Статья:
Детки с гиперактивностью часто доставляют немало хлопот, и требуют особого подхода. И тут очень важно помнить, в чем же истинная причина такого поведения. Ведь гиперактивность – это не дурной характер, не капризы и не следствие плохого воспитания (хотя последнее и может значительно усугубить ситуацию), а неврологическо-поведенческое расстройство развития.
А это значит, что ребенку нужна будет ваша помощь, чтобы справиться с недугом, который может нанести вред ему как в социуме, так и личной жизни.
Как общаться с ребенком с СДВГ и что нужно учесть при его воспитании, рассмотрим ниже.
Как распознать гиперактивность
Расстройство не возникает само по себе. Причиной может быть наследственность, травмы головного мозга, вредные привычки матери во время беременности. Также сильно усугубляет состояние отсутствие какого-либо воспитания, упреки, акцентирование внимания на недостатках и т.д.
Поставить диагноз может только врач. Однако если вы отмечаете следующие симптомы, то можете сразу же принимать меры по борьбе с ними.
Во-первых, обратитесь к психологу или психиатру для уточнения диагноза. Во-вторых, примите состояние своего ребенка и начинайте вести работу над собой.
Гиперактивный ребенок:
- находится в тревожном состоянии даже тогда, когда основательных причин для этого нет;
- отличается ранимостью, переменчивостью настроения, плаксивостью;
- может иметь проблемы со сном, бессонницу;
- игнорирует запреты, правила и установленные нормы;
- может быть агрессивным;
- имеет проблемы в общении, а иногда и затруднения в развитии речи.
Такой малыш постоянно хочет куда-то идти, что-то делать и разговаривать. Его трудно назвать усидчивым и послушным.
Если вышеперечисленное относиться к вашему малышу, то сразу отправляйтесь к врачу. Своевременное лечение позволит устранить гиперактивность уже к школьному возрасту. Вы получите указания, как вести себя с ребенком СДВГ, чтобы коррекция расстройства прошла максимально успешно, и малыш не стал еще неуправляемее.
Общие рекомендации родителям ребенка с СДВГ: что учесть при воспитании
Нельзя закрывать глаза на существующую проблему. Расстройство необходимо лечить, так как его проявления могут негативно сказаться на дальнейшей жизни ребенка. Он будет испытывать трудности в общении, плохо уживаться в коллективе. Пускать заболевание на самотек нельзя.
Рекомендации для родителей детей с СДВГ заключаются в реализации трех основных правил:
- нужно установить четкие, понятные и ярко очерченные рамки поведения;
- необходимо всегда сохранять спокойствие и уверенность в своих действиях для поддержания авторитета в глазах ребенка и предотвращения проявления еще большей агрессивности и нервозности;
- общение с малышом должно происходить в комфортной для него атмосфере.
Родитель всегда должен знать, как наказывать ребенка с СДВГ так, чтобы это было мягко, но объясняло причину нанесения санкций. Если сегодня вы за что-то ругали ребенка, то и завтра ему нельзя будет это делать. Последовательность в действиях очень важна.
Создайте свод правил касательно гигиены и поведения. Но не стоит вводить слишком много запретов. Помните, что не все действия вашего чада умышленные.
Родителям нужно:
- самим стать примером. Если вы что-то пытаетесь донести ребенку, то продемонстрируйте лично, чего вы хотите от него добиться;
- придерживаться распорядка дня. Прием пищи, медикаментов, развивающие занятия и прогулки должны проходить по графику;
- отдать малыша в спортивные секции. Хорошо, если это будет бокс или силовая борьба;
- наказывать ребенка меньше, чем поощрять и хвалить.
Это позволит самим мамам и папам понять, как жить с СДВГ у ребенка, и выработать в себе навыки общение с чадом до автоматизма. Также помните, что у детей должны быть свои домашние обязанности. Переусердствовать не стоит, дабы не вызвать переутомление. Но вот привить привычку к уборке своих игрушек можно.
Дайте ребенку понять, что у него есть таланты. Найдите для него увлекательное хобби. Важно, чтобы у него действительно получалось это делать.
Консультация для родителей: «О гиперактивности и гиперопеке детей»
Гиперактивность у детей — это сочетание симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Четкие границы этого синдрома трудно провести, но, как правило, он диагностируется у детей, которые отличаются импульсивностью и невнимательностью. Такие дети часто отвлекаются. Их легко обрадовать или огорчить. Часто для них характерна агрессивность. Вследствие этих личных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на конкретных задачах.
Причиной гиперактивности может быть и патология беременности мамы, сложные роды и тому подобное. Этот диагноз ставится, когда родители и учителя жалуются, что ребенок чрезмерно подвижный, непоседливый и плохо себя ведет или учится, ни на минуту не может концентрировать свое внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы одновременно подтверждал диагноз гиперактивности. Подавляющее число родителей отмечают, что начало такого поведения закладывается еще в раннем возрасте. Подобное состояние сопровождается нарушением сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность углубляется.
Чаще всего, по словам психологов, гиперактивность проявляется у детей в переходном возрасте. В последние годы гиперактивных детей стало больше.
Часто педагоги жалуются родителям на гиперактивность ребенка, ссылаясь на то, что видят непослушного ученика лишь несколько часов в день, следовательно, его воспитанием должны заниматься дома, Родители, в свою очередь, считают, что воспитывать такого ребенка должны учителя.
Что же делать родителям гиперактивного ребенка?
Психологи советуют как можно больше нагружать его утром. Стоит составить распорядок и в соответствии с ним давать ребенку четкие и конкретные задачи. Лучшим выходом лишней энергии для такого ребенка может быть физическая нагрузка, в частности, плавание и бег. На занятиях гиперактивному ребенку стоит давать конкретные задачи, целесообразно — индивидуальные. Также надо требовать, чтобы ребенок выполнял задание до конца.
Беспомощность детей — вина родителей. Желание родителей окружить ребенка повышенным вниманием, защитить его даже при отсутствии реальной угрозы, удерживать его при себе зачастую приводит к лишению ребенка возможности самостоятельно преодолевать трудности.
В результате гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии, а в тяжелых ситуациях ждет помощи взрослых, прежде всего родителей. Явление гиперопеки чаще всего встречается в семьях, где растет один ребенок. Повышенная опека домашних, особенно старшего поколения, порождает детские страхи. Наиболее ярко они проявляются в первом классе, особенно, если ребенок не посещал детский сад, а воспитывался дома, в отличие от детей, посещавших детский сад. Дети, которые воспитывались в детском саду, лучше адаптируются к школьной жизни и самостоятельной жизни в целом.
Проблема гиперопеки приобретает все большую актуальность в настоящем, так как большинство молодых семей в силу тяжелого финансового положения могут позволить себе только одного ребенка. При этом родители, как правило, заняты зарабатыванием денег и не могут уделять ребенку достаточно внимания. А вот бабушки с дедушками в это время пытаются наверстать упущенное со своими детьми. С появлением второго ребенка в семье внимание взрослых равномерно распределяется на обоих детей, поэтому проявления гиперопеки менее вероятны.
Часто, пытаясь уберечь ребенка от перегрузки, родители старших дошкольников и младших школьников пытаются делать за них задачи, полученные в саду или в школе. Результат — ребенок не способен справиться самостоятельно с задачей в саду или в школе.
Повышенное внимание со стороны дедушек и бабушек, родителей, приводит к тому, что в коллективе такой ребенок требует постоянного внимания педагога, а при его отсутствии он чувствует себя несчастным, не успевает вместе с другими выполнять задания. Впоследствии у старшеклассников гиперопека превращается в невозможность выполнять упражнения самостоятельно и приводит к инфантильности (детскости).
Бороться с последствиями гиперопеки можно, постепенно приучая ребенка к самостоятельности. Если же у ребенка есть трудности в общении, дома можно устраивать ролевые игры с его участием, а также моделировать и обыгрывать с ней различные жизненные ситуации. Не стоит пренебрегать и помощью детского психолога.
Какую линию воспитания выбрать?
Проблемы воспитания детей в семье — это вечная, но до сих пор нерешенная до конца тема. Рождаясь в семье, это вопрос занимает умы ученых — педагогов, психологов, вызывая споры и разногласия. Бытовые баталии перерастают в научные конференции. Строгость или мягкость? Авторитаризм или попустительство? А дети продолжают теряться в догадках — как же все-таки себя вести, чтобы быть хорошим в глазах родителей, и что же ждать в следующий момент от этих непонятных взрослых? Посмотрим, чем могут помочь в решении подобных проблем достижения науки. В педагогике принято выделять четыре типа воспитания детей: диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество. Каждый из них имеет свои результаты, свои последствия, когда речь идет о формировании личности ребенка.
Диктат — это систематическое подавление одними членами семьи (главным образом взрослыми или подражающими им детьми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Результатом приверженности родителей подобной педагогической тактике чаще всего является развитие у ребенка сильной реакции сопротивления, если по характеру он склонен к лидерству. Или итогом такого воспитательного процесса оказывается повышенная тревожность, мнительность, склонность к страхам и неуверенность в себе, если зерна диктата легли на грунт ранимой, неустойчивой личности ребенка. Гиперопека — это система отношений в семье, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Результат в этом случае легко предсказуем — формируется эмоционально незрелая, капризная, эгоцентрическая, требовательная личность, приспособленная к жизни. С другой стороны, гиперопека может способствовать развитию ипохондрических тенденций в ребенке. Дерганый с детства чрезмерной заботой, ребенок сам начинает чувствовать себя бессильным в любой ситуации, требующей от него действия или принятия решения. Бывает и наоборот, что при переходе к подростковому возрасту, ребенок испытывает потребность избавиться от излишней опеки, что в итоге приводит к бунту, ярких проявлений эмансипации, и протестного поведения.
Невмешательство — это система взаимоотношений в семье, строящаяся на признании целесообразности независимого существования взрослых и детей. Ребенок предоставлен сам себе. Родители, которые опираются на этот стиль воспитания, считают, что он способствует развитию самостоятельности, ответственности, способствует накоплению опыта. Делая ошибки, ребенок вынужден сам их анализировать и исправлять. Но этот метод грешит вероятностью развития в ребенке эмоциональной отчужденности, в том числе и от родителей. Недоласканный в детстве, не получивший нужной доли родительской заботы, такой ребенок чувствует себя очень одиноким, недоверчивым, часто излишне подозрительным. Ему трудно доверить какое-то дело другим людям. Он все пытается сделать сам.
Сотрудничество — это способ построения отношений в семье, основным принципом которого становится объединение семьи общими целями и задачами, общей деятельностью, взаимной поддержкой во всех сферах, в том числе и в эмоциональной. Отправная точка в воспитании в данном случае — слово «мы». Ребенок имеет достаточно самостоятельности, но рядом всегда находится взрослый, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, растолковать, успокоить. Членов таких семей объединяют общие ценности, семейные традиции, спонтанные праздники, эмоциональная потребность друг в друге, совместная деятельность.
Четвертый тип воспитания — «сотрудничество» — признается как наиболее эффективный все большим количеством психологов и педагогов. Но на практике, в обычных семьях, как правило, сталкиваются разные стили воспитания, создавая в семье напряженность и неблагоприятно влияя на развитие ребенка. Почему же так происходит?
В чем причины родительских разногласий?
Причин возникновения в семье разногласий в воспитании ребенка может быть множество. Прежде всего виной тому могут быть различия в воспитательном опыте родителей, вынесенном им еще из собственного детства: некоторые родители полностью копируют ту модель воспитания, которая была принята в их семье. Другие, наоборот, будучи несогласными с родительскими мерами воспитания, которые применялись к ним в детстве, пытаются найти другой путь по отношению к собственному ребенку и выйти за рамки принятой в их семье воспитания. Очень часто таким способом действуют родители, на которых в детстве сильно давили. Пытаясь компенсировать собственные страдания, такие родители позволяют своим детям слишком много, потому что выросли у таких родителей, их дети не знают ни запретов, ни ограничений, что часто приводит к развитию безответственности и эгоистичности.
Другим серьезным препятствием к выбору оптимального стиля воспитания могут выступать различия в характерах родителей. В то время как педантичный, обращающий внимание на мелочи, склонный впадать в гнев отец требует беспрекословного послушания и моментального исполнения приказов, более мягкая по характеру мама, наоборот, потакает всем слабостям и капризам ребенка. Чем опасна такая ситуация? Она может решиться двояко: либо привести к повышению уровня тревожности у ребенка за счет постоянного напряженного ожидания и неопределенности — накажут его за этот поступок или похвалят, или к развитию хитрости и склонности к манипулированию: ребенок может научиться играть на этом различии между матерью и отцом. Так, каждый раз после столкновений с отцом, он может приходить в слезах и с жалобами к матери и выпрашивать у нее в качестве утешительного приза подарки, сладости и просто знаки внимания. Мать, соглашаясь в этой ситуации, что «папа плохой», подрывает тем самым авторитет отца в глазах ребенка. Отца такое положение вещей злит еще больше, и внутрисемейный конфликт углубляется. Почему? Отец, наблюдая заговор матери с ребенком, чувствует себя ненужным. Кстати, как правило, под маской подобного «деспота» скрывается ранимая натура с заниженной самооценкой, которая требует внимания и понимания не менее ребенка. Корни подобного поведения взрослого идут в желание уберечь своих детей от ошибок, тяжелых переживаний. Перенесшие в детстве унижения, насмешки и неудачи, родители хотят видеть своих детей сильными, прочными личностями и поэтому воспитывают своих детей в «спартанских» условиях. Не обученные в детстве любить, не имеющие надежной поддержки, они не знают, что становление сильной личности возможно только тогда, когда есть ощущение, что тебя понимают и одобряют близкие тебе люди.
Что делать, если началась истерика?
Даже если вы все делаете правильно, малыш не всегда будет находиться в спокойном состоянии. Он может сорваться, начать кричать, истерить и агрессивничать. Помните о том, что это не его прихоть и не проявление дурного характера. Действуйте в таких ситуациях разумно.
Если вы находитесь в комнате, и ребенок начинает плакать, то просто выйдите с помещения. Это лишит его зрительного контакта с вами, и его эмоциональное напряжение может несколько снизиться. Кричать при этом не рекомендуется, так как это приведет к еще более бурной реакции.
Тактика родителей с ребенком с СДВГ при нахождении на улице должна быть следующей:
- не пытайтесь одернуть, заставить ребенка замолчать;
- примените прием переключения внимания. Дайте ему конфету, покажите что-то на телефоне, отвлеките игрушкой.
Гиперактивный ребенок: что делать
Родители, будьте внимательны к своему ребенку — к его желаниям, увлечениям, чувствам, порывам. Научитесь понимать его — как он проявляет себя в жизни. Не когда он уже станет взрослее и с ним можно будет пообщаться «по-мужски» или посекретничать как подружки. Нет. С первого дня его жизни — до года, в год, в 2 года и в более старшем возрасте.
Ведь основное развитие всех врожденных свойств ребенка идет всего до 6 лет. К трем годам уже формируется его самосознание — он начинает осознавать себя, осознавать свое «Я» и других людей, окружающий его мир. А в возрасте 6–8 лет и до 16 лет формируется культурная надстройка.
В зависимости от того, насколько правильно родители распознают врожденные свойства своего ребенка, смогут их развить, как будут воспитывать, зависит дальнейший сценарий его жизни. Ведь только применяя свои врожденные и развитые таланты на пользу других, занимаясь любимой работой, человек может ощутить радость от проживания своей жизни. Может стать счастливым.
В настоящее время у всех родителей есть шанс вырастить своего ребенка счастливым. У каждого гениального художника, композитора, инженера, учителя, врача были родители. Так же, как и у каждого осужденного и правонарушителя — тоже были родители.
Разница в первом и во втором случаях лишь в том, каковы были созданы условия для возможного развития свойств, ощущали ли дети чувство защищенности и безопасности от родителей (в первую очередь от мамы), как воспитывали их.
Не все рекомендации специалистов, как правильно воспитывать детей, подходят именно вашему малышу. Опыт прошлого зачастую не применим в современном мире. Но родители при желании могут получить такую информацию — она доступна на бесплатных онлайн-тренингах Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Как воспитывать ребенка, если у него синдром гиперактивности
Родители должны научиться понимать, где ребенок проявляет свои врожденные свойства, а где уже проявляются признаки нарушения его развития. И как правильно воспитывать такого ребенка.
- Заикание. Если ребенок заикается, это свидетельствует о том, что родители или воспитатели пытаются заставить его выполнять действия в более быстром темпе, чем свойственно его природе. В таких случаях необходимо ознакомиться с правилами, как воспитывать ребенка с анальным вектором. Необходимо понять, что такой ребенок стремится делать все сосредоточено, досконально, не спеша, вникая в каждую деталь. Если торопить — он сбивается со своего природного ритма, и это может сказаться на его речи. Ребенок начнет заикаться. Если начать с ним общаться в медленном ритме — заикание пройдет.
- Страхи. Если возникают любые страхи — ребенок нуждается в развитии зрительного вектора: необходимо развивать его эмоциональность. Это приведет к тому, что его страх за себя преобразуется в беспокойство за других, в сопереживание. Достичь этого возможно, когда родители и ребенок совместно читают классическую литературу на сопереживание.
- Нарушение сна. Головные боли. Если ребенок жалуется на головные боли, бессонницу, сложности при пробуждении — это свидетельствует об уходе в себя, недостаточной экстравертации в звуковом векторе. Необходимо вовлечь его в сосредоточение вовне — сочинение текстов, стихов, музыки, в программирование. Заинтересуйте его решением занимательных задач по физике или математике. Необходимо привить ему навык сосредоточения на окружающих людях, событиях. Чтобы ребенок чаще находился в позиции экстраверта — от этого зависит его психическое здоровье.
Из всего описанного выше становится очевидным, что родители должны знать, как воспитывать ребенка в соответствии с его врожденными особенностями психики, и при этом уметь вовремя определить, какие пути коррекции в развитии необходимы, если появляются признаки задержки его психоэмоционального развития. Тогда ребенок будет защищен от отклонений в развитии.
Как себя вести с гиперактивным школьником
Все понимают, как сложно обучать ребенка с СДВГ, ведь он просто не может усидеть на месте длительно время, мало воспринимает правила и нормы поведения. Но нет ничего невозможного. Важно подойти к решению проблемы основательно.
- Регулярно посещайте психолога или психотерапевта.
- Всегда проверяйте выполнение домашнего задания.
- Придерживайтесь распорядка дня.
- Давайте время на отдых. Для гиперактивных детей это неотъемлемая часть лечения, ведь необходимо убрать нервное напряжение и не вызвать ощущения, что учеба приносит только дискомфорт.
Памятка для родителей:
Не стоит давить на ребенка и заставлять его круглосуточно заниматься, если он отстает в успеваемости от других учеников. Будьте спокойными и рассудительными.