Консультация для родителей «Виды и особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста» консультация (старшая группа) на тему

Развитие восприятия у дошкольников. Человек не может жить отстраненно от мира, его он чувствует и понимает с помощью слуха, зрения, тактильных ощущений. Вся информация поступает в мозг и качественно перерабатывается. Дошкольник должен научиться воспринимать мир правильно, чтобы получать от этого пользу для дальнейшего развития.

Особенности развития восприятия у ребенка

Дошкольник воспринимает мир через активную игру, в которой он учится, узнает что-то новое.

В младшем возрасте дошколята не могут воспользоваться фантазией, они орудуют знаниями, которые получают, пользуясь предметами. Так, если лягушка зеленая, то для ребенка она может быть только зеленая. Если апельсин оранжевый, то другой фрукт того же цвета для малыша – тоже апельсин. У трехлеток нет четкого восприятия, они не умеют анализировать.

В средних группах детского сада воспитанники уже обладают частичным восприятием. Им известны цвета, они знают некоторые геометрические фигуры, могут сравнивать предметы между собой по размеру и форме, но не понимают временные величины. Зато могут и любят заниматься творчеством. Во многом знакомство с миром и людьми для них – это принятие или непринятие внешности и качеств характера.

Старшие дошкольники уже предпочитают увидеть, чем сто раз услышать. Слуховое восприятие отстает от зрительного. В этот период формируется поведение ребенка, качества его характера, поэтому в работе с детьми такого возраста важна мотивация.

Виды восприятия

Дошкольник знакомится с миром на основании:

  • зрительного анализатора,
  • возможности слышать,
  • благодаря осязанию.

Так, с помощью слуха ребенок слышит речь, музыку, различные звуки. Звуки окружают ребенка везде: дома, на улице, в детском саду. С помощью зрения малыш оценивает мир вокруг себя, в том числе и возможную опасность. Он также учится любить красоту родного края, произведений искусства, других красивых вещей, без которых бы жизнь человека была тусклой. Осязательные способности ребенка позволяют ему познакомиться с различной текстурой материалов, его окружающих: горячий асфальт летом или холодная сосулька зимой – все имеет значение. Эти тактильные ощущения запоминаются.

Уровни развития восприятия у дошкольника

Восприятие у дошкольников имеет три стадии.

Первая – предметная. Дети младшего дошкольного возраста могут только называть предметы, но не способны охарактеризовать их.

Вторая – описательная. С пяти лет дошкольники могут описать то, что видят, сравнить с чем-то, дать оценку.

Третья ступень – толковательная. Выпускники детских садов могут придумывать целые рассказы, сказки, дополнять рассказ своими ощущениями, делать выводы. Он уже использует полученные знания, пытается применять опыт. Эта практика пригодится детям в первом классе.

Методики диагностики уровня развития восприятия для детей 6-7 лет

«Назови предметы»

Оборудование: 3 рисунка, на которых «спрятаны» разные, но хорошо известные детям, предметы. Всего на картинках изображено 14 предметов. Секундомер. Задание выполняется в течение минуты. Если ребенок затратил более минуты, результат не засчитывают.

Инструкция: ребенку показывают картинку, он должен последовательно назвать все предметы, спрятанный на ней. Следующая картинка предъявляется только в случае полного и правильного ответа.

Тест “Назови предметы” для 6-7 лет

Оценка результатов:

Количество балловЗатраченное время
(сек)
Вывод
об уровне развития восприятия
10менее 20Очень высокий
8-921-30Высокий
6-731-40Средний* (верхняя граница нормы)
4-541-50Средний (нижняя граница номы)
2-351-60Низкий

*Средний уровень соответствует возрастной норме.

«Что забыл нарисовать художник?»

Оборудование: 7 рисунков (картинок) предметов, на каждой недостает одной существенной детали. Секундомер.


Тест “Что забыл художник” для детей 6-7 лет

Инструкция: посмотри внимательно. На каждой картинке отсутствует важная деталь. Назови ее. Результат засчитывается в том случае, если названы недостающие детали на всех картинках.

Количество балловЗатраченное время (сек)Вывод
об уровне развития восприятия
10менее 25Очень высокий
8-926-30Высокий
6-731-35Средний (верхняя граница нормы)
4-536-40Средний (нижняя граница номы)
2-341-45Низкий
0-145 и болееОчень низкий

https://youtube.com/watch?v=NH13hKE_ueQ

Мне нравитсяНе нравится

Упражнения и игры на развитие восприятия у дошкольников

Для развития восприятия у дошкольников нужно учитывать возраст ребенка. Ведь то, что понятно пятилетнему, для трехлеток будет очень сложным и необъяснимым. В частности, музыкальные игры с шумовыми эффектами звуков природы подойдут для детей средних и старших групп, но не младших. Также для маленьких детей будет сложно играть с оттенками цветов. Зато они с интересом будут находить предметы нужной формы и конкретного цвета, отбивать ритм. Старшим дошкольникам можно предложить игровые комплексные программы на развитие разных восприятий.

Развитие слухового восприятия

В мире множество звуков, причем у каждого предмета и явления свой характерный звук. Ребенок должен научиться понимать эти звуки. Как шумит дождь, как шелестят листья, как гудит паровоз, как щебечут птицы – все это важно. Малыши плохо воспринимают природные звуки, но дошкольники постарше уже способны слышать характерные особенности, если развитию слухового восприятия уделять время. Почему важно научиться слышать? Потому что без этого невозможно правильно и четко говорить.

С малышами нужно играть в игры, развивающие чувство ритма. Хлопки в ладоши с приговором – отличная идея. С детьми постарше можно уже изучать звуки природы. Для этого подойдут прогулки, экскурсии по лесу, улице.

Слуховое восприятие невозможно без слухового внимания. Поэтому нужно играть с дошкольниками в «Глухой телефончик», где нужно активизировать слух.

Еще интересная игра, которая понравится детям, – «Радиотеатр». Дошкольник слышит сказку, которую читают по ролям. И ребенок должен узнать, какому персонажу принадлежит голос, интонация, фраза.

Как развивать слуховое восприятие у детей: ВИДЕО

Развитие зрительного восприятия

В младшем дошкольном возрасте дети уже знают название основных цветов. Цветовосприятие для них живет в четырех цветах: красном, желтом, синем и зеленом. Все остальные оттенки неважны. Кроме того, главная оценка – это «красиво» и «некрасиво», причем здесь играет роль субъективное мнение ребенка.

Позднее ребенок, узнавая новые цвета и научившись разбираться в них и в оттенках, начинает более реалистично оценивать то, что видит. Для развития зрительного восприятия можно предложить также нарисовать рисунок по точкам. Интересной станет игра, в которой игроку предлагают пройти по «лабиринту». Лабиринт – это дорожка, изображенная на картинке.

С одной стороны лабиринта может быть персонаж, с другой – цель персонажа. Например, ребенку предлагают помочь медвежонку добраться до бочонка с медом. Так, с одной стороны лабиринта – медвежонок, с другой – бочонок. Ребенок должен вести пальчиком по нарисованной дорожке, отыскивая правильный путь. Также полезно будет предложить детям найти тени какого-либо персонажа, изображенного на картинке. Внимательность, умение подмечать мелочи – вот что развивает эта игра.

Игры на развитие зрительного восприятия: ВИДЕО

Развитие визуального восприятия и внимания у детей с ОВЗ: ВИДЕО

Развитие фонематического восприятия

Развитие восприятия у дошкольников. Фонематическое восприятие включает в себя:

  • умение слышать и определять звуки в словах,
  • умение определять, где именно в слове находится тот или иной звук,
  • умение различать слова близкие по звучанию, но разные по смыслу.

Если ребенок это умеет, он сможет научиться правильно говорить, а значит не будет иметь проблем в школе.

Для развития фонематического восприятия хорошо подходят игры, где дети учатся узнавать предметы по звукам. Например, свисток свистит, крупа шуршит, вода шумит, машина гудит. Также важно научить ребенка слышать тихие и громкие звуки и распознавать их правильно. Еще одна особенность фонематического восприятия – понимание удаленности или приближенности звуков.

Для развития фонематического восприятия педагог часто использует аудиозаписи со звуками природы, а потом предлагает детям ответить, что именно они слышали, предлагая картинки, на которых изображены различные явления природы.

Хорошей игрой будет предложить дошкольникам узнать, что лежит в коробочке. Коробочку встряхивают, по звуку дети пытаются узнать, что спрятано.

Чтобы дети научились определять источник звука, можно сыграть в «Колокольчик». В этом случае ведущий ставит игрока с завязанными глазами в центре зала, а одному из детей вручает колокольчик. Ребенок звонит. Игрок, на глазах которого повязка, должен указать направление, откуда идет звук.

Приемы развития фонематического слуха: звуко-буквенного анализа у детей с ОНР: ВИДЕО

Игры для развития фонематического слуха: ВИДЕО

Развитие музыкального восприятия

Развитие восприятия у дошкольников. Если совсем маленькие дети различают музыку по контрасту, то к трем годам они уже запоминают отдельные понравившиеся мелодии. К пяти годам дети не только напевают песенки, но и понимают музыкальное настроение, могут выделять темп музыки, динамику, длительность звуков, ритм. Старшие дошкольники способны различать музыкальные произведения по эмоциональной окраске, знают термины. Дети могут даже рассказать, что они чувствуют, когда слышат ту или иную мелодию.

Многие педагоги считают, что в дошкольном возрасте детям полезно слушать классические произведения: Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича и других. Также полезно знакомить детей с фольклором. Народные танцы, песни – это хорошая возможность не только познакомить дошкольников с народным творчеством, но и развить музыкальное восприятие детей.

Третий шаг – это разучивать с детьми песни, написанные специально для этого возраста. Это могут быть также песни из детских фильмов и мультфильмов. При этом все песни должны быть в известных детям жанрах.

Развитие тактильного восприятия

Типы восприятия дошкольников

Ольга Скипина

Типы восприятия дошкольников

Мы все задаём вопрос: «Как ребенок воспринимает окружающую его обстановку?»

. Одни
воспринимают на слух, другим нужно увидеть. Почему? Оказывается все просто, существуют разнообразные типы восприятия дошкольников: визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты. Как они воспринимают мир, отчего, почему, мы постараемся разобраться и помочь данным детям развиваться в нашем мире.
И так визуалы (“глазастики”)

– такой ребенок живет в красочном мире и ярких образов. Ему нравится рассматривать книжки, журналы, рекламные проспекты. Он обращает внимание не только на свою одежду, но и других людей, обязательно заметит, если мама покрасит волосы в другой цвет, а папа оденет новый галстук или решит приобрести мобильный видеорегистратор в машину. Телевизор для такого малыша – объект “поклонения”, может смотреть все передачи подряд. А вот рассказать о чем была сказка, только что прочитанная мамой, ему будет трудновато.

Аудиалы (“ушастики”)

– детишки с таким типом
восприятия, обычно разговорчивы, с удовольствием слушают мамины сказки, аудиокниги, детские песенки, быстро запоминают стихи и сказки. В присутствии такого малыша следует внимательно следить за своей речью, не “грешить” матерными эпитетами, т. к. он склонен к звукоподражанию, и в его лексиконе могут появиться “нехорошие” словечки. Со зрительным восприятием ему тяжелее – принесет мячик не того цвета, который его попросили, не запоминает нарисованные графические символы и изображения.
Кинестетик (“моторчик”)

– такой малыш держит родителей в постоянном напряжении, т. к. предпочитает “активничать”,за что обычно слышит в свой адрес такие слова: “веретено”, “егоза”, “непоседа”. “Моторчика” трудно усадить за книжку, а его игрушки “живут” недолго. Посидеть спокойно для такого малыша – настоящее испытание. Если его папа решит купить регистратор оставит малыша наедине с прибором хотя бы на полминуты – устройство будет разобрано на мелкие части, причем вместе с маминым сотовым телефоном и плеером брата. За такими детьми приходится следить очень внимательно.

Как правило, в чистом виде типы восприятия не встречаются: кинестический сочетается либо с визуальным, либо с аудиальным. Для того, чтобы малыш рос гармоничной и всесторонней личностью, получал и перерабатывал, при необходимости, любого рода информацию, необходимо развивать тот тип восприятия, который ребенку дается с меньшим желанием, то есть у аудиала развивать зрительное восприятие, например,в форме игры:рассказать ему стишок и спросить у него: “Какого цвета дельфин?”, “Что несет ежик на спине?”.

Выбрать подарок малышу довольно сложно, так как хочется, чтобы вещь вызвала у него радость, счастье и восторг. Но вот получается это не всегда. Одной из главных причин этого становится незнание типов восприятие ребенка. Их существует четыре, и каждому из них необходимо выбирать соответствующие презенты.

Первый тип – кинестетик. Эти малыши все должны попробовать на ощупь, ведь для них самое главное – прикосновение. Кинестетики редко любят слушать сказки перед сном, однако, если при этом вы возьмете его на руки или будете гладить, то он наверняка дослушает до конца. Не удивляйтесь тому, что у деток этого типа все игрушки разобраны или разломаны – для них это естественно. Лучшими подарками для такого человечка будут мягкие игрушки подушки, конструкторы, игры-самоделки, а также все, что можно трогать, тянуть, сжимать и гнуть.

Дискреты – это малыши, которые зачастую держатся на расстоянии от всех. Как правило, это те,кому не хватает внимания: дети без одного родителя или вовсе сироты. Впрочем, бывает и так, что малыш в полноценной семье имеет дискретный тип восприятия. Это явный знак, что вашему чаду нужно уделять больше времени. А все презенты, которые вы ему дарите, должны показывать, как сильно вы любите ребенка. Самое главное условие – дарить игры и игрушки, в которые можно играть всей семьей. Развивающие настольные игры, шахматы и бадминтон – именно то, что нужно. Если ваше чадо относится к визуалам, то, скорее всего, прикосновения и объятия ему вовсе не нравятся. Для него главное – наблюдать. Как правило, визуалы выглядят старше своих лет и стараются походить на взрослых. Малыши с этаким типом восприятия запоминают каждую увиденную ими мелочь, а еще у них отличный вкус. Поэтому наилучшими подарками для визуалов будут стильные дизайнерские подарки – картины, иллюстрированные книги, светильники, а также любые познавательные видеофильмы. В отличие от визуалов, аудиалы большую часть информации воспринимают на слух. Эти дети помнят все, о чем говорят взрослые, хотя и не стараются этого запомнить. Даже если вы будете разговаривать шепотом в другой комнате, скорее всего, малыш услышит, ведь у него превосходный слух. Детки такого типа склонны к музыке, поэтому с малых лет дарите им музыкальные инструменты – сначала ксилофоны и простейшие клавишные, а затем настоящую гитару или скрипку.

Но не стоит забывать, что чистые типы восприятия встречаются довольно редко, скорее всего, малыш частично имеет их два или три. Но, если вы будете внимательны к своему чаду, то обязательно увидите, какими типами восприятия наделен ребенок.

Методики развития разных видов восприятия

Вот несколько методов развития восприятия разных видов.

Величина, цвет и форма

В этом случае предлагается детям из коробочек доставать предметы только одного цвета. Или же предложить вынимать только квадратные предметы, или только круглые. Можно подготовить коробки, раскрашенные разными цветами, а в них ребенок должен складывать предметы того цвета, в который выкрашена коробка.

Что потерялось?

В этой игре работает не только зрение, внимательность, но и мышление. Ребенку предлагается посмотреть на картинку, где изображены разные предметы. Но они не дорисованы до конца. К примеру, у велосипеда не хватает колеса, а у дома нет окон. Ребенок должен рассказать, чего не хватает.

Понюхай и отгадай

В этой игре работает нюх. Ребенку завязывают глаза, перед ним лежат овощи и фрукты, другие продукты, которые игрок должен назвать, ориентируясь по запаху.

Волшебное звучание

Игра, которая будит воображение и слух. Ребенок с закрытыми глазами. Ведущий воспроизводит звуки, включая аудиосистему: звук дождя, звук паровоза, щебет птиц и т.д. Ребенок называет, кому принадлежат звуки.

Тактильная загадка

В емкости лежат предметы. Ребенок, не глядя, должен определить наощупь что это. Предметы должны быть разной величины, формы, гладкие или шероховатые.

Типы и особенности восприятия у детей

Наш мозг интерпретирует окружающую реальность и получает из нее полезную информацию. У каждого из нас есть оптимальный способ восприятия информации. Если мы поймем, как воспринимает информацию наш ребенок, это поможет нам развить его способности к обучению. Как показывают результаты исследований, 20-30% людей запоминают информацию с помощью слуха, 40% — с помощью зрения, а остальные лучше всего запоминают, когда записывают услышанное или применяют полученные знания на практике.

Типы восприятия

Существует три типа восприятия – визуальный, аудиальный и кинестетический (тактильный). Организованные дети, которые любят читать и замечают детали, принадлежат к визуальному типу. Дети, у которых хорошо развиты навыки речи, есть склонность к изучению иностранных языков и музыкальные таланты, принадлежат к аудиальному типу. Дети, которые любят разыгрывать сценки и работать физически, используют язык тела, объясняя что-то, и любят писать, принадлежат к кинестетическому типу. Наблюдая за ребенком, можно определить его тип восприятия – это поможет родителям и учителям максимально задействовать различные участки мозга ребенка в процессе его обучения.

Дети с визуальным восприятием

Дети с визуальным типом восприятия любят видеть общую картину происходящего. Им необходимо, чтобы информация была подана привлекательно. У них хорошо развиты навыки визуализации. С такими детьми следует заниматься веселыми занятиями, которые задействуют их навыки речи и чтения. Связывайте эти занятия с учебой ребенка: развивайте его словарный запас и произношение слов, чтобы повысить успеваемость в школе.

  • Составьте ребенку список существительных, глаголов, прилагательных и местоимений, которые вы будете использовать в занятиях. Если в школе ребенку задают задание выучить какие-либо слова – добавьте их в список. Позвольте ребенку выбрать цвета для каждой группы слов. Напишите слова на разноцветных карточках.
  • Предложите ребенку отсортировать карточки по цветам.
  • Предложите ребенку составить из слов предложения или связный текст. Это научит ребенка-визуала видеть общую картину и конечную цель занятия.
  • Когда ребенок научится составлять предложения из слов, предложите ему составить историю, используя все слова.
  • Задействуйте в процессе обучения кинестетическое и слуховое восприятие: предложите ему прочитать историю вслух и разыграть по ней сценку.

Дети с аудиальным восприятием

Дети-аудиалы лучше воспринимают информацию, когда им детально объясняют что-либо. Согласно исследованиям, аудиалы часто говорят сами с собой, любят объяснять что-то другим и с трудом могут сохранять молчание длительное время.

Используйте в обучении детей-аудиалов их стремление разговаривать. Предлагайте им занятия, в которых задействованы навыки речи и слушания.

  • Поговорите с ребенком о его любимом блюде. Позвольте ему рассказать все причины, по которым ему нравится то или иное блюдо. Расспросите, какое оно на вкус, как ребенок ощущает его.
  • Помогите ребенку найти в Интернете или в поваренной книге рецепт этого блюда. Сделайте копию рецепта для вашего занятия.
  • Предложите ребенку прочесть вслух рецепт, чтобы развить его аудиальное восприятие.
  • Когда ребенок читает рецепт, предложите ему обвести слова из текста, которые ему понравились, цветным маркером.
  • Предложите ребенку отмерить необходимое количество ингредиентов, чтобы приготовить блюдо. Описывайте вслух весь процесс.
  • Прежде чем попробовать приготовленное блюдо, дайте ребенку ручку и бумагу и предложите ему описать свой опыт в кулинарии. Таким образом, его слуховое восприятие будет сочетаться с кинестетическим. Если ребенок проиллюстрирует свой текст, будет задействован и визуальный канал восприятия.
  • Предложите ребенку угостить приготовленным блюдом всех членов семьи. Вместе с этим он должен рассказать, как было приготовлено блюдо и понравилось ли ему готовить.

Дети с кинестетическим восприятием

Дети-кинестеты не могут усидеть на месте и постоянно играют в подвижные игры. Детей с кинестетическим восприятием считают трудными учениками, потому что они слишком активны. Но на самом деле для успешного обучения необходимо включить в этот процесс движение.

Используйте игры в обучении ребенка-кинестета. Сочетайте игровой процесс с учебными модулями (в их качестве могут быть новые слова или исторические даты). Во время игры ребенок лучше запомнит материал, а также получит удовольствие от самой игры.

  • Выберите названия, которые ребенок должен выучить, и предложите ему записать их на карточки. Особенно хорошо таким способом учить новые слова.
  • Когда ребенок запишет слова, предложите ему прочесть их вслух и написать их пальцем в воздухе или на поверхности стола – так мозг лучше запоминает информацию. На обратной стороне карточек напишите задания: «покажи», «нарисуй» или «объясни».
  • После этого дайте ребенку немного передохнуть, чтобы он лучше смог сконцентрироваться на игре.
  • Приготовьте все необходимое для игры: блокноты, карандаши, маркеры и т. д.
  • Пригласите к игре друзей ребенка или членов семьи. Перемешайте карточки и предложите ребенку вытянуть одну из них. Он должен показать, нарисовать или объяснить слово, написанное на карточке, не называя его. Остальные должны догадаться, какое слово написано на карточке.
  • Позвольте игрокам меняться, пока все слова не будут отгаданы. Если ребенок не может усидеть на месте, пока играет кто-то другой, найдите ему в комнате место, где он сможет подвигаться, не мешая остальным.

Понимание особенностей восприятия ребенка дает вам дополнительные возможности найти для него оптимальный способ обучения, при этом не подвергая его фрустрации. Используйте занятия, которые лучше всего подходят вашему ребенку. Так вы поможете ему лучше учиться и укрепите связь с ним.

Ссылки по теме:

  • Если ваш ребенок – визуалист, что это значит?
  • Как развивать фонематическое восприятие ребенка
  • Развиваем пространственное восприятие детей
  • Как сделать обучение ребенка эффективным
  • Больше статей о психологии детей и подростков

Нарушения восприятия и причины

Развитие восприятия у дошкольников. Нарушения восприятия – это невозможность правильно осознавать окружающие звуки и предметы. Такой человек дезориентирован, он не может реально оценивать действительность вокруг него.

Причинами нарушения восприятия могут быть:

  • патология центральной нервной системы, в том числе вследствие болезней;
  • психические расстройства;
  • реакция на прием сложных препаратов, таких как антидепрессанты, противовирусные и другие;
  • наркомания, в том числе и врожденная;
  • травма, в результате которой пострадала нервная система;
  • физическая и психическая усталость организма;
  • дефект зрения.

Ребенок, страдающий нарушениями восприятия, нуждается в работе со специалистами, которые составят индивидуальную программу. Но при этом в семье можно помочь решению проблемы следующими способами:

Выполнять режим дня

Вставать и ложиться спать в одно время, исключить те действия, которые вызывают страх, эмоциональную нагрузку.

Свет

Ребенок плохо воспринимает форму и цвет предметов, а при плохом освещении ему становится еще хуже. Поэтому свет должен быть ярким, но мягким.

Цвета

Чтобы нервная система не испытывала дополнительной нагрузки, нужно, чтобы в комнате ребенка было как можно меньше глянца и орнаментов и как можно больше однотонных цветов.

Ежедневные занятия по развитию восприятия

Игры по развитию способности понимать величину, размер и форму предмета, а также его цвет, по развитию звуковых и зрительных восприятий должны быть построены с учетом особенностей детей с нарушениями. К примеру, можно предложить играть в такую игру. Предлагается в конкретные пазлы вложить такой же по форме элемент. Конечно, сразу у ребенка не получится, но со временем его ждет маленький успех. Также можно использовать игры, где понадобятся тактильные ощущения. Игры с песком к тому же успокаивают, развивают мелкую моторику.

Методика развития перцепции

По мнению известного психолога Дейла Карнеги, симпатию можно вызвать с помощью простой улыбки

Поэтому стоит уделить внимание своей улыбке и научиться улыбаться прохожим и в перспективе своим собеседникам, чтобы начать диалог, а потом создать прочную и продолжительную коммуникативную связь

Искренняя улыбка вызывает симпатию по умолчанию

Сегодня есть много хитрых приемов и психологических уловок в диалоге, которые позволят понять собеседника и усилить передачу своих эмоций.

Также можно больше жестикулировать и развить мимику, чтобы разговор был более живым, а собеседнику было проще донести информацию.

Это позволит совершенствовать качество социальной перцепции и понимать людей.

Практика американского психолога, профессора и специалиста в области психологии эмоций и распознавании лжи Пола Экмана – один из самых действенных способов получения и развития навыков социальной перцепции.

Он основывается на концентрации внимания в трех зонах лица человека: лба, подбородка и носа. Пол Экман считает, что именно нос, подбородок и лоб отражают различные эмоциональные состояния человека, например, такие как гнев, страх, отвращение, грусть.

Анализируя мимику и жесты человека во время диалога, можно понять, в каком настроении находится собеседник и что чувствует в данный момент. Навык распознавания эмоций и жестов позволяет упрочнить контакт между людьми. Так можно знать, что лучше сказать в ходе диалога.

Что влияет на развитие восприятия у ребенка

Развитие восприятия у дошкольников. В дошкольном возрасте у ребенка формируется психическое развитие, начинает активно работать мышление. Если какое-либо восприятие «спит», ребенку будет сложнее познавать мир, усваивать новые знания, а значит, ему будет сложнее потом в школе.

На развитие восприятия ребенка оказывают большое внимание его окружение и взрослые, которые рядом с ним. Развивающие игры, которые используются педагогами для развития восприятия, должны не только просто воспроизводить какие-то детали из жизни ребенка, но и быть информативными, учить его, заставлять узнавать больше. Именно желание познать, попробовать становятся неким моторчиком, двигающим ребенка в его развитии.

Виды восприятия у дошкольников на основе перцептивных систем

Основные виды восприятия у дошкольников основываются на базе различных анализаторов:

  • Зрительный, позволяющий визуально оценивать все свойства предмета;
  • Слуховой, помогающий обучаться речи, распознавать родной язык, чувствовать звуки природы, слышать музыку;
  • Осязательный, обеспечивающий познание объекта при помощи прикосновений.

Слуховое

При помощи слуха ребенок учится распознавать звуки родного языка, слова и слоги. Если в младенчестве восприятие речи опирается на ритмичную и мелодичную структуру слов и предложений, то уже в 1 год начинается формирование фонематического слуха. Еще год требуется малышу, чтобы оформилось принятие всех звуков родного языка и началось формирование звуковой культуры речи.

Развитие слухового восприятия наиболее эффективно при прогулках, когда малыш слушает шум улицы, пение птиц, стук дождя, шаги. Отличное упражнение – предложение закрыть глаза и попробовать понять, с какой стороны поет птичка, далеко или близко едет автомобиль.

Зрительное

Зрительное восприятие является ведущим в дошкольном возрасте. От него зависит умение читать, видеть красоту мира, оценивать опасность

Его ведущая роль обоснована тем, что зрение позволяет охватить вниманием весь объект в целом, а также увидеть детали

Зрительные сигналы поступают прежде, чем дошкольник ощупает предмет или попробует на вкус. К тому же, осмотр объекта гораздо безопаснее других способов исследования.

Только в раннем возрасте, когда малыш начинает постигать окружающую действительность, его «глазами» являются руки. Но на этом этапе родители заботятся, чтобы ребенок находился в защищенном пространстве и в его руках оказывались исключительно безопасные предметы.

По статистике, количество визуалов (предпочитающих зрительное восприятие) превалирует в мире, поэтому развитие данного вида требует особенного внимания. Задача взрослого в дошкольном возрасте зрительное восприятие ребенка обострить, а также помочь ему расширить диапазон воспринимаемых деталей.

С дошкольниками нужно больше рисовать, изучать картинки и иллюстрации. Именно такие дети с увлечением занимаются аппликацией, собирают пазлы и мозаику, продолжая развивать зрительные ощущения.

Тактильное

Тактильное или кинестетическое восприятие напрямую связано с прикосновениями. Младшие дошкольники все еще больше доверяют своим рукам при ознакомлении с новым предметом. Поэтому они так настойчиво просят дать им в руки то, что их заинтересовало. Детальнее о тактильном восприятии.

Игры с материалами различной структуры, лепка, природные вещества – отличный способ развивать осязание. С закрытыми глазами дети с удовольствием скатывают шарики из фольги и разглаживают ее. Большую радость вызывает упражнение на определение сыпучего материала в чашке. Глаза, разумеется, также должны быть завязаны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]