Общие методы, используемые в психологии развития

Возрастная психология представляет собой перспективное, актуальное направление научных исследований, направленное на изучение фактов, механизмов и закономерностей развития личности на различных возрастных периодах; выявление возрастной динамики психики. Научная область направлена на изучение закономерностей формирования и развития психики, исследуя движущие силы и механизмы данного процесса, анализируя различные научные подходы к пониманию природы, генезиса, функционального потенциала психики, выявляя различные аспекты становления психики, ее изменений в процессе реализации познания, коммуникации, деятельности.

Психология развития подразделяется на детскую, подростковую психологию, психологию юности, взрослости, геронтопсихологию. Каждое из научных направлений изучает динамику психологической жизни личности в рамках определенного возрастного периода.

Помощь со студенческой работой на тему Предмет возрастной психологии

Курсовая работа 400 ₽ Реферат 270 ₽ Контрольная работа 250 ₽
Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Научная область отмечает все сравнительно медленные количественные, качественные изменения, которые происходят в психике личности при ее переходе от одного возрастного периода к следующему.

Основные понятия

Факторы развития личности человека — что к ним относится

Главные положения, которыми занимается возрастная психология,это:

  • развитие индивида;
  • возраст (период).

Внимание! Развитие – это термин (определение), означающий переход от низшего качественного состояния к высшему (новому) состоянию.

В данном случае подлежит изучению психическое развитие, обусловленное физическими изменениями с учётом социальных причин. Такие исследования позволяют составлять нормы поведения людей в разном возрасте. Например, изучение изменений в развитии ребёнка по мере роста и созревания даёт возможность составить шкалу возрастных норм в разных сферах жизни малыша. Это в дальнейшем помогает разрабатывать методы психологической коррекции для аномально развивающихся детей.


Классы коррекции психологического развития

Развитие человека протекает по следующим направлениям:

  • физическому – изменение размеров и форм внутренних органов, тела, мозговой структуры, сенсорики, моторики и прочего;
  • когнитивному – развитие умственных способностей (память, мышление, речь, внимание, восприятие и т.д.);
  • психосоциальному – приобретение социальных навыков, личностные особенности, восприятие окружающего мира и эмоциональные реакции.

Важно! Для полноценного развития личности все направления должны быть связаны между собой и не отставать во времени друг от друга.

Процесс человеческого развития имеет особенности, к которым относятся:

  • обязательное качественное изменение и переход на новый уровень поведения;
  • невозможность обратного процесса – нельзя вернуть прежнее состояние;
  • при выборе развития в одном направлении остаются нереализованными другие (обязательно сочетаются элементы прогресса и регресса) функции;
  • неравномерность – резкие качественные скачки сменяются медленными накоплениями изменений количественного характера;
  • зигзагообразность – образуются абсолютно новые признаки развития, которые функционируют хуже в своём начале (ребёнок, отлично ползающий, делая первые шаги, ходит плохо);
  • перерастание стадий в уровни – после появления следующей стадии предыдущая становится одним из уровней новой структуры, а не исчезает бесследно.

Возраст делится на типы: хронологический, биологический и психологический. Психологическое развитие в основном базируется на онтогенетическом методологическом подходе. С его помощью ведут учёт всего процесса развития: от появления на свет до старости. Это позволяет изучать нарушения развития в психическом плане. Выполнение организмом заложенной в него генетической программы под влиянием определённых внешних условий называется онтогенезом.


Аспекты изучения

Предмет психологии развития

Стр 1 из 28Следующая ⇒

Возрастная психология

Учебное пособие

Санкт-Петербург

Оглавление

Часть 1 Психология развития

Глава I Методологические основы психологии развития

1. 1 Предмет психологии развития……………………………………3

2.1 Методы психологии развития……………………………………..9

3.1 История развития детской психологии…………………………..16

4. 1 Области психического развития………………………………….24

5.1 Факторы, определяющие психическое развитие………………27

6.1 Закономерности психического развития…………………………30

7.1 Механизмы психического развития………………………………35

8. 1 Категория возраста и подходы к возрастной периодизации….39

Глава II Теоретические подходы к проблеме развития ………….55

Теории эндогенного направления (биогенетический подход)..57

2.2 Подход к развитию в психоанализе………………………………64

3.2 Когнитивная теория Ж.Пиаже…………………………………….74

4.2 Стадии нравственного развития Ж.Пиаже, Л. Колберг………..81

Теории экзогенного направления (социогенетический подход)84

Подходы к психическому развитию в отечественной

Психологии…………………………………………………………..91

7.2 Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского……….94

8.1 Деятельностная теория в отечественной психологии………..101

Часть 2 Возрастная психология

1. Период новорожденности………………………………………….111

2. Младенчество……………………………………………………….118

3. Ранний возраст………………………………………………………129

4. Дошкольный возраст………………………………………………146

5. Младший школьный возраст…………………………………….175

6. Подростковый возраст…………………………………………….198

7. Период юности………………………………………………………239

8. Период молодости…………………………………………………..247

9. Зрелость в онтогенезе………………………………………………258

10. Период геронтогенеза………………………………………………227

Литература

Введение

Развитие психики в психологии как в филогенезе (эволюция вида), так и в онтогенезе (индивидуальное развитие организма от рождения до завершения жизни) стало активно изучаться в конце ХIХ века.

В процессе становления науки происходило расширение и уточнение понятийного аппарата, раскрывающего закономерности развития человека и понятие развитие.

Развитие

– процесс связанных между собой количественных и качественных изменений в явлениях природы и живых организмах, происходящих во времени.

Изменения в развитии могут быть как количественными, так и качественными; как непрерывными, так и дискретными, скачкообразными; как универсальными, так и индивидуальными; как обратимыми, так и необратимыми; как целенаправленными, так и ненаправленными; как изолированными, так и интегрированными; как прогрессивными (эволюционными), так и регрессивными (инволюционными)1.

В отечественной психологии И.М. Сеченов впервые сформулировал задачу специального изучения индивидуального развития человека, что в дальнейшем определило выделение онтогенеза в самостоятельную проблему науки.

Онтогенез — процесс индивидуального развития человека. Начинается развитие человека с момента зачатия и завершается концом жизни. Пренатальная фаза развития (развитие эмбриона и плода) занимает особое положение в силу зависимости жизненных функций от материнского организма.

«Онтогенетическое развитие, — отмечает Степанова, — не ограничивается изменчивостью только природных свойств человека, оно распространяется на такие свойства, которые обусловлены историческим ходом его развития. Человек проявляет себя на разных этапах возрастного развития как индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность».2

В последнее время в науке определился подход к онтогенезу как целостному циклу индивидуального развития, который обусловлен биологической, социальной и онтогенетической программой.

Биологическая программа – детерминирует развитие наследственными (определяется генным аппаратом) и врожденными (определяется внутриутробным развитием) факторами.

Социальная программа – влияние жизненных условий на человека: среды обитания, жизненного строя, национальной принадлежности и пр.

Онтогенетическая программа – это развитие человека как индивидуальности в разные периоды его жизни.

На протяжении жизни человека происходит взаимодействие программ с преобладанием той или иной программы в разные возрастные периоды. Сочетанием генетической, социальной, онтогенетической программ обусловливаются психофизиологические, психические, индивидуально-типические особенности человека как личности и субъекта деятельности.3

1. Е.Е. Сапогова Психология развития человека. – М., 2001

2. Е.И. Степанова Психология взрослых:экспериментальная акмеология. – СПб., 2000

3. Е.И. Степанова Психология взрослых:экспериментальная акмеология. – СПб., 2000

Предмет психологии развития

Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики – ее изменение в процессе деятельности, при общении, познании. Она рассматривает также влияние различных видов общения, обучения, разных культур и социальных условий на динамику формирования психики в разном возрасте и на разных уровнях психического развития.

Понятие возрастной психологии уже понятия психологии развития, так как развитие в разделе возрастная психология рассматривается всего лишь как функция или хронологического возраста, или возрастного периода, поэтому возрастная психология может быть только частью психологии развития, хотя иногда они используются как синонимы.

Возрастная психология изучает факты, закономерности развития психики человека и развитие его личности на разных этапах онтогенеза.

Структура возрастной психологии представлена психологией детства, психологией отрочества, психологией юности, психологией взрослости, психологией старости.

Психология развития представляет собой наиболее общий и теоретический курс по сравнению с возрастной и детской психологией. Это своего рода методологическое основание для возрастной и детской психологии. В центре внимания психологии развития находятся содержание и разные аспекты применения принципа развития, одного из важнейших методологических принципов всех наук.

Принцип развития как философский, общенаучный и психологический способ познания внутренне связан с принципами детерминизма и системности.

Основным принципом психологии развития является принцип историзма, делающий необходимым раскрытие психологического содержания этапов онтогенеза, изучение связи истории детства и других этапов развития с историей общества. Исторический принцип психологии развития проявляет себя в и том, что хронологические рамки и особенности каждого возраста не являются статичными – они определяются действием общественно-исторических факторов, социальным заказом общества. С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» пишет, что «психика на всех своих уровнях, включая, и ее естественно-природные предпосылки, представляет собой продукт истории, поскольку сам носитель психического – целостный человеческий индивид — реализует себя как активный субъект лишь в собственном многомерном отношении к исторически развивающемуся общественному бытию».1

Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие.

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического развития. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая новые свойства, благодаря этой связи. «Системный подход в психологии, как и в науке в целом, — это методологический принцип, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложно организованных объектов – систем разных типов и классов».2

Принцип развития утверждает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому адекватным способом ее изучения является исследова-

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М. 1989. т. 1

2. П.С. Гуревич Психология и педагогика.- М., 2005

ние закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. С.Л. Рубинштейн

включил этот принцип в систему понятий общей психологии и отвел ему место важнейшего методологического принципа психологической науки. «Развитие психики является для нас, — писал он, — не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, и психических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе движения и изменения, возникновения и отмирания».1

Развитие выступает как процесс направленных, необратимых и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Типы развития. Преформированный тип развития («наличие наперед формы») – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые организм пройдет, так и тот конечный результат, которого он достигнет. Пример – эмбриональное развитие.

Непреформированный тип развития – развитие, не предопределенное заранее. Это наиболее распространенный тип развития на нашей планете. К нему относятся развитие Галактики, Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества, а также процесс психического развития человека. Различая преформированный и непреформированный тип развития,

Л.С. Выготский относил психическое развитие ребенка ко второму типу развития. «Развитие ребенка есть процесс становления или возникновения человека, человеческой личности, совершающийся путем непрерывного возникновения новых особенностей, новых качеств, новых свойств, новых образований, специфических для человека, подготовленных всем предшествую-

щим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях».2

Психология развития связана с разнообразными областями науки и

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М. 1989. т. 1

2. Выготский Л.С. Лекции по педологии. – Ижевск, 2001

культуры, что собственно и дает возможность построения методологии, выдвижения гипотез в экспериментальном исследовании динамики становления психики. Фундаментальными областями научного знания, на которые опирается психология развития, являются философия и естествознание. В то же время психология развития связана с физиологией высшей нервной деятельности, этологией, культурной антропологией и этнологией, социологией, математикой, логикой, языкознанием, психологическими дисциплинами.

Наиболее тесная связь психологии развития с общей психологией при едином объекте изучения – человек. Они находятся в отношении дополнения друг к другу. Общая психология рассматривает психику взрослого человека, а психология развития ее формирование. Предметом изучения психологии развития является возрастная изменчивость психических явлений, развитие психики и личности.

Основной целью психологии развития является создание системы знаний и методов, целостно раскрывающей объект и предмет изучения

Решение теоретических задач направлено на изучение движущих сил и источников психического развития человека; построение периодизации психического развития в онтогенезе; характеристику качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой возрастной стадии.

Практические задачи в психологии развития находят свое решение вконтроле над динамикой психического развития; профилактикой, коррекцией и оптимизацией развития, на основе возможностей обучения и воспитания. В процессе решения этих задач возникают различные концепции и теории психического развития.

В психологии можно насчитать около двух десятков концептуальных подходов к психическому развитию человека: от теории созревания А.Гезелла, этологических теорий К.Лорнеца, Н. Тинбергена и Дж.Боулби, психолого-педагогической теории М. Монтессори, ортогенетической теории Х.Вернера, условно-рефлекторных теорий И.П. Павлова, Дж. Уотсона, Б. Скиннера, теории социального научения А. Бандуры, психоаналитической теории З. Фрейда, теорий когнитивного развития Ж.Пиаже и морального развития Л. Колберга, экологической теории Дж.Гибсона, теории лингвистического развития Н. Хомского, теории подросткового периода К. Юнга, стадиальной теории Э. Эриксона до культурно-исторической теории Л. Выготского и ее модифицированных современных вариантов в виде деятельностного подхода А.Н. Леонтьева – А.Р. Лурии и теории поэтапного формирования умственной деятельности П.Я. Гальперина.1

Множество подходов к проблеме развития, с одной стороны, показывает кризис науки, а с другой – значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение в понимании природы психики и ее развития.

А.Г. Асмолов на основе анализа теоретических концепций психического развития человека, выделяет три основных подхода к пониманию хода этого развития.

Во-первых, это биогенетический подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе».

Во-вторых, это социогенетический подход, представители которого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций…»

Представители персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска

1. Митькин А.А. На пути к системной психологии развития. Психологический журнал. Т.18,№ 3, 1997. С 3-12.

смысла жизни в ходе жизненного пути инидвидуальности»1.

В современной психологии большинство ученых исследуют развитие психики с точки зрения системного подхода, который рассматривает систему «субъект – среда» не изнутри, а извне.

Сложившихся системных теорий развития психики еще нет, хотя предпосылки к созданию таких теорий достаточно — это теория В.Н.Д. Павлова И.П. и его сотрудников; теория функциональных систем Анохина П.К.; теория динамической локализации психических функций Бехтерева В.М., Лу

рии А.Р., Бернштейна Н.А.; культурно-историческая концепция Л.С. Выгот-

ского и его последователей, теория Ури Бронфенбреннера и др.

По определению философов, «упорядоченность системы основана на определенных свойствах. Система складывается из множества связанных по законам интеграции компонентов. Внутреннюю организацию системы составляет ее структура, представляющая собой способ связи компонентов, входящих в целостную систему. Система отличается такими интегральными свойствами, которые могут не проявиться в каждом из отдельно взятых компонентов».

По мнению философов, «существует субординация между структурными уровнями организации материи, проявляющаяся в подчинении нижележащего уровня вышележащему. Между разными уровнями образующими единую систему структур (компонентов) устанавливается взаимосвязь, которая проявляется в развитии системы в целом и ее структурных преобразований. Субординация не предполагает только лишь жесткую подчиненность простого компонента более сложному компоненту. Становление целостной системы протекает как сложный и противоречивый процесс».2

1. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. Дисс. в виде науч.докл. на соискан. уч. степ. д. психол.н. м., 1998. – С.12.

1. Философский энциклопедический словарь. – М., 1998

1Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Какими аспектами занимается

Психология личности человека

Объектом изучения этого раздела психологии как науки неизменно остаётся человек в определённый жизненный период. Его поведение и изменения в психике относительно возраста – главный аспект исследований. Перед изыскателями ставятся следующие задачи:

  • обнаружение и проработка обособленных и общих закономерностей для конкретной возрастной категории;
  • построение психологической картинки поэтапного взросления индивида;
  • разрешение проблем развития личности человека;
  • обнаружение психологических возможностей для каждого возраста.

К сведению. Возрастная психология (ВП) устанавливает свои закономерности, опираясь на данные, взятые из таких областей, как медицина, педагогика, этнография. Результаты работы в области ВП, ставшие общественным достоянием, применяются на практике.

Разделы возрастной психологии (ВП)

Как унизить человека морально и без мата — психология унижения

ВП призвана изучить следующие разделы психологии:

  • детство;
  • юношество;
  • средний возраст (взрослый);
  • старость (геронтопсихология).

В раздел детской психологии входят следующие возрастные категории:

  • младенческая;
  • ранняя;
  • дошкольная;
  • школьника младших классов;
  • подростка.

Иными словами, раздел детской психологии изучает детей в возрасте от нуля до достижения ими 14-15 лет. Подотрасль отслеживает образование условий и движущих сил, которые управляют развитием детской психики. Рассматривается деятельность ребёнка как личности, и устанавливаются особенности его развития.


Структура ВП

Кстати. На этапе детства особое внимание уделяется кризисам развития, приводящим к физическим, психическим и умственным отставаниям в развитии. Изучаются трудности утверждения ребёнка как личности в социальном окружении. Выявляются скрытые и явные комплексы, и прорабатываются пути избавления от них.

В разделе юношества психология работает с особенностями психики старших подростков, у которых наступает подростковый кризис. При этом ломается психика в результате переходного периода. В это время важно изучать спектр детских жизненных позиций и выявлять суть порывов к самоопределению. Для психологии здесь интересно познание таких моментов, как:

  • нюансы познавательной и эмоциональной деятельности;
  • образование позиций мировоззрения;
  • изменение самосознания.

В поле зрения попадают все ситуации социального развития юношей и девушек, а также их возрастные новообразования. Людьми зрелого возраста занимаются психологи с целью познания личности взрослого человека и сопровождающих её в эти годы кризисов.

Интересно. Изучение психологами сложной ситуации под названием «кризис среднего возраста» позволило максимально сгладить последствия жизненных проблем, вызванных изменениями в психике взрослого человека.

На этом этапе рассматриваются люди в возрасте от 30 до 60 лет. Средняя взрослость у всех наступает по-разному, в зависимости от скорости взросления, на которую действуют следующие факторы:

  • семейное положение;
  • социальный статус;
  • уровень личного психологического развития.

В этот момент человек ещё не старый, но и уже не слишком молодой. Кроме негативных мыслей о смысле жизни, упущенных возможностях, возраст даёт возможность достичь понимания своей сущности. В этот период происходит переоценка жизненных ценностей, душа жаждет достичь равновесия, и разум может ей в этом помочь.

Важно! Возрастная психология утверждает, что человек к 30 годам созрел для разумных позитивных изменений. Юность позади, а старость ещё далеко. Есть время для долгосрочных обдуманных проектов, в осуществлении которых могут помочь накопленные знания и опыт.


Кризис среднего возраста

Геронтопсихология – раздел ВП, отвечающий за выявление и изучение тенденций инволюционного характера. В старом возрасте происходит затухание некоторых физиологических функций: репродуктивности, свойства регенерации тканей, обмена веществ, образования в мозгу нейронных связей и т.д.

Со стороны психики снижается психическая устойчивость, наблюдается спад активности и защитных реакций. Изучая индивидуумов этого возрастного периода, геронтопсихология заостряет внимание на особенностях поведения, связанных с позициями:

  • семейных отношений;
  • оценки жизни;
  • социальной активности;
  • профессиональной сферы;
  • тревог и различных фобий.

На основании этих исследований осуществляется практическая психологическая помощь старым людям, разрабатываются меры, обеспечивающие условия их личной безопасности.


Старость

Цели и задачи возрастной психологии

Определение 3

Главной целью возрастной психологии выступает оптимизация самоощущения личности в рамках отдельного возрастного этапа, гармонизация взаимоотношений с социумом, принятие собственной личности в любом возрасте

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Основными задачами научной дисциплины выступают следующие:

  • исследование движущих сил и механизмов развития психики на протяжении жизни личности;
  • периодизация индивидуального психического развития;
  • исследование возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов на определенном возрастном этапе;
  • выявление возрастных возможностей, закономерностей реализации деятельности;
  • определение возрастных норм функций психики, психологических ресурсов и творческого потенциала личности;
  • создание службы систематического контроля за ходом развития ребенка, его психического состояния, оказание помощи родителям в проблемных ситуациях;
  • клиническая, возрастная диагностика;
  • реализация психологического сопровождения в кризисные периоды жизни личности;
  • оптимизация организации образовательно-воспитательного процесса.

Методы исследования в возрастной психологии

Средства и приёмы, с помощью которых изучаются изменения в психологии развития, называют методами.

Б. Г. Ананьев, советский психолог, предложил разделить их на четыре группы:

  • организационные;
  • эмпирические;
  • обработки данных;
  • интерпретационные.

Организационные методы бывают следующими:

  • сравнительный – используют в психологии развития в форме «поперечных» срезов: применение одинаковых психологических инструментов для разных возрастных групп;
  • лонгитюдный – многолетнее исследование конкретных людей (продольное) с применением дополнительных методик (наблюдение, тесты, эксперименты);
  • комплексный – сочетает в себе, кроме психологии, методы, используемые в других науках.

Если рассмотреть краткий список эмпирических методов, то он состоит из пунктов:

  • наблюдение за исследуемым субъектом (внешнее) и самонаблюдение (внутреннее) – изучается поведение для распознавания особенностей индивидуальной психики;
  • опрос: устный или письменный (тестирование) – позволяет при помощи тест-опросов или тест-заданий получить результат качественной или количественной оценки состояния психики;
  • практический эксперимент – создание искусственной ситуации, при которой, наблюдая за испытуемым, вызывают проявление необходимых психологических реакций;
  • моделирование – знаковая (моделирование процессов психики) и воспроизведение определённого рода деятельности человека в искусственно сконструированной среде (лаборатории), применяется в случае недоступности других методов.

Методами обработки данных являются количественный (статистика) и качественный (работа с материалом, разбитым по группам, с описанием отдельных случаев, как исключительных, так и имеющих общие позиции).

Четвёртая группа методов – интерпретационные способы, к ним относятся:

  • генетический способ – определяет генетические связи между уровнями и стадиями развития;
  • структурный метод – выявляет связи личностных характеристик, изученных в процессе исследования.

Внимание! В первом способе связи называют «вертикальными», во втором – «горизонтальными».


Методы ВП

Какие методы используются?

Возрастной психологией используются те же методологические разработки, которые активно применяются другими научными дисциплинами. В число основных и применяемых наиболее часто входит эксперимент и наблюдение.

Метод наблюдения

Преимуществом процесса наблюдения выступает возможность получения точной и разнообразной информации об объекте, особенностях и нюансах его поведения. Способ получения ценной информации может охватывать только определенную сферу жизни человека или полностью посвящаться его деятельности. Достоинствами способа наблюдения считаются следующие моменты:

  • получение большого объема данных для анализа;
  • разносторонность сведений об объекте наблюдения;
  • объективность и непредвзятость мнения;
  • возможность прослеживания взаимосвязей.

Наблюдение за поведением индивида предполагает систематичность и регулярность, поэтому способ позволяет отследить связи с целью. В дальнейшем данные подлежат оценке и анализу, что позволяет получить описательную часть и сделать выводы. Психолог при помощи наблюдения получает сведения в целом о личности, может последить особенности поведения в зависимости от произнесенных или услышанных высказываний, поступков и иных важных для индивида действий.

Особенность метода заключается в том, что исследователь вправе только наблюдать за объектом исследования, но не может вмешиваться в происходящее или оказывать корректирующее воздействие. Методика направлена на фиксацию сведений, но формировать психические индивидуальные особенности не может.

Проведение эксперимента

Проведение эксперимента ставит целью изучения реакций человека, не связанных со спонтанными проявлениями. Психолог намеренно создает определенные условия или меняет привычное окружение с целью наблюдения за происходящими изменениями.

Методы возрастной психологии допускают совмещение, а на практике исследователи часто сочетают способ наблюдения и эксперимента. В итоге на основании полученных данных можно сделать выводы о степени развития личностных качеств и показателях уровня интеллектуальных способностей. Существуют целенаправленные методики, с помощью которых можно оказывать воздействие на человека, вырабатывая у него требуемые навыки и умения.

Информативные источники

Для психолога важно получить максимальный объем информации, поэтому для сбора сведений об объекте и особенностях его поведения применяются разнообразные методы. В число распространенных входит:

  • моделирование — предполагает воссоздание ожидаемой психической ситуации;
  • изучение условных реакций — человек от природы обладает глотательным, сосательным, хватательным и иными рефлексами;
  • психогенетический метод — основан на анализе родословной, информации о близких, наличии в семье близнецов и иной информации;
  • исторический анализ — дает сведения о жизненном пути других индивидуумов, причинах важных изменений и решений.

Психолог при проведении исследования часто самостоятельно выбирает наиболее приемлемую методику, отдавая предпочтение беседе, анкетированию или тестированию. Оптимальный способ получения информации часто определяется возрастом индивидуума, которые определяют особенности его развития и поведения.

Периоды развития человека

Специалисты по психологии утверждают, что изучение психологического развития – это, прежде всего, деление на специальные хронологические периоды жизни индивидуума. Существуют классификации по возрасту, которые можно поделить на группы:

  • частные – рассматривающие отдельные отрезки жизненного цикла;
  • общие – включающие в себя всю жизнь.

К частной группе можно отнести классификацию становления интеллекта (составитель – Ж. Пиаже). Швейцарский психолог выделил периоды развития интеллекта:

  • от 0 до 2 года – сенсомоторный интеллект;
  • от 3 до 15 лет – организация определённых операций.

В этот период он выделил два отрезка: от 8 до 11 лет (конкретные операции) и от 12 до 15 лет (формальные операции). Общая классификация, предложенная Д. Бирреном, охватывает интервал от младенчества по старость. Она имеет вид:

  • от 0 до 2 лет – младенчество;
  • от 2 до 5 лет – предшкольный период;
  • от 5 до 12 лет – детство;
  • от 12 до 17 лет – юность;
  • от 18 до 25 лет – период ранней взрослости;
  • от 25 до 50 лет – зрелость;
  • от 51 до 75 лет – поздняя зрелость;
  • от 75 лет до смерти – старость.

Классификаций много, у каждой есть свои особенности, недостатки и достоинства, но в основе они составляют одну систему.

Современная возрастная периодизация

Опираясь на понятие возраста как предмета, помогающего изучению психологического развития, современные психологи выделили систему, приведённую в таблице ниже.


Современная возрастная периодизация

Возрастная психология помогает психологам и психиатрам правильно ставить диагноз и назначать лечение. С её помощью происходит своевременное выявление отклонений от нормы при развитии человека и последующем его существовании в социуме.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]