Определение основных понятий
Эмпиризм , что это такое? Это направление в философии, отрицающее любые источники знания кроме чувственного (непосредственного) опыта.
Эмпиризм в психологии предполагает, что большую часть знаний люди получают посредством изучения и опыта, а не благодаря генетической предрасположенности.
Эмпирики (эмпиристы) , кто это такие? Это сторонники теоретико-познавательной позиции, при которой знание считается достоверным лишь тогда, когда оно опирается на опыт.
Эмпирики склонны к практической деятельности, пологая, что деятельность является прямой дорогой к получению результата.
Эмпирически , посредством опыта, эксперимента или личного наблюдения.
Эмпирический материал , любой материал, собранный опытным путем или путем личного наблюдения/сбора данных.
Эмпирическое мышление , мышление, продуктом которого является первичное обобщение полученного путем практики опыта. Эта простая ступень познания, не углубляющаяся в теоретически абстракции.
Эмпирическое мышление часто путают с практическим мышлением, но на самом деле это две разные категории.
Эмпирическое обобщение , создание определенных выводов или выделение свойств предметов по единому общему признаку, выраженному в словесной форме. Создание классификаций по свойствам позволяет работать с большим объемом единиц (предметов или фактов).
Эмпирическое наблюдение , один из методов эмпирического исследования, выражающийся в преднамеренном и направленном восприятии какого-либо предмета (объекта) познания, чтобы получить информацию о его качествах, свойствах и отношениях.
Эмпирический анализ , анализ объекта, базирующийся на чувственном восприятии и личном опыте.
Эмпирический способ , способ исследования посредством наблюдений и экспериментов с дальнейшим выявлением закономерности.
Эмпирические доказательства , информация, подтверждающая или опровергающая веру в правдивость каких-либо суждений. Все доказательства основаны в первую очередь на чувствах.
Эмпирическая проверка , метод, при котором объект исследования подвергается систематическому наблюдению с целью получения достоверной информации.
Эмпирические данные в психологии , данные, полученные через органы чувств, опытным путем.
В психологии это материал, собранный после непосредственного наблюдения или проведения экспериментов, без сопутствующего теоретического умозаключения.
Классификация методов психологии
Самоконтроль — что это такое в психологии, определение
Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Все методы психологии кратко описала Б.Г. Ананьева:
- Методы организации исследования. На них строится вся методология. К ним относятся поперечные срезы, комплексное изучение психического явления, сравнительный метод, предполагающий проведение исследования в контрольной и экспериментальной группах, лонгитюдное изучение, основывающееся на констатирующей и контрольной диагностиках.
- Методы сбора эмпирических данных. С их помощью проводят изучение чего-либо, добывают факты. К ним относятся эксперимент и наблюдение, тестирование и опросы, анкетирование и беседа, изучение продуктов деятельности, биографий, моделирование.
Сбор эмпирических данных
- Методы количественной обработки экспериментальных данных. К ним относятся математические и статистические методы.
- Интерпретационные методы. Они позволяют на основе количественных результатов составить описательную характеристику изучаемых явлений.
Эмпирическое и теоретическое мышление
В истории психологического знания произошло деление понятийного мышления на две категории.
Теоретическое и эмпирическое мышление различают как два противопоставленных друг другу понятия.
Первый тип мышления направлен на выявление, регистрацию и описание результатов чувственного опыта и называется эмпирическим.
Другой тип мышления работает с сущностью субъектов, скрытым и недоступным органам чувств законам развития. Этот тип называют теоретическим.
И эмпирическое и теоретическое мышление берут за основу особенный тип абстрагирования и обобщения. Для эмпирического уровня это сравнение отдельных качеств объектов и поиск различий между ними на основе выявленных качеств.
Т.е. сначала выявляются формально схожие признаки, которым можно присвоить статус «,общих»,. Затем их отделяют от других, фиксируя с помощью слова-понятия. Результатом является знание, опирающееся на внешние (наглядные) доказательства.
Эмпирический тип мышления не подразумевает анализ особенностей самого объекта, связь его сторон, скрытую от органов чувств. Мысль идет по направлению от частного к общему, не вникая в природу предметов.
Теоретическое мышление работает со специфическими чертами, вычленяя основы для единства целых систем.
Эмпирические методы в психологии
1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует
на него.
2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых
протекает явление.
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 3.
3. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения
результатов.
4. Эксперимент позволяет установить допускающие математическую
формулировку количественные закономерности.
Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы
сделать доступными для объективного наблюдения психические закономерности.
В структуре эксперимента можно обозначить систему исследовательских этапов и
задач:
I — теоретический этап исследования (постановка проблемы). На этом этапе
решаются следующие задачи:
а) формулировка проблемы и темы исследования, название темы должно
включать основные понятия предмета исследования,
б) определение объекта и предмета исследования,
в) определение экспериментальных задач и гипотез исследования.
На данном этапе проводится выяснение известных фактов по теме
исследования, полученных другими учеными, что позволяет определить круг
решенных задач и нерешенных проблем и сформулировать гипотезы и задачи кон-
кретного эксперимента. Этот этап может рассматриваться как относительно
самостоятельная исследовательская деятельность теоретического характера.
II — методический этап исследования. На этом этапе разрабатывается
методика эксперимента и экспериментальный план. В эксперименте выделяют два
ряда переменных: независимые и зависимые. Фактор, изменяемый
экспериментатором, называется независимой переменной; фактор, изменение
которого вызывает независимая переменная, называется зависимой переменной.
Разработка экспериментального плана предполагает два момента: 1)
составление рабочего плана и последовательности процедур опыта и 2)
математическая модель обработки экспериментальных данных.
III — экспериментальный этап. На этом этапе осуществляется
непосредственное проведение опытов. Основная проблема этого этапа состоит в
создании у испытуемых идентичного понимания задачи их деятельности в
эксперименте. Эта проблема решается через воспроизводство одинаковых условий
для всех испытуемых и инструкцию, которая имеет свой целью привести всех
испытуемых к единому пониманию задачи, выполняя роль своеобразной
психологической установки.
IV — аналитический этап. На этом этапе осуществляется количественный
анализ результатов (математическая обработка), научная интерпретация
полученных фактов; формулирование новых научных гипотез и практических
рекомендаций. Относительно математических коэффициентов статистики следует
помнить, что они являются внешними по отношению к сущности изучаемых
психических явлений, описывая вероятность их проявления и отношения между
частотами сравниваемых событий, а не между их сущностями. Сущность явлений
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 3.
раскрывается посредством последующей научной интерпретации эмпирических
фактов.
Расширение использования эксперимента продвигалось от элементарных
процессов ощущения к высшим психическим процессам. Современный
экспериментальный метод существует в трех формах:лабораторный,
естественный и формирующий эксперимент.
Против лабораторного эксперимента выдвигается три соображения. Ука-
зывается на искусственность эксперимента, аналитичность и абстрактность
эксперимента, на осложняющую роль воздействия экспериментатора.
Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы
промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так
называемого естественного эксперимента, предложенного русским ученым
А.Ф.Лазурским (1910). Его основная тенденция — сочетать экспериментальность
исследования с естественностью условий. Вместо того, чтобы переводить
изучаемые явления в лабораторные условия, исследователи стараются подобрать
естественные условия, соответствующие их целям. Естественный эксперимент,
который решает задачи психолого-педагогического исследования, называют пси-
холого-педагогическим экспериментом. Его роль исключительно велика при
изучении познавательных возможностей учащихся на различных возрастных
этапах.
Еще одна разновидность экспериментального метода называется
формирующим экспериментом. В этом случае эксперимент выступает как
средство воздействия, изменения психологии людей. Его своеобразие заключается
в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством
формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно
активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы. Как
пример формирующего эксперимента можно рассматривать моделирование
психолого-педагогических ситуаций. Этот метод опирается на конструирование
новых программ воспитания и обучения и способов их реализации.
Психодиагностические методыпозволяют фиксировать психологические
различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по
каким-нибудь (не всегда относящимся к психологии) признакам.
В число диагностируемых признаков могут входить психологические
различия по возрасту, полу, образованию и культуре, по психическим состояниям,
психофизиологическим особенностям и т.п.
Психологические тесты.
Английское слово
тест
означает «проба» или
«испытание». Термин был введен в практику психологических исследований в
конце прошлого столетия американским ученым Дж. Кэттелом. Широкое
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 3.
распространение тесты приобрели с тех пор, как А.Бине совместно с Т.Симоном
разработали свою систему для определения умственного развития детей. Что же
такое тест? Тест — это краткое, стандартизированное испытание, не требующее
сложных технических приспособлений, поддающееся математической обработке
данных.
Метод тестов в первоначальном своем специфическом значении (определение
коэффициента интеллекта) вызывал целый ряд серьезных возражений. В
первоначальном варианте при помощи тестов пытались делать заключения о
личности на основании факта решения или нерешения испытуемым теста. Когда
индивидам, прошедшим различные пути развития, предъявляют одни и те же
стандартные тесты и на основе их решения делают вывод об их одаренности, то
допускают ошибку, не учитывая зависимость результатов от условий развития.
Эта ошибка еще более усугублялась, если экспериментатор предполагал, что
уровень, установленный посредством тестового испытания на одном этапе
развития, будет характеризовать данного испытуемого и впредь.
Все это не означает, тем не менее, что тестирование непригодно для
исследования. В настоящее время метод тестов применяют в психологии наряду с
другими методами. С его помощью стремятся выявить определенные способности,
навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые
качества личности, выявить степень пригодности для работы в той или иной
области и т.д.
Диагностическая ценность теста зависит от профессиональной грамотности
экспериментатора и условий проведения эксперимента. Диагностическая ценность
теста зависит также от достоверности психологического факта, который был
положен в основу теста, т.е. от того, каким образом был сконструирован данный
тест: явился ли он результатом большой предварительной экспериментальной
работы или был следствием приблизительных, случайных и поверхностных
наблюдений? Недостаточно обоснованные и проверенные психологические тесты
могут стать причиной серьезных ошибок, способных причинить ущерб в
педагогической практике, в области профотбора.
Методы опроса, интервью, анкетирование.
К числу наиболее
распространенных средств психодиагностики относятся всевозможные опросы, т.е.
получение информации со слов опрашиваемых. Область применения опросов в
психологических исследованиях довольно обширна:
— опрос выступает как основное средство сбора первичной информации на
ранних стадиях исследования;
— с помощью данных интервью выдвигаются рабочие гипотезы;
— опрос служит для уточнения и контроля данных, полученных другими
методами.
Все разнообразие методов опроса, применяемых в психологических
исследованиях, можно свести к двум основным типам:
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 3.
1) опрос «лицом к лицу» — интервью
, проводимое исследователем по
определенному плану;
2) заочный опрос — анкеты
, предназначенные для самостоятельного
заполнения.
Выделяют два вида интервью: стандартизированные и
нестандартизированные. В стандартизированном интервью
формулировки
вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех
опрашиваемых. Исследователю не разрешается изменять какие-либо вопросы или
вводить новые. Методика нестандартизированного интервью
, наоборот,
характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах.
Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет
право сам, в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и
изменять порядок пунктов плана.
Анкетирование
(заочный опрос) тоже имеет свою специфику. К заочному
опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо выяснить
отношение людей к дискуссионным или интимным вопросам, либо опросить
большое число людей в сравнительной небольшой срок. Основное преимущество
анкетирования состоит в возможности массового охвата большого количества лиц.
Анкета гарантирует анонимность в большей степени, чем интервью, и потому
опрашиваемые могут давать более искренние ответы.
Однако опросам как методам сбора первичной информации свойственна
известная ограниченность. Их данные нередко свидетельствуют не столько о
подлинных мнениях и настроениях опрашиваемых, сколько о том, какими они их
изображают.
Беседа.
Метод беседы является вспомогательным средством в исследовании и
должен сочетаться с другими объективными методами. Беседа всегда должна быть
организована по плану. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой
как бы задания, направленные на выявление своеобразия психических процессов.
Но при этом такие задания должны быть максимально естественны.
Изучение продуктов деятельности.Этим методом широко пользуются в
исторической психологии для изучения психологии человека в давнопрошедшие
исторические времена, недоступные для непосредственного наблюдения или
экспериментирования. Цель этого метода — позволить понять закономерности
психологического развития человека, опираясь на закономерности его
общественно-исторического развития.
Этот метод широко используется и в детской психологии — изучаются
продукты детского творчества для психологического изучения ребенка.
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 3.
Биографический метод.Разновидностью метода изучения продуктов
деятельности является биографический метод. Материалом здесь служат письма,
дневники, биографии, почерки и т.д. Во многих случаях этот метод используется
не один, а в сочетании с другими методами, дополняющими друг друга. При этом
каждый из используемых методов раскрывает новые стороны психической
деятельности.
Методы коррекции
Психологическая помощь чаще требуется в ситуации не только
существующего объективно, но и субъективно переживаемого неблагополучия.
Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве
собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях
требуется оказание не просто консультативной, но и психотерапевтической
помощи.
Психотерапевтическая помощь является индивидуальной и базируется на
глубоком проникновении в личность пациента, его чувства, переживания,
установки, картину мира, структуру взаимоотношений с окружающими. Для такого
проникновения требуются специальные психодиагностические методы, о которых
мы писали выше. Данные психодиагностики необходимы для того, чтобы дать
возможность психологу определить программу дальнейшей работы с клиентом,
включающую коррекционные методы. В настоящее время психокоррекционные
методы — это довольно обширный набор приемов, программ и методов
воздействия на поведение людей. Охарактеризуем основные направления
психокоррекционной работы.
Аутотренинг. Метод аутогенных тренировок был предложен немецким
психотерапевтом И.Г.Шульцем. Аутогенная тренировка получила
распространение прежде всего как метод лечения и профилактики различного рода
неврозов и функциональных нарушений в организме, а также средство управления
состоянием человека в экстремальных условиях деятельности. В настоящее время
аутогенные тренировки прочно вошли в систему подготовки спортсменов, все
шире применяются в производственных коллективах в виде психогигиенических
эмоционально-разгрузочных процедур.
В аутогенных тренировках используются три основных пути воздействия на
состояние нервной системы. Первый путь
связан с особенностями влияния тонуса
скелетных мышц и дыхания на центральную нервную систему. Бодрствующее
состояние человека связано с поддержанием достаточно высокого мышечного
тонуса. Чем напряженнее деятельность, тем выше этот тонус. Эта важнейшая фи-
зиологическая закономерность лежит в основе всей системы аутогенных
тренировок. Взаимосвязь между состоянием центральной нервной системы и
тонусом скелетной мускулатуры позволяет посредством сознательного изменения
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 3.
тонуса мышц влиять на уровень психической активности. Для того, чтобы
овладеть аутотренингом, необходимо предварительно выработать умение пол-
ностью расслаблять мышцы тела. Аналогичным образом сказывается на уровне
психического тонуса нервной системы и ритм дыхания. Частое дыхание
обеспечивает высокую активность организма.
Второй путь
воздействия на нервную систему связан с использованием
чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных и др.). Чувственный
образ — это активный инструмент влияния на психическое состояние и здоровье
человека. Постоянное удерживание перед мысленным взором мрачных,
безрадостных картин рано или поздно подтачивает здоровье, и наоборот. Следует
иметь в виду, что в состоянии мышечной расслабленности действенность
чувственных образов значительно повышается.
Наконец, третий путь
воздействия на нервную систему связан с
программирующей ролью слова, произносимого не только вслух, но и мысленно.
Это свойство внутренней речи (в форме самоприказов) давно используется в
спорте для повышения эффективности тренировок, мобилизации внутренних
резервов во время соревнований.
Групповой (социально-психологический) тренинг. Под групповым тре-
нингом понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в
сфере общения, а также формы коррекции нарушений, возникших на почве
общения.
Можно выделить ряд особенностей группового тренинга: