Мораль. Функции морали, ее структура и элементы


Тест с ответами по теме: “Мораль и этика”

I вариант.

1. Этика — это философская наука, которая изучает а) мораль+ б) природу в) бытие г) право

2. Поступок как первичный элемент нравственности НЕ включает в себя … а) намерение б) цель в) последствие поступка г) моральные нормы+

3. В каком аспекте понимается термин «мораль» а) мораль как вид юридической ответственности б) мораль как источник российского права в) мораль как особая форма общественного сознания+ г) мораль как способ достижения цели

4. Юристы за свои действия и решения в профессиональной сфере … а) несут повышенную ответственность+ б) несут такую же ответственность, как и все остальные в) несут пониженную ответственность г) не несут никакой ответственности

5. Мораль как способ регулирования поведения человека в обществе представляет собой … определенный набор прав и обязанностей сторон а) систему принципов и норм+ б) сознание людей в) особую структуру правоотношений

6. Латинское слово «mores» переводится как … а) вежливость б) взаимодействие в) отношения г) нравы+

7. Категория этики, которая характеризует личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности, — это … а) честь б) справедливость+ в) ответственность г) достоинство

8. Понятия морального сознания, в которых требования предъявляемые к людям выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, который вобрал в себя наиболее высокие моральные качества, — это … а) моральные стремления б) моральные законы в) моральные идеалы+ г) моральные догмы

9. Согласно М. С. Строговичу действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения, — это … а) нравственность+ б) этика в) религия г) идеология

10. Моральные принципы относятся к а) только юристам б) только тем людям, которые согласны с такими принципами в) только духовенству г) всем людям+

11. Основные понятия этической науки, которые отражают наиболее существенные элементы морали — это … а) словарь этики б) тезаурус этики в) категории этики+ г) принципы этики

12. Согласно А. С. Кобликову главной функцией морали считается … а) регулятивная+ б) прогностическая в) коммуникативная г) ориентирующая

13. Под термином «моральные нормы» понимаются а) нормы, обеспеченные государственным принуждением б) нормы, принятые среди членов определенной организации в) нормы, регулирующие имущественные отношения, а также неимущественные отношения, связанные с имущественными г) социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе+

14. В моральных отношениях человек выступает в качестве: а) способа регулирования общественных отношений б) субъекта по отношению к обществу, социальной группе и т. д.+ в) предмета исследования г) объекта моральных обязанностей для других+

15. Категории этики — это … а) общую и особенную части этической науки б) понятия этической науки, которые не отражают наиболее существенные элементы морали в) все понятия и термины этической науки г) основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали+

16. Категория этики, которая по своему содержанию противоположна добру, выражает представление о том, что противоречит требованиям морали и заслуживает осуждения, — это … а) зло+ б) справедливость в) благо г) несчастье

17. Субъективное осознание личностью своей ответственности перед обществом, которое выступает как долг и ответственность перед самим собой, — это… а) совесть+ б) счастье в) достоинство г) честь

18. Профессиональная этика играет важную роль, прежде всего для профессий, объектом которых является … а) право б) государство в) человек+ г) культура

19. Категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, основанное на гуманистических идеях – это… а) долг б) достоинство+ в) честь г) репутация

20. Самооценивающее чувство, которое является одним из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей — это … а) добро б) благо в) совесть+ г) справедливость

II вариант.

1. В моральные санкции включены: а) моральное одобрение+ б) государственное принуждение в) юридические санкции г) моральное поощрение+

2. Социальные нормы, которые регулируют поведение человека в обществе, его отношение к обществу и к себе, — это … а) моральные нормы+ б) корпоративные нормы в) коллизионные нормы г) правые нормы

3. Мораль измеряется уровнем а) общественного и индивидуального сознания+ б) технического развития в) благосостояния населения г) материальных потребностей населения

4. Гуманизм это а) бескорыстное служение ближнему б) предпочтение собственных интересов интересам других в) сознательное стремление содействовать общему благу г) признание человека высшей ценностью+

5. Если моральная норма указывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как он должен вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку … а) права и свободы б) возможность осуществления деятельности в) совокупность приемов и способов осуществления деятельности г) общее направление деятельности+

6. Согласно М. С. Строговичу взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении — это … а) этикет б) этика в) право г) нравственное сознание+

7. Под «нравственной этикой» понимается: а) учение о том. как должен поступать человек+ б) учение о закономерностях развития общества в) учение о законах бытия г) учение о нравственной морали

8. Латинское слово «moralis» переводится как … а) справедливость б) ценность в) нравственность+ г) гуманизм

9. Учение о том, как человек должен поступать, каким принципам и нормам обязан следовать — это … а) прогностическая этика б) нравственная этика+ в) эмпирическая этика г) прикладная этика

10. Когда происходит предпочтение собственных интересов интересам других – это … а) эгоизм+ б) идеализм в) материализм г) формализм

11. Как наука сколько по времени существует этика? а) более 20 веков+ б) более 10 веков в) с конца 18 века г) с IV века до нашей эры

12. Что такое этика? а) которая изучает добродетели б) об общепринятых и повторяющихся формах поведения людей в) о морали, нравственности+ г) о нравах, обычаях

13. Выберите, каким этическим нормам уделяется внимание в рамках западной европейской культуры? а) польза, выгода, трудолюбие б) справедливость, добро, благо+ в) честь, свобода, вера

14. Определите, что такое мораль? а) общепринятые в рамках социальной общности (группы)правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации б) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе+ в) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению г) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности

15. Социальные нормы это: а) общепринятые в рамках социальной общности (группы)правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации+ б) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе в) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению г) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности

16. Традиции – а) правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. б) представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций. в) духовно-нравственные правила человеческого общежития, основанные на представлении людей о Боге как творце мироздания. г) наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.+

17. Этический памятник “Домострой” принадлежит этой стране: а) Древней Греции б) Индии в) России+

18. Нормы общественных организаций это: а) наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют. б) правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. в) правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.+ г) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению.

19. “Деонтология” изучает: а) учение о правилах поведения б) учение об общественных нравах и обычаях в) учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики+

20. Основал этику: а) Платон (428-328 до н.э.) б) великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.)+ в) Аристотель (384-322 до н.э.) г) Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.)

Мораль. Функции морали, ее структура и элементы

Лекция №4. Мораль. Функции морали, ее структура и элементы.

Цель лекции: ознакомить с понятием и сущностью морали, основными элементами структуры морали, функциями морали, принципами и нормами морали сотрудника правоохранительных органов.

Вопросы к теме:

  1. Понятие и сущность морали.
  2. Основные элементы структуры морали.
  3. Функции морали.
  4. Принципы и нормы морали сотрудника правоохранительных органов.

1. Понятие и сущность морали.

Мораль (от латинского «moralis» — нравственный; «mores» — нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль — система принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека. Особенностью морали является и то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиций, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и не должном, достойном и недостойном и т.д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласован деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальны законам.

Мораль трактовалась и как исполнение божественных установлений, и как опыт житейской мудрости, и как школа воспитания человека, и как средоточие человеческих добродетелей, и как высшая удовлетворенность индивида своим поведениеи, и как возвышенное служение чести, и как непререкаемое исполнение долга, и как инструмент обеспечения общественной стабильности, и как требование общественной пользы и т.д.

2. Основные элементы структуры морали.

Структура морали состоит из следующих компонентов:

Моральная деятельность – важнейший и определяющий компонент морали, проявляющийся в поступках. Поступок содержит три компонента: мотив – нравственно – осознанное побуждение совершить поступок; результат – материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение; оценка окружающими как самого поступка, так и его результата и мотива.

Моральные отношения – те отношения, в которые вступают люди, совершая моральные поступки. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем приобретают определенные моральные права. Нравственные отношения в служебном коллективе подразделяются на субординированные – отношения между начальником и подчиненным, отношения между коллегами, отношениями с гражданами.

Моральное сознание включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения.

3. Функции морали.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют:

  • регулятивную;
  • воспитательную;
  • познавательную;
  • оценочно-императивную;
  • ориентирующую;
  • мотивационную;
  • коммуникативную;

— прогностическую.

Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная. Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человекам точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать

как гуманистическую.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека, нравственную деятельность.

Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мо тивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание — форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т.п.).

Понятие морали не тождественно понятию морального сознания. Нравственное сознание — это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность — это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения.

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т.д.).

В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т.д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т.д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т.д.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы.

Мораль включает в себя:

  • моральные нормы;
  • моральные принципы;
  • нравственные идеалы;
  • моральные критерии.

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может повлечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций).

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь, честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т.д.).

Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности. Если моральная норма

предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности. К числу моральных принципов относятся:

  • гуманизм — признание человека высшей ценностью;
  • альтруизм — бескорыстное служение ближнему;
  • милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому, в чем-либо нуждающемуся;
  • коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований.

Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то И. Кант характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, «божественного человека внутри нас», с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Функции морали:

Регулятивная функция – функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми является главной и определяющей. Она охватывает ту сферу отношений, которая не регулируется правом, и в этом смысле она дополняет право.

Оценочная функция – любой акт морали определяется той или иной системой ценностей. Предметом оценки под углом морально – аморально или нравственно –безнравственно являются поступки , отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и т.д.

Каталог

(Из переписки с называющими себя джихадистами

и объявившими было крестовый поход против Дулумана.

Полный комплект этой переписки будет размещен на сайте несколько позже)

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Ультиматумы джихадистов

2. Мораль веры в Бога и мораль атеистов.

3. Пять уровней качества морали.

4. Мораль джихадистов? — Судите сами.

1. Ультиматумы джихадистов

В своем вызове то ли на смертный бой, то ли на ристалище, возглавляемое Ересиархом болото крестового джихада, поглощающее во чреве своем людей разношерстых религиозных убеждений (и без всяких убеждений — тоже), ставило, болото, Дулуману жесткий и неотвратимый ультиматум: на любую их писульку отвечать на протяжении 72 часов. После 72 часов …

Уж и не знаю (а знают ли крестоцветные джихадисты?), что для Дулумана последует после 72 часов. «После этого — смерть!» — предупреждал Александр Васильевич Суворов турецких вояк, которые засели в Измаильской крепости. Или по-мичурински: «Нечего ждать милости от природы…джихадистов?». Или: «Своим визгом от побоев, мы опозорим Вас на весь мир за иродово избиение младенцев?»… Да мало ли что взбредет в головы непуганых джихадистов?!

Вон вчера получил от главного Ересиарха письмо с просьбой: на какие письма, на какие атеистические упреки в адрес Библии ему, Ересиарху отвечать.

Ересиарх! Что Вы у меня выспрашиваете?. Вы вызвались публично грызть Дулумана. Грызите. Разве в таких случаях спрашивают: как, с какой стороны и каким образом нападать на намеченого врага? А если уж Вы так серьезно спрашиваете, то я так же серьезно и отвечу: кусайте и грызите меня за мягкое место. Так свои зубки не поломаете…

Я в каждом письме ставлю вам атеистические вопросы. Неужели запамятовали? В котором часу распяли Иисуса Христа? В три часа, как говорит евангелист Марк? Или после шести, как говорит евангелист Иоанн? Кто убил Голиафа Гефеянина: Давид или Елханан?..

Впрочем, у меня достаточно не приятных для богословов атеистических положений в Лекции о Библии, в моих ответах на ваши выпады, в других моих материалах, которые существуют на сайтах. И не кричите «Ложь!». «Вранье», «Хамство!» в адрес атеизма, а покажите, где — ложь?, где — вранье?, где — хамство?

2. Мораль веры в Бога и мораль атеистов.

Сравните свои высказывания в адрес атеизма и атеистов с нашими высказываниями в адрес верующих. Мы ни разу их, верующих, не унизили. Мы понимаем и ценим их личные мировоззренческие убеждения. А вы об атеистах хоть одно доброе слово сказали? Для вас атеист — это, прежде всего, гнусный аморальный тип. А вот верующий, по вашему мнению, — это всегда высокоморальный человек.

А почему это вы так думаете? Что?, во имя Аллаха, Саваофа, Будды, Иеговы верующие не уничтожали друг друга? Высокоморальные верующие высокоморальный верующих? А Вы видели когда-нибудь, чтобы атеисты уничтожали другу друга во имя своего атеизма против атеизма другого человека? По вашей логике, атеисты давно должны были бы перегрызть друг другу глотки. А к вашему сожалению — не перегрызают; терпят друг друга и снисходительно благоволят к верующим.

Когда вы судите о морали атеистов, то вы на место атеиста ставите самого себя. Вот, будь вы атеистами, то вы бы совершали все те гнусности, в которых сейчас обвиняете атеистов.

В вашем, джихадисты, обмене мнениями по поводу того, как задурить Дулумана (я уже ответил вам публично на ваши благочестивые и весьма богоугодные замыслы) Геннадий Кардиналов (или Комендантов) пишет, что аморальность атеистов обусловлена тем, что они ни перед кем выше себя за свое поведение не отвечают. Как это не отвечают? Мораль — это всегда ответственность за свое поведение. Но уровень этой морали всегда определяется тем, перед кем личность чувствует свою ответственность.

3. Пять уровней качества морали.

1.Высший уровень морального поведения достигается тогда, когда человек поступает морально в силу того, что его такова природа. Он, в идеале, должен поступать хорошо, морально, не потому, что ему Бог или кто-то другой даст пряничек или даст по шее. Человек за свое поведение ответственен прежде всего перед самом собой. И только в таком случае его мораль есть подлинной, без какой-либо шкурной примеси, моралью. Это осуществление того, что Иммануил Кант называл Моральным императивом, Моральной максимой. Здесь личность человека никогда не выступает средством для Бога, для общества, для других людей для достижения целей, лежащих вне личности данного человека. Это и есть высший уровень и высшее качество морального поведения. Оно может быть присущим только атеисту. И только! Этот уровень морали достигается путем воспитания, обучения и самовоспитания. Не будем говорить, что такой уровень достигается легко. Очень трудно!…Впрочем, сейчас не буду говорить о реализации морального идеала. Это тема отдельного разговора.

2. Следующий, тоже еще высокий, уровень морального состояния — это состояние той морали, которая измеряется общественной пользой, службой для других. (Первый, самый высокий уровень морали включает в себя и элементы общечеловеческой морали, общественной морали. Первый, самый высокий уровень морали включает в себя все то, что есть морального во всех низших уровнях морали, будучи очищен от сомнительных, аморальных, примесей.) На этом, втором, уровне морали человек видит свои моральные постулаты в служении обществу, выживанию и процветанию рода человеческого (См. мою «Теорему о смысле жизни»). Общество, в свою очередь, требует от личности самопожертвования, не считаясь с его желаниями, с его личными интересами. На этом уровне высокой морали мы видим героев, подвижников и всех тех, благодаря которым общество (и человечество) существует, живет и движется.

3. Третий, ниже среднего уровень морали зиждется на страхе наказания и жажде награды от общества (других людей). Воспитателем и показателем уровня морали здесь служит Уголовный кодекс, публичные награждения и признания, чувство долга перед родителями и прочее и прочее. Напакостил обществу или людям, общество и люди (друзья, родители, сотрудники) тебя наказывают; сделал доброе дело, ведешь себя прилично — награждают. Награждают и наказывают материально, телесно и духовно, морально… Вот в рамках этой усредненной морали и болтается в буднях человечество.

4. Четвертый, низкий уровень морали, — это та мораль, которая формируется религией. Этот низкий уровень мораль называется моралью религиозной. В этой морали присутствуют (удерживаются) элементы общечеловеческой морали, но эти общечеловеческие элементы морали преподносятся человеку от имени Бога, как нечто чуждое, продиктованное извне, насильно навязываемое человеку и обществу поведение. В насаждении религией элементов общечеловеческой морали есть свои плюсы и свои минусы. Плюсы в том, что человеку преподносится то и такое поведение, которое прошло многовековое испытание, оправдало себя на деле, было и есть эффективным для жизнедеятельности личности и общества. Освячивание именем Бога элементов общечеловеческой морали подымает те или иные правила морального поведения на высоту Непререкаемых и неизбежно Обязательных. Таким образом те или иные элементы морального поведения подкрепляются высочайшим авторитетом Бога.

Но минусы этого божественного освещения морального поведения заключаются в том, что божественное освящение мешает человеку познать сущность морального поведения, как поведения человеческого, а не божественного. Это освящение также консервирует в обществе обычаи и пережитки прошлого. Оно мешает развития самой морали. В этом плане религия, например, культивирует пренебрежительное отношение к женщине, к чужеплеменнику и иноверцу, мешает увидеть в посте или в праздновании вред и пользу и так далее. В религиозной морали человек должен вести себя согласно изложенной церковниками воле божьей. А мораль — это не только хорошее поведение, но и свободное волеизъявление. В религиозной морали человек лишен выбора, следовательно — лишен и подлинного морального поведения, даже в том случае, если религиозные рекомендации моральны по своему содержанию.

Обобщая сказанное, следует сказать, что религия, как форма общественного сознания, содержит в себе элементы общечеловеческой морали, — элементы того морального поведения, которые исторически выработаны и в силу традиции удерживаются в том или ином конкретном обществе ( в обществе европейцев, или арабов, или китайцев, или евреев, или в племени биндибу…).

5, Самым низким уровнем мораль, которая зачастую смыкается с аморальностью, является мораль, которая основана исключительно на личной вере в Бога. ( Как атеист, мне хочется сказать, что Бога нет, и вера в существование этого Бога является верой в корне, от начала- и до конца, ошибочной; что на ошибочных верованиях может быть построена только ошибочная мораль. Мне хочется все это сказать, но я сейчас всего этого говорить не буду.) Своих оппонентов я прошу внимательно вчитаться в написанное: » мораль, которая основана исключительно на личной вере в Бога». Здесь не говорится о морали религиозной. Религиозная мораль — это мораль, которая зиждется не на личной вере человека в Бога, а на религии как форме общественного сознания. Личная вера в Бога оказывает свое влияние на личность верующего человека. А религия как форма общественного сознания оказывает свое влияние на общество, в том числе и на людей, которые не верят в Бога.

У верующего человека создается иллюзия, что его поведение подвластно и диктуется самим Богом. На самом же деле у верующего сам Бог является отражением и показателем его, верующего, собственного мировоззрения и своего, верующего, собственного морального облика. Бог в таком случает не диктует лично верующему поведения, а служит для верующего оправданием своего поведения. Опять вчитайтесь в сказанное: не Бог диктует лично верующему его поведение, а наличное поведение (и плохое и хорошее) верующего оправдывается Богом этого верующего. И нет такого поведения, которого не оправдал бы Бог лично того или иного верующего. Во имя своего Бога верующий может делать все: истязать себя, раздать свое имущество нищим, ограбить ближнего своего, напакостить обществу, трудится для ближнего своего… Но в любом его моральном поведении всегда присутствует сугубо личный интерес. Доброе людям обществу такой верующий делает не потому, что ему так дорого общество или его ближние, а потому что так ему говорит его Бог и его же Бог за это обещает верующему и то и сё, и такое и эдакое… Бог обещает за любое поведение верующего все, чего его, веруующего, душенька желает: рай, прощение грехов, возведение во святые, — и все, все, что его душе угодно. В поведении строящего свою мораль на Боге (которого, конечно, нет) верующего (который, конечно, есть) на первом месте стоят его собственные шкурные интересы. Ведь поскольку Бог у него лично его, то этот Бог органически связан так же с лично его, верующего, интересами.

Особенно разлагающе на моральный облик верующего, строящего свою мораль на своей личной вере в Бога, оказывает христианское учение о прощении… Вынужден изложить в вкратце христианское учение о спасении: о спасении души человека, в котором, спасении, верующий видит смысл своей жизни.

Христианство, опираясь на Библию, учит, что нет человека без греха, что каждый человек — грешен. (Не вынуждайте меня сейчас приводит библейские цитаты и церковные каноны в подтверждение именно высказанного мной учения христианства. Это я сделаю в другое, удобное, время.) Итак, все люды грешны. А спасутся, попадут в царство божье, в рай, только люди безгрешные, святые. А если все люди грешны, то никто из людей не может быть святым и не может попасть в Царство Божие, не может спасти свою душу. Выход из положения христианство и Библия видят в покаянии человека. «Покайтесь — и спасетесь», — учит Евангелие. Оно же, Евангелие, говорит, что нет такого греха, которого Бог не простит кающемуся человеку. Но надо покаяться. Покаяться в своих грехах. А чтобы каяться в грехах, то эти грехи надо наработать. Нет греха — нет покаяния. Нет покаяния — нет спасения. Исходя из этих христианских моральных догм, знаменитый Гришка Распутин учил: «Не согрешишь — не покаешься. Не покаешься спасешься. А поэтому: больше греши — больше будешь каяться — скорее в царство божье попадешь!»

Покаяние, конечно, — хорошее дело. Хорошее дело, но никак не в религиозном видении этого покаяния. Если общество, друзья требуют от члена общества покаяния в содеянном и удовлетворяются этим, то это имеет положительный моральный эффект. Здесь ты обществу, людям напакостил — перед обществом, перед людьми публично выразил осознание своей вины, понес определенное моральное наказание, подвергся, так сказать, моральному износу. А при морали, которая основана на личной вере в Бога, ситуация в корне отличная и эффект покаяния — чисто отрицательный. Здесь, при личной вере в Бога выходит такая картина: человек пакостит обществу, своим ближним, а моральный износ покаяния переживает перед Богом. Одному напакостил, а другому Всепрощающему покаялся — и считай себя святым, считай себя высокоморальным человеком. Такой верующий ходит с глубоким убеждением: «Я, действительно, нагрешил людям, обществу, но я покаялся в своем грехе Богу. Бог меня простил. А если меня Бог простил, то я перед Богом чист. А если я чист перед Богом, то для меня не имеет никакого значения, что думают обо мне люди, как они оценивают мое поведения. Для меня мой лично Бог — все, а люди — ничто».

Впрочем, думающие посетители сайта далее смогут и сами анализировать ситуацию поведения человека, основывающего свою мораль на личной вере в Бога; людей, которые за свое поведение ответственны перед Богом, но не перед Обществом, ближними своими, я уже не говорю — перед Величием своей личности и своего предназначения. Вопить на молениях: «Аз есмь червь, а не человек, поношение гобзующих и уничижение людей» (Я червь, а не человек, — поношение у людей и презрение в народе» — Псалом, 21:7) и оставаться червяком, поношением у людей и презренным в народе — это не уж какое моральное достоинство. Один педагог сказал: «Если человека десять раз подряд назвать свиньей, то он захрюкает, собакой — залает.»

4. Мораль джихадистов? — Судите сами.

И в заключение, для иллюстрации, предлагаю посетителям сайта порассуждать над письмом участника крестово-джихадовского похода против аморальных атеистов и по этому письму определить уровень морали человека, опирающего мораль на личную веру в Бога. Речь пойдет о Валентине Ефимове. Я не знаю, какая роль отведена ему самим Ересиархом в иерархии крестово-джихадовской малины. По-видимому он среди них — шестерка, нижайшая ступенька. Он рассылает джихадовские письма, разыскивал (и нашел) меня по электронных адресах, который у меня сменился. Он нашел мой новый адрес (хотя и старый мой адрес работает), заслал мне четыре раза письмо, а когда я ответил на все его четыре письма, он начал действовать по алгоритму морали, которая зиждется на личной вере в Бога. Открещиваясь от шестеричной роли в джихадовской малине, он мне с угрозами пишет:

Для тех, кто в танке, повторяю в последний раз: учитесь различать авторов и отправителей писем. Вступать в какую-либо переписку с хамами, чьим ярким представителем является Дулуман, никакого желания не имею. Впредь просьба на мой адрес ничего не писать — адрес ересиарха вам известен, ему и пишите. При получении последующих писем на мой адрес будете огребать мейл-бомбу или своп. Или еще что-нибудь похуже.Dixi Best regards, Efimov

Мне, не доучившемуся до современного компьютерно-интернетовского жаргона профессору, совершенно неведомо, что такое «мейл-бомба»?, что такое «своп»?, а вообразить что-нибудь похуже моего возраста я сейчас не в состоянии. Но Ефимову я благодарен за предоставленную мне иллюстрацию того, каких «высокоморальных» личностей, которые «ответственны перед Богом» воспитывает мораль, опирающаяся на личную веру в Бога. Спасибо, Валентин. И не стесняйся — орудуй своими ваххабитскими бомбами да свопами и демонстрируй этим безответственным перед Всевышним атеистам несравненное превосходство своей морали на основании своей личной веры в Бога.

С уважением к мечущимися между уколотым самолюбием и несуществующим Богом – Евграф Дулуман.

( Оновлено 26 октября 2007 года)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]