Проблема объективного метода в психологии


Что такое психология

Психологией называется наука обо всех психических процессах человека. Особое внимание эта наука уделяет взаимоотношениям людей между собой и самому человеку.

Первые упоминания о психологии относятся еще к 4 веку до нашей эры, и до сих пор она продолжает развиваться и пополняться новыми законами, методами и решениями. Выделяют 2 вида психологии:

  1. Академическая.
  2. Прикладная.

Методы психологии также делятся на две большие группы:

  1. Эмпирические: сбор и интерпретация имеющихся фактов, статистический анализ данных и поиск закономерностей.
  2. Экспериментальные: искусственное моделирование различных ситуаций в исследовательских целях.

Для сбора данных применяются:

  • наблюдение;
  • самонаблюдение;
  • собеседование;
  • эксперимент;
  • опрос;
  • тестирование;
  • биографическое исследование.

Одной из существенных и не решенных проблем психологии является проблема объективного метода.

Классификации методов психологического исследования

Определение 1
Метод психологии – это способ познания внутренних психических явлений человека через анализ внешних психологических факторов.

К основным методам в психологии относятся наблюдение и эксперимент, каждый из которых имеет различные формы.

Специфическими методами являются тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности. Также нашли широкое применение методы математического моделирования, статистического анализа и др. Определенные варианты основных методов разрабатываются исходя из особенностей объекта, задач и предмета исследования. Успех зависит от умения исследователя сочетать используемые методики, соответствующие поставленным задачам.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Объективные методы психологии 400 руб.
  • Реферат Объективные методы психологии 270 руб.
  • Контрольная работа Объективные методы психологии 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Б.Г. Ананьев выделяет 4-е группы методов:

  1. организационные, включающие сравнительный, лонгитюдный, комплексный методы;
  2. эмпирические, связанные со сбором первичной информации и включающие обсервационный, экспериментальный, психодиагностический, праксиметрический методы, метод моделирования, биографический метод;
  3. методы обработки данных охватывают статистический метод, метод качественного анализа;
  4. интерпретационные методы – генетический, структурный методы.

По упрощенной классификации И.Б. Гриншпуна методы исследования подразделяются на неэкспериментальные, психодиагностические, экспериментальные.

По своей структуре эти методы отличаются друг от друга, но значительных различий по содержанию не имеют.

Психологическое исследование включает в себя три основных этапа – подготовительный, основной и заключительный. Для подготовительного этапа характерны постановка проблемы, выдвижение гипотезы, планирование исследования. На основном этапе происходит сбор данных, а на заключительном идет обработка полученных данных, интерпретация результатов, выводы и включение результатов в систему знаний.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

На подготовительном этапе ставится проблема, требующая разрешения и определяется последовательность таких действий, как обнаружение дефицита информации, осознание в устранении этого дефицита, вербализация проблемной ситуации.

Исследователь, опираясь на нужную концепцию, выдвигает предположение, способное заполнить имеющийся дефицит информации. Это предположение и надо проверить в дальнейшем исследовании как научную гипотезу.

На стадии планирования исследования продумывается весь процесс, последовательность действий во времени, выбирается методический и технический арсенал, конкретный контингент испытуемых, продумываются варианты стимуляции.

Основной этап предполагает непосредственный контакт исследователя с объектом для получения необходимой характеристики об этом объекте, которые являются главным материалом для проверки выдвинутой гипотезы и решения проблемы. Характеристики об объекте могут быть в виде временных, пространственных, энергетических, информационных, интеграционных параметров. Это первичные данные об объекте, которые в дальнейшем будут анализироваться, обрабатываться, осмысливаться.

Заключительный этап связан с обработкой результатов, приводя их в систему, которая становится базой для анализа, интерпретации, научных выводов и практических рекомендаций.

При выявлении ошибок и несоответствия, проводят повторные замеры.

История открытия метода

Вся история развития психологии – это постоянный поиск средств для объективного исследования психической функции.

Первый раз возможность объективного метода представил в своеобразном течении «бихевиоризм» психолог Джон Уотсон. Он признал наблюдение и эксперимент методами, которые давали возможность изучать психическую функцию.

Объективный метод строился на правилах научного наблюдения, характерных для классического идеала научной рациональности. После появления бихевиоризма появились первые тесты, попытки экспериментального создания метода.

В начале 20 века психологи стремились объединить бихевиоризм и психоанализ, так была создана теория фрустрации — агрессии Н. Миллера и Дж. Долларда. Теории создавались как основы для метода, с помощью которого можно было изучать психологическую реальность человека с объективной точки зрения.

Методологический анализ

В процессе решения данной проблемы появился методологический анализ. Психолог А.Ф. Лазурский открыл метод естественного эксперимента, обладающего уникальными свойствами избежать недостатки лабораторного эксперимента и в то же время осуществлять исполнение научного подхода к изучению всей структуры психики.

На отечественных психологов сильное влияние оказали идеи Карла Маркса. Они стали своеобразной идеологией, и под их влиянием стали появляться новые направления в психологии для объективного изучения структуры психики: реактология К. Н. Корнилова и рефлексология В. М. Бехтерева. Л. С. Выготский впервые выделил и применил метод рефлексологического исследования.

После этих событий отечественная психология разделилась на несколько разных направлений. Одним из направлений стало дальнейшее изучение Выготским рефлексологического исследования. Другим направлением считается изучение динамического местоположения психических процессов психологом А.Р.Лурией.

Поиск объективного метода изучения психологических явлений предпринимали многочисленные направления и школы психологии. Он продолжается и сейчас. В поиске помогают такие науки, как: нейрофизиология, психофизиология и психофизика. Но окончательного ответа на проблему до сих пор не получено.

Объективные методы психологии

Предмет, объект, задачи и методы психологии

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:

душа

как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;

♦ в XVIII в. место души заняли явления сознания,

т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;

♦ в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;

♦ согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения,

по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;

♦ процессы переработки информации

и
результаты этих процессов
как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология;

♦ личный опыт человека

предметом психологии считает гуманистическая психология.

В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

Основные задачипсихологии:

– изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;

– изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;

– использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика».

Методология

– наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.

Метод

– это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.

Любой метод реализуется в конкретной методике,

которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи зависели непосредственно от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика.

Все методы психологии могут быть разделены на три группы: 1) объективные методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики.

Объективные методы психологии

Методологической основой объективных методов психологии является принцип единства сознания и деятельности. К этой группе относятся следующие методы:

• наблюдение (сплошное, выборочное);

• эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);

• тестирование (достижений, способностей, профпригодности и др.);

• анализ продуктов деятельности (графологический, контент-анализ, анализ рисунков и др.);

• опрос (анкетирование, беседа, интервью);

• математическое моделирование и статистический анализ.

Наблюдение

– это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение должно быть избирательным, плановым и систематическим, т. е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности, строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени.

Эксперимент

– один из основных методов психологии. Статус самостоятельной науки психология приобрела благодаря появлению экспериментальных методов. С. Л. Рубинштейн выделяет четыре основные особенности эксперимента: 1) в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию; 2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; 3) в эксперименте возможно попеременно исключить отдельные условия (переменные) с тем, чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; 4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

Выделяют три вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий.

Лабораторный эксперимент

проводят в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило с применением специальной аппаратуры и приборов.

Идея проведения естественного эксперимента

принадлежит отечественному психологу А. Ф. Лазурскому (1874–1917). Суть его заключается в том, что исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте. Например, педагог имеет возможность варьировать содержание, формы, методы обучения в параллельных классах или студенческих группах и сравнить результаты.

Формирующий эксперимент

– это метод исследования в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса. Его еще называют преобразующим, созидательным, обучающим методом или психолого-педагогическим методом активного формирования психики. На нем основан ряд педагогических методик, например погружение в проблему, тренинг в группе. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воздействия на личность или группу людей.

Тестирование[4]

– метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции и т. д. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: возрастные, социальные и др. Индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой. Существует особая область психологии – тестология, представляющая собой теорию применения и создания тестов. Разработка в настоящее время научно обоснованного психологического теста – дело трудоемкое и длительное.

Анализ продуктов деятельности

исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. Специфической формой метода анализа результатов деятельности является графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка. Контент-анализ позволяет выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов, а затем на их основе определять психологические характеристики автора.

Опрос

используют в психологии в форме анкетирования и беседы (или интервью). Источниками информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Для получения достоверной информации создаются специальные опросники, вопросы в которых расположены в определенном порядке, сгруппированы в отдельные блоки и т. д. При анкетировании опрос проводится письменно с использованием анкеты. Преимущество этого метода состоит в том, что в таком опросе одновременно может участвовать группа лиц, а полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны и проанализированы. Во время беседы происходит непосредственное взаимодействие исследователя с респондентом (или опрашиваемым). Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении между ними контакта, в создании доверительной атмосферы общения. Исследователь должен расположить к себе опрашиваемого, вызвать его на откровенность.

Математический метод

используется в психологии не в качестве самостоятельного, а включается как вспомогательное средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Ряд
статистических методов
был создан специально для проверки качества психологических тестов.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]