Типы восприятия: аудиал, визуал, кинестетик и их характеристики

Общая информация о видах восприятия

Деление людей на визуалистов, аудиалистов, кинестетиков и дигиталов в соответствии с основами нейролингвистического программирования (НЛП) позволяет выявить у них доминирующий орган чувств. При этом одно преобладающее сенсорное восприятие мира у человека не означает подавление им других. Для людей характерно наличие четырех каналов, по которым они познают мир:

  1. Визуальный. При нем у человека преимущественно развита зрительная система восприятия окружающей действительности. Для него имеет значение цвет, форма.
  2. Слуховой. Доминирует орган слуха и соответствующее ему мировосприятие посредством звуков, тембров, мелодий, громкости.
  3. Кинестетический. Преобладает осязательная функция. Человеку проще распознать тот или иной предмет по запаху, вкусу, прикосновению.
  4. Дигитальный. Доминирует логическое восприятие мира путем построения человеком внутреннего диалога.

Ведущий канал мировосприятия информации у человека позволяет активизировать мыслительную деятельность. Благодаря ему запускаются другие процессы в форме памяти и воображения.

Существует несколько методов, как определить визуала, аудиала, кинестетика и дигитала. Основным является диагностика преобладающей модальности путем тестирования, разработанного С. Ефремцевым. Тест доступен в режиме онлайн для пользователей интернета, желающих узнать свой доминирующий тип восприятия.

Характеристика аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов включает в себя:

  • доминирующий орган, участвующий в восприятии человеком окружающего мира;
  • влияние ведущего канала восприятия на характер;
  • соотношение вида восприятия с типом личности человека;
  • набор отличий одной формы оценки человеком окружающей действительности от других.

Характеристика визуалов

Аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы отличаются друг от друга по характеру, способу общения, внешним признакам. Особенностью визуалов является их восприятие мира посредством зрительных образов. Доминирующий орган чувств у них — глаза. При этом другие формы оценки мира у таких людей развиты не меньше, но им проще и удобнее обрабатывать поступающую информацию именно через зрение.

Выявить визуала можно по характерной мимике. Она служит его отличительной чертой. Многое определяется по взгляду человека:

  • направленный вверх и влево при стремлении вспомнить какую-либо информацию;
  • вверх и вправо при фантазировании;
  • прямо и вдаль при мыслительной деятельности.

Указанные признаки характерны для людей с преобладающим визуальным каналом мировосприятия. По взгляду визуала можно определить, говорит он правду или лжет.

Интересно! Визуалист, пытающийся сказать неправду, смотрит вверх и вправо в случае, когда ему задают конкретный вопрос.

Для визуалов характерны следующие особенности:

  • восприятие информации через образы;
  • выраженная жестикуляция;
  • использование при разговоре слов «видеть», «заметить», «мне кажется», «взгляните», «посмотрите»;
  • восприятие в процессе обучения только визуальной информации в виде графиков, схем, рисунков, фотографий, экспериментов;
  • обращение внимания на внешность других людей, их мимику, жесты, позы;
  • хорошее воображение.

Для визуала важен внешний вид. Он восприимчив ко всему, что видит. Такие люди ценят красоту мира и отдельных его предметов. Они не любят грязь, неряшливость и беспорядок. Если ребенок является визуалом, то в процессе обучения он будет лучше усваивать информацию, преподносимую ему в схематичном и иллюстрированном виде.

Люди данного типа быстрее других осваивают скорочтение и лучше воспринимают информацию в форме текста. Для визуалов также характерна зрительная память. Они лучше остальных запоминают местонахождение предметов, хорошо ориентируются на местности.

Визуалисты предпочитают держать дистанцию при разговоре с другими людьми. Для них важна зона комфорта. Причем расстояние между ними и собеседниками должно быть минимум один метр. Взгляд визуалов блуждает и находится в поиске. Для успешного выполнения поставленных задач таким людям необходимо наличие четких схем, наглядных картинок и образов.

Школьники-аудиалы дома

Школьнику-аудиалу для подготовки домашнего задания необходима тишина. Любые посторонние звуки его отвлекут. Родителям не надо разговаривать с ним, мешать ему читать вслух, издавать монотонные звуки. Аудиал таким образом облегчает свою работу.

Математика детям с развитым звуковым каналом дается легко. Они хорошие логики, разбираются в алгоритмах и применяют их на практике. В комфортных условиях у них все получится.

Родители могут помочь справиться с заданием высокой сложности: проговорить, разобрать условие задачи или спланировать решение уравнения. Сделав это один раз вслух, ребенку будет намного проще все записать.

Аудиалам трудно переключать внимание. Близким нельзя отвлекать ребенка, который делает домашнее задание. Ему сложно, читая параграф, ответить на телефонный звонок, вынести мусор, и потом снова активно взяться за работу.

Запоминая стих, ученику надо выразительно, четко несколько раз его прочитать. Ему важно сделать лексический разбор, понять общий смысл. Задача родителей — помочь с анализом и объяснить значение незнакомых слов.

Дети-аудиалы часто плохо рисуют и неаккуратно пишут. Сильно ругать их за это не стоит, такова уж природа. Со слухом у школьника все в порядке, а вот зрение развито хуже.

Зато у таких ребят есть музыкальные способности. Зная, как работать с детьми-аудиалами, можно обеспечить ребенку все условия и достичь определенных результатов на этом поприще. Известен тот факт, что среди людей с доминирующим звуковым каналом много успешных музыкантов.

Необходимо с раннего детства окружить малыша инструментами: клавишами, дудками, барабанами. Взрослея, он заменит их гитарой, пианино или баяном. Самое приятное, что ребенок будет заниматься сам, без принуждения.

Главная задача родителей — обеспечить своему ребенку полноценное общение и комфортную звуковую среду. Для маленького аудиала нужно тщательно «фильтровать материал». Надо следить за тем, чтобы детские уши слышали меньше непредназначенной для них информации.

Самая распространенная и популярная система определения типов учеников — VARK.

Ее придумал учитель из Новой Зеландии Нейл Флеминг много лет назад (в 1987 году), когда стал инспектором, для того, чтобы облегчить себе работу, исследуя эффективность обучения детей в . И в наше суровое и переполненное информацией время, эти знания используются для того, чтобы понять, к какому из типов учеников относится человек, и, соответственно, какой именно метод учебы подходит ему лучше всего.

Так что, для начала, нужно выяснить, к какому именно типу относится ваш ребенок. Заходим на сайт vark-learn.com

— здесь находится официальная страничка теста, достаточно выбрать вверху флажок с необходимым языком и ответить на вопросы тестирования.

Ваш ребенок — визуал.

Это не страшно:) Автор этой статьи тоже визуал, именно поэтому он потратил кучу времени для создания коллажей, которые вы здесь видите. Как понятно из определения, дети-визуалы лучше запоминают то, что видят. Дело не в том, что им нравятся , хотя они им действительно нравятся, а в том, что любая информация, имеющая хоть какие-нибудь визуальные компоненты быстрее откладывается в их памяти. Эти компоненты: графики, схемы, цветовые выделения текста, видео-фрагменты, плакаты, слайды и так далее. Им легче общаться с учителями, которые не только используют все эти компоненты во время объяснения материала, но и если сам учитель — харизматичен, много жестикулирует, делает, в том числе, и интонационные акценты во время лекции. Детям-визуалам нужно достаточно времени и пространства для изучения материала дома, подготовки домашнего задания или подготовки к тестированию.

Как помочь ребенку-визуалу учится легко и приятно:

  • создайте ему хорошие и удобные : большой письменный стол, ассортимент канцелярских принадлежностей в виде блокнотов, стикеров разного цвета и формы, скрепок, карандашей, маркеров, закладок и т.п.
  • купите или сделайте сами каталоги для хранения информации на карточках (карточки для учебы с рисунками-ассоциациями — лучший способ изучения чего-либо для вашего ребенка).
  • купите или сделайте сами флипчарт, для ребенка.
  • разрешайте ему утыкивать и обклеивать стены комнаты учебными плакатами и файлами, помогите в их создании и объясните, как они работают, если ребенок пользуется ими впервые.
  • покупайте самоучители, составленные в виде таблиц и графиков с простым и четким описанием правил и примеров.
  • создайте ребенку канал на YouTube, где он сможет хранить полезные и интересные видео-передачи и курсы.
  • научите его использовать интерактивные онлайн-ресурсы и игры для учебы (таких ресурсов поистине огромное количество, хотя действительно толковые имеют английский интерфейс, но ведь и английский учить тоже нужно).

Ваш ребенок — аудиал.

У этих детей, в отличие от всех остальных, все, что в одно ухо влетает, в другое не вылетает, а задерживается в голове, хорошенько перерабатывается и выдается потоком выводов и гипотез. Они усидчивы и внимательны, любят и послушать, и поговорить. Для детей-аудиалов имеет огромное значение в развитии, поэтому им необходимо внимание, с самого детства, и родителей, и воспитателей, и преподавателей. Аудиалам проще заниматься в небольших группах, когда учитель может уделить достаточно времени каждому ученику. Истина рождается в обсуждении, потому аудиалы могут быть весьма настойчивы и даже чуточку надоедливы: приходя со школы, они рассказывают в деталях, что произошло , или, садясь делать домашнее задание, падают на телефон с одноклассником, обсуждая решение задачи в процессе ее же решения. Также аудиалы очень внимательны к деталям и склонны к лирическим отступлениям на полтора часа: ведь так важно объяснить все, да и по ходу объяснения они могут прийти к дополнительным выводам.

Как помочь ребенку-аудиалу учится легко и приятно:

  • создайте ребенку спокойную атмосферу для учебы, отдельное пространство, никаких громких посторонних звуков (купите всем членам семьи наушники и так смотрите телевизор, в конце концов:)
  • поскольку аудиалы больше слушают учителя, чем записывают, научите их добывать дополнительную информацию и расширять свои конспекты, после читая их вслух.
  • просите ребенка объяснять вам вслух то, что он понял или выучил (не насильно, а по причине вашего искреннего любопытства:)
  • купите ребенку самый простой в использовании плеер с функцией записи голоса, он пригодится не только в школе, но и в ВУЗе.
  • скачивайте ребенку аудио-книги и аудио-курсы.
  • научите ребенка, концентрируясь при выполнении чего-либо (написание уравнений, диктант и т.п.), проговаривать свои действия вслух (если он дома), шепотом или в уме (в школе).
  • поощряйте участие ребенка в различных разговорных клубах (особенно они популярны в лингвистической среде).

Ваш ребенок — кинестетик.

Вот практики в прямом смысле этого слова: они изучают окружающую среду принюхиваясь, приглядываясь и ощупывая со всех сторон. Также неплохо, если эту самую окружающую среду можно и на вкус попробовать. Дети-кинестетики уверенны, что нужно действовать, иначе неизвестно — получится или нет. Поэтому, они постоянно проверяют на прочность себя, мир и терпение родителей. Им нравятся истории из жизни и они легко их запоминают, занимаются активным собирательством, куда бы ни попали (ракушки, камушки, жучки и т.п.). Дети-кинестетики любят бывать на природе, ходить в музеи и на выставки. Таким детям, чтобы понять строение жабы, лучше увидеть ее в разрезе в формальдегиде, а понять строение солнечной системы им помогут наглядные примеры на картонных шариках в сделанной самостоятельно модели. Они любят , так что этому занятию родители могут посвящать практически все проводимое с ребенком время — именно так он учится лучше всего. Также, им очень важен опыт, который уже был у их родителей или забавные факты из жизни, которыми учитель разбавляет скучные лекции. Для кинестетиков это такие якоря в памяти, которые привязывают к себе другую, идущую рядом информацию.

Как помочь ребенку-кинестетику учится легко и приятно:

  • обеспечьте ребенка достаточным количеством материалов и условиями, для практических занятий дома
  • для изучения какого-либо материала находите примеры из жизни, желательно с картинками или видео.
  • купите ребенку хорошие, объемистые и иллюстрирование энциклопедии, толковые словари и книги типа «100 самых интересных фактов о марсианах».
  • скачивайте ребенку документальные фильмы, давайте доступ к познавательным телепрограммам, также можете использовать собственный канал на YouTube для хранения интересных передач (особенно рекомендуются BBC и Discovery), скорее всего история будет одним из любимых его предметов.
  • поощряйте его общение и обсуждение учебных моментов с другими детьми-кинестетиками.
  • посещайте с ребенком музеи, выставки, выездные занятия
  • научите его сокращать лекции и преобразовывать их в легко-запоминающиеся дефиниции.

Конечно, нужно понимать, что в человеке могут быть, и стопроцентно будут, качества другого, не основного типа ученика. Так, у кинестетиков часто хорошо развиты способности визуалов, и наоборот. Это мультимедийная группа

учеников: ребенок может увеличить количество способов запоминания той или иной информации, выбрав самое подходящее для него опытным путем. Предоставьте ему эту возможность, практикуйте различные методы и сверьте результаты. То, что будет даваться легче всего — и есть подходящий метод.

Также, кроме трех основных групп существует четвертая — дигиталы

, еще эта группа называется вербальной. Ее редко выносят в отдельный список, поскольку считают вариантом смешанной, то есть — мультимедийной, группы. Особенности дигиталов в том, что они запоминают текст, каким он есть, как он записан и даже где размещен на странице. Как ни удивительно, но именно детям-дигиталам в наших школах учится легче всего, похоже, именно на них вообще нацелена наша устаревшая система образования: они много читают, пользуются раздаточным материалом, охотно ведут обширные конспекты. Чтобы помочь детям-дигиталам в учебе, родителям, прежде всего, не нужно им мешать. Также обеспечьте их большим количеством книг, справочников, и подарите к новому году подписку на какой-нибудь научно-популярный альманах и абонемент в ближайшую библиотеку.

Особенности поведения, которые «выдадут» кинестетика:

  • В словаре ребенка преобладают слова, описывающие чувства или движения (холодный, прикосновение, твердый, схватить). В разговоре большое внимание уделяет внутренним переживаниям.
  • Этот малыш просто обожает домашних животных. Он постоянно к ним прикасается: гладит, носит на руках.
  • Любит телесный и эмоциональный комфорт. Одеть его в колючий свитер практически невозможно.
  • Во время диалога смотрит не в глаза собеседнику, а вниз. При этом совершает множество движений и жестов, старается стать поближе к нему. Даже может начать крутить пуговицу на одежде другого человека.
  • Во время беседы постоянно меняет позу. Любимое положение — руки обнимают себя, ноги поджаты или переплетены. Часто сутулится, ходит с поникшими плечами.
  • Проявляет склонность к молчанию. Иногда такие дети кажутся робкими и застенчивыми. Это мнение ошибочно, просто ребята теряются на общем фоне.
  • Часто полагается на свою интуицию, которая развита очень хорошо.
  • Таким детям трудно сосредоточиться. Они отвлекаются по любому поводу.
  • Ребенок четко запоминает общее впечатление.
  • Память включается во время движения. Ученик, слушая педагога, может даже не смотреть на него, но перебирать пальцами ручку или карандаш.
  • Если нужно переписать с доски домашнее задание, ребенок будет долго рыться в портфеле. Вероятнее всего, достанет учебники и прямо в них отметит нужные номера.
  • Его тетради неопрятные: они покрыты пятнами, помяты. На парте — полный кавардак, в котором ученик отлично ориентируется.
  • Перемену использует, чтобы размяться и подвигаться.
  • Школьник исключительно владеет своим телом: отличается отличной координацией движений, он гибкий и ловкий. У него ярко выраженная тяга к спорту.
  • Склонность к ручному труду.

С такими детьми учителям трудно. Они их называют «гиперактивными», «необучаемыми». Кинестетик, которого вынуждают сидеть спокойно, чрез некоторое время начтет стучать пальцами, двигать ногами или что-то в этом роде. При неправильном отношении к ребенку 90% усилий учителя тратится впустую.

Если кинестетик что-то держит в руках, ему проще понять учителя

Проблема неправильного подхода к ребенку, когда не учитывается его способ усвоения информации, довольно глубокая. Специалисты говорят, что от таких детей нельзя требовать быстрого решения задачи или немедленного повторения услышанного материала.

Например, ученики-кинестетики долго считают на пальцах, когда их одноклассники уже начали решать примеры устно. Для детей это становится большой проблемой. Чего только они не придумывают, чтобы скрыть свою «неуспеваемость»: прячут ладони под партой, за спиной, стучат по столешнице пальцами. Ребята нуждаются в совершенно другом отношении к себе, терпении со стороны педагогов и близких людей.

По мнению некоторых профессионалов, все дети — кинестетики. Такая точка зрения имеет право на существование, поскольку все дети дошкольного и младшего школьного возраста очень подвижны и эмоциональны. Позже у большинства детей доминирующий канал меняется на зрительный или слуховой.

Характеристика аудиалов

Для указанного типа восприятия особое значение представляет информация, полученная через органы слуха. Аудиалом можно назвать человека, который лучше усваивает материал, прочтенный вслух. Особенно это важно для школьников. Дети-аудиалы хорошо запоминают только те сведения, которые были преподнесены им учителем в устной форме.

Для аудиала характерны следующие признаки:

  • использование в речи «слуховых» фраз («слышал», «не могу понять», «скажи», «мне послышалось», «послушай меня»);
  • хорошее восприятие музыки, бесед;
  • неплохой слух;
  • необходимость полной тишины при сосредоточении на чем-либо;
  • высокая требовательность как к своей, так и чужой речи;
  • большая любовь к музыке;
  • чувствительность к разговорам;
  • хорошая слуховая память.

Внимание! При разговоре с аудиалистом важно не повышать тон и не кричать, поскольку это вызывает отторжение у него к собеседнику.

Люди указанного типа считаются хорошими рассказчиками. Они предпочитают обсуждать с другими какой-либо вопрос. Так они лучше усваивают любой материал. Аудиалы больше других ориентированы на общение. Это один из самых коммуникабельных типов людей.

Аудиалисты хуже других запоминают лица людей и не всегда хорошо ориентируются в пространстве. Но они лучше остальных узнают человека по голосу. Определить таких людей удается по взгляду. У них он обычно направлен либо вправо, либо влево.

Аудиалы меньше других склонны к конфликтам и чаще предпочитают не повышать голос. У них он обычно ровный, а речь размеренная и спокойная. Часто встречающаяся профессия среди аудиалистов — музыкант. С учетом общительности и умения вести разговор такие люди добиваются успеха в работе, связанной с ораторским искусством.

Для аудиала имеет значение только конкретный факт без лишних подробностей. Ему важен контакт с человеком, который обладает приятным для него тембром голоса. Они обращают меньше внимания на внешний вид людей, руководствуясь преимущественно слуховыми ощущениями.

Описание кинестетика

Определить такого человека можно по ряду признаков:

  • частое употребление слов с выраженным эмоциональным оттенком («взволнован», «мурашки по коже», «я восхищен»);
  • частые прикосновения к собеседнику;
  • близкая дистанция с человеком при разговоре;
  • непоседливость;
  • эмоциональность;
  • лучшее усвоение информации через движения и осязание.

Кинестетик хорошо познает мир посредством личного опыта. Он предпочитает практику теории. При этом ему важно принять непосредственное участие в процессе. Люди данного типа больше других ориентируются на вкус, запах. Им важно лично потрогать или попробовать предмет, чтобы сделать необходимые выводы.

Кинестетики относятся к числу деятельных людей. Им можно дать точное определение. Это трудоголики, не терпящие бездействия. Кинестетики не отличаются хорошим вниманием, они плохо концентрируются на чем-либо длительное время. По этой причине они не любят рутинную и монотонную работу.

Кинестетикам присущ особый психологический портрет. Несмотря на стремление таких людей находиться на минимальном расстоянии от собеседника во время разговора, они избирательны в общении. Близко к себе кинестетик может подпустить только завоевавшего его доверие человека.

Интересно! Для кинестетика особенно оскорбительно нарушение его личного пространства малознакомым человеком. Это не может пройти бесследно для него.

Как и визуалы, люди данного типа плохо воспринимают устную информацию. Им проще познавать мир за счет наглядных данных и путем личного контакта. Для кинестетика важен именно телесный контакт с близким человеком. На него оказывает серьезное влияние комфорт. Любое неудобство провоцирует у кинестетика сильное раздражение. Такие люди любят разговоры, касающиеся чувств и ощущений. Для них важен эмоциональный обмен с собеседником.

Как определить ребенка-кинестетика

Кинестетики знакомятся с окружающим миром через тактильные ощущения. Они «чувствуют» его. Их главный инструмент восприятия — тело, а способ — движение, действие. Поэтому в лексиконе таких детей чаще всего можно услышать слова, обозначающие свойства предметов, которые можно потрогать (твердый, мягкий, холодный, колючий…), а также слова, обозначающие движение (бегать, играть, ходить, бросать…).

В разговоре они стараются максимально изложить свои внутренние переживания. Во время общения обычно смотрят куда-то вниз, часто меняют позы…

Обычно, во время беседы обнимают себя, а ноги скрещивают или прячут под себя. Подобные позы не мешают им активно жестикулировать или теребить собеседника за пуговицу. Ходят маленькие кинестетики, сутулясь.

Чтобы разговорить кинестетика, придется приложить немало усилий. Зачастую он производит впечатление застенчивого или даже робкого ребенка. Но это лишь только впечатление, на самом деле малыш очень активен, просто эта активность не так заметна на общем фоне других ребят. Однако, с возрастом такие дети меняются, становятся очень спокойными, вплоть до флегматичности.

Дети-кинестетики просто обожают домашних питомцев. Они готовы затискать любимцев — постоянно носят их на руках, гладят. Трепетно относятся к собственным телесным ощущениям: надеть на ребенка одежду, которую он считает неудобной или колючей просто невозможно.

Поскольку эти дети очень чувствительные, они очень нуждаются в объятьях, прикосновениях близких людей, особенно мамы. Очень привязаны к родителям, их можно назвать «ручными». Даже будучи уже школьниками, с удовольствием забираются на колени к папам и мамам. А самые маленькие детки быстро и легко засыпают только на руках родителей.

Отвлекаются дети по поводу и без, но прекрасно запоминают общие впечатления. Чтобы сконцентрировать внимание, ребенку придется приложить немало усилий. Активизировать память помогают любые предметы. Начиная теребить их в руках, малыш сосредотачивается. Так ему не только легче что-то вспомнить, но и усвоить новый учебный материал.

На школьной перемене такой ребенок очень активен. Он предпочитает движение тихому отдыху. У учителей физкультуры и труда маленький кинестетик всегда в числе любимых учеников. Другие же учителя таких детей часто называют «трудно обучаемыми», так как во время урока ребенок постоянно ерзает, постукивает пальцами или карандашом по парте, что-нибудь вертит в руках… Ему так проще запоминать, а учитель принимает подобное поведение за хулиганство. Иногда таких учеников ошибочно считают детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Знаниям юные кинестетики предпочитают интуицию, которая у них очень сильно развита, несмотря на возраст.

Из-за неправильного подхода к воспитанию и обучению этих детей, зачастую возникают проблемы. От ребенка требуют быстрого усвоения информации и быстрых решений, в то время как для кинестетиков свойственна медленная скорость переработки информации.

Тетради кинестетика далеко не всегда выглядят опрятными, а на рабочем столе или парте всегда царит хаос. Часто и в комнате у таких детей беспорядок, но он их совершенно не раздражает: в хаосе они чувствуют себя свободно и комфортно. Для них «порядок» — это, когда каждая вещь находится под рукой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]