Общие сведения
Данный термин укоренился в жизни людей. Кому-то может показаться удивительным то, что с развитием инновационных технологий, многие люди ощущают одиночество, становятся неприспособленными к условиям окружающей действительности. Некоторые личности не способны сориентироваться даже в обычных ситуациях, не знают, как себя вести в том или ином случае.
Под понятием социальной дезадаптации, как правило, рассматривают частичную или полную неприспособленность личности к окружающей действительности, ее условиям. Особа, которая страдает дезадаптацией, неспособна нормально взаимодействовать с другими индивидами. Такая личность будет или регулярно избегать контактирования или проявлять агрессивное поведение. Такому состоянию характерны повышенная раздражительность, неспособность принимать чужую точку зрения.
Такая дезадаптация появляется тогда, когда отдельно взятый индивид прекращает замечать происходящее в реальном мире, полностью пропадает в своей реальности, заменяя отношения с живыми людьми. При этом происходит утрата личностного роста.
Различают два вида СД.
- Частичная дезадаптация. Происходит выпадение из общественной жизни. Характерным примером является то, как человек после длительной болезни впервые выходит на работу. В этот период у него не было общения с коллегами, но присутствовали друзья и родственники.
- Полная дезадаптация. Происходит потеря веры в собственные силы, развивается недоверие к людям. Особа не знает, как вести себя, не представляет норм общества. Создается впечатление, что происходит что-то не так, как нужно.
Оба вида могут присутствовать у людей, которые имеют зависимости. Девиантное поведение всегда идет наравне с дезадаптацией в той или иной степени проявления.
Существует пять уровней развития СД.
- Нулевая стадия. Отсутствуют личностные деформации, ценности не изменены. Проявляются исключительно незначительные формы поведенческих изменений, грубое обращение, непослушание. Решение проблемы: социальное воспитание, прививание человеку убеждений социальных норм, информирование.
- Негативные социальные установки. Личностная деформация все еще отсутствует, однако, проявляется сильная зависимость от окружающих. Человек может начать экспериментировать с курением, алкоголем. Технология профилактики включает предупреждение профориентации по отношению к ближайшему окружению ребенка и его самого.
- Систематический. Присутствует проявления делинквентного поведения, кражи, хулиганство, драки. Носит хронический характер, появляются зачатки дезадаптации личности. Зачатки берутся в нарушениях мотивационно , потребностной сферы человека, у него становится меньше интересов и целей в жизни. В такой ситуации необходима социальная коррекция, чтобы исправить поведение.
- Аддикция, зависимость. Поведение индивида представляет опасность для других людей. Требуется реабилитация, главное, чтоб человек сам захотел измениться.
- Сопротивление. Индивид противостоит всем нормам, пытается изменить мир. Личностная деформация уже носит необратимый характер. У человека сформированная противоположная система ценностей. На данной стадии необходима ресоциализация, которая будет проявляться изменением установок, норм, целей и жизненных ценностей индивида.
Психологические нарушения
Их набор определяется причинами дезадаптации, особенностями личности, психическим состоянием. Возможно появление следующих проблем.
Агрессия. Пожилому человеку становится труднее общаться и взаимодействовать с окружающими. Из-за этого формируется негативное мышление, враждебность, отрицательный настрой. При дезадаптации теряется навык поиска компромисса, обсуждения, выработки договоренностей. Вместо этого человек пытается добиться желаемого прямым агрессивным поведением, давлением или манипуляциями.
Замкнутость. В пожилом возрасте поводов для общения с окружающими становится меньше, постепенно утрачиваются почти все интересы и социальные связи. Навыки коммуникации теряются, человек использует их все реже. Он замыкается в себе, избегает любых контактов, становится молчаливым, предпочитает одиночество, стремится «защищать» от других людей свое настроение, намерения, установки.
Эгоцентризм. На фоне замкнутости, отсутствия общения человек все глубже погружается в собственные, внутренние переживания. Он полностью сфокусирован на себе, внешние события или условия теряют значение. Важными становятся только его интересы, желания, мотивы. Резко снижается способность к эмпатии, пониманию окружающих. Эгоцентризм может сопровождаться глубокими переживаниями о своей «ненужности», оторванности от общества, но они не ведут к реальным действиям.
У вас есть вопросы?
Мы перезвоним в течение 30 секунд
или позвоните по номеру
Нажимая кнопку «Отправить»
, вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.
Если не компенсировать такие нарушения, постепенно поведение и эмоциональное состояние будут ухудшаться. Возможно появление:
- обидчивости. Концентрация на себе, своих желаниях и потребностях провоцирует тяжелую реакцию, если пожилого человека оставляют без внимания. Он может требовать постоянного участия и обижаться, переживать, не получая его;
- мнительности, тревожности. Чем меньше объем взаимодействия с внешним миром, тем более опасным он начинает казаться. Любые события несут в себе угрозу, перемены всегда воспринимаются негативно, от каждой ситуации можно ожидать только плохого;
- апатии, депрессивного состояния. Развивается на фоне отказа от общения. Уровень активности постепенно снижается, интересы утрачиваются, нет желания заниматься обычными делами. Без коррекции человек перестает проявлять какую-либо инициативу;
- иллюзий. Обычно носят негативный характер, их появление часто провоцирует мнительность. На ее фоне увеличивается подозрительность, отношение к окружающим, к родственникам может становиться враждебным. Это может формировать нездоровые иллюзии: пожилой человек считает, что его хотят обворовать, отравить, причинить ему вред и т.п. Вместе с замкнутостью такие убеждения могут переходить в бредовое состояние.
Причины
- Педагогическая запущенность. Наличие невнимательного отношения к ребенку, отсутствует забота и должный уход. Когда малышу уделяется недостаточно внимания, он уходит в себя, чувствует, что никому не нужен. Когда он взрослеет, может замкнуться, уйти во внутренний мир. Дезадаптация будет формироваться постепенно на протяжении нескольких лет, также может быть внезапной. Если ребенок ощущал свою ненужность, то, повзрослев, у него возникнут сложности с пониманием окружающих. Дезадаптация лишает моральных сил, лишает веры в собственные возможности и в себя. Появляются сложности с самоопределением, невозможность найти свое место под солнцем.
- Потеря привычного коллектива. Может проявляться в ситуациях, когда имело место длительное заболевание или присутствовала смена деятельности. Дезадаптация проявиться через какое-то время в нежелание выходить из дома, выполнять обыденные обязанности, следить за собой, с кем-то видеться. Человек может уйти с головой в работу, сосредоточиться на самом себе. Постепенно он поймет, что может действовать без чьей-либо помощи, другие люди начнут его раздражать. Со временем сформируются всевозможные страхи, касающиеся общения с другими людьми и взаимодействия с ними. Например, творческие индивиды много времени проводят наедине с собой, так они черпают вдохновение, чтобы иметь возможность реализоваться в своем труде. Но при этом у них нет возможности поделиться с кем-то своей радостью.
- Конфликт с окружением. Отдельная особа может бросить вызов всему обществу, она будет чувствовать себя незащищенной. Конфликт сильно выматывает, формирует недоверие и подозрительность, разрушает характер в целом, возникает чувство беспомощности. СД является следствием неумения выстраивать правильные отношения с другими людьми и с окружающим миром.
Сущность социальной дезадаптации, её признаки и причины
Сущность: Социальная дезадаптация — это полная или частичная потеря субъектом способности адаптироваться к условиям социума, т.е. это нарушение взаимосвязей человека со средой, которое характеризуется неосуществимостью им своей положительной социальной роли в определенных социальных условиях, соответственной его потенциалу.
Признаки: Агрессивность
– один из самых характерных признаков. Поскольку люди находятся вне всякого коллектива, они со временем утрачивают навык общения. Личность перестает стремиться к взаимопониманию, ей становится гораздо проще получить желаемое с помощью манипуляции. Агрессия опасна не только для окружающих людей, но и для того человека, от которого она исходит. Дело в том, что постоянно проявляя недовольство, мы разрушаем свой внутренний мир, обедняем его до такой степени, что все начинает казаться безвкусным и блеклым, лишенным смысла.
Замкнутость(уход в себя)
– еще один характерный признак. Человек перестает общаться с окружающими, он полностью уходит в себя, прячется от людей, препятствует попыткам завязать с ним отношения.
Социофобия
– постепенно развивается страх перед общением, большим количеством людей, необходимостью разговаривать с кем-то и так далее. Человеку становится все сложнее сделать что-то, выходящее за рамки его ежедневных дел, он начинает бояться посетить незнакомое место, сходить куда-то, завести разговор с незнакомым человеком или даже, выйти из дома.
Нежелание подчиняться требованиям общества—
Социальная дезадаптация постепенно превращает личность в раба самого себя, который боится выйти за рамки собственного мира. У такого человека существует огромное количество ограничений.
- Причины: Физических или биологических нарушениях – травмах головного мозга, заболеваниях нервной системы, инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой и интоксикацией.
- Психологических нарушениях – особенности нервной системы (слабость, излишнее возбуждение, нарушение волевых процессов), акцентуации характера и так далее.
- Социальных нарушениях – особенно значим этот фактор в детском и подростковом возрасте. Неправильное воспитание, отвержение ребенка или подростка семьей или коллективом может привести к дезадаптации и развитии серьезных нарушений психики. Взрослые также могут страдать от социально-психологической дезадаптации оказавшись в непривычной и враждебной для них обстановке, ситуации всеобщего неприятия или травмы (например, психически здоровый, полностью адаптированный взрослый человек при помещении в места лишения свободы или асоциальное сообщество).
Десоциализация в детском и подростковом возрасте может быть вызвана и некоторыми другими факторами, например, длительным содержанием ребенка без родителей или нарушением общения в школе.
Госпитализм у детей – это патологический синдром, который развивается у детей, длительное время находящихся в условиях больницы или интерната, насильно оторванных от родителей и привычного круга общения. Дефицит общения приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, формированию эмоциональных нарушений и социальнойдезадаптации. Такие нарушения возникают из-за отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, а также недостатка положительных и отрицательных раздражителей со стороны социума. Ребенок в таких условиях предоставлен самому себе и не может полноценно развиваться.
Синдром госпитализма у детей развивается не только при помещении в больницу, но и при длительном пребывании в интернате, детском доме и других местах, где ребенок лишается привычного круга общения.
У подростков чаще возникает школьнаядезадаптация. Десоциализация развивается в случае «непохожести» ученика на других сверстников, причем причиной «изгнания из общества» может быть любая отличительная черта: низкая или высокая успеваемость, внешние данные, индивидуальные черты или что-то другое. Школьнаядезадаптация часто возникает при смене привычной среды для ребенка, резком изменении его внешности или социального фактора, иногда – без видимых причин. Отторжение, насмешки со стороны сверстников и отсутствие поддержки со стороны учителей и взрослых приводят к нарушению установления социальных связей и утраты своего места в социуме.
Кроме вышеперечисленных причин десоциализация может возникать из-за нервных и психических расстройств у детей и взрослых:
- Аутизма
- Шизофрении
- Биполярном – расстройстве личности
- Обсессивно-компульсивноерасстройстве и так далее.
25.Характеристика основных кризисов в возрастном развитии личности
Кризис новорожденности.
0 до 1, основная задача – доверие (или недоверие) к миру.Признаки: Приспособление к новым условиям существования требует от человека мобилизации всех ресурсов, хода сложных многогранных адаптативных процессов.
Кризис: 1 года.
Задача: самост-ть, автономность. Новообр-е:
1)
свободным в своих движениях и устанавливает более широкий 2) бесконечные вопросы 3) речь и развивающаяся моторика позволяют ему распространить свое воображение на такое большое количество ролей, что зачастую его пугает. Признаки: Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением все большего количества новых потребностей. Для этого времени характерен всплеск самост-ти, а также появление аффективных реакций..
Кризис: 3 лет
. Задача – инициативность, активность. Новообр-е: 1) проявление «воли». 2) отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить так, а не иначе. Признаки: 1)Негативизм 2) Упрямство.3) Строптивость 4)Обесценивание.5) стремление к деспотизму 6)протест-бунт.
Кризис: 7 лет
. Задача – умелость, компетентность. Новообр-е: 1) устойчивые эмоционально-психологические комплексы.2)Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. 3) открытие для себя новой социальной позиции — позиции школьника.4) из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность. Признаки: 1) потеря непосредственности 2) Кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения.3) Замкнутость, неуправляемость.
Предподр-й кризис (11 лет).
Задача–формир-е целостности, идентичности.Новообр-е: отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление. Умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка. Признаки: Кризис этого возрастного периода сопровождается появлением чувства неполноценности или некомпетентности, чаще всего коррелирующей с успеваемостью ребенка.
Подр-й кризис.
Задача– окончательное расставание с детством и обретение самост-ти
.
Новообр-е: чувства взрослости, началом самоопределения в жизни. Признаки: Традиционно считается наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний.1)Появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается.2 Пытаются выстроить собственную систему ценностей, часто вступая в конфликт со старшим поколением.
Кризис 17 лет.
Задача – выработка равновесия между близостью и изоляцией
.
Новообразование: Происходит ценностно-смысловаясаморегуляция поведения. Характерны различные страхи. Отстаивании своей точки зрения. Центральным новообраз-м периода становится самоопределение, професс. и личностное
.
Признаки: Главной проблемой поглощенность собой и избегание межлич-х отношений, что является психол-й основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции
Кризис 30 лет
. Задача – баланс между развитием и стагнацией. Новообр-е: Выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Признаки: Человек оценивает сделанное и более трезво смотрит в будущее. Он начинает мечтать о покое, стабильности.
Кризис: 40-45 лет.
Задача-выбор между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя.Новообразование: В этот момент актуализируются все базовые экзистенциальные проблемы (смерть, изоляция, потеря смыслов) и возникает ряд специфических социально-психологических проблем (социальное одиночество, дезадаптация, полная смены ценностей, изменение социального статуса). Признаки: 1)доминируют потребности самоуважения и самоактуализации.2) Характерно критическое переосмысление человеком своих жизненных целей и избавление от иллюзий и неоправданных надежд молодости, нередко тягостно переживаемое им.
Кризис: выхода на пенсию.
Задача- выбор между интеграцией или отчаянием. Новообр-е: поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности — это самоопределение методом «проб и ошибок». Признаки: Психолог-е сост. этих людей харак-ся витальной астенией, созерцательностью, склонностью к воспоминаниям, умиротворенностью, мудрой просветленностью.
Характерные проявления
Предлагаю Вашему вниманию признаки, характеризующие данное состояние.
- Агрессия. Проявляется по той причине, что человек, не имея нормального общения, утрачивает этот навык. Личность больше не стремится, чтобы ее понимали, ей гораздо проще получить желаемое, используя манипуляцию. Данное проявление несет опасность, как самому человеку, так и его окружению.
- Уход в себя. Появляется замкнутость, личность перестает рассчитывать на помощь других. Проще самому все сделать, отсутствуют отношения с другими людьми, человек не заводит новые знакомства.
- Социофобия. Индивид со временем прекращает строить социальные связи, у него больше нет близких людей, которых бы интересовало его внутреннее состояние. Страх перед новыми знакомствами появляются из-за необходимости что-то менять в своем отношении к окружающей его действительности.
- Нежелание подчиняться к требованиям, принятым в обществе.
Понятие «социальная дезадаптация»
Социальная дезадаптация является термином, который используется сразу в нескольких научных областях:
- психологии,
- социологии ,
- педагогике.
Определение 1
Под социальной дезадаптацией исследователи понимают частичную или полную неприспособленность человека к окружающим его социальным условиям.
Данный термин очень прочно вошел в жизни современного человека. Даже несмотря на то, что в обществе созданы все условия для нормальной жизнедеятельности и функционирования, не каждый человек способен адекватно оценивать себя, окружающий мир, воспринимать нормы и правила поведения, а также вести полноценный образ жизни в связи с различными отклонениями как в физиологическом, так и психическом плане.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Социальная дезадаптация и ее причины 490 руб.
- Реферат Социальная дезадаптация и ее причины 250 руб.
- Контрольная работа Социальная дезадаптация и ее причины 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Конечно, факт одиночества и неприспособленности человека сегодня достаточно прозаичен. Многие говорят о том, что дезадаптация происходит из-за недостатка возможностей к приспособлению к новым условиям, а некоторые утверждают, что основной причиной дезадаптации и одиночества как раз и является развитие информационных технологий. Некоторые люди теряют ориентиры и не могут разрешить элементарные проблемы, с которыми сталкиваются. Это ведет к увеличению уровня асоциальности, апатичности, человек впадает в депрессию даже в достаточно молодом возрасте. Поэтому выходит так, что уже взрослой и состоятельной личности приходится смотреть на жизнь по-новому, учиться радоваться ей, потому что из-за дезадаптивных процессов она утрачивает этот навык.
Таким образом, как мы отметили ранее, социальная дезадаптация – это утрата приспособленности личности к социальным и культурным условиям окружающей среды. Утрата может быть полная (полная, фатальная дезадаптация) или частичная, что, соответственно вызывает частичную дезадаптацию.
Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Замечание 1
Человек, который страдает от данного явления, не может эффективно взаимодействовать с другими людьми, которые окружают его. Он может проявлять агрессивное поведение в отношении них, избегать прямых контактов. Также социальная дезадаптация характеризуется повышенной раздражительностью, неумением понять другого человека и принять его точку зрения.
Дезадаптация у детей
На сегодняшний день присутствует критическая ситуация, которая сложилась в обществе, связанная с социальной дезадаптацией детей. Все чаще фиксируются такие проявления, как:
- нежелание обучаться,
- педагогическая запущенность,
- повышенная утомляемость,
- серьезное истощение,
- отсутствие целенаправленности,
- проблемы с концентрацией внимания,
- алкоголизация в раннем возрасте.
К причинам появления проблемы в детском возрасте относят:
- неадекватность оценивания себя в момент общения,
- отсутствие коммуникативных навыков, даже элементарных,
- завышенное требование к своему окружению, особенно, когда ребенок превосходит своих сверстников по тем или иным параметрам,
- эмоциональная нестабильность,
- тревожное состояние и боязнь общения,
- замкнутость,
- преобладание собственного Я, ощущение превосходства над другими.
Когда у ребенка отсутствуют коммуникационные навыки, это является значительной преградой для межличностных отношений.
Дезадаптация в социальной сфере может проявляться:
- излишней агрессией ребенка,
- заниженной самооценкой,
- отсутствием желания общаться,
- неуравновешенность, которая может проявляться перепадами настроения,
- замкнутость,
- демонстрация своих эмоций на людях.
Подобное состояние весьма опасно для детского возраста, так как может привести к серьезным последствиям, а именно:
- личностным деформациям,
- задержке психического и физического развития,
- дисфункции мозга,
- одиночеству,
- расстройствам нервной системы, в частности агрессивности, подавлении инстинкта самосохранения, проблем взаимоотношения с другими людьми и сверстниками, к суициду.
В подростковом возрасте
Сегодня у молодежи все чаще диагностируется депрессия. У них еще долгая счастливая жизнь впереди, при этом они не способны вести активные действия и преодолевать сложности. Выходит так, что уже взрослый человек должен по-новому учиться получать от жизни удовольствие, потому как он ускоренно теряет данный навык. Это же касается и депрессивного состояния в детском возрасте. В современном мире подростки отдают предпочтение виртуальному общению, а не реальному, они при помощи интернета реализуют все свои потребности. Социальные сети, компьютерные игры фактически заменяют человеческое взаимодействие.
Личность развивается в процессе своей жизнедеятельности, когда происходит изменение детского отношения к реальности. Под влиянием условий внешней среды и наличия внутренних факторов у ребенка развивается дезадаптация, которая проявляется девиантным поведением. В подростковом возрасте происходит нарушение процесса социализации, деформация ценностных и референтных ориентаций, снижение значимости воздействия педагогов и родителей.
У школьников все чаще проявляется дезадаптация, потому что современная образовательная система не способствует нормальной социализации личности. Кроме того, она усугубляет процесс СД, связанный со сложностями в семейном воспитании, что проявляется еще большими аномалиями в поведении подростков. Именно поэтому на сегодняшний день все больше подростков имеют негативный характер процесса социализации, происходит возрастание несовершеннолетней преступности.
На высокий рост дезадаптированных подростков оказывают влияние такие противоречия, как:
- безразличие к вредным привычкам в школьной среде,
- отсутствие борьбы с прогулами,
- отсутствие воспитательной работы со школьниками,
- наличие подростков, которые бросили школу.
Это приводит к тому, что дети в подростковом возрасте все чаще вступают в преступные группировки, а там развивается девиантное, противоправное поведение. Развитие дезадаптации у подростков является результатом социального отчуждения молодежи от общества.
К характерным проявлениям СД в школе относят:
- неуспеваемость, может проявляться хроническим процессом, отсутствием освоения общеобразовательной программы и навыков в учебе,
- неправильное отношение к процессу обучения в целом, а также к отдельно взятым предметам, преподавателям, при этом поведение может быть, как равнодушным, так и демонстративным или пассивным,
- постоянно повторяющиеся отклонения в поведении, в процессе обучения, в частности, нарушение дисциплины, пренебрежение школьными правилами, вандализм.
Существует два вида дезадаптации в подростковом возрасте.
- Школьная. Несоответствие социо , психологического и психофизического состояния детей требованиям обучения в школе. Проявляются затруднения с овладением навыков, знаниями, иногда невозможностью обучения.
- Социальная. Поведение не соответствует принципам, принятым для детей и подростков. Она может проявляться:
- асоциальным поведением,
- нарушением норм, прав и морали,
- отчуждением от основных институтов социализации,
- в склонности к суициду,
- деформации системы ценностей и социальных установок,
- внутренней саморегуляции,
- в резком ухудшении нервно , психического здоровья,
- подростковом алкоголизме.
Основываясь на степени глубины, выделяют две стадии дезадаптации:
- первая , представляет собой педагогически запущенных учеников,
- вторая , социально запущенные подростки. Она характеризуется отчуждением от школы, от семьи, от институтов социализации. Развитие происходит под влиянием эндогенных и социальных факторов. Для подростков становятся характерными безнадзорность, бродяжничество, наркомания, к трудовой деятельности они относятся негативно.
Социально , психологическая дезадаптация в подростковом возрасте развивается под воздействием ряда факторов:
- наследственность,
- дефекты семейного и школьного воспитания,
- социальный фактор, в частности, социально , экономические и социальные условия функционирования в обществе,
- наличие деформаций в самом обществе,
- результат деятельности самого индивидуума, которая начинается избирательным отношением к ценностям и нормам окружения.
Дезадаптация школьников как вид социальной неприспособленности к обстановке
Останавливаясь на социальной дезадаптации, стоит упомянуть, что особенно остро эта проблема проявляется в ранние школьные годы. В связи с этим появляется еще один термин, такой как «школьная дезадаптация». Это ситуация, при которой ребенок по разным причинам становится неспособен как к построению отношений «личность-социум», так и к учебе в принципе.
Психологи по-разному трактуют такую ситуацию: как подвид социальной дезадаптации или как самостоятельное явление, в котором социальная дезадаптация – лишь причина школьной. Однако, исключая эту взаимосвязь, можно выделить еще три основные причины, из-за которых ребенок будет чувствовать себя в учебном заведении некомфортно:
- недостаточная дошкольная подготовка;
- отсутствие навыков поведенческого контроля у ребенка;
- неприспособленность к темпу обучения в школе.
Все три из них сводятся к тому, что школьная дезадаптация – распространенное явление среди первоклассников, однако иногда она проявляется и у детей постарше, например, в подростковом возрасте вследствие перестройки личности или же просто при переходе в новое учебное заведение. В таком случае дезадаптация из социальной перерастает в психосоциальную.
Коррекция состояния
- Важно создание социальных контактов.
- Если среди знакомых уже никого не осталось, попытайтесь познакомиться с кем-то новым, старайтесь общаться везде, где это только можно. Не нужно бояться, что о Вас сложится впечатление, как о глупом человеке, оставайтесь самим собой.
- Найдите себе увлечение, отправьтесь на специализированный кружок. Посетите тренинги, курсы. Там Вы сможете найти людей со схожими интересами, завязать новые знакомства.
- Попытайтесь устроиться на постоянную работу, чтобы сформировался круг общения. Осознайте то, что без живого общения невозможно нормально существовать.
- Поборите свои сомнения и страхи. Если самостоятельно не получается с ними справиться, обратитесь за помощью к психологу.
- Коррекция данного состояния у детей включает в себя специальные тренинги, которые обучают развитию навыков коммуникативности, психотехнические занятия, развивают личность с разных сторон, занимаются релаксацией.
Профилактика
- Первичная. Направлена на предотвращение развития возможных проблем, неблагоприятных условий, которые могут влиять на формирование дезадаптации.
- Вторичная. Направлена на распознание ранних проявлений дезадаптации, уменьшение воздействия плохих факторов, работу с детьми, которые находятся в группе риска.
- Третичная. Проведение специальных мероприятий при наличии уже появившихся признаках дезадаптации. Направлена на предупреждение формирования новых проявлений.
Теперь Вы знаете, что собой представляют причины социальной дезадаптации. Зная их, человек способен предупредить развитие подобного состояния. Если замечаете в себя характерные проявления, то лучше не бездействовать, а сразу заняться корректировкой, чтобы не допустить развития последствий.