Что такое сенситивный тип характера и основные черты этой акцентуации


Особенности характера

Сенситивные люди чрезмерно чувствительны, поэтому достаточно часто переживают стресс, который постепенно разрушает их здоровье, как физическое, так порой и психическое. Например, именно среди данного типа акцентуаций наиболее часто наблюдаются фобии, психозы и депрессии.

Неприятные ситуации, которые они проживают, не усваиваются в качестве опыта, на который в дальнейшем можно опираться. А наоборот, служат неким ограничителем действий. Боясь повторения, они замыкаются в себе, отказываются рисковать и пробовать новое.

Очень требовательны к себе, за любую малейшую ошибку будут предаваться самокритике и самоуничижению. Поэтому любые неудачи воспринимают как конец света, долго и тяжело после них восстанавливаясь.

А вот успех приписывают лишь удачно сложившимся обстоятельствам, полностью обесценивая свои старания, которые вкладывали, чтобы его достигнуть.

Не любит больших компаний, предпочитая камерность, только тогда способен раскрыться в полной мере.

Если общаться с ним грубо, на повышенных тонах – обязательно закроется в себе и будет избегать в дальнейшем встреч с таким человеком.

У сенситивов сильно развита нравственность, на них наверняка можно положиться, долг свой исполнят несмотря ни на какие обстоятельства, за исключением моментов, когда пугаются публичности и так далее. Тогда могут сдаться, сбежать с места событий.

Обычно их не интересует алкоголь и наркотики, даже к курению относятся крайне негативно.

Возможно, потому, что в изменённом состоянии они не испытывают эйфории, а лишь ещё больше начинают себя винить за неправильное поведение, вредные привычки. А уровень самоуничижения и так достаточно высок, в отличие от самооценки.

В обществе такие люди считаются наиболее порядочными, честными, с развитым правосознанием и моральностью.

Сенситивные личности

Неуверенность в себе — это повседневный психический феномен. О неуверенных в себе, или, лучше, сенситивных, личностях говорят тогда, когда вследствие этого недостатка люди страдают и вступают в конфликты. Сенситивные люди повышенно восприимчивы и впечатлительны. Они не проявляют настойчивости, чувствительны и ранимы, злость и заботы «проглатывают», но носят в себе долго и тяжело, не высказывая их. Отягощающие переживания и конфликты не вытесняются, не отвергаются и не изолируются в смысле вышеописанных защитных механизмов; они сохраняются в сознании и остаются эмоционально насыщенными. Сенситивные люди склонны к застреванию и ретенции аффекта: способность руководить собой и прежде всего возможность переработки и проявления аффекта недостаточны. Это относится больше всего к агрессивным побуждениям (подавление агрессии). Только при значительном застое аффекта встречаются внезапные сильные взрывы. Сенситивные личности, по Кречмеру, определяются астенической структурой с сильным стеническим жалом.

Условия возникновения и биографические особенности

Многие сенситивные личности в детстве потеряли отца (или родились вне брака); у других отцы часто бывают слабыми, мало интересуются воспитанием детей. Вследствие этого дети (или подростки) перестают видеть в отце идеал и вступают с ним в противоречие. С этим можно связать тот факт, что сенситивные люди имеют строгий Я-идеал, при котором возникает конфликт между «быть» и «мочь». Одинокая мать пытается вопреки реальности идеализировать отца в глазах ребенка, в воспитании она пытается заменить отца и принимает на себя двойную функцию; ребенок становится заменой супруга (Рихтер), по меньшей мере (часто из страха перед расставанием) мать старается привязать к себе ребенка, она его оберегает и максимально разгружает. При этом мать создает себе идеальную картину сына, ожидает от него добросовестности, честолюбия и успехов. При таком подходе Личность становится, с одной стороны, впечатлительной, мягкой и ранимой, а с другой — тщеславной и подчеркнуто аккуратной. В результате этого развития может определяться ее особая зависимость от оценки окружающих. «Сверхчувствительность к признанию и отказам связана с сильной функцией Сверх-Я и со строгим Я-идеалом и возникает вследствие поведения любящей матери, которая в то же время противится проявлениям потребностей ребенка» (Куипер). Неуверенность в себе в конечном итоге означает, что осознание собственного достоинства не может развалиться изнутри (так как переживания и поведение не удовлетворяются требованиями Сверх-Я и притязаниями Я-идеала) и нуждается в поддержке снаружи.

Сенситивный человек в общем коммуникабелен и способен к любви, но в любви предпочитает пассивную роль. В противоположность этому сенситивные люди при необходимости самозащиты нередко бывают активны и мужественны. Выбор партнера протекает медленно и с конфликтами, но браки затем бывают крепкими и прочными.

В образовании и работе часто возникают конфликты между «мочь» и «стремиться», что приводит к кризам самооценки, если не приходит успех и особенно явное признание. Эта досада действует тем сильнее, чем больше служебный успех должен приводить к компенсации чувства неполноценности в отношении собственной личности. Военную службу и войну сенситивные люди переживают часто как свое «лучшее время», поскольку в таких ситуациях приказы исключают необходимость принимать собственное решение, они испытывают чувство товарищества и искомое ими признание; этот стиль жизни позволяет подавить пассивную часть структуры личности и ослабить конфликт между Я-идеалом и Я.

Этот опыт показывает, что сенситивную структуру можно оценивать с одинаковым правом и как невроз характера, и как психопатию.

Терапия

Сенситивные лица относительно редко обращаются за лечебной помощью. Клиническая симптоматика состоит преимущественно из депрессивных кризов самооценки и еще чаще из ипохондрических состояний. Психотерапия задается целью переработать актуальные конфликтные ситуации и этим помочь больному лучше понять свою структуру и особенно возможности защитного поведения, а также познать положительные стороны своей структуры: тонкую чувствительность, внимательность, справедливость и возможность сочувствия, которые могут положительно воздействовать на межчеловеческие отношения, когда на задний план отступает защита и вступает в действие функция Я. Наряду с психотерапевтической беседой показан тренинг уверенности в себе, при котором достигается адекватное соотношение между агрессивным аффектом и критикой, например в ролевой игре. Прогноз благоприятный, многие сенситивные личности достигают успехов в жизненной борьбе.

Пассивно-агрессивные расстройства личности. Такие люди не выносят свою агрессивность вовне, а оставляют ее латентной, и поэтому предпочитают выражать себя через пассивное поведение: забывчивость и непунктуальность, встречные претензии и оттяжки используются ими для противодействия притязаниям, которые им предъявляются в личной, трудовой и социальной жизни. Следствием этого является неэффективный стиль жизни, особенно если это поведение постоянное и оно распространяется на ситуации, которые могли бы облегчить позитивные установки и активность. Концепция этих расстройств личности также исходит из военного опыта. Отвлекаясь от выраженных форм, такие стертые формы поведения часто можно находить в рабочей среде.

К психодинамическому объяснению этого вида развития личности привлекается поведение родителей, которые наказывают детские попытки самостоятельности и настойчивости, требуя от ребенка подчиняемое™, хотя бы с амбивалентными колебаниями. В течение жизни этот вид расстройств личности становится постоянным. Психотерапия проводится таким же образом, как и у сенситивных личностей, с которыми эти и следующие ниже расстройства личности (оба упоминаются в американской психиатрии) тесно связаны.

Уклоняющееся расстройство личности Уклоняющееся расстройство личности (DSM III), в том числе и социально-фобическое расстройство личности (DSM IV), определяется неуверенной самооценкой, сверхчувствительностью, особенно при отказах; даже незначительные, небольшие и повседневные неудачи вызывают глубокую ранимость. Поэтому лица с таким расстройством стараются избегать межчеловеческих отношений, кроме самых необходимых. Несмотря на потребность в контактах, они держатся на дистанции от людей; при большом богатстве чувств неумело их проявляют.

Классификация. По МКБ 10 сенситивные личности вместе с уклоняющимися личностями — F60.6; пассивно-агрессивные расстройства личности— F60.8.

Детство

Сенситивных детей называют обычно «домашними», а всё потому, что они не стремятся проводить свободное время с шумными и активными одногодками. Тем более, не играют в подвижные игры, во время которых можно пораниться, устать.

Они послушны, так как очень впечатлительны и ранимы, отчего тяжело переживают любую критику и неодобрение со стороны взрослых. Поэтому, чтобы не попадать в такие неприятные ситуации, подстраиваются под любые правила и требования тех, с кем приходится взаимодействовать.

Понять, что ребёнок принадлежит к данной акцентуации характера несложно – он боится всего на свете. Начиная с темноты, одиночества и заканчивая боязнью разных животных, насекомых. У некоторых даже развивается кинофобия, то есть иррациональный неконтролируемый страх собак.

Они робкие и застенчивые, обычно прячутся за маму или папу при встрече с другими людьми. Если те к ним обращаются, то молчат и не смотрят в глаза.

Так происходит не потому, что им не интересно общаться, просто им в этот момент настолько непросто совладать со своими чувствами, что даже пары слов выдавить из себя не в состоянии.

Свободное время проводят за чтением, лепкой, рисованием. Любят возиться с малышами, учить их чему-то, переодевать, кормить и так далее.

На первый взгляд кажется, что они совершенно необщительны, но это не так. Люди, к которым они привыкли и могут доверять, имеют возможность познать всю глубину их внутреннего мира.

Соционика и другие типологии

Сенситивный тип

С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановке и вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Все это иногда производит впечатление замкнутости, отгороженности от окружающего и заставляет подозревать свойственные шизоидам аутистические наклонности. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно общительны. Сверстникам они нередко предпочитают игры с, малышами, чувствуя себя среди них увереннее и спокойнее. Не проявляется также свойственный шизоидам ранний интерес к абстрактным знаниям, «детская энциклопедичность». Многие чтению охотно предпочитают тихие игры, рисование, лепку. К родным они иногда обнаруживают чрезвычайную привязанность, даже при холодном отношении или суровом обращении с их стороны. Отличаются послушанием, часто слывут «домашним ребенком».

Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней, суетой и драками на переменах, но, привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех, или, наоборот, отвечают гораздо меньше того, что знают, чтобы не прослыть выскочкой или чрезмерно прилежным учеником среди одноклассников.

Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений. Трудности адаптации чаще возникают в 16-19 лет. Именно в этом возрасте выступают оба главных качества сенситивного типа, отмеченные П. Б. Ганнушкиным, – «чрезвычайная впечатлительность» и «резко выраженное чувство собственной недостаточности» (Ганнушкин, 1964).

Реакция эмансипации у сенситивных подростков бывает выражена довольно слабо. К родным сохраняется детская привязанность. К опеке старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слезы, угрызения и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест…

Рано формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе. Сверстники ужасают грубостью, жестокостью, циничностью. В себе же видится множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Источником угрызений у подростков мужского пола зачастую служит столь частый в этом возрасте онанизм. Возникают самообвинения в «гнусности» и «распутстве», жестокие укоры себя в неспособности удержаться от пагубной привычки. Онанизму приписываются также собственное слабоволие во всех областях, робость и застенчивость, неудачи в учебе вследствие якобы слабеющей памяти или свойственная иногда периоду роста худоба, диспропорциональность телосложения и т. п.

Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность. Девочки стремятся показать свою веселость. Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязности и \’даже нарочитой заносчивости, пытаются показать свою энергию и волю. Но как только ситуация неожиданно для них требует смелой решительности, они тотчас же пасуют. Если удается установить с ними доверительный контакт и они чувствуют от собеседника симпатию и поддержку, то за спавшей маской «все нипочем» оказываются жизнь, полная укоров и самобичевания, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное участие и сочувствие могут сменить заносчивость и браваду на бурно хлынувшие слезы.

В силу той же реакции гиперкомпенсации сенситивные подростки оказываются на общественных постах (старосты и т. п.). Их выдвигают воспитатели, привлеченные послушанием и старательностью. Однако их хватает лишь на то, чтобы с большой личной ответственностью выполнять формальную сторону порученной им функции, но неформальное лидерство в таких коллективах достается другим. Намерение избавиться от робости и слабоволия толкает мальчиков на занятия силовыми видами спорта: борьбой, гантельной гимнастикой и т. п.

В отличие от шизоидов сенситивные подростки не отгораживаются от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и не способны быть «белой вороной» в обычной подростковой среде. Они разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе. Некоторые из них любят иметь более старших по возрасту друзей. Обычная подростковая группа ужасает их господствующими там шумом, развязностью, грубостью…

Ни к алкоголизации, ни к употреблению наркотиков, ни к делинквентному поведению сенситивные подростки не склонны. Сенситивные юноши, как правило, даже не курят, алкогольные напитки же способны внушать им отвращение…

Самооценка сенситивных подростков отличается довольно высоким уровнем объективности. Подмечается свойственная с детства обидчивость и чувствительность, застенчивость, которая особенно мешает подружиться с кем хочется, неумение быть вожаком, заводилой, душой компании, неприязнь к авантюрам и приключениям, всякого рода риску и острым ощущениям, отвращение к алкоголю, нелюбовь к флирту и ухаживаниям. Они подчеркивают, что не склонны ни легко ссориться, ни быстро мириться. У многих из них имеются проблемы, к которым они не могут определить своего отношения или не хотят сделать это. Чаще всего этими проблемами являются отношение к друзьям, к своему окружению, к критике в свой адрес, к деньгам, к спиртным напиткам. Видимо, все это бывает связано с окрашенными эмоциями, затаенными переживаниями. Питая отвращение ко лжи и маскировке, сенситивные подростки отказ предпочитают неправде.

Слабым звеном сенситивных личностей является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям…

Автор — Личко А. Е.»Психопатии и акцентуации характера у подростков»

Новые статьи:

  • Эпилептоидный тип

«>Шизоидный тип

  • Циклоидный тип

Старые статьи:

  • Психастенический тип

«>Неустойчивый тип

  • «>Лабильный тип
  • Конформный тип
  • Истероидный тип
  • Гипертимный тип
  • Астено-невротический тип
  • Обучение

    Учатся старательно, чтобы не пришлось при всём классе испытывать стыд за свою неуспеваемость. Если одноклассники обижают, и не удаётся наладить с ними контакт, всё равно отказываются переходить в другую школу.

    Адаптация проходит непросто, отчего им проще терпеть издевательства, чем снова приспосабливаться к новым условиям, привыкать к другим совершенно незнакомым людям.

    Когда вызывают к доске и что-то спрашивают, они готовы получить низкую оценку, несмотря на то, что знают ответ, лишь бы не пришлось выдавливать его из себя перед всеми. Поэтому письменные работы обычно у них на отлично, а устные не совсем.

    Им кажется, что стоит произнести хоть одно слово публично, как их засмеют одноклассники и вообще, вся школа впоследствии будет дразнить.

    Либо же расскажут всё, что знают, получат хорошую оценку, а другие посчитают данный поступок за попытку выделиться и начнут преследовать, издеваться.

    Пубертатный период

    Для родителей подростковый период их ребёнка проходит практически незаметно. Имеется в виду отсутствие конфликтов, побегов из дома и бунтов, капризов.

    А всё потому, что проявляется совершенно не так, как у остальных. Сенситивы просто становятся ещё более впечатлительными и самокритичными, им кажется, что они буквально недоразвиты и не дотягивают до уровня обычных нормальных людей.

    Отчего полностью погружаются в процесс самобичевания, размышления о своей нелегкой судьбе. Если взрослый попробует посягнуть на свободу или будет читать нотации – вместо взрыва эмоций, свойственного подросткам из-за гормональной перестройки, они попросту закроются ещё больше в себе, проведя весь вечер в слезах и испытывая отчаяние.

    Мучаются угрызениями совести в тех делах, которые обычно не тревожат остальных детей в таком возрасте. К примеру, онанизм считают проявлением слабости духа, а не вполне естественную потребность растущего и меняющегося организма.

    Прекратить попытки самоудовлетворения не в силах, отчего после каждого эпизода страдают, винят себя, а порой и наказывают, ограничивая в чём-то. В общем, все беды, которые потом происходят, считают возмездием за постыдное увлечение.

    Их страшат сверстники, потому что кажутся жестокими, агрессивными, либо слишком успешными и идеальными. Чтобы оказаться рядом с ними, порой пытаются подстроиться, играя роль развязных и заносчивых личностей, порой не к месту весёлых и беззаботных.

    Но когда окружающие, перед которыми они притворялись, становятся им ближе, они раскрывают истинный характер, чем неимоверно удивляют.

    Допустим, если произошёл неприятный инцидент, и кто-то пожалел сенситива, несмотря на то, что он пытался показать, что совершенно не расстроен из-за такой мелочи, то начнёт рыдать во всю, мгновенно утратив напыщенный образ и став «настоящим».

    Сенситивный тип акцентуации характера по А.Е. Личко

    Сенситивный тип акцентуации развивается у людей, обладающих такими чертами характера, как чувствительность, эмпатия, некоторая экзальтированность, чрезмерно высокие требования к себе и этическим и социальным нормам. Из-за определенных жизненных событий они становятся подозрительными, осторожными, замкнутыми. За всем этим стоит резко выраженное чувство «собственной недостаточности» [Ганнушкин, 1933] (А.Е. Личко, стр. 91, 2010).

    Несмотря на то, что сенситивная акцентуация формируется в пубертатном возрасте, во время самостоятельного вступления в социальную жизнь, в детстве у таких детей можно обнаружить тревожность и боязливость. Вместе с обычными детскими страхами (темноты, животных и тд) можно увидеть у них страх одиночества (страх остаться наедине с самим собой, выражающийся в виде страха оставаться одному). Сенситивные дети сторонятся активных сверстников, не принимают участия в подвижных и озорных играх, рискованных шалостях, стараются избегать больших компаний и скоплений людей, теряются при общении с незнакомыми людьми. Но они весьма общительны и открыты к тем, с кем хорошо знакомы. Таких детей часто можно увидеть играющими с младшими по возрасту, т.к. в их обществе сенситивы чувствуют себя гораздо увереннее и стабильнее. Предпочитают тихие игры, лепку, рисование. Иногда они сильно привязываются к своим родным, даже если родные демонстрируют холодное или суровое поведение по отношению к ним. Отличаются послушанием, за что их называют «домашними детьми».

    Школа, как социум со своими порядками, активностью на переменах, подвижными и шумными одноклассниками, пугает таких детей. При этом, они быстро привыкают к коллективу настолько, что страдают от перехода в другую школу, даже если в старом коллективе были те, кто их задирал или обижал. Обычно школьная успеваемость у них хорошая, хотя ситуация проверки и оценки их знаний приравнивается ими к оценке их личности. Ситуации ответов перед классом их пугает, т.к. боятся насмешек над ними или своих ошибок, в некоторых случаях, дабы не прослыть «зубрилой» или «выскочкой», могут ответить хуже, чем могли бы.

    Начало подросткового возраста проходит без осложнений. Обычно трудности начинаются в момент выпуска из школы и перехода в новое учебное заведение или на место работы, связанные с тем, что появляется вынужденная необходимость устанавливать новые социальные связи.

    Реакция эмансипации у сенситивных подростков обычно выражена слабо. Охотно подчиняются ситуации опеки над ними более старшими и опытными. Недовольство, неодобрение, указание на ошибки или слабые стороны их личности воспринимают чрезмерно эмоционально, вплоть до слез и отчаяния. Предпочитают не спорить со старшими и не противиться их решениям и указаниям. Вместе с этим, довольно рано у них начинает формироваться чувство долга, ответственность, высокие моральные и этические требования к себе, и к окружающим. Сверстники часто кажутся им чрезмерно жестокими, грубыми и злыми. Себя же склонны винить в большом количестве недостатков.

    Чувство собственной неполноценности выражается у таких подростков весьма интересно – они идут по пути гиперкоменсации, но не в той области, где действительно могли бы добиться успеха, а в той, где они чувствуют себя особо неуверенными, глупыми и неопытными. Девушки пытаются показать себя общительными и веселыми, молодые люди – развязными, заносчивыми и смелыми. Но в ситуациях, когда эти качества действительно необходимо проявить – они отступают. Настоящими таких подростков видят только те, кто смог установить с ними теплый и доверительный контакт.

    По причине этой же гиперкоменсации, они часто оказываются формальными лидерами (президент класса, староста группы) по инициативе учителей, за счет свой воспитанности и старательности. При этом, они выполняют формальную работу, в то время, как истинным лидером является другой человек.

    В референтные группы подростки с сенситивной акцентуацией вступают по принципу теплоты и доверительности контактов. Вместо большой и шумной компании, которая их пугает, они предпочитают нескольких близких друзей.

    Увлечения таких подростков могут быть подходящими их внутреннему миру (музыка, искусство, шахматы, разведение цветов), но также могут сильно контрастировать с ним (борьба, гимнастика, экстремальные виды спорта).

    Формирование собственной сексуальности сопряжено с чувством собственной неполноценности. Если у подростка появляется объект воздыхания, то все комплексы приобретают новую силу. Часто подросток так и не сознаются в своих чувствах. Однако возможна и обратная ситуация – гиперкомпенсация наделяет такой решительностью, что она просто пугает объект влюбленности, что также обостряет чувство неполноценности, что, в свою очередь, приводит к появлению суицидальных мыслей.

    Суицидальные мысли могут выражаться в двух вариантах. Первый – собственно сами мысли о суициде, не находящие попыток по их реализации и так и остающиеся мыслями. Второй вариант – истинными суицидальными попытками, лишенными всякой демонстративности, совершенными под влиянием цепи неприятных событий, каждое из которых задевало самолюбие подростка.

    Часто сенситивные подростки не употребляют ни алкоголь, ни наркотические вещества, зачастую даже к курению относятся с отвращением. Если же употребляют алкогольные напитки, то они не вызывают состояние эйфории, а наоборот, ввергают их в депрессивные состояния с новым витком переживаний чувства собственной неполноценности.

    Самооценка таких подростков чаще всего объективна и корректна.

    Точкой наименьшего сопротивления для них является отношение и оценка окружающих. Ситуация, в которой они подвергаются насмешкам, подозрениям или обвинениям, является для них мучительной и непереносимой.

    При подготовке данной статьи были использованы материалы Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — СПб.: Речь, 2010. — 256 с.

    Рекомендации

    • Чтобы повысить свою самооценку, следует заниматься теми делами, которые доставляют удовольствие, вызывают интерес. Обычно сенситивы стараются развить свои слабые места, отчего уходят в агрессивный спорт, пытаются построить карьеру, часто выступая перед публикой и так далее. Это называется гиперкомпенсация, то есть, человек словно пытается себе доказать, что он в силах справиться со своими слабостями, что он не трус. Если вам нравится читать книги, вышивать крестиком и играть на гитаре – уделяйте время этим занятиям, вместо прыжков с ненавистным парашютом, соревнований по боксу, борьбе и прочее.
    • Если ваш ребёнок обладает столь чувствительным характером, обращайтесь с ним аккуратно, закаливание и подготовка к суровой социальной жизни могут обернуться крахом, только усилив развитие фобических расстройств.
    • Работайте над своей самооценкой, её обязательно следует повышать. Тогда вы сможете достичь ощущения внутренней гармонии, уйдут терзания и тревога. Завышенные требования к себе не помогут стать лучше, а лишь приблизят появление невроза и других психических расстройств.
    • Учитесь опираться на свои чувства и желания, не подстраиваясь под чужие. Всем на свете не угодишь, а вот жизнь себе подпортить можно, задвигая собственные амбиции на задний план.
    • Дозируйте нагрузки такого ребёнка, иначе, совершив ошибку от усталости, он решит, что является неудачником. Избегайте чрезмерной опеки по отношению к нему, оставляйте возможность ему получать опыт, учиться чему-то. Так как, выполняя его работу, вы только подтвердите его идеи о ничтожности и неспособности самостоятельно справляться с трудностями.
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]