Почему возникают внезапные приступы агрессии, ярости и злости


Определение понятий

  1. Злость является видом агрессии с заблокированной направленностью. Она возникает, когда человек бессилен совершить агрессивный поступок, например, не в силах отобрать то, что ему принадлежит, ответить обидчику, защитить самого себя. Однако, агрессия все же пытается выйти наружу и именно тогда она проявляется злостью. Она может быть и направленной вовнутрь, когда человек сердится на самого себя, начинает заниматься самоедством.
  2. Гнев отмечается в ситуации, когда жизни человека или его здоровью что-то угрожает. Он является формой агрессии, направленной на атаку, бой, защиту чего-то ценного.
  3. Ярость является неконтролируемым проявлением гнева. Как правило, она наблюдается в ситуациях, когда человек больше не силах сдерживать накопившуюся обиду или разочарование в себе. Данная черта необходима, когда нужно выжить, отстоять свою территорию, в таких ситуациях остается только сила, а разум отключается. Если в повседневной жизни нахлынывают приступы ярости, то это значит, что агрессия не была вовремя выведена наружу или же имеет место психическое расстройство и не обойтись без помощи опытного специалиста.

Злость и гнев – что это за чувства?

Я б назначил штраф не за опасное вождение, а за вождение в гневе. Человек, охваченный гневом, весьма опасен для общества. Но чаще мы, не доходя до гнева, негодуем и возмущаемся.

Гнев – это может быть крайняя степень злости. Злость – это законная реакция на то, что у вас возникло препятствие на пути к чему-то желаемому. Но между Гневом и Злостью есть тонкое различие. Возмущение, негодование, гнев, – это как будто обратная сторона стыда, когда другой ведет себя вопреки всем правилам, или не так, как положено, нарушает договоренности. То есть ему, другому, должно быть стыдно, а стыда – нет. И у вас возникает гнев!

Возможные причины

  1. Неудовлетворение своих потребностей. Такая ситуация может иметь место, например, когда человек слишком много работает, понимает, что ему нужен отдых, но продолжает трудиться.
  2. Копирование родительской модели поведения. Ситуация, когда ребенок растет в семье, в которой агрессия привычное дело. Став взрослым, ведет себя так же, как родители или один из них, потому что считает подобное поведение правильным.
  3. Результат регулярного нарушения личных границ другими людьми. Наступает момент, когда раздражение сменяют приступы гнева.
  4. Способ заполучить желаемое. Может присутствовать убежденность в том, что только агрессивные действия позволят заполучить то, что нужно.
  5. Ответная реакция на поведение людей, позволяющих себе делать то, что человек себе не разрешает или то, что тоже делает, но не хочет себе в этом признаваться.
  6. Способ скрыть свою неполноценность. Гнев является защитным механизмом, скрывающим сильный стыд.
  7. Наличие повышенной чувствительности. Если в ближайшем окружении есть индивид, который держит в себе агрессию, то чувствительная личность может ощущать его внутреннее настроение.
  8. Агрессия может появляться в ситуации, когда нет чувства своей безопасности. В таком случае человек не испытывает никакого доверия к окружающему миру, смотрит на других людей враждебно.
  9. Подобное поведение может быть особенностью характера.
  10. Проявление злости — способ пережить стрессовую ситуацию.
  11. Регулярный недосып нередко приводит к сильной раздражительности, приступам агрессии.
  12. Употребление спиртных или наркотических средств влияет на изменения в характере, развитие агрессивности.
  13. Наличие гипертиреоза, проблем с функционированием щитовидки.
  14. Избыточный вес, который способствует усиленной выработке эстрогенов, оказывающих негативное воздействие на психику человека, также может приводить к вспышкам гнева.
  15. Наличие травм головного мозга, опухолей может приводить к повышенной нервной возбудимости.
  16. Неврологические недуги, в частности болезнь Альцгеймера, могут стать причиной неконтролируемой злости.
  17. Кризис среднего возраста.
  18. Расстройства личности, например, шизофрения, провоцируют гнев.
  19. Социопатия может стать причиной агрессивного поведения.
  20. Гормональный сбой в организме.
  21. ПМС у женщин также может являться причиной возникновения вспышек агрессивного поведения.
  22. Социальное падение: развод, потеря работы, смерть близкого человека могут привести к тому, что человек начнет выплескивать агрессию на окружающих.
  23. Наличие детских психотравм. Пережив отрицательное поведение, направленное на себя, взрослый человек хочет отыграться на других.

Почему возникают приступы ярости?

Чтобы справиться с проблемой, необходимо разобраться в причинах ее появления. Приступы ярости являются ответной реакцией человека на происходящее вокруг него. Ежедневно человек сталкивается с тем, что ему неприятно: критика, негативные оценки, необходимость кому-то потакать или нравиться. Возникает приступ ярости как крайняя форма возмущения.

Нет ни одного человека, который бы всегда сохранял уравновешенное состояние. Одно дело злиться, другое – быть подверженным приступам ярости. В последнем случае человек редко способен себя контролировать.

Отрицательные эмоции являются вполне естественной реакцией человека на происходящее вокруг. Однако опасными становятся последствия, когда индивид под воздействием своих отрицательных эмоций начинает совершать поступки. Зачастую они не направлены на благо тех, на кого человек злится. Если разрушающая энергия вырывается наружу, в такой ситуации человек становится опасным.

Что можно выделить главной причиной приступов ярости? Есть люди, которые не любят выполнять домашнюю работу. Есть люди, которые не любят верующих. Есть люди, которые боятся пауков. Есть люди, которые не любят детей. То есть у каждого человека есть некая неприязнь к кому- или к чему-либо. Но вопрос о том, как преодолеть подобное отношение, возникает тогда, когда человек понимает, что его неприязнь мешает жить ему полноценно и счастливо.

Следует понимать, что отрицательное отношение к людям, животным, вещам и прочим явлениям не присутствует в человеке с рождения. Это приобретенное чувство, то есть оно возникло на каком-то этапе становления человека и закрепилось с годами. И если вы понимаете, что ваша неприязнь вам мешает, то можно от нее избавиться, даже уже осознав тот факт, что, будучи другим человеком, вы, скорее всего, не испытывали данного чувства.

Как преодолеть неприязнь к чему-либо? Следует сначала понять причины данного чувства. Дело в том, что на самом деле вам не нравится не сам бомж или гавкающая собака, а какой-то составляющий элемент. Например, к бомжу вы относитесь равнодушно, но тот факт, что он грязный и воняет, вас раздражает, поэтому неприязнь возникает не к бомжу, а к грязи и вони. Сама собака вам приятна, но неприязнь возникает тогда, когда она начинает гавкать. То есть вам неприятен лай, а не сама собака.

Поймите, какой именно элемент в том, что вызывает у вас злость, вам не нравится. Затем попробуйте разобраться, почему именно он неприятен. Здесь могут быть такие причины:

  • Вы некогда испытали страх (например, вас когда-то напугал паук своими большими лапами).
  • Вы некогда испытали стыд (например, вы испачкались, а друзья посмеялись над вами, обозвав свиньей, теперь вы неприязненно относитесь ко всем, кто ходит в грязной одежде).
  • У вас есть какие-то убеждения, противоречащие объекту вашей неприязни (например, женщина не любит выполнять домашнюю работу, потому что она считает, что этим должны заниматься домработники).
  • Объект неприязни отнимает у вас ощущение комфорта или счастья (например, вам неприятна ваша работа, потому что она отнимает у вас много сил и дает мизерную плату).

Разберитесь в причинах того, почему тот или иной элемент, входящий в состав объекта вашей неприязни, вызывает у вас отрицательные чувства. После чего приступите к проработке этой причины. Другими словами, вы должны убрать ее, установив новое убеждение. К примеру, понять, что друзья над вами смеялись, когда вы были маленькими, а сейчас вы — взрослый человек, который волен выбирать, насколько опрятным ему быть. Или, например, понять, что вы сами выбрали низкооплачиваемую работу, которую просто нужно заменить на высокооплачиваемую и требующую те же усилия, которые вы тратите сейчас.

Возможно, вы, проходя этапы своего избавления от ярости, на одном из них преодолеете негативное чувство. Но часто бывает так, что нужно проработать причины своей неприязни, чтобы заменить их новыми, позитивными, что будет вызывать у вас светлые чувства к объекту вашего раздражения.

Вероятные последствия


Одиночество — результат частых приступов агрессии

Важно понимать, что приступы злости и ярости могут приводить к серьезным проблемам, в частности, к разрушению отношений с близкими, созданию проблем в принятии важных решений.

  1. Вспышки гнева негативно сказываются на рабочей сфере. Они могут препятствовать развитию карьеры.
  2. Потеря социальных контактов, одиночество. Может возникать, когда человека слишком часто поглощает агрессия, и он своим поведением обижает людей, которые оказываются рядом. Неудивительно, что со временем круг его знакомых уменьшается, пока и вовсе не исчезает.
  3. Со временем вспышки ярости могут сменяться психологическим и физическим насилием, направленным на других людей.

Приступ ярости и гнева

Ярость и гнев являются отрицательно заряженными эмоциями, которые относятся не только к эмоциональной сфере человека, но и к физиологии. Так, в приступе данных чувств человек испытывает:

  1. Покраснение или бледность кожи.
  2. Учащение пульса.
  3. Помрачение сознания (без его потери).
  4. Состояние нехватки воздуха.

Порой человек сам провоцирует ситуации, где он будет проявлять ярость и гнев. Дело в том, что выражение данных эмоций является наркотиком, который вскоре нравится человеку. Он начинает сам доставать людей, чтобы те играли в его игру, в которой он будет гневаться и злиться. Он привыкает к данному состоянию, когда наконец-то может свободно выражать свои эмоции.

Приступы ярости являются крайним проявлением злости. Человека сначала что-то не устраивает во внешнем мире или внутри самого себя. У него возникают отрицательные эмоции. Если он не желает их усмирять, то они естественным образом начинают накапливаться. Когда точка кипения достигнута, злость переходит в приступ ярости. Человек уже не держит себя в руках, а позволяет разрушающей энергии вырываться наружу.

Человека в состоянии ярости можно распознать по особой мимике:

  • Появление на переносице горизонтальных складок.
  • Сведенные и опущенные брови.
  • Открытый в высоту рот с обнаженными зубами.
  • Большие глаза, которые сфокусированы на объекте гнева.
  • Расширение крыльев носа.

Короткие приступы ярости не причиняют вреда человека. Они не связаны с органическими изменениями, а являются всего лишь особенностью психики. Однако при длительном влиянии ярости на организм человека возможны различные патологии:

  1. Паралич рук.
  2. Шок.
  3. Слепота.
  4. Инсульт.
  5. Потеря сознания.
  6. Инфаркт.
  7. Временная глухонемота.

Как противостоять агрессии


Занятия спортом — возможность избавиться от накопившейся злости

  1. Для начала необходимо обследоваться. Не исключено, что вспышки агрессивного поведения обусловлены проблемами со здоровьем.
  2. Если не было выявлено медицинских причин такого поведения, то необходимо разобраться с факторами, провоцирующими его. Выявить их можно своими силами или, обратившись за помощью к опытному психотерапевту или психологу.
  3. Важно осознать, чем для вас оборачивается подобное проявление ярости, какую «пользу» вы получаете при этом.
  4. Освойте способы релаксации. Можно заняться духовными практиками, йогой, медитацией, научиться успокаиваться при помощи дыхательных упражнений.
  5. Важно научиться вовремя распознавать надвигающуюся агрессию. Помнить, что легкой формой гнева является раздражение и недовольство чем-либо. Чтоб избежать внезапных проявлений ярости и гнева, необходимо своевременно избавляться от скопившегося раздражения, выпускать злость, не затрагивая других людей, например, при помощи спорта, активного времяпровождения. Также выплеснуть агрессию можно путем арт-терапии, изобразив причину своей злости на листке бумаги.
  6. Когда возникают первые проявления раздражительности, стоит принять ванну с ароматерапией или выпить травяной чай с мелиссой или с мятой.
  7. Нужно найти безопасный способ для высвобождения накопившегося внутри. Можно поговорить с человеком, на которого вы злитесь или побить подушку, порвать листок бумаги на мелкие кусочки, отправиться на пробежку. При этом необходимо понимать, что подобным образом вы только на время себя успокаиваете и если есть серьезная проблема, то она продолжит вас грызть с прежней силой.
  8. Следите за тем, чтоб имел место здоровый полноценный сон. Важно приучить себя ложиться не позже 23:00 и следить за тем, чтобы ночной отдых составлял восемь часов.
  9. Много времени нужно проводить на свежем воздухе, участвовать в активных играх, путешествовать.
  10. Проанализируйте круг своих знакомых. Если вас окружают негативно настроенные люди, то, вероятнее всего, именно поэтому и вы ведете себя подобным образом. В такой ситуации нужно сменить свое окружение.
  11. Научитесь избегать стрессовых ситуаций.
  12. Не стоит хвататься за все обязанности в доме, лучше их распределить на других членов семьи.
  13. Если самостоятельно решить этот вопрос не получается, стоит обратиться к психотерапевту. Специалист поможет выявить истинные причины, поработать над их устранением.

Теперь вы знаете, по каким причинам могут возникать вспышки агрессии. Как видите, существует множество различных факторов, влияющих на возникновение злости и ярости. Не стоит забывать и о причинах, указывающих на проблемы со здоровьем. В таких ситуациях в борьбе с проявлениями злости не обойтись без специализированного лечения. В других же случаях важно научиться себя контролировать, не выплескивать свой гнев на близких.

ЯРОСТЬ

Ярости свойственно стремление души к изысканию, как сделать зло досадившему.

Святитель Василий Великий

Иисус Христос (Спаситель)

Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф.11:29).

Апостол Павел

Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем, и не давайте места диаволу (Еф.4:26,27).

Святитель Василий Великий

Различие ярости и гнева

Какое различие между ненавистью, яростью, гневом и бешенством? — Различие ярости и гнева состоит… в расположении и напряженности, потому что страсть разгневанного заключается в одном расположении, как показывает сие сказавший: гневаясь, не согрешайте (Пс. 4:5), а пришедший в ярость обнаруживает в себе уже нечто большее, ибо сказано: ярость их по подобию змиину (Пс. 57:5), и: бе Ирод гневаяся на тираны и сидоняны (Деян. 12:20). А сильнейшее движение ярости называется бешенством, ненависть же означает еще более страшное укоренение сего порока в человеке.

Ярость означает определение наложить известное наказание на достойного, а гнев означает уже труд и наказание, наложенное Праведным Судиею по мере неправды. Но из примера яснее будет, что разумею. Врач, приметив воспаление и опухоль в члене, признал необходимым для больного отнять сей член. Писание называет это яростью. За суждением врача о помощи больному следует уже само действие, которым приводится в исполнение, что врач присудил; приносится острое орудие, отьемлющее член и причиняющее боль тому, у кого он отьемлется. Это называется гневом Божиим.

Ярость есть воскипение крови около сердца и называется так по причине какого-то надмения, происходящего около сердца от испарения соков.

Под яростью же неба должно разуметь страшные небесные явления, поражающие наказываемых: когда помрачатся звезды, померкнет солнце, луна не будет уже освещаема, когда полетят молнии, страшно разразятся громы, когда воздух над головой омрачится, так что отовсюду неумолимое мучение будет грозить отданным под гнев. Ибо тварь, служа Творцу, приходит в напряжение при наказании неправедных, ослабляет же свои силы при благодеяниях уповавшим на Него. Но сие бывает за ярость гнева Господня. Яростию же гнева (Ис. 13:13) Писание обыкновенно называет воскурение и как бы воспламенение наказания, налагаемого в воздаяние за худые дела.

Ярости свойственно стремление души к изысканию, как сделать зло досадившему.

Преподобный Ефрем Сирин

Когда ярость как бешеный пес в тебе лает и изрыгает свою слюну, — ты вместо камня брось в нее миром и запрети гневу лаять.

Святитель Иоанн Златоуст

Ярость — это зверь, легко нападающий

Подлинно не низкой ли и потерявшей самосознание душе свойственно то, что делают и говорят неистовствующие от ярости?

Предавшие самих себя ярости не могут даже скоро сдерживать самих себя, но, как в ненастье и морскую бурю, при отсутствии кормчего, волны, овладевая оставленным кораблем, быстро потопляют его, так и ярость, точно какая гроза и упавшее на душу ненастье, быстро делает поработившегося ей безумным и помешанным… Дело доброжелательных людей — заранее останавливать эту болезнь, удерживать душу и успокаивать ярость увещаниями Писания.

Ярость — это зверь, легко нападающий, и нам нужны тысячи оград и стен, чтобы одолеть его и сдержать. Поэтому-то Бог и устроил для нас эту в особенности часть из костей <�грудную клетку>, как бы из каких камней… чтобы он, разорвавши и рассекши, не нанес бы с легкостью повреждения всему живому существу.

Преподобный Иоанн Лествичник

Как ветры возмущают бездну, так и ярость больше всех страстей смущает ум

Некоторые, будучи склонны к раздражительности, нерадят о врачевании и истреблении сей страсти, но сии жалкие не размышляют о сказанном: устремление ярости его падение ему (Сир. 1:22).

Быстрое движение жернова в одно мгновение может стереть и истребить больше душевной пшеницы и плода жизни, нежели медленное обращение другого в течение целого дня: посему мы и должны благоразумно внимать себе. Иногда пламя, вдруг раздуваемое сильным ветром, более нежели продолжительный огонь сожигает и истребляет душевную ниву.

Как твердый и остроугольный камень. Сталкиваясь и соударяясь с другими камнями, лишается всей своей угловатости, неровности и шероховатости, и делается кругловидным, так и человек вспыльчивый и упорный, обращаясь с другими грубыми людьми, получает одно из двух: или терпением исцеляет язву свою, или отступает, и таким образом, очевидно, познает свою немощь, которая, как в зеркале, явится ему в малодушном его бегстве.

Если признак крайней кротости состоит в том, чтобы и в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему, то, без сомнения, крайняя степень гневливости обнаруживается тем, что человек наедине сам с собою, словами и телодвижениями как бы с оскорбившим его препирается и ярится.

Великий вред возмущать око сердца раздражительностью, как сказано: смятеся от ярости око мое (Пс.6:8), но больший — словами обнаруживать душевное неистовство, если же и руками, то это уже вовсе неприлично, и чуждо монашескому, Ангельскому и Божественному житию.

Преподобный Григорий Синаит

Когда душа через вдуновение создана была разумной и мысленной, тогда вместе с нею не создал Бог ярости и похоти скотской, но одну силу желательную вложил в нее и мужество к исполнению желаний.

Преподобный Никодим Святогорец

Если придет смутительное помышление о ярости и неперестающей злобе, какую питают против тебя враги — демоны, и о многом множестве их полчищ, то, с другой стороны, помысли и о беспредельно величайшей силе Божией, и о любви Его к тебе, равно как и о несравненно большем множестве Ангелов небесных и о молитвах святых.

Авва Серапион

Три рода и гнева: первый пылает внутри, что называется ярость, второй прорывается в слово и дело и называется гнев, о котором апостол говорит: «теперь вы отложите все: гнев, ярость» (Кол. 3:8); третий вспыхивает не на короткое время, но сохраняется через несколько дней, долгое время, что называется злопамятность.

Авва Евагрий Понтийский

Господство над яростным началом души

Наше яростное начало, когда оно движется вопреки естеству, весьма способствует достижению бесами своей цели и бывает очень полезно для всякого злохудожества их. Поэтому никто из бесов не отказывается от того, чтобы ночью и днем приводить в смятение это начало. Однако, когда видят его скованным кротостью, тогда стараются под какими-либо предлогами освободить его, дабы оно, став более стремительным, могло сделаться пригодным для их зверских помыслов.

Вследствие чего нельзя раздражать это начало ни праведными, ни неправедными делами, чтобы не давать опасный меч в руки внушающих нам злые помыслы, — я знаю, что многие часто делают это, воспламеняясь гневом больше, чем нужно, и часто по ничтожным поводам. Ради чего, скажи мне, ты столь скор на тяжбу, если ты презрел яства, богатства и славу человеческую? Почему ты обильно питаешь этого пса, дав обет ничего не иметь? Если он лает и бросается на людей, это значит, что он имеет нечто внутри и желает сохранить это стяжание. Я же убежден, что таковой гневный человек далек от чистой молитвы, зная, сколь губителен гнев для подобной молитвы. Кроме того, я удивляюсь, неужели он забыл святых, например, Давида, который восклицает: «Престани от гнева и остави ярость» (Пс.36:8), Екклезиаста, который заповедует: «Отстави ярость от сердца твоего, и отрини лукавство от плоти твоея» (Еккл.11:10), и Апостола, который повелевает воздевать на всяком месте «чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим.2:8)? Почему мы не научаемся из таинственного и древнего человеческого обычая: изгонять собак из жилищ во время молитвы? Ведь он означает, что в душе молящихся не должно быть гнева. Также сказано: «Ярость змиев вино их» (Втор.32:33), а назореи воздерживаются от вина. Один из внешних мудрецов произнес, что желчный пузырь и задние части брюшка жертвенного животного несъедобны для богов, не ведая, как думаю я, о чем говорит. А по моему мнению желчный пузырь есть символ гнева, а задние части брюшка — символ неразумной похоти.
О том, что следует быть внимательным и укрощать яростное начало души
Если кто-нибудь желает добиться чистой молитвы и преподнести Богу ум без лукавых помыслов, то он должен властвовать над яростным началом души и внимательно следить за помыслами, порожденными этим началом, то есть за помыслами, случающимися с нами вследствие подозрительности, ненависти и памятозлобия, которые особенно ослепляют ум и уничтожают его небесное состояние. Относительно этого же нас увещевает и святой Апостол Павел, говоря, что следует воздевать «чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим.2:8). Однако, дурные привычки часто преследуют отрекшихся от мира: они часто судятся и ссорятся с родственниками из-за имущества и владений, которые они, по иноческому обычаю, должны были бы раздать бедным. Таковые люди, по нашему разумению, становятся игрушкой в руках бесов и для самих себя делают еще более тесным путь монашеского жития, разжигая в себе гнев из-за тленного имущества и, в то же время, стараясь потушить этот гнев с помощью того же имущества. Это подобно тому, как если бы кто-нибудь пытался острой булавкой наложить мазь на больные очи свои. Господь заповедовал нам продать имение свое и раздать нищим (Мф.19:21), но делать это без ссоры и тяжбы. Ибо «рабу Господа не должно ссориться» (2Тим.2:24), но тому, кто захочет судиться с ним из-за рубашки отдать и верхнюю одежду (Мф.5:40), а ударяющему в правую щеку, подставить и другую (Мф.5:39).

И вообще нужно стараться оставлять имущество не так, как оставляет завладевший им якобы навсегда, но так, чтобы в час смертный не впасть в помыслы памятозлобия, если верно говорит мудрый Соломон, что «путие же злопомнящих в смерть» (Притч.12:28). Всякий же человек, владеющий преизобильным богатством и имуществом, должен знать, что он похитил пищу и одежду у слепых, хромых и прокаженных, а поэтому должен дать ответ Господу в день Страшного Суда.

Ты, горячо жаждущий чистой молитвы, внимательно следи за яростным началом своей души, и, любя целомудрие, владычествуй над чревом. Не питай свое чрево хлебом до сытости и стесняй его в его желании насытиться водой. Пусть словеса Святого Духа никогда не оставляют тебя, а руками добродетелей ты должен всегда стучать в дверь Священного Писания. Тогда взойдет для тебя, словно солнце, бесстрастие сердца и во время молитвы ты увидишь ум свой подобным звезде.

Когда взбаламучивается яростное начало души, то его успокаивают псалмопение, долготерпение и милосердие. Но все это должно происходить в подобающее время и в надлежащей мере, ибо случающееся без соблюдения меры и не вовремя — непродолжительно, а то, что непродолжительно, — вредно и неполезно.

Гнев и ненависть способствуют росту яростного начала в Душе, а сострадание и кротость уменьшают его.

По природе своей яростному началу души свойственно сражаться с бесами и бороться за какое-либо наслаждение. Поэтому Ангелы внушают нам духовное наслаждение и возникающее из него блаженство, призывая нас обращать свою ярость против бесов. Наоборот, бесы влекут нас к мирским похотям (Тит.2:12), заставляя яростное начало вопреки природе сражаться с людьми, дабы ум, омрачившись и отпав от ведения, стал предателем добродетелей.

Ангел Тмуитской Церкви Серапион сказал: любовь врачует воспалившиеся части яростного начала души.

Яростное начало есть сила души, гибельная для помыслов.

Преподобный Иоанн Кронштадский

Гнев человека – страшное, противоестественное явление в человеке

Отчего иногда человек вдруг приходит в такое неистовство, что сильно горячится, быстро, отрывисто и несвязно говорит, ломает себе руки, рвет на себе волосы или в ярости бьет других, ломает безумно все, попадающееся ему под руки, и делает другие дела, свойственные умопомешанному и исступленному? Явно оттого, что в его сердце действуют духи злобы поднебесные, подстрекающие людей ко всякому злу и дышащие злобою и убийством на всех и все.

Святитель Феофан Затворник

Движения ярости, по случаю неприятностей, надо прогонять молитвою и размышлением всякий раз, до совершенного их исчезновения. Вступать в споры так противно! К тому же ярость берет, — и бывает искушение махнуть крупною речью.

Святитель Дмитрий Ростовский

О том, чтобы не гневаться и не злопамятствоватъ ни на кого

Всяк гневайся на брата своего всуе, повинен есть суду, сказал Господь (Мф. 5:22). Не гневайся ни на одного человека, хотя бы ты и весьма был от кого-либо оскорблен: гнев бо мужа правды Божия не соделывает, говорит апостол (Иак. зач. 51). Солнце да не зайдет во гневе вашем: всяка горесть, и гнев, и ярость, и хула да возмется от вас, со всякою злобою. Бывайте же друг другу блази, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам, говорит апостол (Еф. зач. 227).

Берегись и благословного гнева – да не помрачишь яростию своего душевного ока твоего: смятеся бо, сказано, от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих (Пс. 6). Никак не должен ты гневаться ни на кого и ни за что, кроме того, если бы кто отлучил тебя от Бога и любви Его. Если же никто тебя не отлучает, то напрасно гневаешься. Отлучить же от Бога и любви Его никто никого не возможет, не только человек, но и огонь, и меч, говорит апостол (Рим. зач. 99).

Сего ради престани от гнева, остави ярость: не ревнуй еже лукавновати, яко лукавнующии потребятся, терпящий же Господа тии наследят землю, говорит пророк (Пс. 36). Нет в мире ни одной такой вещи, по поводу которой имел бы ты достаточную причину – до беспамятства – оскорбляться и раздражаться на кого-либо. Хоть бы ты и думал, что это весьма нужно и потребно, но не найдешь, за что бы действительно нужно и потребно было на кого-либо гневаться, кроме только оскорбления славы Божией и презрения заповедей Его. За это нужно гневаться, но и то разумно, чтобы исправляя других, не повредить самому себе.

Нигде мы не слышим, чтобы Господь являл Свою ярость и сильно гневался на грешников, но, напротив, везде видим Его кротким и долготерпеливым. Сам Он сказал: научитеся от Мене, не ярости и гневу, но – яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. зач. 43). Когда ученики Его, гневаясь на согрешивших, сказали Ему: Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы сошел с неба огонь и потребил их, то Он запретил им, говоря: не веста, коего духа еста (Лк. зач. 48). И, научая нас, Господь сказал: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный, Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш Небесный отпустить вам согрешений ваших (Мф. зач. 17).

Но ты скажешь: он обидел меня, злословил меня, бесчестил меня пред всеми: злое мыслил, злое творил мне – великое зло сделал мне… Но кто обижен был больше Бога! Кого злословили, бесчестили, хулили больше Бога? Его били, заушали, на Него плевали, Его распяли, копьем пронзили ребра Его… Но Он не гневался и не памятозлобствовал, а и, умирая на кресте, молился за согрешающих, говоря: Отче, отпусти им, не ведят бо что творят (Лк. зач. 111).

Кто, памятозлобствуя и безумно гневаясь, сделал что-либо доброе? Кто, не имея кротости и долготерпения, совершил какую-либо добродетель или показал над кем-либо победу? Никто. Если бы апостолы безумно ярились и гневались на согрешающих, то никого не наставили бы на путь спасения, никого не привели бы ко Христу. Если они когда-либо и оскорблялись на согрешающих, то без всякой ярости и запальчивости, благоразумно с долготерпением исправляли и научали их, молясь о согрешающих Богу.

Пчелиная матка предусмотрительно создана от Бога без жала: если бы она имела жало, всех бы пчел умерщвляла своим угрызением. Вот образ начальникам! Старейшинам никак не позволяется иметь у себя затаенный гнев и ярость, чтобы не убивали всех подчиненных своим яростным нападением. Итак, побеждай зло добром, а не злом, ибо огнем не потушишь огня, а водою и ярости не победишь яростию, но кротостию и долготерпением.

Исправлять кого-либо лучше можно кротостию, чем яростию, лучше милостию, чем гневом. Лучше чтобы подчиненные любили тебя, нежели боялись. Ибо от боязни происходит ложь и лицемерие, а от любви истина и усердие. Если будешь исправлять кого-либо с яростию и гневом, то не только не исправишь, но и себе и ему повредишь. Ярящийся и до безумия гневающийся ничем не отличается от пьяного, ибо ярость и гнев производят исступление ума и всего человека изменяют: гнев бо и ярость, сия суть мерзость, говорит Иисус сын Сирахов.

Ярящийся и гневающийся на кого-нибудь не знает, что говорит. Кто в ярости и гневе скажет иногда что-либо, потом, одумавшись, со стыдом берет свои слова назад. Многие, сделавшие иногда что-либо в ярости и гневе, потом много раскаиваются в этом, ибо допущенная ярость помрачает ум, опечаливает душу, погубляет рассудок и память и, что потом может быть, не допускает видеть. Ярящийся и до безумия гневающийся во всем слеп, но сдерживающий гнев и ярость удобно удержит все злое.

Итак, если случится тебе когда-нибудь раздражаться или на кого-нибудь разгневаться, тогда лучше ничего не говори, но или отойди, или затвори уста свои, дабы не выскочил яростный пламень и не опалил душу и в окружающих тебя не произвел неожиданного смятения. А когда яростный пламень угаснет и сердце будет мирно, тогда спокойно говори, что будет нужно к исправлению. В кротости одно слово твое будет благоприятнее, нежели тысяча слов, сказанных в ярости. Много лучше исправишь кротостию, нежели яростию и раздражением, и другого благоразумно вразумишь, и себе самому принесешь пользу.

Лечение приступов ярости

Чтобы перейти к лечению приступов ярости, необходимо сначала установить причину их появления. Следует научиться отслеживать те моменты, когда злость набирает обороты. В такой ситуации необходимо абстрагироваться от ситуации и начать дышать спокойно. Так делать следует, пока негативные эмоции не пройдут.

Рекомендуется прекратить общение с людьми, которые вызывают отрицательные эмоции. Также здесь поможет частое пребывание на свежем воздухе, отказ от алкоголя, позитивные мысли, успокоение при помощи травяных чаев.

Порой для избавления от негативных эмоций необходимо что-то разрушить или разбить. Позвольте себе сломать вещь, чтобы успокоиться. Также можно заняться физическими нагрузками или отвлечь себя полезной работой.

Как избавиться от злости? Живите настоящим, думайте о будущем, философски относитесь к прошлому. Эта формула поможет вам не только избавиться от ярости, но и прекратить тратить свои силы на ненужные переживания.

  • Живите настоящим. Человек часто вспоминает о прошлом или мечтает о будущем, но довольно редко живет в настоящем. А ведь жизнь проходит именно сейчас. Вы уже прожили прошлое, будущее еще не началось, а настоящее проходит мимо, поскольку вы его не замечаете. Научитесь большую часть времени проводить в том месте, с теми людьми и в тех событиях, которые происходят с вами сейчас и здесь.
  • Думайте о будущем. Чтобы прекратить злиться, подумайте о том, что хорошего вас ждет в будущем. В основном все желания человека обращены в будущее. Вы мечтаете не о прошлом, а о том, что может быть с вами в будущем. Уделяйте некоторое время тому, чего вы вскоре достигнете. Это позволит вам расслабиться и набраться положительных эмоций.
  • Философски относитесь к прошлому. Ни один человек в этом мире не живет в сказке. У каждого индивида есть истории, которые чем-то омрачены и неприятны. Но следует понять, что это жизнь. В материальном мире происходят не только хорошие события, но и плохие. Лишь из-за того, что у вас произошла неприятная история, не нужно расстраиваться. Относитесь ко всему философски: у всего есть причина, следствия вас огорчили, но жизнь продолжается, и вас могут ожидать совершенно иные ситуации и люди.

Злость всегда исходит из того, что вы словно застреваете в каком-то отрезке времени, обычно в прошлом. Не нужно огорчаться из-за того, что уже произошло, тем более что вы уже пережили это. Сегодня у вас происходят совсем иные события. Живите в настоящем, думайте о прекрасном будущем и оставьте прошлое в прошлом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]