Функции и правовые основы семьи и брака


Функции семьи и её жизненный цикл

Семья представляет собой главную общность людей. Ее члены находятся во взаимодействии между собой, другими словами, они связаны узами супружества. Вследствие этого в рамках семьи происходит репродукция населения, а также процесс социализации детей.

Наиболее значимыми функциями семьи выступают следующие:

  1. Репродуктивная. Ее суть состоит в воспроизводстве жизни.
  2. Экономическая. Сюда относится процесс общественного производства средств к жизни, восстановление сил, которые были потрачены на производстве.
  3. Воспитательная. В ее рамках происходит процесс развития личности ребенка, осуществление воспитания со стороны семейного коллектива.

Помимо вышеназванного, современные функции семьи можно дополнить следующими: хозяйственной, бытовой, общественной, статусной, сексуальной, областью осуществления первичного социального контроля.

Жизненный цикл семьи содержит семь стадий:

  • на первой стадии происходит встреча будущих супругов;
  • процесс зачатия и рождение ребенка, который вызывает совершенно иное чувство ответственности, иные социальные роли. Данная стадия полностью связана с огромным напряжением, большой эмоциональной нагрузкой. Вследствие этого некоторые союзы большинство союзов могут дать трещину после рождения 1-го ребенка;
  • ребенок идет в школу, в результате этого он становится членом первых общественных институтов. В данном случае школа является своего рода проверкой первичной социализации ребенка, а родители подвержены проверке качества своего родительства;
  • наступление у ребенка подросткового возраста. На данном этапе происходит уменьшение уровня авторитета родителей, увеличивается важность отношений в подростковых группах. Наряду с этим родителям приходится изменить стиль отношений с ребёнком;
  • дети становятся взрослыми, у них заканчивается учеба, ребенок определяются профессионально. На данной стадии существующие роли в практически исчерпались;
  • выход на пенсию, а также окончательное принятие ролей дедушек и бабушек;
  • завершающий этап – смерть одного из супругов.

Социальный статус и социальные функции

Основной функцией социального статуса, его динамичной стороной является социальная роль. Социальная роль – ожидаемое от человека поведение, ассоциируемое с социальным статусом. Эта та модель поведения, которая направлена на конкретный статус в соответствии с ожиданиями окружающих.
Каждому конкретному статусу предписаны определенные права и обязанности, выполнение которых влечет за собой шаблонное поведение. Поэтому социальную роль можно рассматривать как социальный статус в его реальном осуществлении, как статус в движении.

Замечание 1

Социальные статусы взаимосвязаны между собой социальными функциями, проявляющимися через социальные отношения. Выполняющие свои социальные роли индивиды вступают в социальное взаимодействие, представленное регулярно повторяющимся процессом, который постепенно превращается в социальные отношения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Функции социального статуса 490 руб.
  • Реферат Функции социального статуса 230 руб.
  • Контрольная работа Функции социального статуса 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Социальные функции – это специализированные действия субъекта, которые необходимы другим индивидам. Каждый социальный статус имеет свои социальные функции. Выполняя свои многообразные функции, индивид становится необходимым. Функциональная зависимость между людьми при социальном взаимодействии способствует сохранению устойчивости общества как целостной структуры.

Эволюция функций семьи в современном индустриальном обществе

В современном индустриальном обществе семья практически полностью перестала выполнять экономическую функцию. При этом приход ресурсов, а именно денег в семью полностью зависит от деятельности ее взрослых членов. Следствием этого стало то, что исчезла экономическая необходимость осуществления строгого регулирования семейных отношений. Подавляющее большинство существовавших ранее традиций и обычаев, перестали являться необходимыми.

Помимо этого, отпала экономическая необходимость жить большими «традиционными» семьями. Следствием этого стало то, что получила распространение нуклеарная семья.

Нуклеарная семья – это семья, которая состояла лишь из супругов и их детей. Переход к нуклеарной семье многими отрицают, так как считают ее отходом от традиций и падение нравов.

Наряду с этим исчезла необходимость в рождении большого количества детей. В традиционном обществе дети были нужны в первую очередь как рабочие руки в хозяйстве. При этом они являлись некой гарантией продолжения рода в условиях очень высокой детской смертности. Сейчас рождение детей способствует повышению уровня семейного дохода, а также стали требовать дополнительных средств на длительное обучение.

Таким образом, в современном индустриальном обществе достаточно сильно ослабла экономическая функция семьи, но сохранилась сексуальная функция (т.е. монополия брака на «законный» секс) и функция воспитания детей (хотя количество детей и снизилось). Сохранилось и распределение ролей: муж по-прежнему рассматривался как основной «добытчик», а основным занятием жены является воспитание детей.

Семья как социальный институт. Основные функции семьи

Реферат на тему

Семья как социальный институт. Основные функции семьи

Семья является социальным институтом общества. Одновременно семья выступает сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав разных групп: группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Семья – это неотъемлемая часть общества. Ни одно цивилизованное общество не обходится без семьи. Для каждого человека семья – начало личного счастья. Понятие счастья каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Но почему люди живут семьями? Этот вопрос и многие другие, связанные с этим понятием волнует многих. Семья — это личное дело каждого или она как-то связана с обществом? Всегда ли существовала семья? Сохранится ли семья в будущем? Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Только в нашей стране этими вопросами занимались Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Н. Г. Юркевич, А.Г. Харчев, В. Г. Харчева и многие другие. А из зарубежных ученых можно выделить таких , как И. Най, И. Рейс, В. Берр, Р. Хилл, М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель и другие.[5.]

2.Семья как социальный институт

«Социальный институт

— это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи». [8]

Это определение вплотную относится к понятию семьи. Ведь семья как социальных институт, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, она представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества, со своим содержанием и конкретными задачами.

«Семья является малой социальной группой, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».[8]

Через семью наиболее полно выражается единство социальной и биологической наследственности. А так же семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

3

.
Функции семьи
Функции семьи имеют два основных источника возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации.

Оба этих фактора исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и развитием других функций. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения, поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства. [6.]

Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:

Репродуктивная функция

выполняет две основных задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция

семьи имеет три аспекта. [5.]

Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их

физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

Второй аспект — семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни.

Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Выполняя хозяйственно-экономическую функцию

, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

Восстановительная функция

направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

Назначение регулятивной функции

состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни. [2]

Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социализация личности

. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.

Все большее значение социологи придавали и при-дают коммуникативной функции

семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой ин-формации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

Досуговая функция

осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

Социально-статусная функция

связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

Эмоциональная функция

предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Функция духовного общения

предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

Сексуальная функция

семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.[4.]

4.Заключение

Итак, семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья — единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы людей. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования. [5.]

Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования — жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в близости. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.

Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. [7.]

5.Список литературы

1. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение,

2. Касьянов В. В. Социология: Экзаменационные ответы. Ростов н/Д: «Феникс», — Серия «Сдаем экзамен».

3. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,

4. Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. М. В. Прокопова. — М.: Издательство РДЛ,.

5. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. — 3-е изд., дополн.и перераб. — М.: Центр,

6. Социология: Учебник для вузов / В. Н. Лавриенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашева; Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,

7. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Прометей: Юрайт-М,.

8. (Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. М. В. Прокопова. — М.: Издательство РДЛ , 2001. — с.128)

7

Функции социально-групповой и личной статусной позиции

Существует два уровня статусной позиции:

  • социально-групповая;
  • личная.

Социально-групповая социальная позиция определяет социальное положение индивида как представителя большой группы – пола, слоя, класса, расы, нации, религии, профессии и т.д. Зависит от положения социальной группы в стратификации общества.

Личный статус индивида предопределяет положение индивида в малой социальной группе (студенческая группа, школьный класс, семья, сообщество сверстников и т.д.). Характеризуется индивидуальными качествами человека и зависит от восприятия ее членами малой группы.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]