Классификация
Методы наблюдения в психологии классифицируются зависимо от разных факторов. Разделение по систематичности:
- Систематическое — исследование проводится согласно четкому плану, разработанному заранее. При этом учитываются условия окружающей среды.
- Несистематическое — ученые создают общую картину о поведении одного человека или группы. При этом не фиксируют отдельные проявления поведения.
В психологии также выделяют такие виды наблюдения:
- Выборочное — наблюдатель записывает, фотографирует или снимает на камеру только определенные параметры поведения, проявления активности со стороны субъекта.
- Сплошное — исследователь фиксируют любые изменения поведения, действий человека.
Формы наблюдения:
- осознанное;
- неосознанное внешнее;
- неосознанное внутреннее;
- неосознанное окружающее.
Во время осознанного наблюдения индивида заранее предупреждают об исследовании. Иногда ученые рассказывают испытуемому о главных задачах, целях проведения слежки, но чаще эти данные скрываются, называются совершенно другие мотивы, чтобы человек вел себя естественно.
Особенности осознанной формы наблюдения:
- ученые влияют на поведение испытуемого, что может негативно сказаться на результате;
- объект наблюдения может нарочно изменять свое поведение.
Во время неосознанного внутреннего наблюдения, ученый не вмешивается в жизнь испытуемого, становится частью его окружающего мира. При этом он может завести разговор с объектом слежки.
Особенности:
- Наблюдатель может пользоваться различными способами получения информации.
- Возникает множество сложностей с фиксированием информации, так как наблюдаемый субъект может выезжать из страны, длительное время пребывать дома, на работе. Невозможно построить четкий график для наблюдения, из-за чего слежка затягивается на неопределенный промежуток времени.
В редких случаях наблюдатель может утерять свою скрытность при личном общении с субъектом.
При неосознанном внешнем наблюдении человек не знает, что за ним ведется слежка, а исследователь отказывается от любых контактов с субъектом. Управлять процессом наблюдения невозможно. Часто наблюдатели меняются, чтобы человек не смог заподозрить их в слежке.
Объект и предмет наблюдения
Объектом наблюдения являются отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия либо большие и малые группы, общности.
Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации:
- речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация;
- выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков;
- движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения;
- физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка;
- сочетание перечисленных признаков.
Объективное наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Здесь внешняя сторона деятельности и поведения — лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.
Преимущества и недостатки метода
В психологии у метода наблюдение выделяют определенные достоинства и недостатки, которые нужно учитывать при применении техники. Преимущества:
- Возможность фиксировать изменения поведения в естественных условиях.
- Достижение многомерности охвата. Благодаря этому можно фиксировать несколько параметров, к которым относятся вербальные и невербальные.
- Возможность проводить исследования, задействую группу лиц, записывая особенности отношений между отдельными людьми и оценивая их поведение в одинаковых ситуациях.
- Не нужно создавать определенные условия для проведения наблюдения, использовать лабораторное оборудование, подготавливать человека.
Недостатки:
- некоторые факторы могут помешать проведению исследования;
- наблюдение требует больших затрат —денег, людей, времени;
- нужно уметь правильно отмечать важные моменты, сопоставлять полученные данные между собой, делать выводы.
На результат проведения слежки процесс может повлиять:
- неправильно составленный план действий;
- усталость человека, который проводит слежку;
- гало-эффект;
- ошибки в моделировании разных ситуаций;
- неверное первое впечатление;
- наличие собственных предубеждений;
- социальный статус испытуемого, экспериментатора;
- настроение, в котором находится наблюдатель при выполнении порученной работы.
Некоторые исследователи не учитывают жизненных ситуаций наблюдаемого субъекта, из-за чего результаты получаются неправильными.
Сущность метода
Определение 1
Наблюдение – это исследовательский описательный психологический метод сбора первичной социологической информации, касающейся изучаемого объекта
Метод наблюдения относится к общенаучным и широко используемым в естествознании и обыденной жизни, а широкое его применение началось с конца XX века. Этот старейший психологический метод применяется там, где особенное значение имеет фиксация поведения человека в различных условиях – прежде всего, в клинической, социальной психологии, педагогической психологии, психологии развития и в психологии труда.
В социологии применение этого метода ограничено, потому что социальные явления далеко не все поддаются визуальному и слуховому восприятию.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Сущность метода наблюдения и его примеры 400 руб.
- Реферат Сущность метода наблюдения и его примеры 250 руб.
- Контрольная работа Сущность метода наблюдения и его примеры 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 1
Наблюдение необходимо применять в комплексе с другими методами сбора информации.
Социологическое наблюдение имеет важную особенность, которая заключается в том, что это способ непосредственного визуального восприятия изучаемого объекта. При непосредственном восприятии объекта особенности поведения человека фиксируются непосредственно в момент его проявления и независимо от того, умеет респондент описать словами свое поведение или нет.
Наблюдение дает возможность лучше понять смысл действий наблюдаемых, их поведение в той или иной ситуации, суть их реакций на происходящие события.
Метод наблюдения одновременно является самым простым и самым сложным, в психологии его можно использовать как для получения предварительного материала, так и для получения иллюстративных данных.
Замечание 2
Наблюдение является основным методом получения первичной информации.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В тех случаях, когда вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой, метод наблюдения не применяется.
Особенностью метода является связь наблюдателя и наблюдаемого объекта, а также пристрастность и сложность повторного наблюдения.
Взаимодействие наблюдателя и наблюдаемого относится к одной из психологических проблем, поскольку присутствие исследователя оказывает влияние на поведение испытуемого.
Объектами исследования могут быть вербальное и невербальное поведение, перемещения человека, дистанция между людьми, физические воздействия, т.е. всё то, что объективно возможно зарегистрировать, причем свойства психики исследователь не наблюдает.
Поскольку психика проявляется в поведении человека, то психолог, на основании полученных при наблюдении данных, может только строить гипотезы о психических свойствах испытуемого.
Наблюдение широко используется в общественной практике, сохраняя основные черты, например, наблюдающий за показаниями приборов оператор энергосистемы, следователь, наблюдающий на допросе за поведением преступника, врач, при проведении осмотра больного.
На основании поставленных целей определяется, какой характер будет носить наблюдение – научный или практический. Результаты наблюдения в области практической деятельности сразу используются для достижения основной цели.
Принципы проведения и этапы исследования
Последовательность проведения исследования:
- Определяется объект проведения слежки.
- Проводится оценка окружающей ситуации, выявляются обстоятельства, при которых проживает наблюдаемый.
- Создается план проведения слежки. Необходимо выделить основные моменты, чтобы не растеряться при слежке.
- Выбирается метод обработки полученных данных.
- Подготавливаются инструменты для слежки.
После выполнения всех действий, сбора информации, необходимо сопоставить полученные данные, провести анализ, сделать выводы.
В Америке существует этический кодекс, согласно которому слежку можно проводить только при соблюдении ряда правил:
- Согласие на проведение слежки можно не спрашивать, если она будет проводиться в общественном месте. В остальных случаях потребуется разрешение.
- Психолог должен минимально вмешиваться в жизнь наблюдаемого.
- Категорически запрещено раскрывать информацию о наблюдаемых людях, указывать в общедоступных документах точные данные.
- Если объекту слежки что-то угрожает, исследователь должен минимизировать риск причинения травм человеку.
Ошибки, из-за которых получаются неправильные результаты:
- Неправильная корреляция. Ученый объясняет проявление одних признаком, на основании других.
- Неправильное первое впечатление. Исследователь фиксирует данные, опираясь на свои первые впечатления.
- Эффект снисхождения. Психолог по своей натуре дает преимущественно положительные оценки.
- Ошибки контраста. Наблюдатель привык характеризовать других людей по чертам, которых нет у него.
- Ошибки центральной тенденции. Ученый старается дать нейтральную оценку проявлениям активности.
- Гало-эффект. Исследователь зацикливается на действиях субъекта и не замечает мелочей.
Наблюдение применяется в различных сферах человеческой жизни. С помощью этого метода можно получить общую информацию о привычках, поведении, нахождении человека в обществе. Для его выполнения достаточно держать цель в поле зрения, отмечать важные моменты в записной книжке, делать фотографии, записывать видео.
Наблюдение (психология)
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть:
- Непосредственным и опосредованным,
- Внешним и внутренним,
- Включённым (которое может быть открытым и закрытым) и невключённым,
- Прямым и косвенным,
- Сплошным и выборочным (по определённым параметрам),
- Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.
По систематичности различают
- Несистематическое наблюдение
, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений; проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). - Систематическое наблюдение
, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.
Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:
- Пассивность наблюдателя
— наблюдатель не изменяет окружающую реальность. - Непосредственность
— наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.
По фиксируемым объектам
- Сплошное наблюдение
. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения. - Выборочное наблюдение
. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения[2].
По форме наблюдения
- Осознанное <�объектом наблюдения> наблюдение
- Неосознанное <�объектом наблюдения> внутреннее наблюдение
- Неосознанное <�объектом наблюдения> внешнее наблюдение
- Наблюдение окружающей среды
Осознанное наблюдение
При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают
. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.
Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.
Особенности
Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.
Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.
Неосознанное внутреннее наблюдение
При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам не известно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью
(например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).
Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения
Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США. Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., 1956), разработавшего теорию когнитивного диссонанса.
Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе, в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, 2004)[3][4].
Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.
Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.
Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.
Особенности
Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.
Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).
Неосознанное внешнее наблюдение
При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам не известно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения
(например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).
Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.
Особенности
При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.
Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.
Наблюдение окружающей среды
При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на их поведение
. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов[5].