Статья «Социализация. Сущность социализации»
СОЦИАЛИЗАЦИЯ. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Во многих науках, литературе и в повседневной жизни мы нередко встречаемся с данным понятием, как социализация. Что-то же подразумевается под этим понятием. Существует большое количество определений с точки зрения любой науки будь то философии, психологии или социологии. Раскроем некоторые из них.
Социализация — процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта.
Социализация- процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм.
Социализация — процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений качества личности.
Однако автором термина применительно к человеку является американский социолог Ф.Г. Гиддингс. В 1887 году в книге «Теория социализации» он употребил его в значении, близком к современному – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».
По словам профессора А.В. Мудрика, социализация представляет собой развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Социальное развитие личности — это естественный непрерывный процесс. В данном процессе большую роль играет процесс ознакомления человека с миром, нормами и необходимостью соблюдения этих норм для регуляции отношений с окружающими, собственного поведения, отношения к людям, к природе, к труду, а также обогащение практического опыта самореализации своего собственного поведения в различных видах деятельности., т.е. происходит процесс становления человека.
Сущность социализации заключается в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. В любом обществе имеются уже сложившиеся свои нормы, правила, идеалы к которому человек должен прийти, живя, развиваясь и находясь в данном обществе. При этом в современном мире эти идеалы более или менее сходны в разных обществах.
Социализация личности протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее влияющих на его развитие. Эти условия принято называть факторами. Выделяют четыре группы факторов социализации:
— мегафакторы, к ним относят космос, планету, мир, и которые в той или иной мере влияют на человека через другие группы факторов;
— макрофакторы– страна, этнос, общество, которые влияют на людей через две другие группы факторов;
— мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, по принадлежности к аудитории тех или иных СМИ, по принадлежности к тем или иным субкультурам. Влияют на социализацию как прямо, так и опосредовано, через четвертую группу факторов;
— микрофакторы– семья, соседи, микросоциум, группы сверстников, воспитательные, государственные, религиозные и общественные организации.
Процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих:
— стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;
— относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.п.);
— относительно социально контролируемой социализации, т.е. планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;
— более или менее сознательного само изменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор, в соответствие с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.
Таким образом, социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.
Выделяют различные виды социализации, в процессе которых усваиваются социальные роли. К основным из них относят: полоролевую, семейно-бытовую, профессионально-трудовую, субкультурно-групповую. Овладение человеком той или иной социальной ролью происходит постепенно, в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельности. В процессе социализации он проходит определенные стадии, этапы и ступени. Существуют различные подходы к периодизации стадий или этапов социализации.
Таким образом, мы рассмотрели само понятие социализация, сущность социализации, а также раскрыли четыре группы факторов социализации.
Список литературы:
- https://studopedia.ru/3_50355_sushchnost-protsessa-sotsializatsii-lichnosti-sovremennie-otechestvennie-kontseptsii-sotsializatsii-lichnosti.html
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Academia, 2013. — 176 c.
- Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь
Понятие и сущность социализации
Человек, по своей сути, всегда есть и будет существом социальным, которое с первых дней своего существования окружено и включено во взаимодействие с другими людьми. В ходе этого взаимодействия усвоение человеком социального опыта происходит не пассивно, а активно, в процессе сначала совместной деятельности с взрослым, затем в процессе активной деятельности самого ребенка – общения, предметной, игровой, учебной, трудовой и других видов практической деятельности.
Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а, следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.
Социализация — процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.[8]
Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь – это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Так в одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой – матерью двоих детей; 26-летняя
девушка может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если она профессиональная модель, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. Во всех культурах процесс социализации проходит по-разному.
Ни один человек не рождается готовым членом общества. Но с самого начала своей жизни человек включен в социальные взаимодействия, где свойства личности зависят от социальной ситуации, ее образа жизни, деятельности и общения. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того как научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности.
В современной научной литературе нет однозначного определения понятия «социализация». Поэтому необходимо для различно-аспектного и всестороннего виденья процесса социализации рассмотреть определения, данные в философских, социологических, психологических словарях и определения ученых-исследователей, занимающихся данной проблематикой.
В философских энциклопедиях в широком смысле слова термин «социализация» используется для обозначения процесса, «в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе». В других философских энциклопедиях социализация рассматривается как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.[2]
В социологии социализация – есть сложное научное понятие, подразумевающее процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.
Отечественный социолог А.Н. Тесленко дает другое определение понятию «социализация» – это самое широкое понятие в становлении личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни (в отличии от воспитания), сколько выработку собственных ценностных ориентаций, своего стиля поведения, позволяющих человеку самореализовываться как личности.[30]
В социальной психологии социализация в специальном смысле слова является чрезвычайно важным для общества в целом и различных групп социальным процессом. Он осуществляется с помощью социальных механизмов, обеспечивающих достижение общественных и групповых целей.
В социальной психологии дается и более сжатое определение социализации – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.
Так, в психологическом словаре В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова социализация (от латинского socialis — общественный) – это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.[14]
Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений. Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.
Макрофакторы социализации
Макрофакторы социализации оказывают влияние на социализацию всего человечества или очень больших групп людей, проживающих в определенных странах.
К макрофакторам относятся:
- Вселенная, или Космос.
- Планета Земля.
- Все человеческое сообщество.
- Страна – территория, имеющая границы, выделяемая из остальных территорий по природным условиям и географическому положению.
- Общество – совокупность социальных отношений, сложившихся между людьми в стране, включающая в свою структуру семью, государство, возрастные, социальные, профессиональные и другие группы.
- Государство – часть политической системы социума, обладающая властными функциями.
- Природная среда, или географический фактор.
Помощь со студенческой работой на тему Факторы социализации личности
Курсовая работа 440 ₽ Реферат 270 ₽ Контрольная работа 220 ₽
Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В современном мире имеется множество проблем, отражающихся на условиях жизни индивида, оказывающих косвенное или прямое влияние на социализацию личности:
- Экологические проблемы – загрязнение окружающей среды.
- Демографические проблемы – рост или сокращение численности населения отдельных стран.
- Экономические проблемы – экономические кризисы, увеличение разрыва уровня экономического развития отдельных стран и континентов.
- Военно-политические проблемы – распространение ядерного оружия, рост числа региональных конфликтов, политическая нестабильность.
На социализацию личности оказывают влияние характеристики полоролевой структуры общества, предопределяющие представления о статусном положении пола, полоролевые ожидания, самоопределение.
Государство выступает как:
- фактор социально контролируемой социализации: участие в создании воспитательных и образовательных учреждений (детские сады, школы, колледжи, институты, учреждения для детей с ослабленным здоровьем и т.д.);
- фактор относительно направляемой социализации: определение обязательного минимума образования, срок службы в армии, возраст вступления в брак и т.д.);
- фактор стихийной социализации: идеология, политика, социальная и экономическая практика, характерные для данного государства формируют определенные условия для жизни его граждан.
Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь