Предыдущая статья Управление эмоциями
Наш мир нереален, мы живем в матрице. Все знают фильм 1999 года, в котором впервые на широкую аудиторию высказана мысль, что мир может быть не такой, каким мы его видим. Как и все, что производит впечатление и приживается в массовом сознании, в этой идее есть большая доля правды. Давайте узнаем, в какой степени мир иллюзорен и насколько каждый из нас способен стать «избранным», чтобы подчинять матрицу своей воле.
Для ответа на вопрос, будем говорить о восприятии. Прежде всего этот психический процесс нужно понимать как механизм преобразования сигналов поступающих из внешней среды в образы, которые сохраняются в памяти, эмоционально окрашиваются и становятся доступны для мыслительных операций. В зависимости от органов чувств различают следующие виды восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, кинестезия. В процессе активного обучения между анализаторами образуются связи, позволяющие формировать образы содержащие свойства или явления для фиксации которых нет отдельных органов чувств: величина предмета, вес, форма.
Целостный образ предмета формируемый при помощи всех подключаемых чувств дает возможность представлять какие действия можно совершать в отношении предмета и каких последствий можно ожидать.
Важная особенность восприятия в том, что оно не доступно для самонаблюдения, мы не можем ощутить физиологический процесс его работы. События развивающиеся в нас самих, в нашем мозге, мы не чувствуем, а свойства вещей, находящиеся вне нас, ощущаем как внешние. Образ реальности формируется только при воздействии предметов внешнего мира на анализаторы. Это парадокс дает объяснение, почему характеристики психических функций не могут быть выведены из закономерностей функционирования мозга. Нельзя постигнуть тайну психики при помощи чисто физиологических экспериментов, нельзя достоверно сказать, что какая-то часть мозга отвечает за конкретный психический процесс. Для понимания работы психики необходимо учитывать все многообразие внешних социальных связей человека.
Индивидуальный образ окружающего мира
Восприятие — это психическое отражение свойств окружающих предметов. Мы в некотором смысле — зеркало этого мира, которое отражает само для себя. Каждый конкретный образ неповторим, так как связан с ситуацией возникновения, отношениями между предметами, мотивами в связи с которым этот образ зафиксировался. Поэтому невозможно существование человека, психика которого отражает мир точно, какой он есть на самом деле.
То как мы воспринимаем мир — это результат действия «программы» восприятия, которую в нас заложили с детства. Для ребенка каждый взрослый человек — учитель, который рассказывает как нужно интерпретировать увиденное. Получается, что образ мира ребенка — это набор интерпретаций взрослых людей, которые с ним общаются. Часто эти интерпретации ошибочны, противоречат друг другу. Даже у взрослых людей восприятие искажается под влиянием симпатий, антипатий, страхов.
Представьте себе зеленый цвет. Если вы не дальтоник, то всегда его узнаете, и другие люди подтвердят, что это действительно зеленый. Но ведь называние цвета «зеленым» это то, чему вас научили. Люди договорились между собой, что вот этот вид цвета будем называть зеленым. Но в реальности каждый может видеть этот цвет по-своему.
Воспринимается та часть реальности, которая согласуется с предыдущим опытом. Человек не способен увидеть нечто за пределами его жизненного опыта, если это нечто настолько новое, что не вызывает никаких ассоциаций. Например живущие изолированно племена, над которыми проходят воздушные коридоры, совершенно не замечают пролетающие самолеты.
Кроме того, каждый воспринимает реальность под «углом зрения» своих потребностей, интересов, установок, мотивации, под давлением необходимости контролировать поведение. Пешеход не обращает внимания на знаки дорожного движения, а водитель воспринимает их даже боковым зрением. Архитектор глядя на здание обращает внимание на одни детали, а врач на другие. Злой и влюбленный видят мир разными глазами. Если нужно срочно выкопать яму, но нет лопаты, то анализаторы будут настроены на поиск твердых и плоских предметов. Даже когда сознательный поиск будет прекращен, вы обратите внимание на предметы с нужными свойствами. Воспринимается и фиксируется в памяти только, то что значимо для управления поведением.
Свою специфику имеет влияние установок. При помощи механизмов психологической защиты поступающая информация искажается так, чтобы укоренившееся установка подтверждалась. Например, закомплексованный человек с убеждением «Я ничего из себя не представляю», может не слышать и не видеть подтверждений своих реальных успехов, а искренние комплименты может воспринимать как лесть или издевку. Злой увидит в каждом человеке врага, а в окружающем мире заметит только негативную информацию, которая подтверждает его представления. Человек считающий себя неудачником, неосознанно каждым движением, каждой реакцией, каждым словом будет подводить себя к неудаче. Зато потом снова может сетовать «Я же всегда знал, что ничего не получится».
Человеку свойственно выделять в процессе восприятия одни аспекты среды больше чем другие в той степени, в какой они соответствуют его целям и намерениям, особенностям деятельности, которой он занимается, личностным характеристикам. Вся эта совокупность факторов определяется как опыт человека, а зависимость процесса восприятия от прошлого опыта называется апперцепцией. В переводе с латинского языка этот термин означает «при восприятии, к восприятию». Действительно, человек как бы прикладывает свой опыт к восприятию. Этот опыт позволяет наполнить чувственный материал образа определенным смыслом.
Имеется большое количество фактического материала, иллюстрирующего явления, связанные с избирательностью восприятия и с апперцепцией.
Многие из этих фактов быгли известны еще в прошлом веке. Так, американский психолог Уильям Джемс поясняет феномен апперцепции следующими примерами: «Некоторые жители Полинезии, впервые увидев лошадей, стали называть их свиньями, так как рубрика «свиньи» была в их опыте наиболее подходящей для никогда не виданного животного — лошади. Мой двухгодовалый сын играл целую неделю с апельсином, который увидел в первый раз, назышая его мячиком. Его кормили яйцами всмятку, которые подавались ему без скорлупы в жидком виде, вылитые в стакан; когда ребенок увидел впервые цельное яйцо, он назвал его картошкой, так как раньше он видел и ел картофель без кожуры и знал его название».
Феномены, связанные с избирательностью восприятия широко изучались и в современной психологии.
Одним из интересных явлений, связанных с избирательностью восприятия, является открытый К.Черри «эффект вечеринки». Он широко известен каждому из нас: на вечеринке гости разбиваются на группы, каждая из которых обсуждает ту или иную тему. Постороннему человеку, случайно зашедшему в комнату, где находятся гости, кажется, что разговаривающие должны мешать друг другу. Между тем, достаточно присоединиться к разговору, как все остальное перестает замечаться. Данный феномен интенсивно изучался экспериментально с помощью методики дихотического прослушивания. При этом через наушники в два уха испытуемого подавались две различные магнитные записи. Когда экспериментатор просил испытуемого внимательно слушать одну из них, испытуемый легко повторял услышанные слова и фразы. Но из другой записи он не улавливал ничего даже в том случае, когда некое слово повторялось в этой записи до 35 раз! Подобное слежение за сообщениями осуществляется на основе смысловых характеристик. Так, если испытуемый следит за тем, что ему подается на правое ухо и если вдруг это сообщение начинает передаваться по левому, то он с легкостью продолжает за ним следить. Выбор информации, на которую человек обращает внимание в экспериментах с дихотическим слежением, в значительной степени зависит от его прошлого опыта.
Детям из Мексики и из США с помощью стереоскопа проецировались в левый и правый глаз две картинки. Одна из них включала сцену из мексиканской жизни, а вторая — из североамериканской. В данном эксперименте испытуемый не мог интегрировать их в целостный образ и воспринимал только одну из двух сцен. Быгло отмечено, что при одновременном предъявлении таких двух объектов как, например, изображения тореадора и игрока в бейсбол, мексиканские ребята чаще видели только первый из них, а американские — второй. Таким образом, они «настраивали» свое восприятие с учетом прошлого опыта, различия в котором обусловлены культурой. Кроме устойчивой апперцепции, которая обусловлена особенностями жизненного опыта субъекта, может иметь место и временная апперцепция. В ней сказывается влияние ситуативно возникающих психических состояний, таких как, установки, эмоции, различного рода ожидания и т.п.
В одном из опытов испытуемым предлагались для прочтения в краткой экспозиции немецкие слова в латинской транскрипции, чем вызывалась и фиксировалась установка на чтение иностранных слов в соответствующей транскрипции. После этого экспонировались уже русские слова, но состоящие из таких букв, конфигурация которых имеется и в русской и в латинской транскрипции, например Нева Оказалось, что большинство испытуемых читали подобные слова как иностранные, хотя и незнакомые (например, Хеба). Фиксированная на чтении иностранных слов установка способствовала превращению хорошо знакомых русских слов в бессмысленные комплексы звуков, изображенных латинским шрифтом. Явление апперцепции необходимо учитывать и в обучении. При этом учителю следует помнить, что любой излагаемый им факт будет воспринят с учетом особенностей прошлого опыта ученика.
Выразительный пример, показывающий важность учета особенностей прошлого опыта ученика в процессе преподавания приводит Л.С. Вывготский: «За время падения советской валюты (т.е. сразу после революции — Авт.) дети привышш ежедневно к обращению с громадными астрономическими цифрами и многие учителя подметили, что, когда приходилось сообщать детям настоящие астрономические цифры, это давало совершенно неожиданный эффект. Так, мальчик, услышав, что длина земного экватора равна 40 000 верст, сказал: «Так мало, столько же рублей стоит стакан семечек». Значение больших чисел было настолько скомпрометировано в опыте ученика, что детям никак не было понятно, почему это, когда хотят изобразить громадные расстояния, оперируют с такими цифрами, о которых у них сложилось впечатление, что это незначительные величины» .
(или селективность восприятия; англ. perceptual selectivity) — свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к.-л. объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется посредством механизмов внимания — непроизвольного и произвольного. Выделяемый и поэтому более отчетливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», остальные объекты — как ее «фон».
В своей непроизвольной форме И. в. определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализатор. В первую очередь выделяются раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резким отличием от др. по тем или иным признакам (напр., цвету — в зрении, фактуре — в осязании, тембру — в слухе и т. д.). Однако в условиях реальной деятельности решающую роль в И. в. играет выполняемая человеком задача, установка, готовность воспринимать те или иные предметы определенным образом. И. в. особенно отчетливо проявляется в таких специфических условиях, как восприятие двойственных (и многозначных) изображений, т. н. речевого коктейля (смешивание нескольких речевых потоков), объектов, сливающихся с фоном, и т. п. См. Дихо-тическое слушание, Маскировка зрительная, Селекция информации, Эффект Струппа.
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
селективность) — вы деление каких –либо объектов (или их частей) ,находящихся в сенсорном поле — поле восприятия. И. в. проявляется во внимании. Выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект выступает как «фигура », остальные объекты — как ее «фон ». Установлено, что выделение тех или иных объектов обусловливается соотношениями процессов ана лиза и синтеза, протекающих в анализаторе. При прочих услови ях И. в. определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализато р. В первую очередь выделяю тся раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резким отличием от других по тем или иным признакам (напр., цвету — в. зрении, фактуре- в осязании, тембру- в слухе и т. д.). Однако в условиях реальной деятельности решающую роль в И.в. играют выполняемая человеком задача, установка, готовность воспринимать те и ли и н ы е предметы определенным образом. И. в. особенно отчетливо проявляетс я в таких специфических условиях, как восприятие двойственных или многозначных изображений, т. н. речевого коктейля (смешение нескольких речевых потоков) , объектов, сливающихся с фоном, и т. п.
Избирательность восприятия одно из свойств восприятия, состоящее в выделении из окружающей среды каких-либо объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется благодаря вниманию. Выделяемый объект ( или информация) воспринимается более отчетливо, остальные объекты – только как его фон. В своей непроизвольной форме И. в. определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализаторы. В первую очередь выделяются раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резко отличающиеся от других по тем или иным признакам. Произвольная форма И. в. формируется благодаря наличию потребности.
Словарь дрессировщика . В. В. Гриценко .
Смотреть что такое «Избирательность восприятия» в других словарях:
- ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
— (или селективность восприятия; англ. perceptual selectivity) свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к. л. объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется посредством механизмов внимания непроизвольного и… …
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
— качество восприятия выделять «фигуру из фона», определяемое потребностями, направленностью или опытом личности (при апперцепции), волей или особенностями воспринимаемого объекта … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
— (селективность) вы деление каких –либо объектов (или их частей) ,находящихся в сенсорном поле поле восприятия. И. в. проявляется во внимании. Выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект выступает как «фигура », остальные объекты как …
избирательность восприятия (селективность)
— выделение каких либо объектов (или их частей), находящихся в сенсорном поле – в зоне восприятия. И.в. проявляется во внимании. выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект выступает как фигура, остальные объекты – как ее фон … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
внимание
— сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В … Большая психологическая энциклопедия
Внимание
— (старославян. имати брать) избирательность восприятия определённых аспектов действительности или сосредоточенность на определённой деятельности, которые индивид почему либо считает для себя более значимыми. * * * Психическая деятельность, в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
— [англ. consumer behaviour] относительно новая, претендующая на самостоятельность ветвь маркетинговых знаний, ключевая сфера маркетинговых исследований, характеризующая специфику поведения различных (как правило, целевых) групп потребителей,… … Маркетинг. Большой толковый словарь
Потребность
— Потребность, нужда внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов. Ярким примером может служить жажда острое чувство потребности в… … Википедия
Потребности
— Потребность – источник активности живых существ. Наиболее древние в эволюционном плане потребности являются генетическими программами, направленными на сохранение жизни, размножение и освоение окружающей среды. Чем больше полезных потребностей у… … Википедия
Избирательность восприятия
(или селективность восприятия ; англ. perceptual selectivity)
— свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к.-л. объектов (или их частей) и признаков. Избирательность восприятия осуществляется посредством механизмов внимания — непроизвольного и произвольного. Выделяемый и поэтому более отчетливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», остальные объекты — как ее «фон».
В своей непроизвольной форме Избирательность восприятия определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализатор. В первую очередь выделяются раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резким отличием от др. по тем или иным признакам (напр., цвету — в зрении, фактуре — в осязании, тембру — в слухе и т.д.). Однако в условиях реальной деятельности решающую роль в И. в. играет выполняемая человеком задача, установка, готовность воспринимать те или иные предметы определенным образом. Избирательность восприятия особенно отчетливо проявляется в таких специфических условиях, как восприятие двойственных (и многозначных) изображений, т.н. речевого коктейля (смешивание нескольких речевых потоков), объектов, сливающихся с фоном, и т.п. См . Дихотическое слушание
,
Маскировка зрительная
,
Селекция информации
,
Эффект Струпа
.
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
Психологическая сущность восприятия в полной мере может быть представлена через описание его базовых свойств. В качестве ведущих свойств восприятия в психологии выделяют предметность, целостность, осмысленность, структурность, константность, избирательность.
Свойства восприятия
Предметность восприятия
проявляется в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.
Восприятие выносит воспринимаемый объект в реальное пространство, а не относит его, к примеру, к раздражаемым рецепторам или структурам мозга.
Предметность восприятия не врожденное качество; существует определенная система действий, которая обеспечивает ребенку открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. Сеченов И.М. подчеркивал, что предметность формируется на основе внешне двигательных процессов, обеспечивающих контакт с самим предметом.
Целостность восприятия
– свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не бывают наблюдаемы.
В отличии от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета при воздействии на органы чувств, восприятие есть целостный образпредмета. При любом зрительном восприятии, прежде всего, бросается в глаза изображение в целом, а уже потом вырисовываются детали. Благодаря целостности восприятия отдельные линии и точки объединяются в фигуру.
Классическим примером целостности восприятия служит заполнение в восприятии того участка окружающего мира, который проецируется на слепое пятно. Эта область сетчатки нечувствительна к свету и не посылает в связи с этим никакой информации в мозᴦ. При этом, никакой пустой «дыры» в окружающем мире мы не замечаем. Мозг заполняет её на основе информации, получаемой от окружающих участков.
С целостностью восприятия связана его структурность
– свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений.
Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.
К примеру, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если её исполняет симфонический или струнный оркестр, или один рояль. Целостная структура мелодии в нашем сознании выступает при этом ярче, чем отдельные звуковые ощущения, различные в данных случаях.
Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма, В каждый момент можно услышать всего один удар. При этом ритм — ϶ᴛᴏ не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов. Взаимосвязь ударов между собой определяет восприятие ритма.
Константность
– относительное постоянство образов предметов, в частности их формы, величины цвета при изменении условий восприятия.
Мир, в котором мы живем, воспринимается не только как целостный и организованный, но также и как постоянный и неизменный. За уже структурированными предметами наше восприятие сохраняет их размеры, форму и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом их видим. Посмотрите на ваши пальцы: одни – на расстоянии вытянутой руки, другие – вдвое ближе; пальцы будут казаться точно одного размера, в то время как изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет в два раза меньше изображения пальцев ближней руки. Точно так же дверь сохраняет для наших глаз свою форму независимо от того, открыта она или закрыта. Белая рубашка остается белой как на ярком свету, так и в тени. Реально мы осознаем, какие коррекции постоянно осуществляет наше зрительное восприятие, лишь тогда, когда рассматриваем фотографии объектов, снятых в определенных ракурсах. В этом случае изображения объективно воспроизводятся фотоаппаратом.
Легко понять, как велико значение постоянства величины, формы и цвета. В случае если бы наше восприятие не было константно, то при каждом нашем движении, при повороте головы, изменения освещения, ᴛ.ᴇ. практически непрерывно, изменялись бы все основные свойства, по которым мы узнаем предметы.
Константность восприятия не является врожденным. В основном она развивается только к двум годам и прогрессирует до 14 лет. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, ᴛ.ᴇ. константность восприятия.
Константность восприятия опирается не на устойчивость самих ощущений, а на устойчивость закона их изменения. К примеру, форма и размеры предметов воспринимаются как неизменные, если перемещение их изображения на сетчатке происходят по законам перспективной проекции. Способность перцептивной системы исправлять неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием условий существования окружающего мира, и адекватно воспринимать окружающее хорошо иллюстрируется опытами с очками, искажающими зрительное восприятие путем переворачивания изображений на сетчатке. Когда человек надевает эти очки, то неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время видит предметы вверх ногами. При этом затем сознание корректирует оптическое искажение, и человек начинает воспринимать все без переворотов. Когда же он снимает очки, то первое время опять все видит перевернутым. Интересно, что когда человек надевал и снимал очки, нарушенное взаимодействие зрительного, вестибулярного и кинестезического анализаторов вызывало у него головокружение и тошноту. Способность «переучиваться» сильно зависила от возможности испытуемого активно перемещаться в пространстве и ощупывать предметы. Те люди, которые свободно ходили по помещению быстро приспосабливались к искажающим очкам, тогда как люди сидящие на стульях и перемещаемые по тому же помещению, адаптировались значительно медленнее, либо вообще не адаптировались.
Иными словами, там, где это возможно, мозг предпочитает истолковывать изменения ощущений как результат изменения условий восприятия, как движение организма или объекта͵ как изменения освещения и т.п., а не как изменения самого объекта. Генетическая причина этого в том, что наш мир устойчив. За короткое время изменение ощущений чаще всего происходит из-за движения. По этой причине такое истолкование сенсорных данных является наиболее вероятным.
Итак, пользуясь стандартной интерпретацией ощущений, восприятие обычно оказывается право. При этом, возможны случаи, когда восприятие ошибается (см. Иллюзии).
Осмысленность восприятия
фиксирует связь восприятия с мышлением; это свойство восприятия сопряженное с осмыслением, с осознанием предмета или явления.
Сознательно воспринять предмет — ϶ᴛᴏ значит мысленно назвать его, ᴛ.ᴇ. отнести к определенной группе предметов, обобщить его в слове, Вспоминая стол, карандаш, велосипед и обозначая их соответствующим словом, мы отвлекаемся от частных признаков этого предмета и относим его к определенной категории. Стол воспринимается нами как часть мебели, карандаш как предмет, относящийся к письменным принадлежностям, велосипед – как средство передвижения. Этот обобщенный характер осмысленного восприятия связан с абстрагированием от несущественных индивидуальных признаков предмета и отнесением этого предмета к определенной категории.
Достаточно по нескольким признакам угадать, что за вещь перед нами, как большинство её свойств можно с высокой вероятностью предсказать, т.е угадать. По этой причине знакомые вещи воспринимаются намного быстрее, чем незнакомые, «бессмысленные». Часто мы просто не замечаем того, чего не понимаем, а также остаемся буквально слепы ко многим несущественным деталям и особенностям того, что видим. Показательны с этой точки зрения двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимается то фигура, то фон. В этих рисунках выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием.
Рис.IV.8
Избирательность восприятия
Избирательность восприятия
– одно из свойств восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля каких-либо объектов и признаков. Избирательность восприятия осуществляется посредством механизмов внимания. Выделяемый и в связи с этим более отчетливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», остальные объекты – как «фон».
В избирательности восприятия проявляется активность сознания. Избирательность восприятия зависит как от объективных свойств предметов, которые воспринимаются, так и от воспринимающего субъекта.
Механизм перцептивной фильтрации отбирает, прежде всего, сигналы, несущие новые сведения о реальности. Неизменные длительно действующие стимулы благодаря адаптации постепенно перестают замечаться. Так мы смотрим на постоянно окружающие нас обычные неизменные предметы и образы: лица родных; дома на нашей улице; вещи, к которым привыкли, но не видим их. По этой причине мы хуже всего знаем то, что ближе всего к нам. Преимущественно выделяются также наиболее сильные, интенсивные, контрастные раздражители.
Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретная личность. Одним из проявлений избирательности восприятия является апперцепция.
Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта͵ запаса знаний и общей направленности личности.
Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта. Опыт у каждого человека своеобразен, он определяется его личной историей. По этой причине, глядя на один и тот же объект, каждый видит в нем свое. Так, к примеру, где обычный горожанин видит просто траву, червяков, жуков, мух, там ботаник видит множество разных видов растений, энтомолог – определенные виды насекомых, членистоногих и т.д. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.
Содержание восприятия определяется также потребностями человека, его влечениями, интересами, мотивами, общей направленностью личности. В одном опыте испытуемым показывали на экране смутные пятна и давали общее указание, что нужно отыскать «людей, которые что-то делают». Одной группе испытуемых изображения показывали через час после еды, другой через 4 часа, а третьей – через 16. Чем голоднее были испытуемые, тем больший процент их «видел» что-то относящееся к еде (хотя на экране вообще не было никаких изображений). Аналогично, напуганный человек видит в полной темноте какие-то устрашающие фигуры. Мы видим различные картины в нагромождениях облаков, в чернильных кляксах (тест Роршаха). Анализ ответов показывает, что «увиденное» человеком в этих случаях обычно связано с его желаниями, интересами, тревогами и надеждами.
Следующий фактор, который определяет избирательность восприятия — ϶ᴛᴏ задача, которая стоит перед человеком в данный момент. Так, к примеру, шофер, ведущий машину, отчетливо воспринимает огни светофоров, дорожные знаки, движение других машин. Тот же шофер, едущий в качестве пассажира – туриста в новом городе, видит главным образом архитектурные особенности.
Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, являются установки субъекта͵ ᴛ.ᴇ. внутренние ожидания, которые связаны у человека с данной ситуацией. Механизм избирательности восприятия отбирает сигналы, которые соответствуют ожиданиям человека. Иногда данный механизм оказывается настолько силен, что человек замечает в окружающем мире только то, что подтверждает его ожидания, и просто не видит всего, что им противоречит. Так, Дон Кихот ожидал встречи с великанами, заколдованными принцессами, злыми волшебниками. И самые обычные вещи «превращались» в образы этих романтичных ожиданий.
При всей разнице личного опыта͵ потребностей и установок, у людей, живущих в одну эпоху и в рамках одной культуры, имеется много общего в мировосприятии. Οʜᴎ сталкиваются, в общем, с одним и темже кругом вещей, понятий, ценностей, деятельностей. Общество внедряет в человека свою картину мира, свою систематизацию, оценку вещей и явлений через обучение, язык и искусство, через книги и средства массовой информации, идеологию и т.п. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в восприятии мира каждым отдельным человеком невидимо присутствует опыт общества, его практика, знания, ценности.
Человеческий слух развился благодаря развитию речи и музыки. Геометрия и изобразительное искусство в значительной мере определяют человеческое зрение, в частности, понимание и восприятие перспективы.
Подводя итог, можно заключить, что восприятие – активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета.
Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов их объема, удаленности и направления в котором они находятся.
Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов: зрительного, двигательного, осязательного и вестибулярного.
К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между обоими полушариями в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное осязание и т.п. Благодаря такому устройству информация от рецепторов дублируется. Каждое из полушарий получает свою несколько отличающуюся картинку. Это явление принято называть диспаратностью.
Полушария головного мозга, хотя и самостоятельны, но работают вместе. Два различающихся «изображения» одного предмета накладываются друг на друга и сливаются в одно. А куда девается их разница? Она даетинформацию о положении раздражителя в пространстве.
Восприятие формы, предполагает отчетливое различение очертаний предмета͵ его границ – контура. Благодаря микродвижениям глаз может выделять контур объектов, который связан с контрастом светлот. В случае если указанных перепадов яркости нет, то в однородном поле зрения восприятие оказывается невозможным. Так, в одном эксперименте испытуемых помещали в круглую комнату без окон, абсолютно однородно окрашенную и равномерно освещенную. Испытуемые не видели в ней ничего. У них было чувство, что они находятся внутри бесформенного облака.
Зрительное восприятие формы предмета определяется условиями наблюдения: величиной предмета͵ его расстоянием от глаз наблюдателя, освещенностью, контрастом между яркостью объекта и фона и т.п., а также зависит от остроты зрения наблюдателя.
Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособленность глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью аккомодации и конвергенции.
Аккомодация — ϶ᴛᴏ изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны.
Конвергенция – сведение зрительных осей на фиксируемом предмете.
Комбинация двух раздражителей – величины изображения предмета на сетчатке и напряжение глазных мышц в результате аккомодации и конвергенции – является условнорефлекторным сигналом размера воспринимаемого объекта. Основную роль в восприятии объемности и удаленности предметов играет бинокулярное зрение. У человека бинокулярное зрение эффективно лишь на расстоянии до 15 метров. О пространственных отношениях более далеких объектов приходится судить по эффектам линейной и воздушной перспективы, светотени, параллакса и закрытия одних предметов другими. Так удаленные предметы будут казаться меньше в соответствии с линейной перспективой и менее четкими (воздушная перспектива). При повороте головы близкие предметы движутся в поле зрения быстрее, чем удаленные и притом в противоположном направлении (эффект паралакса). Вместе с тем, они располагаются между нашим глазом и задним планом, закрывая его часть, и это тоже указывает на их близость. Мышечно-двигательные движения при конвергенции глаз позволяют нам также судить о том, какие предметы ближе, какие дальше от нас.
Управление восприятием
Если мотивация не упорядочена, если нет четких целей, если нет понимания своих интересов, если в бессознательном есть негативные установки на себя и на окружающий мир, если никогда не пересматривались детские способы интерпретации, то человек воспринимает мир мозаично, хаотично, не имеет четких позиций и своего мнения. Им легко управлять, внедряя в сознание новые интерпретаторы. Такого человека возможно убедить, что черное — это белое.
Если человек не повзрослел, не пересмотрел, не устранил из сознания усвоенные в раннем возрасте представления, то он будет жить по программе заданной извне. Как в фильме «Матрица». Но каждый может научиться управлять и настраивать восприятие.
Во-первых, необходимо вытащить в зону сознания автоматические мысли, автоматические реакции, чтобы пересмотр стал возможен. Во-вторых, необходимо разобраться в ценностях и глубинной мотивации. В третьих необходимо осознать СВОИ интересы и определить СВОИ цели. Тогда станет возможно самостоятельное управление жизнью.
Когда устранены внутренние барьеры и определены главные жизненные интересы, то психика перестраивается на восприятие нужной информации. Начинаете замечать новые возможности, смотреть на людей с точки зрения полезности для продвижения ваших интересов. Задачей становится не упускать возможности, а грамотно их использовать. Жизнь показывает, что поток возможностей непрерывен, и начать его замечать можно в любой момент..
Отличие картин мира людей неизбежно. Но каждый способен расширить границы восприятия. Человек это целеустремленное существо, поэтому для него «выйти из матрицы» и обрести способность управлять ей, означает начать видеть новые возможности для осуществления своих интересов.
Следующая статья Способность мыслить