Развитие мышления у детей дошкольного возраста. Каким человек вырастет, какими качествами характера будет обладать, насколько активным будет его мыслительный процесс – закладывается в детстве. Дошкольный период особенно важен. В это время идет интенсивное развитие организма, физическое и психическое, закладывается основа индивидуума.
Особенности развития мышления у ребенка дошкольного возраста
Развитие мышления у детей дошкольного возраста. В дошкольный период зарождаются разные типы мышления, причем одно становится основой для появления другого. Зависят же особенности мышления от появившегося опыта и знаний, которые постигает ребенок на пути своего взросления.
Так, предпосылки мыслить, понимать закладываются с самых первых месяцев жизни. Первая погремушка в жизни ребенка, первые действия с предметами, окружающими малыша – все имеет значение в устанавливании связей между человеком и предметом. Случайные действия могут порождать интерес и попытки повторить эти действия снова. К примеру, услышав, что погремушка издает звуки, малыш будет трясти ее снова, чтобы повторить процесс.
У маленького ребенка мышление не может быть осознанным, оно просто идет как следствие восприятия действительности. И только когда ребенок начинает ходить, получает двигательную активность, мышление тоже активно развивается. Этот этап начинается, когда ребенку исполняется два года. Причем изначально мышление становится следствием практического действия. Без осознанной работы мозга. Интеллект начинает развиваться, когда ребенок получает возможность что-то творить, создавать в ходе игр и развивающих, познавательных занятий. Получая все новые знания, ребенок учится совершать мыслительные операции, и уже к пяти годам умеет анализировать, сравнивать, обобщать.
Развитие мышления у детей младшего возраста от наглядно-действенному к наглядно-образному.
Развитие мышления у детей младшего возраста от наглядно-действенному к наглядно-образному.
Ранний возраст — это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Мышление в этот период связано с восприятием — устанавливая связи между предметами и действуя ими. Поведение и сознание целиком определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас.
Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и действия с ними. В предметной деятельности при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов употребления вещей происходит зарождение интеллектуальной деятельности – наглядно-действенного мышления. Первоначальная стадия развития мышления – его наглядно-действенная форма – проявляется в том, что ребенок практически манипулирует с вещами и схватывает связи между ними.
Как же происходит развитие мышления у ребенка? Первые проявления наглядно-действенного мышления можно наблюдать в конце первого — начале второго года жизни. С овладением ходьбой встречи ребенка с новыми предметами значительно расширяются. Передвигаясь по комнате, трогая предметы, перемещая их и манипулируя ими, ребенок постоянно наталкивается на препятствия, на затруднения, ищет выход, широко используя в этих случаях пробы, попытки и т.д. В действиях с предметами ребенок отходит от простого манипулирования и переходит к предметно-игровым действиям, соответствующим свойствам предметов, с которыми действуют: например, колясочкой не стучит, а катает ее;, куклу кладет на кроватку; чашечку ставит на стол; ложкой мешает в кастрюльке и т. д. Производя различные действия с предметами (ощупывания, поглаживания, бросания, рассматривания и др.), он практически познает как внешние, так и скрытые свойства предметов, обнаруживает некоторые связи, существующие между предметами. Так, при ударе одного предмета о другой возникает шум, один предмет можно вставить в другой, два предмета, столкнувшись, могут отодвинуться в разные стороны и т.д. В результате предмет становится как бы проводником воздействия ребенка на другой предмет, т.е. результативные действия могут совершаться не только воздействием непосредственно рукой на предмет, но и с помощью другого предмета — опосредованно. За предметом в результате накопления некоторого опыта его использования закрепляется роль средства, с помощью которого можно получать желаемый результат. Формируется качественно новая форма деятельности — орудийная, когда ребенок для достижения цели использует вспомогательные средства.
Со вспомогательными предметами дети знакомятся прежде всего в быту. Детей кормят, а потом они сами едят с помощью ложки, пьют из чашки и т.д., начинают использовать вспомогательные средства, когда нужно что-то достать, закрепить, передвинуть и т.п. Опыт ребенка, полученный при решении практических задач, закрепляется в способах действия. Постепенно ребенок обобщает свой опыт и начинает использовать его в различных условиях. Например, если ребенок научился использовать палку для приближения к себе игрушки, то закатившуюся под шкаф игрушку он достает с помощью другой, подходящей по форме и длине: игрушкой-лопаткой, сачком, клюшкой и т.д. Обобщение опыта деятельности с предметами подготавливает обобщение опыта в слове, т.е. подготавливает формирование у ребенка наглядно-действенного мышления.
Развитие предметной деятельности и ее «оречевление» у ребенка происходит при активном участии окружающих его людей. Взрослые ставят перед ребенком те или иные задачи, показывают способы их решения, называют действия. Включение слова, обозначающего выполняемое действие, качественно меняет мыслительный процесс ребенка, даже еще не владеющего разговорной речью. Обозначенное словом действие приобретает характер обобщенного способа решения группы однородных практических задач и легко переносится в другие аналогичные ситуации. Включаясь в практическую деятельность ребенка, речь, даже сначала только слышимая, как бы изнутри перестраивает процесс его мышления. Изменение содержания мышления требует более совершенных его форм, и уже в процессе наглядно-действенного мышления формируются предпосылки для наглядно-образного мышления.
В младшем возрасте происходят глубокие изменения как в содержании, так и в формах наглядно-действенного мышления. Изменение содержания наглядно-действенного мышления детей приводит к изменению его структуры. Используя свой обобщенный опыт, ребенок может мысленно подготовить, предусмотреть характер последующих событий.
Особое значение для формирования наглядно-действенного мышления имеют действия, которые в психологии называют соотносящими. Речь идет о действиях с двумя и более предметами, когда необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов -форму, величину, твердость, местоположение и т.п. Уже в конце младенческого периода ребенок начинает совершать действия с двумя предметами — нанизывает, ставит один на другой, складывает и пр. Однако в этих действиях он еще не учитывает свойство — не выбирает и не подбирает нужный предмет в соответствии с формой, величиной, не пытается расположить предметы в определенном порядке. Характерно, что «содержание» большинства игрушек, пирамидок, кубиков, вкладышей, матрешек направлено на развитие соотносящих действий — на подбор и соединение предметов или их частей в соответствии с формой и размером. Разумеется, действия с ними должны регулироваться и направляться тем результатом, который следует получить (например, готовую пирамидку или матрешку). Для этого годовалому ребенку необходима помощь взрослого, своего рода обучение. Соотносящие действия выполняются разными способами в зависимости от того, как учить. Если ребенок просто подражает взрослому, т.е. выполняет те же действия с теми же предметами, он может получить результат только в его присутствии и при непосредственном показе. Поэтому важно, чтобы малыш научился выделять необходимые свойства предметов, чтобы сам подбирал и соединял части в требуемом порядке. Важно сначала заинтересовать его игрушкой, стимулировать желание действовать. Первоначально действия эти выполняются только через практические пробы, потому что ребенок еще не способен зрительно сравнивать величину и форму предмета. Только какое-либо неоднократное действие с игрушкой сможет убедить его в несостоятельности попыток. Только так он поймет, что нужно, например, не втискивать деталь, а примерять до тех пор, пока не будет найдена необходимая. Игрушки — пирамидки, кубики, матрешки — как бы сами подсказывают, какая деталь подходит. Поэтому их и называют авто дидактическими (или самообучающими). С помощью внешних ориентировочных действий ребенок рано или поздно получит результат.
В 2-2,5 года формируется новый тип восприятия — зрительно соотнесенное. Его называют так потому, что свойство одного предмета теперь превращается в образец, в мерку для измерения свойств другого. Так, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных колец; нужные детали подбираются на глаз, правильное действие по просьбе взрослого выполняется сразу, без предварительных практических проб. Разумеется, зрительный выбор по образцу — гораздо более сложная задача, нежели простое узнавание или примеривание, ведь сначала нужно найти предметы, одинаковые по форме, по величине, и лишь потом — по цвету. Это значит, что новые действия формируются первоначально для тех свойств предмета, которые непосредственно задействованы, и лишь затем переносятся на другие, менее существенные.
На третьем году жизни ребенок способен уже сравнивать хорошо знакомые предметы, имеющие ярко выраженную форму, с постоянными образцами, не только реально воспринимаемыми, но и представляемыми. Так, если предмет треугольной формы, ребенок определяет его «как домик», а круглый — «как мячик». Это означает: у ребенка есть представления о свойствах вещей, и эти представления закреплены за конкретными предметами. Но эти представления сами по себе не формируются. Со свойствами предметов ребенка необходимо знакомить в конкретных практических действиях. Повторение и воспроизведение соотносящих действий приводят к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже в период раннего детства ребенок может совершать действия в уме, способен без внешних проб подбирать нужные детали, например, для пирамидки или матрешки. В основе догадки — элементарная форма внутреннего действия, но не с реальными предметами, а с их образами, представлениями и способами употребления. Такое мышление называют наглядно-образным.
Список использованной литературы:
1. Детская практическая психология: учебник / под ред. Т. Д. Марцинковской.- М., 2000.
2. Развитие мышления в раннем возрасте / С. П. Новоселова. — М. — 1978.
3. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Стебелева Е.А. — М. — 2021.
4. Детская психология / Смирнова Е.О. — М. — 2006.
Типы мышления: этапы развития ребенка
Развитие мышления у детей дошкольного возраста. У дошкольника доминируют следующие типы мышления:
- предметно-действенный, который развивается подстегиваемый воображением ребенка; характерен для малышей от 1 до 2 лет.
- наглядно-образный, который развивается на основе уже имеющихся у ребенка знаний; характерен для детей от 3 до 4 лет.
- словесно-логический, поскольку речь начинает играть важную роль в достижении какой-либо цели ребенка; характерен для детей старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.
Предметно-действенное мышление
Самые младшие дошкольники любят ломать игрушки. Они – не агрессоры, выпускающие на волю отрицательную энергию, они – исследователи. Предметы, которые окружают ребенка, ему интересны, их хочется трогать, разбирать. Одно действие следует за другим. Речь здесь не важна, да и у крох еще нет умения говорить и объяснять свои поступки. Ребенок мыслит руками, исследуя свойства каждого предмета.
Наглядно-образный тип мышления
Когда малышу исполняется года три или четыре, он уже владеет некими образами, которыми активно пользуется в игре. Одновременно идет и предметно-действенное мышление, наглядно-образное просто становится его продолжением.
Словесно-логическое мышление
В пятилетнем возрасте дошкольники уже активно болтают, могут подвергнуть анализу информацию, дать развернутый ответ. Речь используется ими в игре, в повседневной жизни, дети поминают, что с помощью речи проще добиться желаемого результата.
Абстрактно-символическое
При этом мышлении ребенок может отделять существенные свойства, признаки предмета от несущественных. Малыш понимает, что конкретный предмет может быть замещен другим, если тот обладает такими же характерными признаками.
Творческое мышление (креативность)
Творчество не знает границ и возрастных отличий. Что в два года, что в шесть ребенок может с упоением строить замки з кубиков, мять пластилин или водить кисточкой с краской по листу бумаги. При этом ребенок мастерит или рисует то, что ему хочется, проявляя фантазию. Также с душой ребенок поет, музицирует, танцует.
Развитие наглядно-действенного мышления современных дошкольников
В статье рассматриваются современные условия развития наглядно-действенного мышления дошкольников. Проанализированы исследования А. А. Катаевой, Т. И. Обуховой, Е. А. Стребелевой в области наглядно-действенного мышления.
Ключевые слова: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, генезис мышления, трансдуктивное мышление.
Формы развития мышления в разных психологических системах рассматриваются с разных точек зрения. Согласно концепции Ж.Пиаже, схема мышления ребенка до 7–8 лет построена таким образом, что он делает выводы относительно единичных случаев, не замечая между ними наличия или отсутствия противоречия, то есть начальные формы мышления трансдуктивны [3]. В советской психологии в соответствии с концепцией Л. С. Выготского, генезис мышления проходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к логическому [1].
Основные исследования по зарождению и развитию наглядно-действенной формы мышления характеризуют ее как первая и исходная [2]; [4].
Эта форма мышления требует от ребенка умения справиться с практической задачей, используя метод проб и ошибок.
Проблема изучения наглядно-действенного мышления по прежнему является актуальной. В современных условиях развития дошкольников наблюдается вытеснение игрушек компьютерными играми, практически отсутствует ручной труд, все это может привести к более низкому уровню развития наглядно -действенного мышления. Поэтому на сегодняшний день необходимо дополнительное изучение мышления детей с учетом современных условий развития.
К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, другие выдающиеся педагоги придавали большое значение трудовой деятельности как развивающей функции.
К. Д. Ушинский писал: «Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. …Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу. Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно дать ему и привычку к труду».
При недостаточном уровне развития наглядно-действенного мышления впоследствии ребенок может столкнуться с трудностями при обучении в школе, где перед ним встает задача планирования своей деятельности и предвидения ее результата.
Современными исследованиями в области наглядно-действенного мышления занимались: А. А. Катаева, Т. И. Обухова, Е. А. Стребелева. В результате было выявлено, что многие практические задания оказываются сложными не только для детей в возрасте от трех до пяти лет, а иногда и старше [5].
По мнению авторов, сложности в выполнении заданий происходят потому, что ребенком должна быть правильно воспринята цель, проанализированы и
оценены все препятствия на пути к цели. И эти процессы должны происходить не только на уровне восприятия, но и осмысления.
Многие дети не смогли проанализировать условия задания ни мысленно, ни действенно, не использовали целенаправленные пробы, неоднократно повторяли ошибочные варианты действия.
В связи с этим авторами исследования были сделаны выводы, что наглядно-действенное мышление, появляющееся у детей достаточно рано, нельзя назвать исходной, примитивной формой мышления.
Для сформированности наглядно-действенного мышления у ребенка должно быть развито восприятие, умение анализировать данные восприятия, представление о назначении предмета, иными словами, образное и логическое мышления.
Более того, для успешного решения задач по наглядно-действенному мышлению, ребенок должен иметь навык замешения предмета, чтобы воспользоваться им в незнакомой ситуации.
По мнению Е. А. Стребелевой, необходимо обеспечивать условия для создания у детей предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления. Способствовать развитию целенаправленных действий с предметами; показывать предметно-игровые действия; знакомить детей с практическим использованием предметов- орудий, предметов-заместителей; разбирать с ребенком практические проблемные ситуации и задачи; развивать фиксирующую функцию речи.
Для успешного развития наглядно-действенного мышления необходимо использовать конструирование, лепку, всевозможные дидактические игры и упражнения, привлекать ребенка к ручному труду в практической жизни.
Литература:
- Выготский Л. С. Психология развития человека.-М.:Эксмо,2005
- Запоржец А. В. Психология.-М.:Учпедгиз,1953
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.-Педагогика-Пресс,1994
- Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника.-М.: Педагогика, 1997
- К генезису развития мышления в дошкольном возрасте- статья А. А. Катаевой, Т. И. Обуховой, Е. А. Стребелевой https://www.voppsy.ru/issues/1991/913/913017.htm
Упражнения и игры на развитие мышления у детей дошкольного возраста
Чтобы мышление активно развивалось, нужно постоянно с ребенком заниматься. В помощь родителям и воспитателям будут дидактические, познавательно-развлекательные занятия, экскурсии, встречи со специалистами, а также обычные игры с детьми.
Развитие образного мышления у дошкольника
Для развития образного мышления подойдут игры, где будут задействованы «серые клеточки». К примеру, взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой изображены различные предметы, однако всех их можно назвать одним словом. Это могут быть предметы посуды, различные животные, предметы одежды, мебели, транспорт.
Другой хороший вариант – пазлы. Чтобы собрать картинку из множества элементов, нужно представить ее целой, уделять внимание отдельным деталям, искать общее на иллюстрации, чтобы получить целостность изображения.
Можно предложить сыграть в игру «Все по полочкам». В этой игре из кучи совершенно разных предметов нужно находить только те, которые соответствуют конкретным признакам.
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста
Для развития логического мышления помогут как устные игры, так и с использованием наглядных материалов.
Хороши такие устные игры как:
- «Сочиняем сказку»
В этой игре взрослый начинает сказку, а задача ребенка ее закончить.
- «Да и нет»
Игра с наводящими вопросами, на которые второй игрок дает ответ: «Да» или «Нет». Задача – в итоге отгадать задуманный первым игроком предмет.
- «Ассоциация»
В этом упражнении предлагается подобрать слова по ассоциации: Платье – лето, шуба… (зима);
белка – дупло, медведь… (берлога) и т.д.
С использованием наглядных материалов:
- Составлять фигуры из счетных палочек.
- Играть в «лабиринт» на картинке, помогая персонажу пройти путь.
- По иллюстрациям придумывать историю.
Развитие творческого мышления
Творческое мышление невозможно без воображения и умения ребенка оперировать образами. Можно предложить ребенку следующие игры и упражнения:
- найти в кляксе знакомые образы,
- из нескольких разных деталей создать какой-либо предмет,
- на разных картинках находить одни и те же признаки,
- угадать, что за предмет, по устному описанию.
- рисовать с помощью нетрадиционного рисования.
Развитие пространственного мышления
Для того, чтобы ребенок мог ориентироваться в окружающем мире, нужно развивать пространственные навыки. Для этого подойдут игры:
- со спичками, когда нужно из созданных фигур построить новые,
- с чертежами, когда ребенку предлагается, например, поиграть в пирата и найти клад, следуя плану,
- упражнение «Дальше — ближе», когда ребенку предлагается передвигать предметы на близкое и дальнее расстояние по просьбе родителя или воспитателя,
- с закрытыми глазами, следуя указаниям педагога, нужно прочертить линию на листе бумаги.
Основные формы мышления дошкольников
Известнейший исследователь детского интеллекта Жан Пиаже определил весь дошкольный возраст как стадию конкретных операций. Впрочем, данная стадия не завершается поступлением ребенка в школу, а продолжается до 11 лет.
Проживая эту стадию, дети сначала обретают способность строить умственные представления о предметах и явлениях благодаря действиям. Затем они открывают умение представлять образы и действовать с ними во внутреннем плане. И практически на пороге школы у них открывается способность мыслить логически.
Соответственно, от раннего возраста до поступления в школу можно наблюдать, как последовательно развиваются виды мышления у дошкольников с доминированием наиболее свойственного возрасту:
- Наглядно-действенное
- Наглядно-образное
- Словесно-логическое
Каждая последующая форма мышления не вытесняет предыдущую. На каждой возрастной ступени ребенок мыслит и привычным ему способом, и дополняет новыми подходами.
Наглядно-действенное мышление
Еще раз акцентируем внимание, что развитие мышления ребенка запускается действием. «Делаю – наблюдаю за тем, что делаю – кое-что начинаю понимать» — так работает механизм простейших мыслительных процессов. Поэтому он получил название наглядно-действенное мышление.
Мыслительные потуги малыша привязаны к наглядным ситуациям и отражают непосредственные отношения между объектами. Например, черпая кашу ложкой, практически каждый ребенок умышленно, или случайно, переворачивает ложку так, что содержимое падает на стол. Этот простейший эксперимент позволяет ему уяснить, как нужно пользоваться таким столовым прибором.
Следующим открытием станет форма ложки. Оказывается, без вогнутости данного инструмента никак не обойтись, если хочешь съесть суп.
Мыслить для малыша 3-4 лет означает выполнять определенные действия и наблюдать, что происходит, а не вспоминать и размышлять.
Так постепенно наглядно-действенное мышление формируется как открытие предметных связей – между составляющими и характеристиками одного предмета, между разными объектами и пр. Благодаря накапливаемому опыту тип мышления малыша приобретает важные характеристики:
- отвлеченность
- обобщенность
Отвлеченность проявляется в том, что ребенок выделяет важный признак и начинает вариативно использовать предметы. Например, только что пластмассовый диск служил рулем воображаемого автомобиля, а вот уже дошкольник применяет его в качестве тарелки, из которой он кормит куклу. В данном случае, форма предмета подсказывает ребенку варианты использования.
Обобщенность мышления заключается в применении одного и того же объекта для разных целей. К примеру, младший дошкольник может сложить в ведерко мелкие игрушки, а затем все вытряхнуть и примерить его в качестве головного убора или использовать как стул.
Наглядно-образная форма
Опыт практических действий является непременной ступенью для развития следующего вида — наглядно образного мышления.
Особенно полезны для развития образного мышления продуктивные виды деятельности. Намереваясь нечто построить, вылепить или нарисовать, ребенок хотя бы отдаленно представляет результат. В этом уже содержится интеллектуальная задача: «Хочу сделать… А как это реализовать?».
На каких признаках нужно сосредоточиться, чтобы нарисовать яблоко? Вероятно, на его круглой форме. А для еще большего сходства с оригиналом стоит добавить хвостик с листочком.
Дошкольник изображает модели тех предметов, которые он видит вокруг. И это возможно только в том случае, если он будет замечать важные характеристики объектов, анализировать, устанавливать различие и сходство с другими предметами.
Важная особенность наглядно образного мышления состоит в том, что ребенок может представлять некий объект и придумывать его образ, используя воспоминания и задействуя воображение.
Отсюда вытекают главные свойства образной формы мышления:
- подвижность
- структурная организованность
Благодаря подвижности мышления, дошкольник способен дополнять свои представления. Достаточно показать малышу длинные уши игрушки, и он тут же узнает зайца. Это свойство распространяется на узнавание ребенком любых знакомых ему объектов по видимым элементам.
Структурная организованность мыслительной деятельности ярко проявляется в конструировании. Чтобы соорудить модель из конструктивных деталей, ребенок размышляет о взаимном расположении частей, определяет последовательность соединения. Размышляя, он ищет способы, как создать образ, который соответствовал бы замыслу.
Сюжетно-ролевая игра эффективно развивает образное мышление детей. Именно в подобных играх дошкольники пытаются создавать типичные образы, анализируют и мысленно представляют ситуации, правдиво отражающие реальную жизнь или соответствующие фантастическим сюжетам.
Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно переплетаются. Ребенком движет познавательная активность. Он экспериментирует, и благодаря действиям и образам открывает взаимосвязи, признаки, характеристики, особенности в окружающем мире. Эти виды мышления приближают дошкольника к пониманию объективных логических законов.
Словесно-логическое мышление
Только к концу дошкольного возраста формируется мышление, основанное на активной работе мыслительных операций с подчинением законам логики. Поскольку такая форма умственной деятельности сопровождается у ребенка постоянными речевыми рассуждениями, вид мышления получил название словесно-логического.
Развитие мыслительных операций у дошкольников начинается на стадии наглядно-действенного мышления. Но в 3-4 года ребенок стихийно выделяет только яркие «бросающиеся в глаза» признаки предметов, которые редко оказываются существенными.
Старший же дошкольник пытается обнаружить в окружающих объектах наиболее существенные и постоянные признаки, активно подключая для этого интеллектуальные операции:
- анализ
- синтез
- сравнение
- обобщение
- классификацию
Безусловно, детское логическое мышление использует наглядный материал. И в старшем дошкольном возрасте ребенку сложно даются абстрактные понятия. Что касается конкретных образов или отношений, то старший дошкольник способен рассуждать, выделяя причины и следствия, аналогии, характерные признаки.
Все чаще анализ, сравнение, обобщение дошкольник проводит во внутреннем плане и выдает готовое суждение. Всем знакома ситуация, как мальчишка с видом знатока осматривает сломанную машинку или робота и резюмирует, в чем неполадки.
Это свидетельствует о том, что у ребенка происходит перестройка между практическими и умственными действиями. И хотя ведущим видом мышления детей старшего дошкольного возраста все еще остается наглядно-образное, логический мыслительный процесс прослеживается во многих детских умозаключениях и вопросах.
Иными становятся ожидания ребенка, когда он хочет получить ответ на волнующий его вопрос. Поэтому он обращается к взрослым, которые, по его мнению, обладают экспертным знанием и все аргументировано объяснят. Нередко вопросы звучат в виде гипотезы, благодаря чему любознательные дошкольники пытаются прояснить причинно-следственные связи. Например, дети интересуются: «Если солнце «садится» с этой стороны, то почему оно утром «поднимается» с другой?», «Кто придумал пингвина птицей называть?» и т.п.
См. рекомендации по развитию словесно-логического мышления в дошкольном возрасте.
Таким образом, мышление дошкольника связано с конкретными операциями. На первой стадии формируется умение мыслить с опорой на действия с конкретными предметами, затем ребенок учится представлять образы и связывать с ними свои размышления. Умственные представления при этом перемещаются во внутренний план, что дает основу логическим рассуждениям и умозаключениям. Но абстрактные понятия дошкольнику все еще не доступны. Они поддадутся усвоению детским умом после 10 лет.
Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет и систематизирует получаемую из внешнего мира информацию.
СодержаниеРаскрыть
Поэтому понимание закономерностей развития мыслительных процессов у детей дошкольного возраста сделает общение родителей и маленького ребёнка более продуктивным и приятным.