Интуиция как элементы процесса познания


Что такое интуиция

Это Интуиция / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко / Большой психологический словарь способность быстро понять или узнать что‑то с помощью чувств без необходимости думать или применять логику. Интуиция работает, когда вас терзает плохое предчувствие или вы, оказавшись перед сложным выбором, случайно принимаете верное решение. Обычно интуиция субъективна, проявляется спонтанно и, как может показаться, независимо от вашего мнения.
В Telegram-канале «Лайфхакер» только лучшие тексты о технологиях, отношениях, спорте, кино и многом другом. Подписывайтесь!

В нашем Pinterest только лучшие тексты об отношениях, спорте, кино, здоровье и многом другом. Подписывайтесь!

При этом она встречается чаще, чем можно подумать. Например, опрос M. Maidique. Decoding intuition for more effective decision‑making / Harvard Business Review 36 руководителей показал, что 85% из них полагаются на неё при принятии решений. Есть также исследование R. Nalliah. Clinical decision making – choosing between intuition, experience and scientific evidence / British Dental Journal , что стоматологи используют чутьё даже чаще, чем следовало бы.

§ 4. Формы интуиции

На сегодняшний день существует множество разрозненных, не приведенных в какую-либо систему подходов к определению того, в какой форме проявляется интуиция.

4.1. С точки зрения самого субъекта восприятия, это субъективная и объективная формы

Субъективная — это восприятие бессознательных психических данных субъективного происхождения. Объективная форма — это сублиминальное восприятие фактических данных, исходящих из объекта, сопровождаемое сублиминальными мыслями и чувствами.

4.2. Чувственная и интеллектуальная формы интуиции

Способность человека различать и отождествлять предметы окружающего мира и их простые комбинации является интуитивной. Классическим интуитивным представлением об объектах является представление о наличии вещей, свойств и отношений. Прежде всего имеются в виду объекты, которые чувственно воспринимаются либо в окружающей действительности, либо в реальности внутреннего мира образов, эмоций, желаний и т.п.

Таким образом, самой простой формой интуиции, играющей важную роль на начальных стадиях творч- [143] еского процесса, является чувственное созерцание, или пространственная интуиция. (В определении математиков «категориальная»). С ее помощью образуются первоначальные геометрические понятия о фигурах и телах. Такой же чувственно-практический и интуитивный характер имеют и первые простейшие суждения арифметики. Все элементарные соотношения арифметики, типа «5+7=12», воспринимаются в качестве абслютно достоверных. Действительная, изначальная уверенность в истинности такого рода утверждений идет не от доказательств (хотя они в принципе и возможны), но от того обстоятельства, что эти утверждения являются элементарными предметно-практическими констатациями, фактами, данными предметно-практически.

Заключения также берутся как непосредственные очевидности, нечто безусловно данное. Логический анализ принимает во внимание, но никогда не отвергает такого рода констатации. Такой тип интуиции математики называют «предметной», или «праксеологической».

Несколько своеобразным видом интуиции является перенос признаков, имеющих общее значение для некоторого класса предметов, на новые предметы этого класса. В математике она получила название «эмпирической» интуиции. В логическом плане эмпирическая интуиция представляет собой скрытое заключение по аналогии, и она не обладает большей достоверностью, чем аналогия вообще. Полученные таким путем заключения проверяются с помощью логического анализа, на основании которого они могут быть отвергнуты.

Доверие к результатам чувственной интуиции было подорвано после того, как в математике возникло большое число понятий и теорий, противоречащих повседневной чувственной интуиции. Открытие непрерывных [144] кривых, не имеющих производных ни в одной точке, возникновение новых, неевклидовых геометрий, результаты которых в первое время казались не только противоречащими обыденному здравому смыслу, но и невообразимыми с точки зрения интуиции, основанной на евклидовых представлениях, концепция актуальной бесконечности, мыслимой по аналогии с конечными множествами, и т.п. — все это породило глубокое недоверие к чувственной интуиции в математике.

В настоящее время считается общепризнанным, что в научном творчестве решающая роль принадлежит интеллектуальной интуиции, которая, однако, не противопоставляется аналитической, логической разработке новых идей, а идет с ней рука об руку.

Интеллектуальная интуиция совершенно не опирается на ощущения и восприятия, даже в их идеализированной форме.

В математических рассуждениях, прежде всего в элементарных дискурсивных переходах, т.е. в заключениях «из определения», а также в заключениях по логическим схемам транзитивности, контрапозиции и т.п., без явной формулировки этих схем присутствует так называемая «логическая» интуиция. Логическая интуиция (достоверность) относится также к устойчивым нереализуемым элементам математического рассуждения.

На основании разделения ситуаций интуитивной ясности выделяют два основных типа интуиции: аподиктическая, результаты которой не подвергаются пересмотру с точки зрения логики, и ассерторическая, имеющая эвристическое значение и подчиненная логическому анализу. [145]

Одной из наиболее продуктивных форм интеллектуальной интуиции является творческое воображение, с помощью которого как раз и создаются новые понятия и формируются новые гипотезы. Интуитивная гипотеза логически не следует из фактов, опирается в основном на творческое воображение.

Иными словами, интуиция в математическом творчестве выступает не только в качестве целостной, объединяющей идеи, в известной мере завершающая цикл исследования, но и как догадка, нуждающаяся в дальнейшей разработке и проверке с помощью дедуктивных, доказательных методов рассуждения.

4.3. Конкретные и абстрактные формы интуиции

Конкретная интуиция — восприятие фактической стороны вещей, абстрактная — восприятие идеальных связей.

4.4. Концептуальная и эйдетическая формы интуиции

Концептуальная формирует новые понятия на основе имевшихся ранее наглядных образов, а эйдетическая строит новые наглядные образы на базе имевшихся ранее понятий.

4.5. Функции интуиции

Первичная функция интуиции — простая передача образов или наглядных представлений об отношениях и обстоятельствах, которые с помощью других функций или совсем недостижимы, или могут быть достигнуты «на далеких окольных путях».

Интуиция может выступать как вспомогательное средство, действующее автоматически, когда никакие другие не в состоянии открыть выход из положения.

Как работает интуиция и зачем она нужна мозгу

Сегодня наука считает интуицию сложным инструментом сознания, который рождается из взаимодействия органов чувств, разума и опыта и играет весомую роль в познании и принятии решений.

На протяжении всей нашей жизни мозг замечает Lufityanto G., Donkin C., Pearson J. Measuring Intuition: Nonconscious Emotional Information Boosts Decision Accuracy and Confidence / Psychological science закономерности, связывает факты и явления между собой, создаёт на их основе шаблоны. Чаще всего это происходит непреднамеренно и неосознанно.

На таких ассоциациях и работает интуиция. Она выдаёт подсознательную эмоциональную информацию до того, как мы примем сознательное решение, и помогает нам не тратить лишние ресурсы на обдумывание. Так мы учимся прогнозировать самые разные вещи, вплоть до последствий своих поступков и поведения других людей.

По сути, это иной M. Pigliucci. Answers for Aristotle: How Science and Philosophy Can Lead Us to A More Meaningful Life метод познания и мышления, который похож на инстинкт. Хоть интуиция и не всегда точна, зато работает очень быстро и не требует особой концентрации.

При этом нам свойственно M. Hutson. 8 Truths About Intuition / Psychology Today как придавать интуитивным убеждениям больше внимания, чем следовало бы, так и недооценивать их. Например, мы нередко доверяемся первому впечатлению, что рождает предрассудки. Или отказываемся от первоначального правильного решения, считая его спонтанным, в пользу неверного.

Лекция 3. Познание и виды знаний

Составным компонентом мировоззрения является знание– результат познавательной деятельности человека; форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Познание– это процесс получения нового знания, отражения объективной реальности в сознании человека. Познание – это особый вид деятельности, предполагающий наличие субъекта познания (человек, коллектив, всё общество) и объекта познания (явления и предметы действительности, процессы, общество, внутреннее состояние человека и т.п.). Примером познавательной деятельности может быть исследовательская работа известного польского астронома Н. Коперника — он открыл гелиоцентрическую систему (движение Земли вокруг Солнца, а не наоборот, как думали ранее). Результатом его деятельности стало знание, которое до сих пор является основой астрономии. Познавательной деятельностью является и учёба в школе, поскольку учащиеся получают новые для них знания.

В науке до сих пор идут споры относительно возможности исчерпывающего (полного) познания мира. Можно выделить три направления в философской науке, по-разному трактующих познаваемость мира: — агностицизм- философское направление, отрицающее возможность полного познания мира. Агностики считают, что познание не даёт достоверных сведений о мире. В мироздании есть немало аспектов, которые познать просто нельзя — человек не обладает возможностями для их познания; — скептицизм- философское направление, которое не отрицает принципиальной возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. Скептики отмечают, что мир познать можно, но крайне сложно: часто человек, осуществляя познание, приходит к заблуждению, сам того не понимая; — гностицизм(оптимизм) — философское направление, утверждающее принципиальную познаваемость мира, отмечающее, что пределом познания в настоящее время является только уровень развития техники, методики познания. Будут развиваться техника, методы, средства познания — будут расширяться границы познания мира. Эти границы условны, и их можно расширить до пределов абсолютного знания о мире.

Выделяют несколько видов познания: 1) обыденное– это познание, которое «вплетено» в жизнедеятельность человека, осуществляется не целенаправленно, в процессе совершения бытовых действий человеком. Например, когда-то каждый из нас узнал, что такое «горячо», просто коснувшись кипящего чайника – не специально, не целенаправленно.Наиболее активно такое познание осуществляется в детстве, юности; 2) мифологическое– это познание, которое опирается на мифы, сказания. Миф – это сказание, в образной форме повествующее о сотворении мира, его происхождении, развитии, богах, героях. Такое познание характерно для первобытного общества и также не является целенаправленным. Первобытные люди основную массу знаний получали из мифа, слепо веря ему; 3) религиозное– это познание с опорой на религиозные тексты, источники (Библия, Коран и т.п.), оно предполагает акцент на этических вопросах, смысле жизни и т.п. Может быть как целенаправленным, так и не целенаправленным. Глубоко верующие люди значительную часть знания и сегодня приобретают в процессе чтения и толкования священных книг, пытаются применить это знание на практике — это является примером религиозного познания; 4) художественное– познание, основой которого является отражение объективной реальности в художественных образах, символах, знаках. Чаще всего такое познание осуществляется в искусстве. Работая над картиной или рассматривая её, человек познаёт смыслы, эмоции, заложенные в ней; 5) научное– это целенаправленное познание, осуществляемое специальными методами научного познания. Такое познание предполагает получение и перепроверку истинных знаний. Чаще всего таким познанием занимаются учёные; 6) учебное– вид познания, близкий по смыслу научному. Учебное познание также целенаправленное, может осуществляться с применением отдельных методов научного познания, но его цель – получение знания отдельным человеком, которое уже известно в науке; обучение личности. В вузе студенты часто применяют методы научного познания, например, наблюдение с помощью микроскопа, повторяют действия учёных, получают при этом то знание, которое уже давно известно в науке; 7) паранаучное– это целенаправленное познание, осуществляемое вроде бы научными методами, либо вымышленными способами, похожими на действия учёных, но не признанное наукой. Например, астролог, составляя астропрогнозы, работает над картой звёздного неба, проводит измерения, но результат его познания не признан наукой; 8) социальное познание– это познание обществом самого себя, осмысление того, кто «мы». Результат социального познания – представление общества о себе самом, о своей истории, настоящем положении и будущем. В таком познании объект и субъект совпадают – это общество; 9) самопознание– познание человеком самого себя, своего внутреннего мира, психики, внешних особенностей и т.п. Самопознание может быть как целенаправленным, так и не целенаправленным. Важнейшим механизмом самопознания является рефлексия – отражение в сознании последствий собственных поступков, обдумывание своего поведения. В самопознании субъект и объект также совпадают — человек познаёт сам себя.

Перечень таких видов познания является открытым – в учебной литературе можно встретить и другие классификации видов познания.

Познание – процесс противоречивый, изменчивый, зависящий от множества факторов. Чаще всего сразу предугадать результат познания невозможно до его получения.

Выделяют формы познания: 1. Чувственное познание– это познание с помощью органов чувств – зрения, осязания, слуха и т.п. Чувственное познание выражается в формах: — ощущение– отражение отдельных свойств предмета, явления, как правило в первые секунды контакта с ним органами чувств. Пример: впервые увидев картину, человек отразил в своём сознании, что она большая и на ней много красного цвета — это были самые яркие её черты; — восприятие– отражение целостного облика предмета при непосредственном его воздействии на органы чувств; целостный облик предмета, воздействующий на органы чувств. Восприятие чаще всего осуществляется при довольно длительном контакте с предметом. Пример: человек продолжает рассматривать картину – каждую её деталь, художественный элемент. Видит, что на ней нарисовано. В сознании человека формируется целостный облик этой картины; — представление– сохранение и воспроизведение в сознании обобщённого образа предмета без непосредственного контакта с ним органами чувств; чувственно-наглядный образ предмета, сохраняемый в памяти. Пример: человек, рассмотрев картину, ушёл из музея. Вечером он вспоминал об этой картине, она произвела на него впечатление. 2. Рациональное познание – это познание с помощью разума. Оно выражается в следующих формах: — понятие– слово, термин, мысль, отражающие существенные признаки объекта познания. Пример: картина. Услышав это слово, человек сразу представит что-то плоское, разноцветное, прямоугольное, предназначенное для размещения на стене или ином вертикальном пространстве; — суждение– мысль, выраженная во фразе, предложении, которая устанавливает связь между двумя или более понятиями; мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете. Пример: картина, которую рассматривал человек, находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Здесь мы установили связи между понятиями «картина», «человек», «Русский музей»; — умозаключение– получение нового знания на основе связи двух или более суждений; иными словами – вывод. Пример: первое суждение — картина, которую рассматривал человек, находится в Русском музее Санкт-Петербурга; второе суждение – все картины, выставляемые в Русском музее, принадлежат кисти русских авторов. Следовательно – картина, которую рассматривал человек, создана русском автором.

В ходе чувственного познания человек формирует чувственно-наглядный образ предмета, при рациональном познании — абстрактное, обобщённое знание. В науке ведутся споры о значимости этих форм познания. Выделяются два направления в трактовке значимости этих форм познания: — эмпиризм- направление в философии, признающее опыт, чувственное познание единственно достоверным источником знаний о мире. Представители эмпиризма считают, что в ходе рационального познания истина искажается, знание становится недостоверным; — рационализм- философское направление, признающее разум главным источником познания.

Эмпиризм и рационализм — две крайности в понимании значимости чувственного и рационального познания. В реальности эти формы познания нельзя противопоставлять. Невозможно изучить разумом то, что не было изучено чувствами, а без рационального познания изучение предметов органами чувств не приведёт к глубокому знанию. Знание является результатом единства чувственного и рационального познания действительности.

Своеобразной формой познания, занимающей промежуточное положение между чувственным и рациональным познанием, является интуиция — непосредственное постижение истины в результате «озарения», внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция — это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.

В научном познании, а иногда и в некоторых других видах познания, выделяют уровни: — эмпирический уровень – предполагает цель собрать, описать, выделить отдельные факты, зафиксировать их для того, чтобы потом, на теоретическом уровне, уже получать выводы. — теоретический уровень– преследует цель обобщить собранные факты, исследовать их, установить закономерности между ними и получить новое знание, сделать выводы. Пример: учёный-биолог изучает зависимость высоты деревьев от климата. Он предполагает, что в местности с тёплым климатом деревья в среднем выше. Чтобы это доказать, учёный поехал в южные края, измерил высоту 1000 деревьев, записал в тетрадь. Это был эмпирический уровень. Далее, уже в кабинете, биолог рассчитал среднюю высоту деревьев в разных местностях, сравнил, получил доказательства гипотезы – предположения, которое он сделал раньше. Это был теоретический уровень научного познания.

Обратимся теперь к результатам познания – т.е. знанию. Знание- результат познания, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения и воспроизведения в идеях, законах, теориях предметов реального мира и взаимосвязей между ними. Его тоже можно классифицировать на виды примерно в соответствии с видами познания. Итак, выделяют виды знания: — житейское (или обыденное)– приобретается в результате обыденного познания, предполагает большую долю здравого смысла, может включать стереотипы, искажающие истину; — мифологическое– знание мифа, вера в его истинность; — религиозное– формируется в результате религиозного познания; — художественное– формируется в результате отражения в сознании объективной действительности через художественные образы; — научное– целостное знание о мироздании, либо об отдельных процессах и объектах действительности, полученное в результате научного или учебного познания; — паранаучное– «околонаучное» знание, не признанное современной наукой – астрология, алхимия, футурология («наука» о будущем) и т.п.

Видеолекция по теме:

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Стоит ли доверять интуиции

Учёные говорят Lufityanto G., Donkin C., Pearson J. Measuring Intuition: Nonconscious Emotional Information Boosts Decision Accuracy and Confidence / Psychological science , что интуиция может помочь принять решение, в котором вы не будете потом сомневаться.

Например, голландские психологи в 2006 году пришли к выводу, что интуиция хорошо работает, когда нужно учесть много факторов. Они выяснили Dijksterhuis A., Bos M.W., Nordgren L.F., et al. On making the right choice: the deliberation‑without‑attention effect / Science (New York, N.Y.) , что те, кто при покупке автомобиля или жилья руководствовался своим чутьём, в 2,5 раза чаще довольны приобретением, чем те, кто долго сопоставлял плюсы и минусы. Специалисты назвали интуицию «обдумыванием без внимания».

Но это вовсе не значит, что нужно отказаться от рационального мышления.

Интуиция может подвести, так как она создаёт M. Pigliucci. Answers for Aristotle: How Science and Philosophy Can Lead Us to A More Meaningful Life только предварительные гипотезы, которые нуждаются в проверке. «Шестое чувство» во многом опирается на эмоции, и его прогнозы часто субъективны. Например, наше чутьё могут затуманивать негативный опыт детства, комплексы, страхи, психические травмы. Кроме того, интуиция вряд ли пригодится в тех областях, в которых человек не разбирается. Или же в плохо предсказуемых сферах, как, например, мировая экономика.

Точность интуиции зависит от многих вещей, и каждому надо решить самостоятельно, стоит ли на неё полагаться. Считается M. Pigliucci. Answers for Aristotle: How Science and Philosophy Can Lead Us to A More Meaningful Life , что самые верные подсказки чутьё даёт тогда, когда мы позволяем ему свободно работать: не рассуждаем и действуем «на автопилоте».

§ 3. Природа интуиции

Работа творческой интуиции, достижение озарения представляют как наиболее загадочные явления, и так как интуиция, по существу, — процесс неосознаваемый, она с трудом поддается не только логическое анализу, но и вербальному описанию.

Озаренная светом разума, интуиция предстает в виде выжидательной установки, созерцания и всматривания, причем всегда только последующий результат может установить, сколько было «всмотрено» в объект и сколько в нем действительно было заложено.

Все творческие задачи можно грубо разделить на два класса: решаемые средствами произвольного логического поиска и те, ход решения которых не вписывается в логику сложившейся системы знаний и поэтому принципиально не поддается алгоритмизации. Тогда в первом случае, если предшествующая фаза не дает адекватных готовых логических программ, естественно, включается интуиция. Кроме того, интуитивное решение может пониматься и как одна из фаз в механизме творчества, следующая за произвольным, логическим поиском, и требующая последующей вербализации, а возможно, и формализации интуитивного решения.

На сегодняшний день все еще не имеется общепринятой концепции, которая давала бы возможность рассматривать и анализировать механизм действия интуиции, но можно выделить отдельные подходы. [140]

1. Сфера интуиции — это «сверхсознание человека», достигаемое «прорывом» сквозь ментальную оболочку в иные слои. Для объяснения природы сверхсознания используется понятие энграмм (следов в памяти субъекта), трансформация и рекомбинация которых составляют нейрофизиологическую основу сверхсознания. Оперируя энграммами, рекомбинируя их, мозг порождает небывалые комбинации прежних впечатлений. Фонд энграмм, — а это внешний мир, опрокинутый в организм человека, — обеспечивает относительную автономию и свободу последнего, однако, невозможность выйти за пределы энграмм ставит предел этой свободы.

2. Объяснение механизма интуиции ищут в «мире подсознания», в котором накапливается вся история и предыстория процессов, практически не проявляющих себя, и отбор различных вариантов решений направляется подсознательными установками. В силу того, что на стадии отбора играют роль интуиция, спонтанность, свободное движение ума, возможно присутствие непредскауемых и случайных элементов. Эффективность решения усиливается особой мотивацией, более того, когда исчерпаны нерезультативные приемы решения задачи и чем менее автоматизирован способ действия, а поисковая доминанта еще не угасла, тем больше шансов решить задачу.

Интуицию понимают и как проявление субдоминантного уровня организации действия, не привязывая ее жестко к неосознаваемому уровню.

3. С точки зрения синергетики, механизм интуиции можно представить как механизм самоорганизации, самодостраивания визуальных и мысленных образов, идей, представлений, мыслей.

4. Ж. Пиаже рассматривал интуицию как образное предметное мышление, характеризующее главным образом дологическую стадию развития, считая, как и [141] К.Г. Юнг, что с возрастом роль интуиции несколько уменьшается и она уступает место более социальному типу мышления — логическому. Юнг называл интуицию той материнской почвой, из которой вырастают мышление и чувство как рациональные функции.

5. Мышление и интуиция — два участка на шкале осознанности, присущие процессу умозаключения. Таким образом, интуиция уподобляется мышлению — это неосознаное умозаключение, это процесс генерирования решений, протекающий неосознанно. Человек может не осознавать либо какую-то часть процесса, либо весь процесс.

6. Опираясь на механизм работы обоих полушарий головного мозга человека, Р.М. Грановская объясняет психофизиологический механизм интуиции. Этот процесс включает в себя несколько последовательных этапов поочередного доминирования обоих полушарий. В случае доминирования левого результаты мыслительной деятельности могут быть осознаны и «оречевлены». В противоположном случае мыслительный процесс развиваясь в подсознании, не осознается и не оречевляется. Все высшие психические процессы, совершающиеся в обоих полушариях, обладают существенными отличиями, однако, операции обработки информации, присущие правому и левому полушариям, не в равной мере изучены психологией.

Существенное отличие в работе полушарий состоит в том, что правостороннее восприятие — это восприятие образное, память эпизодическая и автобиографическая, обобщение ситуативное, логика непрерывная и многозначная. При работе левого полушария включается понятийное восприятие, категориальная память, двузначная логика, классификации по признакам.

Переход обработки информации с левого полушария в правое объясняет, почему невозможно осознать про- [142] межуточные этапы достижения результата, а чувственность, несомненность, неосознанность, эмоциональные компоненты интуиции — все это следствия одноразового перехода при осознании результата справа налево.

При такой позиции интуитивное решение выглядит как двухфазный процесс: сначала некоторый неосознаваемый чувственный правополушарный этап, затем скачок, — и осознание в левом полушарии.

Как развить свою интуицию

Знания учёных об интуиции пока находятся на уровне теории и гипотез, но можно выделить несколько советов, которые могут помочь.

Рефлексируйте

Найдите время для размышлений: когда вам не нужно чем‑либо заниматься и можно обдумать, что происходит или может произойти. Это поможет установить больше взаимосвязей, в том числе неочевидных, между людьми, событиями, фактами, собственными чувствами и мыслями. Здесь пригодятся ведение дневника, прогулки, практики медитации и осознанности.

Прислушивайтесь к физическим ощущениям

Интуиция может проявляться неочевидно. Например, в чувстве тяжести или бабочках в животе. А всё потому, что в кишечнике находится Hadhazy A. Think Twice: How the Gut’s «Second Brain» Influences Mood and Well‑Being / Scientific American около 100 миллионов нейронов. Его даже называют «вторым мозгом».

Конечно, это не значит, что пищеварительная система может думать. Но она влияет на настроение. Например, может отражать негативные чувства через физический дискомфорт. Такие сигналы могут свидетельствовать об интуитивном беспокойстве. Так что иногда стоит прислушиваться к подобным ощущениям.

Также специалисты из Великобритании уверены Dunn B.D., Galton H.C., Morgan R., et al. Listening to your heart. How interoception shapes emotion experience and intuitive decision making / Psychological science , что интуиция человека во многом зависит от того, насколько хорошо он следит за своим сердцебиением. Например, учащение пульса означает эмоциональное возбуждение, что также можно считать сигналом.

Развивайтесь

Всё, что вы делаете, улучшает M. Pigliucci. Answers for Aristotle: How Science and Philosophy Can Lead Us to A More Meaningful Life ваше чутьё. Чтение, занятия спортом, общение, развлечения, работа — всё становится частью «шестого чувства». И чем больше у вас опыта в какой‑то определённой области, тем лучше будет работать интуиция в этой сфере. Поэтому, если вы, например, хотите «читать» других людей, больше общайтесь и изучайте психологию.

Развитие интуиции

Шестым чувством природа награждает каждого человека без исключения, но развито оно не у всех одинаково. Отсутствие внутреннего голоса не повод расстраиваться. Относитесь к шестому чувству как к мышце, которую можно накачать.

Признаки развитой интуиции

Вам снятся цветные сны. Записывайте свои сны – это помогает развивать не только память, но и внутренний голос.

  1. Вы часто смотрите на часы в точное время? Умение посмотреть на часы в «красивое» время – признак развитой интуиции.
  2. Вы – эмпат. Люди с развитым интуитивным мышлением чувствительны к эмоциям других людей, понимают мотивацию поступков.
  3. Прекрасно понимают истинные мысли людей, способны распознать лживые улыбки и комплименты. Но тут главное не перепутать интуицию и предвзятое отношение к человеку.
  4. Ваши мысли и тело находятся в гармонии и вы прекрасно знаете, когда увеличить нагрузку, а когда нужно остановиться и отдохнуть.
  5. Ты легко предугадываешь звонки – берешь в руки телефон, и он сразу звонит, думаешь о человеке, а он тут же набирает ваш номер телефона.
  6. Во всех делах полагаетесь на вдохновение – каждое движение дается вам легко, без усилий, вы прекрасно понимаете, когда и что сказать, какой поступок совершить.
  7. Вы правильно определяете – с какими людьми нужно общаться, а каких людей отпустить.
  8. Вы всегда вовремя – не рано и не опаздываете

Зачем нужно развивать

Не стоит полагать, что интуитивное мышление – нечто ненужное и бессмысленное. Внутренний голос помогает избежать неприятных, а иногда и опасных ситуаций. Вам наверняка известны ситуации, когда человек по какой-то счастливой случайности передумал садиться в самолет, а спустя некоторое время узнал об авиакатастрофе. Таким образом, интуитивная чувствительность – один из способов избежать сложностей и нежелательных последствий в жизненных ситуациях – личных, профессиональных.

В истории философии

И. рас­смат­рива­лась пре­ж­де все­го как спо­соб­ность к не­по­средств. по­зна­нию в от­ли­чие от чув­ст­вен­но­го вос­при­ятия и дис­кур­сив­но­го мыш­ле­ния – в этом смыс­ле в ари­сто­те­лев­ско-не­оп­ла­то­нич. тра­ди­ции как выс­шая, ду­хов­ная спо­соб­ность ду­ши. Со­глас­но Пла­то­ну, долж­ным об­ра­зом под­го­тов­лен­ный ум спо­со­бен к не­по­средств. со­зер­ца­нию идей – про­об­ра­зов всех чув­ст­вен­ных ве­щей. По Ари­сто­те­лю, ис­ход­ные по­ня­тия, «на­ча­ла» вся­кой нау­ки, ле­жа­щие в ос­но­ве до­ка­зы­вае­мых ею по­ложе­ний, по­сти­га­ют­ся ин­туи­тив­но. «И.» как фи­лос. тер­мин, впер­вые встре­чаю­щий­ся у Бо­эция (лат. intui­tus – пе­ре­вод греч. ἐπιβολή , обо­зна­чав­ше­го у Эпи­ку­ра мгно­вен­ное схва­ты­ва­ние по­зна­вае­мо­го пред­ме­та), по­лу­чил рас­про­стра­не­ние в 13 в. по­сле пе­ре­во­да Виль­е­мом из Мёр­бе­ке со­чи­не­ний Про­кла. Спо­соб­ность ра­зу­ма со­зер­цать сверх­чув­ст­вен­ные сущ­но­сти, рас­смат­ри­вав­шая­ся в уче­ни­ях Фи­ло­на Алек­сан­д­рий­ско­го, Пло­ти­на, Ав­гу­сти­на, Дио­ни­сия Аре­о­па­ги­та и др., по­лу­чи­ла впо­след­ст­вии назв. «ин­тел­лек­ту­аль­ная ин­туи­ция» (intellectualis in­tui­tio), ко­то­рую Ни­ко­лай Ку­зан­ский в ка­че­ст­ве «со­зер­ца­тель­но­го ви­де­ния Бо­га» (visio intuitiva) свя­зы­вал с дос­ти­же­ни­ем «выс­шей пол­но­ты со­вер­шен­ст­ва» – обо́жением (Николай Ку­зан­ский. Соч. М., 1979. Т. 1. С. 304). В разл. мис­тич. тра­ди­ци­ях И. ле­жит в ос­но­ве бо­го­по­зна­ния (иси­хазм, су­физм и др.), по­сти­же­ния ис­тин­ной ре­аль­но­сти (напр., прадж­ня в буд­диз­ме).

Но­вую трак­тов­ку ин­тел­лек­ту­аль­ная И. по­лу­чи­ла в уче­нии Р. Де­кар­та, счи­тав­ше­го «ес­те­ст­вен­ный свет ра­зу­ма» ис­точ­ни­ком «яс­ной» и «от­чёт­ли­вой» дос­то­вер­но­сти как собств. су­ще­ст­во­ва­ния, так и на­чаль­ных ос­но­во­по­ло­же­ний разл. на­ук (напр., ак­си­ом ма­те­ма­ти­ки). По срав­не­нию с по­зна­ни­ем, ос­но­ван­ным на во­об­ра­же­нии и рас­суд­ке, Б. Спи­но­за счи­тал выс­шим тре­тий вид по­зна­ния – «ин­туи­тив­ное зна­ние» (sciencia intuiti­va), по­сти­гаю­щее сущ­ность еди­нич­ных ве­щей. Дж. Локк ог­ра­ни­чи­вал воз­мож­но­сти И. кон­ста­та­ци­ей свя­зей и от­но­ше­ний ме­ж­ду идея­ми (лю­бы­ми со­дер­жа­ния­ми соз­на­ния). И. Кант от­ри­цал на­ли­чие ин­тел­лек­ту­аль­ной И. у че­ло­ве­ка, счи­тая «ин­тел­лек­ту­аль­ное со­зер­ца­ние» воз­мож­ным толь­ко для Бо­же­ст­вен­но­го ин­тел­лек­та, ко­то­рый в ак­те та­ко­го со­зер­ца­ния умо­по­сти­гае­мых сущ­но­стей од­но­вре­мен­но и тво­рил бы эти сущ­но­сти. У И. Г. Фих­те и ран­не­го Ф. В. Шел­лин­га «ин­тел­лек­ту­аль­ное со­зер­ца­ние» по­ни­ма­лось как акт са­мо­соз­на­ния Я, в ко­то­ром со­зер­цаю­щий и по­ро­ж­дае­мое им со­зер­цае­мое сов­па­да­ют. В про­ти­во­стоя­нии но­во­ев­ро­пей­ско­му ра­цио­на­лиз­му, и в ча­ст­но­сти скеп­ти­циз­му Д. Юма, в 18 – нач. 19 вв. скла­ды­ва­лись та­кие кон­цеп­ции не­по­сред­ст­вен­но­го, ин­туи­тив­но­го зна­ния, как фи­ло­со­фия «здра­во­го смыс­ла» шот­ланд­ской шко­лы, «фи­ло­со­фия чув­ст­ва и ве­ры» И. Г. Га­ма­на и Ф. Г. Яко­би, и др.

По­ня­тие И. иг­ра­ет важ­ную роль в фи­ло­со­фии А. Шо­пен­гау­эра и Ф. Ниц­ше, в он­то­ло­гии В. Джо­бер­ти (И. как спо­соб по­сти­же­ния аб­со­лют­но­го бы­тия), в «фи­ло­со­фии бес­соз­на­тель­но­го» Э. фон Гарт­ма­на, в кон­цеп­ции по­ни­ма­ния В. Диль­тея и И. Г. Дрой­зе­на. Оно ста­но­вит­ся цен­траль­ным в разл. ва­ри­ан­тах ин­туи­ти­виз­ма кон. 19 – нач. 20 вв., в т. ч. в эти­ке и ак­сио­ло­гии (брит. фи­ло­со­фы Г. Сид­жвик и Дж. Э. Мур, ин­туи­тив­но по­сти­гае­мое «эмо­цио­наль­ное ап­рио­ри» М. Ше­ле­ра и др.). Так, А. Берг­сон про­ти­во­пос­та­вил ин­тел­лек­ту, имею­ще­му де­ло с не­жи­вой ма­те­ри­ей, И. (род «ин­теллек­ту­аль­но­го вчув­ст­во­ва­ния, или сим­па­тии») как един­ст­вен­но аде­к­ват­ный спо­соб по­сти­же­ния по­то­ка жиз­ни в его вре­мен­но́й не­пре­рыв­но­сти и це­ло­ст­но­сти. Н. О. Лос­ский, вы­де­ляя разл. ви­ды И. («Чув­ст­вен­ная, ин­тел­лек­ту­аль­ная и мис­ти­че­ская ин­туи­ция», 1938), ис­тол­ко­вы­вал её в ду­хе фи­лос. реа­лиз­ма: бла­го­да­ря И. в соз­на­нии «при­сут­ст­ву­ет не ко­пия, не сим­вол, не яв­ле­ние по­зна­вае­мой ве­щи, а са­ма эта вещь в под­лин­ни­ке» (Лос­ский Н. О. Обос­но­ва­ние ин­туи­ти­виз­ма. СПб., 1906. С. 67). И. как жи­вое зна­ние-пе­ре­жи­ва­ние ле­жит в ос­но­ве он­то­ло­гич. гно­сео­ло­гии С. Л. Фран­ка. В фе­но­ме­но­ло­гии Э. Гус­сер­ля с по­мо­щью И. схва­ты­ва­ют­ся сущ­но­ст­ные чер­ты еди­нич­но­го пред­ме­та («идеи­рую­щая» аб­ст­рак­ция как «ус­мот­ре­ние чис­той сущ­но­сти»). В ма­те­ма­ти­ке и ло­ги­ке по­ня­тие И. ста­ло ос­но­вой осо­бо­го на­прав­ле­ния – ин­туи­цио­низ­ма, при­знаю­ще­го гл. кри­те­ри­ем пра­во­мер­но­сти ме­то­дов и ре­зуль­та­тов этих на­ук их на­гляд­но-со­дер­жат. убе­ди­тель­ность и яс­ность (голл. ма­те­ма­ти­ки Л. Э. Я. Брау­эр, А. Гей­тинг и др.). В эс­те­ти­ке Б. Кро­че И. в ка­че­ст­ве важ­ней­ше­го ас­пек­та творч. ак­тив­но­сти че­ло­ве­ка пред­ста­ёт как пре­ро­га­ти­ва иск-ва – ин­туи­тив­но­го по­зна­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го, вы­ра­жае­мо­го в об­раз­ах, в от­ли­чие от ло­гич. по­зна­ния все­об­ще­го, фик­си­руе­мо­го в по­ня­ти­ях.

Понятие интуиции в философии

В рамках философии представления об интуиции развивались прежде всего, как о гносеологическом явлении или механизме познания истины. Представители идеалистических течений рассматривали интуицию как спонтанную активность духа, результатом которой является чистое знание, появляющееся вне всякой связи с наличным знанием или опытом человека, а потому имеющее сверхъестественное происхождение. В материалистической традиции, интуиция чаще всего либо не рассматривалась, т.е. трактовалась как явление не существующее, шарлатанство, либо делался акцент на ее чувственном аспекте.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Интуиция, ее связь с сознанием и бессознательным 420 руб.
  • Реферат Интуиция, ее связь с сознанием и бессознательным 230 руб.
  • Контрольная работа Интуиция, ее связь с сознанием и бессознательным 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Первые представления об интуиции возникли в философии еще в античный период. Так Платон определял интуицию в качестве главного способа познания, а именно как непосредственное восприятие идей, но восприятие не чувственное, а рациональное, с помощью самой души человека. Однако критический взгляд на интуицию Аристотеля, развивавшего рационально-логическую гносеологию, остановил развитие представлений об этом феномене на долгое время.

В средние века религиозные философы вновь обращают свое внимание на интуицию, понимая ее как момент божественного откровения, как способ познания высшей истины – т.е. бога. Окончательное возвращение интуиции в философскую проблематику связано с работами Р. Декарта По данной теме мы уже выполнили реферат

Основы философии подробнее , который выстраивая свою рациональную методологию познания отводил интуиции место высшего механизма познавательной деятельности, источника самоочевидного и истинного знания, а именно тех врожденных знаний, которые по мнению Декарта, были присуще каждому человеку.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Вплоть до конца девятнадцатого века интуицию трактуется в рационалистическом ключе, как высшая степень интеллектуального познания, однако работы ряда классических немецких философов – Шопенгауэра По данной теме мы уже выполнили реферат

Философия Шопенгауэра подробнее , Бергсона По данной теме мы уже выполнили
контрольную работу
Интуитивизм А.Бергсона подробнее , Гегеля По данной теме мы уже выполнили
реферат
Философия Гегеля. подробнее – коренным образом меняют представления о данном явлении. Бергсон, одним из первых описавший явление инсайта – внезапного озарения (механизм которого был в последующем изучен в рамках гештальтпсихологии), рассматривал интуицию как внеинтеллектуальную форму познания, которая направлена не только на осознание неких «высших истин», но находит свое проявление и в совершенно бытовых ситуациях.

Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат

Гегель подробнее в своей диалектической концепции подчеркивая двуединую природу интуиции делает акцент именно на чувственном компоненте, сравнивая интуитивное озарение с восходом солнца. С позиции психоаналитической философии Фрейда По данной теме мы уже выполнили
реферат
реферат по философии подробнее интуиция рассматривалась как инстинкт.

Таким образом, в философской традиции можно выделить два основных подхода к интуиции:

  • рационалистический, при котором интуиция позиционируется как высшая степень развития интеллекта;
  • чувственный, который рассматривает интуицию с позиции альтернативного способа постижения мира, основанного на его чувственном восприятии.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]