Творческая личность: как трактуют понятие психологи
Творческая личность в психологии понятие достаточно дискуссионное. Существует как минимум два подхода к его трактовке.
Согласно одному из них, творческой является любая личность. Способности создавать новое заложены в природе человека, а творчество — это неотъемлемая потребность саморазвития личности, которая заключается в создании чего-то нового и значимого прежде всего для самого творца. Иными словами, творчеством будет и детский рисунок, сделанный впервые, и впервые решенное математическое уравнение.
Каких людей мы можем назвать творческими? статья по теме
Каких людей мы можем назвать творческими?
Самый явный контингент, который так и напрашивается, это так называемые – «люди искусства». То есть те, кто активно занимается каким-либо видом искусства, например литературным, художественным или музыкальным творчеством.
«Люди искусства» – это люди, серьезно занимающиеся творчеством, для которых данная деятельность не просто хобби или милое увлечение, а та, в которой они видят свою реализацию и даже предназначение. Можно выделить и тех, кто увлекается творчеством как хобби: вышивает, рисует или играет на фортепиано, но в основном для себя, возможно для близких и друзей и только ради удовольствия.
Творчество, как явление, на мой взгляд, представляет собой соединение божественного творчества и творчества личности. Интересный пример тому – наша природная внешность и наше самовыражение путем создания своего образа нарядами, прической, украшениями, всевозможными сочетаниями. А почему нет? Это тоже творческое выражение личности. То есть, существует некая данность, творчество свыше, а также существует то, что мы сами творим с нашей внешностью, профессией и с нашей жизнью в целом, включая сюда всевозможные составляющие внешнего и внутреннего мира.
Творческий человек может делать то, что нравится, и делать это творчески, привнося что-то свое, уникальное.
Я считаю, что уроки искусства и внеклассная деятельность, таят в себе огромный творческий потенциал, дают много возможностей для самовыражения и развития способностей.
Основной ЦЕЛЬЮ художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения является формирование целостной творческой личности во всем ее интеллектуальном и эмоциональном богатстве, потребностей в искусстве, ценностных ориентаций, культуры чувств, общения и поведения, способности художественно-творческой и эстетической деятельности.
Основными ЗАДАЧАМИ художественно-эстетического направления являются:
нравственное и эстетическое воспитание;
декоративно – прикладного искусства, композиции;
обучение основам изобразительной грамоты, формирование умения пользоваться изобразительными средствами рисунка, живописи, ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского и зарубежного искусства;
способствовать изучению и освоению народного искусства, его специфики, знание основных его функции: эстетической, обрядовой, бытовой, этнической, воспитательной, познавательной;
способность оценивать явления действительности и искусства, умение выбрать направление деятельности;
выявлять склонность, развивать и обеспечивать творческую деятельность каждого в соответствии с его возрастными возможностями, учитывая индивидуально – психологические особенности детей;
привитие потребности в непрерывном знакомстве с различными видами декоративно – прикладного искусства;
развитие умений и навыков, формирование творческого, конструктивного подхода к делу, постоянно обновляющегося характера работы и ее конечных результатов.
Одной из главных задач художественно-эстетического направления является поддержание и развитие интереса подрастающего поколения к декоративно-прикладному творчеству, приобщение к культуре нашей многонациональной Родины. Народное творчество основано на нравственных принципах становления человека в обществе, семейных отношениях, религиозных предпочтениях, определении своего места в единой цепи поколений. Знание его рождает интерес и уважительное отношение к собственной истории, желание сохранить и приумножить культурно-исторические традиции своего народа.
…Творческий человек – кто Он? Творческий человек- это Ты!..
Творческий человек и общество
Творческий человек и общество находятся в сложных отношениях, поскольку деятельность такой личности не всегда понятна окружающим. Преследуя цели творческого саморазвития, креативный человек способен не только создавать новое, но и разрушать существующие устои. Им руководят два типа мотивов:
- внутренние — желание выразить себя в процессе и создать нечто новое;
- внешние — получить одобрение созданного со стороны окружающих.
Мотив непонятого гения, который предложил обществу нечто новое и революционное и был не оценен, является одним из ключевых в мировой культуре. Но психология человека, как наука, не стоит на месте, и ученые выяснили, что творческую личность отличает один неожиданный признак — сарказм. То есть такой индивид не только не ищет одобрения и понимания окружающих, но и способен насмехаться над ними.
Древнегреческий поэт Гомер, известный как певец-сказитель – аэд, автор великих поэм «Илиада» и «Одиссея». Он выступал на больших народных праздниках, под аккомпанемент лиры исполнял свои героические песни, в которых прославлял выдающихся воинов, пел гимны Богам. Гомера знала вся Греция. На острове Хиос в Эгейском море сохранился камень, на котором он обычно сидел перед своими слушателями. До нашего времени не дошли точные сведения о Гомере, загадкой остаётся, где и когда он родился.
Эзоп (VI в. до н. э.)
Когда Александр Македонский требовал у Афин выдать ему оратора Демосфена, который выступал против него, Демосфен рассказал афинянам басню Эзопа о том, как волк уговорил овец отдать ему сторожевую собаку. Овцы послушались, отдали и остались без охраны. Волк же быстро передушил их всех. Афиняне поняли намек и не выдали своего защитника. Так басня Эзопа помогла правильно оценить опасную ситуацию, объединила людей, и они спасли свой город от разграбления македонцами.
Еврипид (480-406 до н.э.)
. Еврипид прославился, когда стал писать пьесы. Аристотель называл его самым трагическим из всех греческих поэтов. Произведения Еврипида оказали большое влияние на развитие драматургии как отдельного вида искусства. Еврипиду, который родился в 476 году до нашей эры, приписали 4 года, так как в 480 году произошла знаменательная битва греков против персов, в которой греки победили. Его рождение, считали греки, якобы отмечено свыше, оно помогло победе. Подобных знаменательных «приписок» в его биографии много.
Иоганн Гутенберг (ок. 1397-1468)
Первая книга человечества — скрижали – камни, на которых были начертаны десять заповедей Моисея. В основном до Средних веков монахи в монастырях занимались перепиской книг. Гутенберг делал попытки изобрести устройство, которое позволяло бы тиражировать книги. Буквы вырезали в твердом материале, например на деревянной пластине, раскрашивали, а сверху накладывалась бумага. Такой метод назывался тиснением.
Уильям Шекспир (1564-1616)
Уильям Шекспир — гениальный поэт и драматург не только Великобритании, но и всего мира. Он написал 17 комедий, 11 трагедий, 10 хроник, 5 поэм и 154 сонета. Их изучают в школах, высших учебных заведениях. Ни один драматург не смог достичь такого величия, какого удостоился Шекспир после своей смерти. До сих пор ученые разных стран пытаются решить вопрос, как в XVI веке мог появиться такой творец, произведения которого спустя 400 лет остаются по-прежнему актуальными. Произведения Шекспира являются своего рода энциклопедией человеческих взаимоотношений, они как бы зеркало, в котором люди, великие и ничтожные, представлены в своей сущности.
Жан Батист Поклен (Мольер) (1622-1673)
За 15 лет интенсивной работы Мольер написал свои лучшие пьесы, прославился как выдающийся актер и реформатор сценического искусства. В 1658 году во дворце в Лувре дворце на дебюте труппы Мольера присутствовал сам король Людовик XIV, большой поклонник искусств. Перед его величеством разыгрывался фарс, веселая комедия «Влюбленный доктор». Актеры старались, король смеялся до слез. Пьеса произвела на него хорошее впечатление. Это и решило судьбу труппы – ей был предоставлен придворный театр «Пти-Бурбон». Через 3 года Мольер, уже известный постановщик, автор многих комедий, вместе со своими артистами перешел в другой театр, «Пале-Рояль».
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Вольфганг Амадей Моцарт обладал феноменальным музыкальным дарованием и во всех жанрах проявил себя как реформатор, применил новые выразительные средства. Он автор свыше 600 произведений, его сочинения входят в репертуар крупнейших музыкантов современности. Талант его стал проявляться ещё с раннего детства. Маленький Моцарт виртуозно играл на своей скрипочке и взрослые слушали его, забыв обо всем на свете. Австрийский император Иосиф II, прослушав его игру на клавесине, назвал ребенка музыкальным чудом.
Александр Дюма-отец (1802-1870)
Александра Дюма называли сочинителем-скорописцем, за свою жизнь он написал 647 произведений на самые разные темы. Его авантюрные романы были переведены на многие языки мира, они послужили основой для многочисленных театральных постановок, художественных фильмов. Интерес к его творчеству не угас и в XXI веке. В круг его интересов входило все: история, преступления, выдающиеся люди и даже рецепты иностранной кухни. Он старался быть в гуще важнейших событий, ездил по разным странам Европы, а вернувшись домой, он садился к столу и писал, писал, забывая обо всем.
Жюль Верн (1828-1905)
Французский писатель Жюль Верн по нраву считается создателем нового жанра в литературе – научной фантастики. Своими произведениями он предсказал научные открытия и изобретения, в частности появление аквалангов, телевидения, полетов в космос. Его заслуга перед человечеством в том, что он побуждал романтиков исследовать планету Земля. Его книги помогали читателям совершать удивительные путешествия вокруг Земли, посещать таинственные острова, опускаться в глубины океана. Он создавал образы бесстрашных и благородных капитанов, исследователей, всегда готовых прийти на выручку.
Бернард Шоу (1856-1950)
Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1925 год, Шоу отказался от денежной премии, поражал европейскую общественность своими сатирическими пьесами, парадоксальными он высказываниями и социалистическими взглядами. В Великобритании Бернард Шоу был настолько популярен, что его провозгласили вторым драматургом в английском театре после Шекспира. Шоу в 1931-м году побывал в СССР, встретился со Сталиным и стал лучшим пропагандистом советского образа жизни на Западе. Тем не менее, его «буржуазные» по сути и по содержанию пьесы, в том числе знаменитый «Пигмалион», который неоднократно экранизировался, завоевали театральные площадки крупнейших городов мира.
Пабло Руис Пикассо (1881-1973)
Пабло Пикассо – художник, скульптор, график и дизайнер. Своими необычными работами сначала просто поражал публику, а потом оказал огромное влияние на весь художественный мир XX века. Он стал основоположником кубизма, изображая человека как ряд совмещенных плоскостей. Этим достигал, как говорили, уродливой схожести. Но этим он и восхищал. Пикассо говорил, что изображает мир не таким, каким его видит, а каким представляет, а это гораздо ценнее, это и есть высшее творчество. Работы Пикассо признаны самыми востребованными и оказались самыми дорогими в мире.
фото из интернета
Творческая личность в быту
Уже давно было известно, что творческие личности склонны мечтать, обладают развитой фантазией и плохо переносят рутину, а также почти не справляются с бытовыми задачами. Они способны найти решение многих сложнейших технических задач, но убрать у себя в квартире и приготовить еду им тяжело.
Ученые из новозеландского университета Окленда исследовали феномен блуждающего ума. Это состояние, при котором человек поглощен собственными мыслями и плохо реагирует на внешние раздражители, о которых сигнализируют органы чувств, или, наоборот, выполняет рутинные действия неосознанно, автоматически.