С чего начать заниматься личностным ростом? Методики развития личностного роста

С чего начать заниматься личностным ростом? Методики развития личностного ростаReviewed by https://plus.google.com/u/0/106316628551306822086 on Sep 6Rating: 4.5

Приветствую Вас, уважаемые коллеги и друзья!

Часто ли Вы задаетесь вопросом уместности личностного роста? Вы уже осознали важность и необходимость постоянного (ежедневного) развития себя как ЛИЧНОСТИ?

Вы наблюдаете за жизнью или живёте ею? Вы чётко знаете каким способом и с помощью чего вы собираетесь сделать рывок на пути повышения уровня вашей жизни? Ответьте себе на эти вопросы, чтобы потом сравнить с тем, что я предложу ниже.

Развитие и методики личностного роста

Выбор в данном случае не слишком широкий (что даже хорошо). Вы либо сами находите путь и удобный способ его пройти, либо читаете тематическую литературу, которая в определенной степени обучит вас некоторым методикам, помогающим стимулировать развитие личностного роста и измерять полученный результат. Еще можно обратиться к профессионалу, который пройдет по этому пути вместе с вами, контролируя правильность направления и, указывая на ошибки. Это называется коучинг (дорогое, кстати, удовольствие :).

Личностным ростом и самосовершенствованием нужно заниматься самому, а не платить деньги крутым дяденькам, которые будут тянуть вас за уши

Все это, конечно, только теория. Практика гораздо интереснее и веселее! Занимаясь личностным ростом, вам нужно попытаться принять не только перспективы лучшей жизни, но и те лишения, а главное, изменения, которые так или иначе вас коснутся. Ведь любое, даже самое полезное изменение в вашей жизни, потребует коррекции того, что было улучшено. Вы согласны со мной?

Если Вы не готовы принять новый образ жизни, если вас все устраивает и вы считаете, что достигли полного совершенства, то срочно закройте эту статью и идите на любимый диван греть Ж… Я имел ввиду животик А Вы что подумали?

В настоящее время самосовершенствование, личностный рост человека

и
саморазвитие
стали очень популярными. Человек все чаще обращается внутрь самого себя для решения проблем и вопросов.

Это единственно верный путь к изменению и улучшению своей жизни.

Человек живет в нищете не потому что «государство плохое», женщина не может выйти замуж не потому что «нормальных мужчин не осталось». Вся проблема в голове человека, в его мыслях, убеждениях, стереотипах и принципах.

Сегодня я поделюсь с вами О-О-Очень простыми и эффективными техниками для личностного развития

.

Наше подсознание

Нужно менять и перестраивать себя. Недостаточно читать умные статьи, книги по саморазвитию и личностному росту. Как происходит в большинстве случаев? – человек прочитал и забыл. Важно практиковать то, что человек узнал. На это нужно время и силы.

Недостаточно сменить статус на странице социальной сети. В надежде на то, что эти слова дойдут до нужного адресата, человек так же написал и забыл.

Люди ждут изменений, но не меняются сами. Это внутренняя работа, работа с нашим подсознанием.

Подсознание является одним из главных ключей к самосовершенствованию и личностному росту. Изменяя подсознание, вы изменяете свои привычки, поведение и отношения. Это возможно посредством визуализации, аффирмации, медитации и на основе анализа поведения и привычек.

От слов к делу

Какие техники

вы можете использовать для
развития
своей
личности
? На этот вопрос отвечаю через призму личного опыта и собственных результатов. Свой путь развития себя как личности и как женщины я начала с того, что училась узнавать себя.

Я извлекла выгоду от поведения и действий людей вокруг меня – на работе, дома, на улице и везде. Я делала это не для оценки и не для критики. Для меня было важно узнать, как действовать, реагировать и вести себя лучшим способом.

Общение с успешными, образованными и высокодуховными людьми увеличило мои знания о том, как ум и мысли влияют на поведение и действие человека

Представляю вам простые, но эффективные техники для личностного развития

. Это то, с чего может начать каждый человек, который решил повысить свою личную эффективность и развить себя.

Будьте наблюдательны

Оглянитесь вокруг и обратите внимание на то, как люди ведут себя в различных ситуациях. Анализируйте поведение тех, кого вы встречаете на работе, в магазине, в автобусе, поезде и на улице.

Смотрите и учитесь у людей, которых вы видите по телевизору. В этом вопросе стоит о в большей степени мало чему учат на сегодняшний день. Опять-таки, здесь важно то, что вы смотрите и есть ли в этом какая-то польза для вашего развития.

Опыт подражания так же полезен

Примеряйте на себя то, как говорят, ведут себя в обществе, и даже то, как ходят успешные люди, или люди с которыми вы хотели бы иметь похожие черты.

Жизненный контраст

Обратите внимание на то, что вы чувствуете, когда люди кричат или говорят тихо. Понаблюдайте за тем, как люди используют свой голос, а так же язык мимики и жестов (невербальные инструменты общения).

Проведите глубокий анализ своего окружения

Как складывается жизнь людей, которые расстроены или раздраженны, и что происходит с теми, кто спокоен и расслаблен.

Если вы заметили в поведении людей то, что вам неприятно, обратите внимание на себя

Скорее всего, в вас эти отрицательные черты так же присутствуют. Каждый раз, когда они проявляются в вашем характере, говорите себе следующие слова (пример отрицательной черты – раздражительность и ворчливость): «Я живу осознанно и я понимаю, что я очень раздражительна и ворчлива. Я знаю о наличии этих нежелательных черт в моем характере, и я буду делать все возможное, чтобы избегать их проявлений».

Начните менять свои привычки

Привычка – это модель поведения. Поведение – это набор действий и реакций. Начнете менять привычки и формировать новые – это выведет вас на новый уровень жизни.

Механическая перенастройка

Визуализируйте снова и снова в своем уме, как бы вы хотели действовать и вести себя. Но каждый раз, когда вы действуете согласно вашим старым привычкам, перебросьте, к примеру, браслет с одной руки на другую, тем самым напомнив себе о вашем решении измениться и улучшиться, и действуйте соответственно. Так вы научитесь себя «переключать» и вскоре будете обходиться без браслетов и иных приспособлений.

Результат будет, и успех придет в вашу жизнь, но не сразу. Для этого, я повторюсь, необходимы силы, терпение, желание измениться и время. Пусть вам будет удаваться сделать над собой усилие через раз – это уже хорошо. Главное – твердое намерение изменить, развить себя и систематические, пусть поначалу и маленькие, победы над своими старыми привычками.

Рада, если статья вам понравилась! — Пишите комментарии, обсудим ваши вопросы.

Все знаем, только не летаем!

Наверняка многие из вас, читая различного рода статьи и просматривая ролики, убеждены, что и без того ВСЕ ДАВНО ЗНАЮТ! Что тема личностного роста изъезжена вдоль и поперек…

На самом деле, примерно так и есть

Причина в том, что те люди, которые хотят расти и развиваться, прежде чем читать литературу, обращаться к профессионалам и делать другие шаги, уже к этому моменту потратили не один десяток часов, размышляя о том, как принять свои слабости, как превратить их в достоинства, как развить таланты и себя как личность. Именно поэтому большинство информации по данной теме кажется нам знакомой, и где-то даже банальной. И именно это, как ни странно, становится одной из главных причин, одним из самых серьезных барьеров на пути к самосовершенствованию.

Нам кажется, что жизненный опыт лучше подскажет и поможет принять правильное решение, что никакая книга, никакой тренер нам не поможет так, как наши собственные соображения. Увы, большинство тех, кто уже начал предпринимать шаги к росту личности так и не избавились от ошибочной, и не редко губительной уверенности в том, что помощь со стороны – хорошо, а опыт все равно лучше.

Речь не ведется к тому, чтобы обесценить бесценное. НЕТ!

Опыт, безусловно, очень важный наставник на пути решения большинства проблем, но согласитесь, он чаще подсказывает, как нельзя поступать, а не как стоит поступить, особенно тогда, когда дело касается направления, в котором вы еще никогда не шли.

Именно на этом этапе многие люди принимают за опыт обычную интуицию, которая, как нам известно, далеко не всегда объективна в своих подсказках.

Все вышенаписанное велось к тому, что перед тем как начать предпринимать какие-то действия касательно личностного роста, надо избавиться от лишней уверенности в том, чего вы еще не сделали, и не делали до этого момента никогда! Только после этого можно рассчитывать на успешность выбранного вами пути или отдельной методики.

Не избавив себя от этой помехи, мы можем потратить годы, искажая своим личным мнением все испытываемые методики, и называя бездарными тех, кто реально мог нам помочь!

Те, кто прошел длинную и успешную дистанцию на пути к личностному росту, смогли сделать это, прежде всего потому, что подходили к каждому новому барьеру, как ребенок к новой игрушке, которую стоит изучить, разгадать и идти дальше. Они не поступали как седобородые псевдо мудрецы, которые пытаются вписать свое имя в то место, которое предназначено для точки! Все гораздо проще, чем нам порой кажется.

Ремарка

*Данный текст, как впрочем и вся тема личностного роста, относится к тем людям, которые старше 16 лет, это если говорить мягко. Слишком рано задаваться вопросом личностного роста не стоит, это не имеет смысла и может даже навредить, внеся лишнее беспокойство в мысли слишком молодых людей.

Личностный рост через саморазвитие

В каждом человеке постоянно происходит процесс, направленный на развитие и совершенствование неких качеств или черт характера. Это и есть саморазвитие, позволяющее человеку формировать адекватную самооценку, принимать правильные решения в любых жизненных ситуациях. В ходе саморазвития человек постоянно анализирует самого себя, создает новые стратегии, которые с его точки зрения помогут достичь индивидуальных целей.

Личностный рост, как процесс, тесно связан с самостоятельной работой человека над личностью. Можно сказать, что именно в этом заложен основной смысл жизни каждого индивидуума. В ходе своего земного существования все люди развиваются, это становится возможным благодаря этим двум, неразрывно связанным, процессам. В случае, когда саморазвитие и рост личности останавливаются независимо от причин, то начинается процесс деградации.

Саморазвитие является постоянным процессом, его уникальность заключается в его бесконечности. В результате человек получает возможность расширить кругозор, получить новые знания и навыки, развить мышление и т.д. От этого жизнь становиться более интересной и насыщенной.

Эффективность методик развития личностного роста

Важность метода, который будет выбран вами в качестве основного источника изучения методик, сложно переоценить. От этого напрямую зависит скорость, с которой вы будете усваивать новую информацию, грамотность в последовательности применения различных методик, и само собой, конечный результат.

Увы, практически все мы заложники обстоятельств, и не можем позволить себе отдавать одному направлению слишком много времени, это повлечет за собой проблемы там, где этого времени стало меньше. Это к тому, что все полезные способы изучения методик могут простимулировать ваш личный рост, увы, в комплекс не собрать, но при грамотном подходе даже парное их применение сможет принести вам очень много пользы. Если все же разбить их на основные одиночные способы, то по мере возрастания эффективности получится примерно следующее:

1. Эффект, который можно получить исключительно от чтения книг.


Польза от такого изучения методик и советов очень незначительная. Вы не можете переспросить, не сможете проверить степень прогресса, который хотели получить. Главный недостаток – отсутствие поддержки! Мало того, тема личностного роста, слишком относительна и многогранна, чтобы довериться лишь одному источнику, которым, в данном случае, будет являться книга.

2. Саморазвитие с применением книг, видео уроков и отдельных советов.

Польза от такого изучения несколько выше, точнее, выше вероятность того, что вы сможете найти подходящую вам методику и получите с ее помощью нужный результат. Но стоит заметить, что это будет скорее везение, а не закономерный ход событий. Главный недостаток, как и прежде, отсутствие поддержки. Есть также вероятность того, что совет по применению какой-либо методики личностного роста будет взят со случайного источника и окажется не только малоэффективным, но и вредным.

3. Посещение различных курсов или тренингов по развитию роста личности.


Прежде всего, стоит заметить, что этот метод далеко не всем по карману (хороший тренинг стоит от 20000 рублей). Тем не менее, если вам повезет, вы сможете найти поддержку и тренера, который пусть и частично, но все же поможет вам правильно расставить приоритеты выполняемых методик и поставленных целей.

Главный недостаток – отсутствие индивидуальной программы и рассеянное внимание тренера. Вам придется подстраиваться под уже частично сформированный коллектив и, главное, под ход обсуждаемых тем. Вы конечно можете и имеете право поднять волнующий вас вопрос, но учтите, что его имеют и остальные участники группы, и, что время проведения занятия, к сожалению, не безгранично. Вам придется рассеивать внимание на посетителей группы и тратить силы на поиск удобного времени для решения своих вопросов, что может существенно отразиться на общем качестве и эффективности данного способа обучения. Справедливости ради стоит заметить, что есть настоящие профессионалы, которые могут качественно работать даже с группой людей, но таких совсем не много, потому учесть вышеописанные факторы все же стоит.

4. Личный тренер

Наверное, вы уже догадались, что такой метод является самым дорогим и самым эффективным! Зато в случае успешного выбора вы получите возможность полностью переключиться с вопроса реализации задуманных действий, на выполнение методик и только. Все расчеты и анализ проделанной работы на себя возьмет ваш тренер. Именно он будет индикатором вашей успешной, или не очень, работы над собой. Он будет вносить коррективы, добавлять и исключать методики и давать полезные советы.

Главный недостаток – ваше решение не всегда будет только вашим, независимо от суммы, которую вы готовы заплатить тренеру, он будет требовать от вас выполнение некоторых моментов, которые обязательно потребуют корректировки ваших планов, так как время играет немаловажную роль. Это к психологу ходят, когда захотят

Тут же время проведения тренингов будет назначаться совместно, чтобы соответствовать установкам программы составленной вашим тренером. Есть и вероятность ошибиться в выборе тренера, это очень тонкий вопрос и каких либо объективных рамок оценки компетентности в данном вопросе не существует. Вам стоит полагаться исключительно на собственный опыт. Но, как показывает практика, если вы не наивный ребенок, то легко сможете отличить настоящего профессионала от подделки

Дело далеко не всегда в теоретической грамотности учителя. Прежде всего, ваш тренер – это олицетворение сути вашей цели. Если речь идет о личностном росте, то и тренер должен быть очень сильным и уверенным человеком, который не только распыляет знания, но и помогает, как можно мягче интегрировать неизбежные изменения в привычную для вас жизнь. Мой кумир в этой нише — Радислав Гандопас! Это человек обладает невероятной харизмой и умением «зажечь толпу». О нем я еще обязательно напишу отдельную статью, подпишитесь на обновления блога чтобы не пропустить.

Если все же постараться быть более приземленными и исходить из минимума, то даже в сети можно найти хороших тренеров или же хорошую группу, в которой вы сможете делиться своими соображениями и получать полезную информацию от других. Очень важно, чтобы источником питания был один ресурс, чтобы допуская ошибку в использовании какой-либо методики, вы могли смело вернуться и обсудить это с тренером или с теми, кто этой методикой пользовался. Таким образом, у вас будет возможность анализировать все то, что было испытано, слушать советы и, на основе сделанных выводов, строить собственный план развития. Данный вариант хорош для тех, кто не расположен к очным тренингам и консультациям, а также для тех, кто не имеет достаточного количества свободного времени или средств для посещения тренера.

Механизмы личностного роста

Несмотря на то, что каждый человек является уникальным, и процесс его развития будет иметь индивидуальные особенности, в психологии были обозначены механизмы, с помощью которых происходит рост и развитие личности:

  1. Присвоение подразумевает формирование личностных качеств в тесном контакте с окружающим. В каком-то смысле, этот механизм является навязыванием человеку устоев, принятых в обществе.
  2. Обособление проявляется в нежелании субъектом принимать правила поведения и стремление выделиться из толпы. Этот механизм способствует формированию индивидуальных качеств, позволяющих обособить человека от общества. Обособление может проходить через внутреннее, то есть темперамент, черты характера или интеллект, внешнее направление, к которому относятся половая принадлежность, национальность и т.д.
  3. Идентификация является наиболее сложным механизмом личностного роста. Речь идет о попытке человека стать похожим на объект симпатии. Копирование может затрагивать физический и эмоциональный уровень.

Знание механизмов и законов развития личности позволяет составить программы обучения, используемые педагогами и психологами. Эти же законы помогают психоаналитикам в работе с пациентами.

Эксперименты

В начале статьи был поставлен акцент на важность понимания того, что ваши знания о личностном росте в начале пути, не смотря на то, как много вы этим интересовались, находятся на недостаточном для принятия важных решений уровне. Если вы находитесь на стадии готовности, но еще не пытались вникать в подробности и нюансы методик. Если еще не советовались с тренером или хотя бы с теми, кто уже начал изучать тему, то какие-либо креативные решения или смешивания и видоизменения методик не только не принесут результата, но и помешают вам в будущем продвижении. Это как учить иностранный язык без учителя и не иметь какой-либо возможности проверить правильность освоенного материала. Пытаясь выучить буквы и отдельные слова, мы все равно не сможем догадаться сами, как именно все это произносить, как и где их можно использовать. Учиться гораздо легче, чем переучиваться! Эта истина, как нельзя лучше подходит для темы личностного роста! Правильное начало – это едва ли не самое важное в процессе изучения и дальнейшего использования методик.

Другое дело, если вы уже прошли некоторую дистанцию, если уже смогли найти подходящую методику или несколько методик для развития личностного роста, и видите, что при маленьких коррекциях получаемый результат может быть выше прежнего, то смело действуйте! Это совсем другой случай. Тут вы уже знаете, что для вас хорошо, а что плохо, и что нужно сделать, чтобы нужная вам методика приносила результат. Отчасти сам факт таких экспериментов будет одним из показателей того, что вы на верном пути! Вдвойне хорошо, если вносимые коррективы можно обсудить с тренером или человеком с целями подобными вашим собственным.

Эксперименты с методиками личностного роста — это не просто одна из возможностей, это то, к чему вы неизбежно придете на пути самосовершенствования. Готовые модели действий будут хороши лишь на начальных уровнях познания. Когда вы уже почувствовали уверенность в своих действиях, почувствовали, что стали сильнее, то вам в пору строить собственную модель дальнейшего роста.

Психология развития личности

Психологический подход к этой теме заключается в том, что это процесс личностного роста, который позволяет тебе совершенствовать свои навыки и углубляться в знания, чтобы повысить свою самооценку и личные навыки.

Это потому, что, когда ты знаешь себя, ты можешь использовать свои способности, потенциал, или работать над преодолением своих страхов.

Чтобы этого достичь, ты должен выполнить ряд основных шагов, которые рассмотрены ниже.

Улучши свою самооценку

Вот почему так важно, чтобы ты стремились понять навыки и добродетелей, которые помогли тебе достичь самых ценных достижений в твоей эмоциональной, трудовой или личной жизни. Но ты должен иметь в виду, что эта ценность не остаётся неизменной, она может очень быстро трансформироваться, главным образом из-за сложных переживаний или из-за воздействия окружающей среды на твоё собственное существование

Но ты должен иметь в виду, что эта ценность не остаётся неизменной, она может очень быстро трансформироваться, главным образом из-за сложных переживаний или из-за воздействия окружающей среды на твоё собственное существование.

Управляй своими эмоциями.

Хотя ты не веришь в это, эмоции и чувства сильно влияют на то, как ты себя ведёшь, и принимаемые решения – будь то положительные или отрицательные – и это напрямую влияет на качество твоей жизни.

В этом смысле необходимо, чтобы ты заботился об избавлении от всего, что причиняет боль, а также культивировать и защищать те чувства, которые приносят тебе благополучие и позволяют приспосабливаться к реальности.

Наиболее целесообразным вариантом является то, что ты должен развивать высокий уровень эмоционального интеллекта, чтобы смог распознавать свои эмоции, выражать и контролировать их здоровым и мудрым способом, изучая бесценные психологические навыки.

Развитие эмоционально-личностной сферы человека

Чувства — одно из наиболее ярких проявлений личности чело­века. Содержание чувств составляют устойчивые отношения личности к тому, что она познает и делает. Охарактеризовать лич­ность во многом означает сказать, что вообще данный человек любит, что он ненавидит, презирает, чем он гордится, чему радуется, чего он стыдится, чему завидует. Предмет устойчивых чувств индивида, их интенсивность и характер раскрывают окружающим эмоциональный мир человека, его чувства и, тем самым, его индивидуальность. Различия в чувственной сфере накладывают глубокий отпечаток на весь строй духовной жизни человека. Здесь следует сказать, что о личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступкам, но и по ее эмоциям и чувствам. В зависи­мости от развития волевых качеств трудности и неудачи вызывают у разных людей неодинаковые чувства: у одних — чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других — чувство беспомощности и досады, уныния, апатии.

Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей его жизни и связаны с развитием личности в целом. Важнейшими направлениями развития эмоций и чувств являются формирование высших положительных, моральных, интеллектуальных и эстетических чувств и формирование умения владеть своими эмоциями.

Интеллектуальные

чувства формируются в процессе познания явлений и отношений окружающего мира и связаны с радостью открытия нового, удовлетворением от решения трудной задачи.

Моральные

чувства развиваются по мере приобретения личнос­тью социального опыта, опыта общения и взаимодействия с людь­ми и обществом в целом. Разрешая этически сложные ситуации, человек накапливает необходимый практический опыт морального поведения в коллективе, испытывает чувство морального удовлетворения от выполнения этических норм.

Эстетические чувства развиваются при восприятии художественных произведений, музыкальном воспитании, общении с природой. Культура чувств предполагает умение владеть своими эмоциями.

Любой человек в силах регулировать свое эмоциональное состояние, быть хозяином своих эмоций.

Психически нормальный человек эмоционален в любой деятельности, он ничего не делает равнодушно и безразлично, но частые и сильные эмоциональные переживания истощают нервную систему, снижают эффективность его работы, осложняют меж­личностные отношения. Испытывает ли человек бурную радость, сильный гнев или переживает тяжелое горе — все это отражается на его самочувствии, работоспособности, затрагивает его близких.

В состоянии аффекта человек теряет способность принимать рациональные, обдуманные решения, сильные эмоции становят­ся барьером в общении с другими людьми (причем независимо, положительные ли или отрицательные это эмоции). В то же время любое дело требует определенного уровня эмоциональной напря­женности, необходимой для того, чтобы цель была достигнута.

Для оптимизации эмоционального состояния психологи пред­лагают следующие методы: различные техники нервно-мышеч­ной релаксации (расслабления), дыхательные упражнения (тех­ники регуляции дыхания для снижения чрезмерного стресса), различные техники самовнушения, аутогенную тренировку (AT), медитацию, йогу и др.

Каждый может выбрать наиболее подходящий ему метод и, при­меняя его, сделать свою жизнь более полноценной, эмоциональ­но яркой, оптимально использовать энергию эмоций для достижения своих целей.

Понятие воли, и ее значение в жизни человека

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью — утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Воля – сознательное регулирование человеком своих действий, направленное на преодоление внешних и внутренних трудностей при достижении поставленных целей.

Важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препят­ствия — внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препят­ствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данно­го действия или на выполнение противоположных ему действий. В качестве внутренних препятствий могут выступать уста­лость, желание развлечься, инертность, леность. Примером внешних пре­пятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставлен­ная цель была достигнута.

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В соответствии с этим принято выде­лять в качестве конкретизации общей функции две другие — активизирующую и тормозящую.

1. Активизирующая функция: воля побуждает человека преодолевать трудности и достигать поставленные цели, побуждает человека к активности, даже если результаты деятельности будут заметны в далеком будущем.

2. Тормозная функция: воля проявляется не только в умении достигать цель, но и в сдерживании нежелательных проявлений активности. Например, когда существует конфликт между социальными нормами и имеющимися у человека.

Павлов рассматривал волю как инстинкт свободы, т.е. проявление жизненной активности, когда она встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Без воли всякое малейшее препятствие прерывало бы течение жизни.

Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не толь­ко по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует опре­деленных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия.

Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. То, что является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий.

Воля как процесс сознательного регулирования поведения и деятельности

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Функции воли

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности

. В качестве конкретизации этой общей функции принято выделять две другие — активизирующую (побудительную) и тормозящую.

Побудительная функция

воли обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачиваются), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища).

Тормозная функция

воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без процесса торможения. В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели.

Значение воли в жизни человека

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

Структура и психологический механизм волевого акта: побуждение к совершению действия, осмысление цели действия, принятие решения действовать, борьба мотивов, волевое усилие, внешнее или внутреннее волевое действие

Волевой акт состоит из этапов, т.е. последовательных и спланированных действий. В любом волевом действии можно обнаружить мотивационный и интеллектуальный компоненты, а также выделить четыре этапа:

1) актуализация побуждения с осознанием цели (возникновение мотивов деятельности);

2) обсуждение и борьба мотивов;

3) решение о действии;

4) исполнение принятого решения.

Нередко 1, 2-й и 3-й этапы объединяют, называя эту часть волевого действия подготовительным звеном, а 4-й этап при этом является звеном исполнительным.

На первом этапе целью выступает желаемый или предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намерен удовлетворить ту или иную потребность.

На следующем этапе волевого акта возникает борьба мотивов как конкретных побудителей действия — одно желание противопоставляется другому, сталкивается с ним. Ситуация может требовать от человека овладения своим поведением, заставляет приложить соответствующие усилия для ее осмысливания. Эта борьба мотивов иногда мучительно переживается, иногда проходит спокойно и заключается в подборе разумных доводов «за» и «против».

По мнению В. А. Иванникова, основным механизмом волевого поведения является изменение или придание дополнительного смысла действию, когда оно уже выполняется, не только ради исходного мотива, но и ради личностных ценностей человека. Чем более нравственно воспитан человек, тем легче осуществляется им волевое действие. Этап борьбы мотивов и выбора путей достижения цели является центральным в сложном волевом акте. Нерешительность, как волевое свойство личности, часто является результатом задержки волевого акта не только на этапе реализации принятого решения, но и на этапе борьбы мотивов.

Взвесив различные мотивы, ситуацию и возможные последствия своих действий, человек принимает решение о действии. При этом он ставит перед собой конкретную задачу и составляет план действия. Этот этап характеризуется спадом внутреннего напряжения, которое сопровождало борьбу мотивов. Волевое действие заканчивается исполнением принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его исполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.

Важно подчеркнуть, что отказ от практической деятельности не всегда является показателем безволия личности. Если человек прекращает стремление к цели из-за нежелания, неспособности справиться с возникшим напряжением или приостанавливает практическую деятельность без достаточно веских причин — это показатель слабости воли. Если же у человека имеются серьезные основания к тому, чтобы прекратить стремление к цели, характеризовать его безвольным нельзя. Также волевой человек должен уметь, когда это нужно, отказаться от намеченного действия, принять новое решение, иначе это уже будет не проявление воли, а бессмысленное упрямство.

Продолжительность каждого из этапов в разных случаях различна, и четких переходов между ними не существует. Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели и затраченных усилий.

Исполнение принятого решения, как последний этап волевого действия, может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]