Человек — это живой организм. Организм, имеющий множество потребностей. Так же, как и другие звери, мы вынуждены добывать пищу и воду, искать кров и возможность продолжить род. Но в отличие от большинства животных, люди не наделены острым слухом и зрением, цепкими когтями или маскирующим окрасом. Испокон веков выживание человека зависело от других представителей его вида.
Стая приматов или первобытная родовая община могли добыть больше еды, чем каждый из них по отдельности. Объединённая родственными узами группа обеспечивала своим количеством защиту от хищников и безопасность развивающемуся потомству.
Семья позволила человечеству занять место в этом мире. Социальная сторона жизни родила множество новых потребностей: в любви, воспитании, эмоциональном тепле и принятии.
И хотя между примитивным и современным человеком лежат миллионы лет эволюции, нечто осталось неизменным — в моменты острой нужды мы обращаемся к родным (а ещё мы прямоходящие). Можно сказать, что всё человеческое общество родилось в семье. Но что же такое семья?
Семья — это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья — это самые прочные узы всей вашей жизни. Джонни Депп
Что такое семья: Определение
Значение семьи в жизни человека столь велико, что невозможно дать её характеристику, при взгляде только с одной стороны. Несмотря на распространённость этого слова в повседневной жизни, его значения широко рознятся. К примеру, сказав, что семья — это брачный союз, мы будем правы, но упустим кучу деталей, не упомянув детей, родителей, да и вообще, что делает эта самая семья.
Так, взрослый человек оценивает семью, как микрогруппу, в которую входит, и как структуру, способную удовлетворять материальные и духовные потребности. Хотя пребывание в ней и предусматривает множество требований, это окупается своими субъективными выгодами.
Ребёнок расценивает семью иначе. На вопрос что такое семья – определение для детей будет рассмотрено с другой стороны. Для них это самая первая социальная среда, в которой происходит развитие психических, эмоциональных и интеллектуальных функций личности. Мать и отец являются для ребёнка образцами поведения и ролевыми моделями того, какими являются мужчины и женщины. Опыт, полученный в детстве в семье, человек несёт с собой всю оставшуюся жизнь.
Общество и государство рассматривают другое – социальное определение семьи. Для них это группа людей, связанных кровными, брачными или родственными узами, а также, как правило, проживающая на одной территории. Это позволяет структурировать индивидов в отдельные кластеры, составляющие основу социума. Состояние и проблемы семей являются проекцией состояния и проблем общества в целом. Таким образом, обеспечивая благополучие семей, общество может обеспечивать собственное «здоровье».
Наука на вопрос что такое семья определение находит в рамках такого направления, как семейная психология. С точки зрения психологов, семья – это структурно-функциональное объединение людей, связанных общностью быта и имеющих между собой супружеские или родственные связи. Акцент тут делается на функциональном значении. Рассмотрим подробнее, какие функции выполняет семья.
Значение семьи в формировании личности дошкольника
Коньшина Н.Р. Значение семьи в формировании личности дошкольника // Совушка. 2021. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 09.07.2021).
Заказ № 87776
Аннотация: Данная статья рассматривает вопрос о роли семьи в формировании личности ребенка.
Ключевые слова: семья, семейные традиции, дошкольник, проект.
Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. Именно в семье ребёнок получает информацию о мире взаимоотношений, о социальном опыте [4].
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка отчётливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества [3].
В качестве норм и образцов поведения выступают семейные традиции.
Они помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщения к которым дает каждому из них чувство сопричастности с миром коллективных ценностей [1].
В каждой семье есть семейные традиции. У некоторых, например, дети рисуют открытки к празднику. Очень любят малыши совместное выпекание пирога. Они наперебой просят «помешать» (имеется в виду тесто). Есть традиции по временам года. Каждую весну участвуют в Дне Земли – убирают в лесу мусор. А после этого уже в чистый лес идут слушать птичек. Осенью кормушки делают. Зимой в эти кормушки кладут угощение. Таких традиций множество — нужно просто на жизнь семьи взглянуть внимательней.
Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо более, чем для взрослых. Нам может казаться, что милая мамина привычка – рассказывать дошкольнику ежевечернюю сказку, ни к чему её не обязывает. Для детской же психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических терминов, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них ребёнок ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме всё идет своим чередом, а верность родителей домашним привычкам ребенка представляет собой не что иное, как бытовое выражение любви к малышу [2].
Есть те традиции, которые являются необходимыми для каждой семьи: это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве. Именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему — то забываем.
Смысл семейных традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в моменты огорчений. Трепетное и внимательное отношение к ритуалам особенно важно, если малыш болен, расстроен или его обидели. Та серьезность и уважение, которые взрослые относят к привычкам ребенка, ими же созданным, способствуют развитию у дошкольника чувства собственной значимости. Малыш приучается с уважением относиться к своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово.
Не откроем большого секрета, сказав, что дошкольник воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем — учат первым словам, затем — передают свое ко всему этому отношение. То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом — целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за воротами детского сада. Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.
Анализируя диагностические исследования, апробируя новые технологии, пришли к выводу, что проектная деятельность позволит сформировать патриотические чувства к семейным ценностям, так как проектный метод даёт возможность развивать партнёрские отношения, сплачивать членов семьи, педагогов и воспитанников. Даёт возможность каждому участнику образовательных отношений проявлять и обогащать свой социальный опыт, принимать участие в коллективных мероприятиях, соотносить свои интересы с интересами других, планировать этапы деятельности, рассказывать о своих семейных ценностях, увлечениях, традициях.
В нашем дошкольном образовательном учреждении уделяется огромное внимание работе с родителями, включение в образовательную деятельность семейных проектов, которые способствуют качественному освоению воспитанниками образовательных областей, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, стимулируют детей на проявление социальной компетентности.
В нашем дошкольном образовательном учреждении был разработан и реализован инновационный проект «Формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям через проектную деятельность», который позволил повысить результативность уровня сформированности интегративных качеств (целевых ориентиров) и освоения образовательной программы в целом.
Реализация проекта рассматривается как единое образовательное пространство, где образовательные отношения проектируются и организовываются в ходе реализации образовательной программы учреждения, где все участники осознают цель и разделяют ценности необходимости формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям через проектную деятельность
Разработанный проект доступен к применению во всех дошкольных образовательных организациях. Он позволяет повысить уровень сформированности личностных качеств, социальной компетентности и патриотических чувств дошкольников, обеспечивает активность родителей в совместных образовательных отношениях, обогащает опыт родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, укрепляет партнерские отношения семьи и детского сада. Данный проект был реализован через решение следующих задач:
- Приобщать воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества в проектной деятельности.
- Обеспечивать психолого – педагогическую поддержку семьи, повышая компетентность родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах формирования патриотических чувств старших дошкольников.
- Сохранять и поддерживать индивидуальность каждого воспитанника как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
- Обеспечивать разнообразие форм, средств, содержания образовательной деятельности с учетом образовательных потребностей воспитанников.
Гипотезой проекта было следующее положение: патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям будут сформированы, если партнерские отношения с родителями (законными представителями) воспитанников будут строиться на основе сотрудничества в разработке и презентации семейных проектов.
Отличительная особенность деятельности проектной деятельности заключается в том, что в нее включен широкий спектр семейных проектов, ориентированных на реализацию единой цели по формированию патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям через проектную деятельность. А также обновлены формы партнерских отношений с родителями (законными представителями) воспитанников (интерактивная площадка, разработка и презентация семейных проектов, выпуск газет, создание альбомов). Данные формы способствуют осуществлению открытости образовательного пространства, где каждый участник образовательных отношений самореализуется, заботится о сохранении традиций. В процессе реализации проекта образовательные отношения строятся на принципе гуманизации, партнерства, интеграции, проектном методе развивающего обучения.
Так, многие семьи воспитанников, участвуют в создании семейных проектов. Например, таких как «Традиции моей семьи», «Моя семья» и др.
В результате проделанной работы воспитанники узнали, о родословной своей семьи, об ее традициях. С помощью руководителя проекта родители вместе с детьми создали презентацию для предоставления проекта, опыта семейного воспитания, традиций на заседании родительского клуба.
В результате сотрудничества с родителями у дошкольников формируются патриотические чувства к своей семье, ее традициям и обычаям.
Таким образом, семья способна выступать в качестве положительного фактора воспитания дошкольника. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.
В заключении еще раз хочется отметить, что внедрение проекта создаст условия для обеспечения социальной ситуации развития личности каждого воспитанника, расширит представлений детей о семейных ценностях, традициях, интересах, увлечениях. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Сформируется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям, патриотические чувства к семейным ценностям. Родители (законные представители) воспитанников будут самореализовываться как субъекты образовательных отношений, повысится психолого-педагогическая культура родителей.
Список литературы:
- Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. 2006. № 1. с.43.
- Гладкова Ю. Проблемы взаимодействия педагога и семьи // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. с.103.
- Каган Е.В. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту // Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. М., 1992. с.128.
- Широких О., Космачёва Н. Вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. с.42.
Что такое семья — определение для детей
Семья – понятие разностороннее. Определяя его суть, сложно отразить всё в одном предложении. Здесь объединены представления: брачный союз, самые близкие родственники, традиции, жилище, быт, многое другое.
С ранних лет дети задаются вопросом, что такое семья. Определение для детей с взрослым понятием совпадать не может. Важно направить их любознательность в нужное русло.
Важность семьи для человека
Для взрослых семья – определённая структура, микро группа, совместные духовные и материальные заботы. У детей понимание этой структуры развивается постепенно и от взрослых во многом зависит правильность их восприятия.
Семья создаётся в любви и верности для продолжения рода, взаимной поддержки, стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Детей надо подготовить не только к пониманию сути понятия, но и к нормам поведения в этой ячейке общества.
Формирование у детей понятия «семья»
Начиная с младшего детского возраста, для понимания, что такое семья, определение для детей важно подкреплять наглядностью. Просто беседа не отложится, не запомнится. Малыш должен видеть, ощущать, соприкасаться с изучаемым понятием, как с предметом.
Результативными бывают наблюдения за семьями животных, рассматривание фотографий, ролевые игры. Значимым является эмоциональный контекст. Дети знают, что семья – важное место для возникновения добрых взаимоотношений, получения первого опыта во всех сферах жизни.
Развитие ребёнка в семье
По мере взросления в определении «семья» для ребёнка появляются новые значения, понятие расширяется. Но всегда главной составляющей семьи остаётся любовь.
Расширение детского определения семьи с возрастом
Возраст | Понятия в определении семьи (семья – это) |
2-3 года | мама и папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки |
4-6 лет |
|
7-10 лет |
|
11-14 лет |
|
15-18 лет |
|
Определение слова семья для детей к 18 годам соответствует взрослому или близко к нему. Детское развитие внутри семьи на всю жизнь оставляет свой отпечаток и отношение к ячейке общества.
Важность примера
Стандарты поведения формируются собственным примером и убеждённостью. Дети чувствуют фальшь, как никто другой, и ценят искренность. Образцом для подражания, бесспорно, являются родители. Отношения между мужчиной и женщиной остаются в детском подсознании на всю жизнь как взаимодействие мамы с папой.
Психологи до сих пор спорят по многим темам семейного воспитания, задаваясь вопросом, что такое семья. Определение для детей особенно интересно для многих. Приглашаем к обсуждению читателей.
Как вы думаете, какое определение семьи для детей наиболее верно отражает её суть и почему? Выскажите, пожалуйста, ваше мнение. Спасибо.
Рассказываем детям о роли и значении семьи
Семья обеспечивает основные потребности детей и помогает им выжить в этом мире. Это место, где дети узнают об окружающем мире и учатся понимать свои чувства, произносят первые слова и делают первые шаги. Кроме обучения применению своих природных способностей дети узнают и впитывают ценности своих родителей. Система ценностей, их восприятие, интуиция и понимание мира – все родом из семьи.
Дети должны знать о том, что семья очень важна и значима в их жизни. Они должны знать, что в час нужды они могут обратиться за помощью и поддержкой именно к своей семье. Это знание повышает их уверенность в себе и помогает спокойно и стойко противостоять стрессовым ситуациям. Уверенность в себе и чувство защищенности помогают им сталкиваться и преодолевать реалии жизни.
Разговор с детьми о роли семьи и нравственных ценностей родителей, а также их практическая демонстрация – это основные способы раскрыть перед детьми огромное значение семьи.
Разговор с детьми о важности семьи
1. История семьи. Если вы просто сядете рядом с детьми и начнете рассказывать им историю вашей семьи, это может показаться им довольно скучным занятием. Лучше вставлять эти истории в повседневные разговоры. Так они будут более ярче откладываться в памяти малышей.
2. Любовь и забота. Большинство исследований доказали важность любви и заботы для воспитания детей. Родители должны прикладывать все силы, чтобы их дети чувствовали себя любимыми, защищенными и обожаемыми. Дети, которых родители оберегают и лелеют, редко демонстрируют проблемное поведение и, как правило, вырастают зрелыми и порядочными людьми. В повседневных беседах с детьми чаще говорите о своей любви и привязанности к близким и о том, как все вы готовы поддержать друг друга в горе и радости.
3. Преданность. Преданность – это еще одна важная семейная ценность, которой можно научить детей с помощью бесед. Важно убеждать малышей в том, что они очень много значат для своих родителей, братьев и сестер, а также в том, что очень важно ставить семью на первое место. Преданности детей к своей семье следует учить тонко и тактично во время семейных бесед и при различных совместных делах. Важно, чтобы дети научились поддерживать членов своей семьи, братьев и сестер.
4. Ответственность. Детям также нужно прививать чувство ответственности как часть семейных ценностей. Они должны знать, что играют важную роль в жизни семьи, поэтому им необходимо ответственно выполнять все, о чем их просят.
Практическая демонстрация детям важности семьи и ее ценностей
Детям раннего возраста еще не хватает социального понимания или социальных способностей, что является причиной того, почему они подражают действиям других людей. Они больше склонны следовать поступкам родителей, а не их просьбам. Поэтому крайне важно, чтобы родители стали образцом для подражания и демонстрировали малышам семейные ценности не на словах, а на деле.
1. Ставьте семейные встречи в приоритет. Важно, чтобы родители придавали большое значение семейным собраниям и торжествам. Когда дети увидят, что вы всегда серьезно относитесь к семейным встречам, они тоже научатся по-настоящему ценить семью. Кроме того, на семейных мероприятиях дети учатся любви и заботе, которые члены семьи проявляют по отношению друг к другу.
2. Уважайте окружающих. Для того чтобы внушить детям уважение к другим людям, родители сами должны уважать окружающих и своих детей в частности. Это самый лучший способ научить малышей уважать и ценить людей. Дети учатся уважению не только у родителей, но и у других членов семьи, поэтому братья и сестры должны проявлять уважение и внимание друг к другу.
3. Не забывайте о пустяках. При обучении детей важности семьи и ее ценностей мелочи и пустяки тоже очень важны и значимы. Это причина, почему вы должны включать мелкие привычки в повседневную жизнь. Например, отмечайте в календаре дни рождения всех членов семьи, это поможет детям понять, как близким людям важны приятные мелочи и сюрпризы.
4. Создавайте семейные традиции. Традиции и обычаи также являются хорошим способом обучения детей важным семейным ценностям. Семейные традиции, которые подчеркивают значение и оказывают внимание членам семьи за их достижения и успехи, помогают детям понять важность каждого родного человека. Поскольку в таких обычаях и традициях каждому члену семьи придается значение, дети учатся ценить своих близких и вдохновляться их примером.
5. Пусть дети принимают участие в работе по дому. Для того чтобы дети лучше понимали важность семьи и ценностей родителей, они должны выполнять работу по дому. Это усиливает их чувство принадлежности к семье. Возлагая на детей обязанности по дому, следует начать с более легких видов работ, а затем переходить к важным и сложным заданиям. Независимо от сложности задач, которые вы даете своим детям, вы должны одобрять и хвалить их за проделанную работу.
6. Демонстрируйте любовь к детям в действии.
- Записки. Записки со словами любви – это практический способ показать детям свою любовь и привязанность к ним. В записках можно писать слова поддержки и восхищения. Поместите записку в такое место, где ребенок сможет легко ее найти.
- Прикосновение к телу. Дети любят прижиматься и обниматься на коленях у родителей. Физическое прикосновение – это мощный способ передачи и демонстрации любви, тепла и привязанности. Любое прикосновение – от поцелуя до объятий – помогает проявлению любви.
Ссылки по теме:
- Как использовать праздники для воспитания детей
- Создание счастливой семьи: советы родителям
- Правильное общение детей и родителей
- Как приумножить любовь в своей семье
- Больше статей о воспитании детей
Функции семьи
Под функцией тут подразумевается сфера жизни, в которой удовлетворяются потребности членов семьи – людей, являющихся частью семьи, и состоящих с другими членами семьи в родственных или супружеских отношениях.
Воспитательная функция.
Старшее поколение даёт первичную социализацию своему потомству, обеспечивая преемственность – передачу личного и общекультурного опыта детям.
Хозяйственно-бытовая функция.
Заключается в регуляции расходов семьи – издержек и затрат на удовлетворение материальных и досуговых потребностей членов семьи.
Эмоционально-коммуникативная функция.
Определяется тем, какие отношения формируются в семье. Речь идёт о глубокой привязанности, формирующаяся на основе положительных эмоциональных контактов и опыте совместных переживаний, которая создаёт особую безопасную среду.
Тесная связь между близкими людьми внутри семьи помогает удовлетворить потребности в принятии, тепле, психологической и эмоциональной поддержке, любви и уважении.Взаимный обмен информацией и чувственными переживаниями, совместный досуг и времяпровождение стимулируют культурно-духовное обогащение членов семьи и их личностный рост.
Функция первичного социального контроля.
Семья помогает осуществлять контроль за теми своими членами, которые не способны сделать это сами. В первую очередь речь идёт о детях, которые в силу своего возраста ещё не усвоили все социальные правила и нормы.
Сексуально-эротическая функция.
Подразумевает не только репродуктивный компонент – рождение детей, но также регламентирует сексуальную жизнь партнёров и удовлетворяет соответствующую потребность.
Семьи, которые выполняют все свои функции в полном объёме называются полнофункциональными. Впрочем, значение того, что такое «полный объём» может варьироваться в зависимости от возраста семьи или внешних обстоятельств. Так, в молодой семье, состоящей из двух членов, на первом месте может стоять сексуальная функция, тогда как пожилой брак, как правило, уделяет ей меньше времени, акцентируя внимание на воспитании нового поколения.
Когда одна или несколько функций не выполняются или нарушены, то мы находим ответ на вопрос что такое «семья социального риска». Определение для данной категории семей раскрывает основную проблему. Разобщённость и отстранённость между членами семьи, отсутствие общих интересов, эмоциональный холод, равнодушие и отсутствие поддержки, взаимное недоверие, жестокость и насилие по отношению к близким — все эти факторы позволяют отнести семью к дисфункциональным.
Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья. Фаина Георгиевна Раневская
Редко встречаются случаи, когда нарушение наблюдается только в одной функции, т.к. они связаны. Поэтому социальная работа ведётся со всеми компонентами и членами семьи.
Роль семьи в жизни ребенка. статья по теме
Роль семьи в жизни ребенка.
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Только в тёплой, дружной атмосфере семьи зарождаются эти качества. Глядя на детей, можно сказать какие их родители, в какой семье они растут и воспитываются. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Но, несмотря ни на что, нужно трепетно относиться к такой ранимой, податливой детской душе, серьезно подходить к процессу воспитания.
Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.
В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.
Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем.
Жизнью доказано, что беды у детей, а потом и у взрослых – результат ошибок семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви, неумение хвалить и поддерживать своих детей. Ведь для ребенка важно, чтобы его любили таким, какой он есть.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.
Если:
Ребенка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).
Ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным).
Ребенок живет в упреках, он учится… (жить с чувством вины).
Ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других).
Ребенка хвалят, он учится … (быть благородным).
Ребенок растет в честности, он учится … (быть справедливым).
Ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей).
Ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя).
Ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым).
Живет в понимании и дружбе, он учится … (находить любовь в мире).
Но и родительская любовь бывает разной: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Это разновидности уродливой любви. По этому поводу выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей».
Любовь умиления – самое печальное в отношениях родителей и детей. К чему она может привести? Ребенок, в принципе, не ведает о таких понятиях, как «можно», «нельзя», «надо». Ему все дозволено. С годами у него складывается твердое убеждение, что он приносит радость всем окружающим уже одним тем, что он есть.
Еще страшнее любовь деспотическая. С малых лет у ребенка извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить людям. Из-за постоянных придирок, упреков родителей ребенок ожесточается. Нетрудно догадаться, что вырастет он черствым, бездушным.
Атмосфера духовной пустоты, убожества царит в семье, в которой родители откупаются от своих обязанностей. Они считают, что их долг заключается в обеспечении материальных потребностей своих чад. К сожалению, когда ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, сердца их закрыты для ласки, сострадания, милосердия.
Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека
НУЖНО:
-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.
-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
НЕЛЬЗЯ:
-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.
-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!
Итак, мы видим, что в процессе формирования личности главенствующую роль играет, прежде всего, семья, заменить ее нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. и только потом детский сад, школа, общество. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей.
На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что родители в какой – то мере отстранились от процесса воспитания. Техническая революция и убыстрение образа жизни внесли в него немаловажную роль. Многие родители, которые выбрали занятой образ жизни, очень рано начинают отдавать своих детей на воспитание в руки нянь, бабушек и дедушек, либо в детский сад, где за ребенком следит воспитательница. Мобильные телефоны, планшеты, компьютер и мультики – вот, что на данный момент занимает основное место в жизни и развитии многих детей. И мало кто знает о влиянии мультфильмов на детей.
Как правило, это приводит к тому, что ребенок постепенно отрешается от людей и общества в целом, и становится одиноким. Виртуальная реальность теперь заменяет ему общение с родителями и родными. Как говорят исследователи, современная семья претерпела некоторые изменения, а, следовательно, постепенно меняется и общество в целом.
Заменить семью нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. Важно, чтобы родители проявляли теплоту и любовь по отношению к своим детям.
Типы семей
Основным критерием для классификации является состав семьи, т.е. количество людей, являющихся членами семьи.
К примеру, в зависимости от количества родителей
выделяют:
- неполные семьи (только отец или только мать с ребёнком).
- полные семьи (членами семьи являются оба родителя и один или несколько детей).
По числу поколений, входящих в состав семьи
, выделяют:
- нуклеарные семьи (состоят из одного или двух поколений – супругов и их несовершеннолетних детей).
- расширенные семьи (включают также родителей супругов).
В зависимости от количества детей
, проводят следующую классификацию:
- бездетная семья (диада супругов без детей)
- малодетная семья (от одного до двух детей)
- среднедетная семья (три или четыре ребёнка)
- многодетная семья (пять детей и более)
Но, как правило, многодетными признаются семьи, имеющие от трёх детей.
Несмотря на преимущество в виде богатства и разнообразия внутренних связей, способствующих более скорой и эффективной социализации подрастающего поколения, многодетные семьи подвержены многим рискам. Прежде всего экономическим. Так, семьи с большим количеством детей часто становятся малоимущими в результате бытовых расходов.
Малоимущей называется семья, имеющая средний доход на человека меньше прожиточного минимума. Учитывается общий доход семьи, который включает:
- зарплату;
- доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности;
- стипендии;
- пенсии;
- пособия;
- доходы от сдачи в аренду имущества и др.
Статус малоимущей присваивается только в том случае, когда семья по объективным причинам имеет низкий уровень доходов. Финансовый вопрос встаёт остро также и в молодых семьях, которые ввиду, как правило, неопытности членов не всегда могут обеспечить себе выживание, а также рационально контролировать расходы.
Стадии жизненного цикла семьи
Как и любой другой процесс идущий через время, семья проходит определённые этапы, сопровождающиеся изменениями и кризисами.
Молодая семья
Охватывает период между вступлением в брак и рождением первого ребёнка. На данном этапе чувства между партнёрами, обычно, наиболее сильны, но и количество разводов наиболее высоко.
Супруги проходят через сложный период «притирания», обнаруживая в повседневной жизни друг с другом все углы своего характера и характера партнёра. Проблемой также является вынужденное вмешательство родственников в жизнь молодой семьи, т.к. зачастую она не имеет собственного отдельного жилищного пространства.
Адаптация к совместной жизни является сильным стрессом для психики.
Семья с несовершеннолетними детьми
Включает минимум 18 лет – промежуток между рождением первенца и совершеннолетием последнего ребёнка. Может быть и дольше, если детей несколько, и они разного возраста.
Эмоциональное напряжение на данном этапе достигает пика, потому что супругам приходится не только выполнять воспитательную функцию, проводя ребёнка через все возрастные этапы, но и материально обеспечивать нового члена семьи.
Конец данного периода знаменуется «кризисом пустого гнезда», когда супруги вновь спустя много лет оказываются наедине друг с другом. Для многих пар это становится причиной развода, т.к. подрастающие дети являлись единственным, что было общее у мужа с женой.
В силу возрастных особенностей пары, это время также часто совпадает с кризисом среднего возраста или кризисом достижений. Человек осознаёт, что перешагнул экватор жизни и, глядя на собственные успехи и статус, остаётся недоволен результатами.
Завершающий этап
Начинается новый период адаптации супругов друг к другу, а также адаптации к новому, взрослому статусу детей. Этап сопровождается возрастными изменениями в организмах мужа и жены, ухудшениями здоровья, ослаблением физических сил.
[media=
https://youtu.be/G5BAzPaGNv8
]
Занятие с дошкольниками «Я и моя семья» материал (старшая группа) на тему
Занятие «Я и моя семья»
Цель: познакомить детей с понятием «семья», подвести к пониманию, что все семьи имеют одинаковую фамилию; формировать представление о социальной роли каждого из членов семьи; активизировать словарь детей (ласковые обращения к членам семьи).
Задачи:
- расширить у детей знания о ближнем окружении, дать основы понятия «родственные связи»;
- развивать любознательность, наблюдательность, кратковременную и долговременную память;
- воспитывать любовь и уважение к своей семье.
Оборудование: картинки с изображением разных типов взаимоотношений людей; сигнальные карточки; карандаши цветные, листы альбомные
Ход занятия
Вопрос: Как каждый из вас понимает, что такое семья?
Выслушиваются варианты ответов воспитанников.
Подводится итог: Семья – это очень близкие люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Вопрос: Сколько человек может быть в одной семье?
Выслушиваются варианты предположений воспитанников.
Подводится итог: Семьи бывают большие и маленькие.
Вопрос: Ребята, рассмотрите предложенные рисунки. На каком из них изображена семья? Почему вы так считаете?
Выслушиваются варианты ответов воспитанников.
Подводится итог: в семье люди разных поколений (возрастов), люди часто похожи друг на друга, заботятся друг о друге.
Вопрос: Ребята, как вы понимаете слова «близкий человек»? Кого можно назвать близким человеком? Что значит «старший»? «младший»?
Выслушиваются варианты ответов воспитанников.
Подводится итог: близкий человек – это родственник, который любит тебя, заботится о тебе, помогает тебе. Это твои родители, сестры и братья, бабушки и дедушки. Старший – это тот, кто родился раньше, младший – тот, кто родился позже.
Игра: «Кто есть кто?
Правила игры: Группа делится на команды. Каждому члену команды выдается сигнальная карточка. Педагог задает вопрос. Тот, кто знает ответ, сразу же поднимает карточку и сигнализирует о том, что готов ответить. Педагог спрашивает. Если ответ верный, то ответ засчитывается команде в целом. Если нет – ответ переходит к другой команде.
Вопросы игры:
Кто приходится мама папе? (жена)
Кто приходится папа маме? (муж)
Кто старше – мама или бабушка? (бабушка)
Кто младше – дедушка или внук? (внук)
Как называется брат, который родился позже? (младший брат)
Как называется сестра, которая родилась раньше? (старшая сестра)
Кто раньше родился дедушка или папа? (дедушка)
Кто позже родился каждый из вас или мама? (каждый из вас)
Итог игры: подсчитываются очки. Определяется победитель[1].
Задание: Воспитанникам предлагается нарисовать свою семью и рассказать о том, кто изображен на рисунке.
В завершении предлагается поиграть в пальчиковую игру «Моя семья» и закрепить понятия основных членов семьи.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
- этот пальчик- дедушка
- этот пальчик- бабушка
- этот пальчик- папочка
- этот пальчик- мамочка
- ну, а этот пальчик — я — вместе дружная семья!
[1] Примечание: важно сориентировать на сохранение положительных отношений между двумя командами после игры.