СЕМЕ́ЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИ́Я
СЕМЕ́ЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИ́Я, психотерапевтич. работа с проблемами супружеских, детско-родительских, межпоколенческих отношений, симптомами (в т. ч. зависимостями) и поведенческими дисфункциями членов семьи. Центр. место занимает системная С. п., в которой работа со всей семьёй основана на методологии системного подхода (см. Система). Отличительные её особенности: 1) рассмотрение проблемы (симптома) в контексте взаимоотношений в системе (семье), подчиняющихся круговым (циркулярным), а не «прямым» (линейным) зависимостям; 2) выяснение не причины, но цели существования симптома в этой системе взаимоотношений, той прагматич. функции, которую он в ней выполняет; 3) воздействие на всю эту систему взаимодействия таким образом, чтобы симптом больше не был в ней «нужен».
Возникновение системной С. п. связано с новым пониманием симптоматики шизофрении, отличным от принятого в психоанализе, с обращением к анализу актуальной семьи шизофреника (Т. Лиц, 1949; Л. Уинн, 1952) и его семьи в нескольких поколениях (И. Босорменьи-Надь, США, 1957). Полное развитие эта концепция получила в теории семейных систем М. Боуэна (США), связавшего уровень дифференциации (способности человека сохранять при стрессе опосредованное интеллектуальное реагирование в противоположность автоматическому эмоциональному) с особенностями «базового треугольника» – взаимоотношений человека и его родителей. Понижение этого уровня дифференциации в нескольких поколениях в результате «проекции тревоги» ребёнку, с которым один или оба его родителя установили «слитые» (очень близкие, зависимые) или «слитно-конфликтные» взаимоотношения, ведёт, по Боуэну, к возникновению шизофрении. Боуэн сформулировал представление о нейтральной позиции психотерапевта, ввёл генограмму – схематич. изображение родственных и эмоциональных связей между членами семьи. Метод генограмм разрабатывала затем М. Макголдрик (США, 1985).
В созданном под рук. Г. Бейтсона проекте в Пало-Альто (штат Калифорния) шизофренич. симптом рассматривался как результат существования в условиях своеобразной ловушки – «двойного послания», коммуникативного парадокса – противоречия между вербальным уровнем коммуникации и сопутствующими ему поведенч. проявлениями, при запрете на его «прояснение» (напр., мать, навещавшая больного в клинике, сначала отстранилась при его приближении, а затем тут же поинтересовалась: «Ты не рад меня видеть?»); ответной реакцией становится «неразличение» пациентом этих коммуникативных уровней.
В. Сатир (США), переработавшая идеи К. Роджерса, М. Боуэна и проекта в Пало-Альто (1983), ставила своей целью преобразование дисфункциональной внутрисемейной коммуникации, реализующейся через «двойные послания», в открытое общение членов семьи друг с другом, признающее границы и индивидуальность другого (прежде всего ребёнка), – через коммуникацию с семьёй самого психотерапевта и эмоционального принятия её опыта.
Результаты исследований в Пало-Альто и концепция В. Сатир были восприняты движением антипсихиатрии 1960–1970-х гг. (семья как система подавления индивидуальности у Р. Лэйнга и др.). В т. н. экзистенциальном подходе К. Витакера (Уитакер; 1958) был брошен вызов существующему в семье устройству и представлениям о жизни.
Общая теория систем Л. фон Берталанфи (1931), кибернетич. теория Н. Винера (1948), а также связанная с ними теория коммуникации (П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон, США, 1966) стали основой собственно системной С. п. Семья стала пониматься как живая открытая система, иерархически организованная и включённая в др. социальные системы, имеющая на каждом этапе жизненного цикла задачу установления равновесия «внутри себя» и с окружающей средой, а также прохождения «кризиса» с переходом к новому этапу цикла.
В основанном С. Минухиным (США) т. н. структурном варианте системной С. п. целью ставится поэтапное преодоление дисфункциональной организации семьи (нарушенной иерархии, существующих «коалиций» и др.), приводящее к исчезновению симптома. Метод работы Минухина (разл. способы присоединения к семейной системе, в т. ч. с использованием скрытого наблюдения через «зеркало Гезелла», регулирование дистанции терапевта с членами семьи и их между собой, вызов сложившейся организации семьи, нарушение равновесия, инсценировка и т. д.) позволял в короткие сроки добиваться видимых изменений в семейной системе.
Созданный в 1958 Д. Джексоном в Пало-Альто Ин-т ментальных (психич.) исследований, опиравшийся на теорию коммуникации, положил начало стратегич. краткосрочной С. п., поиска «экономных» средств воздействия на семейное взаимодействие через выделение в нём поведенч. «цепочек» при общей ориентации на конкретные и минимальные изменения поведения.
Представление о симптоме как аналоговом коммуникативном послании (т. е. представляющем на уровне поведения одного человека особенности взамодействия во всей семье) стало ключевым для школы стратегич. системной С. п., основанной Дж. Хейли (США), сотрудничавшим с С. Минухиным и испытавшим влияние М. Эриксона. Терапевтич. воздействие осуществляется здесь через систему директивных, часто парадоксальных предписаний (игровая имитация, симулирование симптома, акцентирующее его «произвольный» характер и тем самым потенциальную устранимость, – К. Маданес, 1981).
Трансформацией стратегич. подхода явилась миланская школа (М. Сельвини Палаццоли, С. Прата, Дж. Чекин, Л. Босколо, 1972), предложившая в работе с шизофренич. коммуникацией, охватывающей всю семью (при невозможности в этом случае прямого терапевтич. взаимодействия), метод т. н. позитивной коннотации, позволяющий предъявить семье смысл симптома и существующий в ней круговой обмен двойными посланиями, предложить возможную поведенч. альтернативу, не настаивая на ней, и путём прямого предписывания симптома добиться тем самым отказа от него.
Трансформация классич. системного подхода происходила в 1980–90-х гг. в работах Л. Босколо, Дж. Чекина (1987), Г. Гулишиана и Г. Андерсон (США, 1987), К. Томма (Канада, 1989), Т. Андерсена (Норвегия, 1991), Л. Хоффман (США, 1991), представителей «женского проекта» [О. Сильверштейн, П. Пепп (Пэпп), США] и др. Под влиянием идей постструктурализма, конструктивизма, кибернетики «второго порядка» развивалось представление о терапевтич. процессе как взаимодействии клиента и терапевта, информационном взаимообмене между ними, а не воздействии терапевта на клиента (Г. Бейтсон).
В Милуокском центре краткосрочной С. п. (С. де Шейзер, 1985, И. Ким Берг, 1994, США) быстрое введение необходимой клиенту картинки «решения», акцентирование переломного значения «минимального изменения» в поведении клиентов сопровождались созданием техник «чудесного вопроса», шкалирования и т. п.
В нарративной С. п. (М. Уайт и Д. Эпстон, Австралия, 1991) трансформация проблемного поведения, его «деконструкция» реализуется через выслушивание клиента терапевтом с позиций не-знания, экстернализацию проблемы (отделение её от человека и исследование её влияния на его жизнь), нахождение «уникального» (предпочитаемого клиентом) жизненного эпизода, его расширение и др.
В 2000-х гг. получили развитие такие интегративные неоклассич. подходы в системной С. п., как эмоционально-фокусированная супружеская терапия (С. Джонсон, Л. Гринберг, США), терапия субличностей (Р. Шварц, США) и др.
Семейная психотерапия
Супружеская и сексуальная психотерапия Подростковый возраст и психотерапия подростков Стоимость услуг
В последние годы вектор развития отечественной медицины все больше смещается в сторону подготовки семейных специалистов, учитывая большую терапевтическую эффективность системных вмешательств, лучший контакт и близость с членами семьи и ее ближайшим социальным окружением, экономическую целесообразность.
Родители, обращающиеся за медицинской и психологической помощью своим детям, зачастую сталкиваются со следующей проблемой: симптом или проблема при индивидуальной терапии у ребенка либо остаются, либо после ослабления быстро возвращаются вновь. Вдобавок ко всему в такой ситуации страдают сами родители, нередко испытывая на себе давление социальных органов и собственного чувства вины. Бывает и так, что внутри большой семьи, состоящей из нескольких поколений, много противоречий и психологического напряжения, при которых может страдать любой член этой семейной системы. При обращении к специалисту вне зависимости от возраста, характера проблемы помогут именно ему, а не семье в целом. Таким образом, устраняются последствия проблем, а не их причины.
Соколов Роман Евгеньевич, Кандидат медицинских наук, врач высшей категории
В психологии и психотерапии семейный подход существует уже не одно десятилетие и постоянно развивается, адаптируясь к новым реальностям. Семейная терапия многообразна и работает с семейной историей, структурой семьи, ее жизненным циклом, границами, межпоколенческой передачей и семейными сценариями, семейными мифами и тайнами, и многим другим. Основные ее отличия от психотерапии индивидуальной состоят в том, что мишенями терапии становится не конкретный симптом, а уникальные влияния семейной системы, поддерживающие его. Существуют кибернетические идеи влияния каждого элемента (члена семьи) на семейную систему в целом. И обратные связи, благодаря чему поддерживается постоянство или изменчивость системы в конкретных обстоятельствах. Кроме того, семейная система — это живая открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой и умеет самоорганизовываться.
При проведении семейной психотерапии сразу желательно присутствие расширенного состава семьи. На практике бывает так, что на первый прием приходят те члены семьи, у которых выше уровень тревоги и которые страдают в первую очередь. В процессе контакта с ними семейному терапевту часто удается преодолеть сомнения заявителя проблемы относительно появления остальных ее членов на приеме. Если семья находит в себе ресурсы для работы и приходит, уже на первой встрече даже без слов при расстановке бывают заметны семейные правила и коалиции, ощущается уровень напряжения между членами семьи. В дальнейшей работе с семьей с учетом принципов циркулярности и нейтральности удается сформировать терапевтическую гипотезу. Любая семейная система при уменьшении симптома (либо просто появлении изменений в ней) неосознанно будет стремиться в сторону сохранения стабильности и таким образом демонстрировать сопротивление процессу терапии. Тревога перед измененими в части случаев может быть столь высокой, что членам семьи проще сохранить симптом, чем менять систему. Лишь обьединив усилия, можно достичь более или менее удовлетворяющего членов семьи результата.
В качестве примера из жизни приведу семью, которая на протяжении нескольких лет периодически обращалась за помощью: часто болеющий и нервный мальчик 10 лет, пьющий отец, тревожная мать и престарелая властная бабушка. Как часто бывает в российских семьях, при наличии свободной жилплощади у мужа семья проживала в квартире бабушки. Чем чаще и тяжелее болел ребенок, тем больше его оберегала мать и тем сильнее на мать оказывала давление бабушка, считая ее «плохой матерью», а муж в это время пил, не в состоянии реализовать себя в роли функционального мужчины, отца и мужа. В результате преодоления огромного сопротивления семье удалось переехать от бабушки, сохранив с ней контакт; муж стал меньше злоупотреблять алкоголем, ребенок реже болел, но ухудшилось психическое состояние матери с усилением чувства вины перед бабушкой и неуверенности в женской роли, что потребовало индивидуальной коррекции, которая была успешно проведена. В результате достаточно длительной терапии были решены проблемы ребенка, отца, матери, семейная жизнь стала более комфортной и гармоничной.
Супружеская и сексуальная психотерапия Подростковый возраст и психотерапия подростков Стоимость услуг
Другие подходы
В качестве отправной точки системной терапии рассматривается по возможности наиболее точное разъяснение договора между терапевтом и клиентом (слово «пациент» в большинстве случаев отклоняется). Когда цели лечения становятся конкретными и приемлемыми как для терапевта, так и для клиента, можно начинать собственно терапию. В случае, если терапия длится несколько сеансов, разрешается новое уточнение договора, так как цели терапии со временем могут меняться. В качестве предпочтительной формы рассматривается небольшое количество сеансов по возможности с максимальными промежутками между ними, во время которых клиент пытается опробовать новые знания, полученные во время сеансов, в жизни и (или) выполняет так называемые домашние задания. В этом отношении системно-терапевтический подход характеризуется экономичностью, которая делает акцент на личной инициативе клиентов. Используемые техники, виды терапевтических вмешательств, методы:
- Круговые вопросы, цель которых — выяснить возможную позицию третьего лица (в том числе и присутствующего);
- Шкальные вопросы для выяснения различий и прогресса в терапии;
- Позитивная оценка и выработка позитивного аспекта проблемного порядка вещей;
- Рефрейминг порядка вещей необходим для того, чтобы стимулировать изменения значения или интерпретации;
- Парадоксальное вмешательство – как правило, описание проблемного поведения для того, чтобы изменить автоматизмы;
- Домашнее задание различного, индивидуально-ориентированного характера, выполняются между сеансами;
- Метафоры, параболы и истории как техника работы с возможным «сопротивлением»;
- Опрос исключений из проблемного порядка вещей, чтобы уточнить изменяемость статистически рассматриваемого порядка вещей;
- Применение сослагательного наклонения для фокусировки на вариантах и возможностях;
- Скульптура – изображение семейных отношений с точки зрения клиента;
- Социограмма – графическое изображение социальных отношений;
- Групповая рефлексия – см. в статье о Томе Андерсене;
- Приглашение членов семьи или друзей принять участие в отдельном сеансе или фазах терапии;
и многие другие.