Определение понятия
В психологии толпа — это скопление людей, которое можно сравнить с животным стадом или птичьей стаей. Массовые выступления в истории чаще всего несли разрушительный характер. Толпы присутствовали на публичных казнях, гладиаторских боях, чествовании императоров. Суть и сегодня осталась прежней, изменился только внешний антураж.
Массовые скопления не могут существовать без контроля, в противном случае они могут нанести вред окружающим и даже себе. Ими умело пользовались политики и религиозные деятели. Но только в XIX веке началось изучение этого социально-психологического феномена. Только тогда человечество осознало, насколько опасными бывают массы. А основой стала книга французского психолога и социолога Гюстава Лебона. Она называется «Психология масс».
Психическое заражение
Толпа относится к стихийным большим группам, ее деятельность основана на эмоциях. У людей нет общей цели, их всего лишь привлекает зрелище или объект поклонения (отторжения). Для скопления характерно несколько свойств: экзальтированность и эмоциональность. А они приводят к двум важным эффектам — психическому заражению и утрате контроля.
К первому относится действие, позволяющее избежать опасности. В примитивных сообществах толпа считала, что коллективный разум сильнее индивидуального. Хотя человек давно стал самостоятельным, под влиянием эмоций он может подвергаться влиянию социума.
Вместе с другими личность становится агрессивнее, смелее, безрассуднее. Она может совершить поступки, на которые сама никогда бы не решилась. А если народом руководит чувство страха, то масса сметает все на своем пути.
Характеристика различных видов толпы
Различают простую, экспрессивную, конвенциональную и актерскую толпу. Один тип толпы может быть перенесен на другой.
Простая или случайная толпа — это собрание людей, ищущих информацию о событиях или явлениях, которые им довелось наблюдать. Обычно ее формируют люди, которым нужны острые ощущения, впечатления (RTA). Это не опасно, хотя и доставляет неудобства и неприятности. В то же время она может стать действующей, агрессивной толпой. Иногда такая толпа вершит самосуд.
Экспрессивная толпа — это группа людей, которые коллективно выражают такие чувства, как радость, печаль, гнев и т.д. (поклонники рок-музыкантов, поп-звезд). В такие группы часто входят зрители, посещающие спортивные мероприятия и выражающие свою радость по поводу успехов спортсменов, а также любители острых ощущений под влиянием азартных игр и наркотиков. Праздничные шествия на крупных мероприятиях, похороны и другие процессии имеют выразительный общинный характер. ОВД уделяет особое внимание экспрессивным толпам на похоронах людей, погибших в авариях, катастрофах и т.д.
Обычные толпы образуются, например, на спортивных мероприятиях. Болельщики на стадионе бунтуют, как никогда в других ситуациях. «Фанаты» представляют реальную угрозу общественной безопасности. Как правило, большая часть болельщиков — это не просто любители спорта, а люди, испытывающие чувство привязанности к одной из команд, обычно местной.
Толпы могут образовываться у коммерческих предприятий, продающих товары повышенного спроса; у предварительных касс, продающих билеты на стадионы, спортивные мероприятия, развлекательные представления, транспорт и т.д. В своем крайнем антисоциальном проявлении действующая толпа вымогателей есть не что иное, как мародеры, обосновавшиеся в прифронтовой полосе, в зоне военных действий, в зоне Чернобыльской аварии.
Безрассудные действия характеризуются наивысшей степенью эмоционального возбуждения и особенно серьезным видом противоправного поведения. Поведение действующей агрессивной толпы наиболее вредно, когда оно принимает характер массовых беспорядков (фанаты, члены враждебных групп и других сообществ, проводящие массовые антисоциальные акции; национально-освободительные движения, несанкционированные митинги, антирасистские выступления и т.д.).
Состав толпы:
- Ядро толпы или подстрекатели — это субъекты, чья задача заключается в формировании толпы и использовании ее разрушительной энергии в своих целях.
- участники толпы — это субъекты, которые присоединились к толпе, потому что они идентифицируют свои ценностные ориентации с направлением толпы. Они не являются зачинщиками, но находятся в сфере влияния толпы и активно участвуют в ее действиях. Агрессивные личности представляют особую опасность, поскольку они присоединяются к толпе только ради возможности разрядить свои невротические, часто садистские наклонности.
- те, кто обманывает себя из лучших побуждений, также присоединяются к толпе. Эти субъекты присоединяются к толпе, потому что неправильно воспринимают окружающую обстановку, например, потому что руководствуются неверно понятым принципом справедливости.
- простолюдины присоединяются к толпе. Они не проявляют особой активности. Их привлекает излишество как захватывающее зрелище, вносящее разнообразие в их скучное, унылое существование.
- высоко внушаемые люди находят себе место в толпе, поддаваясь общему заразительному настроению. Они без сопротивления отдаются во власть спонтанных явлений.
- участники толпы также просто любопытны и наблюдают со стороны. Они не вмешиваются в ход событий, но их присутствие увеличивает массовость и усиливает влияние элементов толпы на поведение участников.
Утрата контроля
Потеря контроля напрямую связана с психическим заражением. Повышенная эмоциональность является тем, что блокирует сознание человека. Свое поведение личность уже не контролирует. Такой эффект психологи называют помутнением сознания. Человек перестает быть индивидуумом, он превращается в стихийный организм. А управляют им коллективные эмоции, которые умело использует лидер.
Примером подобного поведения может стать состояние аффекта. Но в таком случае человек проявляет небывалую силу и способен спасти окружающих, пожертвовать собой. А всплеск эмоций, которые порождает толпа, приводят к опасным последствиям. Ведь в массовом скоплении контроль над разумом теряет не один человек, а десятки или сотни людей.
Образование толпы
Всегда существует причина возникновения масс, хотя она и считается стихийной группой. Есть одна или несколько личностей, которые становятся лидерами. Но часто толпа выходит из-под их контроля и начинает собственную активную «жизнь».
Организовать и разогреть скопление несложно, но управлять им нелегко. Группа людей состоит из нескольких основных слоев:
- зачинщики;
- внушаемые личности;
- случайные люди;
- хулиганы.
Зачинщики или лидеры — ядро толпы, именно они ее собрали ради достижения собственных целей. Второй слой — люди, которым легко что-то внушить. Они быстро разогреваются и теряют контроль и поддаются коллективному настроению. Это экзальтированные личности, которые создают определенную атмосферу масс.
Случайные прохожие равнодушно или негативно относятся к скоплению. Это окказиональные толпы, но и они попадают под влияние, хотя даже не замечают это. Хулиганы считаются самой опасной частью. Это асоциальные и агрессивные личности, настроенные на удовлетворение своей жестокости.
Особенности толпы в психологии
В случае объединения малых групп, которые состоят из негодующих индивидов, в достаточно большую группу, определенным образом растет вероятность того, что проявится стихийное поведение. Оно может быть направлено на выражение испытываемых чувств, оценок и мнений или на изменение ситуации с помощью действия. Чаще всего в качестве субъекта такого стихийного поведения выступает именно толпа.
Толпа как субъект массовых форм внеколлективного поведения представляет собой:
- публику, включающую большую группу людей (возникает на основе общих интересов, часто без соответствующей организации, но обязательно в ситуации, затрагивающей что-то общее и допускающей рациональное обсуждение);
- контактную, внешне неорганизованную общность, которая действует крайне эмоционально и единодушно;
- нескольких индивидов, которые составляют многочисленную аморфную группу и не имеют в своем большинстве прямых контактов между собой (связаны каким-либо общим или постоянным интересом).
Помощь со студенческой работой на тему Психология толпы
Курсовая работа 450 ₽ Реферат 220 ₽ Контрольная работа 200 ₽
Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В последнюю группу можно включить массовые увлечения, массовую истерию, массовые миграции, массовый патриотический или лжпатриотический угар.
В рамках массовых форм внеколлективного поведения большое значение имеют неосознанные процессы. На основании эмоционального возбуждения происходит проявление стихийных действий в связи с некоторыми впечатляющими событиями. Они способны затрагивать базовые человеческие ценности (например, борьба за свои интересы и права).
Историческими примерами действий толпы могут быть:
- «медные» и «соляные» бунты русской бедноты;
- бунтарские выступления английских «луддистов» и др.
Основной психологический механизм формирования толпы и развития ее специфических качеств заключается в циркулярной реакции. Ее можно представить в виде нарастающего взаимонаправленного эмоционального заражения. Также сюда можно отнести слухи.
Стадии появления
Так как люди в толпе практически не связаны между собой, всегда есть обусловленная причина ее появления. Обычно это явление, которое привлекает внимание — выступления ораторов, концерты, футбольные матчи.
Массы подчиняются определенным психологическим законам и проходят стадии образования:
- Создание ядра.
- Информационный этап.
- Скачок внимания.
- Активизация.
Образование ядра может быть разным — стихийным или сознательным. В первом случае массой управляют эмоционально неустойчивые люди, а во втором личности с определенными целями. На информационном этапе проявляется основная черта толпы — чувство стадности. Человек быстро впитывает передающиеся данные и эмоции, начинается рост возбуждения.
На третьей стадии происходит осознание или изменение объекта внимания. При сознательном поведении люди строят свои действия вокруг того, что им выгодно. А после наступает момент, когда экспрессивная толпа уже не может себя сдерживать. Массы крушат все вокруг себя, проявляют агрессию, становятся неуправляемыми. Порой стадии образования скоплений выражены нечетко. Иногда они появляются и распадаются очень быстро.
Этапы формирования толпы
В первую очередь происходит образование ядра толпы. Возникновение толпы не всегда выходит за рамки причинно-следственных связей социальных явлений, осознание которых далеко не всегда является стихийным. Несмотря на то, что один из существенных признаков толпы представлен случайным составом образующих ее лиц, иногда ее формирование начинается с некоего ядра. Его ведущим звеном считаются зачинщики.
Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Первоначальное ядро складывается под воздействием рационалистических соображений, определяя вполне реальные цели. Но в последующем оно обрастает лавинообразно и стихийно. Толпа растет, вбирает в себя людей, которые на первый взгляд ничего общего друг с другом до этого не имели.
Толпа может формироваться спонтанно. Это происходит в результате какого-либо происшествия, привлекающего внимание людей и рождающего в них интерес (любопытство). Люди, будучи взволнованны этим событием, присоединяются к уже собравшимся. При этом они готовы утратить некоторую часть своего обычного самообладания в обмен на получение информации об объекте, возбуждающем их интерес.
Вторая стадия начинается в одно время с процессом кружения. Здесь чувства обостряются еще больше, появляется готовность реагировать на сведения, которые поступают от присутствующих. Внутреннее кружение нарастает через продолжающуюся циркулярную реакцию, при этом растет и возбуждение. Люди могут оказаться предрасположенными не только к объединенным, но и к незамедлительным действиям.
Процесс кружения подготавливает переход к третьей стадии формирования толпы. На этом этапе появляется новый общий объект внимания, происходит фокусирование импульсов, чувств и воображения людей.
Если в самом начале общий объект интереса был представлен возбуждающим событием, которое собрало вокруг себя людей, то на этой стадии в качестве нового объекта внимания выступает образ. Он создается в процессе кружения в разговорах участников толпы и является результатом творчества самих участников. Его разделяют все, он дает индивидам общую ориентацию, выступая как объект совместного поведения.
Последняя стадия в формировании толпы представлена активизацией индивидов через дополнительное стимулирование с помощью импульсов возбуждения, которые соответствуют воображаемому объекту. Стимулирование, в основе которого лежит внушение, происходит часто как результат руководства лидера. Оно призвано побуждать людей в толпе приступить к конкретным, чаще всего агрессивным, действиям.
Основные виды
Хотя француз Лебон был первым, кто пытался классифицировать толпу, есть и другие известные психологи, делящие массы на группы по общим признакам. Но основная проблема заключается в том, что некоторые скопления могут иметь разные черты.
Одновременно толпа бывает агрессивной и спасающейся. В первом случае она сама несет опасность, во втором старается ее избежать. А также массы делятся на конвенциональные и экспрессивные. У первых есть общий интерес, вторые более простые — они подвержены стихийности.
В результате исследований психологи издали множество литературы. И они пришли к единому мнению — разделили толпы по некоторым признакам. Разные основания позволили выделить несколько видов людских масс.
Степень активности
По степени активности выделяют две разновидности толпы. У них отличаются характеристики, так как массы ведут себя совершенно по-другому. Типы скоплений:
- пассивные;
- активные.
Первый вариант характеризуется низким уровнем возбуждаемости и эмоциональности. Таким скоплениям присуща только массовость, их даже не всегда можно назвать толпами. Это очереди на остановках общественного транспорта, группы туристов, встречающие и провожающие на вокзалах. Подвиды пассивных групп — конвенциональные и экспрессивные.
Но если произошло эмоциональное потрясение, то такие собрания перестают быть пассивными. Они изменяются и становятся активными. Это уже толпы, так как ими движут эмоции. Люди готовы к действиям, легко возбуждаются и подвергаются влиянию лидеров.
Эти массы еще называют действующими, существуют и подвиды — стяжательные, агрессивные и повстанческие. Для лучшего понимания стоит привести примеры для каждого типа. Агрессивные массы — футбольные болельщики после проигрыша своей команды; стяжательные — пассажиры транспорта в час пик; повстанческие — массы во время революций.
Характер эмоциональности
В народе всегда преобладают эмоции. Но некоторые скопления ведут себя не так, как остальные. Характер эмоциональности также влияет на поведение толпы. По этому признаку выделяют три группы:
- Экстатическая.
- Паническая.
- Агрессивная.
Экстатические или восторженные скопления народа основаны на положительных эмоциях. Это посетители концертов, карнавалов, фестивалей, религиозных общин. Панические толпы появляются из-за растущего чувства страха. Из-за этого люди быстро теряют контроль, а управлять ими практически невозможно.
Основное условие создания агрессивных масс — накопление негативных эмоций. Подобные группы образуются из-за объекта, который вызвал всеобщее негодование. Это может быть и материальный, и информационный стимул.
Показатель стихийности
Хотя толпу в любом случае можно отнести к стихийным группам, этот показатель может отличаться. Организованные массы участвуют в митингах и забастовках. У них есть общая цель, а иногда и четкий план действий. Лидерами выступают зачинщики, которые ищут себе сторонников и создают целые группы. Они умело управляют эмоциями и действиями собранных масс.
Ведомые толпы образуются стихийно, у них нет общих целей. Их действия неорганизованные, часто причиняют вред окружающим. Но в массе выделяют одного или нескольких людей, которые берут на себя бразды правления. Они пытаются управлять эмоциями и действиями своих «подчиненных». Благодаря этому человеку ведомое скопление превращается в организованное.
Психологические свойства толпы
Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы. Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах:
— когнитивной; — эмоционально-волевой; — темпераментальной; — моральной.
В когнитивной сфере толпа высказывает разнообразные странности своей психологии.
Неспособность к осознанию. Важными психологическими характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Если даже один человек довольно слабо поддается посылам разума, а потому большую часть поступков в жизни делает благодаря эмоциональным, порою совершенно слепым, импульсам, то людская толпа живет исключительно чувством, логика противна ей. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие слова команд. Разнородное в каждом из индивидов — частице толпы — утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества. Общие качества характера, управляемые бессознательным, соединяются вместе в толпе. Изолированный индивид обладает способностью подавлять бессознательные рефлексы, в то время как толпа этой способности не имеет.
Особенности воображения. У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными. Вызванные в уме толпы кем-либо образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равны реальным образам. Не факты сами по себе поражают воображение толпы, а то, как они предъявляются ей.
Еще один очень важный эффект толпы — коллективные галлюцинации. В воображении людей, собравшихся в толпе, события претерпевают искажения.
Особенности мышления. Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективное от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в ее уме и зачастую имеющие лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам.
Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Рассуждения толпы основываются на ассоциациях, но они связаны между собою лишь кажущейся аналогией и последовательностью. Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения.
Толпа никогда не стремится к правде. Она отворачивается от очевидности, которая не нравится ей, и предпочитает поклоняться заблуждениям и иллюзиям, если только они прельщают ее.
Для толпы, не способной ни к размышлению, ни к рассуждению, не существует ничего невероятного, однако невероятное-то и поражает всего сильнее.
В толпе нет предумышленности. Она может последовательно пережить и пройти всю гамму противоречивых чувствований, но всегда будет находиться под влиянием возбуждений минуты. Ассоциация разнородных идей, имеющих лишь кажущееся отношение друг к другу, и немедленное обобщение частных случаев — вот характерные черты рассуждений толпы. Толпа постоянно подпадает под влияние иллюзий. Некоторые важные особенности мышления толпы следует выделить особо.
Категоричность. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость.
Консерватизм. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями.
Внушаемость. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению.
Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям.
Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.
Толпе очень легко внушить, например, чувство обожания, заставляющее ее находить счастье в фанатизме, подчинении и готовностью жертвовать собой ради своего идола.
Как бы ни была нейтральна толпа, она все-таки находится в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает всякое внушение. Рождение легенд, легко распространяющихся в толпе, обусловливается ее легковерием. Одинаковое направление чувств определяется внушением. Как у всех существ, находящихся под влиянием внушения, идея, овладевшая умом, стремится выразиться в действии. Невозможного для толпы не существует.
Заражаемость. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются толпе путем заражения.
Для эмоционально-волевой сферы толпы характерны также многочисленные психологические особенности.
Эмоциональность. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в эксцессе, не просто соседствуют друг с другом. заражают окружающих и сами заражаются от них. Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. Наступлению эмоционального взрыва способствуют определенные психологические условия поведения личности в толпе.
Высокая чувственность. Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства.
Различные импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам (а именно по характеру возбуждений), великодушными или злыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить.
В толпе преувеличение чувства обусловливается тем, что само это чувство, распространяясь очень быстро посредством внушения и заражения, вызывает всеобщее одобрение, которое и содействует в значительной мере возрастанию его силы.
Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности (тем более сильная, чем многочисленнее толпа) и сознание значительного (хотя и временного) могущества дают возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека.
Какими бы ни были чувства толпы, хорошими или дурными, характерной их чертой является односторонность. Односторонность и преувеличение чувств толпы ведут к тому, что она не ведает ни сомнений, ни колебаний.
В своей вечной борьбе против разума чувство никогда не было побеждено.
Экстремизм. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, — это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения.
Особенность толпы состоит и в специфике социально-психологических явлений, определяющих единообразие поведения ее участников. Дело в том, что толпа создается главным образом на базе противопоставления данной общности объекту недовольства. Толпу делает общностью нередко именно то, что «против них». Это, конечно, не слепая ненависть ко всему, с чем люди себя не идентифицируют. Тем не менее, в толпе противопоставление «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко весьма опасной величины.
У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» — «мы» безупречны, во всем виноваты «они». «Они» отливаются в образ врага. Толпа считается только с силой, и доброта ее мало трогает, для толпы доброта — одна из форм слабости.
Мотивация. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность.
Безответственность. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными.
В темпераменталъной сфере психологические особенности толпы проявляются в физической активности и диффузности.
Физическая активность. Стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи — характерный признак толпы.
Диффузность. Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу, весьма разнообразны — этим объясняется ее чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно нарождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно.
Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают наиболее важное свойство толпы — ее легкую превращаемость из одного вида (или подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно. Знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях либо в целях сознательного предотвращения ее особо опасных действий.
В моральной сфере психологические особенности толпы чаще всего обнаруживаются в моральности и религиозности.
Моральность. Толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, очень возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и др.
Религиозность. Все убеждения толпы имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству.
Толпа нуждается в религии, так как все верования усваиваются ею лишь в том случае, если они облечены в религиозную оболочку, не допускающую оспаривания. Верования толпы всегда имеют религиозную форму.
Методы управления
Религиозные и политические деятели во все времена старались направить действия толп себе во благо. Хотя такое желание можно назвать аморальным, лидер способен утихомирить народ. Существует несколько методов управления:
- демонстрация власти и силы;
- экспрессивные выступления;
- заводные речи.
Люди теряют в толпе свою личность и стараются найти вождя, за которым можно пойти. Человек, который берет власть в свои руки, становится лидером. Для удержания внимания ему нужно обращаться к массам, выступать громко и эмоционально. Но толпа не будет слушать пустые речи, необходимо дополнить их аргументами, короткими лозунгами. Именно они настраивают народ на конкретные действия.
Толпа как феномен изучается уже несколько столетий. Хотя и сегодня психологи признаются в своей некомпетентности. Пока неизвестны надежные методы управления массами, ведь и они не стоят на месте — толпы эволюционируют, иногда становятся все более стихийными.