Социальные психологические механизмы подражания

Считается, что подражание в прямом смысле этого слова – непосредственное копирование чьих-либо действий, являющееся способом усвоить новую поведенческую форму.
В более широком понимании подражание – это такое воздействие на человека, при котором он самостоятельно, по собственному желанию начинает осуществлять те или иные поступки, подражая воздействующему на него субъекту, который зачастую может и понятия не иметь о подобном воздействии на кого-то. Такие случаи называют ненаправленным влиянием.

Повторяя любые действия другого человека, копируя его жесты, поступки, черты характера, интонацию и даже мимику, человек выбирает себе образец для подражания. Копирование поведенческих факторов может быть как произвольным, так и непроизвольным. Осознанная цель копировать другого человека в этом случае будет произвольным подражанием, а вот если делать это не задумываясь – это непроизвольное подражание.

В результате непроизвольных действий у объекта влияния появляются не присущие ему ранее виды активной деятельности, которые транслируются на него субъектом подражания. В случае, если такая активность полностью изменяет личностные категории человека, может возникнуть феномен так называемого идеального представления личности субъекта в человеке, на которого оказывается влияние.

Возрастные категории

В зависимости от возраста человека существуют разные периоды подражания. К примеру, в младенчестве ребенок попросту копирует внешние действия, звуковые реакции родителей и взрослых, а вот в более позднем детстве осуществляется уже более полная обработка получаемых извне образов.

В начальных классах школы начинается подражание личностным характеристикам взрослых; в средней школе субъектом копирования поведенческих факторов становятся сверстники. По мере взросления возникает такой феномен, как взаимное подражание, – когда группа людей берет необходимые признаки друг у друга, так сказать, групповое подражание. В юношеском возрасте главную роль в поведенческом подражании играют личные качества субъекта подражания, его жизненные ценности, характер.

Рекомендуем: Коллективизм и индивидуализм

Исходя из этого можно проследить, как меняется содержание, и сделать вывод, что в младшем возрасте человек берет пример со взрослых и приспосабливается к существованию в материальном мире, наполненном физически доступными вещами, а в более взрослом – перенимает социальные модели и поведенческие клише. Главную роль здесь начинает играть не внешнее копирование действий, движений и так далее, а социально значимые факторы, привычки человека, которого молодой человек избрал себе в качестве примера для подражания.

Подражание и его социальную значимость трудно переоценить в свете усвоения индивидуумом конкретного общинного опыта, который мы можем разделить на несколько этапов личностного развития человека. Как ни посмотри, влияние копирования как фактора общественного развития находит множество подтверждений. К примеру, когда на индивидуума воздействуют некие общественные каноны и границы, которые соблюдаются всеми другими членами социального окружения, человеку будет трудно не соблюдать их или действовать наперекор.

Такое поведение можно охарактеризовать как некий вид группового человеческого сознания. Человеку необходимо чувствовать и понимать, что он делает все правильно, в пределах социальной нормы. Копируя поведение большинства, их мышление, действия, даже кулинарные вкусы, человек начинает соответствовать своему окружению, чувствовать себя «своим среди своих». Ведь большинство делает именно так, значит, это правильно, – думает человек.

В психологии выделяют тот факт, что подражание вызывает страх быть изолированным от всех остальных. Каждый человек хочет быть как все, не выделяться разительно чем-то особенным, не принятым в данном конкретном социальном круге.

Вспомните, хотели вы быть в роли «белой вороны» в детском саду, в школе, в университете? Именно из-за страха оказаться «за бортом» человек перенимает все основные социально значимые поведенческие факторы – чтобы быть «как все» в своей социальной группе.

Механизмы подражания у детей в возрасте от рождения до 3-х лет

Механизм подражания формируется у новорожденного ребенка примерно к трем неделям. Ребенок пытается имитировать не сложную двигательную активность взрослого человека. С точки зрения психологии, появление подражания свидетельствует о подготовке к имитации через врожденные рефлексы (Ж. Пиаже).

Однако выявить у новорожденных детей подражания достаточно сложно, так как можно спутать подражание с общей двигательной активностью ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Механизмы подражания в психическом развитии ребенка 410 ₽ Реферат Механизмы подражания в психическом развитии ребенка 220 ₽ Контрольная работа Механизмы подражания в психическом развитии ребенка 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В младенчестве подражание взрослым и воспроизведение различных образцов значительно расширяется. Вначале дети повторяют за взрослыми действия, которые связаны с лицом (улыбка, высовывание языка и т.д.), затем ребенок уже повторяет движения руками и головой, а к 6-ти месяцам он способен повторять движения пальцев и хлопки в ладоши.

Нужно отметить, что процесс подражания не возникает у ребенка спонтанно, необходимо проводить с ребенком занятия, тренировать его. Это обусловлено тем, что подражание имеет особое значение для ситуативно-личностного развития ребенка в период младенчества.

В возрасте 2-х лет у ребенка уже практически сформированы умения переносить собственные действия на предмет, а также осуществлять с ним те манипуляции, которые он видел у взрослого. Это говорит о том, что в результате подражания, действия ребенка постепенно приобретают орудийный характер.

Основной особенностью подражания ребенка в этом возрасте можно назвать то, что он способен выполнить по образцу отдельные действия, но не способен полностью воспроизвести весь комплекс действий, представляющих в совокупности определенную ситуацию.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Новшествами в подражании ребенка в возрасте 2,5 лет является то, что он способен выполнять действия с предметами и игрушками, в соответствии с их основной функцией. Постепенное многократное повторение данных действий переходит в предметную игру.

Замечание 1

Таким образом, подражание у ребенка от рождения до 3-х летнего возраста имеет особенное значение для его психического развития. Посредством подражания действиям взрослого ребенок постепенно овладевает определенными действиями (орудийными и предметными). Окончанием данного периода является овладение ребенком сюжетной игрой.

Устойчивость имитирования

Как ни странно, подражание кому-либо – относительно неустойчивое явление. Человек с легкостью может изменить свое поведение так же быстро, как и принял предыдущую информацию.
Так, к примеру, при смене работы, переезде, при любой резкой смене окружения человеку свойственно приспосабливаться, и в итоге, исходя из окружающих факторов, он снова начинает подражать уже новым людям, пришедшим в его жизнь на смену прежним. А все для того, чтобы влиться в общество. И это происходит как осознанно, так и на подсознательном уровне.

По механизму осуществления подражание разделяют на:

  • Разумное.
  • Машинальное.
  • Неполное.
  • Абсолютное.
  • Всецелое.
  • Созидательное.
  • Произвольное.
  • Невольное подражание.

Отдельно стоит упомянуть, что особенностью подражания является снижение персонального осознания человеком себя самого. Необходимость быть «как все» не добавляет рациональности в действиях конкретно взятого человека, повышает уровень его эмоций и так далее. И именно это увеличение эмоциональной составляющей вызывает непреодолимое желание поделиться этими эмоциями с окружающими людьми.

При появлении благоприятных ситуативных предпосылок возможности для подражания становятся более актуальными. Одним из таких положительных факторов, которые могут актуализировать способность индивидуума к подражанию, может выступать наличие у него некоего ощущения близости с окружающими, которые готовы разделить с ним его радости и беды. Таким образом, подражание может стать главным механизмом поведения человека, ведь теперь оно становится конкретной способностью.

Рекомендуем: Конформность: что значит явление?

Копируя социальное поведение окружения, близкого к нему по эмоциональному состоянию, человек стремится к соблюдению предлагаемых ему образцов для регулирования своего собственного эмоционального состояния. В результате появляется огромная масса людей, которые подражают друг другу, создавая общество подражания.

Психология человека такова, что при длительном взаимодействии такой массы людей испытываемое ими состояние постепенно усиливается, закономерным является то, что такие ситуации достигают своего пика и на следующих этапах постепенно сходят на нет. Такие циклы повторяются регулярно.

Возможность подражать другому человеку или категории людей не бесконечна. Постепенно она исчерпывает себя, истощая эмоциональные ресурсы индивидуума, а затем его психика, перенасытившись, возвращается к способности регулировать подражание.

Механизмы подражания в дошкольном возрасте

Механизм подражания в дошкольном возрасте описывается посредством понятия «идентификация». Так, в период с 4-х до 8-и лет у ребенка происходит становление процесса идентификации ребенка с родителями. В данном случае, идентификация выступает в качества защиты, а также процесса усвоение необходимых нравственных и моральных норм, оказывающих влияние на психическое развитие ребенка.

Замечание 2

Подражая взрослому, ребенок приравнивает себя к миру взрослых, осваивает необходимые знания, умения и навыки, опыт практической деятельности.

По мнению ряда ученых, идентификация для ребенка дошкольного возраста определяет его желание быть похожим на близкого взрослого человека (родителей, воспитателя и т.д.). Отличие идентификации от подражания заключается в том, что она возникает спонтанно и неожиданно. Важным условием ее возникновения является близость ребенка с тем взрослым, которого он воспринимает в качестве образца для подражания. Так, если ребенок достаточно близок с родителями, находится с ними длительное время, то он заимствует у них нормы поведения, суждения и ценности.

Особое значение в психическом развитии ребенка дошкольного возраста имеет половая идентификация, которая развивается посредством эмоционально-познавательной ориентации на родителей и сверстников своего пола. В том случае, если ребенку подается правильный пример, родители соблюдают культуру поведения, то к концу дошкольного возраста у ребенка формируется верное представление об эталонах поведения своего пола.

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Так, сюжетно-ролевая игра для дошкольников выступает в качестве основного средства имитации. В рамках сюжетно-ролевой игры, дети имеют возможность смоделировать необходимые им условия, обстановку, а также имитировать разные виды деятельности.

В более позднем возрасте сюжетно-ролевая игра выполняет для ребенка функцию социальной ориентации, то есть помогает детям усвоить правила и нормы поведения в разных сферах человеческой деятельности.

Механизм подражания ребенка сверстникам

С самых первых дней своей жизни, ребенок взаимодействует не только со взрослыми, но и с другими детьми. Проведенные исследования показали, что подражание сверстникам у детей отмечается в возрасте 2-х лет. Данный вид имитации рассматривается психологами как одно из условий перехода физический отношений между детьми в социальные отношения. Кроме того, подражание поведению сверстника является для ребенка одним из способов установления с ним контакта.

Исследования, проведенные М.И. Лисиной и Л.Н. Галигузовой, показали, что дети, в возрасте от года до полутора лет, выполняют в основном неспецифические действия, которые являются одинаковыми (стандартными) для данного возраста. В период от полутора до 2-х лет, дети начинают уделять достаточно активное внимание действиям сверстников, стремятся их повторить. Особенностью является то, что в этот возрастной периоду детей возникает особый тип субъектных действий, которые ориентированы только на сверстников.

На третьем-четвертом годах жизни сверстник остается для ребенка участником общей деятельности, при этом его индивидуальные черты остаются незаметными для ребенка. На четвертом-пятом годах жизни сверстник принимается ребенком как равное себе существо, с которым себя можно сравнивать. Но только к пяти-семи годам сверстник получает индивидуальность в глазах ребенка.

Таким образом, общение ребенка со сверстниками приводит к появлению образа другого человека, а также к формированию образа самого себя. Подражание рассматривается в качестве одного из первых и основных методов организации общения детей между собой.

— — Требуется помощь в составлении плана учебной работы? — Укажи тему и получи ответ через 15 минут — — — — — — получить помощь — —

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]