Когнитивное развитие ребенка по выготскому


Жан Пиаже считал, что дети принимают активное участие в учебном процессе, действуя, как маленькие ученые, в процессе проведения экспериментов, наблюдений и познания мира. Когда дети взаимодействуют с окружающим миром, они постоянно добавляют новые знания к существующим и адаптируют свои идеи к новой информации.

Теория когнитивного развития психолога Жана Пиаже предполагает, что дети проходят четыре различные стадии умственного развития:

Иллюстрация Джошуа Сеонга, Verywell

Стадия 1: сенсомоторный интеллект (от рождения до 2-х лет)

Стадия 2: дооперациональные представления (от 2 до 7 лет)

Стадия 3: конкретные операции (от 7 до 11 лет)

Стадия 4: формальные операции (от 12 лет и старше)

Как Пиаже разработал теорию?

Пиаже родился в Швейцарии в конце 1800-х годов. Свой первый научный труд он опубликовал, когда ему было всего 11 лет. Его интерес в сфере интеллектуального развития детей появился, когда он работал помощником Альфреда Бине и Теодора Саймона, создателей знаменитого IQ теста.

Интерес психолога к когнитивному развитию появился, когда он наблюдал за собственным детьми. Эти наблюдения укрепили его зарождающуюся гипотезу о том, что детский разум – это не просто маленькая версия разума взрослого человека.

Пиаже одним из первых определил, что мышление детей отличается от мышления взрослых. До этого момента к детям относились как к маленьким версиям взрослых.

Жан Пиаже выдвинул теорию, что интеллект – это то, что растет и развивается поэтапно. Дети постарше не просто думают быстрее, чем дети младшего возраста. Существуют многочисленные различия между мышлением детей младшего и старшего возраста.

Основываясь на своих наблюдениях, психолог пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, они просто мыслят по-другому.

Так просто! Об этом мог подумать только гений!

Именно так Альберт Эйнштейн назвал открытие Жана Пиаже

Когнитивное развитие включает в себя изменения в интеллектуальном процессе и способностях ребенка. Теория развития включает в себя четыре этапа:

Важные этапы когнитивного развития ребенка

Многие дети испытывают разочарование от процесса обучения, считая его слишком сложным занятием, и все только потому, что, по сути, не владеют должными когнитивными навыками, необходимыми для обработки информации. Т. е. теми специфическими базовыми навыками, которые обеспечивают успешное обучение. Дополнительная нагрузка в школе, домашняя работа или особое внимание к отсутствию этих навыков усугубляют их разочарование и еще больше усиливают проблемы c чтением и трудности при приобретении новых знаний. Большинство школ не выделяют достаточно средств или времени на индивидуальное обучение, необходимое ученикам, имеющим слабые когнитивные навыки. Кроме того, педагогам приходится читать учебную программу в том темпе, который трудно поддерживать таким детям. Они не могут идти в ногу со сверстниками и испытывают сложности при обучении, отставая все больше и больше, а зачастую приобретая проблему на всю жизнь. Когнитивные этапы развития ребенка – этапы обучения Обучение представляет собой сложный процесс, развивающийся поэтапно. Он опирается на врожденные способности, унаследованные и генетически закодированные при рождении. Но мало кто из нас учится с той максимальной эффективностью, которая генетически детерминирована. Вот почему учеба и практика способствуют улучшению способности к обучению и увеличению производительности у большинства людей. Развитие нашей обучаемости проходит через стадии совершенствования сенсорных и моторных навыков, затем когнитивных навыков и, наконец, приводит к способности усваивать формальные инструкции. Недостаточность на любой из стадий может привести к проблемам в следующих зависимых стадиях. Школы, государственные программы и специальное образование сосредоточены на академических инструкциях (итоговой стадии). К сожалению, они редко признают, что не все дети обладают в должной мере развитыми когнитивными навыками, необходимыми для эффективной обработки и понимания информации, даваемой посредством академических инструкций. Без развития соответствующих когнитивных навыков детализация академических инструкций и репетиторство не приводят к улучшению способности к обучению, и все усилия, направленные на помощь ученику при обучении, пропадают зря. Более пристальный взгляд на этапы обучения раскрывает важность развития когнитивных навыков.

  • Врожденные способности. Врожденные способности человека – это основа процесса обучения. Они представляют собой генетически предопределенные возможности и ограничения, которыми мы обладаем при рождении и которые унаследованы нами от родителей и предков. Моцарт, конечно, обладал большей врожденной музыкальной способностью, чем большинство из нас, но с помощью практики большинство из нас тоже могут улучшить свои музыкальные способности. Верхние пределы наших возможностей определяются врожденными данными, но то, насколько мы приблизимся к этим верхним пределам, определяется другими элементами, необходимыми для обучения.
  • Сенсорные и моторные навыки. Сенсорные и моторные навыки развиваются на базе наших врожденных способностей. Сенсорные навыки включают зрение, слух и осязание. Они ответственны за получение информации. Моторные навыки относятся к мышцам и движению и включают в себя умение ползать, ходить, бегать, писать и говорить. Моторные навыки выражают и отображают информацию, которую получили и обработали наши чувства. И сенсорные, и моторные навыки частично определяются генетическим кодом и частично приобретаются при повторяющемся взаимодействии с окружающей средой. Почти у всех людей эти навыки можно улучшить с помощью правильной целевой практики. Они являются основой для занятий спортом и игры на музыкальных инструментах, физиотерапии и других подобных усилий для увеличения результативности.
  • Когнитивные навыки – когнитивные (познавательные) способности позволяют обрабатывать сенсорную информацию, которую мы получаем. Они включают в себя нашу способность анализировать, оценивать, хранить информацию, вспоминать опыт, сравнивать и определять действия. Хотя когнитивные навыки частично врожденные, основная их часть приобретается. Если их развитие не происходит естественным образом, формируется когнитивная недостаточность, которая уменьшает потенциал обучения и трудно корректируется без специального и надлежащего (медицинского) вмешательства. Как и сенсорные и моторные навыки, когнитивные навыки тоже можно тренировать и улучшать при правильном обучении. Изменения в когнитивной сфере можно наблюдать в тех случаях, когда травма оказывает повреждающее действие на определенную область мозга. Правильная терапия зачастую способна «отремонтировать» мозг пациента, и, соответственно, восстановить или улучшить когнитивные функции. Это также действует и в случае с учениками. Слабые когнитивные навыки можно усилить, а нормальные когнитивные навыки – улучшить, тем самым увеличив легкость и производительность процесса обучения.
  • Восприятие инструкций. Формальное принятие и следование инструкциям является последним и наиболее неоднородным уровнем обучения. Оно включает в себя изучение академических предметов, таких как алгебра, чтение, письмо, – тех, которые ни интуитивно, ни самостоятельно (в большинстве своем) освоить нельзя. Эти предметы изучаются с помощью формального образования, а успешное и легкое обучение этим предметам зависит от основных когнитивных навыков человека. Базу знаний по каждому предмету можно расширить, но без наличия надлежащей основы в виде уже сформированных эффективных когнитивных навыков, хорошая успеваемость может стать трудной задачей, исполненной разочарований.

Когнитивные навыки можно тренировать и улучшать По мере того как человек взрослеет и академические задачи становятся более сложными, очень важно, чтобы основные навыки их решения присутствовали и функционировали должным образом. Сильные когнитивные навыки являются ключом к высоким достижениям в учебе. Без них человек с проблемами обучения или чтения не может полностью использовать свой потенциал. Если ваш ребенок испытывает трудности при обучении или чтении, причина может заключаться в недостаточном развитии одного или нескольких базовых когнитивных навыков. Если причина действительно в этом, она подлежит корректировке с помощью специальных индивидуальных обучающих программ, направленных на преодоление «слабых мест», специфичных для каждого конкретного ребенка, а значит, информация школьной программы в результате будет усваиваться гораздо быстрее и лучше.

Ссылки по теме:

  • Как гармонично развивать мозг ребенка
  • Упражнения по тренировке мозга для детей
  • Как научить малышей азам научного познания
  • Опасно ли раннее академическое обучение детей?
  • Забавные способы развития мелкой моторики
  • Развитие предварительных навыков письма у малышей
  • Предварительные навыки чтения для малышей
  • Практические задания для когнитивного развития
  • Больше статей о развитии детей
  • Больше статей об обучении детей

Важные концепции Жана Пиаже

Для лучшего понимания некоторых вещей, происходящих в процессе когнитивного развития, важно рассмотреть некоторые идеи и понятия, введенные Жаном Пиаже. Ниже перечислены понятия, которые влияют на то, как дети учатся и растут:

Модель

Модели – это категории знаний, которые помогают нам интерпретировать и понимать мир.

Модель включает в себя категорию знаний и процесс их получения. По мере накопления опыта эта новая информация используется для модификации, дополнения или изменения ранее существовавших моделей.

Как может измениться модель? Например, ребенок видел и трогал только маленьких собак. Теперь он уверен, что они все такого же размера и имеют четыре лапы. У ребенка уже сформирована модель об этом животном. Когда ребенок столкнется с огромной собакой, то он изменит ранее существовавшую модель восприятия.

Ассимиляция

Процесс внедрения новой информации в наши уже существующие модели называется ассимиляцией. Этот процесс субъективен, так как люди склонны модифицировать опыт и информацию, чтобы они соответствовали их прежним убеждениям.

Видеть собаку и называть ее “собакой” – это ассимиляция животного в модель “собаки” ребенка.

Приспособление

Другая часть адаптации включает в себя изменение наших существующих моделей в свете новой информации. Это процесс, известный как приспособление.

Приспособление предполагает изменение существующих моделей. Обычно это изменение происходит в результате получения новой информации или нового опыта. В ходе этого процесса могут также разрабатываться новые модели.

Уравновешивание

Жан Пиаже верил, что все дети пытаются достичь равновесия между ассимиляцией и приспособлением. Это достигается при помощи уравновешивания. Важно поддерживать баланс между применением прежних знаний (ассимиляция) и изменением поведения для учета новых знаний (приспособление) в течение всех этапов когнитивного развития. Уравновешивание помогает объяснить, как дети могут перейти от одной стадии мышления к другой.

Теория когнитивного развития Пиаже помогла расширить понимание интеллектуального роста детей. Она также подчеркнула, что дети являются не просто пассивными получателями знаний. Наоборот, дети постоянно исследуют и экспериментируют, строя свое понимание того, как устроен этот волшебный мир.

Перевод статьи: Кендра Черри

Дооперациональная стадия (от 2 до 6 лет)

Вторая стадия в целом соответствует дошкольному возрасту (нужно учитывать, что возраст в данной теории указывается приблизительный). Она получила название дооперациональной, т.к. на этом этапе дети не понимают операций – логических манипуляций, и не умеют мыслить логически. Под операциями понимаются такие процедуры, как разделение, объединение и другие преобразования, требующие логического мышления. Другими словами, ребенок на этой стадии, особенно в ее начале, не способен пользоваться логическими категориями и операциями: классифицировать, сравнивать, оценивать, измерять и т.п.

Тем не менее, на этом этапе наблюдается очень важная особенность – дети осваивают речь и начинают активно пользоваться символическим мышлением. Т.е. они используют слова и символы для репрезентации предметов, групп предметов, образов и идей, активно пользуются воображением и символической игрой. Так, кубики могут стать подданными царства или зданиями, а руки ребенка – крыльями самолета. Такие игры и способность «притворяться» на самом деле являются важным когнитивным достижением – данная степень абстрагирования не доступна высшим приматам и другим животным.

Жан Пиаже считал, что дети на этой стадии неспособны удерживать внимание на более чем одном аспекте ситуации или характеристике, и вдобавок детская логика основана на личном опыте, а не общепринятых правилах и законах. Так, в возрасте 3-4 лет дети не в состоянии понять понятие о сохранении вещества. Принцип сохранения представляет собой понимание того, что количество вещества будет оставаться тем же, даже если изменить его форму. К примеру, если перелить воду из низкого и широкого стакана в высокий и узкий, воды в нем будет столько же. А если шар из пластилина раскатать в продолговатую колбаску, количество пластилина не изменится. Такие операции становятся доступны детям лишь на следующей стадии когнитивного развития.

Чтобы увидеть, как выглядит в жизни логика детей на раннем этапе дооперациональной стадии развития (еще не освоивших принцип сохранения массы и количества), посмотрите данное видео. (https://www.youtube.com/watch?v=ZDNi4z5tdqU)

Другая отличительная черта данного этапа – это детский эгоцентризм. В данном контексте это значит, что ребенок в возрасте приблизительно до 3 лет воспринимает мир как продолжение себя, именно таким, каким он его видит, не осознавая и часто с трудом принимая точки зрения, отличающиеся от его собственной. На данной стадии для детей естественно считать, что все видят и воспринимают мир точно как же, как и они, и имеют те же чувства, мысли, предпочтения и желания.

Примерно между 3 и 5 годами жизни дети начинают осознавать, что у других людей свои точки зрения, чувства и мысли, и они воспринимают мир иначе, по-своему. Это явление получило название модели психики человека (или теории разума, по-английски theory of mind).

На смену дооперациональной приходит стадия конкретных операций, на которой дети демонстрируют большую способность к логическому мышлению. Ее, а также четвертую стадию – формальных операций, мы подробно рассмотрим в следующий раз, так же как и ценные практические соображения и рекомендации для родителей.

Ну а пока приглашаем вас на нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления». Данный онлайн-тренинг будет полезен всем тем, кто желает научиться логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах.

Удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Когнитивная сфера личности
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Подборка курсов для детей и родителей
  • Как научить ребенка читать: правила, советы и рекомендации
  • Когнитивное развитие. Часть 2
  • Коэффициент интеллекта: что это и как измеряется?
  • Факторы интеллектуального развития ребёнка
  • Понятийное мышление: по ступеням познания
  • Генетическая психология
  • Теории мышления

Ключевые слова:1Когнитивистика

7.1. Предпосылки развития когнитивного направления

Когнитивные теории развития ведут начало из философской тео­рии познания. Пересекаясь с биологией, теория познания смыкается с решением задачи адаптации индивида к окружающей социальной и предметной среде. Основная цель этого направления — выяснить, в какой последовательности развертываются познавательные структуры, обеспечивающие адаптацию.
Немецкий ученый Э. Мейман предложил периодизацию психического развития, критерием в которой являются этапы интеллектуального развития:

  1. Стадия фантастического синтеза (от рождения до 7 лет).
    Дети обобщают отдельные ощущения без системы и логики, поэтому получаемые ими понятия далеки от реальности.
  2. Стадия анализа (7 – 12 лет).
    Ведущей становится не интеграция, а дифференциация, т.е. разложение общих понятий, знаний, которые ребенок пытается осознать, расчленив понятие на части и формируя адекватное представление об этих частях. На этой стадии возможно начало систематического обучения детей.
  3. Стадия рассудочного синтеза (12 – 16 лет).
    Формируется операциональное мышление, появляется возможность интегрировать отельные понятия, которые усвоили на предыдущем этапе, и получать научные представления об этих частях.

Э. Клапаред выделил следующие этапы в психическом развитии:

  1. От рождения до 2 лет – у детей преобладает интерес к внешней стороне вещей, а потому интеллектуальное развитие связано, главным образом, с развитием восприятия.
  2. От 2 до 3 лет – у детей развивается речь, поэтому их познавательные интересы сконцентрированы на словах и их значениях.
  3. От 3 до 7 лет – начинается собственно интеллектуальное развитие, т.е. развитие мышления, причем у детей преобладают общие умственные интересы.
  4. От 7 до 12 лет – начинают проявляться индивидуальные особенности и склонности детей, т.к. их интеллектуальное развитие связано с формирование специальных интересов.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]