Ребенок-интроверт: 15 вещей, которые нужно знать

Ребенок-интроверт: Признаки характера

Интроверты – люди, для пополнения душевной энергии которых не нужны другие. Они получают подпитку от сна, духовной пищи (музыка, фильмы, искусство) и вполне могут обходиться долгое время без общения. Энергия направлена внутрь, на собственные чувства и переживания.
Среди детей существуют явные интроверты. Для правильного подбора методов воспитания, родителям нужно знать, каким типом обладает их ребенок. Заметить черты интроверта можно в самом раннем возрасте, даже на первом году жизни.

Вот несколько явных признаков ребенка-интроверта:

  • К общению со сверстниками такие дети не расположены. Иногда это может быть им даже в тягость. К одиночеству относятся нормально, по этому поводу не переживают.
  • Если ребенок совсем маленький, он может отказываться идти на руки к незнакомым людям. Также, скорее всего, зайдется слезами при слишком пристальном внимании толпы, например, на празднике.
  • Некоммуникабельность порождает неуверенность. Такие дети также бывают не в меру обидчивы.
  • Быстро устают на массовых мероприятиях, просятся домой на протяжении всего праздника.
  • Часто творческие личности. Обладают яркой фантазией, хорошо рисуют. Могут проводить за этим занятием долгое время, даже в одиночестве.

Заметив такие черты у своего ребенка, не стоит бить тревогу. Это особенности психики и не является отклонением.

Ребенок, не бегущий играть в толпу детей, а проводящий время с игрушками, скорее всего не нуждается в огромном количестве общения, ему интересно самому с собой. Это нормально, и не стоит выталкивать его на площадку к ребятам, если малыш этого не хочет. При натиске ребенок-интроверт может замкнуться в себе

.

Признаки интроверта

Для того чтобы отнести свое чадо к тому или иному типу темперамента, родителям важно изучить основные признаки, которые присущи каждому из его видов.

Дело в том, что чистые интроверты и экстраверты встречаются в жизни не так уж и часто. В детях более всего отмечается смешение этих двух типов при сдвиге в ту или иную сторону.

Что более всего характерно для интроверта?

  1. Избегание контакта взглядом. Особенно сильно проявление подобного признака можно наблюдать при встрече ребенка с незнакомыми людьми.
  2. Истерики, которые закатывает сильно уставший ребенок. Делает он это не из-за своих капризов. Просто нервная система малыша не справляется с возрастающей нагрузкой.
  3. Тихое поведение. Ребенок-интроверт предпочитает общение с самим собой и с игрушками. Он никогда не станет бегать по магазину и всегда находится рядом с родителями.
  4. Хорошо развитая фантазия. Именно это и позволяет такому малышу играть в одиночестве.
  5. Отказ пробовать что-либо новое. Таких детей пугают изменения, особенно если это касается взаимодействий с другими людьми.
  6. Слабое выражение эмоций. Такие дети порой кажутся безразличными, хотя в душе они переживают очень сильно.

Такие же признаки характерны и для подростков. При этом они нечасто примыкают к какой-либо социальной группе, не любят шумных вечеринок, а если и попадают туда, то держатся обязательно в стороне.

Ребенок-интроверт: Как воспитывать?

Дети-интроверты зачастую молчаливы, все держат в себе, но если они смогут довериться человеку, то становятся интересными собеседникамм и внимательными слушателями. Они спокойны, а благодаря усидчивости добиваются успехов в учебе легче, чем экстраверты.

  • Новые знакомства вызывают у детей-интровертов стресс. Поэтому родителям стоит заранее готовить ребенка-интроверта к переменам обстановки
    .
  • Родители должны относиться к такому ребенку более внимательно
    . Если предстоит поход в незнакомое место, есть смысл рассказать малышу о предстоящем событии, обсудить, кого он может там встретить. Рассказать, зачем нужна дружба и как она прекрасна.
  • Дети-интроверты остро нуждаются в личном пространстве
    . Родители должны уважать желание ребенка иметь укромный уголок, где он сможет побыть наедине с собой и своими мыслями. Также стоит осторожно относиться к личным вещам малыша. Они многое значат для такого ребенка.
  • Также в первое время важно помогать ребенку общаться с другими людьми, пока он не обрел умение находить общий язык. Может потребоваться, например, подвести малыша к другим детям на площадке и познакомить их.
  • Не стоит заставлять ребенка говорить, когда он хочет молчать
    . Жизненную энергию интроверты восстанавливают, будучи внутри себя. А тратят, взаимодействуя с людьми. Поэтому, вполне возможно, что возвращаясь с шумного праздника, малыш будет молчать и не поспешит рассказывать о своих впечатлениях. Не стоит путать это с угрюмостью. Нежелание говорить не значит, что ребенок плохо провел день, просто он потратил слишком много сил, и сейчас ему требуется их восстановить.
  • К новым ситуациям ребенок-интроверт привыкает не сразу
    . Нужно уважать его желание освоиться в новом коллективе или обстановке. Придя в гости, пусть немного поиграет в сторонке, если в компании много незнакомых детей. Привыкнув, он вольется в атмосферу. Главное для мамы – не оказывать давления во время такого «отстранения».

Без должного морального отдыха общение приносит детям-интровертам неприятные ощущения, истощают их.

Ребенок-интроверт: 15 вещей, которые нужно знать

Вас смущает поведение вашего ребенка. Он ведет себя совсем не так, как вы. Он сдержан и нерешителен. Вместо того чтобы играть со сверстниками, он предпочитает стоять в стороне и наблюдать за ними. Когда он разговаривает с вами, то постоянно сбивается, но чаще всего молчит, и вы не можете понять, что происходит в его голове. Он проводит много времени в одиночестве в своей комнате. Учителя говорят, что хотели бы, чтобы ребенок был активнее на уроках. Общается он всего с несколькими друзьями.

И, что еще более странно, – ему это нравится.

Поздравляем. Ваш ребенок – интроверт.

Родители-экстраверты часто беспокоятся по поводу своих замкнутых детей и даже считают их поведение не вполне здоровым. Стоит заметить, что дети с такими симптомами могут страдать от тревожности и депрессии. Иногда отстраненность и недостаток жизненной энергии сигнализируют о чем-то совершенно ином, чем интровертность.

Тем не менее, многие дети-интроверты вообще не испытывают депрессии и тревожности. Их поведение связано с их врожденным темпераментом. Интровертность – это генетически обусловленная черта, и она не изменится. Чем больше вы принимаете своего ребенка таким, какой он есть, тем счастливее он будет.

Рассмотрим 15 вещей, которые вы должны понимать, если ваш ребенок – интроверт.

Что нужно знать о детях-интровертах

1. Нет ничего ненормального или постыдного в том, чтобы быть интровертом

В современном обществе интроверты – не редкость: они составляют 30–50 % всех людей. Многие успешные бизнесмены и люди искусства интроверты: Билл Гейтс, Альберт Эйнштейн, Джоан Роулинг и многие другие. Говорят, что даже Махатма Ганди и мать Тереза были интровертами.

2. Ваш ребенок не перестанет быть интровертом

Может ли ребенок преодолеть свою неприязнь к шумным компаниям? Нет. Американский психолог Марти Лэйни, автор книги «Непобедимый интроверт», утверждает, что интровертность и экстравертность обусловлены генетически, хотя родители играют большую роль в развитии темперамента. Кроме того, мозг интроверта отличается от мозга экстраверта.

Лэйни утверждает, что интроверты и экстраверты используют разные механизмы нервной системы. Интроверты используют парасимпатическую нервную систему, позволяющую обрабатывать эмоции в состоянии покоя, а экстраверты – симпатическую, запускающую механизм «бей, беги или замри». Медицинские исследования также подтверждают, что интроверты отличаются большим количеством серого вещества в префронтальной коре головного мозга – участке, который отвечает за абстрактное мышление и принятие решений.

Поэтому, если ребенок проявляет осторожность и сдержанность, на это есть биологические причины.

3. Ваш ребенок медленно привыкает к новым людям и ситуациям – и это нормально

Интроверты часто чувствуют себя подавленно или взволнованно в новой обстановке или в присутствии новых людей. Если вы находитесь в большой компании, не ждите, что ребенок сразу же начнет играть или общаться с другими детьми. При возможности приходите пораньше, чтобы дать ребенку время привыкнуть и почувствовать себя комфортно в этом месте. Когда придут другие люди, ребенок уже освоится.

Также можно позволить ребенку отойти на удобное для него расстояние, где он будет чувствовать себя в безопасности (возможно, постоять рядом с вами) и несколько минут просто понаблюдать за происходящим. Это поможет ему освоиться.

Если ни первый, ни второй вариант не представляется возможным, обсудите заранее с ребенком предстоящее событие. Расскажите, кто туда придет и что там будет происходить, как ребенок может себя почувствовать и что он может сделать, если ему будет некомфортно.

Независимо от того, к чему вы хотите приучить ребенка, придерживайтесь правила: двигайтесь медленно, но не уходите. «Не позволяйте ребенку отказаться от нового опыта, но уважайте его границы, – советует известный американский психолог Сьюзен Кейн в исследовании о детях-интровертах. – Двигайтесь вместе с ним навстречу источнику его страха».

4. Общение отнимает энергию у ребенка-интроверта

Общение может утомлять и экстравертов, и интровертов. Однако интроверты переносят это хуже. Старшего ребенка можно научить уходить в спокойное место или на улицу, когда он почувствует усталость от общения. Если ребенок еще маленький, он может не заметить дискомфорт, поэтому вам придется следить, когда у малыша появятся признаки усталости.

5. Попытки завести друзей могут заставить интроверта нервничать

Когда ваш ребенок пытается завести друзей, вам необходимо дать ему позитивное подкрепление. Скажите ему: «Вчера я видела, как ты познакомился с тем мальчиком. Я знаю, как тебе было трудно, и я горжусь тобой».

6. Вы можете научить ребенка регулировать свои эмоции

Скажите ребенку: «Я думал, что тебе не понравится на вечеринке, но ты нашел новых друзей». Со временем, получая такое позитивное подкрепление, он научится регулировать свои негативные эмоции, связанные с выходом из зоны комфорта.

7. У вашего ребенка могут быть уникальные интересы

Дайте ребенку возможность следовать своим интересам. Некоторым детям хорошо подходят популярные среди сверстников занятия (например, спортивные секции). Однако часто дети-интроверты имеют свои уникальные интересы, и им больше подойдет музыкальная или художественная школа. Занятие любимым делом приносит ребенку ощущение счастья и уверенности в себе. Также оно дает ребенку возможность общаться с другими детьми, имеющими схожие интересы (и, может быть, схожий темперамент).

8. Следует сообщить учителю о том, что ваш ребенок – интроверт

Некоторые учителя ошибочно считают, что ребенок молчит на уроках потому, что ему не интересно или он отвлекается. Дети-интроверты, наоборот, могут быть предельно внимательными, но не принимать активное участие в обсуждении, а просто слушать. (Часто ребенок-интроверт мысленно проговаривает все, что его одноклассники говорят вслух, не видя никакой разницы между этими двумя действиями).

Если учитель знает об интровертности ребенка, он может помочь ему наладить общение с одноклассниками и приобщить к групповой работе.

9. Ребенку может быть трудно постоять за себя

Научите ребенка твердо говорить «нет», если другой ребенок пытается забрать у него игрушку. Если в школе над ребенком издеваются, предложите ему поговорить со своим обидчиком. Объясните ребенку, что его голос важен.

10. Помогите ребенку проявить себя

Слушайте ребенка и задавайте вопросы, чтобы мотивировать его говорить. Многим интровертам – и детям, и взрослым – трудно выражать свои мысли вслух.

Интроверты живут своей внутренней жизнью, и им нужен кто-то, кто поможет им проявиться.

11. Ребенок-интроверт может не обращаться за помощью

Интроверты склонны скрывать свои проблемы. Ваш ребенок может не обсуждать с вами свои проблемы, даже если он хочет получить от вас помощь или совет. Задавайте ребенку вопросы и внимательно слушайте его, но не будьте навязчивыми с расспросами.

12. Ребенок-интроверт не обязательно застенчив

Слово «застенчивый» имеет отрицательное значение. Если ваш ребенок слышит это слово достаточно часто, он может начать думать, что его дискомфорт от присутствия других людей – это постоянное чувство, которое он никогда не сможет контролировать.

Кроме того, слово «застенчивый» означает, что ребенок подавляет свои эмоции. Не называйте своего ребенка застенчивым и, если другие люди его так называют, поправьте их, сказав: «На самом деле он интроверт».

13. У вашего ребенка может быть всего пара близких друзей – и это нормально

Интроверты стремятся установить глубокие отношения, а не найти как можно больше друзей. Они предпочитают общаться в узком кругу и обычно не желают стать популярными.

14. Ваш ребенок будет стремиться много времени проводить в одиночестве. Не принимайте это на свой счет

Все, что вытягивает ребенка из его внутреннего мира – школа, друзья, новые занятия – утомляет его. Не обижайтесь и не думайте, что он не хочет проводить время с семьей, желая побыть один. Скорее всего, когда он восстановит силы, то опять будет проводить с вами время.

15. Ребенок-интроверт – это настоящее сокровище

Вам следует не просто принимать ребенка таким, какой он есть, а и ценить его особенности. Дети-интроверты часто добры, вдумчивы и целенаправленны. Они бывают отличными собеседниками, когда находятся в комфортных условиях.

Ссылки по теме:

  • Особенности экстраверсии и интроверсии у детей
  • Как воспитывать ребенка-интроверта
  • Ошибки воспитания ребенка-интроверта
  • Особенности воспитания детей-интровертов
  • Больше статей о психологии детей и подростков

Педагогика партнерства

В таком случае полезным будет другой принцип – педагогика партнерства, в котором родители и учителя помогают друг другу достичь общей цели – благополучия ребенка.

Есть несколько простых способов, с помощью которых учителя и руководство школы могут услышать интровертов и удовлетворить их потребности.

Им нужно предложить то, что привлечет их в школьную жизнь, даст уверенность в себе.

Учителям нужно постоянно задавать себе вопрос: «Я учитываю интересы интровертов?»

Если да, тогда учитель предполагает:

  • время чтения, записи и рефлексии;
  • работа в небольших группах (3-5 человек), где каждый имеет возможность поделиться своими мыслями и идеями, не чувствуя давления всего класса;
  • взаимодействие, когда двое учеников выполняют совместное задание;
  • возможность выбора учеником одиночных видов работы.

На уроках стоит использовать «время ожидания» ответов. Это небольшая пауза между тем, когда учитель задает вопрос, и тем, когда он дает кому-то возможность ответить.

Таким образом, ученики из интровертов оказываются в равных условиях с другими. Эксперты утверждают, что идеальное время для такой паузы – от 3 до 7 секунд.

Во многих школах считают, что интроверты просто не хотят участвовать во внеклассных мероприятиях, но это не так. Они хотят заниматься чем-то, что отвечает их личным интересам. Таким ученикам можно предложить кружок робототехники или клуб фотографии.

«Месть – мощная вещь»: похудела, решив стать красоткой назло бывшему (фото)

«Курорт цвета хаки»: что рассказали актеры и создатели о новом сериале Первого

В Минздраве РФ рассказали о большом интересе к вакцине «Спутник V»

Как же «ухаживать» за этими капризными детьми?

За это отвечают и родители, и школа. Их задача – научить детей жить в обществе, сохраняя при этом индивидуальность. Будем откровенны, школа старого образца ориентировалась на экстравертов.

Страшные мантры «к доске пойдет, к доске пойдет…» снятся в кошмарах интровертам даже спустя годы после выпускного бала.

Детей, склонных к интроверсии, на самом деле совсем не мало, и школа должна об этом помнить. Экстраверты больше любят активные занятия, движение и работу в команде, а интроверты предпочитают спокойную работу и самостоятельные проекты.

С масками: январь стал лучшим месяцем для фитнес-отрасли с начала коронавируса

Выявленный у норок в Польше коронавирус может передаваться людям

Сохраняем дружбу: Регина Мянник “подогрела” слухи об отношениях с Башаровым

По новым стандартам, в школе каждый ученик может найти уголок для уединенного отдыха, чтобы «перезарядиться», в чем иногда так нуждаются дети-интроверты. Это может быть поделенное на зоны пространство коридора или специальное место в библиотеке.

Ольга Чигир, детский и семейный психолог, говорит: «Когда ребенка побуждают выступать публично, участвовать в соревнованиях или другим образом проявлять себя – это всегда вопрос: кому на самом деле нужна эта деятельность?»

Действительно ребенку или, скорее, родителям? Для удовлетворения внутренней потребности ребенка в демонстративности и признании? Или для удовлетворения такой родительской потребности через ребенка?

«Мы живем в реальности конкурирующих внутренних потребностей. И если для ребенка-интроверта внутренняя потребность в безопасности сейчас преобладает над потребностью в признании, стоит с вниманием и уважением к этому отнестись, и не проталкивать собственные нужды», – отмечает детский и семейный психолог Ольга Чигирь.

Расходы психики на установление связи, осуществление коммуникации – разные у разных людей.

Чередование видов активности и возможность выполнять задачи индивидуально в больших, малых группах позволяет ребенку восстанавливать ресурс, если его слишком много тратится на этапе коллективной деятельности.

Для любого возраста: 6 стильных трендов от редактора Vogue Анны Винтур

Смотрится празднично, а на вкус – просто объедение: готовим многослойный чизкейк

Взгляд говорит обо всём: очаровательная дружба рыжей девчушки и её крысы

Пространство для уединения крайне важено в условиях постоянного информационного шума как место воспроизводства ресурса, потраченного на установление и поддержание связи с другими.

Случается, что ребенку-интроверту все равно сложно в школе. Часто это происходит потому, что учитель просто не знает об особенностях ученика.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]