Мышление как процесс. Структура процесса мышления.


ВВЕДЕНИЕ

«Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом». И.П. Павлов.
Мышление – психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира. Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причём сложным, протекающим в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.

Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное. Мышление различают по видам, протекающим процессам и операциям. С понятием мышления неразрывно связано понятие интеллект. Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем без проб и ошибок т.е. «в уме». Интеллект рассматривается как достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в устойчивости познавательных функций, а так же в степени усвоения умений и знаний (по сл. Зинченко, Мещерякова). Интеллект как неотъемлемая часть мышления, его составная часть и в своём роде обобщающее понятие.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение мышления как познавательного процесса.

Задачами для выполнения поставленной цели являются:

  1. Дать определение мышления.
  2. Описать виды мышления.
  3. Рассмотреть основные мыслительные операции и приемы мышления.

Мышление как психический процесс

Мышление- это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

Обобщенное и опосредованное отражение действительности.

Связь с практической деятельностью.

Неразрывная связь с речью.

Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д.

Опосредованное отражение действительности можно увидеть на примере арифметической задачи сложения нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг другу. «Яблоки», «поезда» — это лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.

Мышление возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, правильность мышления проверяется в ходе практики.

Мышление неразрывно связано с речью. Мышление оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а, по сути – результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий.

Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

К основным операциям

мышления относят анализ (мысленное разделение целого на части с последующим их сравнением), синтез (объединение отдельных частей в целое, построение целого из аналитически заданных частей), конкретизацию (применение общих законов к конкретному случаю, операция, обратная обобщению), абстрагирование (выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельное не существует), обобщение (мысленное объединение сходных по каким-то признакам предметов и явлений), а также сравнение и классификацию.

22. Виды мышления.

Наглядно-действенное– это вид мыслительного процесса, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений, их преобразовании в реальной действительности. Он является генетически наиболее ранним видом мышления. Элементарные формы наглядно-действенного мышления наблюдаются не только у человека, но и у животных; Наглядно-образное– это вид мышления, связанный с представлением ситуаций и изменений в них, с созданием образов. Благодаря ему, возможно воссоздание реальных характеристик предмета, как образа видимого с разных точек зрения. Наглядно-образное мышление делает также возможным осуществлять непривычные, невероятные сочетания предметов и их свойств в образе, проводить операции неосуществимые в действительности. Оно позволяет мысленно занять позицию стороннего наблюдателя; Словесно-логическое– это понятийный вид мышления, основанный на использовании логических операции и понятий. Основой данного вида мышления является развитие языковых средств общения. Для него характерно абстрагированность , оперирование наиболее существенными признаками и свойствами предметов, группами и классами этих предметов. Теоретическое– это мышление, которое складывается в процессе мысленного оперирования научными понятиями, анализа обобщенных характеристик предмета, установления общих закономерностей. Оно основывается на абстрагировании и нацелено на объяснение явлений, познание законов, правил. Теоретическое мышление оперирует общими системными свойствами объектов; Практическое– это мышление, которое складывается в процессе преобразования действительности. Оно основывается на конкретизации общих знаний и сведений. Аналитическое – вид мышления, который осуществляется путем последовательных логических умозаключений. Оно развернуто во времени, осознанно, имеет четко выраженные этапы; Интуитивное – вид мышления, которое основывается на непосредственном проникновении в сущность явления, установление закономерности. Для него характерно быстрое протекание, отсутствие четко выраженных этапов, малая осознанность. Репродуктивное– это вид мыслительного процесса, который основывается на воспроизведении и применении готовых знаний и умений; Продуктивное– это вид мыслительного процесса, который характеризуется созданием субъективного нового продукта и существенным преобразованием в самой познавательной деятельности. Оно предполагает личностную вовлеченность субъекта в процесс познания и преобразования действительности.

23. Функции и свойства мышления.

Свойства мышления: 1. Опосредованность мышления – способ передачи знаний от поколения к поколению. 2. Мышление социально обусловлено – развивается в социуме (обществе). 3. Обобщенность мышления – обобщение существенных свойств окружающего мира. 4. Целенаправленность и произвольность – мышление всегда связано с решением какой-либо задачи и сопровождается волевыми усилиями. 5. Для мышления характерна связь с сознанием и бессознательностью. Если схематично выделить основные функции мышления как познавательного процесса, то следует назвать следующие: мышление выделяет то общее, что объединяет отдельные предметы, события, факты; находит как существенные, так и несущественные различия между теми или иными вещами или рассуждениями; осуществляет сравнительный анализ возможных путей решения проблемы; предлагает оптимальный вариант решения и последующих действий и, образно говоря, сопровождает действия «светом размышлений»: «хорошо», «лучше так», «стоит еще раз подумать», «желательно внести коррективы» и т.п.

24. Теории мышления.

Ранние теории мышления. Представители второй группы концепций на раннем этапе отождествляли мышление с логикой, рассматривая только один вид мышления – теоретическое понятийное мышление. Мышление признавалось врожденной способностью. Среди интеллектуальных способностей выделялось созерцание (как умение оперировать образами) , логическое рассуждение (как способность рассуждать и делать умозаключения) и рефлексия (как способность к самоанализу). К операциям мышления относили обобщение, анализ, синтез, сравнение и классификацию. Ассоциативная теория мышления. Мышление сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого, впечатлений, полученных от настоящего опыта. Мышление также признавалось врожденной способностью. Данная теория не могла объяснить творческий характер мышления и рассматривала его как врожденную способность разума, независимую от ассоциаций.

Теория мышления в бихевиоризме. Мышление рассматривалось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями. Бихевиористы первыми стали рассматривать практическое мышление, становление: практических умений и навыков, связанных с решением задач. Психоаналитическая теория мышления. В рамках этой теории впервые стали рассматриваться бессознательные формы мышления, зависимость мышления от потребностей и мотивов, защитные механизмы мышления. Деятельностная теория мышления была разработана отечественными учеными А.А. Смирновым, А.Н. Леонтьевым и некоторыми другими. В основе данной теории лежит учении о деятельностной природе психики человека. В рамках данной теории мышление понимается как особый вид познавательной деятельности, прижизненно формирующаяся способность к решению задач. Благодаря этой теории была решена, наконец, проблема противопоставления теоретического и практического интеллекта, субъекта и объекта познания, открыта новая связь, существующая между деятельностью и мышлением, а также между различными видами самого мышления. В результате этого появилась возможность решать вопросы происхождения мышления, его формирования и развития у детей в результате целенаправленного обучения.

Механистический подход

А. Механистический подход. Его основные характеристики:

1) перенос объяснительных механизмов фукнкционирования любых психических процессов на мышление,

2) «бессубъектность» мышления (не учитывается внутренняя активность субъекта),

3) реактивность, внешняя обусловленность мышления,

4) подмена объяснения процесса его моделированием,

5) отсутствие специального языка анализа мышления.

Механистический подход представлен тремя теориями:

1)Ассоцианизм (структурализм).

Исходные элементы опыта — чувственные представления. Между ними устанавливаются ассоциации. Осн. закон ассоциаций — сила ассоциаций зависит от их повторяемости. Ассоциации образуются: по сходству, контрасту, пространственной и временной близости, по отношению (причинности и т.п.). Мышление есть ассоциация чувственных представлений. Так, понятие образуется через ассоциацию представлений, суждение — через ассоциацию понятий, умозаключение — через ассоциацию суждений.

2)Теория «наложения фотографий». При ассоциировании нескольких представлений их общие, существенные признаки усиливаются, образуя понятие.

3) Теория диффузных репродукций (Г.Мюллер). Чувственные представления вызывают у человека диффузный поток ассоциаций. При наложении (репродукции) этих потоков выделяются признаки для образования понятия. Понятие – ассоциация представлений. Суждение – ассоциация понятий. Умозаключение – ассоциация суждений. Например, решение задачи 32. Первая ассоциация: 3, 6, 9, 12, 15… вторая ассоциация: 1, 4, 9, 16, 25… ответ задачи: 9 (репродукция как результат встречи этих ассоциаций). Принципы: диффузная ассоциация и их налагаемая репродукция.

Осн. пункт критики: Отождествляется понятие «общего» и «существенного».

Теологический подход

Основная характеристика мышления — его целенаправленность, активность. Ставится вопрос о специфике мышления. Акцент на актуализацию прошлого опыта как основу решения задачи. Экспериментальные исследования построены на материале репродуктивных задач. Осн.черты этого подхода: 1) внутренняя направленность субъекта на достижение цели (напр., решение задачи), 2) в мышлении происходит поиск существенного (отношения) в противоположность наглядно воспринимаемому, 3) мышл. как акт усмотрения отношений элементов задачи

Вюрцбургская школа. Представители этого направления в психологии (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе и др.), в противоположность ассоцианистам, рассматривали мышление как внутреннее действие. Они выдвинули положение о том, что мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое только к наглядно-образному. Вюрцбургской школе также принадлежит утверждение о том, что мышление имеет предметную направленность.

Представители вюрцбургской школы начали первые экспериментальные исследования мыслительных процессов. Однако их эксперименты ограничивались лишь методом систематического самонаблюдения, когда квалифицированные психологи в качестве испытуемых должны были сообщать о процессах собственного мышления при выполнении заданий, требующих мыслительных действий. Это могли быть задания по толкованию сложных текстов, выявлению соотношений между объектами, установлению причинно-следственных связей и т. п.

В дальнейшем Н. Ахом была предпринята первая попытка создания объективного метода исследования мышления. Он создал методику образования искусственных понятий.

Несмотря на большой вклад вюрцбургской школы в исследования мышления и преодоление механистического подхода ассоцианизма, ее позиция была внутренне противоречива. Выдвинув принцип деятельности как основной в исследовании мышления, представители данного направления трактовали деятельность в чисто идеалистическом плане. Избавившись от крайности «чистой чувственности» ассоцианистов, они впали в крайность «чистого мышления».

Целостный подход

Предмет изучения — творческое мышление. Осн. вопросы — о структуре и механизмах решения творческих задач. Представлен теорией гештальтпсихологии. Продуктивное мышление как переструктурирование и целостная организация проблемной ситуации. Инсайт как мгновенный акт усмотрения существенных отношений между элементами ситуации. Понимание проблемной ситуации есть понимание основного конфликта задачи (противоречия между условиями и требованиями). Осн.метод — рассуждение вслух. (Дункер)

Гештальтпсихология. Основным положением, вокруг которого строилась вся концепция гештальтпсихологии, являлось следующее: содержанием любого психического процесса являются не отдельные элементы, а некоторые целостные образования, конфигурации, формы – так называемые гештальты. Центральным объектом исследования данного направления психологии было восприятие. При этом основным принципом исследований было деление объекта восприятия на «фигуру» и «фон». Изучались факторы, способствующие восприятию «фигур», или гештальтов: близость отдельных элементов друг к другу, сходство элементов, направленность к «хорошей фигуре» (замкнутой, простой, симметричной).

Впоследствии законы, открытые при изучении восприятия, были перенесены и на исследования мышления. К. Коффка, один из представителей гештальтпсихологии, активно занимавшийся исследованиями мышления, в противовес вюрцбургской школе вновь вернулся к идее чувственного созерцания, но уже с другой точки зрения. Он считал, что мышление – это преобразование структуры наглядных ситуаций.

Некая исходная ситуация, составляющая задачу для мышления, является неуравновешенным полем, наглядным по своему содержанию. В этом поле имеются места неопределенности, незаполненности содержанием. В результате этого возникает напряжение, для снятия которого необходим переход в другую наглядную ситуацию. Таким образом, в ряде последовательных переходов происходит изменение структуры наглядной ситуации.

Она перестает быть проблемной, не вызывает напряжения. Задача оказывается решенной просто в результате того, что субъект по-другому видит ситуацию. При этом данный закон распространялся на очень широкий круг явлений: от решения задач высшими животными до интерпретации фактов научного творчества, научных открытий.

Деятельностный подход .

Он был присущ советской психологической науке , которая внесла значительный вклад в развитие мировой психологии, о чем свидетельствует ее признание многими зарубежными учеными.

В отечественной психологии проблема мышления развивалась в рамках психологической теории деятельности . Разработка этой проблемы связана с именами А. А. Смирнова , А. Н. Леонтьева и др. С позиций психологической теории деятельности мышления понимается как прижизненно сформирована способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности .

Разработка деятельностного подхода в отечественной психологии начал Л. Выготский . Создавая культурно — историческую концепцию психического развития человека , он обосновал понятие « высшие психические функции» (мышление в понятиях , разумная речь , логическая память , произвольное внимание ) как чисто человеческие , социально обусловленные формы психики. Эти функции возникают и развиваются как формы внешней деятельности и только потом , опосредованные знаками , постепенно интериоризируются .

А. Н. Леонтьевым была предложена концепция мышления, согласно которой между структурами внешней ( составляющей поведение) и внутренней ( составляющей мышление) деятельности существуют аналогии. Внутренняя мыслительная деятельность является не только производной от внешней , практической , но и имеет принципиально ту же строение. В ней , как и в практической деятельности , могут быть выделены отдельные действия и операции . При этом внутренние и внешние элементы деятельности являются взаимозаменяемыми. В состав мыслительной , теоретической деятельности могут входить внешние , практические действия , и наоборот , в структуру практической деятельности могут включаться внутренние , мыслительные операции и действия. Следовательно, мышление как высший психический процесс формируется в процессе деятельности .

Следует отметить , что деятельностная теория мышления способствовала решению многих практических задач , связанных с обучением и умственным развитием детей. На ее основе были построены известные теории обучения и развития , среди которых теории П. Я. Гальперина , Л. В. Занкова , В.В. Давыдова.

Мышление как о процесс

Раскрыть понятие процесса в мышлении — значит показать , как внешние условия определяют внутренние и как внутренние условия преломляют внешние воздействия.

С.Л.Рубинштейн считал , что проблемная ситуация — это ситуация , в которой неизвестно не дано прямо , а заданы через свое отношение к тому, что содержится в ней . Мышление не сводится к одному акту познания объекта , неизвестно , искомое не раскрывается сразу. Результат одного акта мышления включается в дальнейший ход мыслительные процессы , познания объекта все больше углубляется. Этот процесс осуществляется как взаимодействие субъекта и объекта , человека и проблемной ситуации. Мышление меняет первоначальную постановку проблемы , а эта изменена проблема толкает дальше движение нашей мысли.

Характеристика внешних условий не может быть дан без условий внутренних , без учета того , что эти внешние условия детерминируют . Взаимодействие субъекта и объекта ( внешнего и внутреннего) в процессе мышления происходит следующим образом:

1 . Внешние обстоятельства , влияющие на мышление , сами испытывают на себе влияние внутренних условий

2 . От внутренних условий процесса мышления в значительной мере зависит , как включаются в детерминацию этого процесса внешние условия.

3 . Результаты процесса мышления (новая постановка проблемы , расчленение ее на ряд отдельных задач ) , включаясь в этот процесс , изменяют и внутренние условия его протекания , а под влиянием этого становятся другими и внешние условия.

Мышление — это деятельность по преобразованию объекта , что дает возможность найти в нем что-то новое , до сих пор неизвестно , это процесс нахождения все более полных и точных формулировок , процесс переформулирование задачи. Осуществляется это с помощью мыслительной операции анализа через синтез. Анализ через синтез — это познание новых сторон , качеств , свойств предметов путем включения их в ту систему связей и отношений , в которой они могут обнаружить, а затем и обнаруживают искомые свойства . То , что неизвестно , всегда как-то связано с известным , данным в задании. Неизвестное всегда может быть поставлен мышлением в различные связи и отношение к уже данного . Через включение неизвестного в новые связи и отношения оно и оказывается .

Внимание и память

Процесс познания можно представить в виде лестницы, восхождение по которой начинается с ощущений, затем переходит к восприятию, мышлению, воображению и завершается на вершине, которую представляет творчество. Но два когнитивных процесса стоят особняком

Это внимание и память. Они играют вспомогательную роль и существуют только в связи с другими процессами познания

Но с другой стороны, никакая разумная деятельность человека без них невозможна.

Внимание

Это концентрация сознания на внешних объектах и явлениях или на внутренних процессах. Чтобы воспринимать что-то, мы должны на этом сосредоточиться, а объекты, не попадающие в сферу внимания, нами просто не замечаются, то есть и не включаются в процесс познания.

Выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает само по себе, под воздействием специфических раздражителей. Такое сосредоточение независимо от нашего желания вызывают какие-то сильные, яркие, необычные объекты и явления или те, что имеют для нас значение, связаны с нашими интересами и потребностями. Произвольное внимание – осознанная деятельность, направленная на поддержание сосредоточения на объектах, не вызывающих интереса

Значимость этих объектов обусловлена целями и задачами деятельности, а не их яркостью и необычностью. Например, чтобы сосредоточиться на сложном тексте учебника, надо приложить усилия. Произвольное внимание часто вызывает затруднение, поэтому необходимо развивать навыки осознанной концентрации.

В психологии внимание рассматривается и как динамическая сторона познания, и как его направляющая. Именно этот процесс определяет избирательность нашего сознания, причем не только в плане познания, но и в психической деятельности в целом

Внимание также связано с повышенной активностью различных центров головного мозга и делает любую нашу деятельность, в том числе познавательную, эффективной и продуктивной. А утрата способности к концентрации и сосредоточению, непроизвольная потеря внимания – это серьезное психическое заболевание.

Память

Вы уже знаете, что возникающие в процессе восприятия образы неустойчивы. Чтобы они сохранились и стали частью опыта и материалом для нашего мышления, необходима работа памяти

Так же как и внимание, она не является самостоятельным психическим процессом. Не существует памяти в чистом виде, вне, например, процессов восприятия, которое поставляет информацию, или мышления, которое работает с тем, что в памяти сохранено

Весь наш опыт, в том числе и профессиональный, и чувственно-эмоциональный – это заслуга памяти. Но она выполняет и другие важные функции, не только формируя опыт, но и устанавливая связь между настоящим и прошлым. А утратив память, человек вместе с воспоминаниями и накопленным опытом теряет и собственную личность.

В памяти выделяют 4 взаимосвязанных процесса:

  • запоминание;
  • сохранение информации;
  • ее воспроизведение;
  • забывание.

Последний процесс тоже важен не только в сфере познания, но и для сохранения эмоционального равновесия человека.

Запоминание и сохранение данных тесно связано не только со всеми познавательными процессами, но и со сферой деятельности. Чтобы знания легче запомнились и дольше сохранялись, они должны быть включены в деятельность: повторение, осмысление, анализ, структурирование, использование в практике и т. д.

Память носит ассоциативный характер, то есть эффективное запоминание происходит через установление связи (ассоциации) с уже имеющейся у нас информацией. Из этого следует очень интересный и важный вывод: чем больше мы знаем, тем легче запоминаем новое.

Таким образом, познавательные процессы – это сложная система психических явлений, которые обеспечивают полноценное существование человека и его взаимосвязь с окружающим миром.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Чувственное познание и мышление

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем может произойти переход к мышлению. Однако любое, даже наиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т. е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника — из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно

315

проверяется в ходе практики, в ходе практического преобразования природы и общества.

Та чувственная картина мира, которую ежедневно дают наши ощущения и восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого, всестороннего познания. В этой чувственной картине непосредственно наблюдаемой нами действительности почти не расчленены сложнейшие взаимодействия различных предметов, событий, явлений и т. д., их причин и следствий, взаимопереходов друг в друга. Распутать этот клубок зависимостей и связей, который выступает в нашем восприятии во всей своей красочности и непосредственности, просто невозможно с помощью одного лишь чувственного познания. Например, ощущение тепла, которое дает рука, прикасающаяся к какому-либо телу, неоднозначно характеризует тепловое состояние последнего. Это ощущение определяется, во-первых, тепловым состоянием данного предмета и, во-вторых, состоянием самого человека (во втором случае все зависит от того, к каким телам — более теплым или более холодным — прикасался перед тем человек). Уже в этом простейшем примере обе указанные зависимости выступают для чувственного познания как одно нерасчлененное целое. В восприятии дан лишь общий, суммарный результат взаимодействия субъекта (человека) с познаваемым объектом. Но чтобы жить и действовать, надо прежде всего знать, каковы внешние предметы сами по себе, т. е. объективно, независимо от того, какими они выступают для человека, и вообще независимо от того, познаются они или нет.

Поскольку в рамках только чувственного познания невозможно до конца расчленить такой общий, суммарный, непосредственный эффект взаимодействия субъекта с познаваемым объектом, необходим переход от ощущений и восприятий к мышлению. В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира. В результате удается расчленить, распутать сложнейшие взаимозависимости между предметами, событиями, явлениями. Воспользуемся тем же простейшим примером с определением, теплового состояния тела. Благодаря мышлению становится возможным как бы отделить, абстрагировать друг от друга каждую из двух указанных зависимостей. Это достигается путем опосредствованного познания. Зависимость от состояния человека, выясняющего тепловое состояние предмета, просто исключается, поскольку температуру предмета можно измерить опосредствованно — с помощью термометра, а не непосредственно — через тепловые ощущения руки, прикасающейся к предмету. В результате чувственный образ предмета однозначно определяется теперь только самим предметом, т. е. объективно. Так действует абстрактное, отвлеченное, опосредствованное мышление, которое как бы отвлекается от одних свойств объекта (например, от взаимодействия руки с внешним предметом) для того, чтобы глубже познать другие его свойства

316

(действительную температуру данного предмета и т. д.).

В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т. е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Например, одной из сложнейших проблем современной физики является создание теории элементарных частиц. Но эти мельчайшие частицы невозможно увидеть даже с помощью самого мощного современного микроскопа. Иначе говоря, они непосредственно не воспринимаются: их нельзя видеть — о них можно только мыслить. Благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредствованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые элементарные частицы все же существуют в действительности и обладают определенными свойствами. Эти свойства непосредственно не наблюдаемых частиц познаются в процессе мышления опять-таки косвенным, не прямым, т. е. опосредствованным, путем.

Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы. Сравнивая в этом отношении чувственное познание и мышление, В. И. Ленин о1. Мы легко можем понять, например, что межпланетный корабль, движущийся со скоростью 50000 километров в секунду, будет перемещаться к далекой звезде в шесть раз медленнее, чем луч света, тогда как непосредственно воспринять или представить разницу в скорости тел, движущихся со скоростью 300000 километров в 1 секунду и 50000 километров в 1 секунду, мы не в состоянии. В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообусловливают друг друга.

Мышление и речь

Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредствованным познанием. Оно имеет дело лишь с непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся

317

перед глазами животного. Такое примитивное мышление оперирует с предметами в наглядно-действенном плане и не выходит за его пределы.

Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление — в каких бы формах оно ни осуществлялось — невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.

Специальные наблюдения в ходе психологических экспериментов показывают, что некоторые школьники и даже взрослые часто испытывают трудности в процессе решения задачи, пока не сформулируют свои рассуждения вслух. Когда же решающие начинают специально и все более четко формулировать, проговаривать одно за другим основные рассуждения (пусть вначале даже явно ошибочные), то такое думание вслух обычно облегчает решение задачи. Формулируя свои размышления вслух, для других, человек тем самым формулирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление, фиксирование мысли в словах означает членение мысли, помогает задержать внимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому пониманию. Благодаря этому и становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение, т. е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления. В слове, в формулировании мысли заключены, таким образом, важнейшие необходимые предпосылки дискурсивного, т. е. рассуждающего, логически расчлененного и осознанного мышления. Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке — устной или даже письменной. Поэтому всегда существует возможность в случае необходимости снова вернуться к этой мысли, еще глубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другими мыслями. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования.

1.2. Физиологические основы мышления

Как и все психические процессы, мышление представ­ляет собой деятельность мозга.

Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

И. П. Павлов писал, что «кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление…» .

То есть физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для более элементарных психических процессов, например ощущения. Однако в настоящее время нет единого мнения о значимости и порядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспечивающих процесс мышления. Бесспорным является то, что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности как одном из вариантов целенаправленной деятельности. Кроме этого, не вызывает сомнения значение тех зон коры головного мозга, которые обеспечивают гностические (познавательные) функции мышления. Не вызывает сомнения и то, что речевые центры коры головного мозга также участвуют в обеспечении мыслительного процесса .

В отличие от ощущений, восприятий и памяти, второсигнальные связи представляют собой более сложные системы, отражающие различные отношения между предметами и явлениями.

В процессах мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом. Вторая сигнальная система дает возможность безграничной ориентации в окружающем мире; через нее создается и «высшее приспособление человека — наука» .

Но вторая сигнальная система опирается на первую. Если же слова лишены для человека определенного реального значения, если человек не может соотнести их с какими-то конкретными предметами и явлениями, то такие слова перестают быть сигналами действительности. Мышление протекает нормально только при участии обеих сигнальных систем, но ведущая роль остается за второй сигнальной системой, так как слово является более богатым по содержанию сигналом, оно связано с процессами отвлечения и обобщения.

Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от уровня своего развития, связаны с мышлением.

Таким образом, мышление это сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. При этом, поскольку мышление – это обобщенное при помощи слова отражение действительности, ведущую роль в этой деятельнос­ти играет вторая сигнальная система. Постоянное и тесное взаимодействие с первой сигнальной системой обусловливает неразрывную связь обобщенного отражения действительно­сти, каким является мышление, с чувственным позна­нием объективного мира путем ощущений, восприятий, представлений .

Понятие мышления и его классификация

Страница 3

Процесс мышления и его результаты, конечно, взаимосвязаны. Результаты мыслительной деятельности – понятия, знания – сами включаются в процесс мышления, обогащают его и обуславливают его дальнейший ход. Возникая в результате мышления, понятия сами включаются в него. Мышление совершается в понятиях. Процесс мышления есть одновременно и движения знания в нем, именно это составляет содержательную сторону мышления. Речь, значит, идет, само собой разумеется, не о том, чтобы исключить из рассмотрения результаты мыслительной деятельности, а о том, чтобы они выступили в психологическом исследовании как результативное выражение процесса, а не лишь как нечто данное, готовое. Вместе с тем, сам ход процесса раскрывается в исследовании через соотношения тех продуктов, которые он дает на различных своих этажах.

Правильное понимание положения о мышлении как процессе предполагает, что мышление понимается как деятельность субъекта, взаимодействующего с объективным миром. Мышление потому и является процессом, что оно есть непрерывное взаимодействие человека с объектом.

Виды мышления.

Психологическая наука в ходе своего исторического развития постепенно отделялась от философии, поэтому не случайно, что в поле внимания психологов, прежде всего, попали те виды мышления, которые первоначально занимали внимание философов. Это теоретическое, рассуждающее мышление. Один из крупнейших философов Р. Декарт выдвинул формулу «я мыслю, значит, я существую». Если оставить в стороне философский смысл формулы и рассматривать ее лишь в конкретно- психологическом плане, то становится очевидным, что эта формула явно выдвигает мышление на первый план психической жизни человека, считая мышление признаком существования человека: ничто, по мнению автора, так убедительно не доказывает существование человека как акт мышления. Итак, было выделено мышление рассуждающее, мышление словесно-логическое

. Это мышление и сегодня выделяется как один из основных видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств. Однако современная психология не рассматривает этот вид мышления как единственный.

Наглядно-действенное мышление

существует и у высших животных. Оно систематически изучалось такими учеными, как И.П. Павлов, В. Келлер, Н.Н. Ладыгина-Котс и другими. Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого деятельного акта. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого- либо конкретного материального продукта.

В психологии выделяется так же, как самостоятельный вид, наглядно-образное мышление

. Функции образного мышления связаны с представливанием ситуации и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления – установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Страницы: 3

Еще по теме:

Психолого-педагогические основы обучения физике Способности формируются и развиваются под влиянием условий жизни и деятельности, обучения и воспитания человека. Но это не означает, что в одинаковых условиях у людей формируются одинаковые способности. Умственное (психическое) развитие зависит от биологического созревания ребенка. Отсюда изучение …

Урок технологии в современной начальной школе В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важных факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности …

Психологическая основа активации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики Выявленная современной психологией главная функция психики – функция непосредственного управления конкретными процессами человеческой деятельности, лежит в основе построения структуры любой деятельности, в том числе и познавательной. Советский философ М.С. Коган выделяет четыре блока: Выработка мот …

Интеллект

Характеризуя мышление человека, в первую очередь подразумевают его интеллектуальные способности

, т.е. те способности, которые обеспечивают “включение” человека в достаточно широкий круг деятельностей и ситуаций. Эти интеллектуальные способности человека, прежде всего, связаны с такими его характеристиками как:

“умственное развитие” и;

“интеллект”.

Под умственным развитием

понимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного
социально-психологического норматива
(СПН). То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий. Достигнутый человеком уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей. Интеллект (или общая умственная способность) – не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению. Если интеллект – это условие усвоения знаний и умений, то умственное развитие характеризует в первую очередь содержание, способы и формы мышления.
Интеллект
– относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее.
Интеллектуальные качества
– качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта. Практически диагностика умственного развития возникла как тестирование интеллекта и в этом русле развивалась на протяжении первой половины ХХ века. Стало даже довольно привычным употреблять показатель по тесту Стэнфорда-Бине IQ в качестве “обобщенного” символа интеллекта и уровня умственного развития.
Коэффициент интеллектуальности (IQ)
– количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

Свойства чувств:

2

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

3

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

4

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Понятие и сущность мышления

Определение 1

Мышление – это интеллектуальная фаза, в которой мозгом осуществляется обработка информации с целью формирования последующего суждения о предмете, явлении или ситуации.

В психологии мышление рассматривается как последовательная цепочка элементов по обработке человеком определенной информации.

Одной из основных особенностей мышления является его опосредованный характер и обобщающая сущность.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что индивид не способен мыслить вне понятий и образов. Предмет или явление познается как бы косвенно, через те свойства, которые известны и понятны. Осмысление неизвестного осуществляется через известное.

Мышление опирается на имеющийся у индивида чувственный опыт, который заключается в ощущениях, восприятии и представлении. Кроме того, в мышление используются имеющиеся у человека теоретические знания.

Замечание 1

Таким образом, косвенное познание предмета или явления, и есть опосредованное познание. Соответственно мышление не несет в себе приобретение новых знаний, оно заключается в обработке и переработке уже имеющихся.

Обобщающая сущность мышления выходит из первого свойства и заключается в постижении через взаимосвязь с известным.

Обобщение как познание существенного и общего в объектах окружающей действительность является возможным в связи с тем, что свойства практически всех объектов находятся во взаимосвязи друг с другом. Так, общее имеется в конкретном и отдельном, а проявляется в частном.

Обобщения, которые индивид получает посредством мышления, он выражает речью (языком, словом). Словесное выражение осмысленного, имеет отношение не только к определенному предмету, но и к группе предметов. Кроме того, обобщению могут быть подвергнуты образы, представления и восприятия. Единственным ограничением, которое может препятствовать мысленному обобщению, является отсутствие наглядности. В тоже время словесное обобщение безгранично.

Основные признаки мышления

1. Связь мышления с чувственным познанием. Мышление тесно связано с чувственным познанием действительности, которое обеспечивают ощущения и восприятие. Чувственная картина мира, построенная на основе наших ощущений и восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого и всестороннего познания: ощущения дают нам информацию об отдельных свойствах предметов и явлений; восприятие — это отражение внешних свойств целостного, нерасчлененного объекта или явления. Оба процесса дают нам конкретную, субъективную информацию о предметах, не позволяют выявить сложнейшие взаимодействия и взаимосвязи внутренних свойств объектов и явлений, скрытых от непосредственного наблюдения, а также взаимосвязей предметов, событий, явлений, составляющих окружающую действительность, их причин и следствий, взаимопереходов друг в друга.

Чувственное познание субъективно и во многом зависит от индивидуальных особенностей человека.

2. Мышление — это опосредованное познание. Для того, чтобы правильно строить свою деятельность, человеку необходимы объективные, то есть не зависящие от индивидуальных особенностей самого человека сведения о состоянии и свойствах предметов действительности, например, температура молока в бутылочке для кормления младенца. Благодаря мышлению становится возможным как бы отделить (абстрагировать) свойства предмета от индивидуальных особенностей человека, познающего эти свойства. Это достигается путем опосредованного познания.

Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов или явлений без непосредственного контакта с ними путем анализа косвенной информации.

Таким образом,опосредованность — это особенность мышления, которая обеспечивает объективность

нашего знания.

3. Мышление носит обобщающий, абстрагированный характер познания. Чувственное познание — это всегда конкретное познание, так как мы отражаем свойства реальных предметов и явлений в момент их действия на органы чувств. Для того, чтобы предвидеть результаты своей деятельности и поведения, чтобы узнавать новое о предметах и явлениях, недоступных непосредственному восприятию, конкретных единичных знаний недостаточно. Человек на основе единичного опыта обобщает единичные факты и, исходя из этих обобщений, делает вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода. В мышлении происходит переход от единичного к общему и от общего опять к единичному.

Таким образом, обобщенное отражение действительности

— это отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.

В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания, то есть может познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые в обычных случаях не могут восприниматься и наблюдаться человеком.

Таким образом, абстрагированность (отвлеченность) познания

реальной действительности — это особенность мышления, которая позволяет познавать непосредственно не воспринимаемые объекты действительности и их свойства.

4. Мышление направлено на решение различных проблем и задач, осуществляет поиск и открытие нового. В реальной жизни человеку постоянно приходится решать те или иные задачи и проблемы. Мышление всегда связано с появлением проблемы. Возникновение проблемы означает, что есть что-то новое и неизвестное для этого человека или человечества в целом. Открытие новых знаний и решение проблем — это функция мышления.

Определение. Проблемой называется такая ситуация, в которой для выполнения той или иной деятельности (практической, учебной, научной, профессиональной) недостаточно ранее усвоенных знаний и возникает потребность в новых знаниях.

Для решения проблемы человек уточняет условия и формулирует задачу и вопрос, ответ на который является целью мышления. Отвечая на вопрос задачи, человек открывает что-то новое и ранее неизвестное либо только для него (например, при решении математической задачи из учебника и проведения лабораторной работы), либо для всего человечества (решение научной задачи). В процессе решения задачи происходит видоизменение и преобразование имеющейся исходной информации.

Таким образом,поиск и открытие новогоэто особенность мышления, которая заключается в переработанном и существенном видоизменении известной информации и получении новых знаний.

5. Мышление тесно связано с речью. В этом проявляется важное отличие мышления человека от мышления животных: мышление животных, даже самых «разумных», протекает не в речевой форме. Только благодаря речи мышление человека становится опосредованным, обобщенным и абстрактным, так как появляется возможность отвлечь (отделить) от объекта его свойства, закрепив, зафиксировав их с помощью слова. Мысль получает в слове некоторую материальную оболочку и в этой форме становится частью реального мира и может быть передана другому человеку. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в устной или письменной речи, ведь «кто ясно мыслит, тот ясно излагает». И наоборот, чем тщательнее оттачивается словесная формулировка мысли, тем понятнее сама мысль.

Сформулированные и закрепленные в словах мысли не исчезают и не угасают, а прочно фиксируются в речевой форме (письменной или устной), поэтому всегда есть возможность вернуться к той или иной мысли, проверить ее и уточнить. Благодаря речи становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение. Основанное на рассуждении, логически расчлененное, осознанное мышление называется дискурсивным мышлением

.

Таким образом,связь мышления с речью

— пятая особенность мышления как психического процесса.

Нужно иметь в виду, что речь и мышление тесно связаны, тем не менее, это разные психические процессы.

Различия речи и мышления:

1) Во-первых

, одна и та же мысль может быть выражена разными словами, и не только в речи, а также с помощью других символов, например, математических формул.

2) Во-вторых

, решение некоторых проблем может происходить и невербально, например, открытие путем «озарения».

3) В-третьих

, начальные стадии мышления (наглядно-действенное мышление у младенца) и мышление животных протекают без участия речи.

4) В-четвертых

, возможна речь, лишенная мысли (пограничные состояния — сон, галлюцинации; болезненные состояния — бред).

В зарубежной и отечественной психологии в связи с исследованием процесса мышления вводится понятие интеллекта.

Определение. Интеллект — это совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разных образных и вербальных задач.

Хотя интеллект является одним из самых изученных психологических понятий, но в его понимании имеется много различий. Одни исследователи считают интеллект некоторой общей умственной способностью, другие полагают, что в этом понятии объединены представления о различных умственных способностях.

2. Виды мышления

В психологии используются четыре основные классификации видов мышления, построенные по разным основаниям.

I. По содержанию отражения выделяют

наглядно-действенное,

наглядно-образное,

словесно-логическое

(абстрактно-логическое) мышление.

Одновременно эти виды мышления являются генетическими стадиями развития мышления в онтогенезе.

Наглядно-действенное мышление

— это такой вид мышления, содержанием которого является практическое преобразование действительности. Наглядно-действенное мышление — это «ручное» мышление, когда решение задачи осуществляется в процессе практических действий. Иногда этот вид мышления называют «внешним», так как осуществляется оно не в уме, а во внешнем плане. Этот вид мышления преобладает у детей до 3-х лет, а также в некоторых видах профессиональной деятельности и в обыденной жизни.

Наглядно-образное мышление

— это мышление образами. Этот вид мышления непосредственно связан с восприятием окружающей действительности. Образы могут быть разной степени обобщенности: у маленьких детей они конкретны и неполны, у старших дошкольников и младших школьников имеют обобщенный, схематизированный характер. Этот вид мышления активно развивается и преобладает у детей дошкольного возраста. Мышление старших дошкольников и младших школьников часто называют
образно-схематическим.
Словесно-логическое (абстрактное) мышление

— это мышление с помощью речи, рассудочное мышление с использованием понятий.

II. По характерудеятельности человека выделяют мышление

теоретическое

(направленное на создание теорий, концепций, моделей);

практическое

(направленное на преобразование действительности)
.
III. По степени развернутости мышление разделяют на

дискурсивное

(развернутое, построенное на рассуждении);

интуитивное

(мышление методом «озарения»).

IV. По степени новизны выделяют мышление

продуктивное

(творческое — мышление, связанное с созданием принципиально новых решений и знаний);

репродуктивное

(мышление, связанное с использованием известных способов решений и знаний).

3. Основные формы мышления

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение

и
умозаключение
.

1) Понятие. Определение. Понятие — это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений.

В зависимости от степени обобщенности принято различать общие и единичные понятия.

Общими понятиями

называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Например, «человек», «животное», «эмоции», «болезнь» и т. д. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.

Единичными понятиями

называют те, которые обозначают какой-либо один предмет. Например: «Москва», «Волга», «Петр». Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые входят в другое, более общее понятие. Например, в понятие «Волга» входит то, что это река, которая течет по территории России; в понятие «Петр» входит то, что это человек мужского пола, и т. д.

В основе понятий лежат наши знания о предметах и явлениях действительности, поэтому, расширяя наши знания, мы уточняем уже усвоенные понятия и приобретаем новые.

Можно выделить два способа усвоения понятий

: специально организованное
обучение и собственный опыт.
В процессе систематического обучения учащиеся усваивают общие понятия, в процессе приобретения индивидуального опыта — единичные понятия. Важно помнить о том, что любые общие понятия возникают лишь на основе единичных, поэтому, чем богаче индивидуальный опыт учащегося (чем шире объем единичных понятий и знаний о свойствах и особенностях единичных предметов), тем успешнее будет систематическое обучение. Закономерный путь формирования понятий — это движение от частного к общему, то есть через обобщение.

Развитие обобщений

и усвоение
элементарных понятий
— основная линия в развитии мышления дошкольника, это основа речевого общения и усвоения обобщенных в историческом опыте человечества знаний.

Функции мышления

Функции мышления представлены достаточно разнообразно. Среди них можно выделить четыре основные:

  • понимание
  • решение задач
  • целеобразование
  • рефлексия

Под пониманием подразумевают раскрытие сути предметов, явлений. Понимание нового достигается благодаря взаимодействию старой информации с более новой.

В тех случаях, когда индивид не в состоянии достичь поставленной им цели, когда возникает проблема в достижении результата, тогда в мозгу у человека начинает работать процесс мышления. Когда начинается процесс мышления, человек приступает к анализу, сопоставлению и т.д. для того что бы решить возникшую проблему. Индивид отсекает неудачные варианты решения, склоняется к более подходящим.

Под целеполаганием понимают процесс продуцирования новых идей, то есть формирование будущих действий.

Функция рефлексии в процессе мышления выражается в том, что индивид направляет свои действия на осмысление, анализ нового знания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]