Почему ребенок капризничает: ошибки воспитания или болезнь


Причины истерик у детей

Истерика – это состояние сильной возбужденности, которое сопровождается резкой переменой настроения, вспышками гнева и отчаяния, а также потерей самоконтроля. Дети в истерике могут кричать, плакать, падать на пол, стучать кулаками и даже биться головой об стену. Маленькому ребенку тяжело выйти из этого состояния самостоятельно, поэтому истерика может длиться достаточно долгое время. В чем же причины истерик у детей?

  • Переутомление и перевозбуждение. Малыши могут уставать как от монотонных занятий (долгие поездки, интеллектуальная работа), так и от эмоционально насыщенных событий (походы в развлекательные центры, активные и шумные игры со сверстниками, посещение нового для крохи места). Если ребенок устал, вероятность возникновения истерики значительно возрастает.
  • Физический дискомфорт: боль, голод и жажда, духота, перегрев и так далее.
  • Невозможность описать свое требование словами. У маленьких детей часто возникают конфликты и недопонимания со сверстниками из-за того, что они еще не могут выразить свое желание словами. Взрослые тоже не всегда понимают, чего хочет малыш, который еще не умеет или только учится говорить. Непонимание со стороны близких людей часто приводит к истерикам.
  • Стремление к самостоятельности. Если родители, чрезмерно заботясь о крохе, не дают ему проявлять самостоятельность, это может спровоцировать частые истерики. Особенно ярко это проявляется в кризисные периоды развития (1 год, 1,5 года, 3 года).
  • Нехватка внимания. Ребенок, который недополучает заботу и ласку, скорее всего, будет пытаться привлечь к себе внимание различными способами. Истерика редко оставляет родителей равнодушными.
  • Отказы и запреты. В силу эмоциональности и недостаточного развития самоконтроля, дети младшего возраста обычно бурно реагируют на любые препятствия на пути исполнения их желаний.
  • Непоследовательность взрослых. Отсутствие у родителей единой позиции по поводу воспитания ребенка или плавающие границы дозволенного приводят к отсутствию у малыша четкой картины мира, а значит и ощущения предсказуемости и безопасности. В связи с этим появляется капризность и импульсивность.

Даже самые уравновешенные крохи время от времени впадают в истерику, казалось бы, на ровном месте. Наиболее часто это происходит в периоды кризисов 1 года и 3 лет. Если у ребенка старше 4 лет систематически возникают истерические приступы, это может говорить о наличии неврологических нарушений или серьезных ошибок в воспитании.

Почему появляются?

Чтобы определить, как остановить истерику у ребенка, следует знать, из-за чего она появляется. Решение проблемы зависит от того, что является провоцирующим фактором такого поведения. Обычно это возникает от конфликтов в детско-родительских отношениях. Важно учитывать возрастные особенности детей.

Истеричное поведение возникает по следующим причинам:

  1. Если ребенок еще маленький, у него небольшой словарный запас. Поэтому на конфликтную реакцию он будет реагировать истерикой. Как остановить истерику у ребенка в 1 год? Обычно в таком возрасте мамы могут сами устранить это состояние, рассказав малышу что-то интересное или заинтересовав его игрушкой.
  2. Нежелательная реакция возникает при отказе родителей выполнять требование ребенка. Часто это появляется, когда ребенок выпрашивает купить какую-либо игрушку.
  3. Негативное поведение возникает после появления младших сестер или братьев в семье. Таким способом дети желают привлечь внимание родителей, что свидетельствует о ревности.
  4. Истеричное состояние появляется по причине переутомления, например в течение дня у ребенка было много дел, занятий и он просто устал. Как остановить истерику у ребенка в 1,5 года? Необходимо его успокоить и дать отдохнуть.
  5. Истерика может быть при нежелании отвлекаться от любимого занятия. Например, ребенок играет во дворе, а мама зовет его домой.
  6. Данные приступы связаны с недомоганием. Если ребенок еще плохо говорит, то ему сложно сказать о своем самочувствии.

Получается, что у любой истерики есть свои причины. Малыш 3 лет не желает злить родителей, его самого может пугать приступ. Поэтому необходима правильная реакция на детское поведение.

Два типа детских истерик

Некоторые педагоги и психологи разделяют два принципиально отличающихся друг от друга типа истерик у детей: истинные и манипулятивные. За основу данной классификации взят критерий осознанности ребенком своего поведения.

  1. Истинные истерики возникают непроизвольно. Эмоции полностью берут верх над малышом, поэтому он не в состоянии контролировать свои действия, учитывать их возможные последствия, воспринимать уговоры и доводы взрослых. В возникновении данного вида истерик принимают участие нижние отделы мозга (в частности, миндалевидное тело).
  2. Манипулятивные истерики возникают осознанно (в работу включаются верхние отделы головного мозга). Обычно они свойственны детям среднего и старшего дошкольного возраста. Таким способом ребенок хочет добиться желаемого результата. Действительно, когда кроха находится в истерическом состоянии, особенно если это происходит в людном месте или если нужно куда-то спешить, родители часто не находят другого выхода из ситуации, кроме как моментально удовлетворить потребность (или прихоть) малыша. Если взрослые хотя бы несколько раз поддались на подобные манипуляции, скорее всего, такая модель поведения прочно закрепится у дошкольника.

Сталкиваясь с манипулятивной истерикой, или истерикой «верхнего этажа», важно не поддаваться на провокации и четко дать понять крохе, что такой метод заполучения желаемого не является конструктивным. Когда ребенок поймет, что истерика не эффективна, он перестанет вести себя данным образом. Если же истерика ребенка происходит неосознанно (истерика «нижнего этажа»), в первую очередь нужно поддержать малыша и принять его эмоции. Когда эмоциональный всплеск немного сойдет, кроха сможет воспринимать Ваши слова.

Отличить один тип истерики от другого бывает непросто. Но каждый родитель хорошо знает своего малыша и может наблюдать, что является причиной и поводом для истерики.

Родитель игнорирует истерику ребенка

Так происходит, когда взрослые не в состоянии выдерживать эмоции ребенка, им проще закрыться, отстраниться, никак не реагировать. Но для малыша мама с папой – это жизнь, без их заботы он не выживет. Соответственно, когда родители закрываются, он буквально переживает страх смерти и готов сделать что угодно, лишь бы вернуть утраченное расположение. В малом возрасте дети начинают громко плакать, истерить. А в более осознанном возрасте из-за постоянного игнорирования родителей ребенку будет сложно построить здоровые гармоничные отношения с другими людьми.

Екатерина Доманькова

Я думаю, что, совершенно не давая ребенку прочувствовать и осознать свои эмоции, мы также оказываем ему медвежью услугу. Очень важно осознавать, когда пора реагировать, а когда можно дать ребенку шанс прочувствовать неприятные эмоции.

Как реагировать на истерики малыша?

Итак, как нужно вести себя с ребенком, который находится в состоянии истерики? В первую очередь, необходимо понять, чего именно мы хотим достичь: как можно быстрее прекратить «стыдное» поведение (то есть добиться мгновенного эффекта), или же важна долгосрочная перспектива? Безусловно, второе. Взрослые (родители и другие близкие люди) должны научить кроху понимать свои эмоции, выражать их конструктивно, следовать правилам, справляться с трудностями. Этого нельзя добиться, если реагировать на истерику наказанием, игнорированием или просто отвлечением внимания. Вот основные правила, следуя которым, Вы сможете остановить истерику и сохранить доверительные взаимоотношения с малышом:

  1. Как только Вы заметили, что ребенок начинает плакать, дайте ему понять, что Вы слышите его. Не нужно сразу вступать с ним в диалог, достаточно просто повернуться в его сторону.
  2. Чтобы малыш почувствовал, что Вы принимаете его чувства и можете разделить их с ним, подойти к ребенку и опуститесь на его уровень.
  3. Проанализируйте ситуацию и проговорите для крохи его эмоцию: «ты злишься», «ты очень расстроился», «тебе грустно» и так далее. В этот момент, вероятнее всего, ребенок как-то отзовется на Ваши слова, он начнет постепенно осознавать свои эмоции. Можно рассказать ему о ситуации, когда Вы сами испытывали похожую эмоцию.

Истерика развивается волнообразно: сначала резко возникают гнев и ярость, затем, достигнув своего пика, они сменяются грустью и отчаяние, после этого эмоции постепенно утихают.

  1. Постарайтесь выяснить причину, по которой ребенок впал в истерику. Может, у него что-то не получилось, или он очень просит купить какую-то игрушку, или он не ожидал чего-либо и испугался. Причин может быть множество. Если малыш умеет разговаривать, Вы прямо спросите его об этом. Если кроха еще не говорит, попросите его показать, чего он хочет, а также сами указывайте ему на возможные варианты. Ребенок начнет взаимодействовать с Вами и выйдет из замкнутого круга неконтролируемых эмоциональных реакций. Очень важно не оценивать и не критиковать то, что малыш расскажет или покажет Вам, а просто внимательно его выслушать.
  2. Когда ребенок выговорится, и Вы поймете причину его переживаний, спокойно озвучьте ему свою позицию на этот счет. Мнения и возможности взрослых далеко не всегда совпадают с требованиями детей, поэтому нужно не бояться сказать крохе «нет». Говорите спокойно и уверенно, четко аргументируя свою позицию понятным ребенку языком.
  3. Если малыш получил отказ, постарайтесь закончить на позитиве и переключить его внимание на что-то интересное. С детьми дошкольного возраста можно вместе помечтать или построить ближайшие планы.

Профилактика истерик у детей

Чтобы предупредить возникновение истерик, родителям необходимо следовать ряду принципов:

  • Желательно, чтобы ребенок соблюдал режим дня, а также имел достаточно времени на отдых. Для становления нервной системы крохи чрезвычайно важны полноценный сон, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры.
  • Обращайте внимание на эмоциональное состояние малыша. Проговаривайте с ним, что он чувствует в конкретный момент времени и почему. Родители – проводники детей в мир эмоций.
  • Научите малыша выражать свои эмоции конструктивным способом (например, если кроха злится, он может топнуть ножкой, если ребенок умеет говорить, то лучше всего попробовать выразить свое требование словами).
  • Сохраняйте спокойствие. Если малыш будет наблюдать, как его близкие люди впадают в гнев, он будет копировать их поведение.
  • Предоставляйте крохе возможности выбора и проявления самостоятельности. Желание сделать что-то самому – это естественная потребность ребенка, который по мере взросления отделяется от родителей.
  • У малыша не должно быть много запретов. Чтобы ребенок понимал смысл слова «нельзя», под ним должны подразумеваться только самые строгие запреты (например, не выбегать на дорогу, не совать пальцы в розетку). В ваших силах устроить жизнь так, чтобы запрещать что-то крохе приходилось как можно реже. Если ребенка все-таки нужно в чем-то ограничить, обязательно объясните ему причину Вашего решения.
  • Будьте последовательны. Не отменяйте свой запрет, даже если кроха будет вас упрашивать, плакать или кричать. Иногда бывает очень трудно устоять перед негативными реакциями на запрет, но поверьте, изменяя свое решение, вы делаете хуже. Только настойчивость родителей дает ребенку возможность предугадать последствия своего поведения.

Маленькие дети еще не умеют справляться со своими переживаниями самостоятельно, поэтому не оставляйте кроху одного, если что-то его беспокоит. Ребенок должен быть уверен в том, что Вы принимаете его чувства и эмоции и хотите помочь решить его проблему.

Онлайн занятия для развития речи, чтения, когнитивных функций,по методике FAST FORWORD

Согласно статье Национального Научного Совета по Развитию Ребенка (National Scientific council on the Developing Child (2004)), с самого рождения дети быстро развивают способности испытывать и выражать широкий диапазон эмоций. Эмоциональное переживание новорожденных и младенцев чаще всего происходит во время взаимодействия с родителем или воспитателем, например, когда детей кормят, успокаивают и держат на руках. Они испытывают отрицательные эмоции и показывают недовольство, когда испытывают голод, неудобство или одиночество и они испытывают положительные эмоции, когда их кормят, успокаивают, с ними общаются и т.д. Они не могут контролировать выражение переполняющих их эмоций и пока еще не умеют самостоятельно их регулировать.

В статье говорится, что эмоциональная жизнь малышей и дошкольников намного сложнее. Примечательно, что авторы говорят: «Эмоциональное здоровье маленьких детей тесно связано с эмоциональными и социальными особенностями среды, в которой они живут». В то время как различия в темпераменте являются частью их наследственности и индивидуальности, их опыт постепенно накапливается в зависимости от пережитых событий и то, как построится их мозг, зависит от того, как мы научим их контролировать эмоции. Ранние годы детства имеют решающее значение для изучения позитивных способов работы с эмоциональным миром ребенка, поскольку в это время быстро развиваются эмоциональный центр мозга и префронтальная кора (отвечает за сопереживание, рассуждение и самообладание).

Однако это не означает, что у старшего ребенка, который не научился хорошему эмоциональному контролю, будучи дошкольником, сейчас нет надежды на будущее. Мы всегда способны изучать новые навыки и развивать умственные мышцы, необходимые для самоконтроля. Хотя раннее детство — оптимальное время для развития эмоционального интеллекта, для подростка или взрослого научиться контролировать свои эмоции еще не слишком поздно.

К сожалению, как правило, детей наказывают за проявление гнева, а наказания только усугубляют проблему. Вместо того чтобы вместе обсудить негативные эмоции и помочь ребенку справиться с чувствами, родители обычно ставят ребенка в угол, предварительно отшлепав. Драться, обзываться, кусаться и кричать — это все неприемлемые способы выражения гнева, это урок, который дети должны усвоить, но глупо ожидать, что они смогут выражать гнев приемлемыми способами, если мы не покажем им, как.

Все, чему дети могут научиться – подавлять свои чувства, чтобы избежать наказания, когда было бы гораздо разумнее научить их обходиться с чувствами здоровым образом.

Помимо родителей, которые наказывают детей, есть те, которые учат своих детей при вспышках гнева топать ногами, бить подушку или кричать в нее, и т.д. Раньше я думала, что это приемлемые способы, помогающие выпустить гнев, но исследования показали, что подобные действия не помогают успокоиться. Напротив, они продолжают прилив адреналина, который питает враждебность.

Это возвращает нас к главному пункту.

Итак, как помочь разгневанному ребенку успокоиться?

Познакомьте ребенка с новой неприятной эмоцией.

«Тебя переполняет гнев (ты злишься, сердишься), позволь мне помочь тебе». Это необходимо, чтобы в дальнейшем ребенок понимал, что именно он чувствует, чтобы знать, что следует предпринять дальше.

Встретьте гнев сочувствием.

Выслушайте ребенка и покажите, что его чувства важны. Пока ребенок будет говорить, гнев стихнет. На симпатию откликнется его высший мозг, что поможет успокоить низший мозг, откуда гнев берет свое начало.

Вместо того чтобы отправлять ребенка в угол для наказаний, сделайте для него уголок уюта и отправляйте его туда.

Там он может рассматривать книжки с картинками, рисовать, слушать расслабляющую музыку или играть. Не переживайте, такая альтернатива наказаниям не поощряет неприемлемое поведение, она учит важному умению успокоиться.

Научите ребенка правильно дышать.

Даже младенцев можно научить глубоким вдохам и выдохам. Детей постарше можно научить медитативному дыханию.

Практикуйте с ребенком осознанность.

Исследования показывают, что осознанность может помочь детям улучшить свои способности концентрации внимания, успокаиваться, когда они расстроены и принимать более правильные решения.

—————

Займите ребенка играми, требующими концентрации внимания.
Занятия в онлайн программме Fast ForWord не только научат ребенка концентрироваться, но и обеспечат разитие нейронных сетей в участках мозга, ответственных за основные когнитивные навыки ребенка.
Благодаря этому Ваш ребенок быстро и навсегда станет успешным учеником.

—————

Дайте ребенку поиграть с пластилином.

Для большинства детей, тактильные сенсорные действия создают успокаивающий эффект.

Предоставьте ребенку достаточно времени, чтобы снять напряжение.

Рисование, катание по траве, чтение и музыка помогают успокоить нервы перенапряженного ребенка. Напряженный ребенок подвержен риску возникновения вспышек гнева.

Искупайте ребенка в ванне.

В стихотворении художницы SARK говорится «если они раздражены, суньте их в воду» (“If they’re crabby, put them in water.”) Теплая успокаивающая вода – хороший способ поднять ребенку настроение.

Если Вашему ребенку необходимо личное пространство, чтобы успокоиться, предоставьте его.

Только не игнорируйте его, так как у этого бывают крайне негативные последствия. Дайте ребенку знать, что Вы поддерживаете его и доступны для разговора, но уважайте его необходимость побыть в одиночестве.

Предложите ребенку посмотреть на себя со стороны.

Подведите его к зеркалу и попросите его оглядеть себя с головы до ног. Пусть он найдет напряженные части своего тела и расслабит их.

Источник

Выводы

Каждый родитель сталкивается с истериками своего малыша. У одних детей они возникают чаще, у других реже. Пик истерик обычно приходится на ранний и младший дошкольный возраст (1-3 года), старшие дошкольники уже в достаточной степени способны контролировать свои эмоции. В момент истерики будьте рядом с крохой, помогите ему осознать свои чувства, вместе проанализируйте ситуацию и выясните причину истерики. Включив малыша в диалог с собой, Вы препятствуете дальнейшему нарастанию эмоционального напряжения. Только после этого необходимо выразить свою позицию и объяснить ребенку, почему в данном случае Вы принимаете то или иное решение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]