Системное мышление — это что такое? Характеристики и основные признаки

Что такое системное мышление и какова его задача

Традиционный логический подход к восприятию действительности и изучению любого явления основан на том, что наблюдаемая система разделяется на компоненты. Они подвергаются изучению с последующим сбором в одно целое. Выполняя эти действия, человек намеренно упрощает систему, упуская при этом большое количество комбинаций факторов, влияющих друг на друга.

Структуру всего мира можно описать как систему. Она является цельной, в ней нет отдельных фрагментов, которые никак не связаны с остальными компонентами.

Понятие «система» можно приравнять к образованию, существующему и функционирующему за счет многовариантного взаимодействия большого количества его частей. Особенность системы в том, что на нее оказывает большее влияние не состав частей, а способы и методы их взаимодействия между собой. Характер этого взаимного влияния нелинейный, преимущественно скрытый и неочевидный, а иногда даже парадоксальный. Системное мышление направлено на поиск или разработку такой модели мироздания, в рамках которой можно будет с высокой точностью расставить ориентиры в мире.

Что такое системное мышление

Системность мышления – это практический подход к изучению свойств окружающего мира. Его особенность в том, что, благодаря развитому системному мышлению, индивид обладает ускоренными навыками анализирования, принятия решений, усваивания информации.

Обратите внимание! Общее определение системы означает возможность структурировать элементы окружающего мира в удобном для человека виде.

Говоря проще, системное мышление рождается из практики. Если его развить, в результате человек поймет, что мир вокруг достаточно систематизирован и на самом деле не настолько разнообразен, как кажется. Таким образом, люди, которые мыслят системно, имеют преимущества.

В пример можно привести индивида, всю жизнь работавшего с неживыми механизмами, станками, аппаратами. Закономерности и особенности их функционирования довольно легко применить к работе прочих систем, в т.ч. системы жизнедеятельности человека. Есть такие профессии, где каждый проект, казалось бы, противоположен предыдущему. На то, чтобы изучать особенности разных сфер работы, нет времени. Однако умение мыслить системно упрощает эту проблему, хотя не избавляет от необходимости изучения базовых принципов работы.

Например, люди, занимающиеся программированием, часто получают заказы написать программу, базу данных для банков, медицинских учреждений, мобильной сферы. Это вовсе не означает, что программист обязан разбираться во всем этом, но системное мышление поможет выделить схожую структуру всех перечисленных сфер, что сделает процесс взаимодействия с ними проще и понятнее.

Свойства системного мышления

Начинать развитие системного мышления желательно с детства. Таким образом, оно станет основным способом восприятия действительности. Люди, обладающие системным мышлением, обретают следующие способности:

  • Видят цельность, наполненность множественными связями.
  • Понимают необходимость искажения модели реальности, благодаря чему происходит упрощение восприятия и появляется возможность переключаться между моделями.
  • Умеют распознавать эффект обратной связи. Суть его во влиянии, которое оказывает одно звено системы на все остальные. Колебания неизбежны и доступны для рассмотрения, но результат редко бывает немедленным, чаще он отсрочен во времени. Поэтому его сложно увидеть.
  • Готовы к тому, что понадобится постоянно менять свои убеждения.

  • Умеют видеть различные уровни реальности. Независимо от степени увеличения, они способны переключаться между системами координат, а также обращают внимание и на систему в целом, и на компоненты.
  • Могут самостоятельно генерировать ментальные модели мира для создания своих причинно-следственных связей.

Понятие системного мышления

Системное мышление – это особый взгляд на ситуацию, при котором учитываются реальные и вероятные взаимосвязи объектов и категорий. Навык объективного восприятия формируется с раннего детства. Огромную роль в развитии системного интеллекта играет стиль воспитания.

К сожалению, многие родители не уделяют должного внимания развитию системного мышления. Школьные педагоги также плохо справляются с этой задачей. Чаще они предпочитают подавать материал в упрощенной, оторванной от реальности форме. Закономерный итог подобного подхода – возмущение учеников, которые просто не понимают, зачем им нужны те или иные знания.

Между тем школьная программа разрабатывалась с учетом потребностей среднестатистического школьника. Информация школьного курса считается полезной для любого взрослого человека. Отрицание этого факта – один из признаков неразвитого системного мышления. Люди с узким кругозором даже не осознают собственной ограниченности и предубежденности.

Мудрые родители и опытные педагоги стараются подавать полезную информацию в контексте реальных потребностей. Практические занятия, примеры из жизни, опыты и наблюдения помогают осознать ценность системного подхода и развивать интеллектуальные способности в заданном направлении.

Свойства и признаки

Умение мыслить системно проявляется в поведении человека, его ответных реакциях и других проявлениях жизнедеятельности.

Свойства умозаключений, основанных на системном мышлении:

  • объективность;
  • адекватность;
  • достоверность;
  • логичность;
  • четкость.

Человека, наделенного развитым системным мышлением, определяют по таким признакам:

  1. Умение осознать и принять цельность окружающего мира и неизбежность множественных взаимодействий.
  2. Реалистичное восприятие происходящего, осознание вероятных искажений.
  3. Умение устанавливать обратные связи. Развитые умы легко угадывают мотивы, которые влияют на поведение людей и реакции систем.
  4. Гибкость мышления. Это свойство позволяет быстро принимать новую информацию и вписывать ее в существующую картину мира.
  5. Независимость. Человек с развитым системным мышлением не поддается на манипуляции и провокации. Любая важная информация подвергается тщательному и беспристрастному анализу, и только потом делаются выводы и принимаются решения.

Значение системного мышления при оценке компетентности персонала

Тестирование, собеседования и оценка основных качеств соискателей на различные должности проводятся с целью составления правильного впечатления о профессиональных способностях претендента, а также о его личности в целом. Научный подход к созданию коллектива помогает достичь более слаженной работы предприятия, полноценной отдачи от сотрудников и получения ими удовлетворения от труда. Кроме того, это сводит к минимуму возникновение конфликтов и недоразумений.

Системное мышление – это важная способность хорошего работника, поэтому, оценивая его уровень, менеджеры по персоналу изучают такие качества претендентов:

  • Способность к эффективному анализу большого объема информации.
  • Способность к выявлению закономерностей в различных ситуациях, а также к формированию целостной картины происходящего.
  • Умение оценить риски и возможности, связанные с процессом принятия того или иного решения.

Дифференциация уровней владения системным мышлением

В зависимости от того, насколько развит системный подход, системное мышление у тестируемого, ему может быть присвоен один из нескольких уровней.

1. Нулевой, его называют уровнем некомпетентности:

  • Такие люди не склонны анализировать что-либо, действуют интуитивно.
  • Не способны выделить главное, оценить риск или последствия, а также оставляют без внимания важнейшие обстоятельства ситуации.
  • Им свойственно принимать необдуманные решения.

2. Первый (начальный):

  • Способны увидеть различные факторы, которые влияют на ситуацию, структурировать информационные данные, используя значимые (не противоречащие друг другу) критерии, и делать логичные выводы.
  • Могут сформировать системный взгляд на ситуацию и проследить причинно-следственные связи только в той сфере, в которой хорошо ориентируются.

3. Второй (на базе первого уровня):

  • Способны дифференцировать данные и отделить главные от второстепенных, а также анализировать довольно большие объемы информации, включая явления комплексного и многофакторного характера.
  • Могут видеть причинно-следственные связи, выявить главные закономерности во время анализа практически любых ситуаций (включая те, которые выходят за пределы их профессиональной компетентности).
  • Видят барьеры, мешающие достижению целей, и могут их обойти или преодолеть.
  • Их мышление вариативно, то есть они способны разработать более одного стандартного варианта решения проблемы.

4. Третий (на базе второго уровня):

  • Могут эффективно достроить недостающие звенья системы, в том числе при отсутствии необходимых данных, делать правильные выводы, основываясь на частичной или противоречивой информации.
  • Способны к продуцированию новых концепций, которые позволяют находить решения для очень сложных практических задач.

Способы развития системного мышления

Развивать системное мышление нужно уже ребенку. В дальнейшем это поможет ему улучшить самостоятельное усвоение знаний. Примечательно, что занятия начинают с детьми-дошкольниками.

Дошкольники – это дети, которыми владеет любопытство. Направив его в правильное русло, можно облегчить ребенку дальнейшее обучение, получение и усвоение знаний. Обычно это происходит путем практики ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). На основе правильного использования данного метода можно развить творческое воображение, изобретательскую смекалку и другие полезные навыки.


Развивать мышление начинают с детского возраста

Заниматься системностью мышления стоит для его совершенствования. Навык вырабатывается в процессе обучения, для чего существует ряд методов:

  1. Наблюдение за успешными системами. Чтобы понять алгоритм функционирования системы, требуется ее изучить, что происходит за счет наблюдения. Если отдать предпочтение успешным системам, можно исследовать их деятельность, взаимосвязь элементов, процессов, а также рассмотреть последствия. Полученные знания применяются на практике для решения задач сложнее.
  2. Расширение интересов. Учитывая, что система во многих объектах, явлениях и процессах схожая, расширение кругозора позволит получать больше практики.
  3. Избавление от стереотипов. Жизненный опыт заставляет человека верить в стереотипы. Если избавиться от этой привычки, индивид сможет решать простые задачи без усложнения себе жизни.
  4. Создание ситуаций неопределенности. Данный навык может пригодиться в жизни. Для его тренировки нужно придумать нестандартный сценарий некой ситуации и искать выход из нее.
  5. Решение творческих задач. Этот метод пользуется успехом среди всех слоев населения, каким бы образом мышления они ни руководствовались.

Развитие системного мышления – процесс не самый легкий, но увлекательный. Главным положительным результатом будет дальнейшее упрощение всего, что находится и происходит вокруг. Одновременно с этим расширяются границы восприятия реальности, а также появляется полезный навык эффективного разрешения задач всех сфер жизни.

Способность к системному мышлению можно развить

Прежде всего, следует выяснить для себя суть и область применения этого навыка. Ведь системное мышление – это качество, полезное не только на рабочем месте, но и в любых жизненных обстоятельствах. Даже если речь идет о таком банальном деле, как конфликт за семейным ужином, бывает необходимо взглянуть на ситуацию со стороны, проанализировать ее предпосылки и оценить возможные последствия.

Литература, аудиофайлы и видеоролики становятся источниками уникальной информации, помогающей изучить системное мышление. Книги (электронные, из бумаги или в аудиозаписи) позволяют в полной мере окунуться в мир переживаний автора. Важно пройти вместе с ним все ступени на пути к овладению полноценным системным мышлением.

Среди достойных авторов в этой области — Джозеф О’Коннор («Искусство системного мышления»). Его книга для многих стала откровением. Повествуя об элементарных и, казалось бы, всем известных, совершенно привычных вещах, этот писатель смог указать основные барьеры, мешающие мыслить системно, а также пути их устранения. Кроме того что «Искусство системного мышления» О’Коннором написано на основании серьезных разработок, его язык предельно доступен и понятен. Пользуясь изложенными в этой книге рекомендациями, можно самостоятельно сформировать и развить необходимые навыки.

Системное мышление Коннор преподает на многочисленных примерах, в которых каждый читатель может рассмотреть себя, своих знакомых и различные жизненные ситуации.

Из русскоязычных писателей вопросом развития системного мышления занимается академик В. Толкачев. Правда, его книга «Роскошь системного мышления» значительно сложнее написанной Коннором. Она предназначена для студентов или интернов психологических факультетов и развивает идеи, затронутые З. Фрейдом. Продолжая теорию Фрейда, а также наработки его последователей, разделение личностей на восемь психотипов ввел именно Толкачев. Системное мышление он называет системно-векторным.

Как развить системное мышление

Психически здоровые люди обладают базовыми навыками системного мышления. Системное восприятие формируется на основе наблюдений и личного опыта. Обыватели, жизнь которых была достаточно однообразна, примеряют одни и те же более-менее удачные схемы для всех ситуаций. Иногда это оказывается целесообразно, но если речь идет о внештатной ситуации, люди теряются. В критический момент недостаточно развитое системное мышление может серьезно подвести.

Методики развития системного мышления:

  1. Беспристрастное изучение моделей поведения, типичных сценариев. У каждого человека есть личные вкусы, принципы, взгляды. На окружающий мир мы смотрим сквозь призму наших убеждений. По этой причине многие люди лишены способности к объективной оценке – мешает зашоренность. Для тренировки системного мышления нужно отслеживать моменты типичных реакций и анализировать их целесообразность в предложенных обстоятельствах.
  2. Наблюдение. Можно наблюдать за успешными людьми: помимо того, что у них можно перенять эффективные модели поведения, «ученикам» открываются неведомые раньше практические навыки. Анализ поведения людей, чьи успехи оставляют желать лучшего, тоже может быть полезен – его стоит использовать в качестве отрицательного примера. При этом важно не впадать в злорадство и не лелеять чувство собственного превосходства: цель упражнения – проработка объективного мышления, а не повышение самооценки за счет других.
  3. Развенчание стереотипов. Многие догмы, которые кажутся незыблемыми, давно утратили актуальность. Истина проверяется временем, поэтому любые прошлые убеждение требуют подтверждения.
  4. Просчитывание обратной связи. Каждый наш шаг имеет последствия. Умение прогнозировать развитие событий – один из критериев системного подхода. Просчитывайте все возможные варианты исхода действий, связанных с другими людьми или системами.
  5. Расширение круга интересов. Многие взрослые люди зациклены на работе и быте. Подобный стиль жизни накладывает негативный отпечаток на интеллектуальные способности. Расширение кругозора и поиск новых интересов – отличный способ сохранить ясный и любознательный ум до глубокой старости. Те, кто отмахивается от новых впечатлений, прикрываясь отсутствием времени, совершают ошибку. Ум у таких людей «засыпает», навыки системного мышления утрачиваются.
  6. Искусственный выход из зоны комфорта. Вы можете самостоятельно «придумать» себе проблему и постараться решить ее максимально эффективно. Главное условие – нестандартный подход к внештатной ситуации.
  7. Интеллектуальные игры. Головоломки, кроссворды, задачи на логику, загадки, викторины – все эти игры тренируют мозг и помогают развить системное мышление.

Системное мышление – один из признаков зрелой развитой личности. Умение воспринимать окружающую действительность во всем многообразии объектов и взаимосвязей открывает большие возможности для дальнейшего самосовершенствования.

Что можно сделать уже сегодня

Даже если нет времени на чтение и прослушивание книг, можно применить простейшие методы для постепенного развития системного мышления. В первую очередь стоит заняться определением своих ментальных моделей. Так называют все, во что человек верит, и то, в чем он твердо убежден. Эти модели служат основой для принятия решений и своеобразными «стеклами», из-за которых человек разглядывает мир. Нередко они позволяют ему видеть только то, что он хочет. К основным ментальным моделям можно отнести:

  • Процесс вычеркивания информации, которая не укладывается в рамки существующей модели.
  • Способность к конструированию, то есть мысленному достраиванию недостающих частей. Такой прием позволяет человеку избегать возникшего непонимания.
  • Искажение в сторону преуменьшения или преувеличения компонентов системы.
  • Представление опыта, имевшего место однажды, в качестве типичного.

Знание того, какие ментальные модели влияют на собственное поведение, позволяет расширить их для учета особенностей системы и большего количества факторов.

Формирование системного мышления

Есть люди, обладающие врожденной способностью к системному восприятию реальности на интуитивном уровне, но и эту способность нужно развивать, делать ее более осознанной и организованной. Тем более стоит подумать о формировании системного мышления тем, кто таким даром не обладает. Это вполне реально. Системному мышлению, так же как и логическому, можно научиться, но подходить к этому процессу тоже надо системно.

Психика человека – очень сложная система, все элементы которой находятся в тесной взаимозависимости. Мышление как высшая форма познания связано в первую очередь с познавательными процессами, и его развитие зависит от того, насколько они «прокачаны». Системный подход к развитию мышления включает следующее процессы:

  • Формирование способности к правильному восприятию окружающего мира с учетом его системной организации. Именно восприятие поставляет в наш мозг информацию, с которой потом работает мышление. Поэтому так важен не поверхностный взгляд на мир, а внимательное, детальное наблюдение. Оно предполагает проникновение в глубинную суть вещей, восприятие всех нюансов и деталей.
  • Развитие памяти, в первую очередь осознанного, целенаправленного запоминания информации, которое сопровождается ее анализом и систематизацией. Целостный мир требует системного подхода к его запоминанию. А оно предполагает активную работу всех видов памяти: моторной и сенсорной, слуховой и зрительной, вкусовой, обонятельной, осязательной и эмоциональной.
  • Память и восприятие невозможны без способности к сосредоточению, то есть внимания. Развитие этого психического процесса предполагает овладение также способностью к быстрому переключению внимания и увеличение его объема. Это позволит осмысливать одновременно несколько объектов и их связей, работать над несколькими проектами, удерживая в голове разные сложные задачи.
  • Формирование системного мышления предполагает развитие всех его видов: логическое мышление обеспечивает создание четких схем и алгоритмов решения задач; образное позволяет увидеть проблему в целом; наглядно-действенное необходимо для анализа практических действий и прикладного аспекта проблемы; ассоциативное мышление позволит устанавливать связи между различными объектами и явлениями действительности.

Так как вся наша действительность имеет системный характер, то любое ее познание, не просто принятие, а именно творческое познание будет способствовать развитию системного мышления. Творчество и системный подход вообще очень тесно связаны. Творческое мышление специализируется на нестандартном решении задач, а это невозможно без системного подхода с его многомерным восприятием действительности. Любой вид творчества, пусть даже простое незамысловатое рукоделие – это повышение уровня системности вашего мышления. Ведь творчество предполагает работу воображения по созданию нового образа, комбинирование различных идей, материалов, техник. И самое главное. Любое творчество – это создание упорядоченной системы из хаоса.

Кроме очевидной пользы для развития мышления, воображение и творчество – это источник позитивных эмоций. А ничто так не стимулирует развитие, как получение удовольствия.

Важность наблюдения за успешными системами

Исходя из того, что системное мышление – это способность вникнуть в функционирование системы, для развития навыка бессмысленно пытаться изучать отдельные части. Основное свойство систем заключается в появлении свойств, характерных для систем, но отсутствующих у ее компонентов. Изучение системы доступно в процессе наблюдения за ней. Чтобы развить системное мышление, стоит наблюдать за эффективными и успешными объектами. Нужно изучать принципы их работы, характер связей между частями, последствия различных предпринятых действий. Такой прием приводит к пониманию работы успешных систем и применению этого знания в жизни.

Зачем нужно системное мышление

Системное мышление – идеальный инструмент для принятия оптимальных решений. Любые навыки, знания, опыт и таланты могут оказаться бесполезными, если их «хозяин» не умеет смотреть на мир широко открытыми глазами.

Талантливые люди с недостаточно «прокачанным» интеллектом не замечают многих путей для самореализации. Они привыкли идти прямой дорогой и не видят альтернатив. Отсюда ошибки, неудачи, негативный опыт, потеря уверенности и прочие спутники ограниченного кругозора.

Умение извлекать уроки из неудач помогает развить системное мышление и оптимизировать усилия. Системный подход к решению проблем помогает видеть сразу несколько вариантов развития событий. Так можно выбрать оптимальную линию поведения и подготовиться к вероятным последствиям.

Решение творческих задач

На самом деле это наиболее действенный и эффективный способ, тренирующий творческие способности и развивающий системное мышление. Его используют на этапе приема на работу в . Кандидаты на должность обязаны решить несколько задач творческого содержания.

Учитывая все перечисленные обстоятельства, можно утверждать, что искусство системного мышления – цель вполне достижимая. Как и при любых тренировках, понадобится время, сила воли, настойчивость и упорство. Однако результат того стоит, так как приводит к более глубокому восприятию процессов, происходящих в природе, обществе и в самом человеческом теле.

Структура системного мышления

Структура представляет собой внутреннее устройство процесса мыслительной активности. В него входит группа явлений и объектов.

Общее понятие объекта и предмета

Чтобы точно работать с данными, необходимо однозначно определить рамки, в которых будет существовать рассматриваемое явление. То есть дать дефиниции. В противном случае изначально возможны ошибки при конструировании, моделировании. В целом, определение базовых понятий, использованных в ситуации, представляет собой вариант вторичного моделирования.

Если говорить на конкретном примере. Классическая ситуация касается анализа текста, критического подхода к нему. При чтении и анализе необходимо определить, что имеет в виду под тем или иным утверждением автор. Исследовать, насколько целесообразно применение подобной терминологии в контексте высказываний, не происходит ли необоснованной подмены понятий, расширения или сужения дефиниций. Если на этом этапе наблюдается грубое нарушение правил формальной логики, то говорить о качестве текста и исследования в общем уже не приходится. Необходимо проверить подобным образом весь текстовый материал как структуру, отражающую ход мыслей автора. Автор может сознательно использовать демагогические приемы или же непреднамеренно заблуждаться.

Системное мышление — в первую очередь критический подход, основанный на беспристрастной оценке. Подобным же образом нужно подходить к собственному исследованию, чтобы создать непротиворечивую и стройную структуру, отвечающую требованиям. Необходимость быстро определять предмет разговора, обсуждения или дискуссии, особенности применяемых дефиниций также важен для ритора, публичного оратора. Будь то адвоката или других, чтобы быстро парировать демагогические высказывания оппонента или находить логические противоречия в его речи. Это абсолютно необходимое свойство для эффективной деятельности во многих подобных сферах.

Свойства, признаки

При исследовании объекта или явления необходимо выявить важные свойства предмета исследования или оценки. Это позволит выбрать правильные методы оперирования над данными.

Например. При моделировании в инженерной практике, человек должен хорошо понимать, с какими материалами он работает. Этим целям отвечает целая группа прикладных наук: от сопромата до прочих. Если человек не изучает свойства предмета, с которым работает, практически не миновать грубых ошибок. В представленном примере, их будет множество, и они сделают всю работу непригодной для практического применения. Потому как расчеты будут изначально неверными, основанными на ложных данных, предположениях. Системное мышление наиболее явно отражается в технической деятельности представителей разных профессий: программистов, инженеров, архитекторов. Менее отчетливо на первый взгляд прослеживается у ученых и практиков других областей.

Признаки предмета определяются исчерпывающе в той мере, в какой необходимо знать о них исследователю. То есть, вычленяются только существенные стороны. Инженеру важно знать, какую нагрузку будет выдерживать конструктивный элемент, но без разницы, в каком городе он будет сделан, сколько человек будет принимать участие в изготовлении. Если говорить утрированно.

Функции

Любой предмет в контексте прикладной или исследовательской деятельности имеет свои особенности в плане пользы и потенциала. Искусство системного мышления требует учета функций, их исчерпывающего понимания. Поскольку именно функциям посвящены прочие особенности, в том числе и признаки (из них как раз и проистекают те особенности, которые делают предмет полезным).

Продолжая серию примеров. Конструктивные элементы здания имеют определенное назначение. Нужно правильно учитывать их функции и планировать применение, исходя из них. В аналитической практике все несколько проще. Но и не столь очевидно на первый взгляд. Например, при исследовании научной статьи, ее критическом анализе, необходимо понять, какую смысловую нагрузку несет текст, не ошибается ли автор в установлении функциональных связей между предметами (это может быть критически важно). Только затем говорить о правильности выводов и полезности всего исследования.

Методы, подходы к оперированию над данными и информацией

Как правило, это стандартные логические операции, которые применяются в рамках абстрактного подхода. Например, анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, прочие способы. Не все они годятся в равной мере. Все зависит от конкретной ситуации. Имеет смысл подбирать именно тот инструментарий, который годится для данного случая.

Большую роль играют и специфические методы, присущие определенному виду практической деятельности или теории. В работе инженера большое значение имеют расчеты. Также общие методы анализа, синтеза, но категорически не подходят умозрительные подходы, не дающие стопроцентной проверенной информации. Будь то аналогия, индукция и прочие. Поскольку не миновать ошибки. Куда шире перечень возможностей при применении системного мышления в теоретических областях: гуманитарных, социальных знаниях и прочих сферах.

Особенности, которые могли быть не учтены ранее

Навыки системного мышления предполагают неоднократную проверку полученных результатов. По возможности конечные результаты нужно апробировать, проверить на практике или же провести прочие методы верификации.

Исходя из структуры системного мышления, можно говорить об определенном алгоритме интеллектуальной деятельности подобного рода.

  • Постановка задачи

Нужно четко понимать, какой конечный итог хочет получить человек. Для архитектора — это создание чертежа и плана. Для того, кто проводит критический анализ статьи — непротиворечивая конструктивная рецензия и пр. Задача должна быть достаточно конкретной, чтобы можно было проверить полученные результаты на полноту достижения цели.

  • Определение базовых понятий

Тех, которые необходимы в данном контексте. Подбор объектов и предметов, которые годятся для решения поставленной задачи. У инженера-архитектора — это набор конкретных конструктивных элементов, у программиста — перечень предполагаемых элементов (переменные, функции, объекты, классы) и прочие инструменты. При этом нужно знать не только, что представляет собой предмет, но и каковы его функции, что с ним можно делать и как он проявляет себя в функциональном плане.

Системное мышление дает большие возможности и для простой, на первый взгляд, деятельности. Например, процесс приготовления пищи может быть искусством. Повар должен знать, какие ингредиенты использовать, какими качествами они обладают. Также ключевая роль отводится функциональным связям. В этом контексте — насколько продукты сочетаемы, и какой вкус дают в совокупности. Это не оторванная от жизни парадигма, но наиболее эффективный способ работы, творческой деятельности.

  • Подбор понятного инструментария для работы

Нужно подобрать четкие подходы для оперирования над объектами. Как уже было сказано, подход здесь основывается на принципе целесообразности. Инструментарий подбирается изначально, чтобы получить понимание, что и как можно делать для достижения конечной цели.

Выведение определенных результатов. Выводы, «черновой» вариант конечного продукта. Это своего рода контуры конечного результата. Но пока еще недостаточно обработанные. Необходимо привести результат в оформленный вид, тогда можно говорить о его достижении.

Достигнуть результата недостаточно. Конечный этап системного мышления — проверка результатов. Не всегда можно сделать это здесь и сейчас. В некоторых случаях, требуется дополнительная активность (например, при выведении гипотезы необходимо применение методов наблюдения, эксперимента, прочих способов). Иногда проверка здесь и сейчас в принципе невозможна. Тогда имеет смысл еще раз исследовать полученные вывод, их непротиворечивость, достаточность оснований. То есть проверить собственную работу.

Простыми словами, системное мышление — это особый подход к интеллектуальной деятельности по исследованию, моделированию, планированию, учитывающий максимум особенностей объекта, с которым ведется работа и методов, которые могут быть использованы.

Зачем нужно системное мышление? Несмотря на довольно существенные трудозатраты, это наиболее эффективная модель. Она позволяет исключить ошибки и снизить количество последующих «правок» в будущем. Цель системного мышления — оптимизировать процессы рациональной деятельности при решении проблем и задач.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]