52Виды восприятия
В деятельности и поведении человека восприятие является необходимым условием ориентировки в окружающей среде. Что и каким образом воспринимает человек, зависит от того, что и каким образом он делает. Именно в практической деятельности человека восприятие становится активным и целенаправленным процессом познавания действительности.
В своей деятельности человек применяет различные виды восприятия. Кроме восприятий пространства и времени, также существует восприятие движения.
Данное восприятие представляет собой восприятие пространственно-временного перемещения. Такая оценка движения прямо зависит от восприятия интервалов времени. Например, в производственной работе большое значение имеет правильное восприятие движения. Человек воспринимает различные стороны движения, такие как форма, направление, скорость, размах. Начинается процесс, восприятия движения всегда с общего, другими словами, недифференцированного восприятия совершаемого действия. В этот момент еще не выделяются составляющие движения, не дается оценка каждому из них. Для того чтобы правильно и точно проводить восприятие движений, следует прежде всего разложить сложное действие на составляющие его элементы, а затем объединить эти отдельные элементы в целостный образ движения.
Восприятие разделяют на непреднамеренное, или непроизвольное, и на преднамеренное, или произвольное. Данная классификация зависит от степени целенаправленности деятельности человека. Непреднамеренное восприятие вызывается особенностями окружающих предметов (например, их яркостью и необычностью), а также и соответствием этих предметов интересам личности. Главной отличительной чертой непреднамеренного восприятия является то, что у него нет заранее поставленной цели
В непреднамеренном восприятии отсутствует волевая активность, поэтому оно и называется непроизвольным. Преднамеренное восприятие, наоборот, с самого начала регулируется поставленной задачей (например, воспринимать определенный предмет или явление, ознакомиться с ним). Произвольное внимание обычно включено в какую-либо деятельность (учебное задание, трудовую операцию), также может иметь самостоятельный характер деятельности.-
Человеку свойственен процесс восприятия сложных звуков.
В ходе данного процесса происходит прием и переработка слуховым анализатором звуков. Сложные звуки отличаются большим разнообразием, их можно разделить на несколько групп (в частности, природные звуки и звуки технических объектов, голосовые звуки и звуки речи, музыкальные звуки).
Пространство и время в голове
Если у нашего восприятия пространства и времени есть схожие нейронные корреляты, рождается серьезный вопрос: действительно ли пространство и время различны в нашем сознании или же они продукт обобщенной нейрокогнитивной системы, которая позволяет нам понимать мир? И хотя Кант говорил больше о пространстве, чем о времени, современные когнитивные нейрофизиологи начали составлять сложные теории, адресованные этому вопросу. Одно из предположений Демиса Хассабиса и Элеоноры Магуайр подразумевает, что основная функция гиппокампа — не является понимание прошлого и будущего или продвижение сквозь пространство как таковое. Напротив, благодаря сотрудничеству с общей системой, развитой по всему мозгу, гиппокамп позволяет нам конструировать представление о мире в пространственно-временном контексте, что дает нам возможность симулировать прошлый опыт для предсказаний будущего, и в конечном счете применять эту информацию напрямую к настоящему.
Однако хотя подобная роль пространственно-временного контекста привлекает внимание видных ученых последние десять лет, остается расхождение между восприятием пространства и времени. К примеру, восприятие пространства у нас остается стабильным, в то время как время регулярно растягивается по необходимости — моменты протекают быстрее или медленнее в зависимости от предпочтения нашего внимания и действиям в мире.
На какой бы из сторон не была обнаружена правда, в ближайшие годы, несомненно, мы узнаем больше о том, как разум воспринимает пространство и время и как это восприятие влияет на наше постижение мира. Вот, крысы, к примеру, не верят в виртуальную реальность (крысы определенно что-то знают), а чем виртуальная реальность не пространство-время?
Психоаналитическое направление
Психоанализ
Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм.3. Фрейд назвал свое учение психоанализом — по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов.Второе название — глубинная психология — это направление получило название по своему предмету исследования, т.к
концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики
Фрейд выдвигал на передний план жизненные вопросы, которые никогда не перестанут волновать людей, например, о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между «желаемым» и «должным».
Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им. Далее, Фрейд отказался от гипноза как метода психотерапии в пользу метода «свободных ассоциаций». Он использовал «свободные ассоциации» для того, чтобы проследить ход мысли своих пациентов, скрытый не только от врача, но и от них самих.
Таким образом, Зигмунд Фрейд пришел к некоторым выводам.Со структурной точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». «Я» — это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием.
Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса — в бессознательном. «Оно» — это место сосредоточения двух групп влечений:а) влечения к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»;б) влечение к смерти, к разрушению — танатоса.
Аналитическая психология Юнга
З.Фрейд оказал решающее влияние на научные взгляды К.Юнга. Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным«. Не соглашаясь с Фрейдом, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы.
Не менее значимым были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы являются заместителями других, вытесненных предметов и влечений. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент.
Поэтому Юнг был против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного. Короче говоря, разногласий было много.
Юнг расширил модель психики Фрейда. Наряду с индивидуальным бессознательным он постулирует наличие коллективного бессознательного. В коллективном бессознательном в форме архетипов фиксируется весь опыт человечества. Архетипы наследуются и являются универсальными для всех представителей человеческого рода.
Юнг выделил два вида психологической направленности личности: интровертивную (на внутренний мир) и экстравертивную (на внешний мир) и создал учение о восьми психологических типах.
Индивидуальная психология Адлера
Альфред Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности.
Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.
А. Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную 3. Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации».
Теория струн
Квантовая физика является на данный момент основной научной опорой. С ее помощью мы можем утверждать, что время — это навязчивая иллюзия, которая прочно засела в сознании людей. В соответствии с данным научным утверждением, каждая частица, будь она атомом, клеткой или живым существом, таким, как животное или человек, одновременно может находиться в более, чем 11 пространствах. Заметим, что тут уже термин пространственно-временного континуума не употребляется, а все потому, что из теории струн такое понятие просто выпадает. Ни в одну формулу оно не вписывается. И это вполне понятно. Не может в одну и ту же секунду отдельная частица быть в 11 (!!!) местах одновременно. Разумно предположить, что времени просто нет. Оно обусловлено нашим субъективным восприятием пространства и движением в его рамках.
Воображение
Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.
Существует и классификация воображения:
- По степени направленности – активное и пассивное воображение;
- По результатам – репродуктивное и творческое воображение;
- По виду образов – абстрактное и конкретное;
- По степени волевых усилий – непреднамеренное и, преднамеренное;
- По приёмам – типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.
Механизмы воображения:
- Типизация;
- Акцентирование;
- Схематизация;
- Агглютинация;
- Гиперболизация.
Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.
Подробнее о воображении в психологии читайте в статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика». Кроме того, проблемам развития воображения посвящен урок «Развитие творческого воображения» из нашего курса по творческому мышлению.
Проблема времени в психологии
Проблематика изучения и самого понятия времени в психологии упирается в противоречивость различных концепций, гипотез. Несмотря на то, что восприятие времени широко изучается, единого мнения не только о механизмах, регулирующих эту категорию, но также и в определении самого термина нет. Этот феномен пытаются изучить под различными концепциями, основные направления которых сводятся к восприятию человека как биологическое, социальное и духовное существо. В попытках соединить все эти три уровня вместе с восприятием трёх временных категорий (момента происшествия, длительности и непрерывности) производятся исследования, пытающиеся охватить все переменные.
В любом варианте нет окончательной позиции относительного того, как именно формируется временное ощущение, что является наиболее значимым или хотя бы первичным среди влияющих факторов. В идентичных ситуациях на первый план может выходить, как насыщенность деятельности, так и эмоциональные переживания. Особенности оценки времени нельзя сводить только к перечисленным категориям, поскольку на разных возрастных этапах меняется возможность человека соизмерять временной отрезок со всей прошлой жизнью. А значит, данные полученные относительно одного и итого же испытуемого с разницей в полгода будут отличаться настолько же, как при сравнении разных личностей. Для того чтобы измерить или изучить какое-то явление требуется ряд констант, время при этом остаётся динамической категорией, изменяющей как испытуемого, так и исследуемого в процессе своего же изучения.
Состояние здоровья, подвластность изменения окружающей среды и даже съеденный завтрак могут оказать влияние на результаты восприятия времени. Биологические показатели, влияющие на скорость обменных процессов, в итоге влияют на соотношение временных показателей. Возможность учитывать все факторы – от генетических и социальных, до ситуативных и погодных оказывается физически невозможным. Неопределённости в изучении добавляет понимание того, что невозможно изучение психологического времени одного человека без учёта исторических масштабов и восприятия человеком общечеловеческого времени, но как соединить данные категории остаётся открытым вопросом.
На определённом моменте возникают дополнительные моменты о коллективном бессознательном, а также тех категориях, которые признаются только в околопсихологических и эзотерических кругах. Некоторые моменты объясняются физикой и указывают на возможность проживания прошлого в настоящем, что еще больше запутывает исследователей, поэтому имеет смысл ограничиться жёсткими рамками, не дающими полноценных ответов для раскрытия понятия.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Движение
Когда ученые взялись за вопрос о восприятии движения, иллюзия времени приобрела еще более фундаментальное значение, причем не только в философии, но и в науке. Даже Эйнштейн доказал, что данное понятие является весьма субъективным, напрямую зависит от скорости перемещения в пространстве и при некоторых обстоятельствах может вообще исчезать. Самый простой пример — это движение со скоростью света. В этот момент время перестанет существовать для объекта, который «летит» сквозь пространство, все будет выглядеть статично. А вот посторонний наблюдатель будет его расценивать как нечто, что движется с нереальной скоростью, при этом течение данного процесса будет так же быстро идти вперед.
Иллюзия пространства-времени — это в некотором роде плен, в который попадает человек по собственной воле. Мы не замечаем, как ход часов замедляется в процессе нашего передвижения по плоскости в определенном направлении и ускоряется, когда сидим на одном месте. Мы можем знать это, понимать и даже пытаться принять, но увы, отбросить данный мираж нам не под силу. Это обусловлено тем, что восприятие находится именно в рамках человеческого тела, в противном случае мы попросту потерям связь с привычным для нас миром.
Восприятие человека человеком
Когда люди встречаются первый раз, они, воспринимая друг друга, выделяют особенности внешности, которые представляют их психические и социальные качества
Особое внимание обращается на осанку, походку, жестикуляцию, культурность речи, поведенческие паттерны, привычки, манеры поведения. Одной из первых и важнейших есть профессиональная характеристика, социальной статус, коммуникативные и нравственные качества, насколько человек злой или сердечный, компанейский или некоммуникабельный и другие
Избирательно выделяются также отдельные черты лица.
Характеристики человека интерпретируются по его внешности соответственно нескольким способам. Эмоциональный способ выражается в том, что социальные качества приписываются человеку, зависимо от его внешности, эстетической привлекательности. Если человек внешне красивый, значит он хороший. Очень часто люди попадают на эту уловку, стоит помнить, что внешность бывает обманчивой.
Аналитический способ предполагает, что каждый элемент внешности связан с конкретным характерным этому человеку психическим свойством. Например, нахмуренные брови, сжатые губы, насупленный нос свидетельствуют о злом человеке.
Перцептивно-ассоциативный способ заключается в приписывании человеку качеств, по которым он кажется похожим на другого человека.
Социально-ассоциативный способ предполагает, что человеку приписываются качества по определенному социальному типу относительно его отдельных внешних примет. Такой обобщенный образ личности оказывает влияние на коммуникацию с этим человеком. Часто люди определяют по порванной одежде, грязным штанам, разорванным сношенным башмакам, человека без определенного места жительства и уже стараются держаться от него на расстоянии.
Восприятие человека человеком поддается социальным стереотипам, меркам, эталонам. Представление о социальном статусе индивида, общее представление о нем, переносится и на другие проявления этой личности, в этом заключается эффект ореола. Эффект первичности предполагает, что первоначальные воспринятые сведения, услышанные от других людей о человеке, могут повлиять на восприятие его при знакомстве, будут иметь преобладающее значение.
Эффект социальной дистанции порождается значительными различиями социального положения людей, состоявших в коммуникации. Крайнее проявление такого эффекта может выразиться в пренебрежительном, ненавистном отношении к представителям с отличающимся социальным статусом.
Оценивание и чувства людей во время их восприятия друг другом очень многогранны. Их можно разделить на: конъюнктивные, то есть объединяющие и дизъюнктивные, то есть разъединяющие чувства. Дизъюнктивные порождаются тем, что осуждается в той среде. Конъюнктивные – благоприятные.
Представление о времени
Представления, описанные в главе про пространство, хочется распространить и на время. Однако, сделать это не получится. Дело в том, что пространство мы осознаем одним способом, а время — иным. И, хотя с точки зрения физики нет никакой разницы между пространственным измерением и временем, наше осознание накладывает свой отпечаток на модели, которые мы строим.
Время мы не осознаем целиком, лишь его часть, выбранную нами для изучения. Чтобы разные части стыковались, мы верим в существование Абсолютном времени. Это позволяет предположить, что, изучая время, мы изучаем какую-то часть Абсолютного времени.
Если пространство мы осознаем как набор поверхностей, рассматриваемое нами снаружи или изнутри, то в восприятии времени у нас нет аналогичного опыта. В пространстве вы представляете себя разглядывающим объекты с разных сторон. Во времени такого не получится. Время — это прямая, на которой вы находитесь, и по которой вы движетесь. Вы не можете «поглядеть» на границу временного интервала так же, как можете поглядеть на границу пространства. В пространстве для этого используется зрение. Во времени у нас нет зрения. Двигаясь по времени, вы находитесь внутри вагончика, вы не можете выглянуть из него.
Что, если бы осознание пространства было бы похоже на осознание времени?
Тогда это выглядело бы так: выбрав часть Абсолютного пространства в качестве исследуемой и минимальный размер объекта, различимый в данном представлении, мы бы поделили все исследуемое пространство на небольшие ячейки. Для каждой ячейки мы бы определили значения каких-то атрибутов. Для этого нам бы пришлось побывать в каждой ячейке, потому что способов дистанционного исследования у нас нет. Набор таких ячеек и их свойств дал бы нам описание всего пространства.
Что, если бы наше представление о времени было бы похоже на наше представление о пространстве?
Представьте себе, что вы замерли во времени. Вы не можете двигаться во времени, не можете посмотреть, что было и что будет. У вас есть только потоки, которые вы можете ощущать. Эти потоки проходят сквозь время. Вы можете интерпретировать свойства этих потоков, находить мгновения, от которых они отразились, и на этой основе строить предположения о событиях, происходящих в прошлом или в будущем. Я не буду углубляться в описание такой картины мира, потому что это могут сделать за меня фантасты. Мое дело показать, насколько сильно отличаются наши представления о времени от представлений о пространстве.
Ощущения
Ощущения – это психические процессы, которые представляют собой психические отражения отдельных состояний и свойств внешнего мира, возникающие при прямом воздействии на органы чувств, субъективное восприятие человеком внешних и внутренних раздражителей при участии нервной системы. В психологии под ощущениями обычно понимается процесс отражения различных свойств объектов в окружающем мире.
Ощущения обладают следующими свойствами:
- Модальность – качественный показатель ощущений (для зрения – цвет, насыщенность, для слуха – громкость, тембр и т.д.);
- Интенсивность – количественный показатель ощущений;
- Длительность – временной показатель ощущений;
- Локализация – пространственный показатель.
Существует несколько классификаций ощущений. Первая из них принадлежит Аристотелю. Им было выделено пять основных чувств: осязание, слух, зрение, вкус и обоняние. Но в XIX веке, благодаря увеличению видов ощущений появилась необходимость более серьёзной их классификации. На сегодняшний день существуют следующие классификации:
- Классификация Вундта – в зависимости от механических, химических и физических свойств раздражителей;
- Классификация Шеррингтона – основана на расположении рецепторов: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения;
- Классификация Хэда – основывается на происхождении: протопатическая и эпикритическая чувствительность.
Подробнее об ощущениях читайте в статье «Ощущение и восприятие».
Понятие
Пространственное восприятие , познавательный психический процесс, посредством которого люди и другие организмы осознают относительное положение своих собственных тел и объектов вокруг них.
Знания о внешней среде помогают мыслить в двух и трех измерениях, что позволяет визуализировать объекты с различных углов и узнавания их независимо от той перспективы, с которой их видно. Восприятие состоит:
- из восприятия формы, величины, объема предметов, называемое протяженными свойствами,
- из восприятия положения, места среди других предметов и их удаленности от наблюдателя.
Многие психологи, занимающиеся перцептивной функцией, считают, что изучение пространственного восприятия быстро становится самостоятельной областью психологии.
Это особое поле в психологии концентрируется на факторах, способствующих оценке организации объектов в среде (на сигналах к восприятию глубины, движения, формы, цвета и их взаимодействии).
Это важно для движения и ориентации в окружающем мире. Кроме того, психологи анализируют особенно интересные специальные проблемы, такие как амодальное восприятие (например, как человек воспринимает, что существует шесть сторон куба, хотя только три из них можно увидеть одновременно).
Три измерения (вертикальная, горизонтальная и сагиттальная плоскости) пересекаются под прямым углом, и их единственная ось пересечения определяется, как находящаяся в воспринимаемом трехмерном пространстве, то есть в глазах воспринимающего индивида.
Люди обычно не воспринимают бинокулярное пространство (отдельный визуальный мир от каждого глаза), но вместо этого видят так называемое циклопическое, как если бы образы из каждого глаза сливались, чтобы произвести одно визуальное поле.
Плоскости делят пространственную зону на различные сектора: «,вверху», или «,внизу», (горизонтальная), «,впереди», или «,позади», (вертикальная), «,справа», или «,слева», (сагиттальная).
Особенности восприятия человека человеком
Восприятие определяет не только общую характеристику человека, но и место человека в жизни анализируемого. В голове у человека при анализе складывается определенный образ, на который он опирается. Молодым людям, например, характерно излишне идеализировать объект, особенно если они в него влюблены. Подростки в большей степени используют зрительный образ, то есть они запоминают общие пропорции объекта и расположение основных частей тела. Только со временем наблюдается формирование глобального и адекватного восприятия, когда образ становится более четким и дифференцированным.
Важное значение играет ракурс, при котором люди общаются друг с другом. Например, разница в росте между людьми может восприниматься как фактор, влияющий на восприятия людей друг другом
Важным также является установление зрительного контакта. Если он непрерывен, то позволяет установить более качественные связи людей друг с другом. С помощью зрительного контакта люди производит активные «нащупывающие движения» глазами, то есть разглядывает своего оппонента, отражают его зрительный образ на сетчатке. Возрастом восприятие человека человеком с возрастом меняется.
Так, в ходе развития ребенка имеет место восприятие других людей, а также формирование его как члена семьи. Ребенок анализирует психические качества людей, с которыми общается, особый интерес у него вызывает психика взрослых. Именно поэтому у ребенка наблюдается потребность в общении, познании и труде. Он специфически реагирует на ухаживающих за ними взрослых, что свидетельствует о том, что он выделяет их из общего круга людей, окружающих его.
М. Ю. Кистяковская указывает, что ребенок уже в возрасте от 3 до 6 месяцев способен избирательно относиться как взрослым. Он начинает отделять свою мать от окружающих уже в 3 месяца, а в 6 месяцев отличает своих от чужих. Когда ребенок оказывается в яслях, в детском саду, то резко увеличивается круг лиц, с которыми он связан, поэтому возникает необходимость дифференцировать их, отличать своих от чужих. В процессе развития речи у ребенка устанавливаются временные связи с теми, с кем возникает речевой контакт. При этом он анализирует не только слова, но и позу, жесты, выражение лица, иные проявления.
Общаясь со взрослыми людьми, дети учатся читать их эмоциональные состояния, способны копировать его, переживать похожие эмоции. Например, дети очень хорошо чувствуют эмоции страха, радости или переживания взрослых.
Пожилые люди несколько иначе воспринимают людей, так как у них снижаются различные виды чувствительности. Так примерно от 32 до 50 % людей в возрасте 80 лет имеет проблемы со слухом, что вызывает необходимость применять иные органы чувств при общении с людьми, воспринимать высокочастотные звуки. Около 16 % людей старше 75 лет практически полностью теряют зрительные функции, в результате чего не способны зрительно воспринимать других людей, наблюдается проблема в восприятии.
Рисунок 2. Восприятие другого человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Восприятие пространства и времени
По современным представлениям, у человека нет специального временного анализатора. И. М. Сеченов в ходе дальнейших исследований пришел к выводу, что восприятие временных промежутков доступно любому органу чувств. Иными словами, представление о времени может возникать на основе слуховых, зрительных, осязательных и других ощущений. Особенно большое значение в данном плане Сеченов придавал мышечно-суставным ощущениям.
К актам, дающим мышечные ощущения, И. М. Сеченов прежде всего относил ходьбу. Основной единицей периодического движения, совершающегося при ходьбе, служит шаг. Он выступает и как пространственная мера, и как мера времени. Поскольку шаг отстукивается, он ощущается не только мышцами, но и слухом. Так возникает одновременность, ассоциация двух ощущений, каждое из которых подкрепляет другое и дает ясное восприятие временного интервала.
… В восприятии времени участвуют также тактильный и интероцептивный анализаторы. Вообще же это восприятие, как подчеркивает А. Р. Лурия, осуществляется при помощи ряда анализаторов, объединяющихся в своего рода систему, которая действует как единое целое. Разному характеру временных ощущений соответствует различный динамический «состав» высшей нервной деятельности.
… клинический материал также свидетельствует в пользу положения о том, что в основе восприятия времени лежит системная деятельность различных отделов головного мозга, а не функционирование какого-то особого «центра».
… Точными экспериментальными исследованиями ныне установлено, что человек, испытывающий положительные эмоции, недооценивает временные интервалы, т.е. субъективное течение времени у него убыстряется; при отрицательных же эмоциональных переживаниях временные промежутки переоцениваются, т.е. наблюдается субъективное замедление течения времени.
Положительные эмоции стенического характера с субъективным убыстрением времени испытал также А. А. Леонов при выходе в безопорное космическое пространство. «К моему большому сожалению,— отмечал он в отчете,— время, отведенное для работы вне корабля, пролетело очень быстро. Весь период пребывания в космическом пространстве показался пронесшимся как 1–2 минуты».
… С. П. Боткин еще в прошлом столетии описал больную, которая была лишена всех видов чувствительности, за исключением кожной, и то лишь на одной руке. Обычно эта пациентка находилась в состоявши сна и пробуждалась лишь при прикосновении к руке, сохранившей чувствительность. И. П. Павлов наблюдал больного, у которого в результате травмы из всех органов чувств остались только один глаз и одно ухо. Достаточно ему было закрыть глаз и заткнуть ухо, как он моментально погружался в глубокий сон. …В результате подобных экспериментов (в сурдокамере)… у испытуемых нарушалось чувство времени.
Из-за того, что во всех подобных попытках обобщений фактов исследований как бы выделялся из всего восприятия только исследуемый компонент и не было целостного понимания механизмов организации психических процессов, предположения оказываются слишком произвольными и далеки от уверенности. Но хуже всего то, что, в случае такого размытого представления, трудно представить фальсифицирующие опыты, которые могли бы придать этим попыткам обобщения научность (сделать достаточно четко определенным в граничных условиях), и построить строгую методологию фальсификации.
В приведенной статье «эмоции» путаются с «тормозными и возбуждающими» процессами — как «смещение их баланса». На самом же деле влияют не «эмоции», а количество переключений осознаваемого внимания в единицу времени в текущем восприятии
и вот почему.
В статье Скорость субъективного времени: …сотрудники медицинского колледжа Бэйлор в Техасе во главе с доцентом нейробиологии, психиатрии и поведенческих наук Дэвидом Иглманом решили проверить, действительно ли время для человека, попавшего в критическую или стрессовую ситуацию, «останавливается». … Если бы «внутреннее время» человека ускорилось, то он должен был бы различить цифры на хронометре. В противном случае ему предстояло увидеть на экране всего лишь зеленое свечение. Поскольку никто из добровольцев никаких цифр не разглядел, исследователи сделали вывод, что первоначальная версия была неверна: при падении события окружающего мира сменяют друг друга слишком быстро, тогда как сам он совершает действия как в замедленной съемке. … наша память сохраняет как можно больше деталей, относящихся к пережитым событиям. За счет большого количества полученных впечатлений пережитый стрессовый момент кажется более длительным, хотя на самом деле это не так.
В активном состоянии привычной деятельности сознание занято текущей цепочкой выполняемого автоматизма, изредка отслеживая ее и, при необходимости, корректируя в моменты несколько новой ситуации (если они вообще случаются в хорошо отработанной деятельности). В пассивном же состоянии не достаточно актуальной значимости, которая занимала бы собой внимание преимущественно (доминировала [9] во время деятельности), и внимание постоянно перескакивает от одного к другому образу восприятия, с примерно равноценными новизной-значимостью и имеет возможность еще перескакивать на сопутствующие мысли в режиме творческого размышления [143].
Образующаяся последовательность активностей в кратковременной памяти (т.е. в виде активных реверберирующих зон [134]) отслеживания сознанием текущего восприятия-действия в активном состоянии оказывается менее богатой моментами переключения осознания (среди актуальных автоматизмов), и поэтому течение времени воспринимается как более быстрое. Другими словами, фильм-воспоминаний о прошлом событии в первом случае менее богат событиями — короче [249].
Зато после сна [95] все важное от прошлого дня останется зафиксированым в постоянной памяти (в виде проводящих синапсов, специфичных к нейромедиаторам активных эмоциональных контекстов [106]), а малозначимые, ни к чему не приводящие случайные отвлечения внимания отсеются. И тогда пустое времяпрепровождение, такое нескончаемо мучительное, не оставит следа в памяти, промелькнув мгновенно. В конечном счете, значимые, деенаправленные фильмы-воспоминания окажутся уже длиннее.
Кроме фильмов- воспоминаний о прошлых событиях, в которых фиксируется последовательность наиболее нового-значимого в восприятии, нет ничего, что составляло бы субъективное впечатление о прошлом (остальное — это наработанные автоматизмы неосознаваемых реакций). И, соответственно, только частота касаний сознания при восприятии, которая и образует фильмы- воспоминания (согласно условиям образования связей [20]), будет единственным источником субъективного восприятия времени. Очень сильно насыщенное важными событиями образует длительный фильм-воспоминаний, оставляющий впечатление замедления времени.
Частые и значимые переключения сознания в молодости (все пока еще новое, интересное, значимое) образуют насыщенные, яркие фильмы-воспоминаний и кажущуюся нескончаемость даже одного дня. А в старости время летит моментально, при фиксации в постоянной памяти почти не оставляя новых-значимых моментов.
Психические свойства и состояния
Психические свойства – это стабильные психические явления, оказывающие влияние на то, что делает человек и дающие его социально-психологическую характеристику. В структуру психических свойств входят способности, характер, темперамент и направленность.
Направленность представляет собой конгломерат потребностей, целей и мотивов человека, определяющих характер его деятельности. Она выражает весь смысл действий человека и его мировоззрение.
Темперамент даёт характеристики деятельности и поведению человека. Он может проявляться в повышенной чувствительности, эмоциональности, стрессоустойчивости, способности приспосабливаться к внешним условиям или отсутствии таковой и т.д.
Характером называют совокупность регулярно проявляющихся в личности черт и качеств. Всегда существуют индивидуальные особенности, но есть и характерные для всех людей – целенаправленность, инициативность, дисциплинированность, активность, решительность, стойкость, выдержка, мужество, воля и т.д.
Способностями являются психические свойства личности, отражающие её особенности, которые позволяют человеку успешно заниматься определёнными видами деятельности. Способности различают специальные (для какого-то конкретного вида деятельности) и общие (для большинства видов деятельности).
Психические состояния – это система психологических особенностей, обеспечивающих субъективное восприятие человеком окружающего мира. Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности человека – её свойством.
Психические состояния находятся в связи друг с другом. Но всё же их можно классифицировать. Чаще всего выделяются:
- Состояния личности;
- Состояния сознания;
- Состояния интеллекта.
Виды психических состояний разделяются по следующим критериям:
- По источнику формирования – обусловленные ситуацией или личностно;
- По степени выраженности – поверхностные и глубокие;
- По эмоциональной окраске – положительные, нейтральные и отрицательные;
- По длительности – кратковременные, средней продолжительности, продолжительные;
- По степени осознанности – сознательные и неосознанные;
- По уровню проявления – физиологические, психофизиологические, психологические.
Присущими большинству людей являются следующие психические состояния:
- Оптимальная работоспособность;
- Напряжённость;
- Заинтересованность;
- Вдохновение;
- Утомление;
- Монотония;
- Стресс;
- Релаксация;
- Сон;
- Бодрствование.
К другим часто встречающимся психическим состояниям можно отнести любовь, гнев, страх, удивление, восхищение, подавленность, отрешённость и другие.
Подробнее о психических свойствах и состояниях читайте в статье «Свойства психических состояний».
Четыре типа восприятия времени
Все дело в том, что существует четыре основных типа восприятия времени: линейный, параллельный, циклический и социальный. И от того, к какому типу относитесь Вы, зависит и то, как Вам лучше всего выстроить свои отношения с его величеством Временем.
Эти типы были выделены один за другим за последние полвека сначала Э. Холлом, затем Ричардом Льюисом, а потом уже и мною — Дмитрием Димитриевым.
В результате возникло пятое поколение тайм-менеджмента, которое позволяет подобрать индивидуальный набор инструментов, с помощью которых каждый человек сможет повышать свою успешность вор всем, что связано с планированием, организацией и управлением.
Кроме того, я выяснил, что человек усилием воли может развить в себе тот тип восприятия времени, которые наиболее всего соответствует его жизненным и рабочим задачам. Как правило, на это уходит достаточно долгий период работы над собой.
В структуре личности человека можно выделить его ведущий тип восприятия времени. Он описывает поведение человека в обычной ситуации.
Комплиментарный (дополнительный) тип включается только в ситуации стресса или перенапряжения, когда типичные модели поведения не помогают человеку справляться со своими задачами.
Также у человека может быть компенсаторный тип. Это способ поведния в карйне выраженном стрессе или цейтноте.
Вытесняемый тип проявляется в поведении человека в протовоположной форме. То есть человек ведет себя противоположно тому, как ведет себя типичный представитель данного типа в обычно для себя ситуации.
Ниже я представляю Вашему вниманию скоращенное описание типов. Вы можете подумать, на каком именно месте у Вас раполагается каждый из этих типов.
ЛИНЕЙНЫЙ ТИП
В Вашей картине мира время как бы существует снаружи пространства, и поэтому все сущее как бы располагается внутри времени. Поэтому не бывет никакого пространства до начала времени, после окончания времени, а также «сбоку» от времени. Время — это все, а пространство лишь часть его.
При этом Вы полагаете, что время течет с одинаковой сокростью для всех людей и повсюду. Естественно, с поправкой на теорию относительности Эйнштейна.
Поэтому для Вас невозможно находиться одновременно в разных местах, делать одновременно несколько дел. Следовательно, необходимо упорядочивать дела и задачи во времени так, чтобы они не пересекались друг с другом, а между ними формировался достаточный зазор, чтобы от одного дела перейти к другому.
Для Вас время является абсолютной ценностью, его не купишь за деньги, а можно лишь организовать наиболее эффективным способом.
Вы относитесь к тому сравнительно редкому типу людей, для которых ежедневник представляет собой реальный практический инструмент жизни. Если что-то попало в Ваши планы, этому остается только осуществиться.
Именно для вас созданы классические методы европейского тайм-менеджмента, основанные на четком выстраивание оптимальной последовательности действий.
Основным источником помех для Вас являются неожиданно возникающие проблемы и люди, которые не верят, что Вы все ещё помните об общих с ними делах, запланированным на более позднее сроки.
Когда Вам приходится взаимодействовать с менее организованными людьми, то у Вас нередко возникает желание выполнить всю работу в одиночку, чтобы не зависеть от необязательности или неточности окружающих.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ТИП
В Вашей картине мира время подобно набору травалаторов в аэропорту. НО движутся они с разной скоростью, и часто в разные направления. Вы всегда стараетесь оказать на той дорожке, которая быстрее довезет Вас до цели. Поэтому для Вас существует множество параллельных возможностей провести свое время, и самое главное – это сделать правильный выбор здесь-и-теперь. То есть, определить для себя приоритеты и выбрать наиболее важное дело на настоящий момент.
Для вас время является своего рода приложением к жизни, которое помогает структурировать жизнь, но не является ценностью само по себе. Вы не можете бросить самое важное дело в Вашей жизни только потому, что это записано в Вашем ежедневнике.
Для Вас не столько эффективны современные методы тайм-менеджмента, сколько умение быстро и точно расставить как стратегические, так и текущие приоритеты в своей жизни.
Прежде чем приступить к выполнению работы для Вас важно точно оценить ее срочность и важность, чтобы правильно соразмерить ее с другими задачами и Вашими ресурсами. Осознание необходимости задачи для Вас является основной предпосылкой для ее качественного выполнения.
Основным источником помех для Вас является неопределенность ситуации и позиции окружающих вас людей. Иногда Вам гораздо проще принять решение за них, нежели ждать, когда же они определяться в своих приоритетах и желаниях.
ЦИКЛИЧЕСКИЙ ТИП
В Вашей картине мира не бывает одинаковых состояний ни у Вас, ни в том мире, в котором Вы живете.
Когда Вам хорошо, а обстоятельства благоволят — Вы совершаете чудеса. За 1 час Вы можете сделать больше, чем за день работы.
Когда Вы в форме, но жизнь не складывается, Вы совершаете подвиги. Ценой гигантских усилий Вы преодолеваете все и выходите в общем-то на средний результат.
Когда у Вас нет рабочего настроения, но обстоятельства работают на Вас, то Вам помогает дао-менеджмент. Это когда проблема «сама рассоссется».
Когда и Вы не в форме, и обстоятельства против Вас, то Вы способны только на неважную рутинную работу.
Поэтому для Вас основа любого тайм-менеджмента строится в первую очередь на двух способностях:
- Во-первых, это умение владеть собой и формировать у себя необходимые состояния путем аутотренинга, медитации, хорошей вечеринки или успешной прогулки по магазинам.
- Во-вторых, это умение точно выбрать оптимальный момент для осуществления Ваших планов благодаря развитой интуиции.
Эти способности дают Вам с точки зрения управления временем гораздо больше, чем все методы современного тайм-менеджмента вместе взятые.
Для Вас гораздо важнее создать благоприятные условия для работы и вызвать у себя необходимый настрой, чем соблюсти все формальности и четко уложиться во все графики.
Основным источником помех для Вас является все, что может испортить Ваш настрой и разрушить те условия труда, которые Вы так старательно создавали перед началом работы. Иногда вам бывает легче все сделать в одиночку, чем работать с тем, кто постоянно портит Вам настроение.
СОЦИАЛЬНЫЙ ТИП
Вы и время, словно, существуете независимо друг от друга. Иногда Вам может казаться, что время придумали специально, чтобы был повод штрафовать за опоздания.
Вы нередко давали себе обещания со следующего понедельника начать новую жизнь, но, как правило, уже во вторник вы возвращались к своей старой жизни.
Всякий раз, когда Вам необходимо организовать себя, Вы поручаете это окружающим людям и событиям.
Для Вас ничего не стоит годами вставать чуть свет, если этого требует Ваша работа или Ваше начальство. При этом, в отпуске Вы можете вставать то к обеду, то к завтраку, а то и к ужину. А если в Вашем отеле нет четкого расписания, то Вы можете встать и через день-два.
Ваша сильная сторона – способность наслаждаться жизнью в перерывах между всеми тягостными обязанностями. В эти мгновения Вы восполняете утраченные ресурсы и после этого с новыми силами можете сделать все, что от Вас потребует этот мир.
Всякий раз, когда внешние обязательства отпускают Вас на свободу, Вы уходите в свой внутренний мир, где времени нет ни в делах, ни в ощущениях.
Время – это Ваш контракт с жизнью. Если в контракте предусмотрена точность – то становитесь вежливее королей. Если в контракте о точности ни слова, Вы никогда и никуда не приходите вовремя.
Основной метод тайм-менеджмента для Вас – это поместить себя в такие условия, в которых отклонения от расписания жестоко преследуется внешним миром.
Основным источником помех для Вас являются люди, которые выдвигают Вам пересекающиеся требования во времени. Если ровно в два часа дня Вас ждут в трех местах, Вы, как правило, наслаждается собой и жизнью — в четвертом.
Кроме того Вы делите время на «свое» и «чужое». «Свое время» — это когда Вы наслаждаетесь жизнью, определяя самостоятельно, чем Вы заполняете свое время. «Чужое» время – это когда Вы делаете то, что Вам положено кем-то делать в данный момент. Вы чувствуете комфортно только тогда, когда «свое» время количественно или качественно преобладает над «чужим».
Речь
Речью называются форму общения между людьми через языковые конструкции. В данном процессе формируются и формулируются мысли при помощи языка, а также происходит восприятие получаемой речевой информации и её понимание. Речь – это форма существования человеческого языка, т.к. речь является языком в действии.
Язык (речь) выполняет функции:
- Инструмента интеллектуальной деятельности;
- Способа общения;
- Способа существования, а также усвоения и передачи опыта.
Речь – важнейшая часть деятельности человека, которая способствует познанию окружающего мира, передаче знаний и опыта другим. Представляя собой средство выражения мыслей, она является одним из основных механизмов человеческого мышления. Она зависит от формы общения и, тем самым, разделяется на устную (говорить/слушать) и письменную (писать/читать).
Речь обладает следующими свойствами:
- Содержательность – количество и значительность выражаемых стремлений, чувств и мыслей;
- Понятность – правильность;
- Выразительность – эмоциональная окраска и богатство языка;
- Действенность – оказываемое влияние на других людей, их чувства, мысли, эмоции и т.п.
Подробнее об устной и письменной речи вы можете прочитать в наших тренингах по ораторскому искусству и писательскому мастерству.
Что такое восприятие?
Прежде всего стоит отметить, что мы принимаем мир на уровне сознания за счет органов того самого восприятия, которые имеются как в нашем теле, так и в разуме. Давайте отдельно рассмотрим эти категории:
- Простые формы восприятия — это всем известные с уроков биологии зрение, слух, обоняние, осязание и т. д. Важно отметить, что для обработки большей части информации комплексно задействуются сразу несколько органов. Например, при просмотре фильма работают слух и зрение одновременно, при контакте с человеком сюда подключается еще и обоняние, осязание. Так мы взаимодействуем с миром на физическом уровне.
- Сложные формы представляют собой такие философские понятия, как восприятие пространства, времени и движения. Иллюзии восприятия этих составляющих нашего мира являются неотъемлемым фактором в понимании данного вопроса. Ведь каждый человек чувствует мир по-своему, и мы никогда не узнаем, что, условно говоря, видят глаза нашего собеседника.
Именно о сложных формах, которые относятся даже не к философии, а к метафизике, мы сейчас и поговорим.
Процесс восприятия человека человеком
Определение 1
Восприятия человека человеком – это психологическое познание людьми сущности других людей в условиях непосредственного общения.
Процесс восприятия человека человеком включает в себя различные уровни психологического отражения, начиная от ощущения и заканчивая мышлением. Этот процесс подчиняется общим закономерностям психологического отражения с учетом специфики восприятия человеческой значимости как предмета окружающего мира. Человек воспринимается нами не только как социальная сущность, но и как часть окружающего нас природного мира, разновидность животного.
При восприятии нового человека другой человек учитывает ряд весьма разносторонних факторов:
- одежда человека;
- выражение лица человека, проявляемые эмоции и жесты;
- волосы, прическа, глаза;
- Иные компоненты внешности, которые подчеркивают индивидуальность человека, выделяют его среди других
Процессы познания друг друга людьми определяют черты характера, способности и интересы, уровень профессиональной подготовки, а также иные важные факторы. Осознание характеристики личности ведет к социализации в обществе, сравнении себя с другой личностью. Однако в силу познавательных способностей возникает проблема восприятия человека по внешним факторам. Так, согласно известной пословице «Встречают по одежке». То есть первое мнение складывается именно на основе физических признаков. Осознание данных характеристик формирует более устойчивое мнение по отношению к личности, однако минусом является то обстоятельство, что человек не учитывает внутренние характеристики, то есть характер, темперамент, интеллектуальные способности, что в дальнейшем может вызвать некоторые проблемы.
Восприятие формы пространства
Восприятие формы осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализатора. В восприятии формы объектов участвуют три основные группы факторов:
- Врожденная способность нейронов коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображения определенной насыщенности, ориентации, конфигурации и длины. Такие клетки называются детекторными. Основываясь на свойствах своих рецептивных полей, они различают очень специфические элементы в зрительном поле, такие как светлые линии определенной длины, ширины и наклона, острые углы, контрасты и разрывы в контурных изображениях.
- Законы образования фигур, форм и контуров.
- Жизненный опыт через движения рук по контуру и поверхности предметов, движение человека и частей его тела в пространстве.
Зрительное восприятие формы объекта также определяется условиями наблюдения: размером объекта, его расстоянием от глаз наблюдателя, освещением, контрастом между яркостью объекта и фона и так далее.
Бинокулярное зрение, то есть зрение двумя глазами, является основой для восприятия трехмерных объектов. Суть бинокулярного эффекта заключается в том, что когда оба глаза смотрят на один и тот же объект, изображение этого объекта на сетчатке левого и правого глаза будет разным. А при восприятии предметов смещение изображений на сетчатке глаза создает впечатление единого, но трехмерного и рельефного объекта.
Однако бинокулярное зрение — не единственное требование для объемного восприятия объекта. Когда мы смотрим на предмет одним глазом, мы все равно воспринимаем его рельеф. Существенную роль в восприятии объемной формы объекта играет знание объемных особенностей этого объекта и распределения света и тени на объемном объекте.
На значительном расстоянии от нас предметы, когда их изображения на сетчатках обоих глаз теряют свои различия, мы уже не воспринимаем трехмерные объекты, а мыслим о них лишь объемно на основе представлений, сохранившихся от рассматривания на небольшом расстоянии.
Восприятие глубины в основном относится к восприятию расстояния до объектов и их положения по отношению друг к другу.
Восприятие глубины происходит в основном при бинокулярном зрении. Адаптация глаза к четкому видению различных удаленных объектов также происходит с помощью таких глазных механизмов, как аккомодация, конвергенция и дивергенция.
Явление аккомодации заключается в том, что форма хрусталика глаза изменяется при приближении или отдалении предметов. При восприятии дальних предметов хрусталик становится плоским, а при восприятии близких предметов его выпуклость увеличивается.
Конвергенция — это сближение зрительных осей глаз друг с другом. А дивергенция — это поворот осей глаз в стороны. И конвергенция, и дивергенция вызываются сокращением и расслаблением глазных мышц.
Аккомодация и конвергенция работают только в очень небольшом диапазоне на коротких расстояниях: Размещение — в пределах 5-6 метров, сближение — до 450 метров. Между тем, человек способен различать глубину воспринимаемых объектов и пространство, которое они занимают, на расстоянии до 2,5 километров.
Процессы аккомодации и конвергенции происходят непроизвольно. Человек не думает о необходимости сфокусировать изображение, этот процесс происходит автоматически.
Определение пространственной глубины ограничено порогом глубины зрения. Порог глубины резкости — это минимальная разница в расстоянии между двумя объектами, воспринимаемая наблюдателем.
Для восприятия расстояний до объектов важны не только аккомодация хрусталика и взаимное расположение зрительных осей, но и линейная и воздушная перспектива.
В линейной перспективе удаляющиеся линии кажутся сходящимися у горизонта. В линейной перспективе размер объектов уменьшается по мере удаления от них. Та же разница между светом и тенью становится слабее по мере удаления от объектов, а мелкие предметы выпадают.
Воздушная перспектива подразумевает различное восприятие реальности в зависимости от природы воздуха и типа источника света. Предметы меняют цвет под воздействием голубоватого оттенка воздуха, который изменяет цвет предметов тем сильнее, чем дальше находится объект.
Влияние характера источника света в воздушной перспективе проявляется следующим образом: По мере удаления от зрителя освещенные поверхности становятся темнее, а затемненные — бледнее, создавая бледно-серый силуэт. По мере приближения светлый оттенок становится более контрастным, освещенные участки выглядят ярче, затемненные — темнее.
Расстояние, на котором распознаются объекты, называется порогом пространственного восприятия. Способность правильно оценивать пространственные отношения объектов называется глазомером. Различают статические и динамические устройства для измерения глаз.
Статический эллипс — определение размеров неподвижных объектов с учетом расстояния до них. Динамический глазомер — способность определять расстояние между движущимися объектами.
Способность оценивать и сравнивать размеры зрительно воспринимаемых объектов и расстояния до них с различной точностью зависит от индивидуальных особенностей глазомера человека.
Способность видеть мельчайшие объекты называется остротой зрения или разрешающей способностью глаз. Все это индивидуальные особенности каждого человека.