Мнемотехники по запоминанию цифр. Основные методы

Мнемотехника — что это такое и как ей пользоваться

Мнемотехника – это комплекс определенных приемов, способствующих увеличению объема запоминаемой информации и памяти в целом.

Освоить мнемотехнику может любой человек, причем возраст и навыки не имеют никакого значения. Выполнять упражнения в технике мнемоники могут и подростки, и зрелые, и пожилые люди. Результат зависит только от того, насколько внимательно и регулярно будут проводиться занятия.

Следует уяснить основные принципы мнемотехники и постоянно практиковаться в изучаемом. Плюс техники в том, что наличие инструктора не обязательно, обучение можно проходить самостоятельно, используя информацию из общедоступных источников.

Мнемоника – это способ восстановить память

Мнемоника (она же мнемотехника) является одним из методов восстановления памяти через ассоциации и связи между предметами. К примеру, человеку сложно дается запоминание списков, цифровых колонок или каких-то математических последовательностей. Но легче запомнить в том случае, когда они ассоциируются уже с чем-то знакомым и известным. Приемы мнемоники основаны на воспроизведении и создании неких ассоциативных связей, позволяющих осуществить процесс запоминания информации.

Основной комплекс используемых приемов

Еще древние греки заметили, что память напрямую связана с органами чувств.


Виды памяти

Выделяют разные типы памяти:

  • образная;
  • слуховая;
  • двигательная;
  • зрительная.

Поэтому при запоминании крайне необходимо подключать ассоциативные связи: чем теснее новая информация связана с той, что уже имеется в голове, тем лучше она запомнится. В памяти лучше сохраняется эмоционально окрашенная информация, мозг автоматически создает очень яркий образ, с которым и связывает новые сведения.

Если новая информация не вызывает эмоций и никаких ассоциаций, то приходит на помощь мнемотехника, основным принципом которой является создание искусственных ассоциаций для запоминания новой информации: формирование ярких образов (образы могут быть любыми: графическими, звуковыми, текстовыми, чувственными) и связывание их с новыми знаниями.

При этом в работу одновременно включаются два полушария мозга, что значительно повышает эффективность запоминания. Такие приемы запоминания присутствуют практически во всех обучающих программах, однако их чаще называют не мнемотехникой, а упражнениями для увеличения объема памяти.

Мнемотехника для развития памяти (для детей и взрослых часто подходят одни и те же методики) включает большое количество различных приемов, используемых в обучающей практике:

  • составление смысловой фразы, первая буква каждого слова которой является подсказкой для запоминаемой информации;
  • зарифмовывание нового материала;
  • запоминание неизвестных еще слов с помощью созвучных;
  • нахождение ассоциаций (это может быть картинка, фраза, предмет, ощущение), которые соединяют новую информацию с уже известной;
  • мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемосхемы или мнемотаблицы;
  • буквенно-цифровые коды;
  • коллажи;
  • зарисовывание информации;
  • картинография;
  • метод Цицерона.

Основная задача при разработке мнемонических стратегий заключается в том, чтобы правильно найти способ соотнесения нового материала с информацией, которая уже находится в долговременной памяти ребенка. Если получается установить достаточно прочную связь, то память сохранит полученную информацию на довольно длительное время.

Обучающие программы современных детских садов требуют от детей правильного понимания и запоминания огромных объемов нового учебного материала. Это является довольно трудной задачей, если учесть, что у дошкольников еще плохо развита произвольная память, что сильно снижает ее возможности.

Но огромный поток информации труден для запоминания и для детей школьного возраста. Поэтому использование различных мнемотехник для обучения может значительно облегчить обучение и повысить эффективность запоминания.

Мнемотехника для развития памяти для детей дошкольного возраста обычно предполагает использование самых простых приемов: мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем или мнемотаблиц.

Мнемоквадраты

Первые мнемотехники, с которыми знакомят малышей к 3 годам, – это мнемоквадраты. Мнемоквадраты представляют собой картинку с доступным для детского понимания изображением. Рисунок на картинке может обозначать слово, словосочетание или простое предложение.

Например, при знакомстве со словом «зима» можно показать картинку с изображением снежинки или ребенка, одетого в теплую одежду. Для малышей, которые ходят в детский сад, на шкафчик для вещей воспитатели обычно наклеивают карточку с изображением животного, растения, неодушевленного предмета. Такие рисунки помогают ребенку запомнить, где находится шкафчик для его вещей.

Мнемодорожки

К 4–5 годам словарный запас ребенка становится больше. Это позволяет переходить к более сложному приему запоминания – мнемодорожкам.

Это те же мнемоквадраты, однако выстроены они в определенной логической последовательности, что позволяет описать предмет или явление шире. Мнемодорожку составляют из 3–4 картинок, позволяющих ребенку сочинить небольшой последовательный рассказ из 2–3 предложений.

Мнемосхемы и мнемотаблицы

После 6 лет детям можно предлагать такие приемы запоминания, как мнемосхемы и мнемотаблицы. Они представляют собой более сложный вариант мнемодорожек и позволяют последовательно и точно воспроизвести изучаемый материал.

Для этого ключевые слова, словосочетания (простые предложения) представлены в виде картинок, которые схематично зарисовывают текст, что позволяет ребенку вспомнить и последовательно воспроизвести нужную информацию, например, пересказать сказку.

Мнемофразы

Для улучшения запоминания школьниками сложной информации довольно часто применяются мнемофразы, то есть предложения, где первые буквы каждого слова соответствуют первой букве запоминаемых терминов.

Например, в предложении «Мы встретимся завтра, мой юный спутник, у новой планеты» первая буква каждого слова подсказывает название планеты Солнечной системы, а последовательность слов в данном предложении указывает на порядок, в котором планеты удалены от Солнца.

Данный прием эффективно работает в том случае, когда само предложение хорошо запоминается, и каждое слово в нем расположено в логической последовательности.

Рифмизация и музыка как приемы мнемотехники

Эти приемы подходят для использования в любом возрасте. Например, чтобы запомнить слитное или дефисное написание корня «пол-» можно выучить зарифмованное А. Хайтом правило.


Мнемотехника для развития памяти для детей: пример использования приема рифмизации для запоминания названий падежей

  1. Правило слитного написания

Вот теперь нам стало ясно,

Не забудем никогда:

Корень «пол-» с любой согласной

Слитно пишется всегда.

  1. Правило дефисного написания

Перед «л» и перед гласной,

Перед буквой прописной

Корень «пол-», любому ясно,

Отделяется чертой.


Произношение дат, номеров телефонов нараспев позволяет легко их запомнить

Использование музыки для лучшего запоминания также очень действенно. Например, запомнить некоторые длинные числа (номера телефонов, даты) намного легче в том случае, если их можно пропеть. К тому же определенные знания (слова песни, движения танца) часто связаны с определенной мелодией.

Превращение информации в картинку

Превращение информации, подлежащей запоминанию, в картину (рисунок, схему, таблицу, диаграмму) повысит запоминающие возможности. Такой прием часто применяют для обучения школьников и студентов.


Таблица умножения легко запомнится, если будет представлена в виде такой картинки

Например, правила склонения количественных числительных, отображенных в виде таблицы, запомнятся быстрее (в таблице информация разделена на части, также к процессу запоминания подключается зрительная память).

Количественные числительныеПравила склонения
От 5 до 20 и 30склоняются как существительные III скл.
От 50 до 80, от 200 до 900изменяется каждая часть слова
Составные числительныеизменяется каждое слово
40, 90, 100в Р., Д., Т., П. п. – сорока, девяноста, сто

Символизация

Такой прием подходит для запоминания абстрактных понятий. Поэтому очень важно, чтобы ребенок самостоятельно придумывал для себя символ, который ассоциируется у него с данным понятием. Например, слово «радость» можно связать с изображением смеющегося лица или рисунка улыбающихся губ.

Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью им созвучных

Для запоминания сложных терминов или иностранных слов подходит прием, при котором устанавливается ассоциативная связь между хорошо знакомым словом и тем, которое следует запомнить. Например, такую связь можно создать между русским словом «лук» и английским словом «смотреть» («look»).

Связывание нового материала с хорошо известными данными

Мнемотехнический прием «связывание» можно использовать для развития памяти в любом возрасте. Он подходит для детей и взрослых. Главное – подобрать доступную по возрасту ассоциативную связь.

Например, имя главного героя сказки «Джек и бобовое дерево» ребенок может связать с названием вкусного шоколадно-вафельного батончика «Джек». Для старшеклассников, к примеру, число 39 можно связать с годом начала Второй мировой войны.

Метод Цицерона

Цицерон известен как величайший римский оратор и автор книг по риторике. Во время своих захватывающих публичных выступлений знаменитый философ никогда не пользовался записями, однако мог воспроизвести по памяти огромное количество фактов, цитат, множество имен и дат.

Для запоминания такого объемного материала он пользовался различными приемами, один из которых сейчас известен под названием «метод Цицерона» или «римской комнаты». Метод основан на привязке ключевой информации к различным элементам хорошо знакомого помещения.

В своей комнате можно легко найти любую нужную вещь, если точно знать, где она находится. Это объясняется тем, что большинство вещей имеют свои постоянные места. Этот момент и является основополагающим данного метода.

Ключевые информационные элементы мысленно в определенной последовательности расставляются в хорошо знакомом помещении (то есть каждый значимый информационный момент привязывается к одному из элементов знакомого пространства).

Затем достаточно в той же последовательности пройтись по данному пространству или мысленно представить себе этот путь, чтобы воспроизвести нужную информацию. Метод римской комнаты работает в том случае, когда существует четкая привязка ключевой информации к конкретным элементам комнаты (предметам, мебели) и строго соблюдается заданная последовательность мысленного маршрута.

Как работают приемы мнемотехники?

Приемы мнемотехники работают следующим образом. На определенную информацию накладываются некие образы, имеющие связь друг с другом. Для того, чтобы эту информацию воспроизвести, человеку требуется восстановить систему образов и вспомнить их взаимосвязь.

Получается, что первоначальной задачей является создание алгоритма или шифра запоминания данных. В момент воспроизведения нужной информации мозг возвращается к алгоритму и занимается расшифровкой конкретного алгоритма из памяти.

Практические приемы мнемотехники

Путём комбинации образов, ассоциаций и расположений, были созданы приёмы мнемотехники:

  • эйдетика – суть приёма заключается в запоминании объекта, связывая его с какой-либо эмоцией. Психологи установили, что информация усваивается намного лучше под воздействием эмоциональных факторов;
  • символизация – приём основан на придании, запоминаемым объектам, понятных и логических изображений. Например, на рабочем столе значок «корзина» отражает суть действия – убрать всё ненужное;
  • приём запоминания чисел – метод, который подойдёт каждому человеку. Цифрам присваиваются буквы или слова, что позволяет кодировать целые словосочетания и предложения. 1 – хлеб, 2 – молоко, 3 – сахар, а потом составить нужный текст;
  • метод О ’Брайена – приём, связанный с запоминанием чисел, которые необходимо сопоставлять с известными личностями (1 – Юрий Никулин, 2 – Георгий Вицин). Другому числу даётся дополнительное слово и составляется предложение по смыслу;
  • образная цепочка – метод, тренирующий визуальную и ассоциативную память. Объекты представляются в необычном виде, далее соединяются в воображаемую цепочку. Слова для запоминания – снегирь, ложка и телефон. Образ – снегирь сидит на ветке, держа ложку и разговаривая по телефону;

  • мнемонические фразы – приём, необходимый для запоминания каких-либо сведений. Самый известный вариант – «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Фраза помогает запомнить последовательность цвет радуги. Есть и другая версия – «Крот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки».

Мнемотехнические приемы: теория и практика

Мнемотехнические приемы, описываемые теоретически, не всегда понятны простому обывателю.

Но доказано, что постоянное их использование на практике приводит к тому, что последующее воспроизведение алгоритма определенной ситуации в памяти производится автоматически.

Мнемотехника является тренируемым навыком, запоминание происходит в ускоренном темпе по мере проведения тренировок. Мнемотехника основывается на использовании взаимосвязей образов, близких и понятных конкретному человеку.

Все созданные образы и связи между ними могут находиться в памяти человека неопределенное количество времени. То есть, они начнут «всплывать» именно тогда, когда будет необходимость в воспроизведении информации, непосредственно с ними связанной. Периодическое возвращение к данной теме позволит навсегда запомнить нужную информацию без образов и взаимосвязей. Но и здесь важна тренировка и постоянство.

Эти приемы способствуют развитию долгосрочной памяти.

Простые и эффективные методики запоминания

Для лёгкого усвоения нового материала можно прибегнуть к интересным методикам:

  • необходимо учесть механизмы восприятия. Если человек – аудиал, подойдёт запись с нужным текстом. Визуалы запомнят информацию максимально хорошо, посмотрев видео ролик или посмотрев книжку. Для кинестетиков важны тактильные ощущения, поэтому делают акцент на контакт с запоминаемым объектом;
  • прочитанную информацию полезно пересказать своими словами;
  • рисование, составление конспектов и таблиц, выписка интересных деталей;
  • метод ОВОД – сначала из текста выделяется основная мысль, в момент второго чтения следует обращать внимание на детали и вдумчиво исследовать материал. На основании прочитанного проводится обзор, анализирую полученную информацию. Остаётся доводка – текст повторяется, начиная с основных мыслей, заканчивая подробностями. Желательно не подсматривать. В конце текст снова читается и проводится анализ упущенных моментов;
  • метод Цицерона – подойдёт для запоминания больших текстов. Суть заключается в расстановке важных мыслей и деталей в хорошо знакомой комнате. Выбирается последовательность перемещения, чтобы текст не потерял логический смысл;

  • метод пиктограмм – такой способ идеально подходит визуалам и необходим для укрепления их памяти, а также для исследования и диагностики. Пиктограмма – это образ, воспроизведённый на бумаге, создаваемый для запоминания каких-либо выражений. Основа метода заключается в нахождении основных слов и фраз, которые потом рисуются, исходя из воображения человека;
  • метод Аткинсона – предлагает использовать только ресурсы мозга, постепенно нагружая его новой информацией. Для этого выбирается текст: обычный или лучше в стихотворной форме. Сначала учится несколько строк 5-6, на следующий день повторяются запомненные строки и добавляется ещё такое же количество. В последний день к выученной части текста добавляется снова 5-6 строк. На усвоение нового материала влияет число повторений. Постепенно объём текстов должен увеличиваться. Занятие рекомендуется проводить в утреннее время.

Основные принципы системы: как научиться мнемотехнике?

Научиться мнемотехнике позволит знание её основных принципов.

Визуализация является главным и неизменным принципом развития мнемоники. Чтобы информация запомнилась надолго, ее необходимо запомнить образно, то есть визуализировать. Главными условиями визуализации являются объемное, яркое, понятное запоминание образа. К примеру, чтобы запомнить любой предмет, его следует представить во всех деталях.

Например, помидор – красный, круглый, упругий, сочный, свежий. Метод визуализации хорошо работает в отношении определенных конкретных предметов или существ. Если же речь идет об абстрактных понятиях, таких, как счастье, удача, название города или страны, следует применить так называемую «свободную ассоциацию».

Например, понятие «уют» может воспроизводиться путем визуализации кресла-качалки, пледа и камина. Название города «Волгоград» — с монументом «Родина-мать» и т.д.

Все понятия и образы индивидуальны. То, что понятно одному, вызовет недоумение у другого. Ассоциации могут быть странными и необычными, но тем они и результативнее.

Способ второй: цепочка

Суть метода состоит в соединении образов между собой. Как это сделать правильно?

Не обращайте внимания на пропорции

Все образы должны быть примерно одного размера. Допустим, вы должны соединить самолет и яйцо. Пусть яйцо будет огромным, а самолет маленьким, один в один как яйцо.

Соединяйте ярко

Яйцо и рядом с ним стоит самолет. Это слишком скучно, чтобы запоминать. Пускай самолет пробьет яйцо! Пусть нос самолета вонзится в скорлупу, пусть наш авиалайнер торчит из этого яйца как свечка в праздничном торте!

Обращайте внимание на последовательность

Если вам нужно запомнить слова в определенной последовательности, то используйте правило: первый образ всегда левее или выше последующего (мы читаем сверху вниз и слева направо – легко запомнить). То есть если мы запоминаем «самолет, яйцо», то вышеописанный пример подходит, а если «яйцо, самолет», то мы должны представить, как самолет стоит вертикально (почему бы и нет?) и на него надели сверху яйцо. Белок медленно стекает по фюзеляжу (не забываем про яркость!).

Когда запоминаете несколько слов цепочкой, вы должны абстрагироваться от всех образов, кроме того, который вы только что вспомнили и того, который идет следующим.

Например: рыцарь, шляпа, воздушный шарик, кирпич. Рыцарь сидит на шляпе и держит ее за край (как будто он на надувном круге в аквапарке). Эта же шляпа на воздушном шарике, как будто на чьей-то голове (можно представить нарисованное лицо на шарике, но это не обязательно). Воздушный шарик привязан к кирпичу, и они медленно летят вместе.

Вы не должны представлять всю конструкцию сразу. Представляйте сначала только рыцаря и шляпу, потом только шляпу и шарик (рыцаря во внимание уже не берем) и т.д. При припоминании так же держите в голове не больше двух образов одновременно. От одного к другому, от него к следующему.

Этот метод плох тем, что при забывании одного элемента цепочки, вы можете забыть остальное. Но если нужно запомнить десяток-два слов, а придумывать историю некогда – этот метод будет очень кстати. Также этот прием можно рассматривать как вспомогательный при рассмотрении следующего способа запоминания.

Тренируйтесь! Запомните цепочкой слова: волк, капуста, футболист, шахматы, бабушка, кольцо, молоко, хирург, картина, абрикос.

Способ третий: метод Цицерона

Это самый эффективный и популярный у мнемонистов метод. У него есть еще и другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума и т.п. Это одно и то же.

Суть в том, что мы создаем в своем воображении некое пространство с опорными образами. Звучит сложно, но на самом деле вы научитесь этому так же легко, как и методу цепочки.

Опорный образ – это образ, с которым вы будете соединять запоминаемые образы. Его еще называют локусом или просто опорником.

Почему он именно опорный? Представьте себе свою кухню: холодильник, кран в раковине, микроволновка и т.д. Вы не так часто переставляете эти предметы. Вряд ли вы каждую неделю находите новое место для холодильника. Вышеперечисленное и есть опорные образы.

Важно! Тарелка на столе – не опорный образ, потому что меняет свое местоположение, а декоративная тарелка на стене – опорный образ, потому что висит там всегда.

Суть метода в создании воображаемого пространства, но оно не обязательно должно быть создано с нуля. Вы можете представить свою квартиру – вы хорошо ее знаете и можете в ней мысленно пройтись в своем воображении.

Выделите в своей квартире (комнате, офисе или любом другом месте, которое вы хорошо знаете) несколько опорных образов: телевизор, люстра, настольная лампа, аквариум, стиральная машина и т.п.

Важно! Вы должны точно знать последовательность своего маршрута от одного опорного образа к другому. Я, например, всегда иду по маршруту прихожая-кухня-ванная-спальня. Внутри комнаты перемещаюсь от опорника к опорнику по часовой стрелке.

К каждому опорному образу присоединяете запоминаемый. Когда нужно будет вспомнить – проходите по маршруту и воспроизводите информацию в нужной последовательности. Можно даже в обратном порядке.

Важно! Вы можете менять запоминаемые образы. То есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации (во время тренировок запоминания, например). Старые образы при этом забываются. Вы будете помнить только последний запомненный образ. Причем если вы будете часто использовать одни и те же локации, то образы начнут путаться (можете вспомнить то, что запоминали два раза назад), в таком случае локациям нужно просто дать «отдохнуть» – не запоминать на них какое-то время, а использовать другой дворец памяти.

На одну локацию вы можете присоединять не один образ, а цепочку. По 5 слов на один опорник, например.

С методом Цицерона вы сможете запомнить огромные объемы информации достаточно быстро, а главное – надолго. Если это нужно, то их необходимо повторять.

Важно! Мнемонисты повторяют исключительно по памяти – это очень важно! В источник вы можете посмотреть только для проверки или в случае, если что-то забыли. Чем больше объем информации, тем чаще нужно повторять (5 слов можно запомнить на пару недель и без повторения, а вот 500 нужно повторить тут же, через 6 часов (перед сном, если это вечер), на следующий день, через 3 дня, через неделю, через две, через месяц).

Тренируйтесь! Выделите опорные образы и запомните на них следующие слова: комар, шоколад, окунь, борец, осень, бутылка, академия, шланг, бита, роза.

Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от количества локаций и вашей тренированности. Когда я в первый раз запомнил 160 цифр (о запоминании числовой информации расскажу в следующей статье), у меня жутко болела голова. Но уже через несколько недель для меня это стало привычным делом и я не испытывал никакого утомления от такого количества, я мог запомнить уже больше 400 цифр за раз.

Сегодня вы узнали, что такое мнемотехника, ее базовые принципы, а также научились запоминать последовательности слов. В следующих статьях вы узнаете, как запоминать цифры, даты, термины, иностранные слова, речь для выступления, колоду карт, имена и лица и т.п. Оставляйте свои вопросы и пожелания в комментариях.

Надеюсь, мнемоника станет частью вашей жизни, и в скором времени вы начнете удивлять своих знакомых феноменальной памятью.

Желаю успеха!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:

TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Как создать чертоги разума?
  • Мнемотехника: личный опыт
  • Мнемотехники для начинающих
  • Мнемотехника: запоминание иностранных слов
  • Как запоминать информацию: подборка полезных материалов
  • Лучшее за год. Часть вторая
  • Мнемотехника: создание опорных образов и увеличение скорости запоминания
  • Мнемотехника: имена и лица, текст выступления, исторические даты, термины и игральные карты
  • Мнемотехника: цифры
  • Дворец памяти

Ключевые слова:_С1040, 1Мнемотехники, 4Когнитивистика

Существуют и определенные способы запоминать информацию после визуализации.

Способ №1: метод историй

Если требуется запомнить цепочку слов, лучше всего сочинить некую историю, в которой эти слова станут играть важную роль. История может быть юмористической, неправдоподобной, даже абсурдной или страшной, но чем она сильнее поразит воображение, тем быстрее запомнятся слова.

Способ хорош тем, что не требует особых навыков и подготовки. Достаточно знать слова и включить воображение – и история готова. Кроме того, способ положительно влияет на развитие фантазии, формирует логическое мышление и способствует образованию новых нейронных связей.

Запоминание цифр и чисел посредством мнемотехники

С помощью мнемотехники можно ускорить процесс запоминания цифровой информации. Например, к каждой цифре, которую нужно запомнить, придумывается образ и связывается с последующей цифрой и последующим образом. Может быть использовано внешнее сходства цифры и какого-то предмета, а может быть взята какая-то определенная ассоциация из личного опыта.

Картинка должна быть живой и яркой, тогда запоминание пройдет легче и результативнее.

Если следует запомнить длинную череду цифр, лучше разделить их на сегменты и каждому присвоить отдельную ассоциацию.

Для чего нужна мнемотехника?

Мнемотехника необходима прежде всего тем, кто постоянно должен запоминать большие массивы информации, особенно тем, кто вынужден запоминать точную (абстрактную) информацию, учитывая то, что такие данные обычно не могут быть «приблизительными».

Мнемотехника очень поможет людям, которые изучают иностранные языки. При изучении языка приходится учить большое количество иностранных слов. Для мозга это просто набор звуков, который ему не говорит ни о чем. Но если представлять каждое слово в виде какого-то образа, то дело пойдет и быстрее и веселее. Также в изучении новых слов с помощью мнемотехники вам помогут специальные карточки. Готовые мнемонические карточки для изучающих иностранный язык вы легко найдете в интернете. Мнемотехника активно используются в большинстве современных курсов скорочтения.

Зачем нам нужно заниматься мнемотехникой? Самой важной причиной является то, что подобные упражнения здорово развивают наш мозг. Помимо практической пользы, которая очевидна, вы сможете развить свое внимание, образное мышление и способность к визуализации. Все это, несомненно, окажет положительное влияние на ваш личностный рост.

Запоминание иностранных слов

Мнемотехника помогает и в изучении иностранных языков. Используя некоторые приемы, легко запоминать иностранные слова и фиксировать их значение:

  1. Использование фонетических ассоциаций. Запоминание слов, звучащих одинаково или имеющих схожее значение.
  2. Взаимодействие всех ощущений. Иностранное слово должно сразу ассоциироваться со значением или предметом, которое оно обозначает. Только в этом случае мысленно не придется переводить с одного языка на другой, а можно будет бегло изъясняться на иностранном. Образ кота, к примеру, следует визуализировать при слове «cat», не вспоминая русское слово «кошка».

Как улучшить память: полезные советы по использованию мнемотехники

Улучшить память с помощью мнемотехники можно только при постоянном выполнении техник и упражнений. Начать можно с самых простых вещей: запомните номер телефона, банковской карты, лицевых счетов в ЖКХ.

Заучивайте стихи и прозу, это положительно влияет на развитие ассоциативных связей и памяти в целом.

Запоминайте имена коллег, членов их семей, тренируйтесь, постоянно вспоминая эту информацию.

Запоминайте события, происходящие с вами в течение дня, присваивайте им ассоциации и вспоминайте детали перед сном. Фиксация образов и действий помогает развить память, используя простые методы мнемоники.

Формирование ментальных образов


Источник
Визуализация является наиболее важным аспектом запоминания и памяти в целом[]. Мозг постоянно прогнозирует. Для этого он строит образы, визуализирует окружающее пространство (отсюда происходит феномен вещих снов). Этот процесс не требует напряжения, нет нужды смотреть на определенные объекты или специально медитировать — вы просто делаете это.

Вы хотите новую машину и представляете себя в ней. Или захотелось съесть шоколадный торт, вы мгновенно представите сладкий вкус. Более того, для мозга нет особой разницы, действительно ли вы видите некий объект или только представляете его — мысли о еде вызывают аппетит, а пугающий бабай, прыгающий со шкафа в компьютерной игре, — желание ударить и убежать.

Тем не менее вы четко осознаете разницу между реальным образом и воображаемым — эти два процесса протекают в мозге параллельно (именно поэтому вы не разбиваете монитор во время игры). Для тренировки памяти нужно схожим образом мыслить осознанно.

Просто подумайте, как выглядит то, что вы пытаетесь запомнить. Если вы можете думать о кошке, в равной степени вы сможете подумать об ОГРОМНОЙ, ТРЕХМЕРНОЙ, БЕЛОЙ и детализированной кошке с красной ленточкой на шее. Вам не нужно специально воображать историю про белую кошку, бегающую за клубком ниток. Достаточно одного большого визуального объекта — этот ментальный образ образует в мозге новую связь. Можно использовать данный метод при чтении — один визуальный образ на одну короткую главу книги. В дальнейшем вспоминать прочитанное станет гораздо легче. Возможно, эту статью вы запомните как раз благодаря БОЛЬШОЙ БЕЛОЙ КОШКЕ.

Но как в таком случае запомнить много вещей подряд? Маттиас Риббинг, многократный чемпион Швеции по памяти, один из 200 человек во всем мире, претендующий на звание «Грандмастер памяти», предлагает следующий способ. Допустим, вам надо удержать в памяти десять задач одновременно. Подумайте о десяти делах, которые следует запомнить, ярко и четко визуализируйте их: дописать кусок кода, забрать ребенка из детского сада, сходить за продуктами и т.д. Для каждой задачи возьмите первое изображение, которое приходит на ум (монитор с кодом, ребенок, пакет с продуктами и пр.).

Представьте велосипед. Мысленно увеличьте его и вообразите, что он большой, как внедорожник. Затем поместите каждый визуальный образ задачи (предмет) в отдельную часть велосипеда, соединив их таким образом, чтобы «переднее колесо» стало синонимом «сумки с продуктами», «рама» — «монитор с кодом» (на работе вся жизнь держится!) и т.д.

Мозг построит новую устойчивую связь, основанную на образе фантастического велосипеда, и запомнить все десять (или более) дел будет гораздо легче.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]