будет адекватно сильной или равнодушной, то объект травли быстро сменится, задевать его станет не интересно и не выгодно для обидчика.

Традиционно объектами буллинга являются:

  • Двоечники, либо наоборот, отличники.
  • Любимчики учителей или отвергаемые ими.
  • Дети с физическими особенностями или недостатками.
  • Ребята с особенным, творческим мышлением, нестандартным поведением.
  • Ученики из малообеспеченных семей.
  • Дети, имеющие собственный взгляд на вещи, мир в целом.
  • Самые красивые или, наоборот, несимпатичные девочки.
  • Представители национальных и сексуальных меньшинств.
  • Ученики с низкой или заниженной самооценкой.

Травле подвергаются дети скромные, излишне впечатлительные, пугливые. Мальчиков чаще преследуют физически, а девочек эмоционально (сплетни, слухи).

Вербальный

Что это такое — буллинг в школе вербального типа? Это вербальное издевательство либо угроза с помощью ожесточенных слов, которые содержат в себе стабильные оскорбления, запугивания и неуважительные комментарии о ком-либо (о внешнем виде, вере, этнической принадлежности, инвалидности, спецификах стиля одежды и т. п.). Пример: один заявляет другому: «Ты жирный и толстый, точно как твоя мать».

Характерные черты: ребята, подвергшиеся словесному буллингу, зачастую закрываются в себе, делаются капризными либо имеют проблемы с аппетитом. Они могут рассказать родителям о досадных словах, которые кто-то сказал в их адрес, и задать вопрос, правда ли это.

Что следует делать? Обучите собственных детей самоуважению. С помощью своей модели действий усиливайте их в мысли о том, что всякий заслуживает уважительного отношения, – благодарите преподавателей, расхваливайте приятелей, выражайте хорошее отношение к работникам магазинов. Развивайте чувство собственного достоинства ребенка и обучите его дорожить собственными сильными сторонами. Наилучшая защита, которую могут предоставить отец с матерью, – усиление чувства собственного достоинства, самостоятельности ребенка и его готовности принять определенные меры в случае необходимости. Оговаривайте и практикуйте безвредные, полезные методы реагирования ребенка на фразы и поступки хулигана. Совместно сочиняйте ключевые слова, которые малыш способен сказать собственному обидчику жестким, однако не недоброжелательным тоном, к примеру: «Твои слова малоприятны», «Оставь меня в покое» либо «Отвяжись».

Практическая часть

Друзья, является умение правильно выстраивать коммуникации с людьми. Если хотите поработать в этом направлении, рекомендую Вам онлайн-интенсив «Эффективное общение» — Как понимать скрытые эмоции окружающих и строить эффективное общение. Этот курс научит Вас:

  • Управлять своими эмоциями и контролировать импульсы
  • Преодолевать сложные эмоциональные ситуации
  • Понимать чувства и мысли собеседника на более глубоком уровне
  • Общаться с вашим окружением более эффективно
  • Управлять конфликтами
  • Выстраивать гармоничные отношения

Автор курса — Олег Калиничев. Эксперт по невербальному поведению, эмоциональному интеллекту и распознаванию лжи. Аккредитованный тренер Paul Ekman International. Управляющий директор Paul Ekman International в России (PEI Russia).

Онлайн-интенсив «Эффективное общение» будет особенно полезен:

  1. Предпринимателям, руководителям, топ-менеджерам.
  2. Тем, кто работает с клиентами, менеджерам среднего звена, фрилансерам.
  3. Всем, кто занимается воспитанием детей.
  4. Любому, кто хочет усовершенствовать свое общение с окружающими.

Обучение состоит из 4 блоков:

  1. Эмоции. Основы.
  2. Эмоциональная устойчивость и эмоциональная гибкость.
  3. Социальная эффективность.
  4. Построение гармоничных отношений.

Этот тренинг поможет не только узнать много нового об эффективном общении, но и поможет научиться применять полученные знания на практике.

Физический

Что это такое — буллинг в школе физического типа? Это угроза либо преследование с помощью враждебного физического устрашения состоит в неоднократных и постоянных ударах, пинках, подножках, блокировании, толчках и прикосновениях нежелательным и неприличным способом. Пример: с ребенка привселюдно стягивают штаны на детской площадке.

Характерные черты: если ребенка прессингуют, не всегда он говорит собственным родителям о конфликте. По этой причине следует наблюдать за вероятными предостерегающими сигналами и непрямыми признаками, такими как непонятные порезы, царапинки, ушибы, синяки, отсутствующая либо порванная одежда, нередкие жалобы на головную боль и боль в животе.

​Что следует делать? В случае, если думаете, что ребенка подвергают физическому давлению, начните непроизвольный диалог – полюбопытствуйте, как дела в школе, что случалось в период обеда либо на перемене, по пути домой. На основе ответов выясните у ребенка, вел ли кто-нибудь себе унизительно по отношению к нему. Постарайтесь не выказывать нахлынувшие чувства. Подчеркните в разговоре с ребенком важность его открытой, постоянной взаимосвязи родителями, учителями либо школьным специалистом по психологии. Документируйте даты и период конфликтов, связанных с издевательствами, надлежащую реакцию вовлеченных персон и воздействия, которые были предприняты. Не обращайтесь к родителям хулигана для того, чтобы решить задачу самостоятельно. В случае, если физиологическое насилие над чадом не прекращается, и необходима вспомогательная помощь за пределами школы, направьтесь в местные правоохранительные органы. Имеются законы о борьбе с запугиванием и домогательствами, что подразумевают своевременные исправляющие действия.

Как помочь детям справиться с буллингом

По результатам различных опросов, большинство детей и подростков говорят о том, что в их школах существует буллинг (всевозможные издевательства, травля и запугивание). Один такой школьный хулиган способен превратить в настоящий кошмар поход ребенка на автобусную остановку или его большую перемену в школе. Издевательства могут оставить глубокие эмоциональные шрамы на всю жизнь. А в экстремальных ситуациях они могут завершиться угрозами насилия, порчи имущества или серьезными телесными травмами. Если ваш ребенок подвергается издевательствам, есть способы помочь ему справляться с ними на ежедневной основе и уменьшить их длительное воздействие. И даже если издевательства не являются проблемой в вашем доме прямо сейчас, важно обсуждать такие вопросы, чтобы ребенок был готов ко всему. Что такое буллинг? Большинство детей в свое время дразнили родные братья, сестры или друзья. Если это происходит в игровой, дружеской и обоюдной форме, когда оба ребенка просто балуются, такие обиды, как правило, не наносят вреда. Но когда словесные подколки становятся обидными, злыми и постоянными, они превращаются в издевательства и их необходимо прекратить. Буллинг (школьная травля) – это намеренное издевательство физическим, вербальным или психологическим способом. Оно может варьировать от ударов, толчков, брани, угроз и насмешек до вымогательства денег и ценного имущества. Некоторые дети издеваются, избегая, игнорируя других и распространяя о них неправдивые слухи. Другие используют электронную почту, чаты, мгновенные сообщения, социальные сети и текстовые сообщения, чтобы насмехаться над другими или обижать их чувства. Очень важно принимать издевательства всерьез, а не просто отмахиваться от них, как от чего-то, что дети должны осилить сами. Последствия могут быть самыми серьезными, затрагивающими самооценку ребенка и его будущие личные взаимоотношения. В тяжелых случаях запугивания способствуют настоящим трагедиям, таким как стрельба в школах. Почему одни дети издеваются над другими? Дети издеваются друг над другом по целому ряду причин. Иногда они наседают на других детей, потому что им нужна жертва – кто-то, кто кажется эмоционально или физически слабее или просто ведет себя или выглядит не так, как все, – чтобы чувствовать себя более важным, авторитетным, популярным или уверенным в себе. Хотя некоторые хулиганы больше и сильнее своих «жертв», это не всегда так. Иногда дети мучают других, потому что так уже поступали с ними. Они могут думать, что их поведение нормально, потому что в их семьях и окружении все регулярно злятся, кричат или обзываются. Некоторые популярные телешоу, кажется, даже способствуют подлости – людей выгоняют, избегают или высмеивают их внешний вид или отсутствие таланта. Признаки издевательств Если ребенок не говорит вам о запугивании и издевательствах над собой или не носит на себе видимых последствий в виде синяков или травм, довольно трудно выяснить, происходит ли это с ним на самом деле. Но есть некоторые признаки. Родители могут заметить изменение в поведении ребенка, его беспокойство или отсутствие аппетита, сна, нежелание делать то, что раньше нравилось и приносило удовольствие. Когда ребенок выглядит унылым, огорченным и подавленным или расстраивается быстрее, чем обычно, или когда он начинает избегать определенных ситуаций, например, поездки в муниципальном (или школьном) автобусе, это тоже может быть признаком существующих по отношению к нему издевательств. Если вы подозреваете, что над ребенком издеваются, но он не хочет признаваться в этом, найдите возможность поднять этот вопрос окольными путями. Например, вы можете увидеть определенную ситуацию на ТВ-шоу и использовать ее в качестве начала разговора, спросив ребенка: «Что ты об этом думаешь?» или «Как ты думаешь, что нужно было сделать этому человеку?». Это может помочь вам в разговоре перейти к таким вопросам, как: «А ты когда-нибудь сталкивался с подобным?» или «Ты когда-нибудь испытывал такое?». Вы можете поговорить о своих схожих переживаниях в детском возрасте. Пусть ваши дети знают о том, что, если их запугивают, издеваются над ними, или они видят, как это происходит с кем-то еще, – нужно непременно поговорить об этом, с вами или другим взрослым (учителем, школьным психологом или другом семьи), братом и сестрой. Помощь детям Если ребенок рассказывает вам о хулигане, сосредоточьте внимание на комфорте и поддержке, неважно, насколько вы расстроены. Дети часто не хотят рассказывать взрослым о запугивании, потому что чувствуют себя оскорбленными и униженными или же беспокоятся о том, что родители будут очень переживать и волноваться. Иногда дети чувствуют, будто это их собственная вина, что если бы они выглядели или вели себя по-другому, то этого бы не произошло. Иногда они боятся, что, если хулиган узнает, что они кому-то все рассказали, будет еще хуже. Другие опасаются, что их родители не поверят им или не предпримут никаких действий в этом направлении. Или же дети переживают, что родители заставят их дать отпор хулигану, которого они боятся. Хвалите ребенка за то, что он набрался смелости поговорить об этом. Убедите его, что он не одинок – многие люди получают свою порцию издевательств в определенный момент. Подчеркните, что плохо поступает хулиган, а не сам ребенок. Убедите ребенка в том, что вы придумаете, как правильно поступить в этой ситуации, вместе учтете все тонкости. Иногда старший брат, сестра или друг могут помочь справиться с ситуацией. Вашей дочери может быть полезно услышать, как ее старшую сестру, которую она боготворит, дразнили из-за ее зубных брекетов, и как она справилась с этим. Старший брат или друг может также дать некоторое представление о том, что происходит в школе или там, где случаются издевательства, и поможет придумать лучшее решение. Примите всерьез то, когда ребенок говорит, что издевательства будут еще хуже, если задира узнает, что ваш ребенок рассказал о них. Иногда полезно обратиться к родителям хулигана. В других случаях стоит в первую очередь связаться с учителем или завучем. Если вы уже пробовали эти методы и все еще хотите поговорить с родителями ребенка-хулигана, сделайте это в официальных условиях, например, в присутствии завуча. Во многих странах есть законы и правила, касающиеся издевательств. Узнайте о подобных в вашем местном самоуправлении. В некоторых случаях, если у вас есть серьезные опасения по поводу безопасности вашего ребенка, вам, вероятно, потребуется обратиться в органы правопорядка. Советы детям Ключ к помощи детям в предоставление стратегий, которые научат их справляться с повседневными издевательствами, а также помогут восстановить детскую самооценку и вновь обрести чувство собственного достоинства. Может быть заманчивым предложить ребенку дать отпор задире. В конце концов, вы сердитесь, что ваш ребенок страдает, и, возможно, в детстве ваши родители советовали вам «постоять за себя», что вы успешно предприняли. И вы переживаете, что ваш ребенок все еще продолжает страдать от рук хулигана. Но важно посоветовать детям не отвечать на издевательства дракой или ответными издевательствами. Это может быстро перерасти в насилие, неприятности, травмировать кого-либо из них. Вместо этого лучше всего уйти от ситуации, пообщаться с другими детьми и рассказать о ситуации взрослым. Вот еще несколько стратегий для детей, которые могут помочь им улучшить ситуацию и свое самочувствие относительно происходящего:

  • Избегай хулигана и находись в компании. Не заходи в туалет, если хулиган находится там, и не ходи в раздевалку, когда нет никого рядом. Постоянно находись в компании приятеля, чтобы не оставаться один на один с задирой. Находись в компании приятелей в транспорте (школьном автобусе), в коридорах или на перемене – везде, где можно встретить хулигана. Предложи то же самое своему другу.
  • Сдерживай гнев. Расстраиваться в связи с издевательствами естественно, но именно этого и добиваются хулиганы. Это заставляет их чувствовать себя сильнее. Старайся не реагировать плачем, не красней и не расстраивайся. Это требует большого количества тренировок, но это полезный навык отваживания хулигана. Иногда полезно практиковать стратегию приведения себя в полное равновесие, например, считать до десяти, записывать свои гневные слова на листе бумаги, делать глубокий вдох или просто уходить. Иногда нужно учить детей принимать непроницаемое выражение лица, пока они не избавятся от опасности (улыбка или смех могут провоцировать хулигана).
  • Действуй храбро, уходи и игнорируй хулигана. Твердо и четко скажи хулигану, чтобы он прекратил, а затем развернись и уйди. Старайся игнорировать обидные замечания, например, демонстрируй безразличие или притворись, что ты увлечен беседой по мобильному телефону. Игнорируя хулигана, ты показываешь, что он тебе безразличен. В конце концов, хулиган, вероятно, устанет доставать тебя.
  • Расскажи взрослым об издевательствах. Учителя, директор школы, родители могут помочь прекратить издевательства.
  • Рассказывай об этом. Поговори с кем-то, кому ты доверяешь, например, с завучем, учителем, братом, сестрой или другом. Они могут предложить некоторые полезные советы, и даже если они не могут исправить ситуацию, это поможет тебе почувствовать себя менее одиноким.
  • Устрани провокационные факторы. Если хулиган требует у тебя денег на обед, приноси обед с собой. Если он пытается отобрать твой музыкальный плеер, не носи его в школу.

Протяните руку помощи Дома вы можете снизить вред от издевательств. Учите детей общаться с такими друзьями, которые помогают развивать их уверенность в себе. Помогите им знакомиться с другими детьми, посещая различные кружки или спортивные секции. И найдите такие занятия для детей, которые помогут им чувствовать себя уверенными и сильными. Может быть, это будет секция самообороны, карате или тренажерный зал. И помните: как бы огорчительны не были издевательства для вас и вашей семьи, существует много людей и способов решить эту проблему.

Ссылки по теме:

  • Как научить детей справляться с насмешками
  • Как ребенку противостоять давлению сверстников
  • Решение конфликтов: практические советы
  • Навыки разрешения конфликтов для подростков
  • Агрессивное поведение детей и подростков
  • Агрессивное поведение детей и подростков
  • Больше статей о конфликтах детей и буллинге
  • Больше статей о психологии детей

Социальный

Что это такое? Социальная угроза либо преследование с использованием стратегии изоляции подразумевает, что кого-то умышленно не допускают к участию в работе коллектива, будь то обед, игра, занятие спортом либо социальная работа.

Пример: группа девчонок в танцевальном классе обговаривает вечеринку в выходные и обменивается снимками, не сосредоточивая при этом практически никакого интереса на девочку, которую они приняли решение не приглашать, делая вид, что ее не существует.

Характерные черты: следите за перепадами в настроении ребенка, его уклонением от общения с ровесниками и большим, чем обычно, стремлением к одиночеству. Девочки больше, нежели мальчики, ощущают общественную изоляцию, невербальную либо эмоциональную угрозу. Душевная боль от подобного типа буллинга способна быть такой же мощной, как от физиологического насилия, и продолжаться значительно дольше.

Что следует делать? Используйте вечернее время для того, чтобы побеседовать с ребенком о том, как прошел день. Помогайте в абсолютно всем находить позитивные мгновения, концентрируйте внимание на его хороших качествах и удостоверьтесь, что он понимает, что есть люди, которые его очень любят и готовы помочь ему во всем. Сконцентрируйтесь на формировании способностей ребенка и увлечений к музыке, искусству, спорту, чтению и внешкольным событиям, чтобы он имел возможность строить отношения за пределами школы.

Профилактика буллинга

Чаще всего буллинг – это самоутверждение через физическое или психологическое (эмоциональное) насилие. Основной причиной подобного поведения обычно является социальное неравенство и отсутствие других способов для самоутверждения. Соответственно, чем более благополучным является общество, чем больше у человека возможностей для самореализации и тем меньше предпосылок для травли.

В большинстве случаев агрессоры являются свидетелями или жертвами семейного насилия. Обычно у них имеется глубокая психотравма, делающая их тревожными, импульсивными и агрессивными. Чтобы сохранять уверенность в себе, им необходимо чувствовать собственное превосходство над кем-то, кого они выбирают в качестве жертвы.

Жертвами буллинга обычно становятся люди с виктимной моделью поведения. Для них характерны такие особенности как:

  • комплекс неполноценности;
  • заниженная самооценка;
  • недостаток уверенности в себе;
  • скромность, застенчивость, замкнутость;
  • тревожность, подавленность;
  • чрезмерная осторожность, склонность к сомнениям.

Чтобы избежать буллинга в коллективе, необходимо создать обстановку равноправия. Никто не должен выглядеть как «белая ворона», изгой или любимчик учителей (начальства). При этом важно понимать, что баланс очень хрупок, и всегда может произойти нечто, что заставит часть коллектива сплотиться и начать кого-то травить. Поэтому ситуацию необходимо чутко контролировать и своевременно пресекать любые попытки травли.

Кибербуллинг

Что это такое? Киберзапугивание, либо преследование в киберпространстве, состоит в порицании кого-либо с применением унизительных слов, лжи и неправдивых слухов с помощью электронной почты, текстовых уведомлений и сообщений в социальных сетях. Сексистские, расистские и аналогичные им сообщения формируют агрессивную атмосферу даже в том случае, если не ориентированы напрямую на детей.

Пример: кто-то размещает в интернете последующий документ: «Петр — полный неудачник. По какой причине кто-то вообще с ним контактирует?! Он же голубой».

Характерные черты: следите за тем, как ведет себя школьник, переписываясь в соцсетях, становится ли он при этом унылым и беспокойным. Даже если он читает малоприятные сообщения в компьютере, в телефоне либо планшете, это способно быть его единственным методом социализации. Кроме того, концентрируйте внимание, имеются ли у ребенка проблемы с ночными кошмарами, упрашивает ли он остаться дома и не идти в школу, отказывается ли от занятий, которые раньше любил.

Что следует делать: информации унизительного характера могут распространяться анонимно и моментально, что приводит к постоянному киберзапугиванию, по этой причине сперва определите семейные правила использования интернета. Договоритесь с ребенком о подходящих его возрасту временных лимитированиях. Будьте в курсе распространенных и вероятно унизительных веб-сайтов, приложений и цифровых устройств, прежде нежели ребенок станет ими пользоваться. Дайте детям знать, что собираетесь прослеживать их работу в интернете. Сообщите ему о том, что в случае, если он подвергается киберзапугиванию, он не обязан втягиваться в прочтение неприятных текстов, отвечать либо стимулировать притеснителя. Взамен этого ему следует проинформировать о киберзапугивании взрослых, для того чтобы они сумели распечатать провокационные сообщения, включая даты и период их получения. Оповестите о киберзапугивании школу и интернет-провайдера. В случае, если прессинг усиливается и содержит угрозы либо сообщения очевидного сексуального характера, свяжитесь с местными правоохранительными органами.

Советы психолога

Если случилось, так что ребенок стал жертвой травли со стороны одноклассников, психологи советуют следующие шаги.

Детям

  • Постарайтесь понять, что вы не виноваты в таком отношении со стороны другого ребенка. Помните, что пристают чаще всего к необычным, интересным людям, которые чем-то отличаются от других. Если вас задирают, значит, вы интересная личность, лучше, а не хуже других.
  • Воспитывайте в себе характер. Не реагируйте на обиду слишком эмоционально. Агрессор не дождется ваших слез или криков и просто отстанет, ему будет не интересно вас преследовать.
  • Никогда нельзя замыкаться в себе и из чувства ложной солидарности покрывать обидчика. Обязательно поделитесь с другими вашими проблемами. Это важно! Лучше всего, если это будут родители. Если по каким-то причинам с родителями вы говорить на эту тему не хотите, найдите человека, которому доверяете (старшие брат или сестра, бабушка, родители друзей).

Помните

: просить помощи – это не слабость, а решение зрелого человека, попавшего в беду.

УЧИТЕЛЯМ

Советы для преподавательского состава приведены в разделе «Как бороться с буллингом». Главная рекомендация — во избежание тяжелых последствий, не прятать голову в песок и бить тревогу при малейших подозрениях на буллинг.

РОДИТЕЛЯМ

Дети редко признаются открыто в том, что на них нападают в школе. Поэтому родителям необходимо самим обращать внимание на все изменения в поведении ребенка.

О том, что ваш малыш стал жертвой травли, могут говорить следующие признаки:

  • Повышенная тревожность.
  • Плохой сон.
  • Нежелание идти в школу.
  • Явные признаки-синяки и ссадины на теле и лице.
  • Слезливость, или несвойственная резкость, грубость.
  • Подавленное состояние.

В случае, когда факты буллинга стали известны, необходимо поддержать ребенка. Самая большая ошибка сказать: «Доигрался» или «Сам виноват». Больше ребенок доверять вам не станет. Оставайтесь внешне спокойными, похвалите малыша, что он честно с вами поделился проблемой.

Дайте понять, что вы всегда на его стороне, чтобы ни случилось сейчас или в будущем. Покажите готовность помочь и решить вопрос, ребенок сразу успокоится и станет увереннее. Далее следует начать действия по выяснению ситуации с педагогами, классным руководителем, родителями обидчика вашего ребенка. Уточнив причины, ставшие основанием для травли необходимо поговорить с ребенком, разъяснив ему дальнейшие действия и линию поведения.

Если случай запущен и коррекции не поддается, то крайней мерой для защиты малыша и исключения его психологического травмирования может стать переход в другую школу. К сожалению, бывают и такие случаи, когда ни беседы, ни постановка на учет в КДН не оказывают влияния на буллера и он продолжает агрессию.

Причины

Такому явлению предшествует множество факторов, один с которых – насилие в семье, поэтому буллеры сами зачастую считаются жертвами в своей семье. Желание оскорбить либо изувечить других растет из чувства собственной неполноценности, у буллера отсутствует контроль над обстановкой насилия дома, однако в социуме, школе он способен это совершить, чтобы чувствовать власть в собственных руках.

Другие обстоятельства буллинга (травли):

  • половое развитие – в период гормонального «шока» повышается в крови уровень тестостерона и адреналина у школьников, что способно являться источником увеличения агрессии;
  • склонность к садизму;
  • желание быть в центре внимания;
  • повышенная требовательность к другим.

Как бороться с проблемой?

Родителям необходимо знать, как остановить буллинг (травлю детскую или взрослую):

  • понять реальную первопричину случившегося с ребенком;
  • убедиться, что малыш на самом деле стал жертвой школьного буллинга;
  • сообщить педагогу и школьному специалисту по психологии;
  • сообща отыскать пути выхода из сложившегося положения;
  • если малыш был очень испуган и ошеломлен случившимся, не отсылать его на следующий день в школу;
  • при огромном стрессе попробовать перевести детей в другой класс либо даже в иную школу;
  • в случае формирования посттравматического стрессового синдрома незамедлительно прибегнуть к специалистам;
  • ни в коем случае не пренебрегать случившимся с ребенком и не запускать все на самотек.

Очень важно успокоить ребенка и помочь словами: «Молодец, что ты мне сообщил. Ты правильно поступил» или «Я тебе доверяю. Ты в этом не виновен» или «Ты не единственный, кто угодил в подобную ситуацию, это происходит и с другими ребятами» или «Мне жалко, что с тобой это произошло».

Буллинг: кого и за что травят

МЗ: Важно уважительное общение. Мы не можем заставить кого-то любить тебя или дружить с собой, но все обязаны друг друга уважать.

СЛ: Я правильно понимаю, что буллинг включает в себя и психологическое, физическое насилие, и какие-то гибридные формы — тычки, оскорбления?

МЗ: Физический буллинг — это еще и сексуализированное поведение, к сожалению. Зажать в углу, схватить за грудь, поднять юбку — это сексуализированный буллинг.

ПМ: А если за косичку дергает?

МЗ: Если к этому привлекают и других детей, тогда это травля.

ОЖ: Мы сейчас говорим в основном про школьную травлю, но мы точно знаем, что у нас сейчас такой гибрид травли: к школьной травле всегда подключается кибербуллинг. Это дает нам очень сильный всплеск суицидов. Если от одного вида травли как-то еще можно себя оградить, от двух — невозможно. Если вы переходите в другую школу, туда пришлют все ссылки, все пойдет по-новой, это невозможно стереть.

ПМ: Когда мы говорим про классическую школу, ребенок, даже если у него здесь конфликтная ситуация со всем классом, все равно имеет другие круги общения: он может пойти в кружок, в доту играть со своими друзьями. Когда мы говорим про кибербуллинг, это же долетает вообще везде.

ОЖ: У маленьких детей меньше этих всех кружков — для них очень важна социализация в классе. К 10—11-му классу их потребность в социализации, как правило, уже удовлетворена.

СЛ: Фильм «Чучело» 1984 года — глубокие советские годы, жесткая педагогика, но уже тогда эта тема была. Значит, что-то пытались с этим делать?


Ольга Журавская и Паша Меркулов

МЗ: Этот фильм очень критиковался, и все говорили, что такого на самом деле нет.

На самом деле сейчас поменялось очень многое. Позиция силы в современном обществе критикуется. Мы ищем другие способы взаимодействия и уходим от применения насилия, жестких иерархий. Дети сейчас более информированы, они в основном понимают свои права. Но тем не менее проблема буллинга остается актуальной, просто обретает немного другую форму.

ПМ: Как это работает у взрослых — это продолжение тех моделей, которые они подсмотрели в школе?

Больше говорите

Не унывайте, поддерживайте, если ребенок очутился в роли потерпевшего, и совместно отыскиваете средства для преодоления проблемы. Напомните ему, что, помимо одноклассников, есть другие люди, которые его любят и уважают. Также сообщите ему, что существует множество способов решить проблему. Все это сможет помочь вашему чаду поднять самооценку. Довольно часто жертва выгораживает собственного преследователя, винит себя в том, что происходит. Необходимо помочь ребенку правильно смотреть на вещи. Более того, следует вместе с ребенком обговорить мотивы действия агрессора: утверждение, психическая компенсация за испытанное лично насилие, своего рода самозащита от враждебности окружающего общества. Учите сына или дочь постоять за себя, чтобы они умели дать отпор обидчику.

Виды буллинга

Насилие над человеком может приобретать различные формы, рассмотрим основные виды буллинга.

Физическое воздействие

Агрессор воздействует на жертву физически – толкает, пинает, дергает за волосы. Физическое насилие может быть, как слабо выраженным, так и сильным, вплоть до нанесения побоев. Такой буллинг пресекается чаще других форм, поскольку его последствия очевидны, а соответствующие действия наказуемы по закону.

Эмоциональный буллинг

Наиболее распространенная форма травли, которая выражается в постоянном унижении насмешках и оскорблениях. Ребенок может быть дискриминирован по национальным или социальным характеристикам, физическим недостаткам. «Жиртрест», «каланча», «сын алкашей» — это все примеры эмоциональной травли.

Жертва подвергается издевательствам, зачастую находится в социальной изоляции, что может послужить причиной нервного срыва. В роли агрессора могут выступать не только ученики, но и учителя, публично высмеивающие умственные способности или поведенческие навыки ребенка.

Экономический буллинг

Экономический буллинг выражается в том, что у жертвы вымогаются или прямо отбираются деньги или другие ценности, вещи. Может подвергаться порче одежда или иные личные предметы.

Такой вид агрессии опасен тем, что сведения о преследуемом человеке распространяются очень быстро и становятся доступными одномоментно большому количеству людей.

Кибербуллинг

Эта форма травли появилась сравнительно недавно и включает в себя проявление агрессии с использованием средств коммуникации. Это может быть распространение порочащей информации в социальных сетях, направление писем с угрозами по электронной почте или в виде СМС-сообщений, съемка издевательств над жертвой на видеокамеру.

Что делать родителям дальше?

В первую очередь, школьнику следует жаловаться преподавателям. И в случае, если педагоги настроены на сохранение порядка и дисциплины между учащимися, то они могут попробовать посодействовать этому. Например, побеседовать с притеснителями, вызвать в школу их родителей и призвать их выполнить воспитательскую работу с собственным ребенком. Также преподаватели могут собрать вместе детей (подвергаемого давлению и его притеснителей) и попытаться разобраться в их отношениях.

Затем отец с матерью обязаны незамедлительно начать формировать в своем чаде сильную личность. Так как на место жертвы выбирают не каждого: предпочитают того, кто дает возможность унижать себя. Притеснители убеждены, что так будет длиться всегда. По этой причине родителям следует привить собственному ребенку умения эмоциональной защиты, обучить его технике общения с другими людьми. Необходимо непременно обучить детей не только отчетливо осознавать свое достоинство и собственную позицию, но и защищать собственное мнение и собственную индивидуальность. Также важно обладать способностью предсказывать действия иных людей, отсекать провокации в их словах и попытках сближения, прослеживать все важные поведенческие обстоятельства в коллективе и так далее.

Непременно необходимо обучать ребенка, как распознать манипуляцию, как определить обман. Каждое манипулирование – это обман, ложное общение. Это метод достижения результата от человека, если он не желает этого.

Используя кинофильмы, возможно демонстрировать непосредственно мимику и жесты манипулятора, а применяя книжки или сказки, можно делать упор непосредственно на словах и вербальном отображении внешности лгуна. И еще не забывайте, что жизнь — наиболее оптимальный педагог в том смысле, что, выйдя на прогулку, можно и так разглядеть немало «учебного материала». Вокруг есть люди, и все они что-то делают, объясняйте своим детям их действия и объясняйте тайный смысл каждого поступка. Используйте любую минутку, проведенную с чадом, для того, чтобы предоставить ему собственный опыт и уберечь его.

Практически каждое насилие направлено на того, кто не уверен в себе, кто не может защитить себя морально и физически, кто сомневается в собственных мотивах и жизненных ценностях. Для того чтобы помочь ребенку стать решительным, проведите с ним такой тест. Пусть подросток сядет и напишет список: «Я обожаю себе за…». Перечень того, за что ребенок себя любит, поможет ему самоутвердиться, рассмотреть в себе хорошие стороны. Также, если подросток будет знать, что он обладает определенными привлекательными качествами, он сможет себя лучше защитить, защитить свои мысли, свое мировоззрение.

Причины буллинга

Прежде всего, буллинг – это попытка самоутверждения. Пытаясь лучше, понять, что такое буллинг и почему он возникает, психологи выделили несколько причин, заставляющих людей находить жертву для травли и травить её. Чаще всего агрессор, сознательно или бессознательно, преследует одну из следующих целей:

  • демонстрация собственного превосходства, силы и влиятельности;
  • стремление привлечь внимание к своей персоне;
  • попытка скрыть собственные комплексы и неуверенность в себе;
  • удовлетворение потребности в доминировании.

Беспричинная агрессия чаще всего является следствием неуверенности в себе. Своим агрессивным поведением человек пытается захватить инициативу, чтобы самому не стать жертвой более инициативного агрессора.

Российский психолог А. Реан выделяет следующие причины буллинга:

  1. Стремление к власти
    . Некоторым людям необходимо ощущение собственной власти над другими. И причинение неудобств другому человеку позволяет им насладиться собственным доминированием.
  2. Внутренняя агрессия
    . У некоторых людей, как правило, обладающих властью и статусом, присутствует внутренняя агрессивность, которая проявляется через буллинг.
  3. Превентивная самооборона
    . Если агрессор сам боится стать жертвой буллинга, он может начать травить другого человека, чтобы перехватить инициативу. По этой причине агрессором может стать тот, кто в прошлом сам подвергался травле и не желает повторения данного опыта.
  4. Попытки заслужить авторитет
    . Буллинг часто является попыткой продемонстрировать собственную силу и решительность, чтобы заслужить авторитет и признание в коллективе.

Как избежать?

План разговора с ребенком обязан должен включать в себя основные моменты профилактики буллинга:

  • Прямота. Называем проблему собственным именем — травля, гнобление. Не нужно ходить вокруг да около, ребята подобного не любят. Поясните, что травля — проблема класса, а не определенного человека. Насилие похоже на заразительное заболевание, которой заболел коллектив, и необходимо абсолютно всем беспокоиться о состоянии здоровья внутри их группы. Взаимоотношения нужно содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.
  • Смена ролей. Такой способ возможно использовать наедине с агрессором либо с учителями, в случае, если они не понимают опасности происходящего. Нужно помочь ребенку, который притесняет другого, понять, что его поведение отрицательно влияет на одноклассника. Например, можно сказать обидчику: «Вообрази для себя, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты испытаешь?». Поясните ему, что люди разнообразные, и у каждого существуют характерные черты, которые могут нервировать иных. В этом нет ничего плохого. Надо стараться принимать других такими, какими они являются.
  • Помощь профессионала. Пригласите специалиста по психологии для того, чтобы он провел специализированные психологические игры, помогающие ощутить себя на месте потерпевшего и понять неприемлемость буллинга.

Используя такие простые и важные мероприятия, можно достичь мира и спокойствия в классе или рабочем коллективе. Никогда недооценивайте положительного влияния разговоров. Беседы можно проводить как с агрессором, так и с жертвой. И, конечно же, родители всегда должны поддерживать своего чада и помогать ему адаптироваться в различных условиях. Помогайте ребенку находить общий язык с другими и уметь приспосабливаться под разные обстоятельства. И самое главное — учите сына или дочь отстаивать себя, свое собственное мнение и не стыдиться отличаться от других цветом кожи, социальным статусом или материальным положением.

Профилактические методы

Любое явление лучше предотвратить, чем ликвидировать его последствия, и буллинг — не исключение.

Основными методами профилактики случаев травли в школе являются:

  1. Создание в учебном заведении микроклимата, исключающего возможность и желание агрессивного поведения. Умение решать конфликты, толерантное отношение ко всем ребятам.
  2. Нацеленность на семью, как источник воспитания ребенка. Изучение поведения родителей, социальной и психологической обстановки в семье. Коррекция внутрисемейных отношений.
  3. Формирование стрессоустойчивости личности ребенка личным примером, через внеклассные занятия с приведением примеров героизма, жизнестойкости в жизни и искусстве.
  4. Обучение навыкам конструктивного общения, уважения к личности другого человека.
  5. Осуждение и пресечение любого асоциального поведения детей.

Стоит чутко реагировать на проявления вражды между отдельными детьми, случаи проявления неуважения или оскорблений. При малейшем подозрении на проявления буллинга необходимо провести разговор как с обидчиком, так и с жертвой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]