Реактивность в психологии — это что такое?

Как показывают исследования, физиологические основы организма определяют темперамент индивида. Подобные знания открывают широкие возможности при коммуникативном взаимодействии между людьми. Умение распознавать черты характера человека по внешнему виду позволяет эффективно общаться и сотрудничать с незнакомыми людьми. Особенности телосложения, а также функционирования нервной системы влияют на взгляды и интересы человека, направляют его поведенческие реакции.

Определение понятия

Понятие о темпераменте впервые использовали в своих трудах врачи древности – Гиппократ и Гален, в XIX веке русский физиолог И. Павлов продолжил изыскания в этом направлении и научно обосновал физиологические основы темперамента. Ученые древности предположили, что химические системы (к примеру, состав и количество крови, концентрация гормонов), регулирующие поведение, различаются у людей с разным характером.

Подобные выводы позволили классифицировать типы темперамента, учитывая обозначенные критерии. Особенности работы ЦНС определяют характер индивида и используемые им поведенческие модели. Поступки человека отражают его характер, который с течением времени трансформируется под влиянием таких факторов, как возраст, расширение кругозора, текущие обстоятельства, условия жизни.

Несмотря на свойство характера изменяться под влиянием внешних и внутренних факторов, его фундаментальная основа остается незыблемой. Если человек совершает импульсивные поступки, ему присущи определенные черты – эмоциональность и чувственность, эти качества не исчезнут, могут лишь незначительно ослабнуть, стать менее выраженными.

Темперамент – набор свойств и особенностей, которые формируются под влиянием физиологических факторов, характеризуют индивидуальность человека, отражают основы его психической деятельности. Темперамент показывает специфику взаимодействия личности с окружающим миром, особенности познавательной деятельности индивида.

Реактивность в психологии: определение

Трудно сказать, когда психология выделилась в серьезную науку и стала рассматривать личность человека с учетом всех аспектов темперамента. Но научное сообщество считает, что Вольф Соломонович Мерлин первым ввел такое понятие, как реактивность в психологии. Это дало толчок к дальнейшим исследованиям психоэмоциональных различий индивидуумов, которые в итоге вылились в основополагающую научную теорию.

На сегодняшний момент можно утверждать, что реактивность в психологии — это неконтролируемые реакции индивидуума на любые раздражители внешнего и внутреннего характера. Интенсивность и продолжительность данных реакций во многом определяют темперамент человека. В дальнейшем психологи пришли к мнению, что за работоспособность и продуктивность труда отвечает именно эмоциональная реактивность. В психологии это приобрело особое значение, многие крупные корпорации на Западе используют понятие реактивности, подбирая новые кадры.

Характеристика типов темперамента

В психологии сложно разделить характер индивида и его темперамент – в обоих случаях на процесс становления и формирования влияют физиологические основы организма, в частности высшие нервные функции. Особенности темперамента проявляются в поступках и поведении, что подчеркивает неразделимость обозначенных понятий. Краткая психологическая характеристика представителей разного типа темперамента:

  1. Холерик. Человек неуравновешенный, склонный к эмоциональным и физическим порывам. У него резко и часто меняется настроение, что сопровождается быстрым истощением нервной системы. Нервные процессы лишены стабильности, не сбалансированы. Отличается работоспособностью, однако, не умея регулировать равновесие между энергетическим потенциалом и энергетическими затратами, холерик быстро устает, ослабевает и не способен продолжать трудовую деятельность.
  2. Сангвиник. Человек подвижный, резвый, с живой, разнообразной мимикой, склонный к совершению импульсивных поступков и постоянному изменению положения тела. Быстро реагирует на события, отличается стремительной сменой впечатлений, легко, без сильных переживаний воспринимает неудачи и неприятности. Продуктивно работает, если ему нравится процесс или он заинтересован в достижении результата. Если поставленная перед ним задача не привлекает, сангвиник теряет к ней интерес и тогда дело не спорится, а движется медленно.
  3. Меланхолик. Человек, который постоянно переживает, испытывает чувство тревоги и беспокойства, часто беспочвенное. Остро воспринимает текущие события, трудно мирится с провалами и поражениями. Быстро и без веских причин обижается, страдает от непонимания со стороны окружающих. Меланхолик очень впечатлителен, не способен сдерживать аффективные эмоции.
  4. Флегматик. Невозмутимый, спокойный человек, который никогда не торопится, отличается медленными, плавными движениями, слабой эмоциональностью. Он не склонен проявлять чувства, твердо знает свои потребности и последовательно, не спеша, но уверенно продвигается к намеченным целям. Характер флегматика проявляется устойчивым, стабильным настроением. При выполнении работы не суетится, однако демонстрирует высокую производительность благодаря усердию и приложенным стараниям.

Сильный, уравновешенный, инертный флегматик по представлениям Гиппократа и Галена отличается отстраненностью от действительности и погруженностью в свой внутренний мир. Для людей этого темперамента характерно расстройство личности шизоидного типа.

В этой же типологии физиологической основой, определяющей темперамент холерика, является неуравновешенность нервной системы, что проявляется поведенческими реакциями – агрессией и порывистостью. Холерики чаще страдают расстройством личности импульсивного типа.

Меланхоликов отличает подавленность и боязливость. У них чаще диагностируется расстройство личности тревожного типа. Для описания сангвиников оптимально подойдут определения: уверенный в себе, коммуникабельный, социально ориентированный, динамичный. У таких людей обычно выявляется гипомания – легкая степень мании, для которой характерно приподнятое, веселое настроение, раздражительность и вспыльчивость.

Общая характеристика темперамента

Темперамент является наиболее общим свойством личности, которое дает возможность отличить одного человека от другого. От него зависят динамические особенности психики и поведения человека.

Одни люди спокойны, сдержаны и невозмутимы. Психические явления у них возникают медленно и постепенно, долго сохраняются и почти не изменяются. Внешне они уравновешенны и медлительны, их движения, речь, жесты и мимика мало выразительны и спокойны.

У других людей психические процессы и состояния возникают быстро, почти мгновенно, бурно протекают и быстро исчезают. Движения их порывисты, речь страстная, мимика выразительная и разнообразная. Они подвижны и беспокойны, нетерпеливы и шумливы. Причем, все эти динамические особенности психики и поведения являются типичными для определенных категорий людей.

Таким образом, темперамент представляет собой такие индивидуально-типологические особенности личности, которые определяют динамику протекания психической деятельности и поведения различных групп людей.

В основе понимания темперамента лежит учение И.П.Павлова о типах нервной системы и высшей нервной деятельности. В основу классификации типов темперамента были положены три свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность.

11 стр., 5064 слов

Характер и особенности деятельности человека
… темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера. Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Личность человека …

Сочетание этих свойств позволило выделить четыре типа нервной системы (рис.1).

Рисунок 1 — Характеристика типов нервной системы (И.П.Павлов)

Эту типологию нервной системы И.П.Павлов связал с темпераментом, используя терминологию Гиппократа. Таким образом, физиологическая типология темперамента лежит в основе психологической.Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В.Гамезо. — М.: Ось-89, 2007. — С.126.

Существует четыре основных типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Каждый тип характеризуется закономерным сочетанием вышеуказанных свойств. Сорокун П.А. Основы психологии / П.А.Сорокун. — Псков: ПГПУ, 2005 — С.196.

Флегматик. Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик. Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника.

Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник. Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик. Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Динамические особенности психической деятельности и поведения, обусловленные темпераментом, определяются целым рядом его свойств. В.С.Мерлин выделяет восемь таких свойств.Мерлин В.С. Очерк теории темперамента / В.С.Мерлин. — М.: Просвещение, 1964. — С.3-18.

Сензитивность — характеризуется наименьшей силой внешнеговоздействия, вызывающего психическую или физическую реакцию человека.

Реактивность — выражается в непроизвольных реакциях, возникающих под влиянием внешних и внутренних воздействий.

Активность — проявляется в степени активных воздействий (энергичности) человека на внешний мир и в способности преодолевать препятствия при достижении целей.

Соотношение реактивности и активности — определяется тем от чего в большей степени зависит психика человека: от внешних или внутренних стимулов и какое поведение преобладает: импульсивное или целенаправленное.

Темп реакций — характеризуется скоростью возникновения и протекания психических явлений и физических реакций.

Пластичность и ригидность — определяется по способности человека быстро приспосабливаться к внешнему миру (пластичность) или по отсутствии такой способности (ригидность).

Экстроверсия и интроверсия — характеризуется направленностью психической деятельности на внешний мир (экстровертированность) или на внутренние состояние (интровертированность).

Эмоциональная возбудимость — свойство, связанное с минимальной силой внешнего воздействия, способного вызвать эмоциональную реакцию и характеризующее скорость ее возникновения.

Особенности проявления свойств темперамента на разных возрастных этапах

2.1 Возрастное развитие темперамента

4 стр., 1600 слов

Особенности певческой деятельности у детей дошкольного возраста …

… слуха; — песни для различных видов музыкальной деятельности. Таким образом, мы определили тему выпускной квалификационной работы: « Особенности певческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением развития … связи речи и музыки. Звукам музыки и речи характерны такие общие свойства, как: высота, тембр, динамика, длительность. Анализ данных, полученных при исследовании музыкальных …

Темперамент подчиняется общим закономерностям развития психики, так как он является ее формально-динамической особенностью. В то же время можно говорить о собственных закономерностях развития темперамента как индивидуальных особенностях проявления психического.

В.С.Мерлин утверждает, что в развитии темперамента следует различать три аспекта. Первый аспект можно назвать процессом развертывания темперамента. Хотя тип темперамента понимают как генотип, тем не менее очень немногие его свойства проявляются с момента рождения. В качестве первых проявлений темперамента у нормального, здорового новорожденного указывают на следующие: длительность крика в течение суток, интенсивность и темп сосательных движений, степень координированности первых спонтанных движений и др. Соотнесенность этих проявлений со свойствами темперамента обнаруживается в специальных исследованиях, в которых они коррелируют в последующих возрастах со степенью активности, сенситивностью, эмоциональной возбудимостью, скоростью усвоения моторных навыков (ходьба).

Постепенное развертывание типа темперамента проявляется далее в том, что различные свойства типа темперамента возникают и проявляются в различном возрасте. Так, импульсивность как индивидуальная особенность, отличающаяся у различных детей по степени, проявляется в начале второго года; тревожность в виде повышенной возбудимости и интенсивности, реакции страха — в первые месяцы жизни; агрессивность — в 2,5 года.

Другой аспект развития темперамента заключается в том, что в результате социальных условий и условий воспитания некоторые свойства темперамента изменяются по своей величине. Разумеется, это обнаруживается лишь в том случае, если имеются параметрические показатели данного свойства. Так, при сопоставлении срезов у одной и той же выборки детей, снятых до года и в 5-летнем возрасте, у некоторых детей изменились показатели по энергетическим проявлениям, эмоциональной выразительности, социальной экстраверсии. У детей, первоначально показывающих крайние результаты, смещение показателей было незначительно; у показывающих средние результаты, смещение было более значительно.

15 стр., 7493 слов

Эмоциональность как показатель темперамента детей дошкольного возраста

… нервных процессов — особое свойство, определяющее скорость возникновения возбудительного процесса. [20, с.330] Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. …

Третий аспект развития темперамента заключается в изменении его структуры. Взаимосвязь свойств в структуре темперамента определяет его приспособительную функцию.

Взаимосвязь общих и частных закономерностей в развитии темперамента была прослежена в коллективном исследовании, выполненном в лаборатории кафедры психологии Пермского пединститута в 1968-1970 гг. на трех выборках испытуемых: 6-7 лет, 10-11 лет, 13-14 лет.

Как констатирует В.С. Мерлин, большинство показателей свойств темперамента во всех возрастах были одинаковыми. Исследование проводилось одними и теми же методами. Благодаря этому общие тенденции развития можно проследить особенно отчетливо. Общими показателями свойств нервной системы и темперамента были:

1) сила возбудительного процесса. По показателям изменения латентного времени простой двигательной реакции в конце опыта по сравнению с началом (методика изменения латентного времени простой двигательной реакции);

2) сила возбудительного процесса. По показателям изменения латентного времени простой двигательной реакции при действии постороннего раздражителя (методика «Внешний тормоз»);

3) тревожность. По показателям отношения длительности выполнения заданного действия при заданном интервале времени в спокойной и угрожающей ситуации (методика оценки времени в угрожающей ситуации (по Мерлину));

4) тревожность. По истолкованию ситуации на картинке (по методике «Тест тематической апперцепции» (ТАТ));

5) ригидность (по методике Узнадзе);

6) импульсивность. По отношению времени двигательной реакции при сложном выборе ко времени простой двигательной реакции;

7) импульсивность. По скорости к точности двигательной реакции в ситуации, требующей осторожности (по методике «Выбор короткого пути», вариант методики Назимова);

8) интро-экстраверсия (субъективация).

По количеству обобщенных категорий при группировке изображений (вариант методики Кеттелла «Широта классификации»);

9) интро-экстраверсия (субъективация).

По количеству образов, выделенных в неструктурированных картинках (по методике Кеттела);

10) эмоциональность. По количеству словесных реакций с эмоциональным содержанием в ответ на изображение (по методике «Тест тематической апперцепции» (ТАТ).

В результате исследований установлены две основные характеристики возрастных структур темперамента. Первая характеризует возрастные различия в психофизиологических зависимостях свойств темперамента от свойств типа нервной системы; вторая — в психологических.

В.С.Мерлин в своих исследованиях сравнивал корреляции одних и тех же показателей темперамента с силой возбудительного процесса и пришел к выводу, что с возрастом показатели корреляции каждого из сравниваемых свойств с силой возбудительного процесса увеличиваются. В дошкольном возрасте лишь один психологический показатель имеет статистически значимую (на уровне 0,05) корреляцию с обоими показателями силы; у младших школьников — шесть значимых корреляций; у подростков — 14. Из них восемь на уровне < 0,001. Общая закономерность не имеет ни одного исключения для всех восьми показателей от трех до десяти. Корреляция характеризует линейную поэлементную зависимость каждого психологического показателя от физиологического. Следовательно, такая линейная, попарная психофизиологическая зависимость складывается лишь в процессе возрастного развития.Там же.

26 стр., 12751 слов

Особенности характерологических свойств у детей раннего возраста …

… — проанализировать основные теоретические подходы к изучению симптомокомплексов характерологических свойств у детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе; определить у детей 1,7-2,7 … лет. родительский психический ребенок 1. Теоретические основы формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания .1 Теоретические …

Для разных свойств темперамента и для разных показателей статистически значимые корреляции с силой нервной системы возникают в различных возрастах. Тревожность коррелирует с силой возбудительного процесса по третьему показателю в 6-7 лет, по четвертому — только с подросткового возраста (13-14 лет).

Ригидность коррелирует с силой возбудительного процесса с 10-11 лет. Импульсивность коррелирует с силой возбудительного процесса по седьмому показателю с дошкольного возраста и по шестому — с подросткового возраста. Экстраверсия-интроверсия коррелирует с силой по обоим показателям с 13-14 лет. Эмоциональная возбудимость — с силой в 10-11 лет.

Следовательно, в возрастном развитии некоторые свойства темперамента коррелируют с силой «возбудительного» процесса раньше, другие — позже.

2.2 Индивидуальные психические особенности, свойства темперамента

Тревожность, импульсивность, эмоциональность — типичные возрастные особенности старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Петрова О.О. возрастная психология: Конспект лекций / О.О.Петрова, Т.А.Умнова. — Ростов-на-Дону: Феникс — 2005. — С.22.

Тревожность и импульсивность формируются у детей сравнительно рано, ибо они связаны с защитной и двигательной функциями нервной системы. Экстраверсия-интроверсия предполагает определенный уровень общего развития, что может быть косвенно подтверждено данными о связи экстраверсии-интроверсии с уровнем интеллекта у взрослых (по данным Б.Г.Ананьева), и обнаруживает связь с силой нервной системы только с подросткового возраста.

Таким образом, наиболее ясно обнаруживается принадлежность к свойствам темперамента тех психических особенностей, которые наиболее типичны для данного возраста. Та же закономерность обнаруживается и тогда, когда сопоставляют показатели свойств темперамента друг с другом. В этом случае оказывается, что корреляция существует только между теми свойствами, которые типичны для данного возраста.

В.С.Мерлин предполагает, что психическое свойство становится типичным для определенного возраста в зависимости от степени созревания нервной системы.Мерлин В.С. Очерк теории темперамента / В.С.Мерлин. — М.: Просвещение, 1964. — С.3-18. Индивидуальные различия в силе возбудительного процесса определяют только такие индивидуальные психические особенности, которые соответствуют общему уровню созревания нервной системы. Там, где такого соответствия нет, те же самые психические свойства характеризуют не темперамент, а особенности мотивации или специфическое функциональное состояние, вызванное данной ситуацией. Исследования показывают, что с возрастом количество взаимно коррелирующихся свойств увеличивается.

4 стр., 1555 слов

Влияние особенностей темперамента нашкольную дезадаптацию в подростковом …

… образовательной школы. Цель нашей работы: опередить влияние особенностей темперамента на школьную дезадаптацию детей подросткового возраста. Задачи исследования: 1. Анализ психолого-педагогической, методической, научной … Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. – М., 2002. 35. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика 1990. …

Граница резкого сдвига — в подростковом возрасте. У подростков почти в три раза больше значимых корреляций, чем у младших школьников, и почти в четыре раза, чем у старших дошкольников. Следовательно, чем старше возраст, тем шире представлена линейная поэлементная взаимосвязь свойств темперамента.

Качественная сторона этих зависимостей выглядит следующим образом: у детей 6-7 лет значимые корреляции обнаружены между импульсивностью и интро-экстраверсией, ригидностью и эмоциональной возбудимостью, эмоциональной возбудимостью и интро-экстраверсией. Все зависимости на уровне Р < 0,01-0,05. У детей 7-10 лет корреляционная зависимость обнаружена между эмоциональной возбудимостью и тревожностью (оба показателя); тревожностью и ригидностью, импульсивностью и эмоциональной возбудимостью. Все зависимости на уровне Р < 0,01-0,02.

У подростков и взрослых коррелируют между собой все свойства темперамента, кроме эмоциональной возбудимости; большинство из них на уровне Р < 0,01; 0,001. Следовательно, поэлементная структура темперамента с возрастом становится более содержательной, включает большее количество свойств и связи между ними (по материалам В.С.Мерлина.)

2.3 Экспериментальное изучение изменения свойств темперамента

Целостный подход к изучению развития темперамента предполагает, что развитие состоит не только в изменении взаимосвязи и отношений входящих в структуру темперамента элементов, но и в изменении и развитии самих элементов — свойств темперамента. Поэтому другим направлением исследования развития темперамента явилось изучение изменения самих свойств темперамента. Как указывает В.С.Мерлин, качественные различия в изменении отдельных свойств темперамента были прослежены на примере тревожности и эмоциональной возбудимости. Тревожными испытуемыми считались те, которые истолковывали ситуацию, изображенную на картинке, как угрожающую для героя.

Однако, по словам В.С.Мерлина, как показал анализ экспериментального материала, в одних и тех же картинках понимание характера переживаний героя различно не только у разных испытуемых одного и того же возраста, но и у испытуемых разных возрастов. Это связано с тем, что испытуемые разных возрастов по-разному анализируют объективные условия, изображенные на картинке, с которыми и соотносят переживания героя. В некоторых случаях переживания героя вообще не соотносятся с объективными условиями и носят чисто описательный характер. Например, испытуемый истолковывает картинку «Девушка стоит у двери и плачет» — «Девушка плачет». Эта же картинка в других случаях может быть истолкована на более высоком уровне обобщения: «Девушка очень переживает за собрание, она плачет, потому что боится, что собрание сорвется».

Таким образом, по особенностям истолкования состояния героя и причин, вызывающих тревогу, можно судить о характере обобщенности тревожной реакции.

Мерлин В.С. выделяет пять уровней обобщения реакции тревожности:

1) истолкование состояния героя как тревожного, но без соотнесения этого состояния с объективными условиями, изображенными на картинке, без анализа причин, вызвавших бедственное положение героя. Например, истолкование картинки «Лежит мальчик, над ним склонился человек» — «Мальчик плачет»;

27 стр., 13034 слов

Становление личности ребенка дошкольного возраста в процессе …

… существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную, полноценную личность, в субъекта общения и деятельности. Ребенок в данном возрасте живет эмоциями, чувствами, и потому … существующими общественными отношениями. В плане коррекции нарушения в формировании личности как своеобразные «болезни» личности аналогичны болезням тела. Чем раньше удается диагностиками нарушение, тем …

2) ситуация на картинке истолковывается как угрожающая личности героя. «Мальчик плачет, потому что он потерял вещи» — истолкование картинки «Лежит мальчик, над ним склонился человек»;

3) причина тревожных высказываний испытуемого — переживание за других: опоздание кого-то из родных, потеря близкого человека, т. е. ситуация на картинке истолковывается как угроза для близкого человека;

4) ситуация на картинке истолковывается как угроза обществу, коллективу в каком-то специфическом отношении: тревога из-за возможного ограбления банка, неуспеваемости в классе и т. п.;

5) истолкование ситуации на картинке как угрожающей обществу в целом. «Девочка плачет, потому что война, кругом фашисты, все жгут: людей и скот. Она боится за свою деревню».

У детей 6-7 и 10-11 лет распределение ответов по первым двум уровням примерно одинаково. Наибольшее количество ответов младшие школьники дали по третьему уровню. Четвертый уровень показали только 7 % детей дошкольного возраста и то по одной картинке. Распределение ответов по этому уровню у младших школьников зависит от содержания картинки. Только 8 % ответов детей 10-11 лет также по одной картинке может быть отнесено к пятому высшему, уровню. У детей 13-14 лет ответы распределились равномерно между всеми уровнями.

Степень обобщения реакции тревожности связана с уровнем развития личности, ее направленностью и интересами. Социально-типичная тревожная реакция предполагает определенный уровень осознания причин, вызывающих тревогу, и возможность ее истолкования. Исследования показывают, что чем старше ребенок, тем лучше он осознает объективные условия, изображенные на картинке, и соотносит с ними состояние героя, уровень обобщения реакции тревожности у него выше.

Круг причин, вызывающих тревожное состояние героя, у детей дошкольного возраста ограничен. Ситуация на картинке истолковывается как угроза для самого героя или близких людей. У подростков истолкование ситуации на картинке связывается с широким кругом причин, в том числе и социально значимых. Опознание причин, вызывающих бедственное положение героя, связано со степенью сознательности испытуемого. А степень сознательности, как известно, характеризует уровень обобщения отношения личности. Таким образом, хотя темперамент не является свойством личности, уровень развития личности, степень ее сознательности влияет на содержательную сторону проявления свойств темперамента.

По словам В.С.Мерлина, большие различия между возрастами также обнаружены в проявлении эмоциональной возбудимости. Эмоциональная возбудимость изучалась по методике ТАТ; показателем являлось количество словесных реакций с эмоциональным содержанием в ответ на изображение. Анализ экспериментального материала обнаружил большие различия между дошкольниками и подростками по разнообразию и характеру эмоционально-речевых реакций. Различие обнаружено прежде всего по характеру реакции на эмоциональный подтекст картинки. Дети 6-7 лет чаще всего не видят эмоционального подтекста, реагируют только на внешнее выражение эмоций — «Девочка смеется». Подростки, напротив, стремятся вскрыть внутреннюю ситуацию изображаемого — «Мальчик смеется, но он только делает вид, что смеется, он делает вид, что ему весело, а на самом деле он вспоминает свою собаку…»

3 стр., 1287 слов

Исследование темперамента и его свойств

… Объект исследования — темперамент как психическое свойство личности. Предмет исследования — особенности исследования темперамента и его свойств. Цель исследования — изучить особенности темперамента и его свойств. В связи с … свое научное подтверждение оно получило лишь при развитии физиологии нервной системы, в целом представления и типах темперамента были верны уже тогда. Ошибались античные ученые …

Различия обнаружены также по количеству эмоциональных оттенков, которые видны в речевых реакциях дошкольников и подростков. Дошкольники передают очень грубые оттенки эмоционально положительной реакции: «улыбается, смеется, хохочет, радуется» (картинка «Первый раз в первый класс»).

На эту же картинку подростки реагируют иначе: «улыбается, сочувствует, ласкает глазами»; «смеется», «весело смеется», «ласково смеется»; «восхищается, хохочет». Эмоциональная возбудимость, вызванная ситуацией, изображенной на картинке, у подростков связана со значительно большим количеством эмоциональных речевых оттенков, чем у дошкольников. В.С.Мерлин приходит к выводу: в процессе развития изменяются содержательные характеристики проявлений свойств темперамента. Они становятся более обобщенными и более дифференцированными. Полученные данные показывают, что свойства темперамента развертываются в определенной последовательности. Изменяется прежде всего содержание проявлений свойства. Чем моложе ребенок, тем содержание проявлений свойства более узкое. Ребенок, испытывая состояние тревоги, соотносит его чаще всего с кругом близких людей и явлений. Неблагополучие, болезни, потери, расставания — круг основных причин, вызывающих тревогу за судьбу героя по картине теста тематической апперцепции. У подростков состояние тревоги вызывается значительно более широким, социально значимым кругом явлений. Поэтому и истолкование картинок ТАТ происходит на более высоком уровне обобщения.

Естественно, что свойство темперамента небезразлично к тому, в чем оно проявляется: узкое содержание проявлений свойства у дошкольников связано с большей диффузностью, меньшей специфичностью и дифференцированностью, чем у подростка. Вот почему и приспособительная функция его шире, чем у подростка. Этим и объясняется соседство эмоциональности и тревожности в одном и том же факторе у младшего школьника и особая роль эмоциональности в структуре свойств темперамента у дошкольника, которую мы отмечали. Так как функция и характер проявления свойств темперамента взаимосвязаны, создается благоприятная возможность для формирования на основе темперамента свойств личности. Тревожность при определенных обстоятельствах может быть условием формирования боязливости, робости, отрицательного отношения к людям и коллективу. У тревожных школьников при неблагоприятных обстоятельствах жизни в классном коллективе (положение отверженного) может сформироваться резко отрицательное отношение к товарищам и учителям. Чем моложе ребенок и уже содержание проявлений свойства, тем в меньшей степени оно оказывает влияние на формирование отношения личности, и наоборот. Поэтому свойства темперамента в поведении детей выступают более непосредственно, они менее замаскированы отношениями личности, чем у взрослых.Петрова О.О. возрастная психология: Конспект лекций / О.О.Петрова, Т.А.Умнова. — Ростов-на-Дону: Феникс — 2005. — С.23.

9 стр., 4434 слов

Тема 8. Темперамент как базовая характеристика личности

… темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология. Не менее важными проблемами являются: определение места темперамента в структуре индивидуальности, выявление его роли в развитии … свойствпсихики.Последние понимаются как такие особенности личности, которые представляют собой индивидуальные характеристики …

Хотя темперамент не является свойством личности, уровень развития отношений личности, степень их обобщенности и осознанности влияет на характер проявлений свойств темперамента. С другой стороны, свойство темперамента само является одним из условий формирования отношения личности. Такова диалектическая взаимосвязь между темпераментом и личностью человека.

Развитие темперамента неотделимо от развития психики в целом, и поэтому он подчинен общим закономерностям развития психического. Вместе с тем развитие темперамента имеет свои специфические закономерности, которые состоят в закономерном развитии связей, составляющих структуру темперамента, и в последовательном закономерном развитии самих его свойств. В этом смысле развитие темперамента может быть рассмотрено как развитие любой биологической самоорганизующейся системы, включающей в себя развитие связей и отношений между элементами, составляющими систему, и развитие самих элементов, обладающих также способностью к самоорганизации.

Анализ психофизиологических и функциональных зависимостей, составляющих структуру темперамента, приводит к выводу: интегральной линейной психофизиологической зависимости в дошкольном и младшем школьном возрасте, выражающейся в дискриминантах, соответствует отсутствие функциональной поэлементной зависимости, выражающейся в корреляции и параболической зависимости. Значит, можно предположить большую независимость отдельных свойств темперамента у детей по сравнению с подростками и взрослыми. Причина этой относительной автономии заключается, видимо, в следующем. Многие индивидуальные психические особенности, которые у взрослых и подростков зависят преимущественно от свойств общего типа нервной системы, у дошкольников и младших школьников в большей степени зависят от мотивов и функционального состояния в данной ситуации. Поэтому они и не коррелируют ни со свойствами типа нервной системы, ни между собой. Что касается психологических функциональных соотношений между свойствами темперамента, то они возникают в 13-14 лет.

Индивидуально-приспособительная деятельность у детей менее эффективна, чем у взрослых. Это находит подтверждение в исследованиях В.Э.Чудновского (1963), Т.И.Четвериковой (1963) и других, отметивших противоречивость характеристик типов темперамента у детей и трудность индивидуальной адаптации.См. Чудновский В.Э. О возрастном подходе к типологическим особенностям / В.Э.Чудновский // Вопросы психологии. — 1963. — №3. — С.23-34.

Компенсаторные механизмы, характеризующие приспособительную деятельность взрослых, складываются в подростковом возрасте. Структура темперамента подростка напоминает структуру темперамента взрослых.

Развитие отдельных свойств темперамента идет также и по пути все возрастающей обобщенности и структурной сложности.

Таким образом, темперамент — структура развивающаяся, она изменяется в процессе индивидуального развития человека. Темперамент развивается на основе наследственных механизмов. Вместе с тем темперамент — структура формирующаяся. Она складывается в процессе жизни и деятельности человека. Наследственное и приобретенное неразрывно в каждом свойстве темперамента.

Биологические основы

Биологические основы темперамента – это порядок протекания процессов, происходящих в нервной системе. Основополагающие материальные характеристики: скорость, сила и пластичность процессов ЦНС. Физиологические основы, определяющие темперамент, изучали многие психологи и психиатры, в том числе И. Павлов, Э. Кречмер, У. Шелдон. Ученые пытались провести параллели между физиологическими факторами и чертами характера индивида.

Немецкий философ И. Кант утверждал, что химический состав крови влияет на психологические особенности отдельной личности. Павлов считал, что природный темперамент является основой характеристикой нервной системы. Различия таких показателей, как скорость и интенсивность возбуждения нейронов, обуславливают неодинаковое течение у разных людей вегетативных процессов, регулируемых корковыми структурами мозга.

Люди с сильной нервной системой адекватно реагируют на внешние раздражители. Сильные раздражающие воздействия провоцируют яркие, выраженные реакции со стороны ЦНС, слабые раздражители вызывают незначительный отклик. У людей со слабой нервной системой процессы возбуждения и торможения протекают ненормально, что сказывается на восприятии и ощущениях. К примеру, малый раздражитель способен вызвать сильную реакцию.

Формула интенсивности реакции в эмоциональной реактивности

Так как реактивность в психологии — это реакция на внешний раздражитель, то будет естественным предположить, что она имеет определенную силу. В современном мире существует даже формула, согласно которой можно определить степень и насыщенность реакции.

У людей с низкой реактивностью интенсивность находится в прямом взаимодействии с силой воздействия. Чем большее давление вы оказываете на подобного человека, тем более интенсивной является его реакция.

Иначе все происходит с людьми быстровозбудимыми. Интенсивность их реакции абсолютно не зависит от силы воздействия. Даже незначительное давление служит толчком к интенсивной реакции индивидуума. Это делает людей с высокой реактивностью непредсказуемыми и трудно управляемыми.

Темперамент, как психобиологическая основа личности

Психическая деятельность человека, которая характеризуется при помощи ее динамических особенностей (темпа, быстроты и интенсивности), является темпераментом. Он характеризует не убеждения личности, взгляды или интересы, а ее динамичность, поэтому не является показателем ценности. Можно выделить следующие компоненты, определяющие основу темперамента:

  • Общая активность психической деятельности человека, которая выражается в степени стремления действовать, проявлять себя в различных занятиях, преобразовывать окружающую реальность. Существуют две крайности общей активности: с одной стороны, пассивность, инертность, вялость, а с другой – стремительность. Между этими двумя крайностями располагаются представители различных темпераментов;
  • Двигательная или моторная активность выражается в быстроте, интенсивности, резкости, силе мышечных движений и речи индивида, его подвижности, говорливости;
  • Эмоциональная активность выражает чувствительную основу темперамента, то есть восприимчивость и чуткость личности к эмоциональным воздействиям, ее импульсивность.

Также темперамент человека имеет внешнее выражение и проявляется в деятельности, поведении и поступках. По этим признакам можно судить о некоторых его свойствах. Когда говорят о темпераменте, то в основном имеют в виду психические различия у людей, связанные с интенсивностью, глубиной и устойчивостью эмоций, впечатлительности, энергичности действий.

Существует несколько теорий, определяющих основы темперамента. Но при всем многообразии подходов к этому вопросу большинство ученых признают, что это своего рода биологический фундамент, на котором личность формируется как социальное существо.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]