Определение взрослости встречается очень часто в различной литературе. В психологии это означает наиболее продолжительный период жизни, на протяжении которого человек достигает наивысшего развития Я-концепции.
То есть он находит гармонию, понимает, как взаимодействовать с окружающим миром, реализовываться. В процессе взросления каждый самоутверждается в той или иной области, обустраивает свою жизнь, заботится не только о себе, но и своих близких. Неизбежными этапами взросления становятся возрастные кризисы, ослабление психофизической функции, изменение мировоззрения.
Периодизация взрослости
Специалисты рассматривают разные подходы к периодизации взрослости. Например, если обратиться к наиболее древней из упомянутых концепций, стоит выделить китайскую классификацию.
Согласно этой периодизации, существует 4 основных периода взросления:
Период взросления | Возраст |
Вступление в брак | 20-30 лет |
Выполнение основных общественных обязанностей | 30-40 лет |
Осознание собственных ошибок и заблуждений | 40-50 лет |
Заключительный этап творческой реализации | 50-60 |
В современном мире периодичность зрелости рассматривается немного иначе.
Например, в 1966 г Д. Б. Бромлей также выделил 4 стадии взросления:
- раннюю (с 21 до 25 лет);
- среднюю (25-40 лет);
- позднюю (40-45 лет);
- переход к старости (предпенсионный возраст – 55-65 лет).
Б. Г. Ананьев рассматривает взросление с 18 до 60 лет. Соответственно, по его теории, ранняя взрослость начинается с совершеннолетия человека. У. Г. Крайг раздвигает рамки еще больше и пишет, что заключительная стадия длится до самой смерти, то есть человек взрослеет на протяжении всей жизни, с 21 года (по Крайгу). Отличие разных периодов связано, в первую очередь, с тем, что в разные времена продолжительность жизни человека менялась, так же как и особенности воспитания.
Тем не менее, все авторы согласны с тем, что взросление бывает ранним, средним и поздним. Расхождение есть только в возрастных границах.
Если свести все данные вместе, то можно описать 3 этапа следующим образом:
- Ранняя зрелость. На данном этапе человек только вступает во взрослую жизнь. Также это время характеризуется пиком биологического созревания. Человек начинает планировать профессиональное и личное будущее.
- Средняя зрелость. Так называемое время расцвета. На этом этапе можно отметить пик творческих, а также профессиональных достижений. С наступлением средней зрелости у человека появляется все больше желания делиться накопленными знаниями. Одновременно он может мучиться, вспоминая все свои нереализованные проекты. На этот период приходится больше всего разводов.
- Поздняя зрелость. Характеризуется окончанием профессиональной карьеры. На этом этапе человек начинает готовиться к тому, чтобы стать пенсионером. Он переживает от феномена под названием «опустевшее гнездо», когда осознает, что его дети уже выросли. Также в этот период приходит осознание старости.
Суть периода
Взрослость – период трудовой деятельности и построения семьи. Общение, труд, семья – основные виды деятельности, меняется только их соотношение. Притом общение проходит связующей нитью между двумя другими, оно редко выступает как самостоятельный вид.
К новообразованиям зрелости относится:
- выстраивание стратегии жизни;
- феномен «акме» (пик развития, активности и успехов личности);
- поиск смысла жизни и следование ему;
- новый интеллектуальный уровень (диалектическое мышление, способность самостоятельно формулировать проблемы);
- родительство.
Все этапы взрослости похожи друг на друга (работа и семья), потому их часто рассматривают в одном контексте. Между тем выделяется три кризисных этапа взрослости – 30 лет, 40 лет и 50 лет. Кризис 30 и 40 лет – это поиск смысла жизни, оценка прожитых дней, корректировка жизненных планов, осознание утраты молодости, сомнения в правильности прожитого пути и целесообразности следования по нему. Подробнее о кризисах среднего возраста читайте в статье «Средний возраст и кризис у мужчин и женщин».
Период взрослости, особенно поздней взрослости, изучен меньше, чем, например, подростковый или юношеский. Дело в том, что в зрелости человек уже сформирован как личность, а возрастная психология часто пересекается с педагогикой, разбирая вопросы развития и воспитания. В зрелом возрасте речь может идти только о перевоспитании и самовоспитании, а это уже другая работа. В плане же развития личности и ее становления в зрелости уже мало что влияет на человека. Однако в последнее время интерес психологов к этому возрастному периоду вырос, но пока имеется мало теоретических и практических данных.
Ранняя взрослость, или молодость
Этап завершения профессионального обучения и окончательного вхождения во взрослую жизнь. Личность переходит от накопления знаний, умений и навыков к практическому применению. К особенностям этого периода относится:
- стабилизация личности (психологическая, финансовая, моральная и т. д.);
- осознание главных жизненных интересов, расстановка приоритетов, познание себя;
- полное отлучение от родительской опеки, самостоятельное построение жизни;
- нацеленность на будущее, активность ради будущей хорошей жизни.
Успех этого периода и благополучное разрешение кризиса во многом зависит от правильности выбранной профессии. В противном случае человек оказывается дезориентированным, растерянным и напуганным. При неблагоприятном раскладе человек продолжает от кого-то зависеть материально, а значит и морально; взгляды на будущее пессимистичны; отношение к себе негативно.
Средняя взрослость, или зрелость
Период пика профессиональной и личностной самореализации, развития. Если на предыдущем этапе индивидуально-личностные особенности «устаканивались», то тут они «консервируются» и на всем дальнейшем жизненном пути остаются без значительных изменений.
Зрелость условно разделяют еще на два периода: ранней зрелости (40-49 лет) и поздней (50-60). Для ранней зрелости характерно:
- подведение итогов жизни (нацеленность на будущее угасает, большее значение отводится настоящему и прошлому);
- переосмысление прожитых дней, анализ соответствия настоящей жизни и планов с действиями из юности и молодости;
- осознание ограниченности собственных возможностей (времени и здоровья в том числе);
- уменьшение уровня притязаний (не всегда, но часто).
Выраженность и глубина кризиса зависит от разницы образа идеальной жизни для личности и образа реальной жизни. Чем сильнее несоответствие и фрустрация от несбывшихся ожиданий, тем сильнее кризис.
Как правило, на этот же период приходится противоречивое снижение самооценки и ощущение человеком себя как снова молодого, находящегося в начале пути, то есть меняется восприятие возраста.
Поздняя зрелость – этап принятия возраста и опыта, прекращение попыток омоложения (хотя омоложение действительно происходит при осознании правильности и осмысленности пути), максимальное раскрытие потенциала личности. Психологически это проявляется:
- полным избавлением от комплексов;
- полным и адекватным пониманием своих интересов, приоритетов, способностей, места в жизни;
- ориентацией на настоящее, а не на прошлое или будущее;
- стремлением максимально самореализоваться и ощутить окружающий мир (понять его, увидеть, почувствовать).
Поздняя взрослость
Поздняя взрослость – альтернативное название периода старости. Подробнее об этом читайте в статье «Возрастные кризисы старости в психологии – краткое описание, что это, симптомы, как пережить».
Возрастные границы зрелости в таблице
Взрослость – это в психологии распространенное понятие. Но оно также и одно из самых противоречивых. Удобнее всего рассматривать возрастные границы по авторам, чьи теории являются наиболее востребованными и актуальными.
Автор | Ранняя зрелость, лет | Поздняя зрелость, лет |
Д. Биррен | 14-25 | 50-75 |
В. В. Бунак | 25-35 (женщины) 20-30 (мужчины) | 35+ 30+ |
Ш. Бюлер | 20-45 | 45-65 |
В. В. Гинзбург | 24-40 | 45-50 |
Б. Г. Ананьев | 18-25 | 47-60 |
Д. Векслер | 20-35 | 46-53 |
Ж. Годфруа | 20-40 | 40-60 |
Современные психологи рассматривают стадии взросления обобщенно:
- с 20 до 30 лет – ранняя;
- с 30 до 40 лет – средняя;
- с 40 до 60 лет – поздняя.
Как меняется поведение человека в разные периоды взрослости
С приходом каждого нового периода взросления можно заметить общие изменения практически у всех людей.
Изменение психических функций
В первую очередь происходят изменения в сенсорной сфере:
- Снижается острота зрения. Максимальная цветовая чувствительность глаз человека наблюдается в возрасте 20-30 лет. После этого зрение снижается.
- Ухудшается слух. Это не так заметно. Обычно люди отмечают серьезное ухудшение зрения к 50 годам.
- Снижается внимание. Это начинает происходить с 34 лет (согласно теории Б. Г. Ананьева).
- Память. Согласно исследованиям, кратковременная, слуховая и прочие типы памяти могут сохраняться на одном уровне в период с 18 до 30 лет. После этого наблюдается ухудшение памяти.
- Интеллект. Д. Векслер утверждал, что интеллект растет до 20 лет, а потом сохраняется на стабильном уровне. С 30 лет человек учится использовать свои умственные способности более продуктивно. К 60 годам склонность к логическому мышлению начинает постепенно снижаться. Однако есть масса других версий того, как происходит развитие и снижение интеллектуальной деятельности. Например, были исследования, согласно которым часть испытуемых демонстрировали более высокие умственные способности в 47-50 лет.
- Креативность. Согласно А. К. Канатову, у мужчин креативность способна сохраняться на одном уровне в период с 25 до 55 лет. Заметное снижение способностей наблюдается после этого возраста. У женщин падение уровня креативности не так заметно и происходит постепенно, то есть и после 55 лет данная функция довольно активна. Но так же, как и умственные способности, креативность очень индивидуальна, поэтому сложно привести общую статистику.
Изменения эмоциональной сферы
Взрослость – это в психологии довольно противоречивое понятие. Каждый специалист озвучивает свою теорию того, когда происходят наиболее заметные изменения в поведении или восприятии человека.
Например, к изменениям эмоциональной сферы очень часто относят уровень эмпатии. Большинство психологов склоняются к тому, что уровень сострадания к окружающим растет до 40-50 лет. В этом возрасте эмпатия достигает своего пика. Это означает, что сочувствие у 40-летнего человека значительно выше, чем у 15-летнего подростка.
После 50 лет у женщин и мужчин в равной степени наблюдается снижение эмпатии. При этом постепенно происходит обратное. У 60-летнего человека уровень сострадания, наоборот, заметно ниже, чем у подростков. Если сравнивать интенсивность эмпатии, то у женщин она выше, чем у мужчин в любом возрасте.
Также происходит изменение излишней эмоциональной чувствительности (сентиментальности). Данный показатель увеличивается с возрастом. Например, то, что не вызывает у человека никаких эмоций в 15-20 лет, может вызвать умиление или всплеск эмоций у того, кому 50-60 лет. Сентиментальность у мужчин и женщин развивается одинаково.
Также после 60 лет происходит постепенное угасание этой функции. Примечательно, что у мужчин наблюдаются более активные скачки сентиментальности. Однако из-за нежелания выражать свои эмоции, представители мужского пола реже показывают свои истинные эмоции, чем женщины.
Изменения мотивационной сферы
Потребности и интересы человека очень сильно меняются по мере взросления. С возрастом человек может начать заниматься совершенно противоположными вещами, о которых он даже не задумывался раньше. Согласно исследованиям, чем старше становится человек (независимо от его половой принадлежности), тем больше для него становится важна семья, состояние здоровья. В свою очередь, друзья, страсть, влюбленность постепенно отходят на второй план.
Пик мотивации приходится на 30 лет. Именно в этом возрасте человек начинает всерьез задумываться о будущем и прилагать усилия для того, чтобы добиться желаемого. Красивая жизнь, внешний вид, секундные удовольствия становятся менее важными. Приходит стабильность. После 45-47 лет люди больше времени уделяют здоровью, применяют полученную жизненную мудрость.
Многие специалисты склоняются к тому, что по мере взросления меняется и активность гормонального фона. То есть в период после 18 лет, люди испытывают повышенное влечение, поэтому им сложнее ставить перед собой более серьезные цели и фокусироваться на них. Когда влечение снижается, появляются другие устремления.
Изменение психомоторной сферы
Взрослость в психологии понимается под многими аспектами. Например, это также и развитие мышечной силы. У мужчин она увеличивается до 25 лет, после чего снижается (речь идет о естественной мышечной силе, а не о посещении спортзала). К 50 годам мышечная масса может уменьшиться на 10 кг и более. У женщин максимум приходится на 21-23 года. После этого мышечная сила также уменьшается, но не так радикально как у мужчин.
Также с 18-28 до 50-60 лет наблюдается сохранение скорости моторных реакций. Только к 70 годам наблюдается заметное снижение скорости движения рук, ног. Некоторые специалисты считают немного иначе. Они утверждают, что моторные функции сохраняются на высоком уровне до 75, а до 80 лет они лишь незначительно снижаются.
Изменение личностных свойств
По мере взросления происходит масса изменений личностных свойств:
- Ответственность. Вырабатывается к 25 годам и сохраняется примерно на одном уровне на протяжении жизни.
- Агрессивность. Это так называемое интегральное свойство, которое может выражаться по-разному. У женщин агрессивность (она также включает в себя напористость, мстительность и другие качества) снижается по мере взросления. К 60-70 лет она снижается почти в 2 раза. У мужчин динамика немного отличается. Например, к 21 году у них наиболее высокий показатель мстительности, а потом он она снижается незначительно. Также у мужчин наивысший уровень бескомпромиссности приходится на 31-50 лет. Потом он снижается, но к 61 году снова повышается.
- Комфортность. Данные показатель значительно выше у более взрослых людей. Это связано с тем, что к 25-30 годам человек больше прислушивается к своему мнению и меньше концентрируется на том, что подумают окружающие.
Взрослость как психологический период
Период взрослости — наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:
— ранняя взрослость (молодость),
— средняя взрослость,
— поздняя взрослость (старение и старость).
Понятие взрослости и критерии достижения взрослости.
Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости:
— новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;
— способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;
— преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других;
— некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.);
— социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.
Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны. Зрелость — это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акме», что означает «вершина», высшая ступень, цветущая пора.
В теории Э. Эриксона зрелость — это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе. Главные линии развития человека средних лет — это генеративностъ, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность — стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким.
Работа и забота — добродетели зрелых людей. Если личность оказывается «успокоенной» в каком-либо отношении, то начинается застой и деградация, которые проявляются в инфантильности и самопоглощенности — в излишней жалости к себе, в потакании своим прихотям. Успешное разрешение конфликта между неуспокоенностью и застоем в установке на преодоление проблем и трудностей, а не в бесконечном сетовании на них.
В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореализации, самоактуализации взрослого человека.
По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных (дефицитарных) потребностей, но привержены высшим, предельным, бытийным ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот (или возможно более высокого уровня). На основе анализа биографий ряда самоактуализирующихся личностей (зрелых, разумных) Маслоу обнаружил присущие им качества: более эффективное восприятие действительности и более комфортные взаимоотношения с ней; принятие себя, других и природы; спонтанность; сосредоточенность на проблеме; отстраненность (как потребность в уединении и самодостаточности); независимость от культуры и окружения; постоянная свежесть оценок; социальное чувство; глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения; демократический характер; нравственная убежденность; невраждебное чувство юмора; креативность. Чтобы совершенствоваться, продвигаться в направлении самоактуализации, нужно помнить, прежде всего, что это продолжающийся процесс, требующий упорного труда над собой:
— необходимо стремиться самозабвенно отдаваться переживаниям, раскрывая свою человеческую сущность взамен демонстрации позы, маски, психологической защиты;
— в каждый момент жизни делать выбор, ведущий к личностному росту, через преодоление страха и стремления к безопасности;
— прислушиваться к внутреннему голосу, дать возможность проявиться своей самости, начиная с самых простых вещей (вроде доверия своему собственному вкусу при оценке кушанья или напитка) ;
— быть честным с самим собой и принимать на себя ответственность; не бояться не понравиться другим людям;
— необходимо преодолеть иллюзии, выявить и отказаться (как бы ни было это болезненно) от психологических защит, понять свои потенциальные возможности и желания.
Обращаясь к студентам-психологам, А. Маслоу предупреждал их о пагубности комплекса Ионы, который представляет собой «боязнь собственного величия», «уклонение от своего предназначения», «бегство от своих талантов»: «Вы должны стремиться стать первоклассными психологами, в самом лучшем значении этого слова, лучше, чем вы можете себе представить».
Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполне осознанно. Олпорт, проанализировав работы многих психологов, представил описание самореализующейся личности в виде следующего перечня черт:
1) интерес к внешнему миру, сильно расширенное чувство Я;
2) теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении к другим;
3) чувство фундаментальной эмоциональной безопасности (принятие себя, самоконтроль);
4) реалистическое восприятие действительности и активность в действиях;
5) самообъективация (самопонимание), привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию и чувство юмора;
6) «философия жизни», которая упорядочивает, систематизирует опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам.
Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни.
Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» (1969) подчеркивал, что психология среднего возраста — сравнительно новая отрасль возрастной психологии. Психология зрелости оказалась на периферии психологического познания. С одной стороны, она оттеснена подходами генетической психологии, для которой зрелость выступает лишь как продукт и своего рода финал индивидуально — психического развития человека. С другой стороны, геронтология анализирует зрелость как период, в котором сосредоточены истоки процессов старения. Тем не менее данные из истории изучения взрослости позволили выделить произошедшие за последнее столетие явные онтогенетические сдвиги: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека, что привело к расширению диапазона зрелости — с точки зрения ее продолжительности и потенциала.
Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает того, чтобы четко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого периода.
В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман считают, что суть первой ступени взрослости (17-42 года) состоит в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно личностной позиции человека, который становится субъектом общественных (не узкосоциальных) отношений. Формулой субъектности, по мнению авторов интегральной периодизации психического развития, могут стать слова Мартина Лютера: «На том стою и не могу иначе».
Завершающая ступень (после 39 лет и далее) — универсализация — полагается как потенциальная возможность достижения высшего уровня духовного развития, вхождения в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей.
Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет)
Если рассматривать раннюю взрослость в период с 20 до 40 лет, то можно выявить несколько изменений.
Когнитивная сфера
В этот период психические функции человека развиваются нестабильно и носят больше гетерохронный характер. На протяжении всего периода ранней взрослости у человека активно развиваются психологические и интеллектуальные процессы. Происходит активное развитие памяти. Если кратковременная, словесная и другая память со временем начинает угасать, то образная память практически не подвергается изменениям.
В 20-40 лет мышление у человека становится комплексным. При этом могут интегрироваться разные виды мышления (теоретическое, практическое, образное, наглядно-образное). Также активно продолжается развитие речи. Меняются ее качественные параметры. Улучшается внимательность, в частности объем внимания. Человек начинает акцентировать его на определенных вещах, которые вызывают у него наибольший интерес. С 20 лет начинается контроль интеллектуального развития. Человек более активно развивается в разных сферах (творческой, профессиональной).
Аффективная сфера
Основная проблема 20-40 лет – это достижение необходимой близости, а также идентичности. Дело в том, что близость является единением двух идентичностей. Но без опыта человек не способен при этом оставаться собой, то есть не терять неповторимые особенности, свойственные именно ему. Происходит осознание разницы между любовью, страстью, эмоциями.
На период ранней взрослости приходятся новые эмоции. Например, к ним относится родительское отношение. Человек впервые испытывает любовь к своему ребенку и начинает переосмысливать то, как к нему относятся его родители.
Мотивационная сфера
В период 20-40 лет снижается импульсивность. Человек более рационально начинает оценивать обстоятельства, благодаря чему принимаем взвешенные, а не эмоциональные решения. Происходит осознание своих поступков. Человек делает выводы, нарабатывает опыт.
При ранней взрослости появляются новые жизненные мотивации. Одной из них является создание семьи, рождение ребенка. Помимо формирования семьи, начинается развитие карьеры. Человек учится совмещать свои личные стремления с нуждами семьи. Последние могут мотивировать его на более активное развитие на работе.
Я-концепция
Характеризуется самоактуализацией личности. Я-концепция в этот период формируется за счет полученного опыта. Ее развитие продолжается и далее. При этом человек сталкивается с внутренними и внешними стимулами.
Я-концепция с 20 до 40 лет выполняет сразу несколько функций:
- позволяет добиться внутреннего согласования личности;
- интерпретирует опыт и формирует новые ожидания.
На этом этапе возникают сложности, так как у женщин и мужчин разные стремления и потребности. Точнее проблему создает то, что люди противоположного пола еще не полностью понимают и воспринимают желания друг друга. Например, для преобладающего количества мужчин на первом месте стоит половое удовлетворение.
Они рассматривают своего партнера в качестве спутника, с которым можно хорошо проводить время, ожидают от женщин большей ответственности, ведения домашнего хозяйства. Женщины в этот период больше нуждаются в уюте, нежности, стабильности и финансовой поддержки. Все эти интересы начинают совпадать у партнеров значительно позже. Поэтому в 20-40 лет и происходит наибольшее количество разводов.
Поведение
Поведенческие особенности зависят от успеха человека, стабильности в профессиональной деятельности, личной жизни. На поведении отражается то, есть ли у человека семья, добился ли он желаемого или недоволен своей жизнью.
Обычно серьезные поведенческие изменения происходят после рождения детей. Взросление ускоряется и повышается уровень ответственности. Это, в свою, очередь подталкивает к карьерному развитию. В зависимости от этого отличается и досуговая деятельность. Те люди, у которых есть дети, больше концентрируются не на своих потребностях. В свою очередь, у кого еще нет детей, больше времени могут посвящать себе.
Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
Взрослость – это в психологии то понятие, которое лучше рассматривать в частном порядке. Однако есть определенные характеристики, встречающиеся у большинства людей одного возраста.
Когнитивные особенности
В период средней взрослости человек сталкивается с психологическими изменениями. У него уже есть достаточный профессиональный и жизненный опыт, есть взрослые дети, возможно и внуки. Происходят физиологические изменения. Соответственно, приходится приспосабливаться ко многим новым вещам.
Главная когнитивная особенность средней взрослости – это субъективизм, когда происходит реальная оценка своего возраста. Одновременно с этим человек отмечает, что серьезных изменений, которых он боялся в 20-летнем возрасте, не происходит. Более того, больше развиваются сенсорные функции. Человек лучше ощущает и воспринимает происходящее.
Аффективная сфера
Развитие данной сферы происходит неравномерно. Для одних людей данный период становится своеобразным расцветом. Они реализуются творчески, путешествуют. Другие начинают зацикливаться на своем возрасте и осознании своей смертности. Кажется, что время очень быстро уходит, но нет никаких особенных достижений.
Человек делает больший акцент на труд и развитие. Эмоции начинают оказывать большее влияние на настроение, поседение, могут сказываться даже на профессиональной деятельности. Также в этом возрасте повышается риск стресса, развития депрессии.
Мотивационная сфера
В среднем возрасте появляется желание действовать без лишних заминок. Человек хочет изменить жизнь к лучшему, что является довольно сильной мотивацией. Появляется желание не просто реализоваться, но и подготовить базу для следующего поколения, передать свой опыт.
Это провоцирует переоценку и осмысление жизни. Человек начинает корректировать систему ценностей и концентрируется больше на семье и работе. Если в любой из этих сфер происходит серьезное изменение (например, потеря работы, близкого человека, вынужденный переезд), то это может спровоцировать так называемый мотивационный кризис.
Я-концепция
В период среднего взросления происходят основные события, которые формируют новые задачи:
- достигнуть социальной ответственности и необходимого жизненного уровня;
- сформировать досуговую деятельность;
- помочь младшему поколению осознать ответственность;
- улучшить супружеские отношения;
- приспособиться к физиологическим изменениям.
Поведенческие особенности
Основным видом деятельности остается труд. К этому возрасту человек добивается хорошего результата, растет по карьерной лестнице. Благодаря накопленному опыту растет уверенность в себе. Это позволяет компенсировать протекающие физиологические изменения.
В семейной жизни отношения становятся более стабильными. Супруги меньше жалуются друг на друга, ссорятся. Налаживаются отношения с детьми, появляется чувство гармонии.
Поздняя взрослость (60-70 лет и старше)
Взрослость – это в психологии одно из наиболее спорных понятий, хотя и может показаться иначе. В частности, это касается характеристики позднего периода взросления, который начинается с 60 лет.
Когнитивные особенности
Основной особенностью данного периода являются возрастные изменения, то есть старение. Человек отмечает ухудшение слуха и проблемы со здоровьем. Деятельность организма постепенно ослабляется. Люди отмечают заметное угнетение физической силы, запаса энергии. В большинстве ситуаций возникают проблемы с иммунной и сердечно-сосудистой системой. Кожа теряет эластичность, человеку хочется больше отдыхать.
Аффективная сфера
Этот период характеризуется специфическими изменениями эмоциональной сферы. Например, люд могут отмечать у себя довольно сильное нервное возбуждение. Иногда появляется беспричинная грусть, хочется плакать просто так.
У некоторых пожилых людей проявляется эксцентричность. Это обусловлено желанием оставаться молодым. Одновременно с этим снижается чуткость. Человек больше погружается в себя, ему сложнее справляться со сложными жизненными ситуациями.
Мотивационная сфера
Если после 60 лет человек по-прежнему обладает хорошим здоровьем, то потребности у него мало отличаются от тех, которые были до этого. Он хочет самореализоваться, передать опыт и активно участвовать в жизни общества. Для людей этого возраста важно быть значимыми для других.
После 70 лет основной акцент делается на поддержание здоровья. Постепенно снижается потребность в участии в жизни окружающих. Интересы сосредотачиваются на собственном внутреннем мире. Появляются новые хобби (музыка, рисование и другое).
Я-концепция
Я-концепция в этот период может формироваться самым разным образом. Обычно люди пытаются интегрировать свое прошлое в настоящее. Если удается связать все события, то жизнь кажется более успешной. На этом этапе человек должен научиться разрешать нормативные кризисы, а также конфликты. В этот период важно адаптироваться к новым условиям и научиться принимать опыт прошлых лет.
Поведенческие особенности
Пожилые люди более опасливы. Им начинает постоянно казаться, что везде их ждет опасность. Они с опаской ходят вечером по улице, вздрагивают, когда звонит телефон. За счет этого в значительной мере снижается социальная активность. Некоторые пожилые люди начинают вести затворнический образ жизни. Профессиональная деятельность больше не является важной. Многие в этот период начинают испытывать больший интерес к религии.
Рассматривая взрослость в психологии, нужно понимать, что это понятие имеет множество вариаций. Специалисты до сих пор не могут сойтись во мнении касательно периодов взросления. Также есть масса нюансов, которые характеризуют тот или иной этап взросления.
Легкое взросление как историческая аномалия
Исследователь образования Роберт Хевигхерст утверждал, что существуют некоторые вполне конкретные «задачи развития», которые необходимо решить: найти партнера, научиться с ним / с ней жить, завести семью, воспитать детей, получить профессию, обзавестись домом. Это традиционные взрослые роли, которые можно увидеть в любом семейном ситкоме и которые, как считается, современная молодежь не разделяет и не ценит.
Хевигхерст разрабатывал свою теорию развития в 40–50-е годы, поэтому она ожидаемо была продуктом своего времени. Экономический послевоенный бум приблизил взросление, сделал его доступным: молодым мужчинам хватало работы, а образования для многих должностей не требовалось, и на эти деньги вполне можно было прокормить семью. А общественные взгляды того времени давали приоритет необходимым признакам благополучия: работа, жена, дом, детишки.
Однако этот период был лишь исторической аномалией. Минтц пишет:
А чтобы жениться, многим молодым мужчинам приходилось ждать смерти отца, чтобы получить наследство. По крайней мере, сегодня свадьба не требует летального исхода одного из родственников.
Золотой век простого взросления долго не продлился. Уже с 1960-х возраст вступления в брак стал увеличиваться, а законченное среднее образование стало необходимостью. Общество до сих пор ценит старые маркеры, но для их достижения уже нужно стараться гораздо больше.
Дженсен Арнетт подмечает удивительную вещь: