Аарон Бек — создатель когнитивной психотерапии


Другие основоположники когнитивной психологии

К числу основоположников когнитивной психологии также относятся Хайдер (теория когнитивного баланса) и Фестингер (теория когнитивного диссонанса).

Сущность теории когнитивного баланса Хайдера состоит в следующем. Человек стремится к правильному согласованному мнению об окружающем мире. Для достижения такого мнения человек определяет ту или иную основную концепцию (так называемый центр каузальной природы мира), исходя из которой толкует все происходящие события

Данная концепция выступает как ядро, на котором концентрируется внимание человека и вокруг которого все остальные события воспринимаются как поверхностные, менее значимые

Сущность теории когнитивного диссонанса Фестингера заключается в том, что человек стремится к согласованной картине мира, и поэтому каждая новая информация, прежде чем быть усвоенной, должна найти свои связи в когнитивной системе этого человека. Если информация противоречит усвоенной системе понятий и образов, возникает существенное психологическое напряжение, называемое когнитивным диссонансом. Когнитивный диссонанс сопровождается возникновением защитных мотивов, направленных на снятие психологического напряжения и приведение новой информации в соответствие с уже имеющейся.

Когнитивная психология — кратко и понятно о сложном


Познавательные процессы — это все, чем занимается когнитивная психология. Она пытается смоделировать человеческое мышление в процессе познания окружающего мира, изучить, как именно разум воспринимает поступающую информацию и каким образом все это хранится в памяти.

Когнитивную психологию и ее методы используют, чтобы найти ответы на следующие вопросы:

  • каким образом человеку удается выделять и обрабатывать информацию об окружающем мире;
  • как в сознании выстраивается образ единого объекта;
  • как информация перерабатывается в знания, формируются понятия и ассоциации;
  • в каком виде хранится информация;
  • как человек предпочитает думать и выражать свои мысли;
  • как происходит процесс обобщения;
  • из-за чего появляются и как анализируются связи между объектами;
  • как выстраиваются категории и принимаются решения.

Направление затрагивает практически весь диапазон психических процессов, начиная от восприятия и внимания, заканчивая обучением и распознаванием образов.

Базовая концепция когнитивной психологии — психика, процессы которой являются устройствами ввода и вывода полученных данных, их хранения.

Из-за этого большое распространение получила новомодная метафора, согласно которой организация и работа мозга человека сравниваются с действиями компьютерного процессора. Все это стало возможным из-за научных трудов Ричарда Аткинса, Дональда Бробенда и Ноама Хомского.

Определенные попытки познания сознания предпринимались и в далекой Античности. Древнегреческие философы задавались вопросами о том, где хранится человеческая память. Ученые и врачи Древнего Египта считали, что воспоминания расположены в сердце. Этого мнения придерживался даже Аристотель, однако уже Платон считал, что они находятся в мозге.

Для развития когнитивной психологии немало сделали и более поздние философы. Они сформировали основные теории, на которых впоследствии стала основываться наука. В качестве примеров можно привести работы Рене Декарта, Иммануила Канта, Дэвида Юмо. Французским философом Р. Декартом была выдвинута теория о структуре психического аппарата. Д. Юм способствовал установлению законов ассоциации идей, классификации психических процессов. В свою очередь, И. Кант показал, что разум является психической структурой, а опыт — факт, который может заполнять его.

Когнитивный подход: краткая характеристика

Ученых-когнитивистов очень интересует сознательное поведение человека. Именно оно становится основным предметом исследования научного направления. Но делается это с определенной точки зрения, чтобы как можно лучше раскрыть основные задачи, поставленные психологией.

Когнитивный подход позволяет понять, как именно человек воспринимает, расшифровывает и кодирует информацию, извлекаемую из окружающего мира. Так с помощью данного подхода раскрывается процесс сравнения и анализа полученных данных. В дальнейшем они помогают принимать решения и создавать поведенческие схемы.

Основные положения

Основные положения когнитивной психологии кратко можно назвать протестом против воззрений бихевиоризма (психологии поведения, начало 20 века). Новая дисциплина заявила, что поведение человека является производным мыслительных способностей человека. «Когнитивность» означает «познание», «знание». Именно его процессы (мышление, память, воображение) стоят над внешними условиями. Они образуют определенные понятийные схемы, с помощью которых и действует человек.

Основную задачу когнитивной психологии кратко можно сформулировать как понимание процесса расшифровки сигналов внешнего мира и интерпретации их, сравнений. То есть человек воспринимается как своего рода компьютер, который реагирует на свет, звук, температуру и другие раздражители, анализирует все это и создает шаблоны действий для разрешения проблем.

Методы когнитивной психотерапии

К методам направления когнитивной психотерапии относят борьбу с мыслями негативной направленности, альтернативные стратегии восприятия проблемы, вторичное переживание ситуаций из детства, воображение. Данные методы направлены на создание возможности для забывания или нового научения. Практическим путем было выявлено, что когнитивная трансформация имеет зависимость от степени эмоционального опыта.

Когнитивная психотерапия расстройств личности предполагает использование в комплексе и когнитивных методов, и поведенческих методик, которые дополняют друг друга. Основным механизмом для положительного результата является развитие новых схем и трансформация старых.

Когнитивная психотерапия, применяемая в общепринятой форме, противодействует стремлению личности к негативной трактовке совершающихся событий и самих себя, что является особенно эффективным при депрессивных настроях. Так как депрессивные пациенты, зачастую, характеризуются наличием мыслей определенного типа негативной направленности. Выявление подобных дум и победа над ними обладает принципиальным значением. Так, например, депрессивный больной, вспоминая события прошлой недели, говорит, что тогда он еще умел смеяться, но сегодня это стало невозможным. Психотерапевт, практикующий когнитивный подход, вместо принятия таких мыслей беспрекословно, поощряет изучение и оспаривание хода подобных дум, предлагая больному вспомнить ситуации, когда он побеждал депрессивный настрой и отлично чувствовал себя.

Когнитивная психотерапия направлена на работу с тем, что больной сообщает самому себе. Основным психотерапевтическим шагом является распознавание пациентом определенных мыслей, вследствие чего возникает возможность остановиться и видоизменить такие мысли, пока их результаты не за­вели индивида очень далеко. Появляется возможность изменения негативных дум на другие, которые способны заведомо оказать положительное действие.

В дополнение к противодействию негативным мыслям альтернативные стратегии восприятия проблемы также обладают потенциальной возможностью трансформировать качество переживаний. К примеру, общее ощущение ситуации трансформируется, если субъект станет воспринимать ее в качестве вызова. Также, вместо того, чтобы отчаянно стремиться преуспеть, производя действия, которые индивид не способен совершать достаточно хорошо, следует поставить себе ближайшей целью практику, вследствие чего можно достичь гораздо большего успеха.

Психотерапевты, практикующие когнитивный подход, используют понятия вызов и практика, для противостояния определенным неосознанным предпосылкам. Признание факта, что субъект является обычным человеком, которому свойственны недостатки, может минимизировать сложности, порождаемые установкой на абсолютную устремленность к совер­шенству.

К конкретным методам обнаружения автоматических мыслей относят: записывание подобных мыслей, эмпирическую проверку, методику переоценки, децентрацию, самовыражение, декатастрофизацию, целенаправленное повторение использование воображения.

Когнитивная психотерапия упражнения сочетают в себе действия по исследованию автоматических мыслей, их анализ (какие именно условия провоцируют тревогу или негатив) и выполнение заданий в местах или условиях, провоцирующих тревогу. Подобные упражнения способствуют закреплению новых навыков и постепенно модифицируют поведение.

Техники когнитивной психотерапии

Когнитивный подход в терапии неразрывно связан с формированием когнитивной психологии, делающей основной акцент на познавательных структурах психики и занимающейся личностными элементами и способностями логического характера. Обучение когнитивной психотерапии сегодня получило широкое распространение. По мнению А. Бондаренко когнитивное направление соединяет три подхода: непосредственно когнитивную психотерапию А. Бека, рационально-эмотивную концепцию А. Эллиса, реалистичную концепцию В. Глассер.

Когнитивный подход заключается в структурированном обучении, эксперименте, тренировках в ментальном плане и поведенческом аспекте. Он призван оказать помощь личности в овладении нижеописанными операциями:

— обнаружение собственных негативных автоматических дум;

— нахождение связи между поведением, знаниями и аффектами;

— нахождение фактов «за» и «против» выявленных автоматических мыслей;

— нахождение более реалистичных трактовок для них;

— обучение выявлению и трансформации дезорганизующих убеждений, ведущих к уродованию навыков и пережитого опыта.

Обучение когнитивной психотерапии, ее основным методам и техникам помогает выявить, разобрать и в случае необходимости трансформировать негативное восприятие ситуаций или обстоятельств. Люди, зачастую, начинают бояться того, что сами себе напророчили, вследствие чего ожидают худшего. Иначе говоря, подсознание индивида предупреждает его о возможной опасности до момента попадания в опасную ситуацию. В результате этого субъект пугается заранее и стремится этого избежать.

Систематически отслеживая собственные эмоции и стремясь трансформировать негативное мышление, можно уменьшить преждевременный страх, который способен модифицироваться в паническую атаку. При помощи когнитивных техник существует возможность изменения характерного для таких мыслей фатального восприятия панических атак. Благодаря этому укорачивается длительность приступа паники, и понижается его отрицательное воздействие на эмоциональное состояние.

Техника когнитивной психотерапии состоит в выявлении установок больных (то есть для пациентов должны стать явными их негативные установки) и помощи в осознании разрушительного воздействия таких установок

Немаловажно также, чтобы субъект, основываясь на собственном опыте, удостоверился в том, что из-за собственных убеждений он недостаточно счастлив и что он мог быть счастливее, если бы руководился более реалистическими установками. Роль психотерапевта лежит в предоставлении пациенту альтернативных установок или правил

Когнитивная психотерапия упражнения по релаксации, остановке потока мыслей, управлению побуждениями применяются в комплексе с анализом и регулированием повседневной деятельности с целью приумножения навыков субъектов и их акцентирования на позитивных воспоминаниях.

Дальнейшее развитие интереса

В последующие годы конца 20-го и начала 21-го веков исследователи все больше углублялись в сферу взаимодействия человека и компьютера. Широкую популярность приобрела теория, отображающая психику в качестве некоего центра, который может воспринимать конечное число сигналов, исходящих из окружающей среды, и затем переработанных человеческим мозгом. Когнитивная система человека рассматривалась наподобие системы компьютера, с устройствами ввода, вывода и местами хранения информации.

Психолог Джордж Миллер провел ряд интересных тестов по определению человеческих способностей к запоминанию. Так, в результате эксперимента Миллер выяснил, что мы можем единовременно запомнить не более 7-9 символов. Это могут быть девять цифр, восемь букв или пять-шесть простых слов.

Где используется когнитивно-поведенческая терапия?

Когнитивно-поведенческая психотерапия может быть использована в качестве комплексного лечения многих психических заболеваний для следующих целей:

  • Устранение или уменьшение симптомов болезни, т.е. для борьбы с симптомами болезни,
  • предупреждения возникновения рецидива психического заболевания,
  • улучшение эффекта от медикаментозного лечения,
  • помощь пациенту при адаптации в обществе,
  • изменение и коррекция дезадаптивных психологических паттернов и «якорей».

В процессе когнитивно-поведенческой психотерапии изучается и корректируется сила влияния собственных мыслей, суждений и установок клиента на его поступки и поведение.

Большую работу проводят с автоматическими мыслями, то есть с теми мыслями, которые появляются достаточно быстро и не фиксируются подсознанием. Они не отражаются во внутреннем диалоге, но сильно влияют на реакцию и поступки человека. Чаще всего подобный автоматизм приобретают те мысли, которые часто повторялись близкими людьми или самим клиентом.

Так же сильны установки и аффирмации, которые закрепились в психике человека с детского возраста. Таким установки выявляются, анализируются и прорабатываются в процессе когнитивно-поведенческой психотерапии, меняются на другие или корректируются.

Коррекция дезадаптивных установок и аффирмаций в рамках когнитивно-поведенческой психотерапии особенно эффективна в том случае, если устанавливаются корректные отношения между клиентом и психотерапевтом. Клиент и психотерапевт совместными усилиями (под контролем психотерапевта) анализируют проблему, которую необходимо решить. Одним из самых распространённых приёмов для поиска проблематики является «сократический диалог», который заключается в том, что психотерапевт задаёт клиенту ряд вопросов для того, чтобы выявить проблему и помочь идентифицировать эмоции, ощущения и реакции клиента.

Когнитивно-поведенческая психотерапия выделяет два вида «схем» поведения: адаптивные, то есть те, которые ведут к конструктивному поведению и дезадаптивные — те, которые ведут к неадаптивному поведению и приводят к возникновению когнитивных расстройств. В том случае, если изначально созданные схемы были неверны, происходят сбои адекватного восприятия внешнего раздражителя. Отклонения в психике объясняются нарушением процесса самосознания и ошибкой в обработке внешних данных. Поиск неверно созданного шаблона или схемы – это основная задача когнитивно-поведенческой психотерапии.

Основные научные теории когнитивной психологии

Основные положения когнитивной психологии.

Предпосылки возникновения когнитивной психологии.

Лекция 29. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Вопросы лекции:

Предпосылки возникновения когнитивной психологии. Начиная с конца 40-х гг. в западной психологии, прежде всего, в американской, намечается возрастание интереса к проблематике сознания. Это выражается в изменении характера публикаций, в росте числа исследовательских работ по данному направлению и связанном с этим росте концепций; а также в популярности данной тематики среди студентов психологических факультетов.

Одновременно внутри психологической науки складываются предпосылки возникновения нового направления, ориентированного на изучение познавательных процессов. Внутри бихевиоризма Э. Толмен способствовал отказу от жесткой схемы S – R и вводит в психологию понятие познания как важной детерминанты поведения. Гештальт-психология также вносит значительные изменения в методологический и концептуальный аспекты психологической науки. Современные когнитивные теории тесно связаны с гештальт-теориями и в терминологической, и в методологическом плане. Наконец, работы Ж. Пиаже способствовали росту исследовательского интереса к проблемам интеллекта и познания.

У когнитивного направления в психологии нет “отца-основателя”, как, например, у психоанализа. Однако мы можем назвать имена ученых, которые заложили своими работами фундамент когнитивной психологии. Джордж Миллер и Джером Брунер в 1960 г. организовали Центр когнитивных исследований, где разрабатывали широкий круг проблем: язык, память, перцептивные процессы и процессы образования понятий, мышление и познание. Ульрик Найссер в 1967 г. опубликовал книгу “Когнитивная психология”, в которой попытался конституировать новое направление в психологии.

Основные положения когнитивной психологии. Современный когнитивизм трудно определить как единую школу. Широкий спектр концепций, относимых к данной ориентации, объединяет известная общность теоретических источников и единство концептуального аппарата, посредством которого описывается достаточно четко определенный круг феноменов.

Основная цель этих концепций – объяснить поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Главный акцент в исследованиях делается на процессы познания (cognition — познание), “внутренние” характеристики человеческого поведения. Основные направления исследований:

а) изучение процессов перцепции, в том числе, социальной;

б) изучение атрибутивных процессов;

в) изучение процессов памяти;

г) изучение построения когнитивной картины мира;

д) изучение бессознательного познания и восприятия;

е) изучение познания у животных и т.д.

Основным методом для данного научного направления является лабораторный эксперимент. Основные методологические установки исследователей следующие:

1. источник данных – ментальные образования;

2. познание определяет поведение;

3. поведение как молярный (целостный) феномен;

Главная посылка: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются определенные связные идеи, верования, ожидания, гипотезы, которые регулируют поведение, в том числе, социальное. Таким образом, это поведение полностью находится в контексте ментальных образований.

Основные понятия направления: когнитивная организация – процесс организации когнитивной структуры, осуществляющийся под воздействием внешнего стимула (или воспринятого внешнего стимула); frame of reference — “понятийная рамка”, масштаб сравнения (рассмотрения) воспринятых объектов; понятие образа (целого), понятие изоморфизма (структурного подобия между материальными и психическими процессами), идея господства “хороших” фигур (простых, уравновешенных, симметричных и т.д.), идея поля – взаимодействия организма и среды.

Основная идея направления: когнитивная структура человека не может находиться в несбалансированном, дисгармоничном состоянии, а если это все же имеет место, у человека немедленно возникает стремление изменить это состояние. Человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной структуры. Эта идея связана с концептами “логического человека”, “рационального человека” или “экономического человека”.

Основные научные теории когнитивной психологии. Теория структурного баланса Фрица Хайдера. Основное положение этой теории гласит: люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир; в этом процессе они строят некую “наивную психологию”, стремясь понять мотивы и установки другой личности. Наивная психология стремится к внутреннему балансу воспринимаемых человеком объектов, внутренней непротиворечивости. Дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Баланс, согласно Хайдеру, это не состояние, которое характеризует реальные отношения между объектами, но только восприятие человеком этих отношений. Основная схема теории Хайдера: Р – О – Х, где Р – воспринимающий субъект, О – другой (воспринимающий субъект), Х – объект, воспринимаемый и Р и О. Взаимодействие этих трех элементов составляет некоторое когнитивное поле, и задача психолога заключается в том, чтобы выявить, какой тип отношений между этими тремя элементами является устойчивым, сбалансированным, и какой тип отношений вызывает чувство дискомфорта у субъекта (Р) и его стремление изменить ситуацию.

Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома распространяет теоретические положения Хайдера на область межличностных отношений. Ньюком полагал, что тенденция к балансу характеризует не только интраперсональную, но и интерперсональную системы отношений. Основное положение этой теории выглядит следующим образом: если два человека позитивно воспринимают друг друга, и строят какие либо отношения к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. Развитие этих сходных ориентаций может быть усилено за счет развития межличностных отношений. Консонантное (сбалансированное, непротиворечивое) состояние системы возникает, как и в предыдущем случае, когда все три отношения позитивны, либо одно отношение позитивно и два негативны; диссонанс возникает там, где два отношения позитивны и одно негативно.

Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера является, пожалуй, наиболее известной широкому кругу людей когнитивной теорией. В ней автор развивает идеи Хайдера, касающиеся отношений баланса и дисбаланса между элементами когнитивной карты мира субъекта. Основное положение этой теории следующее: люди стремятся к некоторой внутренней согласованности как к желаемому внутреннему состоянию. В случае возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает, у человека возникает состояние когнитивного диссонанса, субъективно переживаемое как дискомфорт. Это состояние дискомфорта вызывает поведение, направленное на его изменение – человек стремится вновь достичь внутреннего непротиворечия.

Диссонанс может возникать:

1. из логической непоследовательности (Все люди смертны, но А будет жить вечно.);

2. из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам (Родитель кричит на ребенка, зная, что это нехорошо.);

3. из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений (Коммунист на выборах президента голосует за Путина (или Жириновского);

4. из несоответствия данного когнитивного элемента прошлому опыту (всегда нарушал правила дорожного движения – и ничего; а сейчас оштрафовали!).

Выход из состояния когнитивного диссонанса возможен следующим образом:

1. через изменение поведенческих элементов когнитивной структуры (Человек престает покупать продукт, который, по его мнению, слишком дорогой (некачественный, немодный и т.д.);

2. через изменение когнитивных элементов, относящихся к среде (Человек продолжает покупать некоторый продукт, убеждая окружающих, что это – то что надо.);

3. через расширение когнитивной структуры таким образом, чтобы в нее вошли ранее исключавшиеся элементы (Подбирает факты, свидетельствующие о том, что вот В, С и Д покупают такой же продукт – и все отлично!).

Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума описывает дополнительные возможности выхода из ситуации когнитивного диссонанса. Согласно этой теории, возможны другие варианты выхода из состояния диссонанса, например, через одновременное изменение отношения субъекта и к другому субъекту, и к воспринимаемому объекту. Делается попытка предсказания изменений отношений (аттитюдов), которые произойдут у субъекта под влиянием стремления восстановить консонанс внутри когнитивной структуры.

Основные положения теории: а) дисбаланс в когнитивной структуре субъекта зависит не только от общего знака отношений, но и от их интенсивности; б) восстановление консонанса может быть достигнуто не толь за счет изменения знака отношения субъекта к одному из элементов триады “Р,О,Х”, но и путем одновременного изменения и интенсивности и знака этих отношений, причем – одновременно к обоим членам триады.

Современные перспективы

Современные взгляды на когнитивную психологию обычно рассматривают познание как теорию двойного процесса , изложенную Дэниелом Канеманом в 2011 году. Канеман более дифференцировал два стиля обработки, назвав их интуицией и рассуждением. Интуиция (или система 1), подобная ассоциативному мышлению, была определена как быстрая и автоматическая, обычно с сильными эмоциональными связями, включенными в процесс рассуждения. Канеман сказал, что такого рода рассуждения основаны на сформированных привычках, и их очень трудно изменить или манипулировать. Рассуждения (или система 2) были более медленными и более изменчивыми, поскольку они были подвержены сознательным суждениям и отношениям.

Представители учения

Ученые XX века проявляли повышенный интерес к изучению человеческого сознания. Эпоха отличалась бурным развитием технологий и вычислительных машин. Писались научные работы, проводились исследования. К числу основоположников науки причисляют психологов Фрица Хайдера (теория когнитивного баланса) и Леона Фестингера (теория когнитивного диссонанса). Однако ощутимому прогрессу способствовала встреча в 1956 году.

11 сентября 1956 года в Массачусетском технологическом институте состоялось собрание специальной группы Института электрической и электронной инженерии, занимающейся информационной теорией. Встреча стала мощным толком в развитии рассматриваемого раздела психологии. С этим моментом связана история становления течения.

Среди ученых, стоящих у истоков возникновения когнитивной психологии, выделяется американский психолог Джордж Миллер. Вместе с коллегой Джеромом Брунером ученый создал исследовательский центр при Гарвардском университете.

Сотрудники центра занимались следующими вопросами:

  • спецификой человеческого языка;
  • особенностями памяти;
  • процессами восприятия;
  • особенностями мыслительного процесса и человеческим развитием.

Развитие направления плотно связывается с подходом Дж. Келли, который в своих работах описывает ключевые принципы деятельности личных конструкторов. Ученый вывел основной постулат теории: абсолютно все личностные процессы направлены так, чтобы обеспечить человеку умение прогнозировать предполагаемые события. Позиция Дж. Келли состояла в том, что человек выделяется не только количеством имеющихся конструкторов, но и их распределением в структуре психики.

Велико влияние еще одного психолога, работающего в рассматриваемой области. Им стал швейцарец Жан Пиаже. Доктор философии Университета Невшателя отдался увлечению психоанализом. Он провел ряд любопытных экспериментов, в ходе которых устанавливал цепь логических операций и целостность общей структуры мышления ребенка.

В 1925 году Ж. Пиаже пришел к открытию детского эгоцентризма, утверждая, что до определенного возраста дети сосредоточены исключительно на себе и личных внутренних переживаниях. Излагая свой рассказ о внутренних волнениях, ребенок совершенно не нуждается в обратной связи.

Важную роль в развитии когнитивной психологии сыграл Герберт Саймон, который работал над построением теории управленческих решений. Американский ученый находил неподдельный интерес в исследовании процессов принятия решений и организации поведения.

Этапы зарождения и развития когнитивной психологии


В 30-е годы произошло серьезное изменение подхода к человеческому сознанию. Вплоть до этого момента психология состояла из двух течений: бихевиоризма и психоанализа. Однако в 1948 году необихевиорист Эдвард Толмен ввел понятие «когнитивной карты». Она представляет собой целостный образ, формируемый на основе предыдущего опыта, который может оказывать существенное влияние на все поведение человека.

На ускоренное развитие науки в этом направлении повлияло несколько факторов:

  • необходимость решить проблему нарушенной концентрации военных в период Второй мировой войны;
  • ИИ, который должен появиться в будущем, должен вести себя осмысленно;
  • появление нужды в новых лингвистических исследованиях.


Благодаря этому, в 1956 году состоялся симпозиум, который окончательно утвердил когнитивную психологию в качестве междисциплинарной науки. Первыми представителями когнитивной психологии считают многих ученых. Главный вклад внес швейцарец Жан Пиаже, занимавшийся исследованиями детской психологии. Значительное влияние на развитие нового движения оказали нейропсихологи, например Лурия Александр Романович. Также среди видных деятелей можно выделить Джорджа Миллера и Джерома Брунера — основателей когнитивной психологии. Благодаря им наука получила возможность двигаться вперед в плане исследования человеческого сознания. А Ульрик Найссер в 1967 году выпустил первое учебное руководство, посвященное когнитивной психологии.

Необычный эксперимент

С постепенным спадом доминирования бихевиористских концепций в 1971 году психолог Филипп Зимбардо из Стенфордского университета решается на смелый шаг. Цель исследования: изучить поведенческие особенности человека в жестоких условиях (ограниченной свободе действий и воли, давлении на моральные принципы). Набор добровольцев проводился около месяца, не каждый был готов спокойно отправиться на пытки и подчиняться любым указаниям. В общей сложности отобрали двадцать четыре человека. Дабы соблюсти чистоту эксперимента, кандидатов разделили на две группы. В первую половину вошли охранники, а в другую – так называемые заключенные. В роли главных надзирателей выступили лаборант и помощник психолога, сам Зимбардо стал управляющим этой исследовательской тюрьмы.

Подопытные были «арестованы» в их домах под вымышленными предлогами и под руководством полиции местечка Пало Альто. Заключенных перевезли на огражденную территорию, обработали, присвоили номер и заключили в отсеки. С первых минут ученый начал фиксировать психические реакции участников эксперимента и наблюдать за их поведением.

Изначально эксперимент был рассчитан на две недели, но завершился уже через шесть дней в связи с тем, что все быстро вышло из-под контроля. Над «заключенными» издевались, унижали и даже применяли физическое насилие. «Охранники» быстро вжились в роль и стали проявлять садистские наклонности, лишая узников сна, заставляя подолгу держать руки на весу и т.п. У многих «заключенных» уже на третий день эксперимента наблюдалось сильное эмоциональное расстройство и чувство подавленности.

Значительным итогом эксперимента можно считать книгу Ф. Зимбардо под названием «Эффект Люцифера» (2007 г.), в которой он описал эффект когнитивного диссонанса (конфликт эмоциональных реакций в сознании человека) и свойственную для человека покорность перед явным личностным авторитетом

Особое внимание уделялось влиянию общественного мнения и степени государственной поддержки, которые могут оправдывать или отвергать взгляды индивида

Таким был самый яркий эксперимент в области когнитивной психологии. По этическим соображениям больше никто не принимал аналогичных попыток повторить опыт.

Современные перспективы

Современные взгляды на когнитивную психологию обычно рассматривают познание как теорию двойственного процесса, изложенную Дэниелом Канеманом в 2011 году. Канеман больше различал два стиля обработки, называя их интуицией и рассуждением. Интуиция (или система 1), аналогичная ассоциативному мышлению, была определена как быстрая и автоматическая, обычно с сильными эмоциональными связями, включенными в процесс мышления. Канеман сказал, что такого рода рассуждения основаны на сложившихся привычках и их очень трудно изменить или манипулировать. Рассуждение (или система 2) было медленнее и гораздо более изменчиво, будучи подверженным сознательным суждениям и взглядам.

Сущность когнитивной психологии

В системе психологических знаний особое место занимает достаточно современный раздел когнитивной психологии, обладающий в своем арсенале интересными и инновационными методами и теориями развития психики и сознания человека.

Определение 1

Когнитивная психология – это раздел психологии, который осуществляет различные исследования познавательных процессов человека, происходящих в его сознании.

Основной ее сущностью является изучение человека как своеобразного компьютера, в основе деятельности которого лежат мышление и разум, их действия и основные проявления.

Согласно теории когнитивной психологии человек, способен воспринимать различные сигналы, которые поступают из окружающего мира, преобразовывать их в информацию, обрабатывать данную информацию, анализировать и упорядочивать ее, превращая таким образом во внутреннее знание человека.

Основным предметом когнитивной психологии является процесс исследований таких структурных элементов познавательного процесса сознания человека как воображение, сознание, внимание, память, ощущение, а также прочие мыслительные процессы

Как проходят консультации

Среди психологов можно найти представителей разных школ, каждый из них будет иметь свои особенности. В когнитивном направлении принято отталкиваться от мыслей и действий клиента.


Задача специалиста – выработать максимальную степень осознанности

Основное положение терапии – помочь клиенту сделать поведение результативным. Поэтому когнитивная психология востребована среди менеджеров, продавцов и т.п. На сеансе специалист будет детально объяснять, откуда взялась та или иная проблема, пути ее решения.

Важно! Клиент сам определяет содержание встреч.

Между сеансами обязательно дается домашнее задание: это упражнения, надобность вести дневник наблюдений и другие. Психолог не будет ругать за невыполнение, но без него замедлится терапия.

Специалист понятными словами объясняет техники релаксации, расслабления и отвлечения. С их помощью клиент снижает уровень стресса и нервного напряжения. Психологические приемы позволяют беречь силы организма.

Когнитивная терапия эффективно учит справляться с фобиями, кардинально меняет поведение личности. Ее иногда совмещают с арт-терапией или транзактным анализом – это позволяет затрагивать разные механизмы психики.

Когнитивная психология дает человеку возможность правильно проводить презентацию себя. Специалист показывает, как справляться с негативными ситуациями, что делать при панической атаке или тревожности. Дополнительно разрабатываются упражнения для того, чтобы улучшить работу памяти и мышления.

История

11 сентября 1956 года в Массачусетском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Ньюэлл Аллен, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс.

22 августа 1966 года была опубликована книга Джерома Брунера «Изучение когнитивного развития» (англ. «Studies in Cognitive Growth»). Для написания этой книги в Центре когнитивных исследований при Гарвардском Университете объединились 11 соавторов.

Что изучает когнитивная психология

Память

Память — это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.

Память означает воспроизведение прошлого опыта, ведущий компонент познавательной деятельности человека. Обладает широким практическим применением в реальной жизни и деятельности. Это основное свойство нервной системы позволяет индивиду хранить информацию о внешнем мире и реакциях организма, а также многократно ее использовать. Психология процессов базируется на припоминании, воспоминании, воспроизведении.

Мышление

Мышление — это процесс функционирования сознания, определяющий познавательную деятельность человека и его способность выявлять и связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения.

Мышление прочно связывается с познавательным процессом. Оно влияет на формирование понятий, принятие решений, закрепление реакций. Развивается с помощью внутренней речи, ставя процесс в зависимость от языка, потому что язык и мысль неразрывны.

Наука выделяет 3 формы мышления:

  • наглядно-действенный тип — производство и организация деятельности;
  • наглядно-образный вид — обобщает мысли в образы;
  • форма отвлеченного мышления — связана с абстрактными рассуждениями.

Когнитивная психология выделяет сознательное и бессознательное мышление.

Внимание

Внимание — это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных. Особенный интерес для психологов представляет процесс обработки и анализа мозгом конкретных стимулов, поступающих из внешней среды

В связи с этим изучается способность человека испытывать ощущения, чувства, но одновременно фокусироваться на определенной задаче

Особенный интерес для психологов представляет процесс обработки и анализа мозгом конкретных стимулов, поступающих из внешней среды. В связи с этим изучается способность человека испытывать ощущения, чувства, но одновременно фокусироваться на определенной задаче.

К свойствам внимания относятся:

устойчивость — способность фиксировать внимание на выполнении задачи;

концентрированность — уровень сосредоточенности на конкретном объекте;

распределенность — умение распределять внимание;

избирательность — навык концентрации на сути и одновременно умение отфильтровывать несущественный материал.

Эмоции

Эмоция — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Ч. Дарвин считал, что эмоции позволяют человеку определить значимость каких-либо условий для удовлетворения личных потребностей. Первичные эмоции таким образом поддерживают жизненный процесс. Когнитивные теории эмоций связывают их природу с механизмами мышления.

Известна теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, который указывал на значительную роль психологических факторов. Положительные эмоции в этом случае связываются с ожидаемыми результатами, которые трансформируются в реальность. Деятельность согласуется с заданным планом.

Способность принимать решения

Принятие решений связывается с определением способов достижения цели. Стоящая задача трактуется как некая трудность, решаемая в ходе мышления. Решение основывается на изучении, анализе и выборе оптимального варианта реакции. Суть состоит в преодолении препятствия и в выборе лучшего средства для достижения цели.

Способность принимать решения связана с определенным алгоритмом, имеющим этапы:

  • распознание задачи;
  • определение и оценка ресурсов;
  • нахождение успешной стратегии;
  • организация информации для решения;
  • задействование интеллектуальных и физических возможностей;
  • отслеживание прогресса: умение отказаться от первоначального решения и выбрать иное;
  • оценка результата.

Что изучает

Как ведет себя мужчина который любит по настоящему — психология влюбленности

Когнитивное направление в психологии можно определить кратко: это изучение познавательных процессов. Поэтому в сферу интересов ученых входят высшие психические функции, эмоциональный интеллект, искусственный интеллект.

Анализ микроструктуры – вот какой метод является основным в когнитивной психологии. Он основывается на логическом, эмпирическом и прагматическом анализах.

Специалист рассматривает человека как компьютер и пытается разобраться в работе психики с этой точки зрения. Она объясняет деятельность нервной системы как вычислительной машины, которая проводит точные операции.

Эта идея позволяет понять, что стимул проходит ряд преобразований в процессе обработки психикой. Поэтому можно предположить, что ресурсы человека ограничены по объему.

Предмет когнитивной психологии – зависимость поведения индивида от познавательных процессов. Задача заключается в том, чтобы узнать все этапы от получения информации до ее переработки.

Модели внимания

Существует три модели внимания. Ранняя селекция Д. Бродбента. Представляет собой ограничение канала передачи данных. Особенности:

  1. Канал передачи — ЦНС. Имеет ограниченную пропускную способность.
  2. Селекция происходит на ранних стадиях сенсорного анализа.

Этапы переработки:

  1. Физические стимулы воздействуют на органы чувств.
  2. С помощью сенсорной регистрации поступающие данные сохраняются в иконической памяти.
  3. Значимая информация отсеивается с помощью фильтра.
  4. Последний этап — анализ отобранных данных.

Поздняя селекция Дональда Нормана:

  1. Поступающие данные одновременно опознаются, обрабатываются, проходят начальный анализ.
  2. Важная информация отсеивается.
  3. Отобранные данные проходят глубокий анализ. После обработки ненужная информация
  4. забывается.

Модель А. М. Трейсмана:

  1. Между вербальным анализом сообщения, входными сенсорными сигналами расположен перцептивный фильтр. Его задача заключается в усилении различных сигналов, отсеивании ненужной информации.
  2. Когда данные пройдут фильтр, информация делится на отдельные потоки с разным порогом активации.

Данные обрабатываются разными способами. Выделяется два метода:

Без сосредоточения, концентрации внимания, сознательных усилий. Автоматическая обработка, которая происходит параллельно, быстро. После получения данных основными рецепторами, они быстро обрабатываются. При этом выделяются наиболее простые, заметные признаки предметов. Фокусировка внимания. Обработка проходит последовательно

Для этого нужно сконцентрировать внимание, приложить сознательные усилия.

Основные теории когнитивного соответствия в социальной психологии

Основой для исследований когнитивной социальной психологии являются теории когнитивного соответствия. Это определенный класс теорий, которые были разработаны в западной психологии. Целью данных исследований являлась необходимость объяснения существующего соотношения между логичным и алогичным поведением человека. Основной идеей для всех существующих теорий когнитивного соответствия является мысль о том, что когнитивная структура человека является априори сбалансированной и гармоничной. Если же у человека появляются признаки дисгармонии в развитии и существовании, то они являются стимулом для изменения возникшего состояния и возврата к прежнему внутреннему соответствию когнитивной структуры личности.

Данная идея развивается такими учеными, как:

  • Ф. Хайдер,
  • Т. Ньюком,
  • Ч. Осгуд,
  • П. Танненбаум,
  • Л. Фестингер.

Среди отечественных психологов, занимающихся анализом теорий когнитивной психологии был Борис Величковский. Именно ему принадлежит первое систематическое изложение и критический анализ данного направления психологии. В своей книге «Современная когнитивная психология» он подробно рассмотрел проведенные экспериментальные исследования и теоретические модели познавательных процессов психики человека. Помимо этого, им были рассмотрены нерешенные методологические проблемы в рамках когнитивной психологии, которые послужили источником торможения процесса ее развития.

На данный момент когнитивная психология является одним из наиболее современных направлений исследований в области психологии, основным направлением которой является объяснение поведения человека и изучение процесса и динамики формирования знаний.

Сущность когнитивистского подхода сводится к стремлению объяснить социальное поведение с помощью системы познавательных процессов и установления баланса между когнитивными структурами. Именно эти структуры выступают в роли регуляторов социального поведения человека в реальной действительности. Благодаря им происходит классификация воспринимаемых объектов и определение их к определенным классам и категориям.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что когнитивная психология и ее основоположники и представители играют огромную роль в понимании существующих закономерностей всего процесса познания и отдельных его механизмов. Их исследовательская деятельность в области как общей таки и когнитивной психологии продолжает способствовать активному развитию психологии личности, психологии эмоций человека и различных разделов возрастной психологии. Помимо этих областей благодаря их деятельности свое дальнейшее развитие получила экология восприятия и изучение социальных когниций.

Когнитивная психология на современном этапе развития психологии

Замечание 1

На современном этапе развития психологии когнитивная психология является мощнейшим направлением, которое включает в себя когнитивную лингвистику, нейропсихологию, когнитивную этологию и множество других разделов.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Основой когнитивной психологии являются исследования памяти, ощущения, внимания, сознания и других мыслительных процессов человеческого сознания. Все эти процессы подразделяются на два подвида: познавательные и исполнительные. Следует отметит, что каждый из них в свою очередь также состоит из нескольких структурных элементов –блоков.

Рассматривая актуальность когнитивной психологии следует отметить тот факт, что он является очень востребованной среди специалистов, которые занимаются изучением особенностей и механизмов действия как познавательных процессов, так и процессов формирования определенных суждений и умозаключений, принятия решений в соответствии с ситуацией, эффективного разрешения возникающих проблем, работы интеллекта человека и особенностей его развития.

Одним из важнейших открытий последних лет исследователи когнитивной психологии считают процесс установления связи между мыслительными процессами человеческого сознания и соответствующей нейрофизиологической активностью. Данные исследования были проведены во второй половине двадцатого века и получили свое развитие и на современном этапе развития психологической науки. Эти успехи были достигнуты в течение второй половины XX столетия.

Суть и идеи науки

Когнитивизм в психологии изучает познавательные процессы, протекающие в человеческой психике. Это направление психологической науки должно отвечать на следующие вопросы:

  1. Как индивид может решать проблемы?
  2. Как мысли формулируются с помощью языка?
  3. Каким образом мозг обрабатывает поступающую информацию?
  4. Как формируется память?

Идеи направления:

  1. Учет хронометрических данных. Исследователи рассчитывают время, которое человек тратит на поиск решения проблем.
  2. Поэтапная обработка. Полученная информация анализируется поэтапно, при этом часть ее остается неосознанной.
  3. Сравнение познавательных процессов, которые протекают в человеческом мозге, с работой современного компьютера. Исследователи выделяют главное сходство — электронное устройство может получать, сохранять, обрабатывать информацию, подобно работе человеческого мозга.
  4. Расчет объема человеческой психики. Исследователи уверены, что предел есть у всего что связано с работой головного мозга.
  5. Фундамент когнитивной психики — познавательные процессы. Главный упор изучений делается на развитие, понимание искусственного интеллекта.
  6. Кодировка. Ученые выдвигают теорию, что любые данные имеют индивидуальный код, позволяющий разделять получаемую информацию на отдельные ячейки.

Изучив идеи этой науки, можно сделать вывод, что это не новый экспресс-тренинг, созданный для получения денег, а серьезное научное направление.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]